Фото, которое вы так долго ждали...
Отредактировано VECTOR (25-11-2024 20:50:46)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новониколаевск » Кривощёково, 1895 г. Фотоальбом проф. А.А. Иностранцев
Фото, которое вы так долго ждали...
Отредактировано VECTOR (25-11-2024 20:50:46)
пост зохвачен
... буквально ВСЁ на ладони... ...
Ох! (
кровь из глаз и ушей..
Левый Берег о.п.
VECTOR'у
Да воздастся Вам по делам вашим!
Отредактировано Юрий Шилов (25-11-2024 08:20:58)
VECTOR'у
Да воздастся Вам по делам вашим!
Аминь.
Отредактировано evg_e1 (25-11-2024 13:32:07)
Левый Берег о.п.
ОтветЪ засчитан.)
Конечно, хотелось бы более раннего фото, их побольше и с разных ракурсов, но хоть это ещё одно теперь есть.
Да и это бы фото оставалось неизвестным, если бы не форумчанин Гошак с его геологическими изысканиями, время от времени поднимавший разные темы с этим связанные.
К примеру, благодаря этому я тогда нашёл альбом в одном из музеев, но он не был где-то выложен в цифровом виде: Ояшинская серебряная руда+Иностранцев и Семёнов-Тян-Шанский на Берди
А вот Гошак уже непосредственно связывался с музеем, и там ему неопределённо во времени отвечали, что когда-то фотоальбом и оцифруют и выложат.
Будем считать, что это случилось благодаря активным действиям Гошака. )
Во всяком случае, три фото в том альбоме точно узнаваемы как наши места, хотя сами фото без каких-то подписей.
Альбома на ГОСКАТАЛОГЕ нет, он только в каталоге сайта музея СПГУ.
Листайте картинки вправо по стрелке и каждую нажимайте для увеличения: https://kamis.spbu.ru/entity/OBJECT/816 … p;index=40
Вообще, если заказать скан, то фото должно быть с лучшим разрешением.
Я с трудом сделал фото в п.2, сохранив 20 увеличенных фрагментов, которые потом склеил.
Т.е. у меня в п.2 не файл оригинального скана в хорошем разрешении, а несколько хуже по качеству, может и не столь значительно.
Ну и давайте вспомним тему: Транссиб "Новосибирский". П. Я. Пясецкий "Великий сибирский путь".
Ведь в ней есть картина, у которой правая часть с мостиком и озером Каменным очень даже узнаваема на фото в п.2.
Интересно, как это так озеро прям в насыпь упирается на фото в п.2?
Не размывает ли насыпь?
Возможно, что в том месте основа насыпи большей частью на каменных глыбах и щебне, поэтому к размыву более-менее устойчива.
Отредактировано VECTOR (25-11-2024 15:31:06)
У Пясецкого справа с краю вроде что-то сделанное руками человека имеется? На фото из альбома совсем голо. А церковь относительно границ рисунка как далеко была? По моим прикидкам должна бы и попасть.
У Пясецкого справа с краю вроде что-то сделанное руками человека имеется?
Имеете в виду нечто длинное вдоль берега коричневого цвета?
Это так нарисована известная косая водозащитная насыпь-дамба. На фотографии она тоже там вдалеке имеется, вроде, хоть и плохо видно.
На фото из альбома совсем голо.
Ну если строго говоря про "голо", как и следует по известной карте ниже, то справа был "чистый выгон", так что тут давно коровки всё утрамбовали и пока не заросло как надо.
Романтичный арочный мостик на карте через озере Каменное тоже обозначен.
А как должно было быть, чтоб не "голо"? Должны быть видны дома?
Ну вот хорошо, если бы были фотки 1893-го, то можно было бы и дома увидеть, но какие-то фотографы в то время тогда тут не пробегали, похоже.
А церковь относительно границ рисунка как далеко была? По моим прикидкам должна бы и попасть.
Сделавшие фото путники проезжали тут до Бердска в середине 1895-го, как раз когда церковь уже перенесли, поэтому её на фото уже нет.
А картина Пясецкого нарисована уже после открытия движения, т.е. ещё позже - где-то 1898-й, вроде. Так что на картине церковь тем более не увидеть.
Как часто это бывает, если очень долго и настырно всматриваться и думать о чём-то, то можно "увидеть" абсолютно всё, что хотел увидеть...)
Отредактировано VECTOR (25-11-2024 21:20:24)
А церковь относительно границ рисунка как далеко была? По моим прикидкам должна бы и попасть.
так её в 1895 и разобрали.
