НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » Кюнер Н.В._Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии


Кюнер Н.В._Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

/

0

2

Кюнер Н.В._Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока_Издат.Восточ.Лит-ры_М._1961_245с._РЕЧИ ЦАРСТВ ГО ЮЙ_М._Наука_1987_343с.pdf

***

0

3

УСУНЬ
«Собрание сведений...», т. Ii, стр. 147—168, стр. 190—198, стр. 258.
В гл. 30, т. Iv известного труда Хэ Цю-тао «Шофанбэйчэн» (написан в 1851 г., но опубликован лишь в 1881 г.) содержится «Исследование о племени усунь».
Автор в ней развивает точку зрения, высказанную в китайской литературе уже в монгольскую эпоху, о том, что усуни являются предками русских.
Исследование Хэ Цю-тао, естественно, сразу останавливает наше внимание, независимо от того, насколько убедительны доводы в защиту подобной точки зрения.
Важно уже то, что здесь выражается особый взгляд китайских ученых на русских, как искони связанных с Азией и являющихся, таким образом, с давних пор (задолго до начала н. э.) соседями Китая.
В целом указанная глава «Шофанбэйчэн» благодаря цитируемым в ней многим комментариям различных китайских авторов дает более обширный материал, чем отдельные места переводов И. Бичурина, и поэтому приводится здесь полностью в почти дословном переводе вместе с введением и послесловием самого китайского автора. (См.: «Шофанбэйчэн», т. Iv, гл. 30, в восьмитомном компактном издании малого формата под редакцией У Шоу-куня, стр. 1а—7б, в его же шеститомном издании, стр. 1а—16б).
ИССЛЕДОВАНИЕ О ПЛЕМЕНИ 1 УСУНЬ
Предисловие Хэ Цю-тао
Исследователи происхождения русского государства 2 не едины [во мнениях].
Одни считают, что русские — это древние гаогюй, так как их кочевые обычаи близки [народам] северных стран.
Другие считают, что это древние даши (арабы), так как их торговые обычаи близки к [обычаям] Западного края.
Однако оба мнения неточны.
Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван Хуем и Юй Тан-цзя.
Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния [между усунями и русскими].
Ныне, учтя сходство их наружности и [69] исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней.
Рассуждения всех авторов всегда опирались на доказательства...
В Ханьское время усуни были посредниками между сюнну и Западным краем;
[они] обладали одновременно обычаями кочевников 3 северных стран и торговцев 4 Западного края.
В наши дни олосы — посредники между Монголией и Европой, они также имеют одновременно обычаи кочевников северных стран и торговцев Западного края.
Усунь собственно было кочевым государством 5;
следуя за водой и травой, усуни перемещали [свои] кочевья, не имея постоянного места;
это подобно тому, как в начале Хань[ской династии]
Большие юечжи первоначально находились между [хребтом] Цилянь и [городом] Дуньхуаном, но, будучи разбиты сюнну, переселились на запад, затем подчинились [государству] Дася и учредили стоянку на р. Гуй в качестве ставки.
В юаньскую эпоху [киданьский правитель] Йелюй Даши ведя [свой] народ, бежал на запад, затем овладел землями Западного края и учредил государство, просуществовавшее 100 лет (это было Кара-китайское царство).
Это все ясные доказательства того, что кочевые государства поочередно переходили от упадка к возвышению.
Старое государство Усунь первоначально также находилось между Цилянем и Дуньхуаном.
В старину жители олосы называли себя лаоцян (старые цяны, т. е. тибетцы).
Между Дуньхуаном и Цилянем как раз [находится] место, где собрались сицян (западные цяны).
Отсюда [они] переселились и достигли Чигу (о нем ниже).
Отсюда переселились к Цунлину (Луковые горы или Памир).
Все эти дела о переселениях усуней смотри в династийных историях.
С этого времени в Цунлине не было слышно, чтобы [там] были усуни, но олосы впервые появились на западе от хребта Ула (Ула-лин, или Уральский хребет).
Так как Улалин есть северо-западный отросток Цунлина, то русские именно переселенцы племени усунь.
Это точно может быть доказано.
В недавнее время торгоуты с Яр переселились далеко на Эцзилихэ (р. Волга).
Старые кочевья торгоутов отстоят от [Волги] на восток на 5—6 тысяч ли, столица Олосы Мосукэва (Москва) отстоит от Волги едва на 2000 ли с чем-то.
[Как можно] верить, что торгоуты могли далеко переселиться; и верить, что усуни могли далеко переселиться?
Разве это, неверно?
Если прочитать в старых документах, например, о городе Талос, реке Яоша и в этом роде, так все они [названы] по [70] государствам.
Эти места как раз и могут служить ясным доказательством постепенного переселения усуней на запад.
Здесь излагается исследование о племени усуней, чтобы разрешить все сомнения.

