НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » Путевые записки иностранцев о Кривощёково/Новониколаевске/Новосибирске


Путевые записки иностранцев о Кривощёково/Новониколаевске/Новосибирске

Сообщений 101 страница 120 из 120

101

VECTOR написал(а):

Просто попалось...
Без комментариев...

Была еще книга, посвященной скульптору, который эти памятники делал. У меня она где-то есть. Была специальная чешская программа по увековечиванию памяти. Чехи и в наше время, как все знают, ставят памятники в России. В Новосибирске должны были поставить, если мне память не изменяет, в 2018 г. В 2017 г. даже их эмиссар приезжал. Но как-то не срослось до сих пор. Хотя на восток и на запад от Новосибирска уже много где памятники восстановлены

0

102

Стрелокъ
Так и предполагал, что вы в курсе.
Конечно, что ставились памятники и составлялись чёткие планы захоронения павших, которые потом и в книгах могли отыскать какие-то родственники, то какое-то уважение всё же составляет, хотя сам факт чужых войск на своей земле не радует...
Скорее всего точного места  в берёзовой по этому плану не установить. Плана кладбища нет, наверное. Где-то в военной его части, наверное.

Отредактировано VECTOR (18-10-2020 16:53:29)

0

103

VECTOR написал(а):

Где-то в военной его части, наверное.

Нет, не на военной. По карте с сайта МО Чехии, которую привел К. Голодяев, там это видно. Эта карта у нас давно обсуждалась в другой теме. Я по этому обсуждению и чехов на бывшее кладбище возил...Но влетит нам от модераторов за офф-топ..

0

104

Стрелокъ написал(а):

Но влетит нам от модераторов за офф-топ..

Тогда разбавлю на всяк случай видом Новониколаевска...
Хотя, опять всё то же... Отсюда: Pod praporem 5ho T.G.Masaryka, Pražského pluku

http://images.vfl.ru/ii/1603027375/5e2317f4/31978509.jpg

+5

105

Сейчас в Яндекс-панораме забрался на Спартаковский мост. Последний раз лет 9 назад по нему прошёл.
Вид сейчас, только должно быть чуть ближе к Собору.

http://images.vfl.ru/ii/1603031534/d6f10117/31979227.jpg

Отредактировано VECTOR (01-11-2020 12:45:52)

+2

106

Вот еще фото кладбища в Барабинске
http://images.vfl.ru/ii/1603085734/903f2c5a/31984511_m.jpg

+1

107

Стрелокъ
Посмотрел предполагаемое место из космоса, учитывая, что ст.Барабинск (ст.Каинск) была на 1049-й версте (точно не знаю в каком её месте).
Это место сейчас или под ж.д. путями, или совсем-совсем рядом с ними, но кладбища там сейчас нет, естественно.
Оно и понятно...

0

108

VECTOR написал(а):

но кладбища там сейчас нет, естественно.

Наш клуб установил место с привязкой к координатам и выездами на место. Кладбища нет, но вот останки там или их вывезли, вопрос неоднозначный - мы, ессно, в полосе жд дороги, да и не только там, копать не можем.  Вряд ли их вывезли, если там поставили капитальный памятник. Почему МО Чехии говорит, что их вывезли, это вполне можно объяснить, вспомнив Макса Вебера. К сожалению, всего не могу на форуме написать.

Отредактировано Стрелокъ (19-10-2020 16:11:21)

+1

109

Стрелокъ написал(а):

копать не можем

То понятно...
Там вот и в Каргате,  и на заставе Козкул у Барабинска.
В этой книге 1924-го приводится в конце поименный список. НЕ вывезли по списку.
Да и нужно ли... беспокоить...
Тут скорее от Чехов должна исходить инициатива.

Отредактировано VECTOR (19-10-2020 17:25:42)

0

110

VECTOR написал(а):

и на заставе Козкул у Барабинска.

Кошкуль. Знаменитый бой у разъезда Кошкуль

0

111

То, конечно, не "путевые записки иностранцев" (переименую-ка я тему просто на "путевые записки").
Краткая история первых лет города на момент 1898-го года: очерк "Ново-Николаевский поселок"
Кривощёково - пустое место...

http://images.vfl.ru/ii/1603374615/62d52d89/32023238.jpg

Вроде, как где-то фотки в тексте видел (может и ошибаюсь), но теперь понятно, что на фото правый берег Каменки, а на другом фото видны строительные леса моста у левого берега.
Ниже составил из нужных листов один большой, но там текст не очень чёткий.
А тут положил pdf-файл с подшивкой журнала, где текст почётче. На странице 113 текст начинается: Журнал Нива № 31 1898 г.
Источник тут.

http://images.vfl.ru/ii/1603374615/cf405673/32023239_s.jpg

P.S.
А, вот тут встретил, что уже упоминался: http://www.prometeus.nsc.ru/gorod/history/niva1898.ssi
Там же и ссылка снизу на оригинальный документ.

