НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Жернаков Евграф Александрович

Сообщений 1 страница 50 из 55

1

ВопроS- Кто это

Фото довольно известное.

Но вчерашнее посещение интернета привело меня к мысли, что надо бы его в отдельной теме разместить

http://images.vfl.ru/ii/1508002972/220dfc2f/19001504_s.jpg

0

2

Это, если не ошибаюсь, Евграф Жернаков.

0

3

jason_forris написал(а):

Это, если не ошибаюсь, Евграф Жернаков.

Да, это фото подписано:  Жернаков Евграф Александрович.

0

4

Может быть даже, что его сфотографировали возле его мельницы в Успенке... на заднем плане сосновый лес.

Отредактировано Ромуальдович (04-07-2015 09:09:20)

0

5

Ромуальдович написал(а):

Может быть даже, что его сфотографировали возле его мельницы в Успенке... на заднем плане сосновый лес.

Нет. Это кладбище в Ново-Николаевске. Похороны одного из приказчиков.

+1

6

ЖЕРНАКОВ Евграф Александрович (1847, Ирбит -1908, Новониколаевск), московский, томский, новониколаевский, колыванский купец.

В 1876 вошел во 2-ю гильдию Томска, в 1879 — Колывани. С 1894 стал купцом 1-й гильдии. Торговал хлебом, отправлял со складов на Оби ежегод¬но по 450—550 тыс. пудов хлеба. Торговал золотыми и серебряными вещами, промышленными, галантерейными, бакалейными товарами. Владел магазинами и лавками в Барнауле, Бердске, Иркутске, Колывани, Новониколаевске, Томске, Тюмени и селах Томской губернии. В 1885 купил в Колывани салотопенный и мыловаренные заводы купца А.Н. Чувакова. В селе Дубровино Томского уезда имел паровую мукомольную мельницу производительностью 500 тыс. пудов в год. В 1894 переехал в Новониколаевск, открыл универсальный магазин. В 1895 приобрел пароходство на Оби. В 1892 открыл мыловаренный завод в Новониколаевске. Служил гласным в Колывановской городской думе (1879—95), колывановским городским головой (1884—92), почетным блюстителем Колывановского Владимирского женского училища. В Новониколаевске входил в комитет по строительству собора Александра Невского и комиссию по сооружению трамвайной линии.
Награды: орден Святой Анны 3-й степени.

Лит.: Краткая энциклопедия по истории купечества и коммер¬ции Сибири. Новосибирск, 1995. Т. 2, кн. 1.
Г.А. Ноздрин

+1

7

В 1876 женился на Александре Порфирьевне Кайдаловой (1856-1881). 31.8.1879 у них родился сын Николай.
В 1882 женился на Елизавете Ильиничне Алексеевой, от которой имел дочерей Катерину (1884) и Александру (1887).

+1

8

Г.А. Ноздрин написал(а):

В селе Дубровино Томского уезда имел паровую мукомольную мельницу произ-водительностью 500 тыс. пудов в год.

Наверное, всё таки не в Дубровино, а в Успенке, которая в 4,5 км. от Дубровино. Мельница была гибридная, т. е. водяная и паровая. Стояла на речке Порос. Зимой и летом в засушливое время, когда воды в реке было мало, включали паровую машину. В остальное время крутилось водяное колесо.

0

9

Ромуальдович написал(а):

Наверное, всё таки не в Дубровино, а в Успенке, которая в 4,5 км. от Дубровино.

Про мельницу Е.А. Жернакова в Успенке.

0

10

А где был похоронен Евграф? В Колывани, в Новониколаевске?

0

11

А вот так о нём написал Ю.К.Третьяков в своей книге "Туристскими тропами" Западно-Сибирского книжного издательства 1978 года:"Село Успенка стоит у реки Поросе. Раньше тут находилась мельница богатея Жернакова, который жил в Томске. Два его парохода ходили в те времена по Оби. Во время революции мельницу сожгли, а дачу богатея, стоявшую на высоком месте в бору, при выходе из Успенки в сторону Дубровино, перевезли и сделали из нее клуб."

0

12

Г.А. Ноздрин написал(а):

В 1894 переехал в Новониколаевск, открыл универсальный магазин.

