НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бердское шоссе.

Сообщений 1 страница 38 из 38

1

просто фотография понравилась... но это и известное шоссе города... дальнего следования

0

2

Очень похоже на Колвыанское шоссе

0

3

Похоже... но не оно :)

0

4

Бердское, в смыле Старое. Первое заасфальтированное в городе.

0

5

Обрезанная часть открытки.

0

6

Костя! Все точно!
Володенька! Ты все знаешь!  :love:

0

7

пусть здесь повисит.

о "южном направлении"

СОВЕРШЕННО НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ: Крячков и дорожное строительство в Новониколаевске.
Неожиданная находка в архиве заставила обратиться к теме дорог, бывших на месте города и строившихся до революции. К тому же, в этом вопросе очень часто в краеведческой литературе допускают многое «от себя» или с опорой на устоявшееся мнение.
Прежде всего, много надуманного высказывается в отношении главной улицы города. Исследователи склонны считать, что в основе Красного (Николаевского) проспекта лежало «направление на губернский город Томск». Такого мнения придерживаются, прежде всего, авторы историко-архитектурных исследований. К сожалению, исследователи не опираются ни на один исторический источник, а выводы делают лишь на основе морфологического анализа.
Чтобы понять, каков был старт в развитии главных магистралей города, посмотрим на карты. В 1893 г. на месте города в Обском бору пролегала лишь одна проселочная дорога – Каменская дорога, ведущая в село Каменку. Причем она не совпадала с направлением будущего Николаевского проспекта, и поэтому не могла быть основой для его проектирования. Московский тракт, как известно, проходил в стороне от месторасположения города, от него шла дорога на Барнаул через села: Грязнуху, Катково, Ерестную, Верх-Чемскую и Берское, минуя, таким образом, наш город. На левом берегу из села Большое Кривощёково шли дороги в город Колывань и деревню Бугры, и на этом «дорожная сеть» времен, предшествующих строительству моста, исчерпывается.
Тем не менее, улица Трактовая (в 1910-е – ул. Будаговская, с 1920 г. - Большевистская) часто сопоставляется с якобы существовавшим направлением на юг. Действительно, сейчас, учитывая глобальную функцию Большевистской, включенной в федеральную трассу М-52, хочется верить в наличие хоть какой-то предыстории этой улицы. Но, как и в случае с Красным проспектом, никакого «южного направления» на месте Большевистской не было. На правом берегу к началу строительства Транссиба располагалась правобережная часть села Большого Кривощекова – Кривощековский выселок, насчитывающий три десятка дворов. Ближайшую деревню Усть-Иню от Кривощековского выселка отделял бор, который принадлежал кабинетскому ведомству, и строительство в нем дорог могло проводиться только по согласованию с Кабинетом. Но вот в чем экономический смысл строительства дороги? для кого? На упомянутом плане мы не найдем этой «южной» дороги. Проще сообщаться по реке, и летом, и зимой. Это мои рассуждения, но документы подтверждают: лишь с появлением города ситуация с дорогами изменилась, но, опять же, не сразу, и не так кардинально, как нам бы хотелось. Кстати, не было на Оби даже перевоза – крестьяне пользовались лодками, - сообщение об этом находим в официальном рапорте управляющего Томским имением. Перевоз появился в 1893 г. благодаря железнодорожникам.
Улица Трактовая – старейшая в городе, и появилась на плане уже в 1894 г. Но если не было никакого тракта, откуда название? - Думаю, Трактовой она была названа в связи с почтовым трактом: в 1896 г. в поселок перенесена почтовая станция, почту теперь возили по железной дороге, а затем – по тракту, который частично совпадал со сложившейся дорогой, ведущей на юг. Но со строительством Транссиба экономическая связь с близлежащими территориями выходит на новый уровень, и совершенно необходимой оказалась кратчайшая дорога на юг - в первую очередь, для перевозки почтовых грузов.
20 февраля 1904 г. в Томском губернском управлении слушали доклад о «проложении новой дороги между городом Новониколаевском и селом Бердским». В заседании выяснилось, что еще в 1902 г. томский губернатор разрешил упразднить «часть Новониколаевского – Барнаульского тракта, от Новониколаевска до ст. Бердской, пролегающую по левому берегу реки Оби, а взамен сего открыть тракт между названными пунктами по правому берегу Оби через дер. Ельцовку». Ранее, 14 января 1904 г., губернское строительное отделение представило для рассмотрения Томского губернского управления свое заключение по поводу проложения новой дороги от Новониколаевска до Бердска. Среди документов: заключение о стоимости проектируемой почтовой дороги, чертеж, нивелировка дороги, а также докладная записка инженера, на которого было возложена разработка проекта дороги. Ирония судьбы: им оказался младший инженер А. Д. Крячков. Крячков в то время служил в Томском губернском управлении, и по долгу службы в сентябре 1903 г. осматривал проектируемую дорогу и готовил все необходимые документы. Над этим проектом работал также инженер Зундиловский, который предложил два проекта дороги: первый – от д. Усть-Инской через Иню по левому луговому низменному берегу реки и далее до д. Ельцовки, второй – от Усть-Ини по высокому пашенному месту через дер. Луговую – на дер. Ельцовку. «Несмотря на то, что второй вариант длиннее первого на 5 верст, инженер Крячков, а за ним и Строительное отделение, находит, что проложение дороги по второму направлению имеет за собой значительное преимущество, так как требует меньше затрат как на строительство, так и на обслуживание». Но оказалось, что даже при экономном подходе к проектированию дороги, ее строительство требует таких затрат, что Строительное отделение решило сначала согласовать предварительную стоимость с Губернским управлением, а затем уже приступить к составлению строительной сметы. По предварительной оценке инженера А.Д. Крячкова, стоимость по краткому пути составляла 180 802 р. 50 коп., а по второму – 174 327 р. 50 коп.
Томское губернское управление определило, что «отнести этот расход на крестьян, отбывающих натуральную дорожную повинность на участке Новониколаевск – Бердск, положительно невозможно, либо расход этот будет для них непосильным <…> также невозможно отнести расход на губернские земские повинности <…> ввиду огромных расходов по случаю войны с Японией». В заседании отметили, что в этой дороге прежде всего, заинтересованы города Барнаул, Бийск и Кузнецк, а также и Главное управление Алтайского округа, поэтому вынесли определение: возложить на одного из инженеров Строительного управления доработку подробной сметы; и предложить Главному управлению Алтайского округа и городским общественным управлениям Барнаула, Бийска и Кузнецка принять участие в финансировании строительства данной дороги.
К вопросу строительства дороги обращалась уже в 1910-е годы Ново-Николаевская Городская Дума, то есть, дорога так и оставалась в планах, и лишь в 1930-е было построено Бердское шоссе. Что здесь не было дороги ранее, подтверждается известными открытками строительства Алтайской железной дороги: открывается вид с высоты Ключ-Камышенского плато на левобережье Ини, на нетронутое лесное царство… Очевидно, Алтайская железная дорога и взяла на себя функцию почтового тракта.
Таким образом, до основания Новониколаевска какая-либо дорожная сеть здесь отсутствовала. Но тем более ценен сам факт появления города, который так сильно изменил и связал воедино окружающие территории.