Отредактировано VECTOR (23-10-2020 09:04:33)

+3

112

VECTOR написал(а):

То, конечно, не "путевые записки иностранцев" (переименую-ка я тему просто на "путевые записки").
Краткая история первых лет города на момент 1898-го года: очерк "Ново-Николаевский поселок"

Это вообще не путевые записки.
Статья известная. У нас в темах наверняка использовалась.
Написана Аполлоном Георгиевичем Трубиным, техником на строительстве жд моста через Обь и по совместительству первым учителем первой (Будаговской) школы посёлка, возникшего при его строительстве, т.е. нашего города.

+2

113

Olga написал(а):

Статья известная. У нас в темах наверняка использовалась.

Да, отрывки встречаются в некоторых статьях.
Уже после поста обнаружил, что и целиком выложена была. Думал удалить, но было лень.)
А вот про автора было интересно узнать, а то в оригинальном журнале не указано авторство (или я не увидел), вот и гадай чьё это, путевое или непутЁвое.)))

Отредактировано VECTOR (23-10-2020 11:14:36)

0

114

VECTOR написал(а):

Да, отрывки встречаются в некоторых статьях.
Уже после поста обнаружил, что и целиком выложена была. Думал удалить, но было лень.)
А вот про автора было интересно узнать, а то в оригинальном журнале не указано авторство (или я не увидел), вот и гадай чьё это, путевое или непутЁвое.)))

Отредактировано VECTOR (Сегодня 07:14:36)

Зачем удалять? Речь не об этом. Есть пост и ладно.
Кстати, да, автор не прописан. Забыла уже, что когда-то сама пыталась найти подтверждение авторства.
Но фото, по которым сделаны гравюры к статье, его, Аполлона Трубина. Хотя инициалов тоже нет.
Но фотографией из двух братьев Трубиных, работавших на строительстве моста, увлекался именно он.

+1

115

VECTOR написал(а):

Журнал Нива № 31 1898 г.

***

НИВА,№ 31.1898, стр 614-616
Ново - Николаевскій поселокъ.
Очеркъ.
(Съ 3 рисунками съ фот. Трубина грав. А. Шлиперъ)
.
Рис. 1. Ново-Николаевскій поселокъ въ 1893 г
Рис. 2. Пароходная пристань и рельсовый путь въ Ново-Николаевскомъ поселкѣ.
Рис. 3. Общій видъ Ново-Николаевскаго поселка въ настоящее время.

