НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Левобережная пристань, 1890-е

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

OLD but GOLD!!! ... ???

Отредактировано VECTOR (03-03-2025 12:16:06)

0

2

Годъ? Фотографъ?

https://i.ibb.co/DDQcNdrB/1843137.jpg

+1

3

VECTOR написал(а):

Годъ? Фотографъ?

Что, никто не знает???
"Олды", да как же так-то?!
Вот и я не знаю ни год, ни фотографа... :D

Эту фотку я с ГОСКАТАЛОГа взял.
Но дело в том, что её там просто так не найти.
Т.к. в названии у неё "Ново-Николаев", а не "Ново-Николаевск".
Вот: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=57769078
А это значит, что она не найдётся через поиск по слову Ново-Николаевск.

Я её случайно увидел, просмотрев полностью все фото недавно выложенной папке/коробки какого-то собственника этих фото.
Смотрел чисто по шифру РЭМ 9558, под которым эта папка в этнографическом музее.
Там некоторые фотографии фотографа Кочешева.
Возможно, что и эта была сделана Кочешевым в 1896-1897-м, но без скана задней стороны паспарту не понять. Возможно, там сзади есть печать ателье.

Паспарту этого фото аналогично тому, какое в фотоальбоме геологов в экспедиции 1895-го в нашем крае: Альбом фотографий полевой экспедиции на Алтай (северная часть) 1895 г.
Но это не показатель, конечно. Может просто такое же паспарту.

Сами просмотрите фотографии в этой папке РЭМ 9558, если есть желание: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=РЭМ 9558&imageExists=null

0

4

VECTOR написал(а):

Годъ? Фотографъ?

VECTOR написал(а):

Что, никто не знает???
"Олды", да как же так-то?!
Вот и я не знаю ни год, ни фотографа...

Ситуация и впрямь - критическая. Хотя мне  и не по душе вопросы типа «Год? С какой крыши сфотографировано?»,  коль  молчат  орудия главного калибра, сделаю вброс:  ракурс-то интересный, во всяком случае для меня.

На переднем плане - во всей красе ажурные сходни:
https://i.ibb.co/h5dYJQP/image.jpg
Если это – единственное портовое сооружение в том месте левого берега на момент съемки,  предположу, что они возведены  первостроителями по приезду на место работ еще до устройства грузового причала для парома.

По умолчанию начало работ на левом берегу ассоциируется у нас (по Горюшкину Л.М.) с 1893 годом.  Эту дату мы уже обсуждали в теме  «Строительство железнодорожного моста», начиная с поста  № 222

Я тогда   предположил, что работы на левом берегу начались не весной 1893 г, а, возможно, осенью 1892 г.   Главный инженер строительства моста Будагов должен был приехать сюда в 1893 г [из Колывани гужевым поездом в шесть экипажей] не на пустое место, а на подготовленный фронт работ.

Это созвучно описанию начала работ (в т. ч.) в  левобережье из книги «Так начинался Новосибирск» (Горюшкин Л.М. , Бочанова  Г.А. , 1983 г):

https://i.ibb.co/hRYKZyVx/image.jpg

Другими словами, уже во второй половине 1982 г. на левом берегу проводились строительные работы, в т. ч., по возведению  «громадных прибрежных насыпей» .
Выводы о возможной дате устройства сходней, что называется, делайте сами.

+3

5

Юрий Шилов написал(а):

коль  молчат  орудия главного калибра, сделаю вброс:  ракурс-то интересный, во всяком случае для меня.

Да, не каждый снаряд из главного калибра долетит до середины Оби, поэтому, видимо, и молчат.
Зато, шайба с подачи Юрия Шилова всегда найдёт свои ворота...)

Юрий Шилов написал(а):

Если это – единственное портовое сооружение в том месте левого берега на момент съемки,  предположу, что они возведены  первостроителями по приезду на место работ еще до устройства грузового причала для парома.

Ракурс интересный, конечно.
Но вряд ли единственное портовое сооружение. Скорее всего, просто сколько в кадр влезло, столько и видим.
Не могу понять, что там с лодочкой творится. На якоре стоит, может.

