НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Просека

Сообщений 1 страница 50 из 123

1

думаю, что вы это видели... и знаете, что это такое! :)

http://images.vfl.ru/ii/1616340356/e26495f8/33761355_s.jpg

+1

2

Просека, а в последствии - проспект, похоже.

0

3

Красивый такой :rolleyes:  :rolleyes:  :rolleyes:

0

4

Просека в сосновом бору на месте Николаевского (Красного) проспекта. Фото 1896 года.
В 1896 году для прокладки основной магистрали поселка в сосновом бору была прорублена с юга на север поселка просека. Она начиналась от Старобазарной площади, находившейся в устье р. Каменки, пересекала всю центральную часть поселка и доходила до железной дороги. Эта просека и стала в дальнейшем главной улицей города - Николаевским проспектом. Просека была шириной в 25 сажен (54 м), то есть была в 2 раза больше, чем все другие улицы города. :rolleyes:

0

5

Я читал, что эта просека (но маленькая такая) была раньше 1893, по ней и прорубились. Но это из области баек.

0

6

этот скан более документален... :)
Старая фотография отсканирована из книги "Ново-Николаевск 1893-1926"

http://images.vfl.ru/ii/1616340409/b7f922df/33761376_s.jpg

0

7

Подпись под фотографией.

http://images.vfl.ru/ii/1616340436/5cfbdc04/33761387_s.jpg

0

8

Почитаю еще в другом источнике... :)

AWA написал(а):

Подпись под фотографией.

... не документ :)
В моем источнике подпись вот... что, собственно, тоже не тянет на подтверждение  :unsure:

http://images.vfl.ru/ii/1616340469/5c93d6ce/33761404_s.jpg

0

9

Вот еще ....

Староста поселка Александровского (будущего Новониколаевска) — бердский крестьянин И. Г. Титлянов в 1895 году организовал прорубку просеки (будущей главной улицы города — Николаевского, потом Красного проспекта), идущей со старой Базарной площади, от Собора Александра Невского к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города. 115 лет назад на месте площади Ленина шумел сосновый бор, а на месте современного театра оперы и балета раскинулось болото, где жители Александровского постреливали уток. Болото затруднило впоследствии строительство театра: почвы под ним были пронизаны линзами воды, и в июне на глубине 1,5 метра можно было обнаружить самый настоящий лед.

Континент Сибирь
Прошлое, настоящее и будущее Базарной площади
№ 2 (695), Январь 2011 года

В 1896 г. группа межевщиков под руководством начальника чертёжной мастерской Алтайского округа А. А. Лесневского разработала план основных магистралей будущего города. На нём было обозначено направление Николаевского проспекта, а также улиц Михайловской, Межениновской, Кривощёковской, Колыванской, Александровской, Трактовой и других. Для прокладки проспекта в сосновом бору была прорублена просека, начинавшаяся от Старобазарной площади, которая располагалась в устье р. Каменки.

АРХИТЕКТУРА НОВОСИБИРСКА - НОВОНИКОЛАЕВСКА

0

10

3 декабря 1895 г. на поселковом сходе, в присутствии двух тысяч поселенцев и представителя власти уездного исправника Попова, был выбран староста поселка - бердский крестьянин И.Г.Титлянов, бывший «запасной старший писарь Кавказского окружного артиллерийского управления», работавший на строительстве железной дороги. Сход отклонил кандидатуры, предлагавшиеся исправником. И.Г.Титлянов недаром был наделен доверием большинства населения. Он проявил большую энергию, пытаясь сформировать самоуправление поселка. Он даже, вероятно, пошел на такую уловку, как предложить назвать поселок Новониколаевским, рассчитывая на честолюбие царя: ведь поселению было необходимо получить статус города. Прошение о преобразовании поселка в город, подписанное 1076 жителями, было представлено томскому губернатору делегацией, состоящей из купца-часовщика Яренского, мещанина Шапкина и крестьянина Попова. Губернатор на прошение ответил, что переименование поселка в город «не вызывается до времени надобностями административного управления».
       Народные сходы в поселке Александровском собирались достаточно часто и стали своеобразным органом управления, где все жизненно важные для поселения вопросы решались голосованием. Титлянов приступил к реализации плана Кузнецова по разбивке кварталов и улиц города. Он организовал прежде всего прорубку просеки (будущей главной улицы города - Николаевского, потом Красного проспекта), идущей от базарной площади у собора к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города. От площади по плану на запад пролегла Кузнецкая улица (ныне ул. Ленина) [1], доходившая до Михайловского лога (засыпан за театром «Красный факел» и клубом им. Октябрьской революции), а за Михайловским логом начиналась Михайловская улица, ведущая к вокзалу. Через лог был перекинут мост. Николаевский проспект и Кузнецкая улица стали главными улицами поселка в его центральной части. Трактовая улица (ул. Большевистская) стала главной в Закаменской части поселка: по ней проходил путь на Бердск, Барнаул и Бийск.
           План поселения Александровского был составлен Кузнецовым формально, без каких-либо продуманных градостроительных принципов (рис. см ниже). Кузнецов не мог предвидеть, конечно, предстоящее экономическое развитие поселения и поэтому не предусматривал функционального зонирования территории будущего города, то есть не выделил в плане специальных фабрично-заводских территорий, не дифференцировал улицы города по транспортному и пешеходному признакам, не заботился о зеленых территориях города, о доступных населению набережных реки. Кварталы города прямоугольной формы предназначались для усадебной одно-двухэтажной застройки. Улицы, обрамляющие кварталы, были разбиты параллельно реке Оби в Закаменской части и параллельно линии железной дороги в привокзальном поселке. В центральной части поселка, ограниченной с востока каньоном речки Каменки и с запада Михайловским логом, улицы вытянулись с юга на север; их пересекали под прямым углом улицы, идущие с запада на восток. В центре Закаменской и Центральной частей поселка Кузнецов наметил две квадратные по форме плана площади, оставив для каждой территории, равные восьми кварталам.