Сделавшие фото путники проезжали тут до Бердска в середине 1895-го, как раз когда церковь уже перенесли, поэтому её на фото уже нет.
А картина Пясецкого нарисована уже после открытия движения, т.е. ещё позже - где-то 1898-й, вроде. Так что на картине церковь тем более не увидеть.
Ну да
Отредактировано golod (25-11-2024 22:50:49)
По моим прикидкам должна бы и попасть.
так её в 1895 и разобрали.
На картине мост и путь, а на фото только насыпь и церкви уже нет. Значит из зоны строительства уже произошло отселение жителей (а не в 1894 ли?). А после завершения стройки появилась зона очуждения ж\д и охранная зона моста которая, как мы знаем была сильно больше современной помните, когда впервые мы начали исследовать место Никольской церкви, то там была колючка действующей охранной зоны и лежащая в траве на сгнивших солбах, колючка старого периметра охватывавшая втч и фундамент церкви.
Не размывает ли насыпь?
А у вас на фото явно видно уложенную в насыпь геосетку.
Значит из зоны строительства уже произошло отселение жителей (а не в 1894 ли?).
Расселение, конечно, началось ранее, а вот "в Бугринское были перенесены все общественные здания — и волостное правление, и каталажная тюрьма, и церковь Николая Чудотворца" Справочная книга по Томской епархии га 1898 1899 гг, - Томск: Типография Епархиального братства, 1900. С. 192. В книге этот источник я не указывал - само собой.
На картине Пясецкого насыпь "паромной" жд ветки стыкуется с полотном Транссиба, грубо говоря, в районе Левой Оби.
Фотоснимок "справедливо" опровергает это.
Фотоснимок "справедливо" опровергает это
Пачимуу? Там на фото отлично видно, как она отходит от основной насыпи станции. Я сначала тож не сразу понял, что-куда - там прямо смотреть - это створ мостового перехода, а левый вираж, это она родная и есть - ветка паромная, что в р-н совр. ул.Самотечной приходила.
Отредактировано evg_e1 (26-11-2024 17:12:28)
Так что на картине церковь тем более не увидеть.
Окей, переформулирую: место, где была церковь, в кадр попадает?
Окей, переформулирую: место, где была церковь, в кадр попадает?
Конечно попадает. Только там ничего не видно, даже этого места...)
Возможно, на оригинальном, не пожатом интернетом скане в tiff, видно и холмик церкви.
Мне вот на фото, кроме красивого мостика через озеро), ещё нравится кромка леса во весь правый берег...)
Вот эта симуляция Кривощёково известная. Церковь под № 4. Так что представить можно где она примерно на фото в п.2.
Вопрос про точность - это к автору симуляции.)
Отредактировано VECTOR (17-12-2024 11:51:32)
evg_e1 , мои извинения за задержку с ответом: сплошные цейтноты и цугцванги
На картине Пясецкого насыпь "паромной" жд ветки стыкуется с полотном Транссиба, грубо говоря, в районе Левой Оби. Фотоснимок "справедливо" опровергает это.
Конечно, грешно рассматривать художественные полотна с «лупой и штангенциркулем в руках», тем более такие эпические и пространственные, как эта грандиозная панорама. Шутка ли: общая длина картины без малого километр при высоте всего в полметра. Чего уж в тут выискивать неточности? Но если принимать ее за артефакт, то можно поглядеть и с пристрастием, сравнивая с другими документами.
Пожалуй, корректнее будет смягчить формулировку "фотоснимок "справедливо" опровергает это". Лучше: "Фотоснимок ставит под сомнение такую стыковку".
Пачимуу? Там на фото отлично видно, как она отходит от основной насыпи станции. Я сначала тож не сразу понял, что-куда - там прямо смотреть - это створ мостового перехода, а левый вираж, это она родная и есть - ветка паромная, что в р-н совр. ул.Самотечной приходила:
Я тоже склонен думать, что эта насыпь когда-то была в основании ветки к парому (точнее говоря, к складу лесных материалов). Приходила ли паромная ветка в «в р-н совр. ул.Самотечной», будет ясно позднее, а на снимке, слева от этой блок-постовской дамбы, виднеются первые дома улицы 3-я Чулымская, а справа на взгорке - строения Бобошкиной горы. Это – начало улицы 1-я Чулымская.
Судя по картине Пясецкого П.Я., насыпь этой ветки, выйдя в горизонт магистрали, прямо-таки грубо втыкалась в насыпь ЗапСиба где-то в середине прямолинейного участка между мостом и правым поворотом:
Картина, пожалуй, – единственный аргумент за такую «встречу» двух ж\д линий:Изображено так, что на прямом участке, от места стыковки (в районе будущей Левой Оби) до начала изгиба, магистраль лежит на узкой насыпи, как одноколейка. Намекается, что и стрелочный перевод находится тоже в районе Левой Оби. Так ли?
