НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Левобережная пристань, 1890-е

Сообщений 1 страница 32 из 32

1

OLD but GOLD!!! ... ???

Отредактировано VECTOR (03-03-2025 12:16:06)

0

2

Годъ? Фотографъ?

https://i.ibb.co/DDQcNdrB/1843137.jpg

+2

3

VECTOR написал(а):

Годъ? Фотографъ?

Что, никто не знает???
"Олды", да как же так-то?!
Вот и я не знаю ни год, ни фотографа... :D

Эту фотку я с ГОСКАТАЛОГа взял.
Но дело в том, что её там просто так не найти.
Т.к. в названии у неё "Ново-Николаев", а не "Ново-Николаевск".
Вот: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=57769078
А это значит, что она не найдётся через поиск по слову Ново-Николаевск.

Я её случайно увидел, просмотрев полностью все фото недавно выложенной папке/коробки какого-то собственника этих фото.
Смотрел чисто по шифру РЭМ 9558, под которым эта папка в этнографическом музее.
Там некоторые фотографии фотографа Кочешева.
Возможно, что и эта была сделана Кочешевым в 1896-1897-м, но без скана задней стороны паспарту не понять. Возможно, там сзади есть печать ателье.

Паспарту этого фото аналогично тому, какое в фотоальбоме геологов в экспедиции 1895-го в нашем крае: Альбом фотографий полевой экспедиции на Алтай (северная часть) 1895 г.
Но это не показатель, конечно. Может просто такое же паспарту.

Сами просмотрите фотографии в этой папке РЭМ 9558, если есть желание: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=РЭМ 9558&imageExists=null

0

4

VECTOR написал(а):

Годъ? Фотографъ?

VECTOR написал(а):

Что, никто не знает???
"Олды", да как же так-то?!
Вот и я не знаю ни год, ни фотографа...

Ситуация и впрямь - критическая. Хотя мне  и не по душе вопросы типа «Год? С какой крыши сфотографировано?»,  коль  молчат  орудия главного калибра, сделаю вброс:  ракурс-то интересный, во всяком случае для меня.

На переднем плане - во всей красе ажурные сходни:
https://i.ibb.co/h5dYJQP/image.jpg
Если это – единственное портовое сооружение в том месте левого берега на момент съемки,  предположу, что они возведены  первостроителями по приезду на место работ еще до устройства грузового причала для парома.

По умолчанию начало работ на левом берегу ассоциируется у нас (по Горюшкину Л.М.) с 1893 годом.  Эту дату мы уже обсуждали в теме  «Строительство железнодорожного моста», начиная с поста  № 222

Я тогда   предположил, что работы на левом берегу начались не весной 1893 г, а, возможно, осенью 1892 г.   Главный инженер строительства моста Будагов должен был приехать сюда в 1893 г [из Колывани гужевым поездом в шесть экипажей] не на пустое место, а на подготовленный фронт работ.

Это созвучно описанию начала работ (в т. ч.) в  левобережье из книги «Так начинался Новосибирск» (Горюшкин Л.М. , Бочанова  Г.А. , 1983 г):

https://i.ibb.co/hRYKZyVx/image.jpg

Другими словами, уже во второй половине 1982 г. на левом берегу проводились строительные работы, в т. ч., по возведению  «громадных прибрежных насыпей» .
Выводы о возможной дате устройства сходней, что называется, делайте сами.

+3

5

Юрий Шилов написал(а):

коль  молчат  орудия главного калибра, сделаю вброс:  ракурс-то интересный, во всяком случае для меня.

Да, не каждый снаряд из главного калибра долетит до середины Оби, поэтому, видимо, и молчат.
Зато, шайба с подачи Юрия Шилова всегда найдёт свои ворота...)

Юрий Шилов написал(а):

Если это – единственное портовое сооружение в том месте левого берега на момент съемки,  предположу, что они возведены  первостроителями по приезду на место работ еще до устройства грузового причала для парома.

Ракурс интересный, конечно.
Но вряд ли единственное портовое сооружение. Скорее всего, просто сколько в кадр влезло, столько и видим.
Не могу понять, что там с лодочкой творится. На якоре стоит, может.

А что это там на правом берегу за парусники с высокими мачтами, почти все? Хотя, ладно, - не парусники, - с мачтами были: "Пристань на реке Оби". Альбом Томашкевича

На пристанской ветке виден длинный состав, вроде. Также сверху в правой части на главном пути Транссиба тоже стоит ж.д. состав, вроде.
Слева на фото видны известные ж.д. склады, три в ряд.
Не знаю, что ещё приметить.
Скан в небольшом разрешении выложен в ГОСКАТАЛОГе, вытянул сколько смог...