http://images.vfl.ru/ii/1616340508/27d55c71/33761421_s.jpg

        На площади в 1600 десятин (1748,8 га) в кварталах застройки было отмежевано 2862 участка под усадебную застройку. Размеры усадебных участков имели протяженность по улицам в 15 сажен (32 м) и в глубину квартала 17 сажен (36 м).

             Первыми улицами поселка, которые стали быстро застраиваться по красным линиям плана Кузнецова, были в Центральной части - Кривощековская, Колыванская, Александровская (ул. Серебренниковская), Мостовая, Николаевский проспект. В Привокзальной части первыми застраивались улицы Вокзальная и Михайловская (ул. Ленина) - здесь поселялись железнодорожные служащие, торговцы, рабочие станции и депо. Между станцией и берегом Оби в 1896 г. появились  первые переселенческие бараки. До открытия железной дороги переселенцы прибывали по Оби на пароходах и баржах. За 10 лет (1893-1903 гг.) через поселок прошло около полумиллиона переселенцев. Часть их осела в поселке, и за станцией появилась уже целая Переселенческая улица.

пишет БАЛАНДИН С.Н. НОВОСИБИРСК: ИСТОРИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА 1893-1945 гг.
Глава II. ОТ ПОСЕЛКА К ГОРОДУ

0

11

Скорее всего, что это фотграфия просеки для железной дороги из большой серии фотографий посвящённой строительству Транссиба. Просеку поселкового масштаба вряд ли стали бы фотографировать.  Просто  исследователи  использовали,  эту фотографию, как подтверждение факта прорубки просеки. Такое у нас часто бывало и бывает. Отсюда  подписи  и даты под одной и той же фотографией разные.

0

12

AWA написал(а):

Скорее всего, что это фотграфия просеки для железной дороги

Володенька! Аргументы! Ну, хотя бы факты!.. :dontknow:

0

13

Просто рассуждаю. Сомнения у меня. Под одной фотографией несколько разных подписей.

0

14

AWA написал(а):

Просто рассуждаю. Сомнения у меня. Под одной фотографией несколько разных подписей.

AWA написал(а):

Скорее всего, что это фотография просеки для железной дороги из большой серии фотографий посвящённой строительству Транссиба. Просеку поселкового масштаба вряд ли стали бы фотографировать.  Просто  исследователи  использовали,  эту фотографию, как подтверждение факта прорубки просеки. Такое у нас часто бывало и бывает. Отсюда  подписи  и даты под одной и той же фотографией разные.

Ага! Согласна! Только про просеку для Транссиба не очень с инфо. :)
Коллеги! Подключайтесь к рассуждению!!!

0

15

Tala Dok написал(а):

Коллеги! Подключайтесь к рассуждению!!!

Как любому уважающему себя фотографу,просеку для проспекта надо было снимать хотя бы с парой домов.Домов не имеем :unsure:
Хотя относительно солнца направление выдержано.

