НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЧХЕИДЗЕ ГРИГОРИЙ ДАВЫДОВИЧ, нач-к УКС СО РАН 1957-1960

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

/

Отредактировано alippa (07-04-2022 20:19:30)

0

2

https://i.ibb.co/k1Z8cRp/image.png

+1

3

Чхеидзе Григорий Давыдович.
В 1957 году был назначен начальником Управления капитального строительства Сибирского отделения Академии наук СССР,
строил Академгородок в Новосибирске.

Отредактировано petrogradskiy (07-04-2022 19:42:17)

0

4

petrogradskiy написал(а):

Чхеидзе Григорий Давыдович.

да это он

0

5

***

Смелые проекты

А. ПАЛЬМ
ВЕЛИКИЙ ТРАНССИБИРСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ

Проект инженера Чхеидзе

Весной прошлого года на строительстве Академгородка мне довелось быть свидетелем такой сцены. Девушки-каменщицы, работавшие на сооружении института геологии и геофизики, увидев внизу человека, который что-то объяснял окружившим его корреспондентам, вдруг перестали работать. Девчата столпились у оконного проема и стали о чем-то шушукаться, то и дело показывая вниз, где стоял человек в кожанке.

— Беридзе!.. Тот самый.
— И совсем не похож. Помните, девчата, какой он в кино?..

Разгорелся жаркий спор. Есть чему удивиться, когда в общежитии у тебя лежит книга, а герой ее никак не умещается на страницах романа, и его можно ежедневно видеть среди снующих самосвалов, в прокуренной комнатке бригадира, на производственных совещаниях.

Давно это было, когда молодой инженер Григорий Давыдович Чхеидзе познакомился с писателем Василием Ажаевым. В романе «Далеко от Москвы» В. Ажаев, создавая образ инженера Беридзе, многое взял нз биографии молодого строителя Чхеидзе.

В 30-х годах, окончив институт, молодой специалист вместе с группой товарищей был направлен в Комсомольск-на-Амуре. Предстояло исследовать возможные варианты использования гидроресурсов в районе Комсомольска-на-Амуре, чтобы затем, выбрав самое удобное место, построить там электростанцию. Почти четыре года провели изыскатели на берегах таежных рек. Именно тогда родилась у Григория Давыдовича смелая идея. Потом молодой инженер строил нефтепроводы на Севере, в Поволжье, прокладывал железную дорогу в Заполярье. Постепенно накапливались опыт и знания, и в 1946 году мысли, волновавшие Чхеидзе, улеглись в строгие колонки цифр, в инженерные наметки проекта, который, если осуществить. соединит Ледовитый океан с Тихим.

Когда на берегу Обского моря началось строительство города большой науки, Г. Д. Чхеидзе переехал в Новосибирск. Он работал на стройке, и однажды, когда Обское море задало строителям нелегкую задачу, помог ее решить. Выяснилось, что волны Обского моря, если не принять необходимых мер, через несколько лет размоют берег и вплотную подступят к железнодорожному полотну и к асфальтированной дороге. Чхеидзе предложил использовать стоявший невдалеке земснаряд и намыть берег до необходимой отметки. Просто, экономично, быстро. Так и поступили.

Новый проект инженера Чхеидзе, о котором пойдет речь, не имеет ничего общего со строительством Академгородка. Это все та же мечта, которая не забылась за многие годы, мечта о великом транссибирском водном пути.

В отдельных своих вариантах она была известна давно. Еще в 1633 году казаки Перфильев и Ребров выходят по Лене к Северному Ледовитому океану. Буквально за несколько лет отважные мореходы на легких ночах открыли устья всех сибирских рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Семен Дежнев, выйдя из реки Колымы, обогнул Чукотский полуостров и через Берингов пролив вышел в океан. Он доказал, что Азия нигде не соединяется с Америкой. Этими плаваниями было установлено существование Северного морского пути. И звенит из ледяной дали столетий обожженная холодом, окутанная мраком арктической ночи гордая песня русских людей:

Под флагом матушки России,
Мы с капитаном в путь пойдем.
И обогнем брега Сибири
Своим красавцем кораблем...

«Скаска» о Ламском море

«Горсть казаков и несколько сот бездомных мужиков, — писал) А. И. Герцен, — перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде. где оседали усталые казаки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь..., И это от Перми до Тихого океана...».

Вслед за дружинниками Ермака, отправившимися «встречь солнца» поразведать неведомых рек и «землицы» диковинной, в начале XVI века п глубь Татарии (как называлась в то время Северная и Восточная Сибирь) двинулись отряды «гулящего люда». В основном это были бежавшие от гнета бояр и помещиков крестьяне. Они стали отважными землепроходцами.