Г.А. Ноздрин, как работавший в барнаульском архиве, писал здраво, не привирая про "первый" магазин Жернакова, от которого отсчитывали возраст города... Но что он в тот же год переехал в Ново-Николаевск, я бы не стала утверждать - по документам это не очевидно. Логично предположить, что купец 1 гильдии был не в восторге от перспективы жить в дремучем лесу... Скорее, его приказчик Можаров построил магазин и остался жить при нём.  Даже потом, с ростом благоустройства города, купец мог жить где угодно, благо, что домов хватало))  Читала, по-моему, у Ваганова,  что Евграф даже похоронен был в Колывани,  а не в нашем городе. Одним словом - колыванец, здесь он только деньги делал.

Г.А. Ноздрин написал(а):

В 1892 открыл мыловаренный завод в Новониколаевске.

Дата явно ошибочная. В 1902 г. он открыл на Малой Ельцовке салотопенно-мыловаренный завод (Купеческая энциклопедия, 2012 г.)

+1

13

Natalya написал(а):

Одним словом - колыванец, здесь он только деньги делал

Да, согласна.
Мало что известно, не только про эту семью, про другие тоже, особенно в свободном доступе.
Тем не менее складывается впечатление, что семья проживала в Колывани.
Елизавета Ильинична - жена, занималась благотворительностью там, по Ново-Николаевску её имя не встречала.
Дочь Екатерина венчалась с Гороховым С. В. в колыванской Троицкой церкви.

Так что скорей всего похоронен был Е.А. в Колывани.

+1

14

Дом Жернаковых в Колывани

http://savepic.su/5795357m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1508003811/769a1a9f/19001712_s.jpg

сейчас краеведческий музей
Фото zapsib

http://savepic.su/5768731m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1508003519/e7952e4c/19001605_s.jpg

0

15

Поблизости находится деревянный дом, который, по рассказам местных, принадлежал жернаковскому приказчику. Между ними стояли амбары и конюшня, не дожившие до наших дней.

http://images.vfl.ru/ii/1520609155/0d14a774/20885764_s.jpg

0

16

jason_forris написал(а):

принадлежал жернаковскому приказчику

Можарову, что ли?

0

17

Афиша буксирно-пассажирского пароходства Евграфа Жернакова

http://images.vfl.ru/ii/1508920508/61dd0733/19139010_s.jpg

0

18

1890 году Жернаков Евграф Александрович становится купцом 2-й гильдии и совместно с купцом А. Гадаловым становится владельцем 4-х пароходов: «Николай», « Усердный », «Полезный».
1893 году Товарищество Товарищество "А.Гадалова и Е. Жернакова" владело пароходами "Благославенный" (80 сил), "Николай" (180 сил), "Полезный" (25 сил), "Усердный" (150 сил).
1894 году Буксирно - пассажирское пароходство по р.р. Западной Сибири товарищества "А.Гадалова и Е. Жернакова". Пассажиры I и II класса помещаются в каютах, а III класс на палубе под тентом;
Осуществляет рейсы между Томском и Тюменью по особому расписанию Главная контора в г. Тюмень.
1895 год: После распада товарищества с Гадаловым, 3   парохода : «Николай», « Усердный », «Полезный» стали  собственностью Жернакова.
1896 году  Е.А. Жернаков объявил себя несостоятельным.
1899 году Пароходство администрации Е.А. Жернакова переходит в собственность акционерного общества "Ермак".
1900 год: Испол. Обязанности судебного   пристава  Томского Окружного Суда полицейский надзиратель г. Барнаула Романов, объявляет, что 26 мая 1900 года с 12  часов  утра  в  г. 
Барнауле движимое  имущество,  принадлежащее Акционерному  Обществу  "Ермак" и заключающееся в пароходах   „Николай"  в  150  сил,  „Коммерсант"  в 60  сил,  баржах за 
№ №  2,  4,  5,  8,  9,  14,  15,  16,  по  оценке  на  79 300 рублей и разного  судового  имущества  и  зимовочных  зданий ,  описанное   поиску  администрации по делам купца
Жернакова в сумме 100 200 рублей. Опись,  оценку  и  продаваемое  имущество  можно  осматривать  в  Яренском затоне вблизи г. Барнаула.