+1

4

ИССЛЕДОВАНИЕ О ПЛЕМЕНИ УСУНЬ
Ян Бинь в «Любяньцзилио» 6 говорит:

«Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские).

[Живут] за изгородью (имеется в виду «Ивовая изгородь», служившая границей Южной Маньчжурии).
Их (русских) называют лаоцян 7;
они люди с голубыми впалыми глазами,
выдающимся носом,
желтой (рыжей) курчавой бородой,
с длинным телом;
много силы,
но любят поспать
и, когда спят, не сразу просыпаются.
Искусны в пешем бою,
умеют обращаться с ружьями,
не боятся луков и стрел.
Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее,
Посмотрят друг на друга и засмеются.
Сами говорят, что от сотворения [мира] до года царствования императора Кан-си под циклическими знаками динмао (1687 г.) всего [прошло] 7914 лет.
У этого народа низкие и юные, видя почтенного и старшего, снимают шапку и преклоняют голову.
Сперва указывают левое и правое плечо, затем указывают левое и правое колено.
Другие говорят: сперва указывают лоб, затем живот, затем правое плечо, затем левое плечо, это так называемый в европейских странах знак обратного креста.
Весьма чествуют Будду: увидев [его изображение], непременно склоняются ниц и плачут.
Другие говорят: это не Будда; чествуемый — небесный господин.
То, что [они] склоняются ниц и плачут, это вера в небесного господина (христианство).
Их жилые дома четырехугольные.
Верх, низ, [все] четыре стороны — все из досок.
Их орудия искусны, походят на европейские.
Их шапки с синей маковкой, внутри подшивают соболиный мех, снаружи нашивают жемчуг и коралл или употребляют медвежий (буквально: син-син, т. е. орангутанг) мех (буквально: войлок), нашивают соболиный мех.
Их одежда с квадратным воротником, небольшими рукавами.
Шуба длинная, свешивается.
Низкие [люди] надевают тулупы,
знатные — [71] соболя, разную парчу, покрывают ими наружную сторону [одежды], привешивают по краям жемчуг, коралл, алмазы, а очень немногие покрывают атласом.
Их монета серебряная, [у нее] нет ободка, и отверстия, [как у китайской монеты], большая, как тыква, обычный вес — один фынь.
На оборотной стороне изображают скрещенные копья (алебарды) или человека на лошади.
На лицевой стороне надпись [письменами] их страны, как в санскритских книгах.
На одной монете обязательно пишут несколько десятков знаков, [так что] нельзя разобрать [надпись]; для письма употребляют латинский язык.
Что касается латинского языка, то это официальный язык всех европейских стран.
Их бумага толстая, точно шаньсийская [бумага] мяотоу.
Размер [ее] меньше на 3/10, несколько ломкая, посредине имеется темный рисунок (водяной знак), похожий на алебарду, цвет белый.
Их капуста похожа на латук, но короче: листья — как у травы тай (осока), когда они свернуты [в кочан], то белые, если они развернуты, то зеленые.
Рыба вонючая: если есть, то вкус пресный.
Они (русские) едят много пустых (на дрожжах?) хлебцев, похожих на теперешние европейские хлебцы, но цветом совсем белые, мягкие, целый месяц не твердеют.
Их столица преемственно находится как раз на запад от [берега] Северного высокого моря посредине 8
Если [оттуда] водою и сушею ехать днем и ночью, то через 13 месяцев прибывают в город Якэса (Албазин).
А если теперь определить [их] западную границу, то считаю, [что она] находится в семи днях [пути] на северо-запад от Цзиньшаня (Золотых гор, т. е. Алтая)»
Автор «Чусайцзилио» считает, что цзяньгунь и есть танские сяцзясы, еще называют [их] хэцзи сы .
Ван Цю-цзянь в «Юйтанцзяхуа» считает, что древние усуни это есть нынешние олосы.
Я с полным звуком рифмую 11 их. Эти звуки собственно находятся [по своему произношению] между «у» и «о», «сунь» и «сы», и нет подходящих [72] [иероглифических] знаков [для их точного транскрибирования].
Переводчики, не найдя близких по своему звуку имен, принимали среднее [начертание].
У первых переводчиков звук менялся, и они по ошибке передали неправильное имя, потом разница [в произношении] стала неизвестна [ученым].
Этому государству [Усунь] на деле 2000 лет, как один день.
Я, недавно прочитав собрание сочинений [Ван] Цюя и [Юй Тан-]цзя об усунь, счел [его] неверным..
Впоследствии, выехав за пределы [Великой] стены, увидел людей того государства [России].
Внешность у всех совпадала с [внешностью] усуней, [как она представляется] по комментариям Яньши 12
Вследствие этого я снова начал сомневаться»
Ныне, прочитав слова Ван Цю-цзяня, сперва растерялся.
Что касается положения страны, расстояния [по] дорогам, [то в этом] я не имел времени разобраться.

