НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Кто из династии Романовых проезжал Ново-Николаевск или был в нём?


Кто из династии Романовых проезжал Ново-Николаевск или был в нём?

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

...

0

2

Про поездку Николая Второго в 1891-м через Сибирь известно - с востока на запад по Сибирскому тракту, т.е. вне границ будущего Ново-Николаевска.
Больше, как я понимаю, поездок царя на Восток не было, в том числе и на поезде он туда не ездил.
А если точнее говоря, то и в первую поездку он не в саму Сибирь ездил, а просто возвращался в Петербург через Сибирь, до этого по морю добравшись до Японии.

И вот вопрос:
А, вообще, кто-нибудь из династии Романовых проезжал через Ново-Николаевск, был ли в Ново-Николаевске когда-либо?

На начало 1917-го, как написано в интернете, было 65 членов династии.
Цифра 65 довольно большая, но это вместе с женщинами, детьми, стариками.

Или новосибирские историки не знают кто из династии Романовых хотя бы просто проезжал через город или был по делам в городе, названном в честь последнего царя Россиийской Империи, т.е. в честь самих Романовых?

Никто не знает, да?

Отредактировано VECTOR (11-06-2023 23:43:43)

0

3

Брат Александра Iii , Великий князь  Владимир Александрович Романов (1847-1909), проезжал через Дубровино и Колывань в 1868 году. Ново-Николаевска тогда еще не было, а в Кривощёково он не заглянул.

А в Новосибирске был Павел Куликовский - потомок Александра Iii (на открытии памятника).

Отредактировано brombenzol (12-06-2023 00:06:53)

+2

4

brombenzol написал(а):

Брат Александра Iii , Великий князь  Владимир Александрович Романов (1847-1909), проезжал через Дубровино и Колывань в 1868 году. Ново-Николаевска тогда еще не было, а в Кривощёково он не заглянул.

А в Новосибирске был Павел Куликовский - потомок Александра Iii (на открытии памятника).

brombenzol, благодарю за попытку.
Если в интернете посмотреть по заданному вопросу по Томску, то ничего более нового и не узнать: Кричать «ура!», речами не утомлять: как Томск цесаревича Николая встречал

Александр Второй только до Тобольска доехал, а через Кривощёково, естественно, никто бы не поехал.

Наш город при царской власти, начиная от момента постройки Обского моста, просуществовал только 20 лет, на которые пришлось две войны, так что времени-то было немного на то, чтобы кто-то из династии успел посетить город, да и хотя бы просто проездом мимо на поезде.

Посетивший открытие памятника Александру Второму в Новосибирске потомок Павел Куликовский даже не умеет говорить на русском языке...
Так что давайте ограничимся в вопросе дореволюционным временем, когда город назывался ещё в честь представителя династии, да и представители династии ещё пока имели прямое отношение к России.

Кто-нибудь знает, хоть кто-то из Романовых был или проезжал в то время, до 1917-го?

Отредактировано VECTOR (12-06-2023 08:38:06)

0

5

Ку-Ку!

https://i.ibb.co/rmWTDbY/image.jpg

0

6

"Российский государственный архив кинофотодокументов имеет на хранении четыре альбома, посвященных пребыванию великих князей на Дальнем Востоке. В них и небольшое количество снимков, связанных с Транссибом: альбомы N 346 и 347 "Поездка великого князя Бориса Владимировича на Русско-японскую войну", альбом N 591 "Поездка великих князей Бориса Владимировича и Кирилла Владимировича на Дальний Восток" и альбом N 1056 "Путешествия великого князя Бориса Владимировича в 1901-1902 гг. и его поездка на Дальний Восток во время Русско-японской войны".

Двое, значит, точно проезжали - Борис Владимирович и Кирилл Владимирович.

+1

7

brombenzol написал(а):

Двое, значит, точно проезжали - Борис Владимирович и Кирилл Владимирович.

Я тогда знаю ещё одного, получается.
Так-то да, надо было искать связь фразы "Великий Князь" и что-нибудь на тему ж.д. или Транссиба.

Отдельно этих двух выпишу со ссылками на Вики про них.
Оба - внуки императора Александра II.
Кирилл уже в изгнании стал самопровозглашённым императором России.
Великий князь Кирилл Владимирович
Великий князь Борис Владимирович

А я сам другого ещё встретил: Великий князь Сергей Михайлович
Он - внук Николая I. Из этих троих имён только он не смог сбежать из России в 1918-м.
Он был генерал-инспектор артиллерии, поэтому проезжал через наш город для инспекций в 1908-м и в 1914-м.
И в честь его поездки и был военными топографами в 1908-м году в первую очередь нарисован план артиллерийского полигона между 1-й и 2-й Ельцовками в Ново-Николаевске, о чём и написано в "Записках": Лагерь на плане 1923-го...
https://i.ibb.co/59Wm8L7/image.jpg

Как я понимаю себе, после постройки Военного городка стрельбище уже стало в другом месте, т.е. не между Ельцовками, а ближе к городку.
Инспектировал ли он лично хоть один из этих двух полигонов в 1908-м или в 1914-м - это я не знаю, скорее всего нет, но кто его знает.
В томских газетах ниже только встретил упоминания о проезде рядом с Томском, больше ничего. Писали что в Ново-Николаевских - без понятия.

Короче, трое из династии Романовых точно были как минимум проездом через Ново-Николаевск.