0

16

Согласно всех документов просеку рубили от этой Старобазарной площади с 1895  на 1896 год. а не от первой, что находилась у берега Оби. На этой фотографии просеки не видно.

http://images.vfl.ru/ii/1616340567/e2db8605/33761444_s.jpg

0

17

Цитата из документа за подписью Жернакова. При надобности могу выложить копию всего  документа.

http://images.vfl.ru/ii/1616340599/944b1a38/33761456_s.jpg

0

18

Ага! Я промахнулась?
Так по поводу 1893 года, как я понимаю, точно пока нет подтверждения года фотографии.

0

19

А кастати, это те альбомы, что издавал Литвинов? А кто знает сколько фотографий в альбоме?
Литвинов Н.П.

0

20

Tala Dok написал(а):

А кто знает сколько фотографий в альбоме?
Литвинов Н.П.

В первый альбом Литвинова -Альбом видов города Ново-Николаевска. 1-е десятилетие.- вошло 27 фотографий.
Обсуждаемая здесь в теме фотография - из второго альбома -Виды города Ново=Николаевска 1895-1913. (30 фотографий).
Это также наводит на размышление: почему фото 1893г. не вошло в первый альбом? А вот вид Старобазарной площади(см.пост 18) вошёл в оба альбома.

0

21

относительно просеки
каменская дорога? не встречал раньше такого названия. А вы?

http://images.vfl.ru/ii/1616340647/a3335c17/33761493_s.jpg

Отредактировано golod (10-06-2011 23:47:03)

0

22

golod написал(а):

не встречал раньше такого названия. А вы?

С комментариями под фотографией такая же морока, как и с основателями Новониколаевска.Кто во что горазд :canthearyou:

0

23

Вероятно. Каменский тракт всем известен как пр. Дзержинского

0

24

Этот снимок не может датироваться 1893 г. В своих отчетах и рапортах чиновники Управления Томским имением Алтайского округа писали, что вырубка леса в 1893-94 гг. шла хаотично, как и застройка (а им-то можно верить: они были непосредственными хозяевами этой земли). На 1893 г. на месте будущего Ново-Николаевского поселка, а тогда - Выселка Кривощековского - было всего 33 жителя, участки этих изб потом были выкуплены железной дорогой под снос. С началом строительства моста количество жилищ начало стремительно расти, поэтому Алтайский округ взялся за планировку. Тут и появляется план 1896 г., как считается - первый, с прорубкой просеки. Все о нем говорят, но, как водится, никто его не видел.:)
Кстати, я очень сомневаюсь, что предисловие к альбому 1913 г. написал Жернаков. И почему только он, а не Р. Шалль вместе с ним? Представьте себе, что вы издаете подобный альбом вот такого патриотического содержания, и для пущего веса вы собираетесь заручиться поддержкой власти, поэтому просите подписей у мэра города и еще нескольких  представителей власти. Неужто они сами будут писать текст? - вряд ли, - могут только не согласиться с какими-то выводами и попросить подправить. Мне ближе т.з., что автор краткой исторической справки Литвинов, не исключено, что приложил тут руку и Г.И. Жерновков, у него, кстати, с литературным слогом куда лучше дела, чем у Литвинова.

0

25

сильные аргументы. и их много. Еще штришок. До названия Ново-Николаевск осенью 1895 просека, если она была как-то должна была называться? Это название не сохранилось. А предназначение просеки в 1893? для чего?. Город с такой широкой улицей могли предвидеть только фантазеры.

0

26

Альбомы Литвинова в нашей дискусси ни при чём. Фотография просеки и старобазарной площади сделаны задолго до их издания. Жернаков и сам мог не знать точную дату. Фотография могла быть сделана и раньше 1893 года. Скорее всего, что так оно и было. Сейчас этого никто не подтвердит.

0

27

Tala Dok написал(а):

Голосовать будем

А я вообще воздержусь от дальнейших комментариев по этой теме. До лучших времен, может, аргументы появятся:)

0

28

Мне наконец-то отремонтировали сист.блок  :whistle: , такое счастье!
А тут дым коромыслом...

0

29

Tala Dok написал(а):

Голосовать будем или поищем новые аргументы?

Похоже голосовать пока не за что.

0

30

AWA написал(а):

Альбомы Литвинова в нашей дискусси ни при чём. Фотография просеки и старобазарной площади сделаны задолго до их издания. Жернаков и сам мог не знать точную дату. Фотография могла быть сделана и раньше 1893 года. Скорее всего, что так оно и было. Сейчас этого никто не подтвердит.

Ну почему же, например, понятно, что фото сделано до 1913г., т.е. до выхода второго альбома. Открыток просеки ранних лет изданий ведь нет?
А дальше опять всё под вопросом. Если Литвинов и остальные пошли на явную фальсификацию, то фото могло быть сделано и позже 1893-1896гг., но до 1913, и не в Ново-Николаевске.

