НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Утраченные водонапорные башни Транссиба Новосибирской области

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

...

Отредактировано VECTOR (15-09-2025 21:52:19)

0

2

Если задать прямой вопрос, сколько именно было снесено старых башен Транссиба в границах НСО, то кто-нибудь из краеведов-историков назовёт точную цифру?
Думаю, что никто.
Предлагаю Вам уникальный шанс стать первым краеведом-историком, который это узнает и будет хвастаться этим знанием!!! :)

Но для начала, может, всё же кто назовёт точное число и список ныне не сохранившихся?

Ниже добавлю "графическую" часть.

0

3

VECTOR написал(а):

... Но для начала, может, всё же кто назовёт точное число и список ныне не сохранившихся? ...

может быть: """ ... список ныне сохранившихся """ ?

0

4

Михаил Цененко написал(а):

может быть: """ ... список ныне сохранившихся """ ?

"Сохранившихся" - это слишком просто и банально.
Потому что они до сих пор стоят, и в интернете инфы про них от всяких блохеров-путешественников хватает.
Есть снесённые, и не одна.
Вот поэтому я и спрашивал про них.
Так как сносили их довольно уже давно, то и мало кто знает, где они были, да и были ли, вообще.
Так что надо этот вопрос окончательно ЗАКРЫТЬ!
Здесь и сейчас, прям в этой теме.

Отредактировано VECTOR (15-09-2025 12:18:58)

0

5

Итак, так как никто не знает, поэтому называю цифру.
На территории НСО вдоль линии Транссиба полностью исчезло 6 (шесть) водоёмных зданий, построенных в момент строительства Транссиба.

Исчезли башни на:

1) раз. Забулга
2) раз. Кирзинское
3) раз. Труновское
4) раз. Карапузово (Клубничная)
5) раз. Тихомирово
6) ст. Дупленская

Исчезнувшие башни на пяти разъездах были "квадратные", а на станции Дупленская башня была "восьмиугольная".
"Квадратность" разъездных башень - это была их отличительная черта. Ещё издали, только по виду башни, можно было понять, что подъезжаешь к разъезду, а не к станции.
Такие башни, в силу их "квадратности", было проще строить, а значит, они были и дешевле в постройке.
Ну и так как разъезд - это служебная станция, на которой не предполагался выпуск пассажиров из вагонов, то и по этой причине строили эти более простые и менее красивые "квадратные" башни, чем башни станций.
На станциях-то народ ходит по вокзалу, платформе, подходит близко к башням, рассматривает их, любуется ими.
Вот поэтому станционные башни строили красивее.
А на разъездах: вжух! - и проехал, ничего толком не разобрав в пыльное окно. Какой смысл там на разъездах строить дорого-богато-красиво, хотя бы те же башни? Правильно - никакого.
И не на каждом разъезде строили башни, а лишь на некоторых, там где это требуется.

Эти мои рассуждения касаются Западно-Сибирской ж.д. того времени - западнее реки Оби.
А вот на Средне-Сибирской ж.д. - восточнее Оби - это правило "квадратности" разъездных башен уже не работало. Там все башни были многоугольные, примерно одинаковые.
Это просто потому так всё было по-разному, что у ЗСЖД и ССЖД были разные архитекторы, которые по-своему определяли как всё будет выглядеть.
Разные архитекторы - разные проекты.
Нам повезло, что мы оказались на границе раздела ЗСЖД и ССЖД, поэтому можем в равной степени любоваться обоими проектами. )))
Ну вы, думаю, понимаете, что это всего лишь мои выводы, но не беспочвенные. Вроде, вполне логично.

А информацию по утраченным башням я взял на основе вот этой книжки, на которую я раньше уже ссылался на форуме:

Ещё ранее её внимательно пролистав, я обнаружил в ней список и карту, по которой можно всё вычислить.
Вот тут указаны станции водоснабжения вдоль Сиб.ж.д., также описание водоснабжения и подробная станционная схема.
Схему надо скачать, чтобы видеть её в полном разрешении - 9 Мб, а потом можно её развернуть, чтобы смотреть станции.
Схема скачать: https://disk.yandex.ru/i/_wEJP8bgmtI3gg

https://i.ibb.co/HDcDStH1/image.jpg   https://i.ibb.co/jPCFL9GW/1.jpg   https://i.ibb.co/BKSMQ5X8/2.jpg

А ниже из этой таблицы с башнями и общей карты я отдельно вырезал станции на территории НСО.
Обратите внимание, что на карте разъезды и малые станции с башнями обозначены в виде засечек с двумя кружочками на концах - о----о , т.е. по карте сразу это понятно.

https://i.ibb.co/GvBHMKZx/image.jpg https://i.ibb.co/35yWXx4C/image.jpg

И среди списка со станциями водоснабжения, есть некоторые с указанными подробностями их закрытия ещё в первые годы их эксплуатации.
Особенно интересна в этом смысле башня на станции Кожурла, закрытая вследствие трещины на водоёмном здании.
Очевидно, эта трещина и видна на современной фотографии башни.
Возможно, совсем недолго прослужила, может даже всего пару лет.
Так и стоит...