Тут в третьей вырезке он уже едет обратно.
Сибирские Отголоски 18 мая 1908 - Сибирские Отголоски 17 июня 1908 - Сибирская Жизнь 12 июля 1908

https://i.ibb.co/0qrFt9p/18-1908.jpg https://i.ibb.co/VCcxm47/17-1908.jpg https://i.ibb.co/QNHBSth/12-1908.jpg

А это буквально накануне войны поехал.
Сибирская Жизнь 21 июня 1914

https://i.ibb.co/Pmtm34B/21-1914.jpg

Отредактировано VECTOR (12-06-2023 21:08:19)

+2

8

Голос Томска: 20 мая, 3 июля, 9 июля

https://e.radikal.host/2023/06/12/GOLOS-TOMSKA-20-MAY1908.md.jpg
https://e.radikal.host/2023/06/12/GOLOS-TOMSKA-3-IYLY-1908.jpg
https://e.radikal.host/2023/06/12/GOLOS-TOMSKA-9-IYLY-1908.jpg

+2

9

brombenzol, благодарю за дополнение.

В общем, надеюсь, что тема понятно о чём была.
Город Ново-Николаевск был назван в честь императора, также памятник у моста поставили, вот и хотелось узнать кто лично из Романовых посещал город.
Похоже, никто из новосибирских историков не задавался этим вопросом раньше, иначе где-то бы было это написано.
Ну, наверное, только трое эти Романовых проездом были с воинскими должностными целями поездки.

Как-то так, в общем...

0

10

brombenzol, ещё раз благодарю за наводку на газету ГОЛОС ТОМСКА, которую я и скачал.
Правда в томской библиотеке подшивка только за один 1908-й, да и про Ново-Николаевск там практически нет новостей, но всё же я там сам поискал, и "кое-что" Вы там упустили из вида. :)

Когда Великий князь-инспектор артиллерии Сергей Михайлович уже ехал назад из Красноярска, то в Ново-Николаевске его ждали.
Остановился в Ново-Николаевске он в жилом доме казённого винного склада на 4 дня, и стрелковый артиллерийский полигон таки осматривал на месте будущей Горбольницы между речками Ельцовками.
Так что мы теперь может точно утверждать, что хоть один из Романовых в городе с официальным визитом таки был...
Ну, во всяком случае, такое планировалось, судя по тексту газеты.
Может где-то инфа ещё и сохранилась по этому визиту.

Вот в этом доме на ул. Большевистской, 105 он останавливался.

ГОЛОС ТОМСКА 29 июня 1908

https://i.ibb.co/x6160XP/29-1908.jpg https://i.ibb.co/Bc18dVH/0-ef317-b0397e3f-orig.jpg

Отредактировано VECTOR (13-06-2023 13:55:26)

+4

11

С

VECTOR написал(а):

brombenzol, "кое-что" Вы там упустили из вида

Супер!! Действительно, пропустил.

+1

12

До кучи.

В. кн. Кирилл  Владимирович проследовал с Дальнего Востока через Омск 20 апреля 1904 года. Следовательно, 19 апреля он проезжал через Ново-Николаевск. Источник: Омские епархиальные ведомости, 1904, № 9.
https://e.radikal.host/2023/06/13/OMSKII-EPARKIALNYE-VEDOMOSTI-1904-NOMER-9.md.jpg

+1

13

brombenzol написал(а):

До кучи.
В. кн. Кирилл  Владимирович проследовал с Дальнего Востока через Омск 20 апреля 1904 года. Следовательно, 19 апреля он проезжал через Ново-Николаевск. Источник: Омские епархиальные ведомости, 1904, № 9.

По ж.д. через Ново-Николаевск много кто ездил туда-сюда, конечно, тут более, конечно, интересен официальный должностной визит именно в Ново-Николаевск с высадкой в городе, чем если просто проезд через станцию со смотром в окно в поезда.
И, похоже, только вот один артиллерист из Романовых и сделал визит за всё время существования города.

Вырезку в посте 10 больше ничем нельзя подтвердить, похоже. Только она одна является свидетельством.
Ново-Николаевские газеты в тот период середины 1908-го оказались "забаненные", так как Литвиновскую "Народную летопись" прикрыли в декабре 1906-го, а с февраля по август 1908-го была прикрыта газета "Обь".
Т.е. во время приезда князя в июле 1908-го в Ново-Николаевске не выходило никаких городских газет, поэтому нигде больше про это и не написано.

А князья-братья Кирилл и Борис Владимирович на Дальний Восток в 1904-м ранее апреля поехали, как я понимаю, т.е. в вашей вырезке выше уже описано возвращение.

Есть книга: Visions de guerre; six mois en Mandchourie avec S.A.I. le grand-duc Boris de Russie  by  Schaeck, Ivan de 1906
«Зрелища войны. Шесть месяцев в Маньчжурии с Е. И. В. Великим князем Борисом».
Она написана Иваном де Шаеком - личным секретарём Бориса.
Там, конечно, ничего про Ново-Николаевск не написано, так как Борис и его секретарь просто проезжали мимо, но там в тексте есть даты по маршруту, т.е. через Обь 4-го марта 1904-го проехали, вроде.
Ну я просто перевёл отрывок ради примера, но там особо ничего нет и быть не может.
Проехали мимо, вот и всё...
Фрагмент после Каинска:

