"Сибирский вестник", № 168, 8 августа 1896
ФЕЛЬЕТОНЪ „СИБИРСКАГО ВѣСТНИКА".
Отъ Томска до Нижняго-Новгорода.
Изъ путевыхъ впечатлѣній.
Письмо I.
Раздался послѣдній свистокъ, и пароходъ В. Е. Ельдештейна "Любимець" тронулся отъ пристани, направляясь въ Кривощёково. Это было въ 1 часу дня 3 іюля.
Пассажировъ на пароходѣ было мало, и въ первомъ классѣ и всего то, считая въ томъ числѣ и самого пароходовладѣльца, 4 человѣка.
Но, тѣмъ не менѣе, компанія составилась теплая. На столѣ въ рубкѣ І-го класса появились разные благородные напитки и мы съ усердiемъ принялись за ихъ уничтоженiе.
День прошелъ незамѣтно.
Вечеръ удался особенно.
Одинъ мундирный пассажиръ оказался неистощимымъ разсказчикомъ, и увеселялъ насъ бойко передаваемыми анекдотами изъ прошлой жизни.
Смѣялись до упада, и подъ смѣхъ и оживлённый говорѣ исправно потягивали хвалёное пароходовладѣльцемъ красное вино фирмы Форъ.
Винцо было, дѣйствительно, недурное, хотя и не дешевое.
Вообще, путешествіе на пароходѣ представляетъ много удобствъ, но и карману можетъ нанести значительную брешь, только была-бы подходящая компанiя....
...Но, вотъ, и Кривощёково.
Пароходъ пришёлъ въ полдень 4-го іюля, а поѣздъ желѣзной дороги, какъ оказалось, долженъ былъ пойти только на другой день. т. е. 5-го, въ 5 часовъ 45 минуть вечера.
Приходилось погостить въ Кривощёково болѣе сутокъ.
Надо было какъ-нибудь убить время.
Рѣшилъ заняться осмотромъ мѣстности.
Переправился на маленькомъ казенномъ пароходѣ на другую сторону р. Оби, гдѣ расположено недавно образовавшееся
селеніе—Ново-Николаевскій поселокъ.
Дома въ немъ раскинуты въ безпорядкѣ тутъ и тамъ,—многіе ещё не достроены.
Въ промежуткахъ между строеніями разбросаны пни отъ срубленныхъ деревьевъ,—здѣсь прежде, до начала постройки желѣзной дороги, былъ лѣсъ.
Но селеніе производитъ впечатлѣніе большаго, зажиточнаго,—скорѣе маленькаго провинціальнаго города, чѣмъ деревни.
На каждомъ шагу лавки,— есть ресторанъ Ворсина и Олюнина съ номерами дли пріѣзжающихъ,— нѣть только, кажется, школы и нѣть храма какого-либо вѣроисповѣданія; но, за то утѣшьтесь, кому подобаетъ!— есть пять весёлыхъ домовъ и ещё не мало тайныхъ притоновъ....
Разговорился я о поселкѣ съ везшимъ меня возницей. Возницъ, т. е. извозчиковъ, и въ Кривощёково, расположенномъ на другомъ берегу Оби, и въ поселкѣ—много: и одиночекъ, и парныхъ, въ допотопныхъ плетушкахъ—коробкахъ, забираться въ которые, особенно для тучнаго сѣдока, своего рода сизифовъ трудъ....
Такъ разговорился:
— Ну, что какъ у васъ ѣзда,—много зарабатываете?
— «Да рублей пять а въ день. Неча Бога гнѣвить! Только всё теперь хуже прежняго. Я самъ природный кривощёковскій. Прежде хлѣбопашествомъ больше занимались, не такъ народъ баловался.... и бабы тоже лучше были... А теперь, поди, хоть этотъ поселокъ,—храма Божьяго нѣтъ, а притоновъ... не сосчитаешь.
Да, подумалъ я, колонизація колонизаціи рознь.
Въ Америкѣ, какъ только заселяется какое-нибудь мѣсто, начинаютъ появляться строенія, то прежде всего воздвигается зданіе для школы, а затѣмъ— сооружается храмъ, основывается газета; а у насъ ни школы, ни храма, но дома пьянаго веселья выростаютъ, кикъ грибы....
