...
Отредактировано VECTOR (14-02-2024 14:42:03)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Телеграфные линии: Дубровино - Колывань, Бердск - Ново-Николаевск
...
Отредактировано VECTOR (14-02-2024 14:42:03)
В "Центральный музей связи имени А.С. Попова" есть такие два предмета:
Документ. Линия Дубровино- Колывань. Профиль реки Оби с показанием укладки подводного каната.
Документ. Вид Сибирской телеграфной линии между Колыванью и Дубровино с показанием подводных, подземных, воздушных проводов по порядку.
Там так "интересно" подписано:
Период создания:
Вторая половина ХIХ в.
А кто-нибудь может предположить к какому году относятся эти материалы?
Как я понимаю, это несколько длинных рулонов, а представлены лишь их фрагменты для ознакомления.
И телеграфная линия сразу вела к Оби от Колывани, как думаете?
Ну, не знаю, что ещё спросить, и так вопросы из ничего, практически. )))
Меня просто удивило наличие столбов в таком количестве, хотя на чертеже присутствует просто земляная укладка на первом рисунке, т.е. столбы и не нужны. На столбах они могут оборваться, но в земле, скорее всего, тоже не очень из-за плохой изоляции.
В общем, может кто-то прокомментирует техническую сторону вопроса.
Ну и год интересен. Ещё до 1900-х, как думаете?
Отредактировано VECTOR (26-04-2022 22:52:13)
Продолжу...
Сам про старый телеграф точно ничего не знал, сейчас посмотрел пару ссылок, стало понятнее.
К примеру:
Строительство телеграфных линий связи в Сибири, на Дальнем Востоке и Средней Азии
Сибирский телеграф во второй половине XIX В.
Не совсем понятно как именно шла вот эта телеграфная линия Колывань-Дубровино.
Рядом или нет с Сибирским трактом, где была подводная укладка?
Так-то у меня ещё этот вопрос как-то интересен и с другой стороны.
Вот с этой фоткой связь пытаюсь установить: Село Кривощёково
В той теме я задал ниже вопрос что это за столбы там видны, сам и ответил, предположив телеграф, только там всё было неоднозначно насчёт столбов.
В общем сейчас попытался найти схему старого телеграфа, но первым делом нашёл схему телеграфа Сибирской ж.д. в нашей округе.
Так уж повезло, что представленный фрагмент именно отображает нашу округу.
Схема телеграфной линии СЖД из архива Челябинска: https://kuzbassarchives.ru/kuzbass-ross … oy-dorogi/
Объединенный государственный архив Челябинской области.
Ф. И-221.ОП. 1.Д. 7а.
И там вот на схеме м/у ст.Кривощёково и Обью есть "Пост 1326 в.".
Как я понимаю, это тот самый пост/водокачка, что видна на картине Пясецкого (не помню точно на какой она версте).
Собственно, вот интересно, после того как телеграфная связь перешла на столбы СЖД, то до города Колывань была ли протянута линия, и если была, то от ст.Кривощёково или от поста 1326-й версты?
Логичнее и ближе, если от ст.Кривощёково, но тогда правда ли видны столбы от ст.Кривощёково на фотке с пристани?
Не дальше ли они должны быть?
И они идут, а потом как-то справа обрываясь. Возможно, что там как раз дальше подземная или водная укладка по озеру/болоту, поэтому столбов дальше не видно.
Я смог прочитать немного вот тут. Видите, что столбы разные? Левый ряд с подпорками, а правый без них.
Отредактировано VECTOR (27-04-2022 09:07:20)
1865-й год.
Дубровино и Колывань видны.
Опять же тот самый вопрос: телеграф вдоль тракта или как-то иначе?
Карта телеграфных линий России (1865 год)
Отредактировано VECTOR (11-03-2023 12:14:08)
Выкопать кабель 1860-го хочу.))
Ну-ка, краеведы, где кабель закопан? ))
Отредактировано VECTOR (27-04-2022 11:01:40)
Опять же тот самый вопрос: телеграф вдоль тракта или как-то иначе?
Ну а почему не вдоль? Как бы ее прокладывали и ремонтировали? По Вашей ссылке написано, что вдоль. Также там написано, что телеграфная линия постоянно ломалась, ее чинили по паре недель, поэтому российские представители в Китае относились к ней пренебрежительно и предпочитали пользоваться английскими линиями, которые, очевидно, шли по морю. А если бы телеграф провели по бездорожью, чинить было бы ещё сложнее.
Карты трактов есть и на этом форуме, и на сайте Это место. Я тоже подумывал выкопать старую телеграфную линию в нашем районе, но, увы, почтовый тракт из Томска в Барнаул шел не через академгородок, а напрямую
Отредактировано ss16011973 (27-04-2022 10:18:30)
Ну а почему не вдоль? Как бы ее прокладывали и ремонтировали?
Да я и не спорю.
Т.е. скорее всего, вот тот профиль Оби сверху относится к Дубровино. Просто подписи населённого пункта не видно.
Я тоже подумывал выкопать старую телеграфную линию в нашем районе
Я пошутил, конечно про "выкопать".
Скорее всего 99% на столбах висело.
Отредактировано VECTOR (27-04-2022 12:27:28)
Напоследок добавлю пост вырезкой с указанием когда линия старого Сибирского телеграфа перешла на ж.д.-линию, в том числе интересующий участок Колывань-Дубровино.
Не совсем понятно как это было сделано. То ли старая линия была поделена на участки, от которых сделали ответвления до ж.д., то ли вот конкретно от каждого почтового пункта заново протянули по отдельной линии до ж.д, что как-то накладно кажется.
Никто не знает?
В вырезке указывается конец 1898-го, а значит, и в 1899-м скорее всего это делали ещё.
Тогда, опять же непонятно что за столбы в начале 1898-го на фотке с пристани постами выше.
Сибирская Жизнь - 3 октября 1898
Отредактировано VECTOR (30-04-2022 21:10:41)
Этот инженер был непосредственно в Дубровино.
Что он там делал?
Это имеет отношение к чертежам выше.
И этот инженер как-то связан с прокладкой "телеграфного тракта" от станции Обь до Бердска - предтечи Бердского шоссе, т.е. ещё до того, как, вроде, сам Крячков этим занимался чуть позже. )
Как именно связан с этим всем?