Свернутый текст

.....Каждый день мы проходим мимо множества военных поездов на станциях перехода. Солдаты поют и, кажется, не страдают от холода в фургонах, где они теснятся друг к другу По сигналу они с весельем школьника, с маленьким металлическим чайником в руках, перебегают из одного фургона в другой. металлический заварочный чайник в руке, сбоку от хижины, где можно бесплатно получить кипяток для приготовления чая.
Такие "самовары" для путешественников вы найдете на каждой станции. Их штурмуют каждый раз, когда проходит поезд.
В десять часов вечера мы пересекаем реку Обь. Станция Оби - важный пункт отправления эмигрантов, направляющихся в Томское правительство. Летом река судоходна, а ее плодородные берега идеально подходят для разведения скота. В вагоне-ресторане я слышу, как молодые офицеры обсуждают шансы войны: мы будем ждать японцев на реке Ялу. Именно там произойдут первые столкновения. По мнению одних, враг попытается перейти в наступление и двинуться в глубь страны, в Маньчжурию; по мнению других, японцы удовлетворятся тем, что осядут в Корее и укрепятся там. Чтобы вытеснить их, придется предпринять кампанию в этой негостеприимной стране, которая будет долгой и трудной, учитывая трудности местности. Все с радостью признавали, что на суше все будет не так просто, как на море, где враг легко добился успеха в Порт-Артуре.
Люди желтой расы, - сказал один из них, - могут проявлять храбрость и порыв к атаке, пока их поддерживают крылья успеха, но их военная ценность исчезает при первой же серьезной неудаче. - Это может быть верно в отношении китайцев, - ответил второй, - а пока я не удивлюсь, если японцы зададут нам трудную задачу".
Несомненно, что генерал Куропаткин будет вынужден, для начала, оставаться в обороне, пока у него не будет достаточно войск для марша вперед".

В Сибири. Пятница 5 марта. - Пейзаж продолжает оставаться унылым. Болота сменяются лесами из берез и сосен, большинство из которых этиолированы и тщедушны. Многие ветви, сломанные под тяжестью ледяного снега, жалко свисают до земли. Этот регион, который когда-то был необитаемым, начал заселяться только после строительства железной дороги. Огромные пространства все еще кажутся полностью лишенными людей, а те немногие жилища, которые видны из вагонов, выдают примитивное существование поселенцев, которых они приютили. Это очень низкие хижины, сделанные из едва отесанных стволов деревьев, уложенных поперек, покрытые соломенной крышей, которая слегка наклоняется и нависает спереди. Маленькая дверь, запечатанная мхом, позволяет наклониться и войти в эти ниши, куда свет проникает только через несколько отверстий, просверленных в боках.
Чем дальше мы идем, тем более лесистой становится местность. Наконец, мы попадаем в настоящий маленький городок, с хорошим внешним видом, хотя все дома построены из дерева. Это Мариинск, небольшой уездный город на реке Кия, известной в своем верхнем течении своими золотоносными песками. По старому русскому обычаю из церкви, построенной рядом со станцией, вышел священник в священническом облачении, в то время как колокола звонили в честь великого князя.
Затем наш поезд замедляет ход и поднимается по волнистым склонам, покрытым лесами. Небо превосходного ясного голубого цвета, воздух спокойный, чистый и бодрящий. Затем путь спускается к Итате. Маленькие сибирские станицы все похожи друг на друга. Это деревянные дома, выкрашенные в светло-серый цвет, покрытые зеленой металлической крышей и обычно окруженные небольшим садом. Мы пересекаем Томское правительство уже сорок восемь часов. Еще две станции, Боготол и Красная, и мы войдем в правительство Енисейска....

Отредактировано VECTOR (13-06-2023 16:39:29)

+3

14

VECTOR написал(а):

Остановился в Ново-Николаевске он в жилом доме казённого винного склада на 4 дня, и стрелковый артиллерийский полигон таки осматривал на месте будущей Горбольницы между речками Ельцовками.

Т.е. этот дом оказался более подходящим помещением для покоев Его Высочества вблизи места расположения лагерей артиллерийских войск? https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/64706.gif

0

15

Olga написал(а):

Т.е. этот дом оказался более подходящим помещением для покоев Его Высочества вблизи места расположения лагерей артиллерийских войск?

А что не так? )
Я эту вырезку в п.10 раз десять уже прочитал, пытаясь понять "что не так".
Вроде, как никаких несоответствий не вижу.

Как я понимаю, для покоев выбирали казённое помещение.
А где в городе ещё было тогда возможное нормальное казённое помещение для покоев?
Вот в двухэтажке казённого склада и разместили. Ну не на сухарном же заводе покои устраивать, пусть он и ближе к лагерю с полигоном.

И хорошо там было на казённом складе, так как на краю города, плюс окна из дома выходят прямо на реку Обь, так что и вид хороший.
На втором этаже этого дома и разместили, наверное.
А где ещё могли разместить, в каких-то частных нумерах?
Можно примеры на ваше усмотрение, просто интересно?
А если бы сам царь Николай II пожаловал в 1908-м, то где его бы в Ново-Николаевске могли бы разместить?
У нас же там навозные реки по улицам текли в городе - не гоже такое видеть Его Величеству. )

А давайте я красным нарисую границы каким был этот корпус в 1908-м.
Ну я думаю, что это и так понятно, что его достроили на этаж вверх и в сторону удлинили.
Вот такой был:

https://i.ibb.co/X7H8B15/image.jpg

Кстати, я там сегодня уже прошёлся.
Вот ниже на фото, по центру здания как раз и видна граница "старое-новое".
Старая половина дома (правая) была на гранитном блочном фундаменте, а на достроенной (левой) его нет.

