НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Вопрос о направлении (азимуте) "Красного проспекта"

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Вполне возможно, что у кого-то возникал вопрос почему Красный проспект пролегает именно так, как все это знают.
Небольшой наклон у него, т.е. он не строго с юга на север.
Я измерил угол.
Получается отклонение от вертикали: 8 градусов и 48 минут, а иначе говоря - 8,8 градусов (почти 9).
Если перевести в метры, то отклонение в районе площади Калинина около 720 метров, т.е. если бы Красный был строго строго на север, то площадь Калинина была бы смещена на эту величину (если бы она была).
http://images.vfl.ru/ii/1589548699/6895e9fe/30520338_m.jpg

Теперь попытаюсь объяснить почему именно так всё вышло, а не иначе.
Обращусь к указанной книге: "Новосибирск: история градостроительства". Баландин С.Н.
Скомпоновал такую вырезку, отметив жёлтым ключевой момент:
http://images.vfl.ru/ii/1589548853/bf3f4f6a/30520367_m.jpg

Кратко:
1) Вокзальная часть посёлка - улицы параллельны ж.д.
2) Закаменская часть - улицы параллельны Оби.
3) Центральная часть - улицы параллельны ?????.....

Как становится понятно, квартальная разбивка закладывалась параллельно чему-либо, какой-либо границе.
Благодаря этому улицы сохраняли свою длину максимально возможно, меньше дробились.
Теперь стоит разобраться с тем, что задало направление Красного проспекта и всех остальных улиц центральной части.
На этот вопрос невозможно ответить, если перед глазами простая карта, по типу 2ГИС.
Стоит изучить план разметки 1896-го, выполненный межевщиками Алтайского горного округа Кузнецовым и Вдовиным, а также план 1906-го, из которых многое становится всё ясно.
http://images.vfl.ru/ii/1589549705/27989354/30520493_s.jpg    http://images.vfl.ru/ii/1589549705/9c39acde/30520492_s.jpg

Первым делом стоит опираться на план 1896-го, так как он всё и задал.
После изучения планов лично мне ясно, что направление улиц Центральной части было задано ХОДОМ КАНЬОНА РЕКИ КАМЕНКИ.
У Баландина каньон значится в описании, но там описано лишь то, что он ограничивал Центральную часть, а не задал её направление.
У Баландина также присутствует фраза, что улицы вытянулись с юга на север, но это несколько расплывчато. Кое-кто может понять это буквально.
Баландин всё описал нормально для назначения книги, просто кое-что можно дополнить. В книге делать это было не обязательно, наверное. Думаю, что Баландин просто не стал писать такие подробности.

Итак, обозначу на снимке тот самый "ход" каньона, который задал направление Красного проспекта.
Жёлтый пунктир повторяет "ход", который состоит из ломаной в двух местах под 90 градусов линии. Также показаны границы и направляющие вокзальной части (голубой) и закаменской (зелёный).
http://images.vfl.ru/ii/1589550947/d4887381/30520713_m.jpg

На плане 1896-го центральная часть задана до Оперного, т.е. строго в пределах хода каньона.
Ещё раз повторю, что при такой разбивке улицы получались длиннее и меньше дробились.

Но тут и не только это...
Если обратиться к самой первой картинке, то из неё видно, что азимут Красного проспекта равен около 171 градус.
Теперь можно перейти к азимуту Солнца, рассчитать его по онлайн-калькулятору, к примеру "Положение солнца по городам": https://planetcalc.ru/319/
Рассчитаю какой азимут Солнца бывает в середине дня 22-го декабря и июня, примерно во время 13-00.
Получается в среднем около 171 градус, как и азимут у Красного проспекта.
http://images.vfl.ru/ii/1589551706/6e0de289/30520876_m.jpg

Отсюда становится ясно, что в каком-то смысле такой угол наклона Красного максимально оптимален и в солнечном отношении.
Благодаря этому весь проспект с двух сторон в течении дня оказывается с двух сторон освещённым, с одной стороны в первой половине дня, а с другой - во второй.
А те окна зданий, которые расположены перпендикулярно Красному, т.е. вдоль более длинной стороны кварталов, оказываются максимально освещены за весь день.

Таким образом, направление Красного проспекта и остальных улиц центральной части были выбраны идеально для того момента времени.

Не знаю, стоило ли это всё озвучивать, а то может это и так все знают или это где-то написано. Я дополнительно не искал.
Мне лень искать, проще написать. :)

Отредактировано VECTOR (15-05-2020 21:20:39)

+5

2

Очень познавательно, никогда об этом не задумывался.
Где-то вначале 00х в книжном магазине видел женщину, искала для дочери дипломницы книги по градостроительству. Но ей ничем не помогли.
А такая информация у вас Vector - фундументальная.
От себя добавлю своё наблюдение. Левый берег это звезда, практически правильная ппятиконечная, от площади маркса расходятся лучи. Правый берег это все же сетка - квадраты, параллели и перпендикуляры. Конечно и там и там не в чистом виде.
Где-то читал, что первый тип "звезда" менее "живучий" в плане пропускной способности транспорта из-за неизбежной концентрации его в центре звезды. почти все старые города строились по этому принципу.

0

3

Если бы Красный направили прямо на север, то он вышел бы в районе современного НИИЖТа- а там целый букет притоков Ельцовки, с которыми бы возникло гораздо больше проблем.

+3

4

VECTOR написал(а):

Получается отклонение от вертикали: 8 градусов и 48 минут, а иначе говоря - 8,8 градусов (почти 9).
Не знаю, стоило ли это всё озвучивать, а то может это и так все знают или это где-то написано. Я дополнительно не искал.
Мне лень искать, проще написать.

А искать надо. Старый миф. Но не считая, я везде говорю 5 градусов отклонения. Теперь верю, что почти 9.
А самая прямая улица вообще за пределом, да ещё после свертка на Родники.
И у Баландина, кстати (при всём уважении), достаточно ошибок. Вы ещё про часовню - центр России вспомните.
Как и всех.
Про Красный

Отредактировано golod (16-05-2020 01:48:08)

+1

5

Evstafiy написал(а):

Где-то читал, что первый тип "звезда" менее "живучий" в плане пропускной способности транспорта из-за неизбежной концентрации его в центре звезды. почти все старые города строились по этому принципу.

Это - да.
Правый берег, считай, что на пустом месте закладывался. Транспорта не было, расположение фабрик не закладывалось.
Разбили всё так, как было очевидным, особо не заглядывая на будущее.

Semich написал(а):

Если бы Красный направили прямо на север, то он вышел бы в районе современного НИИЖТа- а там целый букет притоков Ельцовки, с которыми бы возникло гораздо больше проблем.

Это - тоже да.
Только это оказалось лишь следствием, а не причиной, естественно.
Центральная часть города заканчивалась на момент плана 1896-го базарной площадью.
Какая уж там Ельцовка...
Этот план осуществили - уже молодцы.
Даже не плане межевания 1896-го выше базарной площади не сильно много обозначено и измерено.

Пэжэ
Пэжэ, я понимаю, конечно, что краткость - сестра таланта, но не настолько же, как вы выразили своё мнение.
Повыдёргивали отдельных фраз, которые в отдельности ничего не значат.
А про "лень искать" - поищите сами тогда.
Особенно того, чего никто ещё не написал. Баландин, к примеру, не написал...
Может вы тогда снизойдёте и растолкуете с картинками, углами и прочим... https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/726-2.gif
Я написал про причину наклона (вы её поняли?), а вы фэйспалмами сыпите, при этом ничего не предлагаете взамен. :suspicious:

golod написал(а):

Старый миф.

https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/17474.png
Ну, так в книге Баландина написано "с юга на север"...
Вот и поняли все буквально.

golod написал(а):

Про Красный

А можно без ссылок на свою статью, в которой тоже говорится про наклон, но не называется его причина. Даже без версий... Чёж так-то слабенько?https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-1.gif  Шучу, конешн. :)

А причина наклона ЕСТЬ!!!
В п.1 написано.
И наклон, и ход каньона оказался хорошим (повезло!), так как он получился согласован с Солнцем и дальнейшим путём через Ельцовку, как и подметил Semich.

Отредактировано VECTOR (16-05-2020 13:17:57)

0

6

VECTOR написал(а):

Вполне возможно, что у кого-то возникал вопрос почему Красный проспект пролегает именно так, как все это знают.

Может быть потому что его прокладывали не на пустом месте, героически прорубаясь через бор.
Не нужно забывать, что Кривощёковская переправа через Обь была оживлённым транспортным узлом, конечно применительно к местности и эпохе.

VECTOR написал(а):

Как становится понятно, квартальная разбивка закладывалась параллельно чему-либо,

VECTOR написал(а):

После изучения планов лично мне ясно, что направление улиц Центральной части было задано ХОДОМ КАНЬОНА РЕКИ КАМЕНКИ.

Очень важным фактором при разработке генплана является вертикальная планировка для беспрепятственного отвода талых и дождевых вод.
Думаю, что вся квартальная сетка генплана 1896 года построена с учётом преобладающих уклонов местности.

0

7

VECTOR написал(а):

Получается отклонение от вертикали: 8 градусов и 48 минут, а иначе говоря - 8,8 градусов (почти 9).

VECTOR написал(а):

Отсюда становится ясно, что в каком-то смысле такой угол наклона Красного максимально оптимален и в солнечном отношении.

Спасибо за уточнённые данные по азимуту Красного проспекта.
Думаю, что вопрос инсоляции при прокладке его оси вряд ли поднимался, просто удачно совпало направление с допустимым диапазоном (порядка 12 градусов).

Отредактировано Ирландец (16-05-2020 13:46:34)

0

8

Ирландец написал(а):

Очень важным фактором при разработке генплана является вертикальная планировка для беспрепятственного отвода талых и дождевых вод.
Думаю, что вся квартальная сетка генплана 1896 года построена с учётом преобладающих уклонов местности.