Отредактировано VECTOR (30-04-2022 21:25:15)
И этот инженер как-то связан с установлением "телеграфного тракта" от станции Обь до Бердска.
А где этот телеграфный тракт проходил и когда был построен?
А где этот телеграфный тракт проходил и когда был построен?
Т.е. мои вопросы были проигнорированы... )
(19-й век)
Отредактировано VECTOR (30-04-2022 17:03:08)
Т.е. мои вопросы были проигнорированы... )
Ну кто же может его знать? Может прокладывал телеграфную линию по дну Оби, может, наоборот, демонтировал ее, может проводил исследования по выбору места для моста.
А трассировка телеграфной линии до Бердска мне действительно интересна.
Наверное этот товарищ все таки занимался промерами речного дна и укладкой кабеля по дну реки.
ss16011973
Может кто ещё выскажется про товарища А.В. Кацъ, хотя и понимаю, что ответ не найти просто в интернете, как если бы подумали некоторые форумчане, но я его знаю. )))
А пока снова вернусь к вопросу каким стал Сибирский телеграф после изменений.
В Троицком музее есть такой предмет: Схема хода почты Томского телеграфного округа. 01.05.1918 г.
Я скачал, сделал чуть поярче.
Какой из этого всего можно сделать вывод?
Хотя карта чисто для почты, но она, скорее всего, даёт представление и о телеграфе на указанный 1918-й год (год трудно прочитать на оригинале).
Во всяком случае, на схеме в расшифровке знаков конкретно написано где почтово-телеграфная контора/отделение, а где просто почтовая.
К примеру, как я могу сделать вывод по ходу почты, Колывань имела телеграфное сообщение через ст.Чик, а Дубровино через ст.Мошково. Т.е. старую телеграфную линию м/у собой они потеряли.
Причём, не уверен, что телеграф в Дубровино к 1918-му сохранился, так как на схеме Дубровино обозначено в сплошном жирном круге, который говорит просто о почте. Но тут плохо видно, если всё же там дополнительное тонкое кольцо, то телеграф есть.
Отредактировано VECTOR (30-04-2022 18:48:16)
Всё же подожду...
Может кто и правда знает что про первопроходца Бердского шоссе, ещё до Крячкова (про Крячкова текст под спойлером тут - Бердское шоссе. )
Подсказка:
Отредактировано VECTOR (01-05-2022 08:41:28)
Полагаю, смысла нет в ожидании ответа от кого-нибудь про личность А.В. Кацъ, так как вопрос слишком уж специфический.
Ну, теперь может кто и будет знать после моей темы о таком инженере-связисте.
Я тут решил покопаться вот в этой книжке 1908-го: Кракау А.А. Автобиографии окончивших курс в Электротехническом институте. - СПБ., 1908.
Её можно скачать, но особой необходимости не вижу.
Особо ни на что не рассчитывая, поискал внутри книжки по слову "Дубровино".
Как оказалось, нашёлся один из инженеров, в биографии которого Дубровино упоминалось. В его же биографии нашлось месту и станции Обь, и Бердску.
Фото выше в теме я вырезал из тех групповых фоток, что находятся в книге. Его фото справа-снизу.
Его биография написана к его 35-летнему возрасту, и причём она довольно объёмная в сравнении с его коллегами-одногодками.
Кстати, в вырезке в посте 9 упоминается инженер А.И.Вагин. Вполне очевидно, что в отчестве ОШИБКА.
В книжке выпускников не А.И.Вагин, а А.А.Вагин, других Вагиных там нет. И его биография вполне соответствует написанному в вырезке.
Я его биографию приведу для сравнения с биографией Каца.
А по Кацу из его биографии я выделил три момента. Вообще, её стоит прочитать всю, так как там в конце скачок назад во времени.
Итак, три момента, которые так или иначе можно привязать к нашим местам и ближайшей округе:
1) дважды упоминается Дубровино, причём первый раз он там был в качестве ещё техника, когда чинил подземный кабель, а потом позже уже там оказался на участке от Дубровино и дальше в качестве инженера.
Не исключено, что чертежи выше были сделаны тоже им, но не известно. Может и раньше они сделаны кем-то другим. В биографии про чертежи ничего не написано, так как это всего лишь отчётный материал.
2) упоминается станция Обь - устроил новую телеграфную контору
3) упоминается "линия от Оби до Бердска в два провода - 60 верст".
Пожалуй, самый интересный пункт...
От ст.Обь до Бердска расстояние 30 км, а указано 60 верст, причём написано просто "Обь", без указания станции.
Но ведь Бердск и так на Оби, так что иного варианта, как от станции быть не может. Да и вообще, мне кажется вполне логичным, что после постройки станции решили бы проложить телеграф до Бердска.
А загадка в 60 верст связана с тем, как я могу предположить, что линия была в два провода, т.е. есть это указана общая её протяжённость 2*30 км.
Теперь, исходя из этих фактов, можно порассуждать можно ли считать Каца "первопроходцем" Бердского шоссе, если знать особенности прокладки телеграфной линии с прорубкой прямой просеки, обустройства кой-никакой дороги для обслуживания телеграфа и т.п.
Вероятно, что линия телеграфа довольно хорошо совпадала или была близка с проложенным позднее шоссе, в том числе и в месте подводной укладки кабеля по дну реки Ини. Ну, а почему бы и нет? )))
А как вы думаете?
Отредактировано VECTOR (01-05-2022 17:41:45)
А как вы думаете?
Спасибо, очень интересно.
Думаю, логичнее было бы делать телеграфную линию вдоль существующего тракта по левобережью Оби, тем более, что там степь, чем прокладывать специальную дорогу через леса и болота ради нее. Наверное в этом случае даже удлинение линии в два раза было бы оправдано.
Мы тут с Вами пытались разобраться, когда была построена дорога вдоль Алтайской ж.д. линии. Golod показал нам старую статью о Нижней Ельцовке, где говорилось, что эту дорогу было решено построить в 1911 г., но потом оказалось, что на форуме этот вопрос обсуждали несколько лет назад и выяснили, что тогда эту дорогу так и не построили.
А была бы телеграфная линия - была бы и дорога.
Возможно, какая то техническая дорога (которую мы видели на карте) появилась при строительстве алтайской ж.д. Вдоль нее, кстати, проходило что то вроде телефонной или телеграфной линии, которую потом упрятали под землю. Но, думаю, это все таки не первая телеграфная линия до Бердска.