https://i.ibb.co/4FRrVL1/20230614-120008-NEW.jpg

И вот вопрос: Где табличку ставить будем?
Табличку, типа: "В этом здании в 1908-м году.... "
Наверное, лучше по центру. Правда никто не будет видеть по центру, но тот край с адресной табличкой как-то не солидно выглядит, плюс ещё он и не оригинальный, а позже достроенный.

https://i.ibb.co/FwLrYB7/20230614-115044-NEW.jpg https://i.ibb.co/Th3kGbL/20230614-115151-NEW.jpg https://i.ibb.co/9sjWrBy/20230614-115939-NEW.jpg

Да, вот ещё что...
Посмотрел в интернете, и встретил, что Красноярцы тоже интересовались вопросом кто из царских особ мог проезжать у них: Царские памятные места
Про Великих князей Кирилла и Бориса Владимировича они, похоже, что не нашли, но зато там у них два других Великих князя упоминаются.

Оба - внуки императора Николая I.
Великий князь Константин Константинович
Великий князь Георгий Михайлович

Я поискал по газете "Сибирская Жизнь", и нашёл упоминания проезда по Транссибу в 1909-м и 1916-м.
Но они просто экспрессом проезжали.
Так что, похоже, что больше с официальным визитом к нам в город не жаловал.

СЖ 4 февраля 1916

https://i.ibb.co/Q8r8nWS/4-1916.jpg       https://i.ibb.co/873J4wS/image.jpg

+1

16

И ещё до кучи пост сделаю, к предыдущему.
В общем, думаю, что приезд князя Сергея Михайловича сопровождался какими-то официальными мероприятиями, типа посещения собора Александра Невского, построенного в честь императора Александра III, может ещё какое-то мероприятие было, типа приёма лицами города.
Это я так пытаюсь воссоздать то, что могло быть написано в газетах Ново-Николаевска, если бы их в середине лета 1908-го не прикрыли.

А старый план жилого дома служащих винного склада есть в одной из статей, которая была опубликована в сборнике "Баландинские чтения." ― 2018 ― Т. XIII.
Только там написано про винный склад в Каинске, но жилой дом у него был точно такой же, как и в нашем городе, только основной корпус был другой: Казенный винный склад № 6 в городе Каинске (ныне Куйбышев)

Я красными линиями на своей фотографии главного фасада обвёл каким был дом изначально, плюс планы из статьи.
Только они в архиве ГАТО конца 1920-х - начала - 1930-х, как написано в статье, но здания по планировке ещё такие, какие были изначально, как я понимаю, только его тогда для нужд завода уже приспособили, судя по надписям.
Вот и можно предположить где были "покои Его Величества".   

https://i.ibb.co/ygj5HXS/20230614-115151-NEW-2.jpg https://i.ibb.co/QJj9nQ9/1-VIN.jpg https://i.ibb.co/t3DjV65/2-VIN.jpg https://i.ibb.co/QjH6gh8/3-VIN.jpg

Отредактировано VECTOR (15-06-2023 13:05:30)

0

17

VECTOR написал(а):

А что не так? )
Я эту вырезку в п.10 раз десять уже прочитал, пытаясь понять "что не так".
Вроде, как никаких несоответствий не вижу.

Как я понимаю, для покоев выбирали казённое помещение.
А где в городе ещё было тогда возможное нормальное казённое помещение для покоев?
Вот в двухэтажке казённого склада и разместили. Ну не на сухарном же заводе покои устраивать, пусть он и ближе к лагерю с полигоном.

И хорошо там было на казённом складе, так как на краю города, плюс окна из дома выходят прямо на реку Обь, так что и вид хороший.
На втором этаже этого дома и разместили, наверное.
А где ещё могли разместить, в каких-то частных нумерах?
Можно примеры на ваше усмотрение, просто интересно?
А если бы сам царь Николай II пожаловал в 1908-м, то где его бы в Ново-Николаевске могли бы разместить?
У нас же там навозные реки по улицам текли в городе - не гоже такое видеть Его Величеству. )

Просто очень удивило выбранное "вблизи". И сейчас оттуда ехать до Ельцовок довольно не близко. А тогда уж при тех дорогах. Если в городе "навозные реки по улицам текли", в Закаменке тем более.
А что сухарный? Чем он хуже винного. Жил же начальник военно-сухарного завода полковник Бейер где-то. Наверняка не в казарме.
Номера существовали. Например, Новониколаевское подворье. Можно было и чей-нибудь дом снять, на 4-то суток. Не обеднела бы казна.
Это я всё про "вблизи".

VECTOR написал(а):

И хорошо там было на казённом складе, так как на краю города, плюс окна из дома выходят прямо на реку Обь, так что и вид хороший.

Сказочник ))) Там ведь тогда не набережная была. З-д Прогресс почти напротив дымил, лачуг наверняка куча была и пр.

+1

18

Дом казенного винного склада, думаю, было проще  других благоустроить к приезду высокого гостя.   Кроме того, здесь легче обеспечить охрану и можно поселить гостя одного (+прислуга).
Кстати, тогда вроде Беседин был главой города, он, верно, и встречал великого князя у поезда.

Ps А что касается "вблизи", так это ж томская газета. Откуда они знают, что у нас тут вблизи, а что нет.

Отредактировано brombenzol (15-06-2023 19:36:52)

0

19

brombenzol написал(а):

Ps А что касается "вблизи", так это ж томская газета. Откуда они знают, что у нас тут вблизи, а что нет.

