*
Отредактировано Гошак (09-01-2023 15:32:13)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Из истории НСО » Город Каинск
*
Отредактировано Гошак (09-01-2023 15:32:13)
Очевидно, что видна телеграфная линия, а это значит, что либо Московский тракт, либо тракт Барнаул-Томск.
По характеру растительности и некоторому преобладанию окрестностей Бердска в ваших темах ))) можно сделать вывод, что всё же Барнаул-Томск.
Но как следует из моей темы про телеграф ))) , от Медведского было сделано ответвление телеграфа до Бердска: Телеграфная линия Дубровино - Колывань...
Теперь осталось определить в каком населённом пункте вдоль тракта недалеко от Бердска было две церкви рядом на рубеже 19-20 века.
Отредактировано VECTOR (08-01-2023 16:25:46)
и некоторому преобладанию окрестностей Бердска в ваших темах ))) можно сделать вывод, что всё же Барнаул-Томск.
Отнюдь)
Юго-восток области действительно более других интересен палеонтологией и горной историей, а также возможностями добраться до желаемых мест. Но сами собой появляются и другие темы
Тогда сложно... )))
А вы сами знаете где бы это могло быть? Там подписано?
Что-то как-то подозрительно одинаковые две церкви рядом стоят, а также подозрительно близко к ним стоят две ветряные мельницы.
Слишком как-то уж всё компактно выглядит, хотя рисунок - не фотография, конечно.
Два белокаменных храма у нас вроде только в Колывани было, но как-то близко друг к другу они смотрятся.
Два белокаменных храма у нас вроде только в Колывани было
Осталось только установить откуда снято нарисовано.
Как мне видится, Троицкий собор - справа.
Понятно, что с тракта нарисовано. А вот кем? Какой-то местный художник колыванский?
Собор Троицы Живоначальной в Колывани
Собор Александра Невского в Колывани
Отредактировано VECTOR (09-01-2023 12:09:01)
Тогда сложно... )))
А вы сами знаете где бы это могло быть? Там подписано?
Да, картина подписана полным местоположением
Осталось только установить откуда снято нарисовано.
Как мне видится, Троицкий собор - справа.
Понятно, что с тракта нарисовано. А вот кем? Какой-то местный художник колыванский?Собор Троицы Живоначальной в Колывани
Собор Александра Невского в КолываниОтредактировано VECTOR (Сегодня 12:09:01)
Нет, это не Колывань
Нет, это не Колывань
Ну тогда, без сомнения, что это - Кривощёково... )
В тот период, когда строили новую Никольскую церковь, а старая ещё стояла на месте, т.е. пока их было две.
Но только вот наличие идущих туда проводов как-то мягко говоря напрягает... )
Видимо, радиус поисков придётся значительно увеличить...
Видимо, радиус поисков придётся значительно увеличить...
Да)
В тот период, когда строили новую Никольскую церковь, а старая ещё стояла на месте, т.е. пока их было две.
А разве?
Нет, это не Колывань
Каинск ещё подходит. Уездный город всё ж.
Таки да!
"Томско-губернский город Каинск в Барабинской степи, в 500 верстах от Томска"
"Вид барабинськой степи по почтовому тракту близ города Каинска. (Восход солнца)"
В Научной библиотеке Томского государственного университета и Музее региональной истории и народного быта Томской области хранится коллекция из примерно 150 работ известного сибирского художника, педагога и народного просветителя Павла Михайловича Кошарова (1824-1902). Сибирь во всем ее разнообразии - основная тема этой коллекции картин, литографий, эскизов, этюдов и рисунков.
Ещё бы с церквями разобраться - что за церкви, существуют ли по сей день?
Ещё бы с церквями разобраться - что за церкви, существуют ли по сей день?
Вообще, как я посмотрел старые планы, то примерно понятно что и как на картине.
Вот те две ветряные мельницы слева скорее всего относятся к деревни Мошнина.
Художник смотрит на восток, т.е. вперёд - в Томск, а назад - в Тобольск/Омск.
Спереди мы как раз и видим деревянные домики деревни Мошнина, а сам город уже начинается за этими домиками на другом берегу реки Оми.
Соответственно, примерно становится понятно что и церкви на картине.
Вот пара планов:
1) Вот тут тракт на плане (снизу ссылки на планы): http://bsk.nios.ru/obrazy-dorogi-xvii-nach-xx-vv
Тут дорога просто на фрагменты разбита. Каждый последующий является продолжением.
Видим как раз деревню Мошнина на противоположном берегу реки Оми.
2) Томская губерния. Планы гор. Каинска. 1810 г.; 1834 г.[а)]
Тут надо покрутить вниз, а потом плюсиком увеличивать планы: https://www.prlib.ru/item/375669
Они в хорошем разрешении после увеличения 6 крат, там все надписи читаются.