В связи с этим возникает вопрос: когда была построена эта телеграфная линия до Бердска? Одновременно с алтайской ж.д. или до нее? А может вообще до появления Транссиба и переноса к нему транс-сибирской телеграфной линии? В этом случае под Обью может пониматься пересечение транс-сибирской телеграфной линии с Обью а районе Колывани - Дубровино.
Отредактировано ss16011973 (01-05-2022 18:10:12)
Возможно, какая то техническая дорога (которую мы видели на карте) появилась при строительстве алтайской ж.д.
Ну, как я знаю, на однопутных дорогах была жезловая система регулировки движения между разъездами (кто не знает, тот может почитать).
Вот тот самый "жезл", вероятно, что могли и на лощадях перегонять между разъездами в каких-то случаях. Это к вопросу о возможности наличия "технической дороги" вдоль ж.д.
В связи с этим возникает вопрос: когда была построена эта телеграфная линия до Бердска?
Если имеете в виду ту линию, о которой я говорил, то там, как я понял, имеется в виду весна 1898-го.
А я же успел подправить свой последний пост.
Если имеете в виду ту линию, о которой я говорил, то там, как я понял, имеется в виду весна 1898-го.
Ну вот. Была бы телеграфная линия по правому берегу, вдоль нее появилась бы дорога, и не было бы нужды говорить о прокладке этой дороги в 1911 г.
В этом случае под Обью может пониматься пересечение транс-сибирской телеграфной линии с Обью а районе Колывани - Дубровино.
Ну, ничего себе! )))
Т.е. при наличии построенной ст.Обь с телеграфом, вот взяли и потянули телеграфную линию от Дубровино до Бердска, с пересечением где-то там Транссиба.
Или прям вот по дну Оби от Дубровино до Бердска протянули?
То, что старый Сибирский телеграф будут сносить было известно заранее, зачем тогда к нему подключаться?
Вот у меня ещё более ранняя есть вырезка, чем та в п.8.
Почти 1897-й: Сибирский Вестник - 29 января 1898
Была бы телеграфная линия по правому берегу, вдоль нее появилась бы дорога
Ну, так она может и была!
Покажите мне краеведа на форуме, который с уверенностью 500% скажет что было или чего не было.
Т.е. при наличии построенной ст.Обь с телеграфом, вот взяли и потянули телеграфную линию от Дубровино до Бердска, с пересечением где-то там Транссиба.
От той телеграфной станции, которая была ближе всего к левобережному тракту до Бердска.
Ну, так она может и была!
Покажите мне краеведа на форуме, который с уверенностью 500% скажет что было или чего не было.
Вы сами спросили, кто что думает.
На Вашей схеме изображено что то вроде линии от Чика до Бердска. Впрочем, там не понятно. Разрешения не хватает.
Отредактировано ss16011973 (01-05-2022 21:14:26)
От той телеграфной станции, которая была ближе всего к левобережному тракту до Бердска.
Теперь понятнее.
Т.е. предполагаете, что потом ещё с левого берега по дну Оби была прокладка пары кабелей в изоляции до Бердска.
Ну, не знаю, конечно.
На правом берегу и столбы можно было рубить прямо вдоль трассы, на левом берегу скорее всего сложнее было с этим.
Вариант полной трассы "по дну Оби" скорее всего маловероятен.
В Вашей вырезке написано, что была построена линия от Камня до Бердска по берегу реки. Линия до Новониколаевска тоже могла бы пройти по берегу. Но левый берег для этого подходит лучше, чем правый, залесенный и заболоченный.
Впрочем, все это гадания на кофейной гуще.
Вариант полной трассы "по дну Оби" скорее всего маловероятен.
Я о таком варианте и не говорил.
Т.е. предполагаете, что потом ещё с левого берега по дну Оби была прокладка пары кабелей в изоляции до Бердска.
А в противном случае нужно было делать переходы через Иню и Бердь с ее заболоченной поймой.
И был ли в том году уже телеграф на станции Обь?
В Вашей вырезке написано, что была построена линия от Камня до Бердска по берегу реки.
Думаю, что до времени Обской ветки до Бердска, к самому Бердску подходило ответвление от линии Томск-Барнаул, которую планировали продолжить до Камня.
А может, вообще никакого телеграфа в Бердске до этого не было, а просто хотели его с Камнем соединить.
Указан планировавшийся тогда кабельный переход через Обь, только не ясно у самого Камня или у Бердска, т.е. по какому берегу кабель не ясно.
Я о таком варианте и не говорил.
Это я просто предположил. )
И столбов не надо, и лёд не намёрзнет, и прочее.
Только если под водой порвётся/проржавеет, то... )))
И был ли в том году уже телеграф на станции Обь?
Думаю, что появился уже.
Видимо, что могли от Колывани провести ветку на левый берег до периода достройки ж.д. на запад. Возможно, что остатки старой телеграфной линии от Колывани и видны на фотке выше с пристани 1898-го.
Отредактировано VECTOR (01-05-2022 22:06:28)
Думаю, что до времени Обской ветки до Бердска, к самому Бердску подходило ответвление от линии Томск-Барнаул, которую планировали продолжить до Камня.
А может, вообще никакого телеграфа в Бердске до этого не было, а просто хотели его с Камнем соединить.
Указан планировавшийся тогда кабельный переход через Обь, только не ясно у самого Камня или у Бердска, т.е. по какому берегу кабель не ясно.
Исходя из тех же соображений напрашивается линия по левому берегу.
Исходя из тех же соображений напрашивается линия по левому берегу.
Счаз проверим.
Опять же, если вернуться к биографии инженера Кацъ, то там писано: "...устроилъ новыя телеграфныя конторы въ Оби (с 4-мя аппаратами и 2-мя трансляторами Уитстона)..."
Я специально "въ Оби" так выделил, чтобы показать, что слова "станция" там нет!
Т.е. предполагается по-умолчанию, что имеется в виду станция Обь.
По этой причине я сказал выше, что проложили новый телеграф именно по правому берегу, исходя из: "...построил линии... въ два провода отъ Оби до Берска (60 верстъ)..."