PS
Всё написанное является личным мнением, поэтому может не соответствовать истине - это я про число утраченных башен.

https://i.ibb.co/LdxtMxD9/image.jpg

Вот тут та трещина видна, через окно и дверь, с разрушенной над окном кладкой:

https://i.ibb.co/MxWByyQK/960px.jpg

Отредактировано VECTOR (15-09-2025 21:51:08)

+6

6

VECTOR написал(а):

Итак, так как никто не знает, поэтому называю цифру.
На территории НСО вдоль линии Транссиба полностью исчезло 6 (шесть) водоёмных зданий, построенных в момент строительства Транссиба. ...

Но это - по документам..
в реальности их могло быть больше.
не так ли?

0

7

Михаил Цененко написал(а):

Но это - по документам..
в реальности их могло быть больше.
не так ли?

Самострой?...
Не очень понятно, что именно вы имели ввиду. Транссиб - государственная ж.д., так что там и так всё должно быть "по документам".
Видимо, такое можно сказать про крупные станции, типа того же Ново-Николаевска. Там башен несколько появилось, но и то не сразу, а по мере развития. У нас одна их трёх башен была для нужд Красных казарм.
А на разъездах и мелких станциях больше одной башни не было. И не на каждом разъезде они были, вообще.
Примерно через каждые 20-25 вёрст расположены пункты с источниками водоснабжения, т.е. с башнями.

Вот в том моём списке выше станций водоснабжения есть одна особенно примечательная - станция Татарская.
Про неё интересные сведения про водоснабжение впервые увидел тут: Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910 гг. по данным, изготовленным для Омской выставки 1911 г.
Примечательность в том, что длина напорной линии аж 32 версты - 35 километров.

https://i.ibb.co/nqqCYFPd/32.jpg

Судя по таблице, источником воды служила удалённая на такое большое расстояние река Омь, вода из которой последовательно перекачивалась в промежуточные водоёмы чередой водокачек (оз. Теренкуль, искусственный бассейн), о чём также говорит то, что в последнем столбце таблице указано идентичное число жёсткости воды в реке Омь и в искусственном бассейне - 13,4 единиц.
Возможно, столь удалённые и затерянные водокачки могли сохранить своё насосное оборудование нетронутым до сих пор.
Где-то там на берегу Оми, на берегу озера Теренкуль и ещё где-то.

https://i.ibb.co/JRFcch7B/image.jpg

https://i.ibb.co/nqrFQjWV/image.jpg

Отредактировано VECTOR (16-09-2025 11:38:28)

0

8

VECTOR
возможно ли перенести башню?
Конкретно старая башня в Бердске. Возможно, она перенесена. Как это понимать? Разобрали и кирпичи перенесли? Или сняли верхнюю деревянную часть и содержимое, а кирпичные стены сломали?
С трудом представляю себе как происходит перенос водонапорной башни.

0

9

Евгений Козионов написал(а):

возможно ли перенести башню?

Перенести можно всё, что угодно.
Только это ещё не означает физическое перемещение объекта со старого места на новое, хоть целиком, хоть по частям.
Просто разное значение слова "перенести", среди которых есть и значение постройки нового на новом месте.

По такой логике, все кирпичные дома Бердска были разобраны на кирпичи и перенесены. Интересное занятие, наверное, отделять один кирпич от другого, скреплённых цементом. Не пробовали?
Да и не строили в те годы водонапорки с деревянными частями башни. На башни Транссиба не надо ориентироваться в этом, да и они не все были с деревянным верхом.

Ну, если только такая была в Бердске, то тогда - да, могли и перенести... ))) : Мочище

Отредактировано VECTOR (16-09-2025 13:22:24)

0

10

VECTOR написал(а):

Утраченные водонапорные башни Транссиба Новосибирской области

Интересное расследование  Спасибо! https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/84587.gif

VECTOR написал(а):

Исчезли башни на:

1) раз. Забулга
2) раз. Кирзинское
3) раз. Труновское
4) раз. Карапузово (Клубничная)
5) раз. Тихомирово
6) ст. Дупленская

Исчезнувшие башни на пяти разъездах были "квадратные", а на станции Дупленская башня была "восьмиугольная".