На «Плане отчуждения земель Кабинета …» (1897 г), паромная ветка выходит в конец прямого участка магистрали (и соединяется с ней) в районе озера Зимняшное (красная окружность), а по версии VECTOR’а – к озеру Каменное (голубой значок):
При этом видно, что значительную часть трассы обе линии идут практически параллельно друг другу, судя по всему, по общей, широкой насыпи, в конце которой, видимо, должен быть и стрелочный перевод.
Предположу, что слева за насыпью, виднеется озеро Зимняшное, а справа, на переднем крае, - Каменное.
В конце 1894 г на левом берегу началась балластировка пути и укладка рельсов (Зайцев К.П.). Для обеспечения (в т. ч.) нужд строительства, к этому времени (даже загодя), по аналогии с правым берегом, была проложена ж\д ветка (желтая линия) от левобережной пристани до ст. Кривощёково.
В начале пути эта ветка имела свою насыпь, а в районе оз. Земняшное ее насыпь соединялась с насыпью магистрали, образуя расширение (см. область в красной окружности). Судя по всему, укладку рельсов в сторону моста (фиолетовые стрелки) производили позднее, от устроенного в этом месте стрелочного перевода.
В конце 1895 года началась временная эксплуатация ЗапСиба. От Омска до Кривощёково по расписанию ходили почтово-товаро-пассажирские и (в свободные дни) товарные ускоренные поезда. Видимо, к этому времени и относится снимок АА Иностранцева.
Паромная ветка (2)поднимается вверх к основной насыпи (1), не приближаясь вплотную к месту будущей Левой Оби. Уже у правой границы снимка можно разглядеть (правда, в зуме) размытый силуэт прямоугольной формы, стоящий на уровне магистрали, который может быть определен, как дом стрелочника на стрелочном переводе.
***
Таким образом, ответвление от ЗапСиба ж\д ветки к парому (складу лесоматериалов) начиналось в районе «Больших озер» - Каменное и Зимняшное. Эта линия, опустившись с главной насыпи вниз, проходила через весь склад лесоматериалов и закачивалась … Где?
Наложение трассы паромной ветки на нынешние карты показывает, что она заканчивалась в районе современного административно-торгового цента мкр «Лесоперевалка» (участковый пункт полиции, почтовое отделение № 29, ТОС «Лесоперевалка», супермаркет «Монетка» ), точнее говоря, в конец улицы 1-я Чулымская:
*
Конечно, не стоит ожидать особой точности от совмещения планов, карт, фото – и аэроснимков, между которыми разница больше 100 лет. Тем не менее, картина ЗапСиба в прилегающей к мосту пойме (после открытия в 1897 г сквозного движения через Обь) могла быть такой.
Общая длина паромной ветки (во время левобережного железнодорожного строительства) была около 2,5 км. Позднее у нее был демонтирован береговой (под складом) участок. Последнее отображение этой ветки на карте (в масштабе) относится к 1928 г.
*
В Новосибирском «Справочнике по городу и району» (1935 г.) в расписании трудовых поездов между станциями «Правая Обь» и «Кривощёково» фигурирует «Разъезд Мостовой», на котором четыре раз в день, в обоих направлениях, должны были останавливаться пригородные поезда."evg_e1" (О доме на стрелочном переводе в месте пересечения ветки к парому с магистралью) написал(а):Это первый блок-пост Обского моста и жилое строение при нём, как собственно было по всему Транссибу, ещё до посл. времени. Мой дядька был работником такого поста недалеко от ст.Чик. Жильё такое-же возле поста было.
*
Местные [с блок-поста] жители вспоминают, что в 50-х в районе поворота была активная стрелка: в будке - стрелочник, около будки - туалет. В этом месте, при необходимости, работал маневровый локомотив, помогая идущему "в горку" на правый берег составу.
В начале 60-х постоянного присутствия на этой стрелке уже не было: её обслуживали (чистили) те, кто работал на главной стрелке около самого моста. Управление стрелкой осуществлялось дистанционно. Но не жилое уже помещение еще оставалось стоять на прежнем месте.
Допускаю, что аналогичные тяговые задачи решались подобным образом - маневровым локомотивом - и в конце 19 века. Причем как на главном направлении Кривощёково - мост, так и на боковом: подъем от берега Оби к ст. Кривощёково.
