Первый фестиваль авторской песни. 1968 г
Сообщений 1 страница 18 из 18
Поделиться227-04-2012 15:45:54
Концерт Галича в клубе "Под Интегралом"?
Поделиться327-04-2012 15:47:48
Концерт Галича в клубе "Под Интегралом"?
Это мелковатый формат события! А какой год?
Поделиться427-04-2012 15:52:35
Год, видимо, 1968-й. Март. Фестиваль бардовской песни в академгородке. Зал "Интеграл" ))
Поделиться527-04-2012 15:55:34
Фестиваль бардовской песни в академгородке. Зал "Интеграл" ))
7 марта 1968 года в Академгородке прошёл первый фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом» по инициативе А. Бурштейна, Г. Безносова, В. Меньшикова, Г. Яблонского.
На фестивале состоялся единственный публичный концерт в СССР Александра Галича, в том числе исполнившего песню "Памяти Пастернака" и вынужденного вскоре эмигрировать. О том событии напоминает и мемориальная доска, установленная на здании по адресу проспект Лаврентьева, 16: «В этом здании в клубе-кафе „Под интегралом“ в марте 1968 года выступал российский бард, поэт и драматург Галич Александр Аркадьевич».
Участие ведущих авторов-исполнителей страны и, в частности, А. Галича, Ю. Кима[источник не указан 269 дней], В. Бережкова, свободная творческая атмосфера, активные дискуссии круглого стола, привлекли многочисленных зрителей (на всех концертах фестиваля был аншлаг) и вызвали большой общественный резонанс как в стране, так и в мире.
В то же время фестиваль породил определённое неудовольствие идеологических служб, что имело разные последствия. В результате фестиваль 1968 года был последним, после чего клуб «Под Интегралом» закрылся.
Полгода спустя закрылись и все остальные клубы по стране, ничем особо не провинившиеся. Советские танки вошли в Прагу, дискутировать было не о чем.
знаменитый Ночной концерт на сцене Дома Ученых СО АН СССР. ведущие Карпов Кукин Галич
В кафе "Под интегралом"
Поделиться627-04-2012 20:36:34
знаменитый Ночной концерт на сцене Дома Ученых СО АН СССР. ведущие Карпов Кукин Галич
мОлодежь...
В кафе "Под интегралом"
А вот это - подарок! ...трубят егеря!
Отредактировано golod (27-04-2012 20:42:26)
Поделиться727-04-2012 21:38:33
мОлодежь...
Ой, совсем молодые наши корифеи!
Барды на сцене Дома ученых. !968 г
В Доме учёных на легендарном фестивале 1968 г
Борис Рысев, Сергей Чесноков,Валентин Глазанов,Юрий Карпов, Юрий Кукин, Александр Галич
"Под интегралом". Ю.Кукина слушает А.А.Галич 1968 г.
Песня "Город" исполненная тогда, стала неофициальным гимном Академгородка
На открытии нового"Интеграла" спустя 40 лет...
Юрий Кукин, президент легендарного клуба "Под интегралом" Анатолий Бурштейн,
Юлий Ким, Александр Мирзаян, Сергей Матвеенко. Март, 2008
Поделиться827-04-2012 22:03:54
А вопрос-вопрос в чём?
Поделиться927-04-2012 22:15:10
А вопрос-вопрос в чём?
А есть что сказать по вопросу еще? Может у вас еще какие архивы есть по событию?
Или рассказы?
Поделиться1220-03-2013 01:27:06
Если не ошибаюсь, из-за этого концерта сняли ректора консерватории Котляревского (либерала) и поставили Шевчука (хоть и сидевшего по политической, но не либерала). Все это вроде бы. Ушами ребенка слышанное.
Поделиться1314-01-2017 19:25:39
Может у вас еще какие архивы есть по событию?
Песни Галича с того фестиваля.