Тут, скорее, эти сведения о приезде и быстром ремонте в газету передали из Ново-Николаевска, а сама газета тут не причём, конечно.

brombenzol написал(а):

Дом казенного винного склада, думаю, было проще  других благоустроить к приезду высокого гостя.

Так специально и поселили подальше от полигона под вымышленным предлогом, что, мол, нет места.
Чтобы через весь город ездил 4 дня туда-сюда по Николаевскому проспекту (8 раз!), и наслаждался видами города.
Если сам царь не едет в Ново-Николаевск, то чтобы хоть его дальний родственник тут засветился. )

Olga написал(а):

Сказочник ))) Там ведь тогда не набережная была. З-д Прогресс почти напротив дымил, лачуг наверняка куча была и пр.

Ну так за последние 10 лет всё или почти всё про историю города и окрестностей уже практически разузнали, как мне это представляется. Книжек понаписали.
И, наверное, что уже и почти все старые фотографии "закончились"...
Так что теперь только "сказки" и остаётся писать... )

+1

20

VECTOR написал(а):

Книжек понаписали.

Ещё не всё. Во втором томе. Готовлю

+1

21

Мне вот интересно: ведь наверняка местные власти пытались через великого князя решить местные вопросы, не могли не пытаться.  В декабре того же года "Государь император высочайше соизволил согласиться на применение к Новониколаевску городового положения 1892 года в полном объеме". Нет посодействовал ли в этом вопросе Сергей Михайлович? Не замолвил ли словечко? И о строительстве будущего военного городка не подтолкнул ли вопрос в столичных кабинетах? Возможно, роль великого князя в истории города более существенна, чем просто "приехал - посмотрел на артиллеристов - уехал".

+1

22

golod написал(а):

Ещё не всё. Во втором томе. Готовлю

Все ждём Вашего подарка для любителей истории города! )

brombenzol написал(а):

Мне вот интересно: ведь наверняка местные власти пытались через великого князя решить местные вопросы, не могли не пытаться.  В декабре того же года "Государь император высочайше соизволил согласиться на применение к Новониколаевску городового положения 1892 года в полном объеме". Нет посодействовал ли в этом вопросе Сергей Михайлович? Не замолвил ли словечко? И о строительстве будущего военного городка не подтолкнул ли вопрос в столичных кабинетах? Возможно, роль великого князя в истории города более существенна, чем просто "приехал - посмотрел на артиллеристов - уехал".

Для начала неплохо бы найти подтверждение, что он вообще остановился в городе, а не поехал дальше в Петербург, тем самым не став инспектировать Ново-Николаевские артиллерийские части.
По вырезкам выше следует, что ожидали его в Ново-Николаевске 4-го июля, но через станцию Тайга проехал 6-го июля. Но это понятно, что мог задержаться.
Как узнать, что он вообще останавливался в Ново-Николаевске?
Возможно, про его дальнейший проезд могли написать в Омской или Челябинской печати, с указанием дат проезда в газетах.
Из сопоставления дат можно было бы вычислить "провал" во времени в несколько дней, который бы и говорил о остановке князя в Ново-Николаевске.
Лучше по Омской печати смотреть, если только у них есть электронные версии газет, как у нас. Вроде, у них дела с электронными версиями не очень были, как мне помнится.

Сейчас посмотрел  - нет у них нормальных подшивок, так что так не посмотреть.

Но план артиллерийского полигона перед визитом князя военные топографы вряд ли зря составляли с такой спешкой, как описано выше.
Хочется тот план найти, как и всю ту карту, которую нарисовали топографы в 1908-м, но где же её взять, если она вообще сохранилась, с учётом того, что Омский военно-топографический отдел эвакуировался на восток во время гражданской войны.

Посмотрел есть ли что в РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив.
Там в фондах есть раздел "Лагерные сборы": https://guides.rusarchives.ru/terms/15/ … rnye-sbory
Содержимым этого фонда указаны также "Карты и схемы проведения лагерных сборов, стрельбищ, расположения частей в учебных лагерях."
Есть там дело и Новониколаевского военного сбора как раз за 1908-й год, лишь только за этот год:
Ф. 9753, 1 оп., 1 ед. хр., крайние даты: 1908. Новониколаевский лагерный сбор, Омский военный округ (1907-1914)
Вот только указана всего лишь одна единица хранения, т.е. не ясно, то ли это карта, то ли просто какая-то бумаженция ничего в целом не значащая, типа информировании о лагерном сборе.
И не ясно, может это дело в архиве просто про те учения, которые предшествовали визиту князя месяцем раньше, о которых топографы и писали, что начались стрельбы, которые им задержали полевую работу составления плана.
Но это к заданным Вами вопросам, brombenzol, не имеет отношения, конечно.

brombenzol написал(а):

Возможно, роль великого князя в истории города более существенна, чем просто "приехал - посмотрел на артиллеристов - уехал".