Пять такихъ оффиціально существующихъ домомъ на двѣ—на три сотни, если не меньше, обывательскихъ домовъ!
Какъ хотите, а это—что-то невѣроятное ....
Въ ресторанѣ Олюнина цѣны на всё оказались почтенные, но качество подаваемаго оставляло желать много лучшаго. Къ водкѣ, напр., намъ преподнесли три миленькихъ ломтика вятчины и столько-же балыка. Не говори уже о микроскопичности ломтиковъ, и ветчина, и балыкъ не отличились свѣжестью.
Въ этомъ ресторанѣ мнѣ пришлось переночевать.
За крошечный номеръ съ убогой обстановкой, даже безъ зеркала, съ меня взяли 1 р. 50 к. Заказана была окрошка и тоже, оказалось, плохаго приготовленія.
На желѣзнодорожномъ вокзалѣ въ Кривощёково буфетъ и кухня весьма удовлетворительные. Продукты отвѣчаются свѣжестью. Цѣны умѣренныя.
Только не слѣдуетъ заказывать блюдъ, не значащихся въ дневной картѣ кушаньевъ.
Приготовленное по заказу, на спѣхъ.
Въ Кривошековѣ я взялъ билетъ второго класса до Омска, гдѣ разсчитывалъ пробыть, нѣсколько часовъ.
Вагоны Западно-Сибирской желѣзной дороги очень удобные, съ мѣстами для спанья—въ три яруса.
Послѣдняго-бы яруса, впрочемъ, вовсе не слѣдовало устраивать.
Онъ подходитъ почти къ потолку вагона и влѣзть на него, особенно полному господину, безъ лѣстницы— а ихъ нѣтъ въ вагонахъ—положительно нельзя.
Въ этомъ ярусѣ, пока, никто и не спитъ. Проѣздъ по линіи Западно-Сибирской жел. дороги, отъ Кривощёкова вплоть
до Челябинска, ещё незначительный, мѣ, и мѣста въ вагонахъ всегда есть излишнія.
Обыкновенно, на сидѣньѣ, предназначенномъ для трехъ, помѣщаются теперь двое: такъ что на ночь одинъ располагается на нижнемъ сидѣньѣ (диванчикѣ въ ростъ человѣка), и другой—въ второмъ ярусѣ, который образуется изъ поднятой спинки нижняго сидѣнья.
При слѣдованіи отъ Кривощёково до Челябинска и особенно—до Омска, меня, главнымъ образомъ, поразило изобиліе безплатныхъ пассажировъ и пассажирокъ.
Врядъ-ли я ошибусь, но мнѣ кажется, что, начиная отъ Кривощёкова и до Омски, во 2-мъ, и 1-мъ классахъ того поѣзда, на которомъ я ѣхалъ, едва-ли быль кто-либо, кромѣ меня, еще платный пассажиръ.
И безплатные пассажиры пользовались, особыми преимуществами.
Ихъ сажали въ лучшіе, болѣе чистые вагоны.
Такъ, меня первоначально, по указанію кондуктора, посадили въ отдѣленіе 2-го класса, смежное со служебнымъ отдѣленіемъ 3-го класса, гдѣ на сидѣньяхъ поверхъ обивки красовались грязнѣйшіе чехлы, и я самъ уже около Омска перебрался, почти силой, въ другой вагонъ, состоящій изъ корридора, въ который выходили нѣсколько купэ— по 6 человѣкъ на каждое.
Этотъ послѣдній вагонъ блисталъ, такъ сказать, чистотой и явно предназначался для привиллегированныхъ пассажирокъ и пассажировъ, т. е, безплатныхъ.
Кто-же эти счастливцы, имѣющіе возможность разъѣзжать безплатно по казенной желѣзной дорогѣ, —благо у казны матушки—денегъ непочатые сундуки?...
Естъ между ними и, дѣйствительно, принадлежащіе къ служебному персоналу дороги, но больше—все кумовья, родственники, родственницы, et tutti quanti.
Ехали, напр., со мною до Омска нѣкая г-жа С.