"В этот сказочный период власти не могли запретить бесчисленные вечера, на которых читались неподцензурные стихи, выступали барды. Тогда в первый и последний раз перед такой широкой аудиторией на своей родине свободно пел Александр Галич. Над клубом Академгородка красовался двусмысленный лозунг: "Поэты! Вас ждет Сибирь!"
Вадим Делоне. "Портреты в колючей раме"
Поделиться1406-03-2017 22:42:39
Еще. ВАЛЕНТИН ГЛАЗАНОВ ВОСПОМИНАНИЯ О ПЕРВОМ ФЕСТИВАЛЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ В 1968 ГОДУ. Ссылка
Поделиться1511-04-2017 03:37:46
А сейчас проводятся подобные фестивали?
Поделиться1611-04-2017 13:17:04
А сейчас проводятся подобные фестивали?
Конечно. Например, свяжитесь здесь - они ещё расскажут
Поделиться1807-03-2023 12:12:34
7–9 марта 2023 – 55 лет назад (1968) в новосибирском Академгородке прошёл Первый Всесоюзный фестиваль авторской песни с участием
А. Галича,
Ю. Кукина,
А. Дольского,
А. Круппа,
А. Иванова,
В. Бережкова.
(Новосибирск : энциклопедия. 2003. С. 678)
Первый Всесоюзный фестиваль авторской песни
55 лет со времени проведения в новосибирском Академгородке первого Всесоюзного фестиваля авторской песни (1968).
Первый Всесоюзный фестиваль авторской песни клубы Москвы, Ленинграда и Новосибирска, а также ЦК ВЛКСМ готовили в течение года. Дату проведения назначили на осень 1967-го, уже ждали гостей, но Центральный Комитет комсомола неожиданно отменил мероприятие. (Из-за этого в итоге в Новосибирск не приехали ни Окуджава, ни Высоцкий.) Фестиваль состоялся в марте следующего, 1968 года. Посвящался он 10-летию Академгородка и 5-летию клуба «Под интегралом».
Клуб-кафе «Под интегралом», ставший основным организатором всесоюзной встречи бардов, в декабре 1963-го создали молодые учёные Новосибирского научного центра. За несколько лет он превратился в один из ярких символов «хрущёвской оттепели». Этот «оазис вольнодумства», «остров свободы» в 1960-х «звучал» на всей огромной территории Советского Союза. По сути, он являлся «созвездием клубов по интересам, предоставляя свою площадку всем, кто горел идеей организовать что-либо стоящее» [4] – новое, нестандартное... Настоящий водоворот увлекательных событий, в который вовлекались гости Академгородка – именитые учёные и поэты, международные комментаторы, корреспонденты советского ТВ и Би-би-си, крупные экономисты и музыканты…
Итак, март 1968-го. Всё готово к проведению праздника авторской песни. Бардам разосланы приглашения, многие из них к 1 марта прислали телеграммы о прибытии. Однако в самый канун столь ожидаемого события райком комсомола выдвинул безапелляционное требование: получить разрешение цензуры на репертуар всех участников. (Ещё раньше областной комитет КПСС попросил магнитофонные записи песен. Подобрали самые лиричные и «безопасные», обкомом одобренные.) [1] Организаторы категорически отказались литовать авторскую песню. Ведь в «Интеграле» она никогда не подвергалась цензуре! Ситуация накалилась, поползли слухи о запрете фестиваля. И это при том, что уже сформирован оргкомитет из 150 человек, расписаны дни и роли, напечатаны билеты – первые три из 15-ти тысяч...
Тогда президент клуба Бурштейн Анатолий Израилевич (учёный из Института химической кинетики и горения), принял на себя всю ответственность и дал команду продавать билеты, их раскупили за один день. Отстаивая фестиваль, «Интеграл» пошёл на противостояние с властью и тем самым подверг угрозе своё собственное существование. Как вспоминает Бурштейн, «судьбу [клуба] пришлось решать РК КПСС, оглядываясь на контуры скандала, который был способен нанести урон престижу Академгородка. В сущности, это был последний месяц, когда с такой перспективой ещё приходилось считаться. Это касалось всех, кроме РК ВЛКСМ: закусив удила, он шёл напролом, гнул свою праведную линию. Надо было что-то противопоставить ему, и я заявил, что „ручаюсь своим присутствием в Академгородке за полный контроль над событиями во время фестивальных дней”. Под это ручательство было дано высочайшее „добро”. 1 марта я принял на себя руководство фестивалем».
