Бердск. Вокзальная водонапорная башня.
Сообщений 1 страница 22 из 22
Поделиться202-07-2011 23:57:23
Случайно не город Бердск?
Поделиться303-07-2011 00:00:35
Он, Алтайская ж/д, башня, 1914 года. Сегодня мимо проезжал, к сыну в лагерь ездил. Стоит - красуется. Техническое сооружение, а как сделано!
Поделиться403-07-2011 00:15:55
а как сделано!
- видимо, умели делать.)))
Поделиться608-09-2025 12:25:13
Пытался тут разобраться какие здания сейчас в Бердске самые старые.
Наткнулся на интересные сведения про эту башню.
Официально считается что она построена в 1913 году (иногда ещё называется дата 1914 год). Эту дату взяли экстраполяцией от даты строительства вокзала станции Бердск, а реальных подтверждающих документов нет.
Однако, согласно воспоминаниям из одной книжки, башню построили лишь в 1929 году. До этого воду возили на телегах. Больше обсуждать не стоит. Пусть остается 1913.
Фото с Викимапии (без даты, но загружено 14 лет назад). Ещё до включения в реестр ОКН.
Отредактировано Евгений Козионов (08-09-2025 12:26:07)
Поделиться708-09-2025 13:08:57
Архитектурный стиль плохо вяжется с 1929 г. и как раз соответствует концу 19 - началу 20 века.
Это же сколько денег нужно было, чтобы воду для паровозов на телеге возить. А зимой ещё и проруби долбить.
Отредактировано ss16011973 (08-09-2025 13:10:17)
Поделиться1021-09-2025 04:34:32
Какой это год ??
пост 9.
Поделиться1121-09-2025 07:53:49
Пытался тут разобраться какие здания сейчас в Бердске самые старые.
Наткнулся на интересные сведения про эту башню.
Официально считается что она построена в 1913 году (иногда ещё называется дата 1914 год). Эту дату взяли экстраполяцией от даты строительства вокзала станции Бердск, а реальных подтверждающих документов нет.
Однако, согласно воспоминаниям из одной книжки, башню построили лишь в 1929 году. До этого воду возили на телегах. Больше обсуждать не стоит. Пусть остается 1913.Фото с Викимапии (без даты, но загружено 14 лет назад). Ещё до включения в реестр ОКН.
Отредактировано Евгений Козионов (08-09-2025 12:26:07)
Вполне могло быть, что возросло водопотребление за счет присоединения потребителей, которым до этого возили воду в бочках на телегах, вот в 1929 году и добавили третий бак с деревянным шатром на типовую башню постройки 1913 (или 1914) г.
Поделиться1221-09-2025 08:48:47
Какой это год ??
пост 9.
Год не указан, но можно попробовать самим предположить.
Максима Горького, 1 уже построен, то есть после 1986.
Ленина, 83 ещё только начали строить, а он сдан в 1987.
На снимке зима 1986-87гг.
Вполне могло быть, что возросло водопотребление за счет присоединения потребителей, которым до этого возили воду в бочках на телегах, вот в 1929 году и добавили третий бак с деревянным шатром на типовую башню постройки 1913 (или 1914) г.
Спасибо, за версию!
Поделиться1321-09-2025 09:11:39
Однако, согласно воспоминаниям из одной книжки, башню построили лишь в 1929 году. До этого воду возили на телегах.
Станции с башнями строили примерно через каждые 25 вёрст, иначе вода в паровозе закончится и он не поедет дальше, т.е. как раз 25 вёрст - это расстояние от Ново-Николаевска до Бердска. Так что она тут просто обязана была быть сразу построена.
Про телеги - это написано про что-то другое, не имеющее отношение к заправке паровоза водой. Паровоз подъезжает к станции и во время его краткой остановки его должны быстро заправить водой. Быстро это можно сделать только с помощью башни, создающей естественный напор воды в заливном рукаве.
Теперь представьте, сколько времени потребуется для заправки вёдрами паровоза, да ещё когда на улице температура -40 градусов.
вот в 1929 году и добавили третий бак с деревянным шатром на типовую башню постройки 1913 (или 1914) г.