Проведеніе великой сибирской желѣзной дороги такъ измѣнило картину Сибири и такъ отразилось на нѣкоторыхъ населенныхъ пунктахъ, что невольно приходится изумляться. Къ одному изъ такихъ центровъ, поражающихъ своимъ чисто американскимъ ростомъ, слѣдуетъ отнести поселокъ Ново-Николаевскій, извѣстный и теперь еще подъ именемъ „Кривощёково“. На лѣвомъ берегу Оби, противъ теперешняго Ново-Николаевска, до 1894 года было расположено село Кривощёковское, но такъ какъ у самаго села прошла линія желѣзной дороги, то с. Кривощёковское перенесли въ д. Бугры (въ трехъ верстахъ отъ села); теперь не осталось отъ бывшаго села и признаковъ, такъ что съ трудомъ вѣрится, при взглядѣ на пустое мѣсто, что тутъ недавно было расположено большое торговое село съ пристанью, церковью, волостью, школой и даже каменными магазинами.
Еще большаго удивленія заслуживаетъ правый берегъ Оби. До 1893 года на этомъ берегу, противъ села Кривощековскаго, ниже впаденія маленькой рѣки Каменки въ Обь, по берегу расположено было 26 избенокъ, окруженныхъ со всѣхъ сторонъ непроходимымъ боромъ. Но съ весны 1893 г. мѣстность быстро измѣнилась: наѣхали строители желѣзной дороги, а съ ними множество разныхъ предпринимателей, и на мѣстѣ непроходимаго бора стали вырастать всевозможныя жилыя помѣщенія. Первые пришельцы начали строиться но правому, крутому берегу рѣки Каменки, такъ какъ этотъ берегъ, благодаря своей крутизнѣ, представлялъ весьма удобное мѣсто для землянокъ и бараковъ (рис. 1). Само собой разумѣется, что между этими жилыми помѣщеніями, расположенными въ самомъ хаотическомъ безпорядкѣ, много было (да и теперь еще есть) такихъ, что невольно поражаешься выносливости русскаго человѣка, способнаго жить въ помѣщеніи, въ которое добрый хозяинъ постѣсняется и скотину запереть. Находившіяся до 1893 года на правомъ берегу 26 избенокъ при самомъ началѣ постройки желѣзной дороги были перенесены съ берега въ боръ, а на мѣстѣ ихъ уже въ 1894 году была устроена пароходная пристань и проложенъ рельсовый путь (рис.2). Къ этому времени, т. е. къ лѣту 1894 года, правый берегъ рѣки совершенно преобразился: боръ
постепенно исчезъ, а на его мѣстѣ росли не землянки, а вполнѣ приличные дома, строившіеся пока въ безпорядкѣ, такъ какъ за порядкомъ слѣдить было рѣшительно некому. Появился у впаденія рѣки Каменки въ рѣку Обь довольно солидный базаръ съ магазинами, лавками, лавчонками, балаганами и проч., насчитывавшій до 60 торговыхъ помѣщеній. Къ осени 1894 года на правомъ берегу Оби насчитывалось уже до 400 жилыхъ помѣщеній, а народъ все прибывалъ и прибывалъ; квартиры поднялись въ цѣнѣ до ужасающихъ размѣровъ: такъ, напримѣръ, за комнату въ 3—4 кв. аршина платили до 20 р. въ мѣсяцъ, чернорабочіе платили за „уголъ", т. е. за право приходить ночевать въ избѣ, по 5—7 р. въ мѣсяцъ. Несмотря на дороговизну квартиръ, новый поселокъ все увеличивался; базарная площадь оказалась слишкомъ тѣсной, а потому осенью 1895 года, въ сентябрѣ мѣсяцѣ, базарная торговля была переведена ва вновь отведенную базарную площадь, которая была въ первое время до того усѣяна пнями, что почти невозможно было пробираться по ней на лошади. Съ переведеніемъ базара на новую площадь, естественно переселились туда же и мѣстные коммерсанты со своими лавками и магазинами, а съ ихъ переселеніемъ и площадь быстро приняла видъ вполнѣ благоустроенный. Вокругъ площади размѣстились довольно приличные дома, мѣстами двухъэтажные, съ магазинами, а самую площадь очистили отъ пней и привели къ веснѣ 1896 года въ полный порядокъ. Самый поселокъ изъ хаотическаго преобразился въ благоустроенный населенный пунктъ; постройки между правымъ берегомъ р. Каменки и линіей желѣзной дороги быстро росли, и на этотъ разъ не въ видѣ землянокъ и бараковъ, а въ видѣ приличныхъ домовъ съ очищенною отъ пней улицей, хотя и со слѣдами недавняго бора. Вмѣстѣ съ поселкомъ росла и желѣзная дорога, и къ веснѣ 1897 года новый поселокъ, получившій еще осенью 1895 года названіе Ново-Николаевскаго, соединился съ Европейской Россіей и Европой рельсовымъ путемъ: въ мартѣ 1897 г. окончена была постройка желѣзнодорожнаго моста черезъ р. Обь.
Вмѣстѣ съ тѣмъ и самый поселокъ началъ принимать нѣсколько иную физіономію: появилось больше предпринимателей со средствами, и прежнія временныя постройки быстро стали замѣняться прочными и даже капитальными.