А что это там на правом берегу за парусники с высокими мачтами, почти все? Хотя, ладно, - не парусники, - с мачтами были: "Пристань на реке Оби". Альбом Томашкевича

На пристанской ветке виден длинный состав, вроде. Также сверху в правой части на главном пути Транссиба тоже стоит ж.д. состав, вроде.
Слева на фото видны известные ж.д. склады, три в ряд.
Не знаю, что ещё приметить.
Скан в небольшом разрешении выложен в ГОСКАТАЛОГе, вытянул сколько смог...

Отредактировано VECTOR (04-03-2025 10:58:07)

0

6

VECTOR написал(а):

Но вряд ли единственное портовое сооружение.

Скажу так: "Сняли с языка!". Такой поворот рассматривался,  но  по-канадски был сделан простой  вброс для  оживления.

VECTOR написал(а):

Скорее всего, просто сколько в кадр влезло, столько и видим.

Здесь тоже есть варианты:
1) хотели снять только сходни, а на остальное - начхать;
2) важен был задний план (правый берег), поэтому  левый получился, как получился.

VECTOR написал(а):

А что это там на правом берегу

А там  больше объективных (в умелых руках) данных о дате съемки, чем в моих левобережных умозаключениях о дате (периоде) устройства первых сходней. К слову сказать, на рассматриваемой фотографии вид у сходней довольно потрепанный, а правый берег (в zoom’е) действительно представляется довольно обжитым, и  при желании там можно найти много чего интересного :

https://i.ibb.co/jPqympC1/189.jpg

Но мне туда – не с руки; во всяком случае, по этому вопросу.

Отредактировано Юрий Шилов (05-03-2025 00:04:02)

+1

7

Юрий Шилов написал(а):

но  по-канадски был сделан простой  вброс для  оживления.

Да, это лучше, чем вообще ничего...)

Юрий Шилов написал(а):

К слову сказать, на рассматриваемой фотографии вид у сходней довольно потрепанный

Их, наверное, каждое лето новые ставили.
Поди ж, их каждую весну сносило ледоходом и разливами.

Пока хоть что-нибудь причалившее к левобережной пристани запечатлено только на одном известном фото из фотоальбома.
Так что есть ещё к чему "стремиться"...

https://i.ibb.co/xGr65GJ/default.jpg

0

8

Там что, три рельса?

0

9

Ontal77 написал(а):

Там что, три рельса?

Там, где вагон толкают?
Ну да, вроде три. Ну если не надо было бы, то так бы не сделали, хотя и не очень понятно зачем три...)

Отредактировано VECTOR (05-03-2025 09:00:59)

0

10

Ontal77 написал(а):

Там что, три рельса?

VECTOR написал(а):

...вроде три...

Четыре.
Стрелка разобрана:

https://i.ibb.co/GQ4SCkTP/104732.png

+1

11

VECTOR написал(а):

Пока хоть что-нибудь причалившее к левобережной пристани запечатлено только на одном известном фото из фотоальбома. Так что есть ещё к чему "стремиться"...

Значит – «Вперёд!».
Поскольку первый вброс оказался всё-таки «лучше, чем вообще ничего», сделаю второй, надеясь, что и он не будет пробросом. Цель = что это за «сходни» такие? Для чего они?
#
На переднем плане фотографии "Пристань на реке Оби" (правый берег), перед основательным грузовым помостом,  просматривается   легкий мосток на козлах, аналогичный  левобережным «сходням»:

https://i.ibb.co/SDdPGDqG/image.jpg

Причем зрительно этот довольно широкий и ровный мосток  больше подходит для пешеходного движения, чем его собрат на левом берегу. Зачем же он здесь, рядом с зоной разгрузки?
Ответ дает, на мой взгляд, пункт № 2 (подчеркнуто синим) распоряжения начальника обского участка (Томского округа путей сообщения) о месте стоянки пассажирских судов (с баржами) на правом берегу :  от ж\д моста вниз по течению:

https://i.ibb.co/vCxQXjRP/image.jpg

Другими словами, на фотографии  из альбома Томашкевича видны и грузовой, и пассажирский помосты.
#
Это распоряжение в пунктах № 3 и № 4 намекает, по-моему, и на  «сходни» левого берега: помост с  водопроводной трубой является границей  причалов пароходов с баржами и плотов.
Так что  - предположительно! - ажурная конструкция  из п. 2 может быть «помостом  с для водопроводной трубы», упоминаемом в распоряжении о местах парковки.
PS
Осталось выяснить, что это за «водопроводная труба» на левом берегу реки пониже ж\д моста.  А?
В ружьё, уважаемый VECTOR! Без Вашей информационной поддержки – тупик!