Вот там церкви видны, но их потом прибавилось. Тут тоже Мошнина подписана.
Вот тут НЕ максимальное разрешение:
В общем, на картине дорога на восток.
Отредактировано VECTOR (09-01-2023 20:57:10)
Наверное, кому-то может интересно посмотреть каталог рисунков художника, составленный в 2018-м.
В нём также есть выше представленные две картины.
Только в книжке цвета не такие насышенные, как в реале.
И как я вижу, там представлены не все картины/рисунки, а только те, которые есть в фонде Научной библиотеки ТГУ.
Но ещё есть другие картины и в других музеях.
К примеру, вот тут в ГОСКАТАЛОГЕ ещё картины сёл и деревень, которых нет в этой книжке: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Павел Михайлович Кошаров&imageExists=null
К примеру несколько, которых нет в каталоге: село Колпашево село Никольское
Жаль только, что там нет ничего по Оби вблизи нас, типа Колывани или Бердска. Ну, может и были, просто не известны.
О Кривощёково на чьей-то картине второй половины 19-го века и мечтать не приходится... )))
П.М. Кошаров. Рисунок, живопись, графика: Каталог-альбом / Сост. Г.И. Колосова. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. 380 с.
Каталог знакомит с коллекцией рисунков, живописных и литографических работ сибирского художника П.М. Кошарова (1824–1902), хранящейся в фонде Научной библиотеки ТГУ. В каталог–альбом включены не только описания работ художника, но и их репродукции. Для всех интересующихся историй и искусством Сибири XIX столетия.
ССЫЛКА СКАЧАТЬ: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/s … 62/SOURCE1
Отредактировано VECTOR (10-01-2023 14:02:07)
Ещё бы с церквями разобраться - что за церкви, существуют ли по сей день?
Спасский собор восстановлен в прошлом году на прежнем месте, где раньше стоял памятник Куйбышеву. Облик попытались воссоздать прежний. На картине этот храм справа, его шпиль прорисован (не моë, товарищ прислал) .
Отредактировано Гошак (09-02-2023 16:03:59)
Тема продолжается в жизни:
"Был такой художник и путешественник Павел Михайлович Кашаров, он умер в 1902 году. Он путешествовал по Московскому тракту, долгое время жил в Томске. У него есть целая серия картин, связанных с Барабой. А там же очень мало ориентиров — болота, камыши кругом, плоское пространство, гривы. Тем не менее, на его картинах есть, например, маковки церквей в городе Каинске, с помощью которых, применив некоторые геодезические методы, можно эту картину дешифровать, извлечь из неё информацию, наложить на современную карту.
Одна из участниц нашего проекта Катя Шебатько как раз сейчас эту работу проводит. Она дешифрует картину художника XIX века, накладывает на современную карту и получает точку стояния художника. А он на картине изобразил повозку, запряжённую тройкой лошадей и подписал, что это Московский тракт в окрестностях города Каинска. А на дальнем плане — маковки двух церквей. Измерили расстояние, перенесли на карту, получили точку. Теперь мы знаем, где в пределал Каинска проходила сама эта дорога в конце XIX века"
" ...мы нашли точку, где мы нашли точку, где стоял художник, рисовавший картину, она находится в районе 2-ой школы города Куйбышева. Мы обязательно проедем по этой улице.
Одна из участниц, которая занимается живописью, выполнит рисунок, стоя на том же самом месте, где стоял художник конца XIX века.
Таким образом, у нас будет и фотография, и рисунок современного художника этой документально обоснованной точки прохождения Московского тракта. художник, рисовавший картину, она находится в районе 2-ой школы города Куйбышева. Мы обязательно проедем по этой улице.
Одна из участниц, которая занимается живописью, выполнит рисунок, стоя на том же самом месте, где стоял художник конца XIX века.
Таким образом, у нас будет и фотография, и рисунок современного художника этой документально обоснованной точки прохождения Московского тракта"
https://nsknews.info/m/materials/odnazh … od-sibiri/
Отредактировано Гошак (11-04-2023 19:08:20)
Одна из участниц, которая занимается живописью, выполнит рисунок, стоя на том же самом месте, где стоял художник конца XIX века.
А вот не факт, что Кашаров рисовал стоя именно на возвышенности, как это кажется на картине.
Вполне возможно, что никакой возвышенности там и не было, а это художник специально так мысленно изобразил, чтобы на картину поместилось побольше объектов, и поэтому выглядела бы она более приглядно.
Так что затея снова нарисовать "стоя на том же самом месте" - такая себе затея... )
Ссылка на Гугл-панораму "в районе 2-ой школы города Куйбышева", правда панорама только 2013-го, т.е. тогда ещё Спасский собор не был восстановлен, поэтому церкви не видно там: https://www.google.ru/maps/@55.4494553, … 312!8i6656
В общем, картина Кашарова может быть полуправдой по расположению объектов. )
Собрал немного из воспоминаний бедняги Фалька.