Въ настоящее время Ново-Николаевскій поселокъ по виду представляетъ нѣчто хотя и весьма грандіозное, но въ то же время все еще хаотическое: у центра густо сплотились дома, по большей части неотстроенные, не имѣющіе ни ограды, ни надворныхъ построекъ; отъ центра правильными улицами тянутся по бору къ сѣверу и къ югу разбросанные дома на большое пространство. Что будетъ съ поселкомъ дальше—неизвѣстно, а пока онъ растянулся къ югу, вверхъ по р. Оби, версты на три, къ сѣверу поселокъ ушелъ за станцію „Обь", находящуюся отъ центра поселка въ трехъ верстахъ, но тутъ поселокъ ещё не кончается, такъ какъ расчищенная улица далеко уходитъ отъ послѣднихъ домовъ. Все это пока еще строится, и теперь совершенно законченными и вполнѣ приличными можно считать только зданія желѣзной дороги близъ станціи „Обь".
Вмѣстѣ съ наружнымъ ростомъ поселка развивалась и его внутренняя, духовная жизнь. Еще осенью 1894 г., по иниціативѣ. одного изъ мѣстныхъ инженеровъ Г. М. Будагова и при его помощи, па средства мѣстныхъ коммерсантовъ была выстроена народная читальня, съ приспособленіемъ для любительскихъ спектаклей, а въ январѣ 1895 г. открыты народныя чтенія и школа, содержавшіеся вначалѣ на средства г. Будагова; потомъ составился кружокъ любителей сценическаго искусства, который и поддерживалъ школу и читальню средствами, получавшимися отъ спектаклей. Этотъ кружокъ любителей заслужилъ горячую признательность жителей поселка: благодаря кружку интеллигентная часть населенія имѣла возможность отъ времени до времени получать разумное и пріятное развлеченіе, а для простого народа существовала читальня съ прекрасными туманными картинами и безплатная школа для дѣтей. Въ этой школѣ сначала обучалось до 40 дѣтей, по въ 189(6/7) учебномъ году ихъ было уже до 150 человѣкъ.
Въ настоящее время, кромѣ школы, читальни, перешедшей теперь въ вѣдѣніе горнаго управленія, открыто двѣ церковно-приходскихъ школы, одна на 30 дѣвочекъ, а другая на 60 мальчиковъ. Но если принять во вниманіе значительное число дѣтей школьнаго возраста въ поселкѣ, то окажется, что существующихъ школъ слишкомъ мало: въ настоящее время въ трехъ школахъ обучается 250 человѣкъ и столькимъ же отказано за недостаткомъ мѣста.
Есть еще одна школа, которую можно причислить къ школамъ поселка, такъ какъ она находится у самаго поселка, это — школа на станціи „Обь“.
Школа эта открыта въ январѣ 1896 г. на средства мастеровыхъ и служащихъ станціи Обь; помѣщалась она сперва въ казенномъ домѣ, въ квартирѣ, приспособленной для жилья служащихъ, а потому крайне неудобной; теперь для этой школы выстроено спеціальное зданіе съ приспособленіемъ для театра и съ прекрасной, въ 4 комнаты, квартирой для учителя. Школа во всѣхъ отношеніяхъ обставлена прекрасно: имѣется волшебный фонарь, фисгармонія, масса учебныхъ пособій, которымъ можетъ позавидовать любая сельская школа. Обучается въ этой школѣ около 120 дѣтей желѣзнодорожныхъ служащихъ.
Не осталась безъ удовлетворенія и религіозная потребность жителей. Лѣтомъ 1895 года мѣстные коммерсанты усиленно заговорили о необходимости постройки церкви, а осенью (26-го октября) былъ заложенъ и 24-го ноября освященъ временный молитвенный домъ и въ то же время былъ составленъ подъ предсѣдательствомъ Н. П. Меженинова комитетъ по сооруженію каменнаго храма во имя св. бл. князя Александра Невскаго, въ память императора Александра III.
Въ то же время, т. е. осенью 1895 года, рѣшено было назвать поселокъ Ново-Николаевскимъ, въ честь благополучно царствующаго Государя Императора. Весною 1896 года жителямъ стало извѣстно, что Государь Императоръ пожертвовалъ на храмъ въ поселкѣ пять тысячъ рублей, и въ то же время приступлено къ заготовкѣ матеріаловъ для построенія храма. 15-го мая 1897 года произведена была закладка храма рядомъ съ молитвеннымъ домомъ, а къ октябрю того же года ужъ почти были выведены стѣны. Къ этому же времени рѣшёнъ быль вопросъ о сооруженіи въ поселкѣ другого храма
близъ станціи „Обь“, и въ октябрѣ мѣсяцѣ произведена была закладка. Храмъ этотъ небольшой, деревянный, а потому постройка его подвигается весьма быстро; къ 15-го декабря ужъ выведены были стѣны, настланы полы и потолки, а теперь онъ уже освященъ.
http://images.vfl.ru/ii/1603560460/92ebe01b/32045212_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1603560460/9b0a4e74/32045213_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1603560461/b5fc6ec6/32045214_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1603560461/0738f4c4/32045215_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1603560461/854deda3/32045216_m.png http://images.vfl.ru/ii/1603560463/fd5cd3fc/32045218_m.png http://images.vfl.ru/ii/1603560465/0f210c59/32045219_m.png