Отредактировано alippa (04-05-2023 00:27:41)

+1

5

Комментарий составителя сборника
Приведенное в настоящем разделе «Исследование о племени усунь», извлеченное из главы 30 «Шофанбэйчэн», дает исчерпывающее представление о том,
как рассматривался в китайской литературе, начиная с монгольской эпохи и до Xix в., вопрос о связи между народом усунь далекого прошлого и позднейшим русским народом.
В русской и зарубежной литературе об этом почти не говорилось, хотя некоторые высказывания китайских авторов на этот счет были известны.
По крайней мере, широко осведомленный в ранней истории Центральной Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло в насыщенном библиографическими справками труде «Западная Монголия и Урянхайский край», т. Ii, говорит, что
позднейшие китайские ученые производят русских от усуней лишь мельком (стр. 5, прим. 2), со ссылкой на книгу Паркера
«Китай, его история, политика и торговля с древнейших времен до наших дней». Аристов в «Заметках об этническом составе тюркских племен и народностей» — и в «Опыте [99] выяснения этнического состава Киргиз-Казаков Большой Орды и Кара-киргизов» —, не касаясь этой стороны вопроса,
признает киргизов прямыми потомками усуней, пришедших в западный Тяньшань из средней Монголии за полтора столетия до н. э.
Подтверждение этому можно найти в исследовании Хэ Цю-тао, там, где он упоминает о бурутах, т. е. киргизах, так что уже в этом можно видеть научное значение его труда.
Однако расселение усуней охватывало, несомненно, более обширный район: с Тяньшаня они перешли на Памир, а впоследствии продвинулись еще дальше на запад.
Хэ Цю-тао видит в этом доказательство того, что именно они, выйдя таким образом в европейскую часть позднейшей территории России, явились здесь предками русских.
Несомненно, что китайский автор убедительно прослеживает путь движения усуней на запад и, как результат этого, возможность того, что этот народ влился в состав населения разных районов нынешней Средней Азии и Казахстана, возможно также центральной и западной Сибири.
Подробно об этом будет еще сказано в дальнейшем при разборе остальных текстов, взятых также из «Шофанбэйчэн» и отражающих точку зрения Хэ Цю-тао на происхождение других народов.
Но уже теперь следует заметить, что материалы Хэ Цю-тао, опирающиеся на данные многих китайских источников, должны быть приняты во внимание при изучении истории СССР в той части, где она касается народов указанных выше районов нашей страны.
В этом смысле мы и должны понимать его основное положение:
«Народ усунь — предки русских», т. е. усуни и другие народы Центральной Азии издавна были связаны с народами, населявшими и населяющими территорию старой России и нынешнего СССР.