+1

19

Виктор-NSK написал(а):

1890 году Жернаков Евграф Александрович становится купцом 2-й гильдии и совместно с купцом А. Гадаловым становится владельцем 4-х пароходов: «Николай», « Усердный », «Полезный».

Пропустили "Коммерсант" или вылетел при копировании.

0

20

Жернаков пароход "Коммерсант" приобрел в начале 1896 года. Это бывший "Шадринец" постройки 1893 года.

0

21

Виктор-NSK написал(а):

Жернаков пароход "Коммерсант" приобрел в начале 1896 года. Это бывший "Шадринец" постройки 1893 года.

Понял. Но тогда что за четвертый пароход?

Виктор-NSK написал(а):

1890 году Жернаков Евграф Александрович становится купцом 2-й гильдии и совместно с купцом А. Гадаловым становится владельцем 4-х пароходов: «Николай», « Усердный », «Полезный»

0

22

Благославенный (в 1894 г. продан Вардропперу и стал "Запад"). Ему принадлежал еще катер "Гонец" (1880 г.)

Отредактировано Виктор-NSK (05-03-2018 10:52:01)

+1

23

http://images.vfl.ru/ii/1603869123/c11e240d/32106156_s.png

0

24

http://images.vfl.ru/ii/1603869159/85ca3764/32106162_s.png

0

25

http://images.vfl.ru/ii/1603869192/d661096a/32106166_s.jpg

0

26

Дочь Александра проживала потом в Белграде. А сын - вот.

http://images.vfl.ru/ii/1603858070/6698c766/32104862_m.jpg

Отредактировано Стрелокъ (28-10-2020 12:37:40)

+5

27

Стрелокъ написал(а):

Дочь Александра проживала потом в Белграде.

И есть подробности?

0

28

Olga написал(а):

И есть подробности?

про Александру - у меня нет

http://images.vfl.ru/ii/1603879551/e9b5bb0c/32107816_m.jpg

Отредактировано Стрелокъ (28-10-2020 17:06:05)

+1

29

Стрелокъ написал(а):

про Александру - у меня нет

Это всё равно что-то. Как понимаю, со слов Николая Жернакова.

0

30

Olga написал(а):

Как понимаю, со слов Николая Жернакова.

Да. У него судьба интересно сложилась после Гражданской войны.
Ну а финал - понятен.

0

31

Про отца вот что он написал:
http://images.vfl.ru/ii/1603880151/bdb12932/32107958_m.jpg

+1

32

Стрелокъ написал(а):

Да. У него судьба интересно сложилась после Гражданской войны.
Ну а финал - понятен.

Расскажите немного, но, если можно, побольше Вики :)

А про Александру - у нас в области некие вроде как потомки её существуют. Не знаю, настоящие ли. Давно наблюдаю за их рассказами. Сказочно.

0

33

Olga написал(а):

Расскажите немного,

Хорошо, я подготовлю материал и выложу.

+1

34

Стрелокъ написал(а):

про Александру - у меня нет

http://images.vfl.ru/ii/1603884842/d0f858ff/32108688_m.jpg

Отредактировано Стрелокъ (Сегодня 13:06:05)

В искус Вы меня ввели с этой двойной фамилией "Николаева-Жернакова". В своё время я себе сказала "нет, не может быть, это просто совпадение"
А теперь из уст брата подтверждение, что Жернакова Александра Еврафовна ещё и Николаева.
Неужели всё-таки один и тот же человек? Т.е. поэтесса, лингвист, философ, египтолог... Похоронена в Сан-Франциско на Сербском кладбище
http://images.vfl.ru/ii/1603885204/c78b3b21/32108742_s.jpg

Или просто совпадение...

+3

35

Olga написал(а):

Т.е. поэтесса, лингвист, философ, египтолог... Похоронена в Сан-Франциско на Сербском кладбище

Очень интересно. Ну, это я постараюсь проверить на днях

Отредактировано Стрелокъ (28-10-2020 19:17:18)

0

36

Нашел в сети.

Если это всё так, то это другая Жернакова..... Хотя почему , в таком случае, Евграфовна....??

Жернакова-Николаева Александра (Евграфовна или Николаевна)

А. (Е. или Н. Жернакова-Николаева) (21.05.1897 — 14.02.1981) – поэт, магистр философии.