В старинных архивах, хранящихся в сибирских городах, сохранились интересные документы — «скаски». Так назывались отчеты землепроходцев, повествующие о «тягостях» походов, о великих стужах и льдах. Одна из таких «скасок» имеет самое непосредственное отношение к проекту инженера Чхеидзе.

«Скаска» эта о походе атамана Дмитрия Копылова в «ленскую землицу». В 1636 году отряд в пятьдесят человек вышел из Томского острога искать новые земли, не обложенные ясаком. Долго ли. мало ли шли казаки, но достигли Якутского острога, где битовой, где волоком на катках перетаскивая свои лодки. Затем по Лене Копылов спустился к Алдану. Он обложил эвенов и якутов данью и основал на берегу Алдана свое поселение.

Молодой казак Иван Юрьев Москвитин однажды услышал от местных жителей рассказ, что за горами хребта Джугджур есть море.
Эвены рассказали, как туда можно добраться, и Москвитин упросил Копылова отпустить его «проведать» таинственное море.

Весной, как только вскрылся лед, землепроходцы дошли по Алдану к реке Майя. «Семь недель и еще шесть ден» поднимались до водораздела. Когда казаки с невероятными трудностями перевалили Джугджур, сделали короткий привал. Посланные вперед люди разведали речку Улью. Еще через несколько недель из-за крутого поворота блеснула беспредельная водная ширь волны Ламского или Охотского моря забились о борта казачьих судов. На побережье Тихого океана поселение Ивана Москвитина в устье Ульи стало первым из известных в истории мест, куда в то время доходили русские люди.

Диктуя «скаску» о Ламском море, участник похода Нехорошко Коробов отметил, что там много зверя пушного, а в реках рыбу «быстредью убивает и выметывает на берег, а по берегу лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь — выдра и лисицы красные, а черных лисиц нет...».

Вернулись казаки в Якутск в 1641 году, и там их «скаски» были занесены в «Роспись рекам и имена людям, на которой реке. которые люди живут».

Таким образом, еще казаки Ивана Москвитина знали, как по рекам Лене, Алдану, Майе выйти к Тихому океану. Именно на эти сведения опирается Г. Чхеидзе в своем проекте транссибирского водного пути. Интересно, что. примерно, этот же маршрут привлек Вячеслава Шишкова, известного советского писателя, который тоже искал путь к Тихому океану от устья Лены.

Маршруты отважных

Дорогой ценой доставались России крупицы новых знаний о Сибири и Арктике. Прикройте ладонью на географической карте Северный Ледовитый океан, и вы словно ощутите холод могильных крестов, Почувствуете треск раздавленных льдами кораблей, которые до последнего шли к заветной цели.

Проект Транссибирского водного пути представляет собой единый комплекс путей, состоящих из Западной части Северного морского пути до бухты Тикси и оттуда по рекам Лене, Алдану. Майе к нашим тихоокеанским портам. Вспомним. что Северный морской путь проходит через шесть морей. Его ледовая трасса начинается от новоземельских проливов и оканчивается у мыса Наукан. Протяженность этого маршрута 3.350 морских миль. Расстояние между Мурманском и Новой Землей..— на западе и между мысом Наукан и Петропавловском-на-Камчатке — на востоке равно 3.100 морским милям.

И несведущему человеку ясно, что Северный морской путь значительно короче южных трасс, идущих из западных портов на Дальний Восток. К примеру, корабль из Ленинграда на Камчатку проходит через Панамский канал около 14.910 морских миль. По Северному морскому пути тот же корабль пройдет всего 6.849 миль. Причем плавание будет проходить в водах нашей страны. Корабль может пользоваться авиацией, сведениями метеорологических станций, заходить в отечественные порты. В одну навигацию по Северному морскому пути можно совершать сквозные рейсы. Создание Транссибирского водного пути значительно укорачивает пребывание кораблей во льдах полярных морей. Оно позволит продлить навигацию на 40—60 дней. Чтобы представить всю грандиозность Транссибирского водного пути, давайте вновь обратимся к истории. Транссибирский водный путь как бы продолжает дела и мечты известных. а чаще всего безызвестных русских мореплавателей.