+2

116

alippa
Касательно упомянутой ранее в этой теме книге, отдельно выложенной в другой теме: Тёрнер Эмюэль_сибирь Запись Путешествия, Восхождения И Исследования
Не сразу заметил, что русский текст со второй половины начинается. Так что предупреждать надо! )))
А с фотками в книге такая ерунда, что при просмотре этой же книги в онлайн-библиотеке они лучше качеством, а вот в скачанной книге картинки гораздо хуже, с меньшим количеством градаций яркости. Специально занизили, похоже.
А во второй его книжке можно просто фотки гор и восхождений посмотреть.
К примеру: "Автор, преодолевший нависающие пропасти на вершине Эгюий-де-Шармо"
http://images.vfl.ru/ii/1603611014/1c14b6b8/32048149_s.jpg

Кое-что ещё от себя...
Когда я отрывок из книги француза хотел переводить, то сначала написал знатоку французского, который уже переводил кусок из той книги про Сибирь.
Вот тут написано о чём я.
Но перевод был сделан (цитирую ответ из его письма): "...начиная с Амурской области и до конца, до Владивостока и корабля на Японию...".
Тогда сам более-менее сделал с помощью гугловского переводчика со своими правками.

Ещё искал что-нибудь из итальянских текстов, применительно к нашим местам, когда тут их рабочие-каменщики что-то делали, правда ничего не нашёл, но может что-то и было писано кем-то.
Тогда в Италии была так себе ситуация, поэтому рабочие разбрелись по миру, а заработанное отсылали к себе домой.
Они упоминаются в моём переводе книжки англичанина, когда он видел их на вокзале в середине 1896-го.
По-ходу поиска встретил женщину , которая исследовала судьбы итальянских рабочих. Она пару книжек писала на эту тему, статьи кое-какие.
Вот тут её сайт , тут кое-какие отрывки из книжки "В поисках Минизини" (Иркутск, 2005):  тут кое-какие отрывки.
Книжку автора "Итальянцы на берегах Байкала" (Иркутск, 2003) в онлайне не нашёл, но там, как я понимаю, в основном про Кругобайкальский участок Транссиба сказано.
Может и у нас в городе тогда кто-то из рабочих остался. Правда, потом в 30-х явно что были бы признаны шпионами...
Фотка просто для примера:
http://images.vfl.ru/ii/1603615009/98d3567e/32048666_s.jpg

Ещё ради "прикола" перевёл Новосибирский отрывок из брошюрки одного японца, когда он в середине 80-х по Транссибу ехал с востока на запад.
Там не так много, но просто интересно было можно ли перевести японский текст.
В оригинале текст написан был по-традиционному сверху-вниз. Я распознал в FineReader, отправил в гугл-переводчик. Перевелось, но не выкладывал. То уже наше время - не то уже...)))

Ещё встречал японский фотоальбом продают за 1919-1922-й по пути Транссиба.
Там 250 фото, некоторые представлены, можно глянуть.
Стоит нормально: https://www.rarebook.com/pages/books/87 … n-railways

Похоже, что всё уже найдено, больше простыми путями ничего не ищется...

Отредактировано VECTOR (25-10-2020 15:37:04)

+5

117

VECTOR написал(а):

А с фотками в книге такая ерунда, что при просмотре этой же книги в онлайн-библиотеке они лучше качеством, а вот в скачанной книге картинки гораздо хуже, с меньшим количеством градаций яркости. Специально занизили, похоже.

Я брал с просмотра и так искал по фотобанкам. Что-то лучше, что-то хуже, но не принципиально

0

118

VECTOR написал(а):

Похоже, что всё уже найдено, больше простыми путями ничего не ищется...

Неожиданно возникла ассоциация с "тихой охотой" (по грибы).  Мало того, что порой трудно найти этих чертей, так еще и морока с переработкой их вечером после цельно-дневного мотания.
Замечу, что перевод найденного (не грибов)- не единственная трудность "на пути к олимпу".
Вам - терпения и удачи, нам - интересных материалов; скажем, о боевых действиях в окрестностях того же Кривощекова периода Гражданской войны..

Отредактировано Юрий Шилов (25-10-2020 21:20:52)

+1

119

Видимо, большинство же иностранных посетителей наш город особо не впечатлял, т.к. мне попадались ряд книжек авторов, которые либо проезжали через наш город, либо были по 1-2 недели, и Ново-Николаевску не уделили ни строчки.

Отредактировано Стрелокъ (26-10-2020 12:21:31)

0

120

Стрелокъ написал(а):

Видимо, большинство же иностранных посетителей наш город особо не впечатлял,

Да он (наш любимый город) и сейчас не особо их вдохновляет

+1


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » Путевые записки иностранцев о Кривощёково/Новониколаевске/Новосибирске