+4

8

дорогу на юг авторы популярной книги увидели даже на этом известном снимке:
http://i83.fastpic.ru/big/2016/1211/f7/3ee2bc262346bc6f490ab5fca8afcdf7.jpg

0

9

Natalya написал(а):

СОВЕРШЕННО НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ: Крячков и дорожное строительство в Новониколаевске.
Неожиданная находка в архиве

Всё больше неизвестных фактов о Крячкове  http://s20.rimg.info/0087e245783523af5f071c4136182f59.gif

Но больше всего радует новая информация по истории улиц города
...и шоссе тоже :-)

0

10

Natalya написал(а):

дорогу на юг авторы популярной книги увидели даже на этом известном снимке

А что это, интересно, за популярная книга?

И кто такая Е. Фёдорова, предоставившая фотографию? Всегда считала, что это фото относится к истории строительства железнодорожного моста и сделал его кто-то типа А. Трубина. И вообще, что оно из фондов ГАНО или Краеведческого музея.

0

11

Olga написал(а):

А что это, интересно, за популярная книга?

считайте, что это фотозагадка) Если не разгадается - значит, не так уж популярна книга, как я думаю. А кто такая Федорова, сама голову ломаю.

+1

12

Natalya написал(а):

считайте, что

некому тепереча тут шото, а тем более "считать" - скажете тоже))

0

13

Каркано, старый новый год переотмечали?
Старайтесь, по возможности, не писать на форум в АО

0

14

Уралец написал(а):

Старайтесь

Доедайте свой попокорн в мире пластмассовых табличек. И старайтесь, по возможности, писать по делу.

