НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ в НСБ


СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ в НСБ

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

.

0

2

https://lib.nsu.ru/xmlui/bitstream/hand … sAllowed=y

создание учебных заведений государственных трудовых резервов в Новосибирске

УДК 338.26(571)
Р. Е. Романов
Институт истории СО РАН
ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: rromanov1981@mail.ru
СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ РАБОЧИХ ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НОВОСИБИРСКА НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ *
Статья посвящена изучению истории создания ремесленных училищ оборонных предприятий Новосибирска
накануне войны. Автором дана детальная характеристика содержания профессиональной подготовки рабочей
молодежи в учебных заведениях данного типа, кадрового и материально-технического обеспечения, учебнопроизводственной и социально-бытовой инфраструктуры ремесленных училищ на заводе им. Чкалова и комбинате «Сибметаллстрой».
Ключевые слова: предвоенные годы, Новосибирск, оборонные предприятия, государственные трудовые резервы, ремесленные училища, рабочая молодежь.
В предвоенные годы советское государство осуществило кардинальные преобразования в сфере производственного обучения
молодых рабочих – была создана система
учебных заведений государственных трудовых резервов СССР (гострудрезервов).
История возникновения данной формы
профессиональной подготовки и комплектования рабочих кадров в масштабах всей
страны получила достаточно широкое освещение в отечественной историографии.
Обобщенная характеристика процесса становления системы гострудрезервов накануне Великой Отечественной войны осуществлена в трудах А. Н. Веселова [1955],
Ф. А. Блинчевского и Г. И. Зеленко [1957],
М. М. Кучеренко [1979], С. Я. Батышева,
Н. Н. Кузьмина, Е. Г. Оссовского [1981].
Более детальное и комплексное изучение
проблем создания и деятельности ремесленных, железнодорожных училищ (РУ, ЖУ) и
школ фабрично-заводского обучения (ФЗО)
в предвоенные и в военные годы осуществлялось в монографии Э. С. Котляра [1975].
Менее исследованным остается исторический опыт организации учебных заведений трудрезервов в отдельных районах, городах и отраслях народного хозяйства
СССР в годы третьей пятилетки, в частности в оборонной промышленности Новосибирска. Отрывочные данные о возникновении РУ и школы ФЗО на базе первых
военных заводов города содержатся в работе Г. С. Дунаева и А. А. Штейнберга [1967],
посвященной изучению формирования и
развития гострудрезервов Сибирского региона. В трудах по истории строительства и
деятельности крупных новосибирских
предприятий [Кузница, 1983; История, 2004]
также приводятся лишь отдельные сведения
о преобразовании школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) военных заводов
в ремесленные училища. В связи с этим целью данного исследования является комплексное изучение процесса создания учебных заведений трудрезервов в отраслях
оборонного производства Новосибирска
накануне войны.
В период третьей пятилетки развитие новосибирской промышленности в значительной мере обуславливалось становлением
авиационного завода № 153 (завод им. Чкалова) и комбината № 179 (завод «Сибсельмаш» 1
) по производству боеприпасов. Накануне войны данные предприятия, вместе с
кемеровским комбинатом № 392 (завод
Романов Р. Е. Создание учебных заведений для подготовки молодых рабочих 307
«Прогресс»), составляли основу зарождавшегося оборонного комплекса западно-сибирского региона [Шуранов, 2004.
С. 13–14].
Особенности индустриального развития
Новосибирска оказывали существенное воздействие на формирование рабочих кадров
промышленности города. В первом полугодии 1941 г. во всех ее отраслях было занято
36,2 тыс. чел., в том числе на военном производстве – 11,4 тыс. чел. [Савицкий, 2004.
С. 4]. Основная масса рабочих оборонных
предприятий состояла из молодежи в возрасте до 25 лет. В 1940 г. ее доля на комбинате № 179 достигала 67,5 4d_ Среди работников завода им. Чкалова юноши и девушки
составляли около 60 % 2
. В условиях преобладания рабочей молодежи в трудовых коллективах военных заводов важное значение
в процессе ее технической подготовки приобрели школы фабрично-заводского ученичества. К концу 1930-х гг. школы ФЗУ были
созданы на всех крупных промышленных
предприятиях Новосибирска. В данные
учебные заведения поступали юноши и девушки, как правило, окончившие неполную
среднюю школу. Примерно за полтора – два
года обучения ученики школ ФЗУ приобретали первоначальные профессиональные
знания и навыки. После сдачи экзамена по
техминимуму молодые люди, получившие
рабочие специальности и квалификацию,
направлялись на предприятия.
В целом организация производственного
обучения молодежи в школах фабричнозаводского ученичества носила децентрализованный и ведомственный характер, что
препятствовало созданию единой системы
начального профессионального образования.
К тому же школы ФЗУ играли незначительную роль в обеспечении промышленности
квалифицированными рабочими кадрами.
В связи с этим решение кадровой проблемы
осуществлялось преимущественно за счет
других форм технической подготовки, что
было характерно и для оборонных заводов
Новосибирска. В 1938–1939 гг. на комбинате № 179 различным специальностям было
обучено 5 154 чел. За это время школа ФЗУ