Вот как Ирландец сказал - так оно и есть. Историки Бердска пока что до этого не додумались.
Третий этаж башни уже советского времени.
Изначально станция Бердск была обычной маленькой станцией, не узловой, не конечной, не имеющей своего депо, так что башня там не могла отличаться в большую сторону размерами и объёмом бака от остальных башен.
Поделиться1421-09-2025 09:58:25
VECTOR, спасибо за пояснение.
Поделиться1521-09-2025 12:38:28
VECTOR, спасибо за пояснение.
Всегда пожалуйста, Евгений!
Но я сейчас вот что хочу сказать про эту башню, посидев и поразмышляв на эту тему...
Посмотрите внимательно на эту башню, на принципиальное её отличие по виду от соседних башен Алтайки.
Поразмышляйте на эту тему и сделайте соответствующий вывод.
Мой вывод такой: эта башня в Бердске ПОЛНОСТЬЮ ПОСТРОЕНА В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Некоторое наличие "старины" (окна, например) объясняется тем, что построена она в первой половине 1920-х, когда старые мастера ещё частично строили по старым лекалам.
Вот когда советская власть окончательно закрепилась, то и с "поповскими окнами" (цитирую дословно) стали бороться, уже и окна так не строили.
Да хоть на цоколь посмотрите - бутовые булыги. Сравните с цоколем того же старого вокзала Бердска, да и с цоколями других башен.
Самая первая башня станции Бердск СНЕСЕНА!
Сомнений НЕТ!
Некоторые (не все) башни Алтайки.
Почувствуйте разницу
Отредактировано VECTOR (21-09-2025 13:42:15)
Поделиться1621-09-2025 14:36:46
Однако, согласно воспоминаниям из одной книжки, башню построили лишь в 1929 году. До этого воду возили на телегах. Больше обсуждать не стоит. Пусть остается 1913.
Так а почему "Больше обсуждать не стоит."???
Стоит, очень даже стоит!
Так что табличку с этой башни, якобы построенной 1913-1914 гг., а в реальности - в середине-конце 1920-х, придётся-таки свинтить... )
А историкам-краеведам снова переписывать методички.
В бердском историко-художественном музее сохранился альбом воспоминаний старожилов города, собранный краеведами школы № 2 в 60-х годах.
В нем собраны воспоминания о железнодорожной станции Бердска. В одной из записей альбома говорится, что до 1929 года водонапорной башни в Бердске и вовсе не было...
Отредактировано VECTOR (21-09-2025 14:39:04)
Поделиться1721-09-2025 15:02:11
Самая первая башня станции Бердск СНЕСЕНА!
Видимо это шутка. Ну построили новую если уж очень захотелось. А зачем сносить старую?
согласно воспоминаниям из одной книжки, башню построили лишь в 1929 году.
Мы с Вами знаем, чего стоят все эти книжки, написанные по воспоминаниям. Возможно, имелась в виду не вокзальная башня, а какая то городская.
Поделиться1821-09-2025 15:45:00
Видимо это шутка.
А в чём заключается именно шуточность моих заключений? В наличии в посте смайликов? )
Ни на одной из станций Алтайки таких башен не было - некоторые примеры в посте на фотографиях выше, что и может подтвердить Ирландец своими словами: Водоёмное здание на станции Овчинниково Алтайской жд Алтайский край
Башен этого проекта на Алтайской ж.д. сохранилось достаточно много. Замечу, что если на основном ходе Транссиба типовые башни строились со значительными вариациями по материалам и архитектурному оформлению относительно типового проекта, то на Алтайской ж.д. всё делалось в максимальном соответствии с типовым решением. На сегодняшний день отличия заключаются в степени сохранности и вариантах реконструкции кровли.
Вопрос в том, есть ли желание у историко-краеведческой общественности признать ошибочность своих прежних утверждений.
Как показывает практика, таких желаний не особо возникает.
Ну построили новую если уж очень захотелось. А зачем сносить старую?
Во время Гражданской и мосты, и водонапорки повреждали.
Ещё построить новую большую башню на месте старой снесённой экономически выгодно и быстрее, так как не нужно строить новые подземные коммуникации, используется старый фундамент, который можно усилить - увеличит диаметр.