0

15

Natalya написал(а):

В заседании выяснилось, что еще в 1902 г. томский губернатор разрешил упразднить «часть Новониколаевского – Барнаульского тракта, от Новониколаевска до ст. Бердской, пролегающую по левому берегу реки Оби,

Чё такое "ст.Бердская"?И причём тут левый берег Оби?Ничё не понимаю.

0

16

Андрей Пилипенко написал(а):

Чё такое "ст.Бердская"?И причём тут левый берег Оби?Ничё не понимаю.

ст.Бердская - станция Бердская, почтовая, не жд.

И причём тут левый берег Оби - тракт через Бердск раньше шёл по левому берегу Оби, не было дороги по правому берегу.

0

17

Андрей Пилипенко написал(а):

причём тут левый берег Оби?

Была такая карта:
http://images.vfl.ru/ii/1484744465/ed7b0c81/15726875_m.jpg

0

18

Пешков Андрей написал(а):

Была такая карта:

кстати, военных топографов. 1878 год

Андрей Пилипенко написал(а):

И причём тут левый берег Оби?Ничё не понимаю.

"Здесь очень важно отметить, что до 1904 года село Бердское не было связано проезжей дорогой с молодым посёлком Ново-Николаевским. Особой нужды не было. В 1777 году через Бердское прошёл тракт из Барнаула, созданный для связки алтайских горных заводов с Московским трактом. Он называемый ещё «казачьей дорогой», вился по берегу Оби, доходил до пристани, а далее подводы-телеги грузились на паром, переплывали через Обь в Верхние Чёмы, и на Ерестную (нынешний Станиславский жилмассив), Катково до деревни Тырышкино, где уже выходили на Московский тракт. Карты отлично прорисовывают этот путь. Те же, кто вдруг следовал в Ново-Николаевский, после Верх-Чём уходили на Бугры, снова на паром и обратно на правый берег, на улицу Трактовую (Большевистская). Хорошую дорогу от города (гудронированное шоссе) проложили уже к середине 1930-х годов. Кусок этой  дороги ныне затоплен, но часть её осталась.  Это Бердский тупик у Шлюза и просека на острове Тайвань".

0

19

Спасибо,ребята,теперь понял.

Natalya написал(а):

а взамен сего открыть тракт между названными пунктами по правому берегу Оби

Значит ли это,что и первые мосты через Бердь и Иню построили в это время?Если людям приходилось:

golod написал(а):

Те же, кто вдруг следовал в Ново-Николаевский, после Верх-Чём уходили на Бугры, снова на паром и обратно на правый берег

Отредактировано Андрей Пилипенко (19-01-2017 10:59:33)

0

20

Андрей Пилипенко написал(а):

Значит ли это,что и первые мосты через Бердь и Иню построили в это время?

Нет, мосты были и ранее:
"Восточнее Базарной площади, через урочище Согра, находилась деревенька Шарино, по которой и проходила дорога на север через мост на правый берег Берди, называемый по деревне - Шаринским".
Через Иню мост был не там где сейчас, а у Луговой. Но это не точно. Забыл где читал и насколько можно доверять

Отредактировано golod (19-01-2017 12:24:13)

0

21

Olga написал(а):

Но больше всего радует новая информация по истории улиц города
...и шоссе тоже

Дошли глаза и руки
Три момента:

1. автор - "В 1893 г. на месте города в Обском бору пролегала лишь одна проселочная дорога"
Вторая дорога была. "Другая, называемая Гусинкой (Гусинской дорогой), от переправы, через брод Каменки, вдоль обского берега выходила на Сузунский подъём (ныне улица Восход), далее шла вверх «по угорью между Каменкой и Тагайнихой», на гриве отворачивала от Каменского к поселку Гусиный брод и далее через Издревую, Гутово, Салаирский кряж и к Кузнецку. Этот путь позволял перевезти груз, избежав досмотра"
она есть и на «Топографической карты Алтайского Горного округа», составленной инженер-полковником межевого корпуса Ф.Х. Мейеном, 1864 год.

Пешков Андрей написал(а):

Была такая карта:

карта - см. пост 17. Вон дорога тянется по левому берегу Каменки

2. автор - "не было на Оби даже перевоза – крестьяне пользовались лодками"
Что называть перевозом (как говорит Ольга, каждый понимает по испорченности). Я испорчен Зайцевым. Но даже если отказаться от его исследований «обских переправ» - хорошо налаженную паромную переправу у Кривошёково отмечали топографы-рекогносцировщики начальника межевания казенных земель барона Г.К. Сильверьгельма в 1859 (ну, насколько можно говорить о топографии на карте восемь вёрст на англ. Дюйм – грубо 1 км в 2,5 см)
Ещё карта. Калька с ГААКа. До моста. Ну, здесь понятно.

http://images.vfl.ru/ii/1597077978/26e806e5/31307068_m.jpg

Причём, одна из переправ кабинетская, а не МПС-ная. Но то, что мостостроители в 1893 могли её усилить или построить хорошую, мощную переправу это вполне могло быть (и, наверное, было), но упоминаний я не встречал.

3. ну, а версия происхождения в 1894 году Трактовой улицы от почтового отделения 1896 года. Версия. Имеет право.

И про мосты.

Natalya написал(а):

второй – от Усть-Ини по высокому пашенному месту через дер. Луговую – на дер. Ельцовку. «Несмотря на то, что второй вариант длиннее первого на 5 верст, инженер Крячков, а за ним и Строительное отделение, находит, что проложение дороги по второму направлению имеет за собой значительное преимущество,

golod написал(а):

Через Иню мост был не там где сейчас, а у Луговой. Но это не точно. Забыл где читал и насколько можно доверять

Ну, и значит верно, что про мост в Луговой я встречал, быть может, том же ГААКе

всё, только не надо делать несчастье - просто сказал и пошёл себе спать. Завтра ещё про  Сибстройпуть рассказывать.

Отредактировано golod (20-01-2017 14:42:34)

+3

22

golod написал(а):

2. автор - "не было на Оби даже перевоза – крестьяне пользовались лодками"
Что называть перевозом (как говорит Ольга, каждый понимает по испорченности). Я испорчен Зайцевым. Но даже если отказаться от его исследований «обских переправ» - хорошо налаженную паромную переправу у Кривошёково отмечали топографы-рекогносцировщики начальника межевания казенных земель барона Г.К. Сильверьгельма в 1859 (ну, насколько можно говорить о топографии на карте восемь вёрст на англ. Дюйм – грубо 1 км в 2,5 см)
Ещё карта. Калька с ГААКа. До моста. Ну, здесь понятно.

Причём, одна из переправ кабинетская, а не МПС-ная. Но то, что мостостроители в 1893 могли её усилить или построить хорошую, мощную переправу это вполне могло быть (и, наверное, было), но упоминаний я не встречал.

И всё-таки, в Историческом обзоре посёлка Ново-Николаевского Алтайским округом ведомства Кабинета Его Императорского Величества, т.е. в официальном документе, написано, что перевоза нет.

http://images.vfl.ru/ii/1597078027/f5677c9d/31307073_s.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1597078027/376ec7a3/31307074_s.jpg

0

23

Я склонен оставить поиск истины в этом вопросе дипломированным историкам. Думаю, им это будет несложно. В спорных вопросах одна записка и с той и с другой стороны ещё ничего не значит. Каждый последующий томский воевода (губернатор, начальник) унижал предыдущего дабы величие своё подчеркнуть.

0

24

golod написал(а):

Я склонен оставить поиск истины в этом вопросе дипломированным историкам.

Я поиск истины и не начинала. Истину по этому вопросу, даже перерыв кучу архивов, можно не найти. А уж считать истиной чьи-то размышления и попытки найти её же...
Я просто применила твой же метод, т.е. взяла то, что есть в свободном доступе, и вуаля - итог другой.

0

25

Olga написал(а):

вуаля - итог другой.

В том-то и дело, что итога нет - есть мнения. Это нормально.

0

26

Почти уверен, что все здесь присутствующие, на вопрос: как называется райончик Таловая-Искитимские:

https://www.google.ru/maps/@54.9485568, … a=!3m1!1e3

ответят:
―Конечно же, это Матвеевка.

я тоже всегда так считал.. но не так давно, повстречался мне там дедок, ну или пожилой мужичок, это как хотите, и завязался у нас разговор по моей работе. Так вот, он даже слегка, чуть-чуть обиделся, когда я назвал его местожительство Матвеевкой:
―Сам ты, говорит, Матвеевка! У нас - ...
И надо же так случиться, что тут же, это название вылетело у меня из головы... вроде бы, это имя собственное, начиналось на И-.. а заканчивалось на -ка.. теперь вот не помню и очень жалею.
Да, если что, мужичок не шутковал, совсем даже непохоже на это.

0

27

Михаил Цененко написал(а):

И-.. а заканчивалось на -ка.

Ну, далеко на Инюшка

0

28

golod написал(а):

Ну, далеко на Инюшка

Нет нет.. Инюшка вообще ни при чём.. что-то вроде Ивантеевки. в общем так, я следующие дня три буду опять там работать, поспрашиваю у стариков..

0

29

Михаил Цененко написал(а):

следующие дня три буду опять там работать, поспрашиваю у стариков..

Это правильно. А заодно легенду про тень Матвея. потом расскажите. Только лучше запишите на диктофон. Можно незаметно

Отредактировано golod (17-12-2017 20:42:21)

0

30

про тень Матвея

Тень Матвея бродит ночью по Тройке и пугает вэвэшников

+2

31

Итак, мои милые, добрые друзья, 'golod' & 'stepan40', запомните крепко-накрепко, что селенье с улицами Таловая - Искитимская - Юбилейная, называется - Пестерёвка.
а может - Пестеревка.
Если запомнить вы это не сможете, то запишите себе куда-нибудь там в тетрадочку.

0

32

Михаил Цененко написал(а):

селенье с улицами Таловая - Искитимская - Юбилейная, называется - Пестерёвка.
а может - Пестеревка.

Деревня Пестерёвка там была.

0

33

Olga написал(а):

Деревня Пестерёвка там была.

Здравствуйте, Ольга.
Автохтоны сами так всё это и называют. Мало того, у них имеется сообщество в ватсапе, так вот - называется оно "Комаровка-Пестерёвка" или же наоборот, вот это забыл..
Скажите, пожалуйста, а Комаровка - это ведь дачи, которые рядом?

https://www.google.ru/maps/@54.953101,8 … a=!3m1!1e3

Отредактировано Михаил Цененко (23-12-2017 18:33:43)

0

34

Михаил Цененко написал(а):

Здравствуйте, Ольга.
Автохтоны сами так всё это и называют. Мало того, у них имеется сообщество в ватсапе, так вот - называется оно "Комаровка-Пестерёвка" или же наоборот, вот это забыл..
Скажите, пожалуйста, а Комаровка - это ведь дачи, которые рядом?

Не знаю про Комаровку.

0

35

Olga написал(а):

Деревня Пестерёвка там была.

Но вот только к Матвеевке она отношения вовсе не имела. Был как-то на берегу Оби в р-не ул Подъёмной, год однако 95 или 96. Нужно было забрать автокран там работавший. Ну и пока мужички с водой да с аккумуляторами бегали, ко мне подкатился дедок, древний как динозавр. Слово-зá-слово про технику, он изрёк, дескать его отец на трахторе работал, грейдеры прицепные таскал, соше ровнял - раньше то оно прям по нонешней Центральной шло, ажно от Пестерёвки и через усю Матвеевку до лесу, да и по лесу малость. Это ж потом яво к жалезке передвинули. Где, говорю Пестерёвка то? А, там, машет, за переулком Деменьтьевским. Машин тады мало было, усё больше телеги с лошадями, дык усёй деревней ребятня бегала  на сошейку машины проезжающие посмотреть, какá больше пыли подымет.
Вот, выдал всё что помню.

Отредактировано evg_e1 (24-12-2017 20:34:30)

+2

36

evg_e1 написал(а):

... раньше то оно прям по нонешней Центральной шло ...

Отредактировано evg_e1 (Сегодня 15:34:30)

Не знал про это.

0

37

Где, говорю Пестерёвка то?

Пистерёвка или Пестерёвка споры идут давно, помоему с самого начала её обживания. А включает она в себя такие улицы как Таловая, Первая и Вторая Искитимские, Приобская, часть Ремонтной и часть Бердского шоссе. Более ничего.

0

38

Дабы не пропала опубликованная статья в "Вечёрке" 2003-го, скопирую сюда, а то вдруг сайт газеты или её архив совсем "прикроется".
Источник: https://vn.ru/news-26132/

2003-05-17
Первое шоссе города
К 110-летию Новосибирска

Слово «шоссе» сегодня в устной речи практически не употребляется - состарилось и вышло на пенсию. В Новосибирске его можно встретить разве что в названиях улиц - Старое шоссе, Бердское шоссе, Гусинобродское опять же... А были времена, когда звучное французское словечко из пяти букв в нашем городе произносили с придыханием, как название заветной мечты новониколаевцев, переименованных в новосибирцев.

Шоссе... Нам, детям асфальта и бетона, трудно даже представить, что были времена, когда по Красному проспекту не то что заграничная «Тойота» - отечественная телега пробиралась с большим трудом, утопая в грязной колее. Не всякий кирзовый сапог выдерживал переход из одного района сибирской столицы в другой - а уж о театральных туфельках для тогдашних дам и речь не шла. Понятно было, что долго так продолжаться не могло: ни в городе, ни на выездах из него.