Клады залива Симса и островов Фаддея

Осенью 1940 года советское гидрографическое судно «Норд» приблизилось к группе пустынных островов в море Лаптевых, носящих общее название островов Фаддея. Моряки вышли на берег и наткнулись на необыкновенные сокровища. Весть об открытии быстро облетела весь мир. Ученые многих стран обратили сюда свои взоры, надеясь разгадать одну из удивительных загадок. Начавшаяся Великая Отечественная война помешала ученым. Но уже в 1944 году на острова Фаддея прибыла хорошо оснащенная советская экспедиция.
Доктор исторических наук А. П. Окладников а своей книге «Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра» повествует о находках, исследование которых проливает свет на историю первоначального освоения Северного морского пути. На островах Фаддея и в заливе Симсе ученые обнаружили остатки жилищ, предметы домашнего обихода, морские приборы, которые принадлежали русским мореходам. Побывали они там где-то в 1617 году. Если учесть, что участок между устьем Енисея — на западе и мысом Фаддея — на востоке, в истории арктических плаваний XVII — XVIII веков считался белым пятном, то станет понятен тот огромный интерес, который вызвали сообщения советских ученых о находках на пустынных островах.
До этого думали, что честь первооткрывателя на этом участке Северного морского пути принадлежит знаменитому норвежскому исследователю Норденшельду, который в 1878 году на судне «Вега» совершил выдающийся арктический рейс. Великий норвежец писал: «Вся обширная часть океана, простирающаяся на 90° долготы от устья Енисея мимо Челюскина мыса. за исключением береговых объездов, никогда еще не была проходима ни одним кораблем, не носила на своих волнах ни одного корабля». С большим трудом дойдя до мыса Челюскина, взволнованный сделанным открытием Норденшельд воскликнул: «Мы достигли великой цели, к которой стремились в продолжение столетий! Впервые судно стояло на якоре у самой северной оконечности Старого Света!».

А. П. Окладников на основании тщательного изучения археологического материала делает неопровержимые выводы, что за два с половиной столетия до Норденшель да легкокрылые кочи русских людей, выйдя из европейской части России, обогнули мыс Челюскина и бросили якоря вблизи островов Фаддея. И что важно, этот поход не был единичным. В различных источниках упоминается о десятках и сотнях подобных экспедиций.

Интересно, что англичане и голландцы, стремясь миновать южные морские дороги в Китай и Индию, захваченные Испанией и Португалией. еще в XVI веке приложили немало усилий, чтобы найти морскую дорогу через Северный Ледовитый океан. В своих поисках они опирались на сведения, полученные от русских людей. В частности. посланник князя Московского в Риме Дмитрий Герасимов, выходец из Новгорода, с детства знавший множество поморских преданий о походах по студеным морям, говорил иностранцам о пути на со вер, что: «Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к северу и... море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая...».

Благодаря полученным из России сведениям, иностранные моряки исправили много неточностей на картах.  В частности. карта А. Дженкинсона показывала истоки Оби в районе Китайского озера!?

Собираясь в северные плавания, иностранные' капитаны   старались вербовать матросов из населения, проживающего по берегам «студеных» морей. Ломоносов советовал брать в Арктику «особливо которые бывали в зимовьях и заносах и привыкли терпеть стужу и нужду, притом и таких иметь, которые мастера ходить на лыжах, бывали на Новой Земле и лавливали зимою белых медведей». История сохранила имя морехода Мотьки Кириллова, который по морю «скороходец и знатец». Мохнатки Ста хеева. которому «морской ход за обычай», а также имя Левки Плехана, что «ходил морем в Мангазею еще при царе Борисе».

Пройдут годы, и однажды один из «птенцов гнезда Петрова» корабельный мастер Федор Салтыков представит Петру Первому свои «Пропозиции», н в главе «О Сибири» напишет о пользе плавания кругом Сибири. Он будет горячим сторонником плаваний по Великому Северному морскому пути, доказывая «в том вашему государству великое богатство и прибыль,, потому изо всех государств, как из Англии, Голландии и из иных, посылают в Ост-Индию корабли, которые проходят линию (экватор) дважды. как они ходят вперед и назад обращаются, в которых местах от жаров множество у них людей помирает и от скудости  провиантов, ежели они долго продолжаются в пути. И по обретении оного (прохода) станут желать ходить тем проходом»...

Смерть Петра Первого помешает осуществиться этим замыслам. Но мечта Федора Салтыкова о том. чтобы поставить на службу России Северный морской путь, будет волновать не одно поколение людей.

Лейтенанты Великой Северной экспедиции

Пройдет более двух столетий, прежде чем совместными усилиями русских и шведских моряков на судне «Вега» будет сделан первый рейс по Северному морскому пути.