+1

12

Юрий Шилов написал(а):

распоряжения начальника обского участка (Томского округа путей сообщения)

Это какой год? Там уже посёлок НН

0

13

golod написал(а):

Это какой год?

Какой именно сказать не могу, но - после открытия движения по ж\д мосту. До этого пассажирские пароходы прибывали в Кривощёково "за два часа до отхода поезда на Омск".

golod написал(а):

Там уже посёлок НН

Какая  связь с постом № 11?

0

14

Юрий Шилов написал(а):

Осталось выяснить, что это за «водопроводная труба» на левом берегу реки пониже ж\д моста.  А?

Юрий Шилов написал(а):

В ружьё, уважаемый VECTOR! Без Вашей информационной поддержки – тупик!

Юрий Васильевич, так у посетившего тему Константина Артёмовича поболе средств и возможностей будет, чем у "кнопкодавов"...)
Пусть же и он присоединяется к решению этого крайне важного и нужного для всех вопроса...)

Как мы помним, судя по "Путеводителю по Ведикой Сибирской железной дороге" издания конца 19-го века, на станцию Кривощёково воду возили из пульзометра, так хорошо видимого на картине Пясецкого, берущего воду из озера Круглое.
И как там же написано, вода из озера имела затхлый запах.
Не очень понятно, как там с водой с пульзометра на озёре Каменном было зимой, когда лёд появлялся.
Возможно, что с целью улучшения качества воды, в какой-то момент построили новую водокачку/пульзометр на берегу, т.е. на пристани, где и брали воду уже из Оби.
Возможно это и имеется в смысле этой водопроводной трубы.
Ну а в издаваемом "Путеводителе" просто перепечатывали старые сведения, так и продолжая писать про воду из озера.

Не знаю какую роль играл помост для этой трубы.
Если труба использовалась зимой, то должна быть закопана в песок, т.е. помост, вроде, как и не нужен.
Не знаю, может у него какая-то защитная функция. Вроде, на фото трубы не видно.
А может она уже и демонтирована.

Когда станция Обь строилась, то тоже сначала было временное водоснабжение, с доставкой воды по трубам от 1-й Ельцовки: Временное водосооружение станции Обь
Вроде, труба небольшого диаметра висит в воздухе?
Как это работало в зиму 1893/1894-го без перемерзания трубы, когда ещё не построили основной Обской подземный водопровод с башней?
Наверное, с пристани паровозы заправлялись, т.е. на пристани сначала была временная водокачка с водой из Оби, а потом ещё и Ельцовскую водокачку построили (?).
Тоже весьма замысловатая фиксация трубы в пространстве...

https://i.ibb.co/s9VMr147/1009.jpg

Отредактировано VECTOR (09-03-2025 19:43:54)

+1

15

Юрий Шилов написал(а):

Какая  связь с постом № 11?

Т.е. всяко после 1895. Пост 2 ранее?

0

16

golod написал(а):

Это какой год?

Источник уточнил, что это - объявление а газете за 1899 г.

golod написал(а):

Т.е. всяко после 1895. Пост 2 ранее?

Увольте! Не врубаюсь!
Хорошо бы  исходное

golod написал(а):

Там уже посёлок НН

дополнить,  для ясности вопроса, двумя-тремя поясняющими предложениями.

Отредактировано Юрий Шилов (10-03-2025 19:54:37)

0

17

Хотел сказать, что фото сходней поста 2 с панорамой правого берега сделано раньше выдержки из поста 11, где уже звучит Ново-Николаевск. Пока мы его датировку не определили (п.6)
Теперь, когда

Юрий Шилов написал(а):

Источник уточнил, что это - объявление а газете за 1899 г.

становится понятнее,
что связывает эти два поста предположение о "водопроводной трубе", которой кстати не видно. Поэтому, я бы остановился на сходнях середины 1890-х

+1

18

golod написал(а):

я бы остановился на сходнях середины 1890-х

Спасибо за мнение. Учтем

0