Володя, почему у тебя в Краткой истории города слова про царя-государя вымараны?

+1

31

Это, Оля, не у меня, а в оригинале. Цензура боролась с царизмом.

0

32

Понятно, уточнила на всякий случай. У меня есть текст без вымарки.

0

33

Olga написал(а):

А тут дым коромыслом...

:)

Olga написал(а):

Похоже голосовать пока не за что.

Я тоже так думаю...
ни одного точно подтверждающего факта... Будем искать... :)

AWA написал(а):

Альбомы Литвинова в нашей дискусси ни при чём. Фотография просеки и старобазарной площади сделаны задолго до их издания. Жернаков и сам мог не знать точную дату. Фотография могла быть сделана и раньше 1893 года. Скорее всего, что так оно и было. Сейчас этого никто не подтвердит.

Володенька! Ты как истинный историк - если не вписывается факт, значит Крячков, например, плохо город знал...
Почитайте рассуждения наших уважаемых коллег - Ольги и Натальи! .... ну и мои!  :dontknow:
Тоже есть интересные выводы! :rolleyes:

0

34

Выводов, к сожалению не увидел. Одни цитаты крутящиеся по кругу. Ориентироваться на  разные подписи к фотографии сделанные в 60-70 е годы это глупо. Если Крячков запутался в двух улицах, это не умаляет его заслуг. Я тоже в Томске не все улицы знаю.

0

35

Ни в коем случае не хочу возобновить спор, который на данном этапе считаю бесполезным.
Но просека лезет мне в глаза, хочу я этого или нет.
Вот, например, на сайте музея города Новосибирска (откуда то же инфа попала на этот уважаемый сайт?!)

1894

Г.М.Будагов, используя компас, редкий в то время, определяет северное направление, по которому прорубают просеку в густом сосняке. Тогда это была просто зеленая улица, которая впоследствии стала Красным проспектом.

0

36

Мы не в следственном комитете, что бы искать подтверждения каждому  обсуждаемому факту. Так можно загубить любое исследование. На моих глазах, в Израиле, два археолога спорили на раскопках, какого века отрытый ими город. В руках ни у одного, ни у другого аргументов не было.  Нам проще. О том, что просека была, и скорее всего не одна, никто не спорит и факта этого не отрицает. Мои доводы про просеку.
1.В нормальное время валили лес исключительно зимой. Только этот лес мог идти в работу.  В ту пору это был стратегический материал, и разбрасываться им, на государевы деньги, права никто не имел. Брали его исключительно из окрестных лесов. Начало работ по строительству моста начались в 1893 году. На фотографиях строительства моста видно, сколько досок, напиленных вручную,  шло на строительство временных  лесов и домов. Просеку эту могли рубить с 1893 на 1894 год.
2.По технологии сначала рубится вывозная просека, для того чтобы можно было вывозить лес с разных делянок. Пропуская участки с не хвойными породами, болотами и прочими препятствиями. На фотографии видно след от полозьев  саней, на которых вывозили поваленный лес.
3. В.  Жернаков в этой ситуации оказался  в положении единственного свидетеля. В его статье написана дата создания фотографии и дано название « Городской бор» и нет ни слова о будущем проспекте. Из современников он один дал название фотографии.
4. Сообразуясь с жизненной логикой рубить просеку под будущую улицу, уходящую в тупик, нецелесообразно.
5. Это могла быть просека под железнодорожную насыпь.  На фотографии строительства моста материалы к строящемуся мосту подвозят по железнодорожным путям.
6. Теоретически и практически просеки вырубленные для добычи леса использовать под застройку и не только проспекта. 
7.Меня смутило то, что под одной и той же фотографией оказалось несколько  разных подписей с разными датами. Одна из них из книги посвящённой столетию Новосибирска, вёрстка которой проходила практически на моих глазах. Тогда я и видел эту фотографию. Создателям книги  было удобно, проиллюстрировать исторический факт подходящей фотографией.
У кого есть другие доводы, выкладывайте. Будем обсуждать. Я не упираюсь и готов согласиться. Только, убедительная просьба, не увлекайтесь  повторяющимися цитатами из текстов других участников форума.  Лучше своими словами. Так будет убедительней.

0

37

Твоя позиция давно понятна, но спасибо за столь академический расклад.

0

38

Владимир, если речь о 1893 г., то Жернаков приехал в Н-Николаевск в 1894.