Ещё один ОТЕЦ ГОРОДА ?
Сколько их уже? )

Отредактировано VECTOR (16-06-2023 11:32:34)

+1

23

Какие удивительные факты открываются с этой поездкой! В 1908 году состоялась величайшая автогонка в истории: Нью-Йорк - Новониколаевск - Париж :)) Шутка, Нью-Йорк - Париж, конечно. Но Новониколаевск гонщики не могли миновать, где бы они переехали Обь? Я читал воспоминания немецкого гонщика Кеппена, он упоминает, как их машина сломалась, не доезжая Каинска.  Сорвало болты с большой конической шестерни дифференциала, и немцы встали, не зная, что делать. В своей книге капитан немецкой команды вспоминал, как мимо них пронеслись торжествующие американцы, а Кеппену оставалось только помахать им вслед, утирая от обиды слезы. Но он не сдался. Добравшись до ближайшей станции, немец на поезде отправился в Барабинск и вернулся обратно с выточенными местными умельцами болтами. Увы, мастера оказались «умельцами» в кавычках: их болтов не хватило даже на сто верст, новая поломка случилась в окрестностях Каинска. После чего экипажу пришлось ждать, пока доставят по железной дороге новый задний мост из Германии!

Но о вел. кн. Сергее Михайловиче!   Немногим ранее из-за распутицы гонщикам разрешили ехать по рельсам КВЖД, и немцы так увлеклись, что чуть не попали под поезд.  Ехать железной дорогой тут же всем запретили.  По обычным дорогам из-за распутицы было не проехать. Но тут из окна очередного поезда машины увидел вел. кн. Сергей Михайлович, заинтересовался (он увлекался автомобилизмом) и разрешил им снова пользоваться рельсами. Я этот факт знал, но не соотнес с темой данного топика. А ведь получается, что Сергей Михайлович направлялся в Новониколаевск, но останавливался по дороге, и гонщики через наш город проехали первыми! По крайней мере лидеры. В Омск американцы приехали 17 июня.

По мотивам этих автогонок, кстати, была снята комедия "Большие гонки" с Джеком Леманом и Тони Кертисом в главных ролях. Я ее смотрел еще в советское время, когда все кадры с Россией были вырезаны. Интересно будет глянуть полный вариант.

+1

24

brombenzol написал(а):

В 1908 году состоялась величайшая автогонка в истории: Нью-Йорк - Новониколаевск - Париж :))

Вроде, где-то на форуме есть тема про эту автогонку, или не совсем про неё, а просто упоминание.
Где-то попадалась на форуме, в общем.

Так тогда же была только одна дорога через Сибирь - старый Сибирский тракт.
Вот по нему, уже заброшенному к тому времени, и была автогонка, как я понимаю. Ну или большей частью по нему.

Так что тут упоминание Ново-Николаевска конечно только в шутку, так как пересекали Обь всё также по месту старой переправы - в Дубровино.
Через Ново-Николаевск автодороги тогда не было. :)

0

25

Нет-нет, вряд ли они ехали через Дубровино. Думаю, они переезжали по мосту - на платформах. Так они, например, по Забайкалью некоторые места проезжали.  Они вообще держались железной дороги (и частично по ней ехали).

https://e.radikal.host/2023/06/16/014-RUSSKII-VOENNYI-V-AMERIKANSKOI-MASINE-BLIZ-KARBINA-EDUT-PO-RELSAM.th.jpg https://e.radikal.host/2023/06/16/015-NA-RELSAK.th.jpg https://e.radikal.host/2023/06/16/017-NA-RELSAK-PEREVOZKA-NA-DREZINE.th.jpg

Отредактировано brombenzol (16-06-2023 23:43:33)

0

26

brombenzol написал(а):

Они вообще держались железной дороги (и частично по ней ехали).

Так-то карта гонки есть в интернете, можно найти.
И Колывань там была на маршруте, как я помню, т.е. через неё ехали, а не через Н-Николаевск, согласно карте.
А раз Колывань, то дальше на Дубровино должно быть дорога.

Да и много ли проедешь по шпалам, как на ваших фото, когда ещё паровозы ездят, плюс Транссиб ещё был однопутный, т.е. в середине между путей не проедешь (второе фото), так как её ещё нет. :)

Отредактировано VECTOR (17-06-2023 00:20:19)

+1

27

brombenzol
Чисто ради дополнения в тему, о той гонке 1908-го Нью-Йорк - Париж, в которой тоже "засветился" великий князь Сергей Михайлович по пути на смотры артиллерийских частей.
В газете "Сибирские отголоски" 1 июля 1908 как раз встретил тот период, когда он на Дальний Восток ещё ехал (в Ново-Николаевске был на обратном пути).

https://i.ibb.co/jR1YnLL/1-1908.jpg

И также нашёл книжку "Race of the Century" (Гонка века), где как раз и описывается момент с князем.
Вот сюда книжку положил: https://disk.yandex.ru/i/RNw9w_vv_QppsQ
Перевёл с 279-й страницы несколько страниц.
Кто пишет не вникал, да и особо не надо.
Текст - как перевелось.

https://i.ibb.co/KLTSvXV/Race-of-the-Century.jpg

...В Маньчжурии железнодорожные станции, как правило, были сделаны из дерева и украшены обезьянами или драконами. На каждой из них Кёппен спрашивал новости об американском вагоне, который отставал уже на три дня. Он был нацелен на то, чтобы добраться до большого города Тчита, расположенного еще в пятистах милях к востоку. Тчита (или "Чита", как ее иногда пишут по-английски) имела особое значение для Кёппена и Шустера. Транссибирская магистраль предложила специальный приз в размере 1000 долларов тому автомобилю, который первым достигнет ее.