Отредактировано VECTOR (04-03-2025 10:58:07)

0

6

VECTOR написал(а):

Но вряд ли единственное портовое сооружение.

Скажу так: "Сняли с языка!". Такой поворот рассматривался,  но  по-канадски был сделан простой  вброс для  оживления.

VECTOR написал(а):

Скорее всего, просто сколько в кадр влезло, столько и видим.

Здесь тоже есть варианты:
1) хотели снять только сходни, а на остальное - начхать;
2) важен был задний план (правый берег), поэтому  левый получился, как получился.

VECTOR написал(а):

А что это там на правом берегу

А там  больше объективных (в умелых руках) данных о дате съемки, чем в моих левобережных умозаключениях о дате (периоде) устройства первых сходней. К слову сказать, на рассматриваемой фотографии вид у сходней довольно потрепанный, а правый берег (в zoom’е) действительно представляется довольно обжитым, и  при желании там можно найти много чего интересного :

https://i.ibb.co/jPqympC1/189.jpg

Но мне туда – не с руки; во всяком случае, по этому вопросу.

Отредактировано Юрий Шилов (05-03-2025 00:04:02)

+1

7

Юрий Шилов написал(а):

но  по-канадски был сделан простой  вброс для  оживления.

Да, это лучше, чем вообще ничего...)

Юрий Шилов написал(а):

К слову сказать, на рассматриваемой фотографии вид у сходней довольно потрепанный

Их, наверное, каждое лето новые ставили.
Поди ж, их каждую весну сносило ледоходом и разливами.

Пока хоть что-нибудь причалившее к левобережной пристани запечатлено только на одном известном фото из фотоальбома.
Так что есть ещё к чему "стремиться"...

https://i.ibb.co/xGr65GJ/default.jpg

0

8

Там что, три рельса?

0

9

Ontal77 написал(а):

Там что, три рельса?

Там, где вагон толкают?
Ну да, вроде три. Ну если не надо было бы, то так бы не сделали, хотя и не очень понятно зачем три...)

Отредактировано VECTOR (05-03-2025 09:00:59)

0

10

Ontal77 написал(а):

Там что, три рельса?

VECTOR написал(а):

...вроде три...

Четыре.
Стрелка разобрана:

https://i.ibb.co/GQ4SCkTP/104732.png

+1

11

VECTOR написал(а):

Пока хоть что-нибудь причалившее к левобережной пристани запечатлено только на одном известном фото из фотоальбома. Так что есть ещё к чему "стремиться"...

Значит – «Вперёд!».
Поскольку первый вброс оказался всё-таки «лучше, чем вообще ничего», сделаю второй, надеясь, что и он не будет пробросом. Цель = что это за «сходни» такие? Для чего они?
#
На переднем плане фотографии "Пристань на реке Оби" (правый берег), перед основательным грузовым помостом,  просматривается   легкий мосток на козлах, аналогичный  левобережным «сходням»:

https://i.ibb.co/SDdPGDqG/image.jpg

Причем зрительно этот довольно широкий и ровный мосток  больше подходит для пешеходного движения, чем его собрат на левом берегу. Зачем же он здесь, рядом с зоной разгрузки?
Ответ дает, на мой взгляд, пункт № 2 (подчеркнуто синим) распоряжения начальника обского участка (Томского округа путей сообщения) о месте стоянки пассажирских судов (с баржами) на правом берегу :  от ж\д моста вниз по течению:

https://i.ibb.co/vCxQXjRP/image.jpg

Другими словами, на фотографии  из альбома Томашкевича видны и грузовой, и пассажирский помосты.
#
Это распоряжение в пунктах № 3 и № 4 намекает, по-моему, и на  «сходни» левого берега: помост с  водопроводной трубой является границей  причалов пароходов с баржами и плотов.
Так что  - предположительно! - ажурная конструкция  из п. 2 может быть «помостом  с для водопроводной трубы», упоминаемом в распоряжении о местах парковки.
PS
Осталось выяснить, что это за «водопроводная труба» на левом берегу реки пониже ж\д моста.  А?
В ружьё, уважаемый VECTOR! Без Вашей информационной поддержки – тупик!