0

39

Очень хорошо. Значит одну из просек уже мог видеть. Поэтому и не пишет в своей статье о фотографии, как о будущем проспекте, а подписывает " Общий вид города..."

0

40

Еще про просеки.. :)

При строительстве города от железнодорожного вокзала в направлении Николаевского проспекта было прорублено три просеки (будующие улицы 1905 года, Челюскинцев и Сибирская). Но доходили они только до улицы Кабинетская, которую в советское время переименовали в Советскую, "ломались" и через квартал пересекали проспект. Расположенную по середине просеку назвали в честь строителя транссибирской магистрали Межениновской. Из трех улиц она была самой широкой, вероятно, со сквером посредине. Ее начало было оформлено храмом на привокзальной площади, а завершалась Туруханской церковью. В те времена здание вокзала располагалось южнее, едва доходило до центральной части современного.

0

41

Tala Dok написал(а):

В те времена здание вокзала располагалось южнее, едва доходило до центральной части современного.

Нет, Наташа. Комплекс старых зданий вокзала распологался севернее нынешнего на уровне Шамшурина, 45, но ближе к дороге. И с новым зданием не пересекался

0

42

Наталья, это краткая история города из Литвиновского альбома видов города за 1913 г.

0

43

Почитал....скорее всего половина фотографий просек взята не весть откуда....Хотя бы потому , что ....А где вы видите БОР?  Какой то жиденький болотный березняк , такой же как на кузнецком направлении.... А вроде был настоящий бор. Его остатки видимо остались в районе обкомовских дач и зоопарка. Там действительно бор .

0

44

Sarmat написал(а):

скорее всего половина фотографий просек взята не весть откуда..

Фотография просеки одна в самом начале! :)
Вопросы возникают о месте и дате... :)

0

45

кстати, такой смешанный лес как на фото сейчас есть по дороге на Колывань. Сосны там местами . Всё же левый берег пойменный. 
Если только место это ближе к реке и самое низкое (у устья каменки).... У нас получается Собор А.Невского стоит на возвышенности  -может это место?

http://images.vfl.ru/ii/1616340787/9fa51f61/33761544_s.jpg

Отредактировано Sarmat (29-08-2011 23:37:42)

0

46

Sarmat написал(а):

У нас получается Собор А.Невского стоит на возвышенности  -может это место?

Андрей! Прочитайте тему... особенно посты AWA
Я тоже думаю, что место просеки именно это. Никаких документальных подтверждений пока никем не представлено!

0

47

Natalya написал(а):

редставьте себе, что вы издаете подобный альбом вот такого патриотического содержания, и для пущего веса вы собираетесь заручиться поддержкой власти, поэтому просите подписей у мэра города и еще нескольких  представителей власти. Неужто они сами будут писать текст? - вряд ли, - могут только не согласиться с какими-то выводами и попросить подправить

А Вы думаете, что все умели ПИСАТЬ????
Написать более менее связный текст  и сейчас ни каждый выпускник школы сможет(тесты ... тесты...)

0

48

Tala Dok написал(а):

При строительстве города от железнодорожного вокзала в направлении Николаевского проспекта было прорублено три просеки (будующие улицы 1905 года, Челюскинцев и Сибирская).

Почитала еще раз. Подумала, что живу в самой исторической части города!  :love:

seg49 написал(а):

А Вы думаете, что все умели ПИСАТЬ????

Конечно! Книги писали, письма, статьи, организовывали школы и библиотеки, учили....
Те люди, о которых мы говорим здесь были очень образованы и именно они создавали наш город!

0

49

Встал я на место  СТРОИТЕЛЕЙ (моста через Обь+ж\д станции).
Нужны: деловой лес и дрова.
Стали рубить просеку (с горки, где будет потом собор) сперва поближе в дороге
Государственную т. е. Кабинетную,
а навстречу ей от ж\д станции  сразу три (1905 г., Челюскинцев, Сибирскую)

0

50

Вот что писал Литвинов об увиденном 30 апреля 93 г. месте будущего города:  "Восточный участок к нашему приезду уже начал строиться, он шел с правого берега Оби... Одна, широкая, наезженная дорога вела поперек бора к деревне Каменке, а другая, в одну колею, вела на станцию. Обе дороги обступали величественные столетние сосны, они стояли задумчиво чуть шевеля хвоей, и даже грозные ураганы, по словам стариков, не мешали им покойно дремать и смотреть в глубь веков. Этим заканчиваю поэтическую, если так можно сказать, часть настоящего города."
Поэтические отступления Литвинову удавались на славу:), и, по-моему, Володя в своей т.з. прав)))

0