Будущее Бердское шоссе: убран последний пень
http://images.vfl.ru/ii/1610857976/d42ca767/32978069.jpg

Письмо N Д012 от 08.11.1929 г.: «Начальнику участка службы пути Алтайской ж/д. Постановлением Новосибирского окрисполкома и решением Сибдортранса в 1929-1930 г.г. намечено построить щебеночное шоссе Новосибирск-Бердск. Проводятся изыскания дороги; трасса будет проходить рядом с Алтайской ж/д в 30-40 м от нее. Перцев».

Почему именно Бердск был выбран тогдашними дорожниками? По двум причинам - трасса эта являлась естественным продолжением Красного проспекта, стало быть, появлялся повод достойно отделать и главную улицу города тоже. К тому же уже существовал проект строительства станции Эйхе, ныне Инская - самой большой грузовой железнодорожной станции всего Сибирского края. Да и сам город Бердск, три десятка лет спустя утопленный гидроэнергетиками, в ту пору был немалой точкой: поставщиком продуктов и рабочей силы для лихо растущего Новосибирска. Словом, будущая дорога с ходу убивала целую стаю зайцев.

Записка в правление Омской ж/д от 05.04.1930 г.: «На основании постановления Новосибирского окрисполкома от 30.09.1929 г. Доротдел с весны 1930 года приступил к постройке шоссе Новосибирск-Бердск. Шоссе запроектировано с правой стороны Алтайской ж/д до 19-й версты. Иня - рассматриваются варианты перехода выше и ниже существующего ж/д моста. Зав. Окрдоротделом Перцев».

Сегодня можно извлечь из пыли архивов имена первых дорожников, создававших наше первое шоссе по имени Бердский тракт. Изыскатель переходов через реки Иня и Бердь - техник Зарембо Николай Петрович, впоследствии один из главных строителей труднейшего Шегарского тракта, открывающего путь к лесным богатствам Севера и Притомья (ныне дорога Новосибирск-Колывань-Пихтовка). Начальник работ по Бердскому тракту, назначенный приказом по Окрдоротделу N 29 от 18.01.1930 г., - Векшин Николай Ильич, уроженец Томской области. Больше о нем, увы, ничего не сохранилось...

Из проекта Новосибирск-Бердского тракта:
«Утвердить направление от завода «Труд»: деревня Усть- Иня - поселок Анастасьевский - поселок Матвеевский - деревня Нижняя Ельцовка - Бердск. Дорога 4-го разряда: до пересечения с ж/д магистралью Новосибирск-Ленинск - мостовая шириной 18.60 м, дальше - щебеночное шоссе шириной 12.10 м. Утвердить строительство моста через р. Иня в 60 м ниже существующего ж/д моста Алтайской ж/д. Предусмотреть плотоходный пролет моста шириной 20 м и высотой не менее 2.5 м».

Дорога строится (участок возле Ини)
http://images.vfl.ru/ii/1610858285/c49f977f/32978086.jpg

Прикинем по-нынешнему. Деревня Усть-Иня давно стала городом: это часть Октябрьского района от реки Плющихи до карьера Борок. Поселок Анастасьевский найти не удалось: можно лишь предполагать, что речь идет о части Первомайского района, примыкающей к станции Сибирская. Поселок-мужичок Матвеевский после операции по перемене пола (кем? когда?) стал и по сей день остается дамой Матвеевкой. Нижнюю Ельцовку сегодня деревней обозвать сложно, но стоит она на том же самом месте...

А вот одну загадку этого документа можно хоть сейчас направлять в краеведческое «Что? Где? Когда?» - черта с два кто угадает, даже с десятого раза... 12 метров 10 сантиметров - стандартная ширина дороги тех лет: так строились и Московский, и Каменский, и Кузнецкий тракты. Лишь Бердский в проекте значился в полтора раза шире. И по сей день он один такой - желающие могут сравнить ширину выезда из города, к примеру, в сторону Академгородка и Ленинска-Кузнецкого...

А ответ, между тем, прост, как снесенное Колумбом яйцо.

Из протокола Межведомственного совещания при Сибкрайдортрансе от 10.04.1930 г.: «Учитывая, что к концу 1931 года Новосибирск должен иметь трамвай, предусмотреть при проектировании Бердского тракта трамвайную линию от завода «Труд» до проектируемой грузовой сортировочной станции на новой ж/д ветке Новосибирск-Кузнецк».