С этой мемуаристкой в источниках много путаницы. В коллективном сборнике воспоминаний о М. Цветаевой она названа Александрой Евграфовной. Но она сама в своих воспоминаниях «Цветаевский дом» записала следующее: «Ивана Владимировича я знала с детства. Он был другом моего отца. Они вместе были старостами церкви Румянцевского музея (там был не один староста, а четыре, — собственно, совет старост). Кроме них старостами были еще (Семен Иванович?) Урсати (управляющий казенной палатой) и коммерсант Дунаев. Но не только церковные дела соединяли Ивана Владимировича с моим отцом, кроме этого у них было много общих интересов.»

Из достоверных источников (в статье Елены Лебедевой «Храм Святителя Николая Чудотворца на Старых Ваганьках» от 19.12.2007 говорится: «Кроме Цветаева, в попечительский совет вошли присяжный поверенный Николай Жернаков, управляющий казенной палатой Семен Иванович Урсати и коммерсант Дунаев.») известно, что одним из старост церкви Румянцевского музея был присяжный поверенный Николай Жернаков. Поскольку старост было всего четыре, то любые сомнения отпадают — это и есть отец мемуаристки. Но тогда ее отчество Николаевна, а не Евграфовна!

Находилась в эмиграции во Франции.

http://images.vfl.ru/ii/1603935414/de01f706/32114252_m.jpg

Еще и возраст не совпадает. Жернаков пишет (1938), что его сестре 50 лет. Возможно, что она всем говорила, что моложе...

Отредактировано Стрелокъ (29-10-2020 08:53:53)

0

37

Стрелокъ написал(а):

Нашел в сети.
... Еще и возраст не совпадает. Жернаков пишет (1938), что его сестре 50 лет. Возможно, что она всем говорила, что моложе...

Да, нестыковки... Всё это когда-то меня остановило. Биографии полной не нашла. Про фамилию "Николаева" по отношению к нашей Жернаковой не знала.
Но теперь эта фамилия подтверждена. И такое совпадение - Сербия (первая страна эмиграции) и сербское кладбище в Сан-Франциско.
В  общем всё это заставляет опять думать, а вдруг... :)

0

38

Olga написал(а):

В  общем всё это заставляет опять думать, а вдруг..

Надо найти эту книгу - "Цветаевский дом".
Очень многие русские похоронены на Сербском кладбище, даже те, кто в Сербии не был

Отредактировано Стрелокъ (29-10-2020 09:10:31)

0

39

Стрелокъ написал(а):

Надо найти эту книгу - "Цветаевский дом".

https://coollib.net/b/88931/read#r7

0

40

Olga написал(а):

https://coollib.net/b/88931/read#r7

И статья Лебедевой https://pravoslavie.ru/3852.html
Кроме Цветаева, в попечительский совет вошли присяжный поверенный Николай Жернаков, управляющий казенной палатой Урсати и коммерсант Дунаев.

Пишу Лебедевой)

+1

41

Стрелокъ написал(а):

Пишу Лебедевой)

:) Удачи!

0

42

Я ведь ничего не напутал?

Элен Строева  https://www.chitalnya.ru/users/Elen30/

Правнучка первого миллионера             https://www.chitalnya.ru/work/2903590/   
Правнучка первого миллионера часть 2 https://www.chitalnya.ru/work/2913578/
Правнучка первого миллионера часть 3 https://www.chitalnya.ru/work/2918874/
Правнучка первого миллионера часть 4 https://www.chitalnya.ru/work/2925328/
Правнучка первого миллионера часть 5 https://www.chitalnya.ru/work/2926215/
Правнучка первого миллионера часть 6 https://www.chitalnya.ru/work/2928786/

на фотографии Евграф - в котелке, а рядом стоит его дочь( боком сфотографирована)- Александра Евграфовна Жернакова, моя прабабка.

http://images.vfl.ru/ii/1603939125/4b02a666/32114365_m.jpg

Отредактировано VECTOR (29-10-2020 09:41:33)

+1

43

Кстати, по ссылке уважаемого Vector  и по статье Лебедевой - упоминаемый в обоих источниках Жернаков-старший жил в Москве.
Так и Николай Евграфович учился в Москве.

