А тут я сделал перевод, как смог.
25 марта 1721 г.
На следующий день, 25 числа (суббота), рано утром доктор приказал Капеллу записать, что случилось со старым Прикастщиком, что бы ни случилось. (См. «Мемориал от 6 апреля» в журнале «actis pn 56».) Но Прикастщик Кругликов также отказался подписать, чтобы проверить [подтвердить], сославшись на [под предлогом], что он будет очень враждебно настроен со стороны этого парня. иметь. Тем временем доктор взял руку Шрайбера [рукопись] с собой в Томск, а также оставил меч Денщика при себе, чтобы посмотреть, как этот парень получит эту вещь.
Как раз сегодня утром приехало здание и предложило доктору на продажу две могильские золотые серьги. Однако доктора не спросили, а крестьянина спросили о других могилских вещах или картинах. Нет, ответил он, другого у него нет, но в трех днях пути отсюда, на Оби, есть село Орда; там будет здание, в котором будет красиво мерный [латунный] идол. Мы спрашиваем его, не мог ли он привести этого парня. Однако он сказал, что, возможно, его сейчас там не будет, потому что он часто ходил копать могилские вещи, после чего парень или строитель снова уезжали. Вскоре после этого доктор снова послал за этим крестьянином, чтобы узнать о парне на имя Орды; но они не могли найти его снова.
Через некоторое время Прикастщик Кругликов прислал на кухню господина доктора немного провизии, а именно хороший кусок говядины, несколько цыплят и ведро пива. Так поступил старость, приславший также кусок воловьего мяса. А вскоре к врачу пришли Кругликов и слободские старейшины. Среди других бесед [разговоров] доктор также упомянул мессингийского идола, который должен был находиться в селе Орда, и что полчаса назад об этом говорили в местном здании. Кругликов послал прямиком [немедленно] и велел их искать, но снова найти не удалось.
Что касается Цаусской слободы, то она расположена на речке Ция (которую принято называть Öaus) и берет начало с юго-запада, сопрягаясь с ручьем Оэя, находящимся на 1 западе ниже Слободы (или с той стороны после Барабы), то это течение Гауса, Слобода на правой стороне, уходит в Обь, которая отсчитывается от Слободы до Оби 3 верст. В остальном есть острог или крепость, построенная из дерева на этой Слободе, которая находится в хорошем состоянии, которая особенно весит в полосе Казариджа орды [казахской Орды], и эта Слобода была перенесена сюда только 10 лет назад. Но те люди, которые впервые сели [поселились здесь], пришли из ручья лаим, и поэтому Слободу часто называют Ан-лаим. Но жители - это самые разные иностранные русские провинциальные народы, такие как: Соликамск, Тобольск, Тараш, Кунгур и русские Казани. Ибо если здесь, в Сибири, должен быть основан город или Слобода, везде объявляется, что город или Слобода должны быть основаны в том или ином месте. Любой, у кого есть желание и желание переехать туда, может наслаждаться столько-то лет свободы [освобождение от налогов].
Русские тоже, которые долгое время жили на Оби лучше [дальше], называются läimcy, и это те самые люди, которые идут на PromisMe [npoMhiceji 'торгует'] или на золото-серебряные копи, в которые они идут. найти могилские могилы, потому что это то, что русские [русские], живущие у реки Лайм, начали и придумали первыми, и продолжали с этим, пока не продвигались все дальше и дальше с такими серьезными посещениями Оби, и поэтому Все остальные иностранцы, из Тары, Нарыма, Тобольска, Казани, Соликамска или откуда бы они ни приехали и поселились здесь, на Оби и возле Слободы, называются Лаймцами или Лаймщищенами.
В этой слободе проживает около 150 жителей, которые занимаются сельским хозяйством, а также торговлей пельтье [мехом]. Кресты лисиц здесь можно купить по 80 и 100 копеек за штуку, а то и больше, в зависимости от того, хороши ли они; А горностаев покупают за сотню по восемь-десять рублей в зависимости от того, хорошие ли они, красивые, белые; лисиц по 60, тоже по 50 копеек.
В частности, однако, эти жители много зарабатывают, копаясь в пустыне. Выходят последним сугробом, от 20 до 30 дневных походов в степь или пустыню, собираются из всех окрестных деревень от 2 до 300 и более мужчин, делятся определенными кучками в том месте, где у них что-то есть. собираются найти, и одна группа идет сюда, другая туда, но не дальше того, чтобы они всегда могли поддерживать связь [связь] друг с другом, так что если, например, придут калмыки или казаки [казахи?], они смогут защитить себя например, что случается так часто, что им приходится бросаться на них и бить их, а некоторым приходится позволять своей жизни остановиться. Когда они теперь видят такие холмы (Могилы или Скифские могилы), которые подброшены над могильщиками-язычниками, они, вероятно, иногда тщетно копают и находят только всевозможные изделия из меди, латуни и железа, но при этом им мало платят за свои усилия. но иногда они находят в этих могилах много золота и серебра, да, иногда, от 6 до 7 фунтов, более или менее, что состоит из конского снаряжения, сбруи, идолов и прочего.
Примерно в это же время, когда здесь начинало нагреваться солнце, трасса для тобоггана стала очень плохой, и время от времени в небольших ручьях текло много воды. Поэтому доктору здесь требовалось больше лошадей, чтобы мы могли запрячь двойную упряжь отсюда до Томска, тем более что наш таращевский стрелок или поводок был очень хорошо экипирован. Здесь же пришлось оставить лошадь, потому что мы устали.
26 марта 1721 г. (Иудейское воскресенье)
Поскольку все было подготовлено к следующему дню, мы выехали отсюда рано в воскресенье (26-го) по адресу Klocke 5 и повернули отсюда почти прямо на север, но вскоре свернули на северо-северо-восток. Справа у нас был Öaus-Strom.
Проехав 2 верста, мы пересекли небольшой ручей Скала, который течет на юго-запад и впадает в реку Оаус на востоке. Рядом с этим ручьем, на северной его стороне, находится красивая большая деревня с одноименным названием. Отсюда мы оставили реку Оаус направо, но мы наклонились больше влево на северо-востоке, и, проехав 2 верта, мы прошли недалеко от устья реки Уджен, где она впадает в реку Оаус [ объединились]. Такое место злоумышленники и россияне, т.е. я. «Три устья», потому что там сливаются три реки, а именно Уджен, Öaus и небольшая река под названием Atajak [♦ *], которая течет с юго-востока и впадает в реку Öaus, а именно с ее правой стороны. От этого слияния [слияния] трех рек до Оби до сих пор отсчитывают приличную сумму денег.
Отсюда, от Еаусской слободы, только что были поля, то и дело заросшие березками. Но после того, как мы проехали из Утце-Усть [* ♦ = Усть-Лед?] 3 верста, то и дело виднелись небольшие холмы, поросшие елями, и, проехав через эти холмы, мы подошли к Таттердорфу, Или -Карагай позвонил. Некоторые, однако, произносят слово Ürr, что означает «темный лес», а Карагай означает «ели». Это село находится недалеко от Оби с левой стороны, если считать вниз.
Пол этих преступников называется Öatekie, по происхождению от Kuöum-Chan, изгнанного из Тобольска 150 лет назад русскими [русскими]. Говорят, что Куоум-чан обосновался в местечке под названием Кабау [**] недалеко отсюда, а это место в 10 верстах лучше [дальше] вниз по Оби, на ее левой стороне. Там же был Городок, городок или крепость, так что эти овские правонарушители происходят из рода великого Чингисхана, от которого происходит Куойм-хан. Но они не могли сказать, откуда они взяли название Öatskie, но они думали, что до того, как они попали под Томск, они жили в месте, где сходятся две реки, такой полуостров теперь будет называться ими Цахт, и поэтому они хотели бы носить имя «Цацкий, Чацкий» [Öatskie].
Здесь частично были изменены вступительные титры, которые мы использовали в «Остроге», и этим преступникам тоже пришлось отдать лошадей. Мы пробыли здесь несколько часов, и доктор купил медвежью желчь (Fel ursinum) и 3 пары бобрового молока [селезенки] (Lactes castoris), которые Капелл записал.
От Ор-Карагая мы пошли по Оби влево через большой сосновый бор (примерно 6 оборотней), но потом были ровные поля и оставили Оби хорошим оборотнем справа. Прямо отсюда мы увидели множество могильских курганов. И после того, как мы уже проезжали от 4 до 5 человек каждый год, мы увидели слева довольно большую возвышающуюся стену, которая, как говорят, раньше была Городком, городом или крепостью. Говорят, что именно в этом месте некоторое время назад жил Куоум-чан, о котором вор-герой уже указывал.
Иногда мы также видели реку Уджен, упомянутую выше, у которой живут следующие деревни и Таттерн, от ее соединения [союза] с Оэа: Если считать вверх, есть деревня в 3 оборотнях оттуда, на ее южной стороне, Называемый анба, тоже ручей, протекающий недалеко от деревни, в которую впадает Уджен. С этого момента лучше [дальше] деревня, Вджуна, где поток, также впадающий в Уджен, может быть на 20 верст. Отсюда до Таттерджурте, называемого Умарак, находится недалеко от Уджена (5 верст). Оттуда, по окончании течения, в Оби (рассчитано 10 верст), где живут преступники, называется Ак-балык, из реки или рукава, т.н. <NB. Ack-baliclc, однако, означает что-то вроде «белой рыбы», которая падает недалеко от устья Удженов. Однако в устье реки все еще есть Таттерджурте под названием Кургес [**], устье которой также называется Кургеа [**].
Начиная с последнего упомянутого Городка, мы еще долгое время ехали по Оби с 2–3 оборотнями по правую руку, и, проехав 20 оборотней, в основном по равнинным полям, мы пересекли ручей Обь и попали прямо на другую сторону. в русскую деревню Таэара, откуда у нас было 5 верст, в Умревинский острог или Умреву, где мы прибыли к 8-му звонку вечером.
Прежде чем мы добрались до этого Острога, мой строитель, который меня привез, по имени Кондрати Щелков, рассказал мне, что на той стороне Оби есть река Пороа, где год назад добывали руду. Некоторые также сказали, что они нашли там красный песок, полагая, что нашли в нем золото. Также в этом ручье можно было найти все красивые и красивые камни. Он пообещал добыть такой песок, а также поехать в деревню Орда, где, как упоминалось выше, находится медный шайтан. Но молодец никогда не скрепил свой лозунг [слово] ни в одном, ни в другом.
Что касается этого острога, то он полностью разрушен, частоколы и вся дерево вокруг него в основном падают. А вот в Слободе, так близко к ней, живут русские [русские], а в очень бедном, убогом месте может быть от 40 до 50 домов. Свое название он получил от небольшого ручья Умрева, впадающего в Обь на северной стороне Острога.
Здесь, в этом Остроге и Слободе, мы переночевали и получили здесь свежие начальные титры, а начальные титры Öausskian вернулись, что Умрева считает Öausskaja sloboda 40 good werst.
В этом остроге врач купил медвежью желчь (Fel ursinum) за 3 копейки.
27 марта 1721 г.
На следующее утро, 27 числа (понедельник), в 9 часов мы выехали отсюда, прямо на Обь на ее правом берегу. Вскоре мы пошли по тому же пути на север, а вскоре и линия немного восточнее.
Umb Klocke 11x / с, но мы остановились и пошли по траектории altitudinem solis и нашли 41 ° 20 ', что, согласно предыдущим расчетам, было per elevatione poli 55 ° 31' / 4 'gi ^
Потом мы снова продолжили путь и подошли к Клоке 1 в Каменке, селе на правом берегу Оби, которое удерживает Ум-ревинский Острог на протяжении 12 хороших сильных верст.
Мы пробыли здесь до полудня в Клоке 3, и эта деревня получила свое название от больших камней, которые лежат там на берегу Оби, откуда берут жерновы и соблазняют их повсюду на Оби. Самым крупным выплачивается на месте от 7 до 8 рублей.
Здесь, почти точно в сторону этого села, течение Уджена впадало в Обь (устье которой, как считалось ранее, называется Кургея [**]).
Клоке 3 днем, как уже упоминалось, выехали отсюда, всегда двигаясь по Оби, на правом берегу которой, а вечером подошли к Клоке 8 в селе Икса, что в 10 верстах от Каменки. Это село также находится на правой стороне Оби-Строма, а именно в устье [устья] Икса-Строма, северной стороны, когда она впадает в Обь.
NB. На полпути между Каменкой и Иксой, на правом берегу Оби, впадает река Охас.
Это село Икса было совершенно одиноким [пустым] от людей, и такие люди сбежали, отчасти из-за тяжелых условий [бремя, налоги], отчасти из-за набора солдат, и мы нашли только старосту дома одного.
Мы остались здесь ночевать, а так как дорога справа идет отсюда направо через страну в Томск, нам пришлось выбирать маршрут еще с Оби из-за плохой санной трассы, тем более что солнце в это время года уже так сильно было], что на дороге осталось мало снега.