Каинск, 1771 год
Каинский форпост стоит на правом берегу Ома и при устье речки Каина, выходящей из озера. Острог был сюда переведен с Тандова озера, имел ров, вал и несколько козаков, и служил до 1750 года так как и Тартаской для защиты от Киргизцев и Зюнгорцев; но по учреждении линии соделался безполезным, Артиллерія переведена была в Бийскую крепость при Оби. Козаки вступили в крестьянское состояниіе и умножены были перемещенными из Томска крестьянами. Здесь одна деревянная церковь. Оброчных крестьян с двумя принадлежащими сюда деревнями ЗЗ7 душ. По церковным книгам было в Каинске и двух деревнях, в 1771 году Русских 386 дворов и 2884 души обоего пола. Каинский округ с 2З деревнями и слободою имел 1860 душ крестьян. Для конвоя стоит здесь 1З человек Тарских козаков.
Окрестности Каинска
Барабинский Князь (Яуша) ТурунЪ имел здесь окопы, но в 1740 году, при учиненном от Киргизцев нападении, был убит. Таковых окопов есть в Барабе очень много от набегов Киргизцев, например два при Оме близ Каинска, которые весьма походят на вышеописанный*, только менее. В одном разбиты были Барабинцы Киргизцами, а другой оставили они сами, получив защиту от Иртышской и Колыванской линии**.
* вал укрепленія позднейшего времени. Он заключает площадь длиною в 63, а шириною в 1З сажен
** в 1761 году учреждены были две помянутые линии: Колыванская от Иртыша до Оби, и Кузнецкая от Оби до Енисея, от чего далеко во внутренности стоявшие форпосты, Каинской, Тартаскій и пр. уничтожились.
Бараба
Ямщики
Бараба, судя но её большей окружности, населена и возделана очень мало. Тридцать лет тому назад отдана была она Барабинцам; и только по большей дороге жили по станциям ямщики. Хижины их назывались зимовьями; потом они мало по-малу превратились в деревни, удержав помянутое название.
Ссыльные
Старые Руские деревни, построенный в Барабе до 1764 года, произошли частью от переведенных сюда ямщиков, частью же от ссылочных из Россін преступников. Таковы же суть и новый колонии, у всех одинаковый образ жизни и одинаковое сельское хозяйство.
Колонисты
Колонисты (новосельные) живут в ТарскомЪ округе в 35 деревнях, по обеим сторонам Ома, частью по его берегам и протокам, частью же около озер. Они состоят из негодных рекрут, или убежавших из Россін крестьян, плутов, воров, и других преступников, кроме смертоубийц.
Женщины суть также частью ссылочные из России, частью же добровольно поселившіяся здесь с преступными их мужьями.
Образ жизни
Здесь всякой колонист свободен. Он получает лес, из которого он должен производишь строение или для себя или для других; пахотную землю, луга и дрова. Каждому из них дается лошадь, корова, две овцы, плуг, пюпор; для посева 9 пудов ржи, 4 пуда ячменя, столько же овса, і пуд конопляного семени, на 3 года солдатский провиант и 1 копейка для него, и по 1 деньге жене и детям в день. В 4 года платят они подати.
Деревни выстроены правильно и дома в одну меру. Многие деревни состоят под надзором старосты из солдат, без позволения коего никто не смеет отлучаться на ночь, и который небольшие ссоры решает палочными ударами. О важнейших преступленіяхЪ он доносит, и тогда преступник наказывается строго. Всякая деревня избираешь себе старосту и управляется по уставу старых деревень.
Колонисты вообще живут очень хорошо. Они трудолюбивые, хорошие и спокойные земледельцы, из коих некоторые довольно зажиточны. Они сильно размножаются, и во втором колене [поколении] обещают еще больше пользы; если бы можно было им доставить более женского пола, то хозяйство более бы процвело.
Но некоторые преданы закоснелым их страстям, так например, в Осиноколке, два года тому назад, убили они проезжего за несколько копеек; в Убинской делали они оловянные рубли и проч.
Здесь всякой колонист свободен. Он получает лес, из которого он должен производишь строение или для себя или для других; пахотную землю, луга и дрова. Каждому из них дается лошадь, корова, две овцы, плуг, пюпор; для посева 9 пудов ржи, 4 пуда ячменя, столько же овса, і пуд конопляного семени, на 3 года солдатский провиант и 1 копейка для него, и по 1 деньге жене и детям в день. В 4 года платят они подати.
Звучит неплохо, наверное. Хотя, как было в реальности, не особо ясно, правда Фальк всё же реальные сведения собирал.
А у нас, т.е. чуть ближе к Оби, крестьяне уже были приписные, т.е. подать не платили, а обязаны были отрабатывать на заводах.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Из истории НСО » Город Каинск