В теории левобережной прокладки несоответствие в том, что станцию Кривощёково никогда бы не назвали "Обью". Это была уже другая станция, поэтому в биографии инженер Кацъ явно бы не сделал такой бы ошибки.
Тем более, что станция Кривощёково вообще была ВРЕМЕННОЙ, т.е. её вообще, как я понимаю, планировали потом убрать, да всё же оставили, но она к 1898-му стала уже настоящим захолустьем, выходя на перрон которой пассажиры начинали креститься (цитирую дословно из текстов того времени). Т.е. вряд ли что-то там бы мутили бы с телеграфом от ст.Кривощёково, хотя особых проблем с подключением ветки к существующей сети скорее всего не было.
Но это не всё...
Дорога (прямой путь) от ст.Обь до Бердска БЫЛА!
Вероятно, именно вдоль неё и проложили телеграф по правому берегу в начале 1898-го.
Вот вырезка из Сибирский Вестник 19 февраля 1898, а также фрагмент из книжки для иллюстрации процесса с участием руководителя, коим был инженер Кацъ.
Короче, больше ничего я нового сказать вряд ли могу. Ну, наверное, старая дорога по правому берегу до Н-Николаевска всё же была ещё до этого какая-то, в вырезке на неё есть намёк...
Отредактировано VECTOR (02-05-2022 13:53:20)
И напоследок, в качестве дополнения к предыдущему посту, опять же из биографии А.В. Кацъ два фрагмента:
1) "Въ 1893 году... осенью былъ на изысканiяхъ мѣстности для постройки новой линiи от Берска до Камня по берегу рѣки Оби съ кабельнымъ черезъ нее переходомъ..."
2) "1898...июнь-ноябрь...построил линии... въ два провода отъ Оби до Берска (60 верстъ)..."
В первом случае отдельным пунктом указан кабельный переход через Обь. Видимо, это довольно значимый пункт, чтобы его указать. Т.е. кабель по дну через всю Обь.
А во втором случае такой переход через Обь не указан.
Т.е. это ещё плюс один довод к тому, что новая ветка телеграфа от ст.Обь до Бердска шла по правому берегу.
Просто согласно логики так получается.
Отредактировано VECTOR (03-05-2022 07:11:21)
Сибирский Вестник 19 февраля 1898,
С Берское. Кому счастье, кому два, а кому и ничего. Кому плоды цивилизаціи, а кому шишъ еловый. Намъ, берцамъ, шишъ... Въ доброе старое время почта приходила къ намъ и проходила мимо насъ дважды въ недѣлю. И мы о большемъ, пожалуй и не мечтали. Но вотъ потянулась но Сибири чугунка. Самые глухіе уголки почувствовали, какъ они съ каждымъ днёмъ подвигаются къ центру умственной жизни. Чувствовалось это и намъ. И вдругъ отъ этого умственнаго центра мы отлетѣли, какъ мячъ отъ стѣны. Почта пошла къ намъ разъ въ недѣлю. Придетъ почта в Сибирь куда скорѣе прежняго, а до насъ дойдетъ позже прежняго. Долго испытывало наше терпѣніе почтовое вѣдомство, неконѣцъ разрѣшилось милостiю и почта пошла 4 раза въ недѣлю., Теперь новое испытаніе. Прежде почта лежала въ 25 в. отъ насъ, въ Ново-Николаевскѣ, а теперь она лежитъ въ самомъ Бѣрске, а получитъ ее будемъ подождать. Устроена какая-то почтовая комбинація, въ силу которой лицо, разносившее почту и и состоящее въ штатѣ Берской конторы, должно быть отнынѣ всегда в командировкѣ. Разносить почту приходится сторожу почтовому и разнощику телеграммъ. Надо разносить почту, а разнощикъ ушёлъ съ телеграммами. Въ конторѣ утешаютъ тѣмъ, что задержка почты будетъ не всегда, и только при неблагопрiятномъ стеченiи обстоятельствъ почтовыхъ и телеграфныхъ. Утѣшенiе не ктѣшительно, ибо хорошій порядокъ отнялъ худшiй видъ... Лучше создать, чѣмъ разрушить. Есть у насъ и другія почтовыя неудобства, которыя вліяютъ не на одно с. Берское, а на Барнаульскій, Бiйскiй и Кузнецкiй округа. Ceло Берское находится на одной сторонѣ (правой) Оби съ Ново-Николаевскимъ поселкомъ, откуда и идетъ къ намъ почта. Но почта въ лѣтнее время переправляется въ Ново-Николаевскъ на лѣвый берегъ Оби, идетъ этимъ берегомъ до Берска и здѣсь опять и почту перевозъ. Весною топитъ Лѣвый берегъ Оби и почту приходится везти на паромѣ 6—7 вёрстъ. А между тѣмъ, есть прямой путь между Берскомъ и Ново-Николаевскомъ. Конечно для приведенія въ порядокь этого пути нужны деньги на два моста, чрезъ Иню и Бердь, но вѣдь тратятся-же деньги на два казенныхъ перевоза ежегодно,—и деньги порядочныя. А тогда и перевозы чрезъ Объ (казенные.) не нужны, Теперь весною въ Ново-Николаевскѣ почта лежить за ледоходомъ, а тогда почтовое движеніе не прерывалось-бы. Теперь же въ весеннее время мы отъ Москвы далѣе, чѣмъ Владивостокъ, ибо туда почта дойдетъ, а наша лежитъ въ Ново-Николаевскѣ. А вѣдь кто-нибудь и когда-нибудь уничтожитъ и это препятствiе, конечно в ХХ вѣкѣ.
Что-нибудь ещё из "доисторического" периода добавлю для более полной картины - 1888-й год.
Сибирская газета - 24 апреля 1888
И пару слов про артефакты для "кучи".
К примеру, про телеграфные изоляторы.
Картинка отсюда: "Проводные" столбы
Думается, что вполне можно случайно встретить на земле такие керамические или стеклянные изоляторы ещё царского времени с гербами на корпусе.
Всё же практически расходный материал, причём не ржавеет, не гниёт. Явно при установке какие-то могли теряться или трескаться, поэтому в земле и остались вдоль телеграфных линий.
Так что на обочинах где-то могут и валяются, где телеграф проходил.
Как посмотрел, в нашем музее тоже есть стеклянный изолятор с гербом (герб сбоку виден): https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28537839
Никто не находил "гербовые"? Ну, может теперь кто найдёт, то не выкинет...