Въ билетѣ, по которому она совершила свой путь, значилось, "что она родственница родственника такого-то желѣзнодорожнаго служащаго, ѣдетъ къ полковнику такому-то, родственнику такого-то.
И сія барынька не только не платила ничего за проѣздъ, но везла ещё, тоже безплатно, 25 пудовъ багажа въ товарномъ вагонѣ.
Когда я, прочтя ея родственную бумагу о провозѣ 25 пудовъ багажа, выразилъ изумленіе о безопасности сего провоза, то барынька даже въ ярость пришла....
— Вотъ ещё! Да мы (кто подразумѣвался ею подъ мѣстоимѣніемъ "мы"—не знаю) вотъ недавно весь вагонъ нашимъ багажомъ заняли. Ещё бы деньги платить! Я всегда ѣзжу безплатно. Была въ Кривощёково,— участвовала тамъ въ любительскомъ спектаклѣ, а теперь ѣду въ Омскъ. Захочу опять прокачусь! За деньги я бы и не поѣхала....
И безплатные пассажиры вообще, стараются на каждомъ шагу игнорировать платныхъ,—командуютъ въ вагонахъ, забираютъ лучшія мѣста; а иногда—просто стараются выжить съ мѣста платнаго пассажира... Словомъ, это—царьки поѣздокъ, смотрящіе на платныхъ пассажировъ, какъ на подвластныхъ имъ вассаловъ....
Въ Омскѣ я взялъ обратный билетъ 2-го класса, т. е. отъ Омска чрезъ Тулу—Москву въ Нижній-Новгородъ и обратно— тѣмъ-же путёмъ до Омска.
Такой билетъ стоитъ 70 р. 2 к., и его главное преимущество, помимо удешевлённости платы за проѣздъ, въ томъ, что онъ дѣйствителенъ въ теченіе 3-хъ мѣсяцевъ; причемъ обладатель его вправѣ, въ продолженіе этого срока, останавливаться на всѣхъ промежуточныхъ станціяхъ, затѣмъ, продолжать путь безъ доплаты на всякихъ поѣздахъ, не исключая курьерскихъ. Кромѣ того, для лицъ, имѣющихъ такой билетъ, въ поѣздѣ находится особый вагонъ, въ которомѣ они, если не задержатся гдѣ-либо на промѣжуточныхъ станціяхъ, слѣдуютъ до самаго Нижняго безъ пересадки.
Билеты эти установлены только на время открытія Всероссiйской выставки—для ѣдущихъ на неё.
И въ томъ вагонѣ, о которомъ я только что говорилъ, не могутъ помѣщаться пассажиры, неимѣющіе обратныхъ билетовъ.
Взявъ обратный билетъ, я тоже помѣстился въ такомъ вагонѣ.
Вдругъ на одной станціи, въ вагонъ влетаетъ цѣлая толпа женщинъ и дѣтей подъ предводительствомъ нѣкоего господина, оказавшагося начальникомъ или помощникомъ начальника станціи.
Я сидѣлъ у окна, на крайнемъ мѣстѣ, у одного изъ выходовъ. Противъ меня мѣста были не заняты.
— А, вотъ, тутъ одинъ сидитъ, возгласилъ конвоиръ толпы, указывая на меня,— оставайтесь здѣсь!
Въ двухъ сидѣньяхъ, расположенныхъ одно противъ другаго, полагается 6 мѣстъ. Слѣдовательно, за занятіемъ мною одного мѣста, свободныхъ оставалось 5.
Ко мнѣ-же въ сосѣдство явились супруга, гувернантка, нянюшка и четверо дѣтей отъ 5 до 10-ти лѣтняго возраста. Дѣти къ тому-же оказались крайне недисциплинированными. Они Оки становились грязными ногами на мои подушки; высовывались на половину почти туловища изъ окна вагона; такъ что каждую минуту, при какомъ либо случайномъ толчкѣ вагона, могло произойти несчастіе съ ними... Я былъ положительно припертъ къ стѣнѣ вагона и не могъ ни двинуться, ни пошевелиться.
Это, наконецъ, возмутило меня. Промучившись станціи двѣ, я заявилъ кондуктору, что обращусь къ жандармскому начальству попрошу мнѣ дать жалобную книгу, чтобы записать о происшедшемъ со мной; къ тому же семья начальника стан-
ціи и не могла помѣщаться въ одномъ, со мною вагонѣ, такъ какъ не имѣли ,"обратнаго" билета. Угроза моя подѣйствовала,
и дамы и дѣти были тотчасъ-же переведены въ другой вагонъ.
...Проѣзжаемъ по мѣстности, входящей въ раiоне Симбирской губернiи. По обѣимъ сторонамъ полотна жѣлезн. дороги тянутся поля, засѣянный овсомъ.
Овесъ уродился, но колосья почти вездѣ пригнулись къ землѣ, а въ иныхъ мѣстахъ и вовсе лежатъ параллельно къ ней, точно по полямъ пройдено утюгомъ и колосья приглажены къ землѣ. Въ вагонь нашъ садится высокаго роста статный господинъ, типъ красавца-славянина. Разговорился.
Оказался одинъ изъ крупныхъ землевладѣльцевъ симбирской губерніи.
— "Дожди замучили нась. Начиная съ конца мая, по всему Поволжью непрерывные дожди. Посмотрите, что съ овсами сдѣлалась, — говорилъ онъ, указывая на приглаженные поля, мелькавшiя изъ окна вагона.—Тоже съ рожью. Сѣно сгнило. Если такъ продолжится ещё недѣли двѣ, раззоренiе грозитъ многимъ. Намъ ещё, крупнымъ землевладѣльцамънеурожай, пожалуй, на руку, но мелкимъ и крестьянству—бѣда*!...
— Это почему-же вамъ на руку?
— "Да вернемъ убытки прошлаго года. Въ прошломъ году хлѣба уродилось много, а сбыта не было. Подумай—пудъ ржи 9—12 коп. Стоитъ-ли продавать,—затратъ своихъ не вернёшь. Словомъ, цѣны на хлѣбъ не было,—пала. Первоначально купцы скупали хлѣбъ по 28—29 к. за пудъ; доставка его въ Рыбинскъ имъ обошлось въ 10—12 коп. съ пуда; а тамъ продажная цѣна на хлѣбъ оказалось 30—32 коп. и купцы понесли значительные убытки. Послѣ этого цѣна на хлѣбъ всё падала. Разумѣется, я и нѣкоторые другiе землевладѣльцы прiостановились продажей хлѣба и у насъ теперь большіе запасы ржи. При неурожаѣ или, вообще, гибели хлѣбовъ, мы сдѣлаемъ выгодное дѣло и вернёмъ убытки, понесенные прежде. Я не радуюсь дождямъ,—не подумайте,—я только констатирую фактъ...
Затѣмъ, въ вагонѣ появилась ещё новая личность,—молодой человѣкъ, лѣтъ 30, симпатичной наружности. Это былъ—помѣщикъ одного изъ уѣздовъ Уфимской губерніи, служащій земскимъ начальникомъ въ Бессарабской области, возвращающійся изъ отпуска къ мѣсту своего служенія. Онъ оказался кандидатомъ правъ, но принялъ исполненіе обязанностей земскаго начальника по убѣждениію въ полезности этого института, который онъ и сталъ горячо защищать.
— «Противъ земскихъ начальниковъ,— говорилъ онъ,—ратуютъ многія. Главнымъ образомъ указываютъ на соединеніе въ ихъ лицѣ функцій административной и судебной власти. Находятъ такое соединеніе ненормальнымъ; но почему? Отчего нельзя быть въ одно время и администраторомъ, и судьей? Земскій начальникъ является охранителемъ крестьянскихъ интересовъ, защитникомъ сельскаго населенія отъ произвола. Возьмёмъ хоть приговоры волостнаго суда о наказаніи крестьянъ розгами. Постановляются такiе приговоры
зачастую. Но отъ земскаго начальника зависитъ приведеніе ихъ въ исполненіе, и повѣрьте—мы допускаемъ примѣненіе тѣлеснаго наказанія только въ исключительныхъ, рѣдкихъ случаяхъ. Мы прежде всего обращаем вниманiе на личность присуждённаго къ этому наказанiю,—на прежнюю его жизнь, на судимость его и проч. И если только видимъ, что это несовсѣмъ пропащій человѣкъ, отмѣняемъ тѣлесное наказаніе. Примѣняется оно лишь къ тѣмъ, кто уже былъ неоднократно судимъ и для исправленія кого были испробованы всѣ другiя средства"—
— Словомъ, замѣтилъ я,—по вашему мнѣнію, институтъ земскихъ начальниковъ одно изъ благодѣтельныхъ учрежденій.... Отцы-благодѣтели!
— "Да,—пожалуй, и отцы—благодѣтели... Конечно, между нами не мало исключеній, но гдѣ ихъ нѣтъ? Если исполнитель закона плохъ, изъ того ещё не слѣдуетъ, что и самый законъ худъ... Самый благодѣтельный законъ можетъ быть превратно исполняемъ и, вмѣсто ожидаемой пользы, приносить только вредъ"...
— Исключеній то ужъ очень много и
причина ихъ именно въ слишкомъ обширной юрисдикціи, предоставленной земскимъ начальникамъ..........................................................................
...Миновали Ряжскъ, затѣмъ и Тулу,— скоро и матушка златоглавая .Москва съ ея царь-пушкой, царь-колоколомъ и «сорока сорокамъ церквей. Вотъ и она. Бью тебѣ челомъ, родная! Давно не видался я съ тобой. Долгіе годы прошли,—много утекло воды. Оставилъ я тебя въ разцвѣтѣ силъ и молодости, а возвращаюсь мужемъ, убѣленнымъ предательской сѣдиной. Я измѣнился, —измѣнилась-ли ты? Пріукрасилась, принарядилась. Сколько новыхъ грандіозныхъ зданій, но внутри ты все та же милая, дорогая старушка-Москва....
Дома новы, но предразсудки стары. И та же ты—дистанція огромнаго размѣра. Да, 60 верстъ въ окружности,—шутка-ли сказать!
Остановился въ одномъ купеческомъ домѣ,
у почтенной купчихи вдовы. Побывалъ кое у кого. Началъ всматриваться въ укладъ жизни. Мало онъ измѣнился. Правда, на сценѣ рѣже фигурируютъ въ купеческихъ докахъ странники и странницы, морочащіе разсказами о бѣлой эфиiопіи, о людяхъ съ пёсьими головами, о двухъ-головомъ царѣ Салтанѣ... Эти наивные Хлестаковы. Довольствовавшіеся за свои разсказы грошевыми подачками, мало помалу исчезаютъ; но зато—появились иные Хлестаковы, болѣе дорогiе,—Хлестаковы, ловко очищающіе карманы разныхъ «купеческихъ" вдовъ въ качествѣ Альфонсовъ или иниціаторовъ разныхъ дутыхъ предпріятій, сулящихъ, по ихъ слонамъ, милліонные барыши.... Теперь—царство ихъ...
...Поѣхалъ изъ Лефортова на Пречистенку и осязательно убѣдился, что Москва, дѣйствительно, дистанція огромнаго размѣра Ѣдешь—ѣдешь и всё ещё конца нѣтъ. Съ непривычки къ такой долгой ѣздѣ на извозчикѣ—даже одурь возьметъ. И за громаднѣйшій конецъ извозчикъ берётъ 40 коп. А у васъ—въ Томскѣ—съ Почтамтской до Алтая часто платишь ту же сумму и ещё извозчикъ вламывается въ обиду,—что, дескать, мало. А отъ Лефортова до Пречистенки навѣрно болѣе 5 верстъ будетъ. Овесъ-же, сено и всё содержаніе извозчику обходится въ Москвѣ вдвое—втрое дороже...
Но—на первый разъ, довольно. Въ слѣдующемъ письмѣ я коснусь болѣе подробно тѣхъ впечатлѣній, которыя вынесъ изъ свиданія съ матушкой —Москвой, и, затѣмъ, перейду къ всероссійской выставкѣ, для ознакомленія съ которой и отправляюсь черезъ часъ на поѣздѣ Московско-Нижегородской желѣзн. дороги—въ отчизну достопамятнаго Козьмы Минина...
Туристъ.