По первым 4-м есть фото или тексты, подтверждающие, что они были квадратными?
Или я что-то не увидела...

+1

11

Евгений Козионов написал(а):

Я это к тому что в ваш список утраченных башень, возможно, нужно внести одну башню из Бердска.

Только эта тема чисто про Транссиб, так что по основному признаку не получится.)

Olga написал(а):

По первым 4-м есть фото или тексты, подтверждающие, что они были квадратными?
Или я что-то не увидела...

Я знал, что рано или поздно кто-нибудь задаст мне этот вопрос, и даже был уверен, что это будете именно Вы! )
И ответить мне на него будет нечего... )

Пока мы знаем четыре известные квадратные башни, которые были именно на разъездах:
1) Водонапорная башня станции Кабаклы
2) Кошкуль - https://zap-sib-rail.narod.ru/View/Towe … hkuly.html
3) 1971 г. о.п. Тихомирово.
4) Водоподъёмное здание о.п. Груздёвка

Старых фотографий тех других четырёх разъездов, о которых спрашивали, - пока нет, поэтому нет более точной информации, кроме той, что указана в таблице по источникам водоснабжения.
Сейчас я сужу чисто по современным фоткам остановочных платформ из интернета, поэтому могу в чём-то ошибаться.
Но я могу лишь ошибаться в том, что те башни не попали в кадры современных фотографий, либо построены где-то далеко в лесу от них по ошибке или исходя из других соображений, поэтому их не видно.
В той таблице, которую я привёл, приведено 147 пунктов водоснабжения. Это я их сам пересчитал по таблице.
И в той же книге как раз и говорится, что было построено 147 каменных водоёмных зданий с шатрами - 145 одиночных + 2 двойных.
Всё сходится. В каждом из пунктов таблицы была своя башня.
Были на этих разъездах башни, были!
Думаю, что квадратные...)

В общем, цифру я назвал - 6 (шесть).
Желающие могут отправиться на эти о.п. и там всё облазить, подтвердив или опровергнув мои выводы. )

https://i.ibb.co/RGTF0Mzn/147.jpg

В качестве дополнения, фото станции Дупленская из известного фотоальбома "Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог. 1892-1896 г."
Единственная в моём списке утраченная башня именно на станции, а не на разъезде.
Поэтому она относится к "красивым" башням - многоугольным.
Единственное её известное фото.

https://i.ibb.co/9HGR0Z35/iiif-service-gdc-gdclccn-20-18-68-47-12-2018684712-0020-full-pct-100-0-default.jpg

Отредактировано VECTOR (16-09-2025 18:51:21)

+1

12

Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г
Возможно, что при дальнейшем переустройстве на реке соорудили плотину, остатки которой видны до сих пор, тем самым улучшив качество воды.

Кстати об утраченных башнях - слышал от чиновников администрации г.Чулым, что одну башню на станции они снесли (дословно - "уронили") уже в этом веке.
Возможно это была башня уже советского периода строительства. Но они описывали еще дореволюционнные чугунные трубы и задвижки.

0

13

VECTOR написал(а):

Особенно интересна в этом смысле башня на станции Кожурла, закрытая вследствие трещины на водоёмном здании.

Следствие "экономии на фундаменте".
Есть некоторое подозрение, что фундамент этой башни мог быть подмыт техногенной утечкой воды.
Ну или те же проблемы с посадкой здания без нормального водоотвода с поверхности и дренажа.
Надо смотреть на месте.

0

14

VECTOR написал(а):

Самострой?...

Наверное секретные водонапорные башни железнодорожники строили "для души", ну или, на крайняк, для личного обогащения. Хотя финмодель с такими капесом и опексом весьма сомнительна. :)

Отредактировано Ирландец (Вчера 22:37:20)

0

15

Евгений Козионов написал(а):

возможно ли перенести башню?

Возможно. Башню № 2 на ст. Ново-Николаевск переносили.

0

16

VECTOR написал(а):

Ну и так как разъезд - это служебная станция, на которой не предполагался выпуск пассажиров из вагонов, то и по этой причине строили эти более простые и менее красивые "квадратные" башни, чем башни станций.