Этому плаванию предшествовала десятилетняя экспедиция, которая возглавлялась молодыми лейтенантами и штурманами русского флота. Началась она в 1733 году. По своему объему, оснащенности. размерам изыскательных работ вся эта экспедиция получила общее название Великой Северной. В невероятно трудных условиях, зачастую рискуя собственной жизнью, русские матросы и геодезисты сняли и положили на карту северное побережье Сибири от Югорского Шара до мыса Большого Баранова. Множество ценнейших сведений по метеорологии, движению льда, особенностям течений было подучено отважными исследователями. Но царское правительство не было заинтересовано в экономическом развитии своих северных, владений, и материалы этой беспримерной по тому времени экспедиции остались по существу, забытыми. Лишь во время русско-японской войны схватятся Царские чиновники за голову, засуетятся в поисках архивов, да поздно! И придется русской эскадре преодолевать огромные расстояния по Атлантическому и Индийскому океанам, где все чужое, все против моряков, спешивших на помощь Дальневосточному Флоту.

Когда читаешь материалы о деятельности Великой Северной экспедиции, зримо представляешь себе образы ее участников.
Вот мелкопоместный воронежский дворянин В. Паренаго. И надо же такому случиться: юноша, никогда не видавший моря, вдруг страстно увлекся книгами, повествующими о дальних путешествиях, стал самостоятельно изучать штурманское дело. Затем он приехал в Петербург и при Морской академии сдал экзамены, получив чин гардемарина. Паренаго вместе со штурманом Ф. Мининым и подштурманом Д. Стерлиговым на дубль-шлюпке «Тобол» исследовал устье Оби...
Увлекающийся. порывистый лейтенант Д. Овцын. Четыре года борется он с полярной стужей, голодом и цингой. чтобы выполнить задание — описать путь от Лены до Енисея. Когда лейтенант собирается ехать в Петербург докладывать о своих открытиях, его неожиданно арестовывают и разжалывают в рядовые. Но и простым матросом он продолжает вести исследовательские работы...
Лейтенант В, Прончищев уходит в тяжелое ледовое плавание. Вместе с ним — жена Мария, единственная женщина, участвовавшая в Великой Северной экспедиции, первая полярная исследовательница. Дубль-шлюпка «Якутск», которой командовал Прончищев. направилась на запад, чтобы обогнуть полуостров Таймыр. Льды преградили путь морякам. Суровая зима и плохие продукты привели к тому, что половина команды заболела. Слег и сам лейтенант Прончищев. До последней минуты подбадривает мужа Мария. Она верит, что их поход обойдется благополучно. и эта вера передается команде. Но умирает Прончищев, и лишь на несколько дней переживает его Мария. Их похоронили в одной могиле, заботливо сложив из камней скромный обелиск. Командование судном переходит к лейтенанту X. Лаптеву...

Рискуя ослепнуть от нестерпимо яркого в снежной пустыне свете. бредет Семен Челюскин, чтобы достигнуть северной оконечности полуострова Таймыр...

Гибли суда, гибли люди. Думая о судьбах лейтенантов, штурманов, матросов, участвовавших в Великой Северной экспедиции, невольно вспоминается образ офицера, отстоявшего с кучкой солдат крепость в отдаленном уголке России, созданный К. Симоновым в стихотворении «Поручик».

Для боевого действия к отряду
Был прислан в крепость новый капитан.
А старому поручику в награду
Был полный отпуск с пенсиею дан!
Он все ходил по крепости. бедняга,
Все медлил лезть на сходни корабля...
Холодная казенная бумага,
Нелепая любимая земля...

Есть что-то общее в облике этого безвестного поручика и в облике тех бесстрашных русских исследователей и мореплавателей, которые из края в край прошли Северный морской путь. Никто из участников Великой Северной экспедиции не был награжден царским правительством.

Но самая великая награда — это память, живущая в народе, память потомков, которым они проложили пути в будущее.