2 Оборонная промышленность Новосибирской
области в годы Великой Отечественной войны: Сб.
док. Новосибирск: ОГУ «Государственный архив
Новосибирской области», 2005. С. 61; ГАНО. Ф. П-4.
Оп. 34. Д. 1. Л. 25.
предприятия подготовила 1 450 чел., или
28,1 % всех новых рабочих 3
.
Преодоление недостатков профессиональной подготовки юношей и девушек в
школах ФЗУ путем их преобразования
в учебные заведения гострудрезервов осуществлялось в условиях Второй мировой
войны. В целом указанные выше социальноэкономические и военно-политические факторы способствовали быстрому формированию централизованной системы производственного обучения молодых рабочих. 2 октября 1940 г. вышел Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», согласно которому создавались ремесленные и железнодорожные училища с двухгодичным сроком
обучения и школы фабрично-заводского
обучения – с полугодичным. Руководство
этими учебными заведениями в масштабах
всей страны осуществляло Главное управление гострудрезервов СССР, в отдельных регионах – управления облтрудрезервов. Ежегодный набор в РУ и ЖУ планировалось
проводить за счет мобилизации подростков в
возрасте 14–15 лет, в школы ФЗО – юношей
и девушек 16–17 лет. В ремесленных училищах предполагалось готовить квалифицированных металлистов, металлургов, химиков,
горняков, нефтяников и рабочих других
сложных профессий, в школах ФЗО – рабочих массовых профессий, прежде всего, для
угольной, горнорудной, нефтяной, металлургической промышленности и строительной
отрасли. В соответствии с указом выпускники учебных заведений трудрезервов, направлявшиеся в мобилизационном порядке в
промышленность и железнодорожный транспорт, обязались проработать в этих отраслях
народного хозяйства не менее четырех лет 4
.
В масштабах отдельных регионов страны, в том числе Новосибирской области,
исполнение данного закона было возложено
на местные партийные органы и советы.
10 октября 1940 г. исполком Новосибирского областного совета принял решение
№ 1002 «О ремесленных училищах, железно-дорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения», согласно которому в регионе создавались учебные
заведения областных трудовых резервов.
Действие этого решения было усилено ана-

3
ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1049. Л. 10; Ф. 720.
Оп. 1. Д. 30. Л. 31.
4 Директивы КПСС и Советского Правительства
по хозяйственным вопросам: Сб. док. (1917–1957 гг.):
В 4 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1 (1917–1941).
С. 654–655.
308 С о о б щ е н и я
логичным постановлением бюро Новосибирского обкома ВКП(б). Данные директивные акты обязывали первых секретарей
горкомов и райкомов партии, председателей
гор- и райисполкомов, начальника областного управления трудрезервов, директоров
предприятий в течение месяца обеспечить
РУ, ЖУ и школы ФЗО учебно-производственными помещениями и общежитиями, станками, инструментом и прочим оборудованием, персоналом преподавателей и
мастеров, организовать призыв и добровольный прием городской и колхозной молодежи в учебные заведения, наладить бесперебойное питание учащихся 5
.
Мероприятия по созданию и подготовке
ремесленных, железнодорожных училищ и
школ ФЗО Новосибирской области к первому учебному году проводились со второй
декады октября до 1 декабря 1940 г. В это
время в регионе были образованы 26 учебных заведений облтрудрезервов. В Новосибирске возникли 6 учебных заведений, в том
числе 4 РУ, 1 ЖУ, 1 школа ФЗО 6
. Ремесленные училища открывались на базе школ
ФЗУ комбината «Сибметаллстрой», заводов
им. Чкалова и «Труд», фабрики «Стандарт»,
железнодорожное училище – на базе Томской железной дороги. В РУ предполагалось
наладить производственное обучение промышленных рабочих, в ЖУ – железнодорожников. В школе ФЗО, созданной на комбинате «Сибметаллстрой», планировалось
готовить квалифицированных строителей.
Организация ремесленных училищ оборонных заводов Новосибирска осуществлялась на основе школ фабрично-заводского
ученичества, возникших на базе этих предприятий еще в начале 1930-х гг. В ноябре
1940 г. школа ФЗУ комбината «Сибметаллстрой» была преобразована в РУ № 1, школа
ФЗУ завода им. Чкалова – в РУ № 4. В этих
условиях формирование контингентов воспитанников ремесленных училищ в основном происходило за счет учеников школ
ФЗУ. Всего к концу ноября в РУ оборонных
предприятий Новосибирска в порядке мобилизации и добровольного набора поступило 1 500 чел. в возрасте от 14 до 17 лет, в
том числе в РУ комбината № 179 – 1 000
чел., завода № 153 – 450 чел. В составе учащихся ремесленных училищ доля воспитанников школ ФЗУ достигала 96,7 % 7
. Среди