И в китайских источниках, в том числе использованных Хэ Цю-тао, можно найти немало убедительных свидетельств в этом отношении.
Вступительная заметка
Хэ Цю-тао, следуя примеру китайских ученых юаньской эпохи, считал, что народ усунь был предком русских, переселившихся с течением времени
от западных границ собственно Китая
внутрь Западного края (Восточный Туркестан, Синьцзян)
до Памира (Цунлин), и
впоследствии, перейдя через Памир
на территорию нынешних среднеазиатских республик,
этот народ вошел в состав древнего населения этой территории.
Далее Хэ Цю-тао усматривает теснейшую связь между народами Центральной Азии и народами и племенами Сибири.
Изложению истории каждого из народов Центральной Азии начиная с сюнну (хуннов) Хэ Цю-тао предпосылает предварительные замечания.
В более общем виде подобный вывод изложен во вступительной заметке к гл. 31, где собраны краткие исторические обзоры этих народов для периода от Ханьской династии до Вэйской (Северо-Вэйской) включительно.
«Шофанбэйчэн», гл. 31, стр. 1а—1б.
По справке [Хэ] Цю-тао:
«[Во время] сюнну при Западной (старшей) Ханьской династии, сяньби
при Восточной (позднейшей) Ханьской династии,
[Цао] Вэйской и Цзиньской династиях, жоужань (жужань) при позднейшей Вэйской [100] династии,
их ставки — находились в Халхе, а границы их достигали Северного Моря (Бэйхай, обычно озеро Байкал,
но в отдельных случаях у китайских авторов и страны далее на север, вплоть до Северного Ледовитого океана).
Земли нынешних сибирских областей 202 восточной покатости России составляли совместное владение 203 [перечисленных народов].
Исследователь изменений [истории] не должен упускать из виду этот факт.
Что касается таких подвластных земель —, как Канцзюй, Яньцай, склоняющихся к западу, вообще земель Олосы, близких к Западному Северному морю, то все они ее древние земли.
Что касается подвластных земель — Шивэй и Дидоуюй, склоняющихся к востоку, и вообще земель Олосы, близких к Восточному Северному морю, то все они ее старые области 206
Я, [Хэ Цю-тао], подробно исследовал все истории; исследовал их закоулки, исследовал начала и концы, срезал излишнее, взял главное, чтобы составить [свое] повествование.
Что касается названия Сибири, то оно происходит от сяньби.
Границы Канцзюй прямо достигают Урала —. [Жители] признают божественное дитя, это и есть вера в Иисуса.
Если исследовать [что такое] Худэ, то это искажение Хуцзйе.
Вообще имею свое скромное мнение, но вместе с тем [я] следовал записям [других]. Не смею сказать, что в проверке их я превзошел прежних авторов. [Все же] смогу сберечь труд по первому улову