Вероятно, именно вдоль неё и проложили телеграф по правому берегу в начале 1898-го.
Интересно, где он мог тогда проходить. Один из кандидатов - просека между нижней и верхней зонами академгородка вдоль железной дороги. Раньше там была какая то воздушная линия на деревянных столбах, правда, на бетонном основании. Хотя эту просеку могли проложить и ради канализационного коллектора.
Пишут, что при прокладке алтайской железной дороги прокладывался и телеграф. Но, конечно, это не значит, что телеграфной линии между Новониколаевском и Бердском по той трассе не было раньше.
Интересно, где он мог тогда проходить.
Единственная более-менее подробная карта с дорогами того времени - подробные планы Оби.
Может она и есть на них, но и не факт, могла просто не попасть.
Нам только один лист из того подробного атласа известен с Ново-Николаевском.
Подобный есть для Томи: Река Томь от г. Томска до ее устья, по исследованиям, произведенным описной партией при Управлении Томского округа путей сообщения, в 1896 г. - Санкт-Петербург, 1906
А вот когда первый телеграф в Бердске появился. Как я понимаю, тогда тракт от Томска до Барнаула проходил ч/з село Медведское, там и телеграфная линия шла.
Вот от Медведского и сделали ответвление. По расстояниям получается так - 56 вёрст.
Сибирская газета - 11 декабря 1883
Интересно, зачем были нужны сороки. Неужели их ели?
И где Вы эти газеты берете? Это очень большая работа - просмотреть столько материала.
Отредактировано ss16011973 (03-05-2022 14:30:13)
В этой вырезке ещё не указано, что телеграф сделали, но он всё же появился через не такое большое время.
А новая ветка телеграфа от ст.Обь в 1898-м, видимо, преимущества давала.
Интересно, зачем были нужны сороки. Неужели их ели?
Главное, что про куриц ничего не написано, а про сорок написано. )
И где Вы эти газеты берете?
Это очень большая работа - просмотреть столько материала.
Ну, когда за компом параллельно что-то делаешь, то не так много времени. Просто посмотреть варианты найденного по ключевому фрагменту слова в скачанной подшивке газеты.
Подстава в том, что даже в то время названия "Бердск" и "Берск" параллельно существовали.
Отредактировано VECTOR (03-05-2022 15:02:24)
А вот нашёл и подтверждение тексту в посте 33, что в 1884-м появился первый телеграф в Бердске, откуда его протянули от села Медведского.
Это написано в самом-самом конце второй страницы ниже.
Ну и так просто интерес представляют данные какие аппараты были, сколько телеграмм в день отправлялось.
Кроме широко распространённых аппаратов Морзе, как в Дубровино, также были два крутых аппараты Юза в Томске: https://zen.yandex.ru/media/lifehackers … 414a20558b
К примеру, по данным в таблицы получается, что из Дубровино около 6 телеграмм в день отправлялось, а из Колывани около 40, наверное.
Конечно, с Томском не потягаться, там в десятки раз больше.
Ну, и возвращаясь к той самой линии телеграфа от ст.Обь до Бердска, проложенной летом в 1898-м вдоль "таинственной" правобережной дороги, можно добавить, что потом по столбам этой же телеграфной линии была проложена и телефонная связь от Ново-Николаевска до Бердска. Или по ж.д. столбам, не знаю... )
Эта книжка: Памятная книжка Томской губернии 1885 года. - Томск, 1885
Отредактировано VECTOR (04-05-2022 12:45:53)
Сибирская газета - 24 апреля 1888
Петербургской почты все нѣтъ. Хотя Обь подъ Дубровиной и вскрылась, но ледоходъ и разливъ рѣки такъ велики и продолжительны, что нѣть никакой возможности переправить почту. О силѣ разлива можно судить по тому, что подъ Дубровиной шесть телеграфныхъ тройниковъ (три столба, поставленныхъ въ одномъ мѣстѣ) снесены. Говорятъ, что Томь верстахъ въ 40—50 отъ города, подъ Яромъ, вскрылась и съ часу на часъ ждутъ установленія переправы, хотя намъ въ тотъ день и не удастся получить петергбургской почты, потому что подъ Яромъ ждетъ одна семипалатинская почта, безъ россійскихъ писемъ и газетъ. У насъ, подъ городомъ, ледъ тронулся въ первый разъ 18 апрѣля, въ 2:30 ч. дня. Это событіе, такъ долго и съ такимъ нетерпѣніемъ ожидаемое всѣми жителями, вызвало на берегъ массу публики, желавшей посмотрѣть единственное въ своемъ родѣ зрѣлище. Но не прошло и получаса, какъ лёдъ опять сталъ, и 18 апрѣля больше не трогался съ мѣста. На другой день, 19, около часу, ледъ было опять пошелъ и извѣстіе объ этомъ быстро разнеслось по городу, вызвавъ опять на берегъ множество зрителей. Однако, минутъ черезъ 10, лёдъ опять сталъ и 19 апрѣля тоже больше не двигался. Двадцатаго лёдъ снова двинулся и идетъ безпрерывно, подавая надежду, что теперь рѣка очистится. По полученной послѣдней телеграммѣ, нѣсколько почтъ переправились черезъ Обь и заходятся за двѣ станція отъ Томска. Все зависетъ отъ ледохода на Томи.
Сибирская газета - 24 апреля 1888
Сибирская газета - 11 декабря 1883
с. Бердское. Года два тому назадъ торгующій классъ Бердской вол. хлопоталъ объ открытіи въ с. Бердскомъ телеграфной станціи и проведеніи линіи на 50 в. Съ этою цѣлію собрано было по добровольной подпискѣ 180 р. и предложены безплатно столбы квартира для станціи на годъ. На это ходатайство только нынѣ получено согласіе телеграфнаго департамента подъ условіемъ, если ему будутъ доставлены на указанныя мѣста 550 столбовъ и отведены безплатно на три года квартиры для станцій въ с. Бердскомъ и с. Медвѣдскомъ. Такимъ образомъ пособіе требуется въ 1,000 р., на каковую сумму и принялось волостное начальство просить у коммерсантовъ своего района пожертвованій, но едва ли подписка дастъ требуемою сумму. Не лучше ли бы было телеграфному начальству взимать съ каждой депеши, сверхъ обыкновенной платы, еще добавочную, до тѣхъ поръ, пока нс покроется требуемая теперь отъ общества сумма. Сдѣлать такъ много удобнѣе и легче для коммерсантовъ, сообразно нуждамъ каждаго въ телеграфѣ. Пароходовладѣльцы и скупщики хлѣба первые будутъ пользоваться плодами этого учрежденія, привлечь же ихъ къ пожертвованію сейчасъ неудобно, такъ какъ они бываютъ здѣсь временно.