Когда приз был объявлен перед самым отъездом гонщиков из Владивостока, администрация железной дороги еще не знала, что в итоге автомобили выйдут на ее трассу. Эта услуга была достаточным призом для любого участника. Или должна была быть. Однажды вечером, около девяти часов, Кёппен заставил свою команду оставаться на рельсах, несмотря на довольно насущный факт, что "Протос" потерял фары где-то в Скалистых горах, и еще более насущный факт, что поезд из Сандаводи должен был прийти в одиннадцать часов. Впрочем, до следующей станции оставалось совсем немного, и Кёппен был уверен, что машина прибудет туда менее чем через два часа.

Однако этого не произошло. Фукс был за рулем; он и Нойбергер сидели впереди, сосредоточившись на путях. Несмотря на все их усилия, "Протос" издавал мучительно медленный ритм "кер-тункс", вместо ритма "патта-патта-патта", который он издавал днем.

Проводником в вагоне в этот промежуток времени был второй лейтенант российской армии, который нервно и почти непрерывно зажигал спички, чтобы сверить часы. Заметно дрожа, он наконец объявил остальным, что уже одиннадцать часов. Эта новость не заставила лейтенанта Кёппена почувствовать себя неловко. Он был уверен, что удача будет на его стороне. И так оно и было. В нескольких милях впереди, в Сандаводи, произошел небольшой сход с рельсов одного вагона, что вынудило поезд остановиться на полчаса. "Это произошло, - заметил Кёппен, - у нас не было крушения".

Второй лейтенант, - добавил он с удовлетворением первого лейтенанта, - за два часа этой смелой поездки по железной дороге пережил больше страхов, чем за всю свою жизнь."

Весть об этой авантюрной поездке разнеслась вверх и вниз по Транссибирской магистрали. На следующее утро Кёппену вручили телеграмму от железнодорожной компании, которая категорически запрещала ему когда-либо еще пользоваться этими путями.

Не успел Джордж Шустер отремонтировать передачу Thomas Flyer в сотнях миль к востоку, как получил такое же сообщение. Он немедленно связался с Феликсом Нойвилем, который оставался в Харбине. По просьбе Шустера, но и по поручению Кёппена месье Нёвиль назначил встречу с командующим Первой русской армией генералом Хорватом.
Если бы гонка от Нью-Йорка до Парижа была простым соревнованием на выносливость, автомобили просто ждали бы его ответа. Но Шустер, конечно, не собирался останавливаться, пока Кёппен продолжал ехать. И Кёппен не собирался останавливаться и позволять Шустеру набрать хотя бы один ярд.

На самом деле, Кёппен не был уверен в том, что делает Шустер, но он жаждал увеличить отрыв от американской машины и поэтому как можно быстрее отправился по наземному маршруту, по крайней мере, до следующей станции. Ему еще предстояло проделать путь, когда солнце скрылось за холмами, которые он пытался пересечь.

С Нойбергером за рулем "Протос" поднялся по довольно крутому склону и подъехал к оврагу глубиной семьдесят пять футов и шириной около пятнадцати. Нойбергер увидел, что через овраг перекинут деревянный мост, и замедлил ход, давая весу машины опуститься на него. На полпути он услышал резкий звук и решил остановиться. Необъяснимо, но вместо тормоза он нажал на педаль газа. Нойбергеру было не свойственно совершать такую ошибку, но с раскатистым ревом "Протос" рванул вперед на другую сторону оврага, на мгновение потеряв управление. Он остановился, как только Нойбергер разобрался со своими ногами на педалях.

Нойбергер вышел из машины, чтобы проверить ее, а затем позвал остальных, чтобы узнать, что он обнаружил. Они вылезли наружу, чтобы присоединиться к нему. "Мост исчез", - сообщил Кёппен. "Все было разрушено, включая опоры и стойки". Никого из четверых мужчин не удалось уговорить вернуться в машину. Они оставили ее на месте и пробирались в темноте до станции, все еще гадая, кто или что надавило на ногу Нойбергера, которая нажала на педаль газа.

На следующее утро генерал Хорват оказался невосприимчив к победным реляциям месье Нёвиля. Фактически, он едва позволил Нёвилю вступить в разговор, как тот недвусмысленно пожаловался, что автомобили, особенно немецкий, вызвали серьезные задержки на Транссибирской магистрали. Почтовый поезд, отметил он, однажды был задержан на целый час. Соблюдение расписания не было чертой, которая обычно ассоциируется с российской гражданской службой, по крайней мере, у американских и европейских путешественников, но Транссибирская магистраль устанавливала новые стандарты во многих отношениях - в том числе и в пунктуальности. Генерал Хорват не был склонен относиться к этому легкомысленно, равно как и к опасности для вагонов и поездов. Нойвилль попытался перейти к обсуждению международной известности железной дороги в связи с гонкой. Ему это не удалось. Тогда он сосредоточился на более конкретной теме: интерес великого князя Сергея Михайловича к гонке.

Сергей Михайлович был членом семьи Романовых, которая правила Россией почти триста лет. В тридцать девять лет он пользовался большим влиянием в Москве, будучи генералом артиллерии, председателем Русского театрального общества и двоюродным братом царя Николая II. Его имя также произносилось шепотом. Будучи женатым, он недавно приобрел роскошный загородный дом для Матильды Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра.

Помимо всего прочего, великий князь Сергей Михайлович был членом российского комитета по наблюдению за гонкой Нью-Йорк - Париж. Более того, он оказался в поезде, направлявшемся из Москвы на восток, в поездке по осмотру военных объектов во Владивостоке и его окрестностях. Генерал Хорват знал все это, даже когда Нейвиль напомнил ему об этом. По его мнению, великий князь скорее обвинит его в том, что он бросил поезд, чем иностранных автомобилистов. Поэтому запрет остался в силе. В течение нескольких дней Кёппен и Шустер упорно преодолевали дороги, которые не ремонтировались с тех пор, как Транссиб начал ходить. Даже там, где грязь не представляла опасности, путь преграждали камни, деревья и канавы.