Отредактировано Стрелокъ (29-10-2020 10:05:37)

0

44

Если что, то у родственницы можно спросить, наверное.
Этим записям буквально пару дней.

0

45

VECTOR написал(а):

Я ведь ничего не напутал?

:) Там до Вас всё запутано, закручено и никаких подтверждений.

Фото возможно из альбома Жернакова Ильи Александровича. В 1990 году альбом сдан на хранение в Бердский музей потомками женщины, когда-то работавшей в доме этого самого Ильи.
На фото скорей всего он, а не Евграф.

+1

46

Olga
Да я вот что-то смотрю и не то чую, вот и спросил... )

Отредактировано VECTOR (29-10-2020 10:14:07)

0

47

Тут, предположительно родственник Антона Чащина (мужа Александры) пишет, что старшая дочь была в приюте.
Не ясно про Белград...

Свернутый текст

Чащин Антонин похоже мой прадед ,у него были дети Анна-моя бабушка незаконнорожд.но он её после 1 мировой взял к себе ,т к её мать умерла. А так же у него был сын Поликарп погиб в1942 г и дочь Клавдия -прожила долгую жизнь детей не осталось.
Чащин Антон Никитич с женой(слева ) и двумя дочками .Справа старшая сестра жёны ,фото сделано перед отправкой на фронт. Жена и младшая девочка умерли кажется тиф ,а может холера.Старшая попала в приют,придя с фронта снова женился и в 1920 забрал дочку Аню из приюта.

Отредактировано VECTOR (29-10-2020 13:03:17)

+1

48

Мне подтвердили, что фото могилы это Жернакова-Николаева, но вот какая Жернакова, уточнить не могут пока.

Елена по ссылке Vector`a (она общается не вежливо, поэтому называть её Элен язык не поворачивается.) ответила, что Александра Е. Жернакова погибла в 1918 году и никакого Белграда быть не могло.
Возможно, что дочек Александр было две. Значит, возможно, одна погибла, а вторая в Белграде. А Елена просто не знает о двух дочках.

Остаётся пока одна версия по поводу США, попробую её проверить. Дело в том, что кроме дела Жернакова, имею еще информацию.

И мысли вслух, в ответ на крайний пост коллеги Vector:

VECTOR написал(а):

что старшая дочь была в приюте.
Не ясно про Белград...

Мог ли Жернаков написать неправду? А смысл? Если бы Александра была жива, и была в России, допустим, чтобы её уберечь, мог написать, что она в Белграде. Но: от НКВД таким образом не спрячешь, опять же, усугубил бы свою участь - близкий родственник за границей, в гнезде белоэмиграции.
Если бы сестра была мертва - то ничего бы и не написал в анкете. Поэтому я больше верю собственноручно написанной Николаем Жернаковым анкете, а не  родственникам (и родственникам ли....)
Мне дома одно про нашу семью говорили, а полученные архивные документы оказались прямо противоположными...

Отредактировано Стрелокъ (29-10-2020 15:48:30)

+1

49

Стрелокъ
А может сестра писала ему что-то на эту тему (на тему Сербии), может и не правду, а может это было в планах, а потом связь оборвалась, вот он и написал последнее, что знал и предполагал про неё, с поправкой на прошедшие годы.
Может он просто и не знал о смерти сестры все эти годы...

Стрелокъ написал(а):

Элен язык не поворачивается

Ну надо же, а ещё стихами плотно увлекается...)

Интересно, откуда у неё фото с Александрой (если это она точно)? Возможно, она тоже находила пост родственника Чащина, который несколько лет назад появился, оттуда фото и взяла.
Тогда интересно узнать откуда фото у него, возможно он личное выложил.

А фото Николая из последнего поста указанной дамы тоже больше нигде не ищется, вроде.

Фото Могилы Жернакова у неё из интернета. Отсюда: https://rusgenealogy.clan.su/publ/1-2-0-7

Отредактировано VECTOR (29-10-2020 18:00:06)

0

50

VECTOR написал(а):

Может он просто и не знал о смерти сестры все эти годы...

Если она погибла в 1918м году, то он не мог не знать. И с сестрой в Сербии он точно мог переписываться,  если она там была, потому что в 30-е годы он активно переписывался с зарубежными корреспондентами

Отредактировано Стрелокъ (29-10-2020 18:27:27)

0