Я мыслю, что причина другая - экономическая
На разъездах расход воды меньше, чем на станциях. Квадратная башня, построенная без усиления кладки по углам, не рассчитана на кратное увеличение запаса воды за счет установки дополнительных баков.
Восьмиугольные башни наоборот, имеют запас прочности под модернизацию. Вспомните, что на ст. Обь, как и на многих других станциях, получивших развитие, на всех башнях устанавливали второй бак без особых затрат.
На некоторых станциях башни так и стоят с одним баком.

+1

17

VECTOR написал(а):

И в той же книге как раз и говорится, что было построено 147 каменных водоёмных зданий с шатрами - 145 одиночных + 2 двойных

Забыли упомянуть 22 водоемно-водоподъемные здания (вроде бы они не "в том числе").
А еще там указано количество водоподъемных зданий (153 шт), превышающее водоемные (145+2=147 шт).
Видимо не только лишь на станции Татарская была перекачка воды.

0

18

Ирландец написал(а):

Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г
Возможно, что при дальнейшем переустройстве на реке соорудили плотину, остатки которой видны до сих пор, тем самым улучшив качество воды.

Может и так.
Про плохое качество в качестве причины закрытия не особо понятно. Возможно, что слишком жёсткая вода, но тогда плотиной это, вроде, никак не исправить. Химические методы тогда использовали, может так.

Ирландец написал(а):

Кстати об утраченных башнях - слышал от чиновников администрации г.Чулым, что одну башню на станции они снесли (дословно - "уронили") уже в этом веке.
Возможно это была башня уже советского периода строительства. Но они описывали еще дореволюционнные чугунные трубы и задвижки.

Ну чиновники-то большие спецы в деле датировок исторических артефактов...)))
А про снесённую там башню в интернете написано, и даже есть видео сноса башни.
Она явно советского времени была.
А первая башня там так и стоит.

Ирландец написал(а):

Следствие "экономии на фундаменте".
Есть некоторое подозрение, что фундамент этой башни мог быть подмыт техногенной утечкой воды.
Ну или те же проблемы с посадкой здания без нормального водоотвода с поверхности и дренажа.
Надо смотреть на месте.

Да, кто-то там накосячил.)
Кстати, на фото этой башни с трещиной в моём посте, я что-то не вижу у башни гранитного пояса. Похоже, фундамент был сложен из кирпича - без гранита, что и могло явиться причиной того, что фундамент не выдержал нагрузки.
Но это всего лишь предположение.

Ирландец написал(а):

Наверное секретные водонапорные башни железнодорожники строили "для душ", ну или, на крайняк, для личного обогащения. Хотя финмодель с такими капесом и опексом весьма сомнительна

Пивонапорные? На них намекал Михаил?  ) : Водонапорные башни на станции Коченёво

Ирландец написал(а):

Возможно. Башню № 2 на ст. Ново-Николаевск переносили.

Ирландец, что там можно было у неё перенести?
Разобрать деревянный шатёр? Баки, как я понимаю, клепали из листов по месту башни, т.е. на высоте установки бака. Как его тогда перенести с одной башни на другую - тоже не ясно.
Но самое главное тут другое.
Подача воды в Красные казармы не должна была прекращаться. А это значит, что пока строили новую башню, старая так и стояла на своём месте без изменений. И лишь когда построили новую, тогда и стали разбирать старую.

Ирландец написал(а):

Я мыслю, что причина другая - экономическая
На разъездах расход воды меньше, чем на станциях. Квадратная башня, построенная без усиления кладки по углам, не рассчитана на кратное увеличение запаса воды за счет установки дополнительных баков.
Восьмиугольные башни наоборот, имеют запас прочности под модернизацию. Вспомните, что на ст. Обь, как и на многих других станциях, получивших развитие, на всех башнях устанавливали второй бак без особых затрат.
На некоторых станциях башни так и стоят с одним баком.

Это у меня там выше также указано в качестве причины. :)
Но мне кажется, что экономия тут была не первопричиной, а всего лишь следствием.
Тогда станции разделяли на классы, и станция каждого класса выглядела несколько иначе, были они разных размеров.
Так что с башнями тоже могла быть дифференциация, которая бы подчёркивала отличие башен разъездов от башен станций. Сделать это можно было как раз за счёт более простой формы башни. Экономия в этом случае была уже как следствие. )
А на Средне-Сибирской ж.д., - с другим архитектором, - такой фигнёй уже не парились, - там на разъездах также были восьмиугольные башни.

Ирландец написал(а):

Забыли упомянуть 22 водоемно-водоподъемные здания (вроде бы они не "в том числе").
А еще там указано количество водоподъемных зданий (153 шт), превышающее водоемные (145+2=147 шт).
Видимо не только лишь на станции Татарская была перекачка воды.

Да, там я выше полную таблицу выложил на двух листах. К примеру, в Омске было несколько водлокачек, без всяких перекачиваний.

0

19

Ирландец написал(а):

Про станцию Чулым в документе написано, что водозабор из р. Чулым закрыт с 1907 г

Посмотрел документ внимательнее. Там сноска со звездочкой относится не к Чулыму, а к станции Дупленская.

0

20

VECTOR написал(а):

Тогда станции разделяли на классы, и станция каждого класса выглядела несколько иначе, были они разных размеров.
Так что с башнями тоже могла быть дифференциация, которая бы подчёркивала отличие башен разъездов от башен станций. Сделать это можно было как раз за счёт более простой формы башни. Экономия в этом случае была уже как следствие. )

В основе разделения станций на классы как раз лежит экономия. В этом смысл унификации и типизации. Выигрывается самый ценный ресурс строительства - время.

0

21

VECTOR написал(а):

Ирландец, что там можно было у неё перенести?

Посмотрите в смете на переустройство ст. Ново-Николаевск. Не думаю, что перенос водоемного здания в железнодорожном ведомстве это уникальный случай.
По поводу непрерывности водоснабжения военно-остановочного пункта - наверняка его осуществляли по временной схеме.

0

22

VECTOR написал(а):

Кстати, на фото этой башни с трещиной в моём посте, я что-то не вижу у башни гранитного пояса. Похоже, фундамент был сложен из кирпича - без гранита, что и могло явиться причиной того, что фундамент не выдержал нагрузки.

Это вряд ли. Просто очень низкий цоколь (например у башни в Сокуре такой) его не видно за экраном растительности.

0

23

Ирландец написал(а):

Посмотрел документ внимательнее. Там сноска со звездочкой относится не к Чулыму, а к станции Дупленская.

О, точно.
А эта звёздочка-сноска у Дупленской мне то попадалась в поле зрения, то исчезала из вида.
Тогда всё становится на свои места, ведь в километре от станции Дупленская есть скважина, из которой разливают минералку "Дупленская" с 1998-го года: https://vn.ru/news-svs_65668/
Не помню, пил ли её когда-нибудь, но, видимо, озеро, откуда качалась вода в башню, подпитывалось из тех же шибко минеральных источников.
В общем, в паровозы заливали отборную минералочку, что не есть хорошо, поэтому башню и закрыли в 1907-м.
Как вариант.)

Ирландец написал(а):

В основе разделения станций на классы как раз лежит экономия. В этом смысл унификации и типизации. Выигрывается самый ценный ресурс строительства - время.

Т.е. строители-архитекторы Западно-Сибирской ж.д. оказались в этом смысле более разумные, чем транжиры госбюджета строители-архитекторы Средне-Сибирской ж.д.
Понятно.
Но почему-то при таких транжирах, первая водонапорка станции Обь оказалась совсем обычной - без архитектурных излишеств, хотя станция располагалась на большой реке, да ещё и разделяла ЗСЖД и ССЖД.
Вот это обидно... Даже гранитом башню никак не инкрустировали.
Построили бы башню как на станции Слюдянка - было бы совсем другое дело!

Ирландец написал(а):

Посмотрите в смете на переустройство ст. Ново-Николаевск. Не думаю, что перенос водоемного здания в железнодорожном ведомстве это уникальный случай.
По поводу непрерывности водоснабжения военно-остановочного пункта - наверняка его осуществляли по временной схеме.

И, позвольте, узнать, что я должен в той смете увидеть?
Там написано слово "перенести"?
Ну так смысл этого слова двоякий, не обязательно означающий перемещение из одной точки в другую. Но я посмотрю, ещё это не сделал.)
А про строительство новой башни #2 я ранее находил, постил на форуме.
Там - да, фигурирует слово "перенести", но я про это уже сказал мнение: https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id … 11#p196899

Ирландец написал(а):

Это вряд ли. Просто очень низкий цоколь (например у башни в Сокуре такой) его не видно за экраном растительности.

Видимо, оказался слишком низким...

0

24

VECTOR написал(а):

... Не очень понятно, что именно вы имели ввиду. ...

Водонапорная башня на станции Инская (снесена)

А вот эта? она не считается?

-

VECTOR написал(а):

... Пивонапорные? На них намекал Михаил? ...

это я вам уже везде мерещусь? или это другой Михаил??
но там нет никакого.

0