А мне опять припомнилось выступление ученого мужа (имя не помню), в котором он наоборот уверял что улицы у нас неверно были сформированы. По сути глубинная проблема заключалась в том, что дорожное полотно, на многих и многих улицах, стремилось на них вниз с большим наклоном и из-за этого вода разгоняясь по ним вымывала большие овраги.
Попробую найти, если получится.

0

9

Evstafiy написал(а):

А мне опять припомнилось выступление ученого мужа (имя не помню), в котором он наоборот уверял что улицы у нас неверно были сформированы. По сути глубинная проблема заключалась в том, что дорожное полотно, на многих и многих улицах, стремилось на них вниз с большим наклоном и из-за этого вода разгоняясь по ним вымывала большие овраги.

Решение этой глубинной проблемы лежит на поверхности - ливневая канализация. Проблема чрезмерных уклонов там решается довольно простыми приёмами.
Беда нашего города заключается в недостаточности этой самой ливнёвой канализации.
Например во время ливней на участке примерно от ул. Автогенная и ниже появляется река Кировка. Были случаи, что людей смывало при переходе дороги.

0

10

Ирландец написал(а):

Очень важным фактором при разработке генплана является вертикальная планировка для беспрепятственного отвода талых и дождевых вод.
Думаю, что вся квартальная сетка генплана 1896 года построена с учётом преобладающих уклонов местности.

И тут вспоминается фото просеки то ли Красного, то ли Челюскинцев.
Интересно, можно ли тут выделить "преобладающие уклоны".
http://images.vfl.ru/ii/1589618495/dc5b7747/30526781_m.jpg

+1

11

Кстати, есть ещё такой план 1896-го.
Я его нашёл в каком-то онлайн-архиве, не помню где.
Встречается в интернете подобный по виду план 1930-го и ещё какого-то года, вроде.
Вот именно вот этот в явном виде я нигде не встречал, чтобы он был выложен.
На нём штрихпунктиром обозначено положение земель, которые были выделены под засёлок, как я помню.
Поселения в других местах обозначены, а не только в городе.
От верха базарной площади идут две дороги, одна из которых вдоль Красного.
За достоверность не ручаюсь, понятное дело.
Кто-то сверху базарной площади ещё дома пририсовал, т.е. не прям точно как на плане 1896-го.
Может быть были и другие планы, по которым этот создан, а может и самодеятельность.

http://images.vfl.ru/ii/1589620723/513ab57f/30527194_m.jpg

Отредактировано VECTOR (16-05-2020 16:49:46)

0

12

Почётче
http://images.vfl.ru/ii/1589623220/39bd8362/30527568_m.jpg

+1

13

VECTOR написал(а):

И тут вспоминается фото просеки то ли Красного, то ли Челюскинцев.
Интересно, можно ли тут выделить "преобладающие уклоны".

В пределах кадра уклон очевиден.

0

14

VECTOR написал(а):

Кстати, есть ещё такой план 1896-го.

golod написал(а):

Почётче

Уважаемых краеведов не смущает,что "построена" ж.д. ветка на Сухарный завод ?

0

15

Morozi1ka написал(а):

Уважаемых краеведов не смущает,что "построена" ж.д. ветка на Сухарный завод ?

Эти планы рисовались в советское время, даже после войны.
Это не исторический инструмент. В задачу входило показать не детали, о рост города.

0

16

golod написал(а):

Эти планы рисовались в советское время, даже после войны.
Это не исторический инструмент. В задачу входило показать не детали, о рост города.

Т.е. Карта на  п .  13 - новодел своего времени (или винтаж, все время путаю)?

Пс. Посмотрел фрагмент карты на п. 12 И стало понятнее. Можно ещё выложить карт из этой редакции ? Или ссылку, плиз.

Отредактировано Крыл (17-05-2020 00:48:29)

0

17

VECTOR написал(а):

И тут вспоминается фото просеки то ли Красного, то ли Челюскинцев.
Интересно, можно ли тут выделить "преобладающие уклоны".

Я понимаю, что этот снимок уже где-то есть на форуме, но вот проблемы с навигацией..., наверно только у меня. В общем, сорри, можно все-таки повторить что это за место на современной карте?

0

18

Крыл написал(а):

Можно ещё выложить карт из этой редакции ? Или ссылку, плиз.

Что-то ищется. Может ещё есть и в другом качестве.
http://images.vfl.ru/ii/1589687348/b9f48666/30534286_m.jpg  http://images.vfl.ru/ii/1589687349/f6c65c21/30534287_m.jpg

Крыл написал(а):

Я понимаю, что этот снимок уже где-то есть на форуме, но вот проблемы с навигацией..., наверно только у меня. В общем, сорри, можно все-таки повторить что это за место на современной карте?

А тема есть: Просека
Сейчас и я туда добавлю "5 копеек" со своим предположением.

+1

19

Крыл написал(а):

Я понимаю, что этот снимок уже где-то есть на форуме, но вот проблемы с навигацией..., наверно только у меня. В общем, сорри, можно все-таки повторить что это за место на современной карте?

Есть сайт и еще сайт

очень много карта и с современной навигацией и масштабированием.

+1