Так что строили наши отцы и деды свою первую благоустроенную дорогу с дальним прицелом для потомков, оставив место для трамвая на Первомайку. Не могли же они всерьез предположить, что через полсотни лет эти самые потомки начнут крушить трамвайные линии по городу в мелкую капусту по дурости неизвестного начальника... Не все сегодня и помнят, что до семидесятых годов новосибирские трамвайчики бегали до самой Плющихи по улице Большевистской, а оттуда до Первомайского района было уже рельсой подать.

В полтора раза шире с учетом трамвая проектировался и красавец-мост через Иню - сегодня от него торчат одни «бычки» ровно в 60 метрах ниже моста железнодорожного. Место для него дорожники выбирали под обстрелом, причем настоящим - воспоминания на эту тему сохранились. Несмотря на мирное время, первую группу изыскателей железнодорожная мостовая охрана приняла за диверсантов, обстреляв ее на месте: слава богу, в ходе пальбы ни в кого не попали, но в грязи разведчикам тракта полежать пришлось изрядно.

Забавно - но мост впоследствии лишил тех же дорожников большого куска хлеба с маслом. Дело в том, что до него переправа через Иню осуществлялась паромом, доходы от которого шли в Окрдоротдел. Сохранилась даже сумма дохода от эксплуатации инского парома за 1930 год - 7439 рублей 71 копейка, немалая по тем временам цифра.

Но вот вроде все учли, все утрясли и согласовали, включая судоходство: в те годы по Ине эскадрами шастали катера и прочие шаланды, полные карасей, плюс стройными рядами шли плоты с лесом. Пора вроде бы и строить...

Из плана дорожно-строительных работ на 1930 год: «...п. 6. Тракт Новосибирск-Бердск: вырубка леса, корчевка пней, устройство земляного полотна - 26 км».

Попробуйте сегодня представить здоровенный пень поперек федеральной трассы М-52: так теперь именуется Бердское шоссе. А лес там по описаниям стоял могучий, стало быть, и пеньки соответствовали... При этом всех дорожных работников на строительстве тракта было аж четыре человека: десятник, двое дорожных рабочих да сам начальник строительства товарищ Векшин... Дали, правда, им в помощь практиканта-студента - и на него сохранился документ:

Записка N 012 от 26.05.1930 г.: «В магазин АКОРТ. Просьба отпустить за наличный расчет один костюм практиканту-студенту Томского техникума Ершову Николаю Владимировичу, работающему на постройке Бердского шоссе. Он абсолютно не имеет более или менее годной для носки одежды. Как работник, заслуживает особого внимания. Векшин».

Не стоит улыбаться над такими вот строчками - небогато жила вся страна (как, впрочем, и по сей день). А дорожники, люди дела, неделями и месяцами пропадающие на своей кровной трассе, к аристократам никогда не относились: эта бесхитростная записка - лишнее тому свидетельство.

Понятно, что впятером такой объект, как Бердский тракт, было не осилить даже былинным богатырям. Кто его строил на деле - под руководством товарища Векшина?

Обычная участь рядового - хоть военного, хоть штатского: имя забывается, труд остается. Трудились на дороге сельчане из окрестных деревень: мне уже доводилось писать в этом историческом цикле о таком забытом сегодня понятии, как «трудгужповинность». Мое поколение еще помнит его же наизнанку в виде «шефства» - когда горожан гнали в колхозы и совхозы бесплатно вкалывать на уборке урожая, дабы освободить сельчан для работы на личном огороде. Тогда же это выглядело примерно таким образом.

Трудгужповинные первостроители
http://images.vfl.ru/ii/1610858547/668589f1/32978095.jpg

Записка в Доротдел от 16.05.1930 г.: «Прибывшие на работу в порядке трудгужповинности раскулаченные из с. Бердск требуют у меня топоры, пилы и сахар. С этим они ко мне приставали и в РИКе, где я им в резкой форме заявил, что предоставить это не могу и не обязан, и что не верю им, что они не знали, что указанные инструменты надо иметь при себе. Басню, что топоров у них нет вообще, считаю с их стороны саботажем. Председатель РИКа тов. Мальц уверял меня, что у них действительно все отобрали при раскулачивании, и они не знали, что надо являться с инструментом...
Позже я сам убедился, что кулаки не пришли пешком, как они говорили, а приехали на лошадях, и инструмент у них был. Но тов. Мальц расценил мой нажим на кулаков и подкулачников - форменных саботажников - как грубое обращение с крестьянами вообще. Так позиция тов. Мальца воодушевляет кулаков, а он сам занят тем, что пишет на меня доносы краевым властям. На работу призванные по трудгужповинности являются пьяными. Дисциплина слабая. Был случай, когда дорожный десятник убедил одного возчика наложить песка полный воз, то другой возчик набросился на него с кайлом и словами: «Бить вас всех, подлецов, надо!..» Начальник работ Бердского шоссе Векшин».