Отредактировано Юрий Шилов (23-12-2024 01:51:32)
А когда возникла Лесоперевалка как комбинат?
А когда возникла Лесоперевалка как комбинат?
Именно комбинат?
От Шилова
были уже в Xix веке
на карте подписаны
Был, Михаил, большой именованный "Склад лесных материалов", длинной примерно 600 и шириной - около 100 саженей. Рядом с ним находилась, именованная же, "Лесная пристань". К складу и пристани подходила "Ветвь ж. д. к лесной пристани" - тоже с собственным именем (на карте-плане).
Аналогичные объекты на правом берегу были "имярек", т.е. безымянными.
*
Просматривается функциональная направленность комплекса этих объектов и, вроде бы, их не местный статус. В отчете о постройке средне-Сибирской железной дороги отмечается (по Мининой Н.А.): "Большая часть грузов доставлялась в так называемый Обской склад у с. Кривощёково, затем часть грузов была перевезена в Ачинский склад по р. Чулыму", <...> часть по р. Томи <...> в Поломошенский склад". А это уже - работа на регион.
*
Лесная пристань, как и склад, не перестала функционировать после окончания основного ж\д строительства. Более того, в 1915 гона была "узаконена" внесением ее в реестр левобережных характерных пунктов Оби (на 657 версте).
*
Последнее, правда косвенное, упоминание о Лесной пристани относится к началу 1930-х годов, в период строительства ГРЭС (ТЭЦ-2).
Близко к тексту, для разрядки :
"Вечер. Собрание актива молодых строителей ГРЭС.
Начальник строительства:
- Полмиллиона кирпича прибыло из Камня. Надо срочно разгрузить баржу!
= Есть разгрузить!
Через час все были на берегу Оби. Конвейер живых мелькающих рук перебросил 500 тысяч штук кирпича из баржи на берег.
... На рассвете, когда с реки потянуло бодрящей свежестью, а в прибрежных кустах перекликались пернатые, заливисто запела гармошка. Веселая песня разнеслась по окрестностям. Это - участники штурма возвращались на подводах домой".
*
Можно не поверить ни количеству выгруженного кирпича, ни задорной песни после ночной работы, но Лесная пристань была лучшим вариантом для такой работы на левом берегу.
Отредактировано Юрий Шилов (25-12-2024 22:31:26)
... 500 тысяч штук кирпича из баржи на берег ...
на современный язык это - min 1250 поддонов ! а то и больше, в зависимости от укладки.
если в одного, то я бы за рабочую смену в восемь часов - выгрузил бы на берег четыре-пять поддонов.. вряд ли больше.
впрочем, если на сумму, а не по часам, то есть оплата за единицу, то....
... Конвейер живых мелькающих рук перебросил 500 тысяч штук кирпича из баржи на берег. ...
Здесь, тот кто вспоминает - точно ошибся.
кирпич носится только в одного! передавать его из рук в руки - то есть стоять цепочкой, крайне неудобно. притом и опасно травмой (
здесь где-то лежит материал, как носили кирпич раньше, хоть вверх, хоть по прямой - надевали на спину что-то вроде деревянной полки в которую укладывался кирпич и вперёд.
называлась такая переноска - козой.
Отредактировано Михаил Цененко (Сегодня 03:20:39)
Здесь, тот кто вспоминает - точно ошибся
Это - не персональные воспоминания, а - агитка, фрагмент из брошюры "Новосибирская левобережная ГРЭС" (1935г). В ней собраны статьи и очерки о
строительстве этой станции.
Можно не поверить ни количеству выгруженного кирпича, ни задорной песни после ночной работы, но Лесная пристань была лучшим вариантом для такой работы на левом берегу.
Для меня, в данном случае, важны не нюансы тогдашних такелажных работ, а сам факт их произведения [предположительно] на Лесной пристани.
К слову
здесь где-то лежит материал, как носили кирпич раньше, хоть вверх, хоть по прямой - надевали на спину что-то вроде деревянной полки в которую укладывался кирпич и вперёд.
называлась такая переноска - козой.
Мы, к сожалению, об этом не знали, когда выполняли дембельский аккорд на строительстве очистных сооружений. Укладывали на усиленные носилки по 70 шт силикатного кирпича и - вперед. Здоровья - "хоть свиней корми". Но когда нужно было поднимать это на второй этаж - стоп! Построились веревочкой, метров через пять друг от друга, и давай пасовать его, как баскетбольный мяч, по цепочке. Замечательно получалось!
Отредактировано Юрий Шилов (Сегодня 07:29:45)
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новониколаевск » Кривощёково, 1895 г. Фотоальбом проф. А.А. Иностранцев