Бердская ярмарка (5-го ноября) нынѣ была менѣе прошлогодней по числу торговцевъ и покупателей. Торговали всѣми товарами вдвое тише прошлогодняго. Масло скоромное покупали 6 р. 50 и п 6 р. 60 к., сало 2 р. 60 и 2 р 50 к.. кожа сырая отъ 2 р. 50 до 3 р. 50 к. сѣмя конопляное 1 р. 10 к. и 1 р. 20 к.; на свиное мясо покупателей не было, а скотское брали отъ 90 к. до 1 р.. и тихо. Зайцевъ покупали по 15 и 17 к. за шт. Сорокъ брали по 12 к. пару. Овчина русская, черная, лучшая—60 к.
Сибирская газета - 11 декабря 1883
Сорокъ брали по 12 к. пару.
сорок? предки ели сорок?
Вот ещё одна заметка про пожар 1909-го в "Сибирская жизнь" - 13 мая 1909.
Я в конце пометил то, что имеет отношение к теме - телеграфная линия сгорела на расстоянии двух верст к Барнаулу.
Это я всё привожу дополнительные доказательства к вышеобозначенной инфе в теме, что ещё до времени проведения линии Алтайской ж.д., ещё в 1898-м была проведена телеграфная линия от ст.Обь до Бердска по правому берегу.
Где бы теперь откопать те самые телеграфные изоляторы? Их же просто тьма была на столбах вдоль Николаевского проспекта! Куда их дели-то?
Из такого вот сдвоенного может получиться неплохая вешалка для польт. Видимо, кто-то так и приспособил на фото. )))
Отредактировано VECTOR (13-05-2022 22:31:48)
1909-го в "Сибирская жизнь" - 13 мая 1909
О пожарѣ въ Ново-Николаевскѣ
Пока поступили слѣдующія сообщенія: выгорѣли дома на протяженіи 10 улицъ. Между прочимъ сгорѣла каланча и другія постройки вольно-пожарнаго общества. Сгорѣла центральная телефонная станція, до 30 аппаратовъ у абонентовъ, много телеграфныхъ столбовъ. О причинахъ пожара, причинахъ достиженія имъ такихъ грандіозныхъ размѣровъ и даже сколько-нибудь опредѣленныхъ указаній,—какія именно части города пострадали, наконецъ— кончился ли пожаръ,—пока ничего неизвѣстно.
— По полученнымъ нами дополнительнымъ свѣдѣніямъ грандіознымъ пожаромъ въ г. Ново-Николаевскѣ уничтожено 550 домовъ. Сгорѣло много зданій правительственныхъ, торговыхъ и общественныхъ учрежденій. Сгорѣла пожарная каланча, телефонная станція. Убытки исчисляются милліонами.
Въ г. Ново-Николаевскъ выѣхалъ чиновникъ особыхъ порученій при губернаторѣ А. А. Козловъ.
Туда же въѣхали многіе представители крупныхъ страховыхъ обществъ.
— Вчера вечеромъ мы узнали, что границы пожарища опредѣляются ул. Каинской Бійской и рѣчкой Каменкой. Пожаръ начался съ Бійской ул. и захватилъ десять улицъ, пересѣкающихъ Николаевскій проспектъ. Огнемъ было охвачено 27 кварталовъ. Телеграфная линія сгорѣла на разстояніи двухъ верстъ къ гор. Барнаулу. Сгорѣло много конторъ по экспорту масла. Пожаръ продолжается. Горятъ развалины. 1909-го в "Сибирская жизнь" - 13 мая 1909
Отредактировано alippa (13-05-2022 23:01:06)
Позвольте ещё "вброс" в тему сделаю.
В газете "Сибирские отголоски" от 8 июля 1908 была такая заметка про попадание молнии в телеграфную линию возле моста на левом берегу.
Не весть какая важная заметка, конечно, но интерес тоже может вызвать. Всё же автор старался, описал в деталях "происшествие". )))
Указано количество проводов, которые были на столбе - три.
Видимо, что речь про столбы вдоль ж.д., но, возможен и другой вариант.
Сибирские отголоски - 8 июля 1908
Когда сказал про другой вариант, то можно сослаться на схему в посте 3, где приведена схема телеграфа вдоль ж.д. на момент 1901-го года.
Если я правильно понимаю схему, то ещё в 1901-м было 4 провода на столбах вдоль ж.д., а уж к 1908-му их должно было стать ещё больше, так как были проведены, как мне попадалось, ещё и "военные" телеграфные линии связи вдоль ж.д. во время русско-японской, да и не только военные.
А на указанной в заметке за 1908-й на столбе только 3 провода - неувязочка.
И тут я опять напомню ту фотку выше постами у пристани с непонятными столбами, то ли от Колывани, то ли чё.
Вообще, для строительства моста нужна же была оперативная связь, так что могли провести телеграф, что и было сделано.
Только не ясно как именно. На старых планах Кривощёково ясно показана дорога до Колывани, а телеграфную линию лучше было делать вдоль существующих дорог для её обслуживания, т.е. вдоль этой дороги.
Между тем, в вырезке в теме Строительство железнодорожного моста. приводятся сведения, что ещё в 1893-м провели телеграфную линию от Томска до Болотное, и от Болотное до Кривощёково, общей длиной 225 вёрст.
И это при том, что ещё даже земляное полотно для ж.д. ещё не сделали!!! Где там они телеграф-то этот проложили длиной 225 вёрст???
Да достаточно просто сравнить расстояние - до Колывани чуть ли не в 10 раз ближе, чтобы подключиться к той же Сибирской линии телеграфа.
Может, просто на момент 1893-го отрапортовали одно, а сделали совсем другое и дешевле в несколько раз, а разнице в $$$ нашли иное применение? )))
Потом, понятное дело, что вдоль ж.д. телеграф сделали.