На Касаншо, одной из станций, ведущих в Харбин, чиновник отвел лейтенанта Кёппена в сторону, чтобы рассказать ему последние сплетни. Великий князь Сергей Михайлович приближался и уже отдал приказ, чтобы поезд, в котором он ехал, немедленно останавливался, как только будет замечен один из вагонов, следующих из Нью-Йорка в Париж. Он хотел сам увидеть эти вагоны. Кёппен небрежно спросил, когда великокняжеский поезд должен прибыть в Харбин.

Кёппену нужно было пересечься с Сержем Михайловичем, чтобы изложить свои доводы, а это вряд ли могло произойти, когда "Протос" плутал в каком-то глухом лесу, вне видимости рельсов. Он решил быть в Харбине, чтобы встретить поезд. Однако в то утро, когда должен был прибыть поезд великого князя, "Протос" остановился в небольшой деревне, более чем в пятнадцати милях от города, нуждаясь в небольшом ремонте.

Поскольку шанс увидеть великого князя ускользал, Кёппен обратился к мэру деревни, который одолжил двух лошадей, чтобы они могли вместе поехать в город. Перед самым отъездом Кёппен сказал Фуксу и Нойбергеру следовать за ним, как только машина будет отремонтирована. Это была типичная манера Кёппена - оставлять других за работой, но быть одиночкой - значит быть эгоистом. И вот он уехал, оставив сломанный вагон позади. Когда поезд великого князя подъехал к вокзалу, лейтенант Кёппен был наготове и в своей армейской форме. Естественно, его вывели вперед, чтобы представить. Генерал Хорват также был там, чтобы встретить вельможу.

В общении Сергей Михайлович был вежлив и не особенно властен. Стройный мужчина, он был одет в армейский китель и носил модную острую бородку. Встретившись с Кёппеном, он выразил удивление, что в Харбине находится один из участников конкурса "Нью-Йорк - Париж", и с энтузиазмом принял предложение Кёппена показать ему вагон. После этого скоростной поезд перестал следовать по расписанию. Он остановился на обочине, и великий князь сел на лошадь, чтобы повторить маршрут Кёппена. Генерал Хорват, которого тоже пригласили поехать с ним, воспользовался случаем, чтобы продемонстрировать свой повышенный интерес к скакунам из Нью-Йорка в Париж.

Вскоре королевская свита обнаружила, что "Протос" застрял в болоте и по самые ступицы в грязной воде. Сергей Михайлович вскрикнул, потрясенный тем, что массивная машина беспомощно лежит в грязи, как поваленное дерево.

Внутренне Кёппен был в восторге. Лучшего зрелища он и придумать не мог. Заверив великого князя, что такие ситуации происходят ежедневно, он вслух пожелал, чтобы генерал Хорват смог разрешить гонщикам пользоваться трассами. Сергей Михайлович тут же повернулся к генералу и сурово разрешил ему позволить вагонам вернуться на рельсы.

"После фотографий и очень дружеского прощания, - записал Кёппен, - великий князь продолжил свой путь. Теперь мы, к счастью, снова были на железнодорожной насыпи".

Власть великого князя в таких вопросах была абсолютной, но небезосновательной. Согласно новым правилам, в каждом автомобиле должно было быть место для железнодорожного чиновника с портативным телеграфным оборудованием, чтобы можно было регулярно сообщать о положении дел.

Макадам описал еще одно разочарование. "Железная дорога, - писал он, - настаивает на том, чтобы задерживать вагон на разных станциях до тех пор, пока путь до следующей станции не будет полностью свободен. Вследствие этого происходит много задержек, и более быстрое продвижение невозможно".

К тому времени, когда Георг Шустер достиг Харбина, он отставал от Кёппена на целых шесть дней. В сложившихся обстоятельствах было трудно наверстать время. Кёппен чувствовал себя так же стесненным новыми правилами и все реже и реже прибегал к помощи трасс после Харбина, в западной части Маньчжурии.

К западу от Харбина земля выровнялась в пологие холмы и превратилась почти в пустыню. Низкие травы покрывали холмы, и в целом земля была вполне пригодна для езды на автомобиле. В дополнение к Фуксу и Нойбергеру в "Протосе" ехал риттмайстер фон Альбрехт, веселый молодой железнодорожник, приставленный к вагону, а также местный проводник.

Когда до Тчита оставалось около 250 миль, "Протос" вышел из Маньчжурии в уголок северной Монголии. Официально эта территория контролировалась Китаем, но российская армия разместила там посты, как и на всем остальном протяжении железной дороги. Не опасаясь особых опасностей, лейтенант Кёппен расслабился на своем месте на заднем сиденье, размышляя о том, что его машина проезжает по точно таким же маршрутам, по которым ездили во времена великой империи Монголии еще в начале 1200-х годов. Глядя на пустой пейзаж, было трудно представить, что Монголия может собрать армию, способную захватить крошечную деревушку, не говоря уже обо всей Азии и значительной части Европы. Но они собрали именно такую армию, и именно на тех участках, которые окружали Кёппена и его команду.

Отредактировано VECTOR (17-06-2023 12:51:30)

0


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Кто из династии Романовых проезжал Ново-Николаевск или был в нём?