5
ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 982. Л. 32.
6 Там же. Ф. П-4. Оп. 4. Д. 427. Л. 36.; Ф. П-22.
Оп. 3. Д. 982. Л. 29.
7 Там же. Ф. П-190. Оп. 2. Д. 528. Л. 92.
последних преобладали ученики октябрьского набора 1940 г.
Подростки и молодые люди, зачисленные в РУ военных заводов, составляли основную массу воспитанников учебных заведений данного типа. Всего в ремесленные
училища Новосибирска поступили около
2 тыс. чел. Удельный вес учеников РУ оборонных предприятий в данном контингенте
учащихся составлял 76,6 4d_ В целом же по
Новосибирской области данный показатель
был значительно ниже – менее 50 % 8
. Следовательно, в Новосибирске преобразование
школ ФЗУ в ремесленные училища было
направлено прежде всего на развитие системы профессиональной подготовки молодежных рабочих кадров военного производства.
Важнейшей целью реорганизации школ
ФЗУ в учебные заведения гострудрезервов
являлась унификация содержания обучения
юношей и девушек, что было характерно и
для ремесленных училищ, создаваемых на
оборонных предприятиях. Осенью 1940 г.
Главное управление гострудрезервов СССР
разработало единую программу профессиональной подготовки молодых рабочих для
каждого типа учебных заведений. В ремесленных училищах ее объем составлял 4 584 ч,
в том числе теория – 1 128 час., практика –
2 904, военная подготовка – 358, политзанятия – 94 ч [Котляр, 1975. С. 13]. В первый год
обучения преподавание технических дисциплин (материаловедение, технология) дополнялось курсом общеобразовательных
предметов, в частности русского языка, математики, физики, черчения. На практические занятия отводилось 24 час. в неделю.
На втором году обучения объем теоретической подготовки сокращался, зато увеличивалось время, затрачиваемое на производственную практику – до 36 час. в неделю.
Большое внимание отводилось формированию преподавательских и технических
кадров ремесленных училищ. Их комплектование происходило прежде всего за счет
работников школ ФЗУ. В октябре 1940 г. в
школе ФЗУ комбината № 179 работало
62 чел., в том числе 35 инструкторов, 15
преподавателей, 10 мастеров, директор и
заведующий учебной частью 9
. После образования РУ № 1 работники школы были переведены в новое учебное заведение. Введение преподавания общеобразовательных
дисциплин способствовало пополнению