В Новосибирске встретились 27 авторов из 12 городов, 11 из них были лауреатами различных конкурсов и слётов. Как пишет биограф А. Галича Михаил Аронов, из Москвы приехали (кроме самого Галича) «Владимир Бережков, Анатолий Иванов, Арнольд Волынцев, Борис Рысев, Сергей Смирнов, Сергей Крылов, Сергей Чесноков, Евгений Гангаев, […] Борис Круглов; из Ленинграда – Юрий Кукин и Валентин Глазанов; из Минска – Арик Крупп […]; из Свердловска […Евгений Горонков], Лев Зонов, Александр Дольский, Валерий Хайдаров. И ещё был ряд малоизвестных авторов из других городов. Средний возраст выступавших составлял 26 лет…» [1]
Ещё до официального открытия, вечером 7 марта в Большом зале Дома учёных состоялось предварительное выступление бардов. Тысячеместный зал – самый большой в Академгородке – был забит до отказа, но, несмотря на это, далеко не все желающие смогли туда попасть». [1] Любовь Качан, жена председателя комитета профсоюзов СО АН Михаила Качана, находилась тогда в «эпицентре» событий: «Стояли на балконе, в проходах и даже в дверях. Авансцена напоминала витрину в электронном магазине по количеству и разносортице поставленных на ней записывающих устройств». [1]
А 8 марта, в 18.30 состоялось торжественное открытие праздника песни. Булат Окуджава, Михаил Анчаров, Новелла Матвеева, Ада Якушева приветствовали участников телеграммами. Аналогичные телеграммы прислали Владимир Высоцкий и Юлий Ким, но их послания не были оглашены (вероятно, запрет властей). [1]
Программу первого официального дня завершало выступление Галича. Когда он вышел и спел «Памяти Пастернака» (многие слушатели, конечно, знали о трагической судьбе писателя), «зал, в котором в этот вечер находилось две с лишним тысячи человек, встал и целое мгновение стоял молча, прежде чем раздались первые аплодисменты. Будь же благословенным это мгновение», – вспоминал Александр Аркадьевич. [1] Другие его песни – «Мы похоронены где-то под Нарвой», «Баллада о прибавочной стоимости», «Ошибка» и другие – тоже никого не оставили равнодушным.
Из воспоминаний Бурштейна: «Галич был готов к тому, что его первое выступление окажется последним. Спокойно принял известие о том, что по указанию РК КПСС от дальнейшего участия в фестивале он отстраняется. Я тоже с лёгким сердцем сообщил ему об этом, заранее зная, что этому решению не устоять против любопытства влиятельной нашей элиты, для которой был резервирован концерт лауреатов фестиваля в зале Дома учёных. Так оно и случилось. И тогда уж мы потеснили остальных, отдав Галичу целое отделение. Это был единственный настоящий его концерт в СССР, при аншлаге, в присутствии всей аккредитованной при фестивале прессы, под камерами двух кинохроник [Западно-Сибирской и Свердловской]. Его записывали на несколько магнитофонов одновременно, и эти записи разошлись впоследствии по всей стране».
Галич получил Гран-при фестивального конкурса. Второе место занял Юрий Кукин, третье – Александр Дольский, ставший открытием фестиваля. [1]
Вокруг билетов на бардовские выступления вспыхнул настоящий ажиотаж. Анатолий Бурштейн пишет: «Дополнительные концерты продолжались до утра. Чёрные «Волги» запрудили все подступы к Дому учёных, а их хозяева, падкие на всё этакое, под любыми предлогами добивались получения билетов из нашего НЗ. Все входы в зал были вроде бы перекрыты нашими службами, но и они давали слабину, подвергаясь прессингу друзей и знакомых». [4]
Программа фестиваля состояла не только из концертов. В первый официальный день, поздно вечером – конкурс красоты «Мисс Интеграл-68». Затем – пресс-конференции, дискуссии… Благодаря магнитофонным записям аудиоматериалы буквально разлетались по стране.