А, вообще, то вдоль ж.д. на левом берегу столбы скорее всего были с обоих сторон насыпи.
На старых фотках моста изоляторы телеграфа по обоим сторонам есть.
Вестник финансов, промышленности и торговли 1893г. Том III и IV
Отредактировано VECTOR (15-05-2022 13:47:36)
Вот здесь может быть что-то интересное по теме, в Томском архиве
Ф.218 Оп.4 Номер дела 42 Раздел описи 1902\Техническое отделение
"О подвеске дополнительного телеграфного провода от Берска до Ново-Николаевска. 1902 год".
Провод(а) явно уже есть, и идут, скорее всего, по правому берегу
Вот здесь может быть что-то интересное по теме, в Томском архиве
Ф.218 Оп.4 Номер дела 42 Раздел описи 1902\Техническое отделение
"О подвеске дополнительного телеграфного провода от Берска до Ново-Николаевска. 1902 год".Провод(а) явно уже есть, и идут, скорее всего, по правому берегу
О-о-о!
Благодарю! )
Да, судя даже просто по названию, подразумевается что провода уже существовали.
И как я выше в теме писал, в личном деле инженера было парой слов записано о подвеске телеграфа от станции Обь до Бердска где-то летом 1897-го, вроде.
Ну тут как бы интерес не только к проводу, а к идущей рядом с ним дороге, которая могла быть прообразом Бердского шоссе.
И первым, кто прорабатывал вариант дорожной связи с Бердском, как я знаю, был именно инженер Дмитрий Крячков. Вроде, как ему тогда это поручили. Где-то на форуме тут про это писали.
Так что Крячков вполне мог дорогу вдоль телеграфа рассматривать в качестве варианта. Также уже в конце 1920-х эта же дорога могла уже рассматриваться в качестве варианта уже для существующей ныне дороги.
Также эта дорога могла быть и почтовой дорогой в летнее время. Всё же, как я понимаю пароходы тогда не каждый день ходили от Бердска до Ново-Николаевска, так что срочную корреспонденцию могли и сушей доставлять.
Зимой-то понятное дело, что по льду Оби на санях ездили.
Но как мне кажется, если разбить на два участка до р. Ини и после р. Ини, то до Ини провода всё же могли идти по верху плато, а не у подножия, где сейчас идёт дорога.
Соответственно, и дорога должна была идти по верху плато. Ближе к Ине на плато были пашни у жителей Усть-Ини и Бугров, а с плато был спуск, который, наверное, проходит именно там же, где сейчас спуск от астрофизического центра.
Ну а после Ини уже не знаю как там этот провод шёл с дорогой.
Вот в теме про мост видны сверху столбы по краю плато: Автомобильный мост через Иню
Я справа на плане просто от "балды" проиллюстрировал о чём сказал выше. Линию телеграфа и спуск нарисовал.
Отредактировано VECTOR (21-01-2023 16:06:15)
Вот ещё дополню про телеграфную связь м/у Бердском и Ново-Николаевском, а также между Бердском и Камнем-на-Оби.
Выше было говорено, что телеграф, вроде, как был проложен от ст. Обь до Бердска то ли 1897-м, то ли или около того, но только что-то нигде нет дополнительных сведений про это, только запись в биографии в посте 17 у инженера.
В посте 43 Гошак указал на существование документа в Томском архиве, который указывает, что всё же была линия на момент 1902-го, так как идёт речь о подвешивании дополнительного провода.
Вот тут мне попался в газете "Сибирская жизнь" от 11 мая 1902-го фрагмент, который всё же указывает на наличие на момент весны 1902-го телеграфа м/у Н-Николаевском и Бердском, а если на момент весны 1902-го он был, то значит и в 1901-м он был, так как весной столбы бы никто не ставил. А значит, что он мог появиться и ранее 1901-го, т.е. в 1897-м. Но только я сомневаюсь, что телеграфная связь м/у Бердском и Н-Николаевском шла именно напрямую по берегу, а не в обход через столбы дорожного тракта Барнаул-Томск, а дальше в обратном направлении по ж.д. столбам Томск-ст.Обь. Короче, не понять, то ли были телеграфные столбы по правому берегу м/у Н-Николаевском и Бердском, то ли их не было до момента прокладки Алтайской ж.д. Вроде, должны быть столбы, т.к. Гошак указал на документ.
Вот тут, ближе к концу сказано про телеграф:
А ниже я собрал хронологию о прокладке телеграфа от Бердска до Камня по данным биографии инженера в посте 17 и по газетным вырезкам.
Также нашёл на карте то самое место на Оби у Красного-Яра, где по дну Оби и был проложен кабель.
Это место прям обозначено на карте в виде линии-зигзаг поперёк Оби, а также надпись имеется про кабель.
Если кто не понял, то от Бердска провод шёл по правому берегу, потом на Красном-Яру переходил по дну через Обь, и дальше по левому берегу шёл до Камня.
Отредактировано VECTOR (23-02-2023 20:35:30)
Добавлю
Почтовая карта Азиатской России, Сибири, 1871 г.
Почтовая карта Азиатской России издана Почтовым Департаментом в картографическом заведении А. Ильина в 1871 году. Карта составлена в масштабе 180 верст в английском дюйме. На карту нанесены почтовые конторы, отделения и станции, телеграфические станции, дороги: железные и почтовые, пароходные сообщения и телеграфные линии.
Для этой темы лист 1
Добавлю
Почтовая карта Азиатской России, Сибири, 1871 г.
...
Для этой темы лист 1
Палыч, благодарю за дополнение.
В посте 4 тоже показана карта телеграфа за 1865-й год, но там линия от Томска до Барнаула показана пунктиром, обозначающим строящуюся линию.
А в вашей карте 1871-го эта линия уже обозначена конкретно, т.е. скорее всего уже построена.
А сами телеграфные станции обозначены специальным значком на вашей карте.
Станции в: ... - Каинск - село Каргатский форпост - Колывань - Томск- Барнаул - ...
Не уверен, что сохранился и стоит до сих пор хоть один из телеграфных столбов с изоляторами 19-го века, но всё же хочется найти хоть один.
Я сделал вывод (ничем не подкреплённый), что телеграфная линия от ст.Обь до Бердска всё же шла ближе к Оби, в сравнении с Алтайской ж.д. и Бердским шоссе.