8 Там же. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 1049. Л. 16.
9 Там же. Д. 982. Л. 38.
Романов Р. Е. Создание учебных заведений для подготовки молодых рабочих 309
штата работников ремесленного училища
преподавателями русского языка, математики, физики, черчения.
Помимо разработки новой учебной программы и решения кадровых проблем,
преобразование школ ФЗУ в ремесленных
училищах вело к расширению учебнопроизводственной инфраструктуры образовательных учреждений. В ноябре 1940 г. в
ведение РУ № 1 перешли помещения школы
ФЗУ общей площадью 4 553 кв. м, в том
числе кабинеты для преподавания теоретических дисциплин – 790 кв. м, токарный,
слесарный и подсобный цеха – 1 473 кв. м
10
.
Однако площадь данных помещений не соответствовала численности учащихся РУ.
Для ее расширения оставшаяся часть учебного корпуса, занятая другими организациями, также была передана ремесленному
училищу. В результате РУ получило дополнительную площадь в 1 704 кв. м
11
.
Качественное состояние зданий школ
ФЗУ, переходивших в ведение ремесленных
училищ после длительного срока эксплуатации, находилось на низком уровне.
Например, большая часть помещений двухэтажного учебного корпуса общей площадью 1 982 кв. м, полученного РУ № 4,
нуждалась в капитальном ремонте 12. В частности, производственные мастерские,
размещавшиеся в здании, имели прогнившие деревянные перекрытия, что создавало
угрозу обрушения части здания. В этих
условиях в учебных помещениях проводились ремонтные работы для их подготовки к
проведению теоретических и практических
занятий.
Острой проблемой являлась слабость материально-технической базы школ фабрично-заводского ученичества. В ноябре 1940 г.
из школы ФЗУ комбината № 179 в распоряжение РУ № 1 было передано 63 токарных
станка, несколько сверлильных станков и
большое количество тисов. РУ № 4 завода
им. Чкалова получило 50 станков, в том
числе 34 токарных, 3 револьверных, 4 строгальных, 2 фрезерных, 4 точильных, 3 сверлильных
13. Однако данное количество единиц оборудования не соответствовало
запросам ремесленных училищ. Особенно
остро ощущалась нехватка токарных станков. Накануне первого учебного года мастерским РУ завода им. Чкалова требовалось

10 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 982. Л. 43.
11 Там же.
12 Там же. Л. 22.
13 Там же. Д. 1049. Л. 13.
дополнительно 18 станков данного профиля,
РУ комбината № 179 – 15 14
.
Производственное оборудование, полученное ремесленными училищами от школ
ФЗУ, отличалось низким качеством, так как
основная масса станков относилась к числу
изношенных и технически устаревших.
В конце ноября 1940 г. в РУ оборонных
заводов Новосибирска доля изношенного
оборудования составляла около 85 %
15
.
В мастерских ремесленных училищ отсутствовали станки новых моделей, которые
широко использовались на промышленных
предприятиях (станки «Удмурт», «ДИП200», «Ш-10»). Замена старой производственной техники более современными и модернизированными образцами происходила
медленно. Например, РУ № 1 получило
лишь 10 новейших станков, установленных
в мастерских школы ФЗУ еще в октябре
1940 г. 16
Наряду с решением вопросов инфраструктурного и материально-технического
обеспечения учебных заведений трудрезервов, предпринимались меры по решению
социально-бытовых проблем. В частности,
данные учебные заведения не имели в распоряжении жилых зданий, пригодных для
расселения учащихся. В связи с этим на
комбинате № 179 под общежитие школы
ФЗУ были оборудованы клуб, спортзал и
несколько учебных аудиторий. В его помещениях общей площадью 699 кв. м проживало 450 чел. Размер жилплощади на одного
учащегося составлял 1,55 кв. м
17. В комнатах общежития отсутствовали предметы
повседневного обихода, царила антисанитария.
Реорганизация школы ФЗУ комбината в
ремесленное училище № 1 привела лишь к
незначительному улучшению жилищнобытовых условий учащихся. Большая часть
юношей и девушек, проживавших в общежитии, была переселена в четырехэтажное
каменное здание. Всего в его помещениях, в
которых было размещено 390 чел., на
каждого жильца приходилось примерно по
3 кв. м
18
.
Важным фактором, влиявшим на материально-бытовое положение учащихся ремесленных училищ, было состояние общественного питания. Во всех учебных