На это время водоснабжение могло быть организовано по временной схеме, как это делалось во время строительства ж.д. дорог - из больших бочек на ж.д. платформах.
Мы с Вами знаем, чего стоят все эти книжки, написанные по воспоминаниям. Возможно, имелась в виду не вокзальная башня, а какая то городская.
Неплохо бы с этими воспоминаниями ознакомиться в оригинале, а уж потом оценивать их "стоимость".
Удастся ли это сделать? - это вопрос...
Но там, вроде, написано именно про станцию.
Но эти воспоминания, их ошибочность или правдивость, никак не отменяют факта принципиального отличия башни Бердска, у единственной которой даже цоколь сделан безразлично к внешнему виду - всё видно на фотографиях.
Поделиться1923-09-2025 12:32:55
Я в интернете нашёл несколько ж.д. башен, у которых верхняя надстроенная часть выглядит полностью аналогично.
Т.е. вот деревянный шатёр - его форма, окна на нём, а также форма крыши в деталях - всё аналогичное, один-в-один.
Видимо, была какая-то типовая надстройка, согласно одного проекта.
Можете сами посмотреть башни на ж.д. станции в Кургане, да и в НСО есть.
Я только про надстройку сейчас говорил.
И всё же на Алтайке есть ещё не типовая башня - станция Калманка. А может, и ещё.
Явно царского времени - с гранитными замковыми камнями на окнах.
Так что вопрос почему в Бердске построили нетиповую башню открыт.
Но, видимо, бердчанам не особо это интересно.
Про то, что на станции Бердск не было башни до 1929-го - такого тоже быть не может.
Если станция, то должна быть и башня, да и до следующей башни в Евсино уже бы вода закончилась в паровозе.
Вот башня на станции Калманка.
Отредактировано VECTOR (23-09-2025 12:38:50)
Поделиться2023-09-2025 12:56:04
VECTOR, спасибо что продолжаете копать эту тему - интересно.
Подскажите, а как вы считаете, что было с вокзальной башней после электрификации путей? Её сразу забросили? Перепрофилировали(во что? почему в заметках о строительстве водоснабжения в г. Бердске она не упоминается? при этом строят новые водозаборные башни) В каком году она ушла в забытие?
Какова была её примерная судьба во второй половине 20го века?
Отредактировано Евгений Козионов (23-09-2025 12:57:14)
Поделиться2123-09-2025 20:55:37
Какова была её примерная судьба во второй половине 20го века?
Нормальная была у неё судьба во второй половине 20-го века.
Не снесли же...)
Но у меня нежданно-негаданно новые сведения появились.
Они косвенные, т.е. не касаются напрямую этой башни в Бердске, но заставляют задуматься и о ней.
В посте другой темы Ирландец упомянул про башню на станции Любинская, просто как пример такой же башни на нашей станции: Водонапорные башни вокзала Ново-Николаевска на рисунке 1918-го
Сами можете найти эту станцию, но на её месте могла быть любая другая, тут суть в другом.
Башня № 3 не надстраивалась (только упростили крышу). Нашёл у Андрея (низкий поклон за труды) полный аналог практически в неизменном виде - башня на ст. Любинская
Эта башня хоть и выглядит построенной при царе, а в реальности она построена в советское время.
https://pastvu.com/p/1567057
https://pastvu.com/p/2447412
Так что есть перекличка с темой про башню в Бердске.
В реальности, в Бердске башня тоже может быть советская.
Не стали строить в Бердске по старому проекту просто потому, что может в неразберихе того времени вся строительная документация исчезла.
В архиве РГИА также нет ни одного чертежа башен Алтайки среди там хранящихся чертежей и прочих доков по Алтайской железной дороге.
Поэтому взяли для строительства более распространённые чертежи по Транссибу. Может, немного внешний вид башни изменили.
Так что не всё так просто с башней в Бердске.
Ну если ничего не путаю, конечно...
Сами сравните ст. Любинская - сейчас и раньше.
Кстати, кто "хлопнул" эту башню - это ещё вопрос, так как с обоих сторон практиковалось. Это я про карандашную подпись на фото.