Из песни, как говорится, слова не выкинешь - между сельчанами-строителями и горожанами-дорожниками прямо на тракте шла глухая война, изредка прорывающаяся такими вот сполохами. Любой принудительный труд непроизводителен сам по себе, а в тогдашнем селе он был вдвойне непроизводительным. Без дороги крестьянин 1930 года прожить худо-бедно мог, хотя бы по схеме «что вырастил, то и съел», а вот без лошаденки он неминуемо скатывался в лютую бедность. Так что «отказчики» берегли не столько себя, сколько свое средство гужевого передвижения, а дорожникам оставалось констатировать тоскливую статистику.

Из акта от 24.05.1930 г.: «Трудгужповинность на Новосибирск-Бердском шоссе - 10-15% от списка. Большая часть возчиков нормы не вывозят, ссылаясь на недостаток фуража. Никто больше 4-х дней не проработал. Большинство стремится симулировать и отделаться от работы. Имеются случаи прямого запугивания дорработников, которые, в свою очередь, заявляют, что с тракта уйдут... Векшин».

Впрочем, и сельчане в долгу не оставались.

Из протокола N 1 совещания уполномоченных сельсоветов от 28.05.1930 г.: «В селе Морозово в списке привлеченных к трудгужповинности - кормящие грудью женщины, старики старше 60 лет и все инвалиды! Нет кормов для лошадей, работающих на дороге, - от непосильной работы уже пало две лошади, а остальные еле сами себя носят. На постройке шоссе - ряд безобразий. Нормы таковы, что даже молодые коммунары в 12 дней не могут сделать 6-дневной нормы. Возчиков обмеривают, занижают перевезенное, а сами дорожники играют в карты, пока мы работаем...»

И самое удивительное - что при всех сложностях дорога упрямо ползла вперед! И прежде всего - благодаря своему бессменному - до окончания строительства! - командиру. Когда не помогал кнут - в ход шел хоть небольшой, но пряник.

Записка от 03.05.1930 г.: «Окрдоротдел просит отпустить для рабочих, занятых на постройке Новосибирск-Бердского шоссе, папирос на 100 человек. Не имея папирос, рабочие отказываются работать, так что просьба не отказать. Начальник постройки тракта Векшин».

Записка от 04.05.1930 г.: «По договоренности с окрторготделом отпустить для постройки Новосибирск-Бердского тракта 1 (один) вагон сена за наличный расчет через начальника работ Векшина Н. И. Зав. Доротделом Перцев».

Забытые листы пыльного архива: папиросы вместо «Мальборо», сено вместо бензина и солярки... Не обходилось, думается, и без русского мата - последнего средства административного убеждения еще с петровских времен. Но давно уже ушли из этого мира первостроители Бердского тракта, и не нам, теперешним, их судить, и подневольных, и профессиональных... Главное, что дорога, дело их жизни, живет, и ездим мы по ней по сей день.

Заслуженный строитель Российской Федерации, почетный дорожник Александр Пичугин: «Моему поколению дорожников выпало продолжать Бердский тракт. И нам тоже есть чем гордиться: в конце 60-х годов асфальтобетонное полотно трассы соединило Новосибирск и Барнаул. Понятно, что дорожники 30-х годов могли разве что мечтать об этом, - но перед их безымянным теперь трудом впору склонить голову всем нам, сегодня живущим. По крайней мере я как специалист четко представляю, какой трудности задачу они осилили. Поэтому убежден в том, что Бердский тракт как минимум заслуживает памятника своему первому начальнику, а на месте безликого названия «Старое шоссе» на карте Первомайского района Новосибирска более чем достойно смотрелась бы улица Николая Векшина - или улица дорожника Векшина, как хотите...»

Увы, коротка людская память, только в архиве сохранившая имя того, благодаря кому к 1932 году дорога до Бердска была в основном готова - то самое ПЕРВОЕ новосибирское шоссе. И какие бы потом ни строились дороги и шоссе в могучем асфальтобетоне - все равно они были уже только ОЧЕРЕДНЫМИ...

Отредактировано VECTOR (17-01-2021 12:03:04)

+5