14 Там же. Д. 982. Л. 26.
15 Там же. Д. 1049. Л. 16.
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же. Л. 5.
310 С о о б щ е н и я
заведениях гострудрезервов СССР были установлены единые среднесуточные нормы
трехразового питания на одного учащегося.
В столовых РУ и ЖУ ежедневный рацион
каждого воспитанника включал картофеля –
400 г, овощей – 300, мяса – 80, рыбы – 20,
молочных продуктов – 170, крупы – 70, макарон – 60, сахара – 70, хлеба – 700 г 19
.
Приведенные выше данные наглядно свидетельствуют о том, что нормы питания
учащихся ремесленных училищ военных
заводов Новосибирска были относительно
низкими.
Основной проблемой, затруднявшей организацию общественного питания в ремесленных училищах, была неподготовленность столовых к приему всех юношей и
девушек, обучавшихся и работавших в одну
смену. Например, столовая РУ № 1 могла
принять за один раз лишь 120 чел., что не
соответствовало среднему числу учащихся.
В этих условиях уже накануне учебного года характерной приметой обеденного времени стали длинные очереди, которые
занимали внутреннее помещение столовой,
а также коридоры и лестничные площадки
РУ 20
.
Таким образом, процесс создания ремесленных училищ на базе оборонных предприятий Новосибирска был обусловлен широким кругом социокультурных факторов.
Существенное влияние на организацию ремесленных училищ военных заводов оказывал комплекс острых проблем, связанных с
необходимостью модернизации учебнопроизводственной и социально-бытовой
инфраструктуры, материально-технической
базы, перешедшей в ведение РУ от школ
фабрично-заводского ученичества. Это в
значительной степени затрудняло эффективное налаживание производственного
обучения и жизнеобеспечения учащихся в
19 ГАНО. Ф. П-22. Оп. 3. Д. 982. Л. 1.
20 Там же. Д. 1049. Л. 27.
РУ оборонных заводов, что в целом сдерживало поступательное развитие учебных заведений трудрезервов промышленных
предприятий Новосибирска накануне Великой Отечественной войны.
Список литературы
Батышев С. Я., Кузьмин Н. Н., Оссовский Е. Г. Очерки истории профессионально-технического образования СССР. М.:
Педагогика, 1981. 351 с.
Блинчевский Ф. А., Зеленко Г. И. Профессионально-техническое образование рабочих. М.: Трудрезервиздат, 1957. 160 с.
Веселов А. Н. Низшее профессиональнотехническое образование в РСФСР. М.:
Трудрезервиздат, 1955. 327 с.
Дунаев Г. С., Штейнберг А. А. Кузница
рабочих кадров Сибири. Новосибирск:
Зап.-сиб. кн. изд-во, 1967. 103 с.
История промышленности Новосибирска. Время, вперед! (1918–1940): В 5 т. Новосибирск: Историческое наследие, 2004.
Т. 2. 639 с.
Кузница степных кораблей: история Новосибирского производственного объединения «Сибсельмаш». М.: Мысль, 1983. 255 с.
Котляр Э. С. Государственные трудовые
резервы СССР в годы Великой Отечественной войны. М.: Высш. шк., 1975. 240 с.
Кучеренко М. М. Новое поколение рабочего класса СССР. Процесс формирования и
воспитания. 1917–1979. Л., 1979. 189 с.
Савицкий И. М. Формирование кадров
оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны // Западная Сибирь в Великой
Отечественной войне: Сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. С. 3–35.
Шуранов Н. П. Создание оборонной
промышленности в Западной Сибири в годы
Великой Отечественной войны (1941–1945).
Кемерово: Кузбасс, 2004. 220 с.
Материал поступил в редколлегию 03.09.2009
R. E. Romanov

CREATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE STATE MANPOWER RESERVES
FOR PREPARATION OF THE YOUNG WORKING DEFENSIVE ENTERPRISES OF NOVOSIBIRSK
ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Article is devoted studying of history of creation of vocational schools of the defensive enterprises of Novosibirsk on
the eve of war. The author gives the detailed characteristic of the maintenance of vocational training of young workers in
educational institutions the given type, personnel and material support, an industrial practice and social infrastructure of
vocational schools at factory of Tchkalov and industrial complex «Sibmetallstroy».
Keywords: premilitary years, Novosibirsk, the defensive enterprises, the state manpower reserves, vocational schools,
young workers.

Отредактировано petrogradskiy (31-12-2023 14:18:57)

0

3

Есть отличие от темы Создание Учебных Заведений Государственных Трудовых Резервов?

Я не нашел.

0

4

Палыч написал(а):

Есть отличие от темы Создание Учебных Заведений Государственных Трудовых Резервов?

Я не нашел.

Материал по этой ссылке у меня не открывается. Поэтому я привел  "скрытый текст" документа. Для удобства.

0

5

petrogradskiy написал(а):

Материал по этой ссылке у меня не открывается.

Дубликат убрал.

Можно было в той теме поправить ссылку.

+1


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ в НСБ