0

6

2. Олосы-го, олосы здесь и ниже — русские
7. Котлы или котлы летучего огня — род старинных ружей при Цзинях [Цзиньской династии] (1115—1234). Справка [Хэ] Цю-тао: «Лаоцян (старые котлы или ружья) — ошибка, — вместо лаоцян (старые цяны)»
11. Сйе -чжи.
12. Янь Ши-гу: «В ”Ханьшучжу” (’’Примечания к Ханьшу”) говорится:
«Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен.
Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]”»
Сюй Сун в дополнительном примечании говорит:
«Господин Цяо в ”Илинь” (”Лес диковинок”) говорит:
”У женщин усунь глубокие глаза, они черные и безобразные, это и есть отличительная [черта] их наружности”.
Справка [Хэ] Цю-тао:
«Владение Усунь в ”Танской истории” (”Таншу”) не исследуется. Его дела [в истории] таковы. По словам [Янь] Ши-гу, он должен был знать их по личным наблюдениям.
Действительно, в начале Танской династии усуни еще приезжали в столицу. Потом переселились еще далее на запад. Поэтому [о них] не было слышно».
198. [Янь] Ши-гу говорит. «[Двор] то защищал, то обуздывал их; поэтому было много хлопот». Сюй Сун говорит: «По ”Ванманчжуань” (”Повествование о Ван Мане”),
в 5 г. правления Шицзяньго (13 г. н. э.) усуньские большой и малый гуньми отправили посла представить дань. [Ван] Ман, видя, что сюнну все более захватывают границы [Китая], мысленно желал добиться расположения усуней, отправил уполномоченного отодвинуть назад малого гуньми, поставить посла выше большого гуньми, чтобы обеспечить успех наставления и дружбы, приносить в жертву вино.
Мань Чан представил обвинительный доклад:
Уполномоченный сказал, что восточные и северные иноземцы в отношении Срединного царства соблюдают церемонии и пристойность, поэтому понизить их, и они повинуются.
Но великий гуньми — это государь.
Нынешний порядок: подданный служит государю.
Повышение посла — это не способ, чтобы владеть восточными и северными иноземцами.
Действия посла весьма непочтительны”».
[Ван] Ман разгневался, уволил [Мань] Чана от должности. Все владения в Западном крае при [Ван] Мане неоднократно нарушали милость и доверие [Китая]. [Жители] Яньци [Карашар] первые восстали, убили духу Дань Циня.
Ду Ю в энциклопедии ”Тундянь” говорит:
«С того времени как усунь раздельно поставили двух гуньми, не было известий [о них].
Со времени [династии] Хоувэй посылавшаяся ими дань неоднократно захватывалась жуаньжуань (жужанями). Усунь переселились в Цунлин (Памир)». Справка [Хэ] Цю-тао: С этого времени усуни редко появляются в истории, ибо далеко переселились. Впоследствии звук [названия] изменился в Далосы, Алосы. При написании его китайскими иероглифами более не узнавали в нем усуней.
При Ханьской династии [в Западном крае] было государство Уто. ”У” по звуку одно с ”О”, если прибавить или убавить [звучание, то] узнали бы по звуку ”у” Усунь, где как раз ”у” и ”о” близки друг к другу.
Еще по справке [Хэ Цю-тао]: «Хоувэйский Тайуди (424—451 гг. н. э.) отправил Дун Ваня послом в Западный край.
Когда он вернулся, то сообщил, что та страна образует три области от Цунлина на восток; на запад от сыпучих песков — одну область, это ныне граница Хойцзяна или Синьцзяна; от Чжэше на юг, от Юечжи на север образует вторую область, это граница нынешних государств Аоханьсу, Аньцзиян; на западе ограничены пространством двух морей Внутреннего моря; реки и озера на юге образуют третью область. Два моря должны соответствовать именно Внутреннему [Каспийскому] морю и Черному морю. Ныне воды метрополии Олосы из реки Волги [Форгэхэ] входят во Внутреннее море.
Так называемые ”реки и озера на юге” именно указывают на юг от Волги. На запад от Внутреннего моря, на восток от Черного моря эти области Гаоцзясу [Кавказ], новые вассальные владения России. Если так, то усуни, переселившись на запад к Цунлину, от Цунлина переселились еще раз, и таким образом образовалась нынешняя Россия.

0

7

[Усуни] не устраивают полей, сеют деревья 24

Следуя за скотом, ищут воду и траву. [Их] обычаи одинаковы с сюнну.

В стране много лошадей, у богатых людей 4—5 тысяч голов.

Жители упорны в пороках и в жадности, очень ненадежны, много грабежей и разбоев.

Весьма сильное государство.

В древние времена подчинялись сюнну —, потом усилились и умножились 26.

Лучников несколько десятков тысяч человек, обучены наступательным действиям.

Домогаются подчинять вассалов, не соглашаются отправляться для явки на собрания 27 [у сюнну].

0


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Книги и публикации » Кюнер Н.В._Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии