Не она, но совпадение есть
Понятно.
Во всяком случае, изначальные чертежи шоссе когда-то существовали, может и сейчас где-то лежат...
Ладно, может что потом ещё найдётся.
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Улицы города » Бердское шоссе.
Не она, но совпадение есть
Понятно.
Во всяком случае, изначальные чертежи шоссе когда-то существовали, может и сейчас где-то лежат...
Ладно, может что потом ещё найдётся.
Та дорога, которая с севера подходит к Бердску, видимо существовала и до шоссе, и шла она дальше свои путём на восток через будущий Академгородок, т.е. к самому шоссе она не относилась, а само шоссе входило в Бердск с востока.
Возможно, что к 1940-м дорогу с севера в Бердск улучшили, она и стала уже въездом в Бердск.
Просто как версия.
Большое спасибо за интересную карту, VECTOR.
Но все таки дорога, на этой карте идущая к Бердску с севера - это не то Бердское шоссе, которое было к 1956 г. То шоссе шло по прямой от нынешнего проспекта Cтроителей до нынешнего острова Тайвань. Проселочная же дорога на вашей карте изогнутая. На карте Константина можно увидеть, что они идут рядом друг с другом. Видимо, фрагмент этой дороге сохранился в качестве подъезда от нынешнего Бердского шоссе к автомобильному пляжу как я его называю (между центральным пляжном городка и пляжем Неоком (там где Бердский тупик). Мне эти места хорошо знакомы. Далее эта дорога шла, как Вы отметили, к Каинской заимке. А вот где конкретно - никак не могу понять, хоть и очень хочу. Например, на карте она проходит через перекресток двух просек, но там никакой дороги вроде нет.
И, вообще, подозреваю, что эта карта была устаревшей уже к моменту своего появления.
Отредактировано ss16011973 (05-02-2023 19:47:22)
интересную карту
Да, интересно глянуть. )
Вот кусок этой старой просёлочной на 1964-м. По ней явно не мог идти тракт в 1933-м, так что шёл он сначала с востока.
Старая просёлочная на развилке направо тут идёт: https://yandex.ru/maps/?l=sat,stv,sta&ll=83.068538,54.835224&panorama[direction]=238.570121,-14.003633&panorama[full]=true&panorama[point]=83.073147,54.837368&panorama[span]=100.783653,60.000000&utm_source=main_stripe_big&z=16
Отредактировано VECTOR (05-02-2023 20:44:53)
Я эти места исходил вдоль и поперек, причем ногами, а не обувью.
Дорог там много. Думаю, что та дорога раньше поворачивала на юг.
Ещё вопрос, где она пересекала железную дорогу. В этом месте железная дорога проходит в глубокой выемке.
И где она шла дальше на восток.
Отредактировано ss16011973 (05-02-2023 21:12:12)
Дорог там много. Думаю, что та дорога раньше поворачивала на юг.
Ну на снимке 1964-го виден фрагмент только той, что наиболее древняя, по которой ещё на телегах катались, поэтому её и видно, она наиболее широкая, наверное.
Я выше точками вот этот участок отметил, если не понятно:
Ещё вопрос, где она пересекала железную дорогу.
И где она шла дальше на восток.
А это - уже совсем другая история... (С)
Отредактировано VECTOR (05-02-2023 21:35:03)
Так эта часть тракта шла по гриве. Болото было правее, где речка Зырянка текла ( нынче это место называется - Малиновая горка. Там крупный окунь ловится).
Понять бы ещё - зачем часть построенного Бердского тракта, если его действительно дотянули до Бердска (по карте 1933 г. - да), отводить западнее и прокладывать через болото.
И это ведь практически сразу после его постройки.
Я сильно сомневаюсь, что кто то это делал. Думаю, что карта 1933 г. не отражала последние изменения, то есть открытие Бердского шоссе, а вместо него показывала служебную дорогу вдоль ж.д., которая, видимо, была построена с ней одновременно, а так же более старую дорогу от Барышево и Каинской заимки до Бердска. Последнюю, если не ошибаюсь, можно видеть уже на карте 18 века. Часть этой дороги, хорошо видимую на космоснимке в посте VECTORа, современные автомобилисты используют для подъезда от нынешнего Бердского шоссе до пляжа.
Отредактировано ss16011973 (06-02-2023 18:56:54)
Урминский это насколько можно понять сегодняшний Чемской. А че за ... показано сразу на правой стороне- че-то на Ин... Может, это и были здесь как-то упоминаемые Чербузы?
Понять бы ещё
А вот выше в посте 38:
Записка в правление Омской ж/д от 05.04.1930 г.: «На основании постановления Новосибирского окрисполкома от 30.09.1929 г. Доротдел с весны 1930 года приступил к постройке шоссе Новосибирск-Бердск. Шоссе запроектировано с правой стороны Алтайской ж/д до 19-й версты. Иня - рассматриваются варианты перехода выше и ниже существующего ж/д моста. Зав. Окрдоротделом Перцев».
Предлагаю отмерить 19 вёрст...
Урминский это насколько можно понять сегодняшний Чемской. А че за ... показано сразу на правой стороне- че-то на Ин... Может, это и были здесь как-то упоминаемые Чербузы?
Чербузы здесь на одной карте обозначены как Березовый лог, а на другой - как Чербусь.
"Ин" - это Инская. Урманский - это место современного Северо-Чемского жилмассива. От обсуждаемого здесь Советского района и Бердска это довольно далеко.
Шоссе запроектировано с правой стороны Алтайской ж/д до 19-й версты.
Ну да, а потом оно отворачивало на запад. Где находится 19 верста зависит от точки начала отсчёта. Думаю, это проспект Строителей. Думаю, что та дорога, которая перед Сеятелем переходила на другую сторону железной дороги - это все таки не Бердское шоссе, а техническая дорога, связанная со строительством и эксплуатацией ж.д.
Так эта часть тракта шла по гриве. Болото было правее, где речка Зырянка текла ( нынче это место называется - Малиновая горка. Там крупный окунь ловится).
Пусть не болото ) Больше интересно - зачем? и было ли.
а техническая дорога, связанная со строительством и эксплуатацией ж.д.
Если сказать иначе, то до Бердска дорога была и ранее...
Но только это была именно дорога с её минусами, а не щебеночное/гудрированное шоссе.
Не было моста через Иню, приходилось переправу использовать.
Ну, наверное, тогда на карте 1933-го не самые новые данные отражены, так что пусть шоссе всё же будет как на карте от golod и Olga. )
А вот выше в посте 38:
VECTOR написал(а):
Записка в правление Омской ж/д от 05.04.1930 г.: «На основании постановления Новосибирского окрисполкома от 30.09.1929 г. Доротдел с весны 1930 года приступил к постройке шоссе Новосибирск-Бердск. Шоссе запроектировано с правой стороны Алтайской ж/д до 19-й версты. Иня - рассматриваются варианты перехода выше и ниже существующего ж/д моста. Зав. Окрдоротделом Перцев».Предлагаю отмерить 19 вёрст...
Уверены, что надо мерить (хотя, если честно, стотысящ раз отмерено и оттуда, и отсюда, и тудымо)?
В этой записке ведь речь может просто идти о 19-й версте Алтайской жд. На то время проект скорей всего был готов до этой версты.
Да и постановления имеют привычку меняться, дополняться.
Вот в июне 1930 года говорится уже о каких-то 26 км.
Я сильно сомневаюсь, что кто то это делал. Думаю, что карта 1933 г. не отражала последние изменения, то есть открытие Бердского шоссе, а вместо него показывала служебную дорогу вдоль ж.д., которая, видимо, была построена с ней одновременно
Но судя по условным обозначениям, дорога от Новосибирска до Бердска на карте 1933 года отмечена, как тракт.
Ну, наверное, тогда на карте 1933-го не самые новые данные отражены, так что пусть шоссе всё же будет как на карте от golod и Olga. )
Не пусть. Не в первой половине 1930-х )
В этой записке ведь речь может просто идти о 19-й версте Алтайской жд.
"19 вёрст по правой" - это явно речь о самом шоссе касательно его длины именно вдоль Алтайской ж.д., а потом поворот на запад, как на вашей карте.
И именно с западной добавкой всего и получается 26 километров. Ой, да сами померьте - не сложно... )
Но судя по условным обозначениям, дорога от Новосибирска до Бердска на карте 1933 года отмечена, как тракт.
Дело в том, что карта "составлена в 1933-м", но эта фраза не подразумевает актуальность данных на момент 1933-го.
Т.е. какие карты и данные до этого были, на основе их и составили новую карту.
Всё просто! )
В общем, я этой картой 1933-го только дезинформировал...)
Отредактировано VECTOR (06-02-2023 20:44:18)
Вообще такое впечатление, что карта с п 56 нарисована просто от балды или "кто-то че-то где-то слышал по расположению". Даже если предположить, что Урминским назван сегодняшний Чемской, то что за станция показана при расхождении линий на Сокур И Кузбасс? Какой-то Комаровский (нынешняя Комаровка?) на месте платформы Дубрава, притом, что вокзал Комаровки в ее сегодняшнем месте явно еще довоенный- и места для разъезда на 3, возможно даже 4 пути там есть.
Вопрос, видно ли при аэрофотосъемки проселочные дороги в лесу, или их можно потом на карте нарисовать фантазийно? На современных космических снимках они видны далеко не всегда.
Например, дорога от Бердска до Каинской заимки может проходить примерно так, а не так, как она нарисована на карте:
На карте она проходит севернее, через перекресток просек, но там никаких ее следов, хотя бы в виде тропинок, на современных картах не видно. Впрочем, надо туда сходить и посмотреть самому.
Отредактировано ss16011973 (06-02-2023 22:32:13)
Вопрос, видно ли при аэрофотосъемки проселочные дороги в лесу, или их можно потом на карте нарисовать фантазийно? На современных космических снимках они видны далеко не всегда.
Просёлочная дорога и тропы - разные понятие.
Троп было много, их на картах обозначали, если масштаб соответствующий.
Тропа - это чисто пешее, а по просёлочной дороге телеги уже должны были ездить.
В общем, тропы в первую очередь зарастут, а дорога может сколько-то ещё быть и видна. Но и она зарастёт...
На вашей карте тут уже именно тропы.
Ну это всё и так всем очевидно...
Столько времени прошло, так скорее всего от этой просёлочной дороги через Академ уже ничего и не осталось.
Я не вижу на плане 1964-го никакой дороги правее ж.д., нет просветок между деревьев.
Вот только сохранился нижний её участок, который ниже шоссе...
"19 вёрст по правой" - это явно речь о самом шоссе касательно его длины именно вдоль Алтайской ж.д., а потом поворот на запад, как на вашей карте.
И именно с западной добавкой всего и получается 26 километров. Ой, да сами померьте - не сложно... )
От завода Труд у меня и так, и эдак больше получается.
Дело в том, что карта "составлена в 1933-м", но эта фраза не подразумевает актуальность данных на момент 1933-го.
Т.е. какие карты и данные до этого были, на основе их и составили новую карту.
Всё просто! )
В общем, я этой картой 1933-го только дезинформировал...)
Пока ладно ))
Просёлочная дорога и тропы - разные понятие.
Троп было много, их на картах обозначали, если масштаб соответствующий.
Тропа - это чисто пешее, а по просёлочной дороге телеги уже должны были ездить.
В общем, тропы в первую очередь зарастут, а дорога может сколько-то ещё быть и видна. Но и она зарастёт...
На вашей карте тут уже именно тропы.
Ну это всё и так всем очевидно...Столько времени прошло, так скорее всего от этой просёлочной дороги через Академ уже ничего и не осталось.
Я не вижу на плане 1964-го никакой дороги правее ж.д., нет просветок между деревьев.
Вот только сохранился нижний её участок, который ниже шоссе...
Можно предположить, что именно по заброшенной дороге будут ходить люди, и она превратиться в тропу, если проходит в подходящем направлении. А обсуждаемая дорога проходила в том же направлении, что и отмеченная на современной карте тропа.
Хотя я не вполне понимаю, что из себя представляла эта проселочная дорога в лесу. Вряд ли тут кто то специально прорубал просеку. А, значит, она на спутниковых снимках может не сильно отличаться от тропы.
Отредактировано ss16011973 (07-02-2023 11:39:45)
А по какой же тогда дороге открыли в апреле 1934 же года автобусное сообщение с Бердском?
В любом случае помимо проселочных дорог по правому берегу была дорога по левому берегу и паром.
Прошел сейчас по тропинке, отмеченной в п. 70 (там где смог пройти из-за снега). Расстояние между деревьями везде вполне достаточное для проезда телеги. Правда, пересекая одну просеку, тропинка резко опускается в глубокую выемку, и потом резко поднимается вверх. Но, возможно, просека появилась позже. В то же время это свидетельствует о том, что тропинка в основном проходит по высоким, сухим местам.
Отредактировано ss16011973 (07-02-2023 17:30:33)
В любом случае помимо проселочных дорог по правому берегу была дорога по левому берегу и паром.
Не проще ли тогда на Алтайском поезде доехать?... )
Т.е. окончательно не построили к 1934?
А по какой же тогда дороге открыли в апреле 1934 же года автобусное сообщение с Бердском?
Жалко, что объём публикации в Вечёрке 2003-го (пост 38) не позволил автору более полно раскрыть тему.
Кое-что не совсем точно известно, что сами видите.
Даже фото старого моста через Иню нет с нормального ракурса. Но это скорее всего из-за того, что сзади ж.д. мост, который при фотографировании тоже бы попал в кадр.
Видимо, фотать ж.д. объекты тогда нельзя было, как следствие этого нет и фото Инского моста шоссе.
Расстояние между деревьями везде вполне достаточное для проезда телеги.
Вот тут фотографии "Лисьи горки", т.е. можно сказать рядом где вы ходили: https://otzovik.com/review_10700016.htm … 0410145254
Я просто первую попавшуюся ссылку выбрал для примера.
И обратите внимание на некоторые фото с широкой дорогой.
Как мне кажется, широкая дорога могла появиться не только из-за рубки просеки.
Где постоянно проезжают телеги (и лошади), там уже не растут деревья.
По бокам проезжей дороги стоящие деревья постепенно старятся и падают. Телеги тоже начинают чуть шире ездить поэтому, т.е. ширина дороги без роста деревьев увеличивается.
Короче, через много лет получается уже широкая дорога. Ну это я придумал сам. )
Отредактировано VECTOR (07-02-2023 18:57:29)
Вернёмся непосредственно к Бердскому тракту
Июнь 1934 года - закончены изыскания и проектировка. Т.е. окончательно не построили к 1934?
А по какой же тогда дороге открыли в апреле 1934 же года автобусное сообщение с Бердском?
К каждой реконструкции, малейшему расширению дороги, или изменению радиусов, изменению створов и прочим шалостям дорожников, обязательно делаются изыскания и проект. Полный пакет работ, это когда сначала делаются изыскания и проект под ТЭО (технико-экономическое обоснование), потом технический проект с вариантами, под которые делаются отдельные изыскательские работы по каждому из вариантов, потом изыскания и рабочий проект с согласованиями и принятием или коррекцией подрядчиком. И так должно делаться на каждое изменение существующей или вновь строящейся дороги. Новую дорогу наверняка строили по существующей или используя существующую, как строительную. Часто бывает, что изыскатели закладывают для использованья под "резервы" насыпь старой дороги. Ближайший пример реконструкция участка дороги Криводановка - Нефтебаза Северо-Криводановского каръера - насыпь полотна старой дороги использовали в кач-ве матерьяла для укрепления откосов возле труб. По этой же схеме сейчас ведётся строительство дороги Омск-Новосибирск - её переводят в категорию 2в и там не должно быть прямых пересечений в одном уровне второстепенных дорог с основной. То же касается Ордынского шоссе. При этом эти дороги не прекращали эксплуатироваться.
Отредактировано evg_e1 (07-02-2023 23:19:54)
Да и постановления имеют привычку меняться, дополняться.
Вот в июне 1930 года говорится уже о каких-то 26 км.
А это у дорожников всегда такая мода писать, сразу и не поймёшь. Вот ТУАД на своём канале, намедни пишет - "В Сузунском районе Новосибирской области в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» отремонтируют участок дороги «104 км «Р-256» - Сузун» ... протяженностью 6 км.". Вот догадайтесь это вся дорога 6км или её кусочек длинной 6км?
Или вот - "Дорогу «Чаны – Венгерово – Кыштовка» отремонтируют по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». В работе будет 7,5 км.".Но оказывается это не один участок, а целых три, хорошо хоть пояснили - "В Венгеровском районе в 2023 году выполнят ремонт 4 км дороги, в Кыштовском – 2,5 км, в Чановском – километр."
Отредактировано evg_e1 (10-02-2023 00:05:52)
К каждой реконструкции, малейшему расширению дороги, или изменению радиусов, изменению створов и прочим шалостям дорожников, обязательно делаются изыскания и проект. Полный пакет работ, это когда сначала делаются изыскания и проект под ТЭО (технико-экономическое обоснование), потом технический проект с вариантами, под которые делаются отдельные изыскательские работы по каждому из вариантов, потом изыскания и рабочий проект с согласованиями и принятием или коррекцией подрядчиком. И так должно делаться на каждое изменение существующей или вновь строящейся дороги. Новую дорогу наверняка строили по существующей или используя существующую, как строительную. Часто бывает, что изыскатели закладывают для использованья под "резервы" насыпь старой дороги. Ближайший пример реконструкция участка дороги Криводановка - Нефтебаза Северо-Криводановского каръера - насыпь полотна старой дороги использовали в кач-ве матерьяла для укрепления откосов возле труб. По этой же схеме сейчас ведётся строительство дороги Омск-Новосибирск - её переводят в категорию 2в и там не должно быть прямых пересечений в одном уровне второстепенных дорог с основной. То же касается Ордынского шоссе. При этом эти дороги не прекращали эксплуатироваться.
Отредактировано evg_e1 (Вчера 19:19:54)
И о каждом изменении областная газета сообщает? Ни слова не было о Бердском тракте (вообще СовСибирь практически не освещала его строительство) и вдруг появляется "закончены изыскания и проектировка".
Да и тракт вроде бы только что построили (1932?), что они там изыскивали и проектировали в 1934?
А это где могут мостить в 1934-м?
И зачем?.... Вроде, щебёнку должны были. Потом асфальт.
Через ГОСКАТАЛОГ только такие две есть фотографии.
Наверное, есть ещё в городском архиве, судя по фотографиям в Вечёрке 2003-го.
Фотография. Работы по благоустройству города. Мощение Бердского тракта. 1934 г.
НОКМ ОФ-16806/4 НОКМ ОФ-16806/6
И вот такая ещё:
Фотография цветная. Остатки гудронного покрытия шоссе Бердск - Новосибирск, уничтоженное при затоплении Обским водохранилищем. 11.05.2000 г.
НВ-15816/12
Отредактировано VECTOR (08-02-2023 21:27:57)
Я застал время (где конец 80-х - начало 90-х), когда не был оборудован пляж Неоком и Бердское шоссе просто обрывалось в море. На обрыве был виден срез дорожного покрытия, и там был простой асфальт (асфальтобетон), под которым ничего другого не было заметно. В море около острова Тайвань мы видели такой же асфальтобетон.
Отредактировано ss16011973 (08-02-2023 22:32:41)
Бердское шоссе просто обрывалось в море.
А в каком именно это месте?.. покажите, пожалуйста на карте.
ss16011973 написал(а):
Бердское шоссе просто обрывалось в море.
А в каком именно это месте?.. покажите, пожалуйста на карте.
Это место обозначено цифрой "1". Теперь там автостоянка, но раньше там дорога кончалась невысоким обрывом, который шел прямо по асфальту. Причем было видно, что асфальт там значительно старше и дорога уже (кажется), чем до поворота на базу флота ("2")/ параллельной дороги, конечно, не было. она, как и стоянка с разворотным кольцом были построены пляжем Неоком.
Нужно ещё понимать, что такое "гудронированное шоссе". Это не совсем асфальт. Строительство покрытия такого такого типа как гудронированье, довольно дорогое удовольствие, однако оно самое надёжное. Последней дорóгой, которую я видел, что так строят, был участок дороги от Берегового, до Боровской трассы, в 1984-85 годах. Метод следующий: в подготовленное основание, тое насыпь дороги (там это был старый Ордынский тракт), втапливаются при помощи тяжёлой техники или вибраторов крупные обломки камня, прибл. около 25-30 см в поперечнике, потом более мелкие фракции, заполняют промежутки между здоровенными булыгами, потом ещё более мелкие размером около 10см в поперечнике и всё это теперь проливается гудроном (не битумом! он идёт на изготовление асфальтобетона). Далее идёт отсыпка ещё более мелкими фракциями 5, 3, 1см, с проливкой гудроном после отсыпки каждой фракцией. В завершение всё посыпается отсевом, снова проливается гудроном, и засыпается тонким слоем песка без проливки. Это самое дорогое покрытие в дорожной одежде и говорят именно от слова Дóрого появилось слово Дорóга.)
А это где могут мостить в 1934-м?
Улицу, допустим, Трактовую.
А мост шоссе через Бердь был ведь скорее такой же, как и через Иню, как и на панораме немного засветился в другой теме? : Автомобильный мост через Иню
Скорее всего его быки демонтировали, чтобы не торчали под водой ???
На космоснимках не увидать, вроде - под водой всё.
А мост шоссе через Бердь был ведь скорее такой же, как и через Иню, как и на панораме немного засветился в другой теме? : Автомобильный мост через Иню
Скорее всего его быки демонтировали, чтобы не торчали под водой ???
На космоснимках не увидать, вроде - под водой всё.
А почему на Ине быки не демонтировали?
Чем Бердь важнее? Ни там, ни там круизные лайнеры замечены не были.
А почему на Ине быки не демонтировали?
Чем Бердь важнее? Ни там, ни там круизные лайнеры замечены не были.
Ну как это не замечены? В Бердске, ваше по течению от бывшего моста, была пристань, где останавливались теплоходы Ом, следовавшие по маршруту Новосибирск - Камень-на-Оби. Я сам плавал на таком корабле из Новосибирска в Бердск и из Бердска на Шлюз, чтобы посмотреть работу шлюза изнутри. Ещё выше теперь находится стоянка круизных "лайнеров" проекта 305. Оттуда Ремикс (Патрис Лумумба) ходил в круизы на Салехард (именно оттуда, а не из Новосибирска). Еще он плавал по водохранилищу и Бердскому заливу.
Потом, затопленные быки моста гораздо опаснее остающихся на поверхности.
Отредактировано ss16011973 (18-02-2023 09:26:47)
Потом, затопленные быки моста гораздо опаснее остающихся на поверхности.
Тема: Лоцманская карта 1960 года (Новосибирское водохранилище и р. Обь)
На Берди могли быть не были такие высокие берега, как на Ине, поэтому и быки могли быть не такие высокие, как на Ине. Как было не знаю, конечно.
Фарватер идёт рядом с быками, но немного в стороне, вроде.
Интересно, а что с опорами первого жд моста?
а что с опорами первого жд моста?
В 1982 году на них был автомобильный мост и бетон опор сильно крошился. На столько сильно, что мы готовили проект ледовой переправы паралельно мосту, а когда разбуривали лёд для промера глубин, то бурить возле опор было невозможно из-за вмёрзших обломков опор и весь лёд вокруг был услан щебнем осыпавшимся с опор. Есть одно НО - старые опоры моста в живую увидеть было невозможно, тк они во первых были значительно ниже чем опоры современного моста, а во вторых на них, поверх отлиты более современные опоры, на которые в свою очередь были установлены пролётные строения старого (первого) ж\д моста, который и приспособили под автомобильный. О том что это опоры советские, говорит уже то, что в составе бетона для них, вместо каменных блоков и фракционного щебня использован ПГС. Именно по этой причине современные опоры так интенсивно разрушались. В итоге победил разум и прежде чем ставить мост под капремонт, провели текущий и рядом построили новый автомобильный мост, после чего капиталили старый. Ну как капиталили - по сути построили новый
Отредактировано evg_e1 (18-02-2023 17:11:10)
В 1982 году на них был автомобильный мост
А что с ними потом стало?
evg_e1 написал(а):
В 1982 году на них был автомобильный мост
А что с ними потом стало?
Ну в итоге мост разобрали, опоры откапиталили, а по сути заменили всю советскую надстройку и перекрыли новыми пролётными строениями. Фсё. Это ж вот недавно было, во второй половине 2000-х годов уже. Та часть автомобильного, что ближе к ж\д на старых опорах и стоит
Отредактировано evg_e1 (18-02-2023 17:40:43)
на которые в свою очередь были установлены пролётные строения старого (первого) ж\д моста
т.е те арки, которые считал Рокотовский?
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Улицы города » Бердское шоссе.