Отношение участников и гостей фестиваля к происходящему как к необыкновенному и очень важному событию музыкальной, литературной и общественной жизни не соответствовало мнению местного комсомольского руководства. 9 марта на пресс-конференции в Доме учёных первый секретарь комитета ВЛКСМ Советского района заявил: «Мы категорически против, ибо фестиваль – это политическая ошибка». [1] Обком комсомола и вовсе неожиданно запретил концерты. Что касается СМИ, то «после первой невинной информации об открытии фестиваля, просочившейся в „Правду” и „Комсомолку”, пресса вдруг дружно, будто по команде, замолчала». [4] Партийные организации новосибирских научных учреждений и предприятий, стремясь навязать людям «правильное», «идеологически верное» понимание увиденного и услышанного, провели «обсуждения» бардовских выступлений.
ЦК ВЛКСМ направил в адрес Центрального Комитета КПСС секретную докладную записку (№ 01/185с от 29.03.1968). В ней говорилось о том, что фестиваль авторской песни «был организован без ведома партийных, советских и комсомольских органов […]. Организаторы и участники „фестиваля” стремились придать ему характер „всесоюзного учредительного съезда бардов”, выработать положение или устав[…], причём его ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия …». [3]
А потом в газете «Вечерний Новосибирск» появилась статья «Песня – это оружие». Автор, Николай Мейсак, член Союза журналистов СССР, участник обороны Москвы, на фестивале не был. Он прослушал записи концертов и по ним воссоздал «моральный облик» выступавших. Главным объектом его атаки стал Галич: «Что заставило его взять гитару и прилететь в Новосибирск? Жажда славы! Возможно. Слава – капризна. Она – как костер: непрерывно требует дровишек. Но случается, запас «дров» иссякает. И, пытаясь поддержать костерок, иные кидают в него гнилушки». Бардам в статье был дан совет: «…ко всякому публичному выступлению надо относиться с чувством гражданской ответственности. А для того, чтоб творить, надо учиться. Подучить бы русский язык, воспитать в себе высокий эстетический вкус, чтоб не пользоваться дешёвыми приёмчиками. А наряду со всем прочим ознакомиться с основами этики: очень уж неприятно глядеть на неопрятного певца, чьи пальцы, перебирающие нежные струны, окаймлены траурной полоской. Ах, да! – Это они – „в знак протеста”. Против чего возражаете, парни? Против того, что перед вами – богатейший выбор белых булок, о которых пока лишь мечтать могут две трети человечества?…» [5]
После статьи Мейсака появились и другие публикации с критикой авторов-исполнителей, по всей стране стали закрываться клубы самодеятельной песни. [1] Был закрыт и клуб «Под интегралом». «Быть может, и хорошо, – пишет А. Бурштейн, – что «Интеграл» умер не своей смертью, а сгорел в одночасье, как фейерверк, осветив напоследок сумрачный вечер 60-х и их бесславный конец». [4]
В 2008 году в Новосибирске вновь организован фестиваль авторской песни – «„Под Интегралом” – 40 лет спустя». В течение четырёх дней, с 7 по 10 марта, в городе шли концерты начинающих и маститых авторов-исполнителей. К мемориальной доске Александра Галича, установленной на здании, в котором ранее располагался кафе-клуб «Под интегралом», были возложены цветы. Состоялся круглый стол «Авторская песня – ретроперспектива», прошёл конкурс «Мисс Интеграл 2008». Всё это стало данью памяти легендарному фестивалю 1968 года.
Подготовила О.В. Панарина
©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2023 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2022_208с