И так как телеграфные линии старались устраивать не так далеко от существующих дорог, то одним из таких пунктов, недалеко от которого мог проходить телеграф, как мне видится является исчезнувшая деревня Кривошапкино.
В теме на форуме про Кривошапкино лишь примерно написано где она была, но я, вроде, как понял точно где она располагалась.
Там теперь нет и следа ни от домов деревни, ни от кладбища Кривошапкино.
Правда, скорее всего, и столбов-то там нигде не осталось.
Панорама Гугла проеха там по одной дорожек, так там и более поздние столбы с бетонным основанием валяются, так что вряд ли чисто деревянные где-то сохранились.
Но я перепроверю на месте, а то вдруг просто к старым столбам бетонные основания приделали, а то уж столбы сильно ветхо выглядят.
Вон, так изоляторы валяются, и на концах столбах видны.
Наверное, всё уже выкинули - 2 года прошло с момента панорамы.
Еще добавлю
1 апреля 1868
Общая
Карта Азиатской России составлена по новейшим сведениям Генерального Штаба полковником Ильиным.
Ильин Алексей Афиногенович
Родился 3 апреля 1834 г. в Ново-Ладожском уезде, в родовом имении отца под Шлиссельбургом, воспитание получил в 1-м кадетском корпусе и школе гвардейских подпрапорщиков, откуда выпущен в офицеры 13 августа 1852 г. в Лейб-гвардии Семёновский полк. Затем он вступил для пополнения своего специального образования в Академию Генерального штаба и в 1856 г. по окончании в ней курса состоял при Военно-топографическом депо, потом в распоряжении военного министра и генерал-квартирмейстера Главного штаба, а позже занимал место старшего начальника распорядительного отделения, был при главном управлении Генерального штаба для особых поручений и, наконец, состоял при начальнике Главного штаба чиновником особых поручений.
В 1859 г. полковник Генерального штаба В. А. Полторацкий основал картографическую литографию. Штаб военно-учебных заведений поручил ему в 1858 г. издание военно-исторического атласа войн 1812—1815 гг., и Полторацкий, вступив в компанию с А. А. Ильиным, значительно расширил литографию с целью улучшить и удешевить порученную ему работу. Затем Полторацкий получил назначение в Туркестан и должен был оставить Петербург, и литография перешла в собственность А. А. Ильина и с 1864 г. стала называться «Картографическим заведением».
С начала 1870-х гг. положение его совершенно упрочилось, заведение значительно увеличило свою деятельность и с тех пор выпустило массу географических атласов и карт, научных, статистических, специальных для разных министерств, департаментов горного, почтового и телеграфного, для учёных обществ, в том числе для Академии Наук и Русского Географического общества, а также целый ряд художественных изданий для публики и для Академии Художеств и других подобных учреждений.
К изданию карт А. А. Ильин привлёк таких видных учёных, как А. И. Воейков, И. А. Стрельбицкий и др.
В 1870 г. Ильин был награждён орденом св. Анны 2-й степени, в 1875 г. — св. Владимира 3-й степени.
Картографическому заведению принадлежало также издание таких капитальных трудов, как многотомное сочинение Э. Реклю «Земля и люди. Всеобщая география», «География» Клодена, «Учебный атлас по русской истории» Е. Замысловского, «Атлас Российской Империи 1871 года» и другие, и целая серия естественно-исторических книг и разных учебных руководств: «Краткий повторительный курс статистики», «Краткий курс тригонометрии», «Курс фортификации», «Курс артиллерии», «Лекции динамики», «Курс тактики», «Краткая справочная энциклопедия (военные науки, всеобщая история)» и многих других. Кроме того Ильин издавал двенадцать лет (1867—1878) журнал популярного землеведения «Всемирный путешественник» (на паях с генералом С. П. Зыковым) и с 1879 г. такой же журнал «Природа и люди».
В генерал-майоры А. А. Ильин был произведён 30 августа 1878 г., в 1883 г. удостоен ордена св. Станислава 1-й степени, чин генерал-лейтенанта получил 30 августа 1888 г. Скончался 22 ноября 1889 г.
Карта Азиатской России с прилегающими к ней владениями составлена под редакцией полковника Большева. 1884
И часть
Большев Логгин Александрович (1836-1880), полковник Корпуса военных топографов.
Родился в городе Устюжны Новгородской губернии, до 11-летнего возраста воспитывался в имении своих родителей, получил образование в реформатском училище Петра и Павла. Затем учился в школе топографов и в 1855 г. был произведен в офицеры. После окончания школы Л.А.Большев был командирован на землеустроительные работы в Эстляндию. Через два года практических работ как один из лучших офицеров был назначен в Николаевскую астрономическую обсерваторию для слушания лекций астрономии. Прослушав курс в обсерватории, и пройдя практические занятия в Пулкове, он был назначен на астрономические работы в Финляндию. Там он проявил себя как серьезный специалист. В апреле 1872 г. его назначили на службу в Восточную Сибирь на должность помощника начальника военно-топографического отдела Восточно-Сибирского Военного Округа (Иркутск).
Приехав в Иркутск в 1872 г., он уже в октябре становится активным членом ВСОРГО.
С середины 1874 года возглавлял топографическую экспедицию Иркутского отдела Генерального штаба. Действуя одновременно отдельными отрядами, военные топографы экспедиции в сложных условиях положили на карту большую часть побережья Японского моря и Татарского пролива от залива Пластун до залива Чихачева.
Следует упомянуть, что вскоре после возвращения его из этой тяжелой экспедиции Л.А.Большев был командирован для урегулирования границы России с Китаем. И хотя переговоры не состоялись ввиду того, что китайские уполномоченные не прибыли в назначенное время, Логгин Александрович провел время в научных поисках — он определил до 23 астрономических пунктов по реке Онон.
С конца 1877 г. Л.А. Большев был избран председателем ВСОРГО. С этого момента он постоянно занимался его делами и принимал близко к сердцу все его интересы. Он часто помогал Отделу всеми возможными мерами. Стремился быть полезным этому научному обществу. Во время его деятельности проходили экспедиции И.Д.Черского по исследованию береговой полосы Байкала, поездка в Тункинский край Н.Н.Агапитова и другие.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Телеграфные линии: Дубровино - Колывань, Бердск - Ново-Николаевск