+2

12

Юрий Шилов написал(а):

распоряжения начальника обского участка (Томского округа путей сообщения)

Это какой год? Там уже посёлок НН

0

13

golod написал(а):

Это какой год?

Какой именно сказать не могу, но - после открытия движения по ж\д мосту. До этого пассажирские пароходы прибывали в Кривощёково "за два часа до отхода поезда на Омск".

golod написал(а):

Там уже посёлок НН

Какая  связь с постом № 11?

0

14

Юрий Шилов написал(а):

Осталось выяснить, что это за «водопроводная труба» на левом берегу реки пониже ж\д моста.  А?

Юрий Шилов написал(а):

В ружьё, уважаемый VECTOR! Без Вашей информационной поддержки – тупик!

Юрий Васильевич, так у посетившего тему Константина Артёмовича поболе средств и возможностей будет, чем у "кнопкодавов"...)
Пусть же и он присоединяется к решению этого крайне важного и нужного для всех вопроса...)

Как мы помним, судя по "Путеводителю по Ведикой Сибирской железной дороге" издания конца 19-го века, на станцию Кривощёково воду возили из пульзометра, так хорошо видимого на картине Пясецкого, берущего воду из озера Круглое.
И как там же написано, вода из озера имела затхлый запах.
Не очень понятно, как там с водой с пульзометра на озёре Каменном было зимой, когда лёд появлялся.
Возможно, что с целью улучшения качества воды, в какой-то момент построили новую водокачку/пульзометр на берегу, т.е. на пристани, где и брали воду уже из Оби.
Возможно это и имеется в смысле этой водопроводной трубы.
Ну а в издаваемом "Путеводителе" просто перепечатывали старые сведения, так и продолжая писать про воду из озера.

Не знаю какую роль играл помост для этой трубы.
Если труба использовалась зимой, то должна быть закопана в песок, т.е. помост, вроде, как и не нужен.
Не знаю, может у него какая-то защитная функция. Вроде, на фото трубы не видно.
А может она уже и демонтирована.

Когда станция Обь строилась, то тоже сначала было временное водоснабжение, с доставкой воды по трубам от 1-й Ельцовки: Временное водосооружение станции Обь
Вроде, труба небольшого диаметра висит в воздухе?
Как это работало в зиму 1893/1894-го без перемерзания трубы, когда ещё не построили основной Обской подземный водопровод с башней?
Наверное, с пристани паровозы заправлялись, т.е. на пристани сначала была временная водокачка с водой из Оби, а потом ещё и Ельцовскую водокачку построили (?).
Тоже весьма замысловатая фиксация трубы в пространстве...

https://i.ibb.co/s9VMr147/1009.jpg

Отредактировано VECTOR (09-03-2025 19:43:54)

+1

15

Юрий Шилов написал(а):

Какая  связь с постом № 11?

Т.е. всяко после 1895. Пост 2 ранее?

0

16

golod написал(а):

Это какой год?

Источник уточнил, что это - объявление а газете за 1899 г.

golod написал(а):

Т.е. всяко после 1895. Пост 2 ранее?

Увольте! Не врубаюсь!
Хорошо бы  исходное

golod написал(а):

Там уже посёлок НН

дополнить,  для ясности вопроса, двумя-тремя поясняющими предложениями.

Отредактировано Юрий Шилов (10-03-2025 19:54:37)

0

17

Хотел сказать, что фото сходней поста 2 с панорамой правого берега сделано раньше выдержки из поста 11, где уже звучит Ново-Николаевск. Пока мы его датировку не определили (п.6)
Теперь, когда

Юрий Шилов написал(а):

Источник уточнил, что это - объявление а газете за 1899 г.

становится понятнее,
что связывает эти два поста предположение о "водопроводной трубе", которой кстати не видно. Поэтому, я бы остановился на сходнях середины 1890-х

+1

18

golod написал(а):

я бы остановился на сходнях середины 1890-х

Спасибо за мнение. Учтем

0

19

Так что ж всё-таки мы «имеем с гуся» на фото в п. 4 (фрагмент из п. 2)?

Это – помост, проходящий, судя по всему, от [уровня] поймы левого берега к руслу реки за границы меженного уреза воды. Он может обеспечивать доступ с пойменного  берега к воде (и наоборот с воды к берегу) в период ее самого низкого(?) уровня.
Этот помост уже ремонтировался и вновь требует ремонта. Судя по конструкции,  его лучше все-таки не  использовать  как пешеходный. А в качестве несущей конструкции, в т. ч., для водопровода, он  послужить сможет.

VECTOR написал(а):

Как мы помним, судя по "Путеводителю по Ведикой Сибирской железной дороге" издания конца 19-го века (1900 г. - ЮШ), на станцию Кривощёково воду возили из пульзометра, так хорошо видимого на картине Пясецкого, берущего воду из озера Круглое.
И как там же написано, вода из озера имела затхлый запах. Возможно, что с целью улучшения качества воды, в какой-то момент построили новую водокачку/пульзометр на берегу, т.е. на пристани, где и брали воду уже из Оби. Возможно это и имеется в смысле этой водопроводной трубы.

#
Это ж – почти Библейский сюжет!
Вот как  он описан классиками («Водоснабжение железнодорожного транспорта» 1949 г.):
«… для временных водоснабжений применяются  <…>  пульзометры.
Пульзометры <…> не требуют для своей установки специального фундамента, устанавливаются на подмостках легкого типа и не требуют постоянного квалифицированного надзора. На жел- дор. линиях с малым движением (три-четыре пары поездов в сутки) для работы пульзометра <…> можно пользоваться паром от паровоза, набирающего воду. При более интенсивном движении требуется установка стационарного котла».
Как раз для нашего случая: нестационарный пульзометр в конце помоста и  водо- , паропроводы от паровоза по его настилу. Схема из того же источника:

https://i.ibb.co/XZXR0QXy/image.jpg

Судя по заднему плану основной фотографии, эти помости находятся где-то в районе середины  пристанской ЖД ветки.
#
По предположению VECTOR’а этот водозабор был устроен позднее  стационарного «пульзометра от Пясецкого» и в помощь ему.
Замечу, что тот  стационарный пульзометр находился в конце подъема участка «пристань – стрелочный перевод». Но для того, чтобы заправить там, на горке,  водой паровоз, этот  участок нужно было было прежде построить, с использованием этого же паровоза. А где взять воду для работы паровоза?
#
Нужда в воде для паровозов ( да и у  строительства вцелом)  воникла сразу после начала работ.
В том же первоисточнике  замечено: «… иногда подобные устройства (пульзометры. - ЮШ) целесообразно иметь в обоих концах жел.-дор. станции»
На пристани лесоматериалов, конечно,  была ЖД станция в границах «стрелка – дальний тупик (у протоки)».
По водоснабжению на ранних этапах ж\д строительства  могло быть такое решение. «Врукопашную», без использования подвижного состава,  проложили  равнинный береговой участок ЖД  ветки от парома в конец лесной пристани. И там, на берегу [будущей  Яринской] протоки,  организовали  водозаборный узел  со стационарным пульзометром и, возможно,  водозаборным колодцем для устойчивости водозабора:

https://i.ibb.co/yc3chfkR/image.jpg

Благо, что от конца ЖД линии до протоки - около 50 саженей:

https://i.ibb.co/cSNKH7gP/2.jpg

Пульзометр мог получать пар для работы как от локомотива, так и от автономного котла.
Возможные контуры этого сооружения  при желании можно разлечить на фотографии «Кривощековская пристань после наводнения 1898 г.»:

https://i.ibb.co/8gYwFn1g/1.jpg

Такое водоснабжение могло бы обеспечить потребности строителей при устройстве не только подъемного участка от пристани до стрелки (до «пульзометра от Пясецкого»), но и части  магистральной ЖД линии от моста до  ближайшего водозабора на реке Чик.
После упомянутого большого наводнения 1898 года и критичного разрушения ЖД полотна за пойменными стрелками, источник воды на протоке оказался недоступным. Тогда на берегу Оби создали другой источник с вынесенным на помосте пульзометром.
#
PS
Конечно, остро ощущается дефицит объективной информации по этому вопросу.
Не теряю надежды, что уважаемый VECTOR поставит соответствующую задачу своему служебному, видавшему виды Win XP (полагаю x64) 😊

Отредактировано Юрий Шилов (04-04-2025 22:32:22)

+3

20

Юрий Шилов написал(а):

Конечно, остро ощущается дефицит объективной информации по этому вопросу.
Не теряю надежды, что уважаемый VECTOR поставит соответствующую задачу своему служебному, видавшему виды Win XP (полагаю x64) 😊

В ожидании результатов, я дал задание - сохраняя тональность п.19! – своему , тоже заслуженному,   поисковому Win XP (x64, 8 GB DDR2)  найти инфоормацию по пульзометрам:  расширенный поиск «ульз» при помощи  Adobe Acrobat,  в «Сибирской жизни» и «Сибирском вестнике» за 1893 -1905 гг.
И вот результат: по одной заметке в каждом издании.

«Сибирская жизнь» сообщает о разбое в начале ноября 1897 г. «около поста 1326 версты  Западно-Сибирс. Ж.д. против пульзометра» :
https://i.ibb.co/mVTtFSGS/1326.jpg

Другими словами, в ноябре 1897 г. пульзометр «от Пясецкого» уже был и, судя по всем, действовал.
#
«Сибирский вестник»  в 1900 г (№ 219) информирует  о «экстренных работах по водоснабжению станций» Сибирскрй железной дороги  с использованием пульзометров:
https://i.ibb.co/8nKnBy5y/1900-219.jpg

Так,  на 1317(?)  версте (что по соседству со  ст. Кривощёково) организуется временное водоснабжение, состоящее «из тепляка с деревянным боком, котла и пульзометра»
Скажем так, не однозначная локация и роль  этого «около_Кривощековского» пульзометра.
Вообщем - негусто.
#
Не безынтересная косвенная (в этом отношении ) информация  находится  в специализированных железнодорожных  источниках.
В «Расписании хода поездов с 1 ноября 1895 г.» на участке «Омск-Кривощёково» приводятся данные о размещении пунктов водоснабжения по линии движения. Пробеги локомотивов между этими пунктами ( верстах): 
средний  -72,3 в;
масимальные:  114 в (участок Омск - Шадринская) и 134 в  (участок  Карачи - Кожурла);
минималиный – 26 в (участок  Чик - Кривощёково).

Отсюда можно предположить, что паровозы на ст. Кривощёково на обратную дорогу до Чика (26 верст) могли  не пополнять запасы воды,  а работать на остатках ее в тендере. При этом, судя по расстояниям, остатков должно было хватить на дорогу до Чулыма.
Видимо, картина не изменилась и с началом регулярного сообщении «Челябинск – Кривощёково»  в 1896 г.
#
Источники водоснабжения  около  станции Ново-Николаевск приведены в «Материалах по обследованию …» (1912 г) Сибирской железной дороги:
https://i.ibb.co/LXvS73gb/image.jpg

Из таблицы видно, что и в объединенной Сибирской железной дороге отсутствует водообечение на ст. Кривощёково.
#
Общий вывод может быть таким.  Источник (на базе пульзометра) в районе 1326 версты не принимал участия в заправке водой магистральных локомотивов. Он обеспечивал потребности в воде только ст. Кривощёково, включая ее локомотивное хозяйство, работающее  в пределах станции.
Этот водоисточник, полагаю, на начальных этапах был не инструментом, а объектом строительства, который входил в состав всего комплекса ст. Кривощёково и вводился в строй вместе с ней.
Что касается пристанской ж.д. ветки то она, судя по всему, тоже вошла в состав ст. Кривощёково.
#
Отдельный вопрос, когда отпала нужда в пульзометре на 1326 версте и чем его заменили.

+1

21

Юрий Шилов написал(а):

Этот водоисточник, полагаю, на начальных этапах был не инструментом, а объектом строительства, который входил в состав всего комплекса ст. Кривощёково и вводился в строй вместе с ней.
Что касается пристанской ж.д. ветки то она, судя по всему, тоже вошла в состав ст. Кривощёково.
#
Отдельный вопрос, когда отпала нужда в пульзометре на 1326 версте и чем его заменили.

На рисунке Пясецкого видны большие бочки на платформах, которые и привозили от пульзометра, как я понимаю.
Естественно, эти бочки не могли работать зимой. Они только летом использовались.
Зимой только может водонапорная башня работать, которая может постоянно подкачивать со дна реки тёплую воду и также спускать обратно в реку по тем же трубам охладившуюся воду.
Т.е. на ст. Кривощёково заправки водой поэтому не могло быть из-за большой удалённости от источника воды.

Наверное, сначала просто не были сделаны колодцы, поэтому и стали использовать подвоз с озера.
Постепенно набурили колодцев и подвоз стал не нужен.

А до этого момента пробуривания колодцев, зимой, когда бочки уже нельзя было использовать, могли просто снег топить, его же в буфете подавать.
Как сказал выше, только для питья использовали воду.

А с самого начала колодцы не стали бурить потому, что ведь станция-то - временная.
Должны были, наверное, после запуска движения её снести, да вот потом оставили.
Смысла бурить колодцы для временной станции не было, т.к. дополнительные траты, да и просто не надо.

https://images.vfl.ru/ii/1597248507/895713c1/31324967.jpg

+2

22

VECTOR написал(а):

А до этого момента пробуривания колодцев, зимой, когда бочки уже нельзя было использовать, могли просто снег топить, его же в буфете подавать.
Как сказал выше, только для питья использовали воду.

А с самого начала колодцы не стали бурить потому, что ведь станция-то - временная.

У кого-то может сложиться превратное мнение, что снег "топили" и его в буфете подавали для питья...
Однако наверняка процедура была иной. Как минимум- кипячение с последующим охлаждением...

И по-прежнему смущает, что ж.д. пути от станции поворачивают круто влево. Может там где-то и была изначально переправа?

0

23

Проблемы с водоснабжением были характерны для ЗапСиба в целом («Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910 гг … » ): 
https://i.ibb.co/RT1cP50G/image.jpg
И ст. Кривощёково – не была исключением. Положение здесь , похоже, усугублялось временным статусом  станции и ее геграфическим положением:  на коренном берегу, вдали от  воды. И тем не менее надо было работать, в т. ч. зимой.

VECTOR написал(а):

Зимой только может водонапорная башня работать, которая может постоянно подкачивать со дна реки тёплую воду и также спускать обратно в реку по тем же трубам охладившуюся воду

Замечательно! И справедливо, но … с точностью до «только». А потому, с позволения VECTOR’а, перефразирую:

«Зимой водоподъемная  станция может по требованию подкачивать со дна реки тёплую воду и также спускать обратно в реку по тем же трубам не забранную  воду».

К чему это я подкорректировал, будет ясно, если посмотреть с пристрастием на комплекс пульзометра в районе поста на 1326 версте:

https://i.ibb.co/zCG7DHH/image.jpg

Под номером № 1 – водоподъемное здание (водокачка) на основе пульзометра.

Цитата: «Водоподъемные здания каменные, но имеют деревянные постройки для жилья машинистов». Думаю, там нашлось место и для парового котла.

В нужное время вода из озера по трубопроводу  № 2 подается к паровозной колонке № 3 и заполняет ёмкость в тендере  или прицепном баке. После завершения операции , остатки воды самотеком по тем же трубам сливаются в озеро.
Работа пульзометра координируется стацией через систему связи, проложенную по столбам № 4. Возможно, был определенный график забора воды. К слову сказать, этот режим может быть всесезонным, в т.ч. и летом

Под цифрой «2» трубопровод проходит над проезжей дорогой , идущей, возможно, на ст. Кривощекоово.
Вот такие «пироги с котятами».

Отредактировано Юрий Шилов (09-04-2025 01:05:12)

+3

24

Юрий Шилов написал(а):

Проблемы с водоснабжением были характерны для ЗапСиба в целом («Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910 гг … » ):

Обратите внимание, что там указано, что длина водопровода до ст. Татарская - аж 32 версты=35 км !!!.
Это получается, что тянули воду аж из реки Оми.
Видимо, вдоль трубопровода было несколько насосок (штук 5, например), которые включались одновременно для прогона воды на такое расстояние.
Интересно, сохранилось ли хоть одно из тех зданий перегонных насосных хотя бы в виде руин, если их не разобрали на кирпичи?
Ведь явно местные жители даже понятия не имеют, что эти здания были для перекачки на ст. Татарская, ведь почти 35 км до неё.
Ну это всё если я правильно понял, конечно.

https://i.ibb.co/mCpmfSYg/image.jpg

Сейчас увидел в интернете довольно свежую статью - за июнь 2022-й в "Вестник Московского университете": https://cyberleninka.ru/article/n/organ … chale-hh-v
И.В. Шильникова ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ ХХ в.

Там и про пульзометры написано.

До завершения сооружения постоянных систем водоснабжения, строительства водоемных и водоподъемных зданий для обеспечения водой паровозов нередко строились временные системы подачи воды. В качестве источников воды, как и при постоянном водоснабжении, использовались реки, ручьи, озера, пруды, в крайнем случае, болота. Для временной подачи воды на расстоянии не более четырехпяти верст от станции устанавливался деревянный бак, который при помощи пульсометра наполнялся в требуемом объеме. Пульсометр представлял собой достаточно простой по своей конструкции водяной насос, который действовал на поверхность воды непосредственно давлением пара. Это была для того времени достаточно удобная и прочная водоподъемная конструкция, часто применявшаяся в тех случаях, когда высота, на которую требовалось поднять воду, не превышала 20 м. Несмотря на то что пульсометр тратил заметно больше топлива по сравнению с хорошим паровым насосом, он обладал важным преимуществом, будучи нечувствительным к загрязнению воды, что являлось крайне важным с учетом условий строительства Транссибирской магистрали.

+2

25

VECTOR написал(а):

Там и про пульзометры написано.
"Это была для того времени достаточно удобная и прочная водоподъемная конструкция, часто применявшаяся в тех случаях, когда высота, на которую требовалось поднять воду, не превышала 20 м. Несмотря на то что пульсометр тратил заметно больше топлива по сравнению с хорошим паровым насосом, он обладал важным преимуществом, будучи нечувствительным к загрязнению воды

"
А я "об чём"? Это ж про наш пульзометр! Только о сливе остатков воды забыли написать.

0

26

Юрий Шилов написал(а):

Это ж про наш пульзометр!

Просто пример.
Не знаю, может и у нас их к тому времени делали.

Пульзометры. Иллюстрированный каталог товарищества Буркгардт и Урлауб. СПб.; М., 1880.
https://www.litfund.ru/auction/292/68/

https://i.ibb.co/m5prrZ3B/292-068-7179-11-YC169585.jpg https://i.ibb.co/chQxhQDH/292-068-7179-11-YC169586.jpg

https://i.ibb.co/Kx82dt2N/292-068-7179-11-YC169587.jpg https://i.ibb.co/wZwJkLS5/292-068-7179-11-YC169591.jpg

https://i.ibb.co/KxfPr5x5/292-068-7179-11-YC169592.jpg https://i.ibb.co/Q7YwnHP6/2.jpg

Отредактировано VECTOR (11-04-2025 02:15:00)

+2

27

Кто про что: финн - о сауне, а я - о Левобережной пристани

В документах  по ЗапСибу  есть (хотя и не многочисленные)  фрагменты  о временном водоснабжении  на  начальном этапе строительства. 
Вот некоторые из них (близко к тексту):

1. По общему плану постройки было решено прежде произвести, как можно скорее, укладку и балластировку пути, а потом уже приступить к устройству сооружений.
2. До устройства постоянных водных источников пользовались временными, прокладывая к ним (в ряде случаев) рельсовые пути;  иногда они служили также балластными ветками.
3. В качестве сборников воды служили срубчатые колодцы, которые ставились на реках, ручьях.
4. Подъем воды осуществлялся, в т. ч.  пульзометрами Кертинга, которые питались паром от котлов приходящих паровозов. Основанием для пульзометра служила площадка, устроенная в колодце. Над пульзометром, в случае необходимости, устраивалась теплая будка для слесаря.
5. Расстояние между временными источниками воды определялось в 20-25 верст, для  обеспечения  пробега поезда при одной заправке  в обе стороны.

По-моему, это неплохо согласуется с версией о изначальном водозаборе на Яринской протоке (пост 19):

Юрий Шилов написал(а):

По водоснабжению на ранних этапах ж\д строительства  могло быть такое решение. «Врукопашную», без использования подвижного состава,  проложили  равнинный береговой участок ЖД  ветки от парома в конец лесной пристани. И там, на берегу [будущей  Яринской] протоки,  организовали  водозаборный узел  со стационарным пульзометром и, возможно,  водозаборным колодцем для устойчивости водозабора

#
И о протоке дополнительно.
В одном из постов одной из тем Некто давно задавал такой вопрос (по смыслу. - ЮШ):
«На своем участке на Шоссейной начал земляные работы бульдозером. На значительном расстоянии от поверхности наткнулся на непонятную деревянную трубу,  уходящую в сторону залива. »
Объяснений, помнится тогда не нашлось.
Вот такие пироги с котятами.

PS
К сожалению, нельзя выполнить углубленный поиск в границах отдельной темы.

Отредактировано Юрий Шилов (25-04-2025 09:18:12)

+1

28

Юрий Шилов написал(а):

... на непонятную деревянную трубу ...

Канализация ?

0

29

Михаил Цененко написал(а):

Канализация ?

Юрий Шилов написал(а):

Объяснений, помнится тогда не нашлось.

В документах по строительству ЗапСиба:
"При незначительном удалении источников [воды. - ЮШ] от линии [железной дороги. - ЮШ], вода к последней подводилась деревянными трубами или открытыми канавами."
Не исключаю, что та, непонятная деревянная труба, могла питать оконечный (он же и начальный) пульзометр

+1

30

Юрий Шилов написал(а):

финн - о сауне, а я - о Левобережной пристани

:)

Юрий Шилов написал(а):

"При незначительном удалении источников [воды. - ЮШ] от линии [железной дороги. - ЮШ], вода к последней подводилась деревянными трубами или открытыми канавами."
Не исключаю, что та, непонятная деревянная труба, могла питать оконечный (он же и начальный) пульзометр

Могла питать, если бы обеспечивала герметичность воды под давлением, а не просто самотёком, типа канализации.
Но обеспечить герметичность как соединений, так и самих деревянных труб именно под давлением - ну такое себе "приключение".
Деревянные трубы ведь использовали в старину просто потому, что не было чугунных.
А при советской власти в 1920-1930-х применяли из-за дефицита металла.
А когда строили железную дорогу Транссиба, то, вроде, никакого дефицита металла не было. Заказали бы обычные трубы и привезли бы их вместе с рельсами.

Так что, думаю, что всё же те найденные - это сливные - канализационные.
Но Юрий Шилов всегда вправе это опровергнуть, конечно.)

+2

31

VECTOR написал(а):

Так что, думаю, что всё же те найденные - это сливные - канализационные.
Но Юрий Шилов всегда вправе это опровергнуть, конечно.)

Я также вправе не опровергать эту версию. Зачем мне?
Вот эта цитата из отчета о строительстве ЗапСиба

Юрий Шилов написал(а):

При незначительном удалении источников [воды. - ЮШ] от линии [железной дороги. - ЮШ], вода к последней подводилась деревянными трубами или открытыми канавами

подтверждает, конечно,   факт использование деревянных труб в системах железнодорожного водообеспечения в условиях Западной Сибири и допускает, соответственно, такие технические решения в данном случае в районе левобережной пристани.  Мне этого достаточно.
А канализационная версия пусть остается не опровергнутой.

#
И вообще, полагаю,  опровергать существование чего-то стократно сложнее, чем подтверждать существование (пусть предположительное ) какого-то объекта или факта.   Поскольку то, что было когда-то,  оставляет после  себя хоть какие-то (пусть виртуальные) следы. А у «нет» и следов нет!
#
Кстати, по данным этого же источника, на временное водоснабжение участка ст. Омск – ст. Кривощеко  «произведено расходов и работ в 1895\6 году»  на сумму 23541 руб 33 коп. , в т.ч. по ст. Кривощёково  – 1531 руб.
#
Доктор Пясецкий «за сделанную им панораму железнодорожной линии  от р. Волги до ст. Каинск» получил 12500 рублей.
#
В период временной эксплОатации участка ст. Омск – ст. Кривощёково (01.09.1895 – 01.09.1896 гг) на ст. Кривощёково было построено (в том числе) «пассажирское здание № 105, деревянное, из сосновых бревен, на стульях, полы и потолки из досок, крыто тесом; при нем: сарай на 3 отделения, помойная яма и ледник на 4 отделения (площ. 129, 41 кв. сж)» с затратами в 11718 руб 16 коп.
Вот такие пироги с котятами.

Отредактировано Юрий Шилов (27-04-2025 23:21:29)

+2

32

Справедливости ради, стоит отметить,  что «пассажирское здание № 105» уже упоминалось на форуме, вскользь (https://nsk-kraeved.ru/viewtopic.php?id=2374#p88379) , среди 10 новостроек на самой станции Кривощёково, с пометкой

golod написал(а):

Там правда ещё есть, но прочие строения

Среди «прочих строений»  были объекты, имеющие прямое отношение к прибрежной зоне.
В этот же период (01.09.1895 – 01.09.1896 гг) «приобретены дома под квартиру Начальника IХ участка и конторы его (площ. около 73 кв. сж.)»
Можно предположить, эта «недвижимость» приобреталась в той части старого с. Кривощёково, которая была ниже моста (по течению Оби), в районе Левобережной пристани.
#
Зайцев К.П. отмечал («Вечерний Новосибирск от 20.07.1987 г»):
Оставшиеся в селе общественные постройки и дома Г. М. Будагов «оккупировал» для нужд строительства: переоборудовав или приспособив под конторы и временные жилища для прибывающего «рабочего люда».

0