Председательствовал Владимир Ильич Ленин

Молодая республика Советов ожесточенно сражалась на фронтах гражданской войны с полчищами белогвардейцев и интервентов. А еще страшней были голод и разруха. Партия под руководством Владимира Ильича Ленина намечала проекты быстрейшего возрождения народного хозяйства страны. Известно высказывание Ленина о немедленном восстановлении разрушенного Донбасса, без чего нельзя было всерьез думать о строительстве социализма. На необъятных просторах Севера развернулись большие геологические работы по изысканию новых месторождений полезных ископаемых. Строился Новый порт в Обской губе, достраивался Усть-Енисейский порт, который мог принимать океанские корабли. Для успешного развития промышленности и сельского хозяйства Севера и Сибири требовались большие капиталовложения. Сибирь остро нуждалась в сельскохозяйственных машинах и предметах первой необходимости, которых не могла еще дать молодая промышленность нашей страны.
Партия во главе с Ильичем думала, как помочь сибирским коммунистам. При отсутствии разветвленной сети железных дорог решить задачу можно было, только воспользовавшись Северным морским путем. 27 мая 1921 года Совнарком ассигновал на проведение Карской экспедиции 7 миллионов золотых рублей из общего 20-миллионного товарообменного фонда Сибири. Председательствовал на этом совещании Совнаркома Владимир Ильич Ленин. Он внимательно следил за ходом подготовки Карской экспедиции, волновался. как идет закупка товаров на мировом рынке. Сохранилась записка В. И. Ленина на имя управделами СНК, где он писал: «Я очень боюсь, что оптимизм Лежавы неоснователен. Запросите факты, проверьте их. Проверьте лично и дважды. Потом поговорите по прямому проводу с Чуцкаевым и Ив.(аном) Никитичем Смирновым. Без этого я не поверю, ч(то) дело обеспечено».
Благодаря личному участию Владимира Ильича в подготовке Карских экспедиций, они начались значительно раньше, чем предполагалось. Торговля с западными государствами сыграла в то время важную роль в восстановлении народного хозяйства Севера и Сибири. Грузы, которые привозились этими судами, направлялись на обширную территорию. СССР торговал лесом, пушниной, маслом, пшеницей, ввозя в свою очередь машины для сельского хозяйства и промышленности. Без какой-либо помощи иностранцев, которые твердили, что большевикам не удастся освоить арктические линии, транспортные операции Карских экспедиций явились большим вкладом советских полярников в освоение Северного морского  пути.
Вслед за судами Карской экспедиции ушли в рейсы пароходы на Колыму, к устьям всех сибирских рек.

Первые звезды

Жизнь настоятельно требовала как можно быстрее объединить разрозненные морение пути Арктики в единую магистраль. В 1932 году в ледовый рейс по Северо-Восточному морскому проходу по решению партии и Советского правительства отправился в плавание пароход «Сибиряков». Возглавили экспедицию прославленные советские ученые О. Ю. Шмидт и В. Ю. Визе. После трехмесячной борьбы с непогодой «Сибиряков» стал на якорь в бухте Тикси. Дальше путь лежал к Берингову проливу. Но случилось непредвиденное: в Чукотском море, сжатый торосами, корабль потерял лопасти гребного винта. Пока механики устраняли аварию, члены экипажа были заняты несколько необычной работой— они сшивали в огромные паруса весь имевшийся на корабле запас брезента. Это был единственный выход из создавшегося положения, чтобы двигаться вперед. И вот настал день, когда ветер ударил в импровизированные паруса, и «Сибиряков» медленно-медленно двинулся по чистой воде.

Несмотря на все трудности задание правительства — пройти сквозным рейсом Северный морской путь в одну арктическую навигацию было выполнено. Поход «Сибирякова» положил начало регулярным рейсам на всем протяжении Великой арктической трассы. Эта магистраль соединила через северные моря Атлантический и Тихий океаны.

Каждую навигацию корабли доставляли в порты Севера всевозможные грузы, так необходимые бурно развивающемуся хозяйству.

В самые отдаленные уголки Арктики проникали советские люди. Здесь в борьбе со стихией закалялись человеческие характеры, люди, проявляли образцы мужества и героизма. Ведь недаром высокое звание Героя Советского Союза впервые было введено в 1934 году в связи с эпопеей челюскинцев. Семеро полярных летчиков были удостоены Золотой Звезды Героя.

Для нашей страны понадобилось всего несколько лет, чтобы из чисто географического понятия Великий северный морской путь, включенный с 1935 года в общую систему путей сообщения СССР, превратился в обжитую трассу с первоклассными портами, широко разветвленной сетью научных баз.
В предвоенные годы Северный морской путь уже проходили суда любых классов.

Одним из выдающихся событий того времени явился, совершенный летчиком Молоковым в 1936 году, большой арктический перелет, протяженностью более 30 тысяч километров. Примечательно, что во время этого перелета экипаж, в котором находился корреспондент «Правды» Борис Горбатов, производил обмен партийных документов. Самолет опускался всюду, где были коммунисты.

Маршрут Молокова, самолет которого впервые перевалил хребет Джугджур. на большом отрезке пути совпадал с трассой, предлагаемой инженером Чхеидзе для великого транссибирского водного пути.

Море любит отважных

Великая Отечественная война... Далеко на севере нашей страны фашисты пытаются овладеть Мурманском и Архангельском. Они мечтают разбить Северный флот и полностью блокировать Северный морской путь. Японские милитаристы вынашивают бредовый план нападения на нашу страну и соединения с гитлеровскими войсками на широте Омска. В ожесточенных боях советский народ разгромил гитлеровскую Германию и милитаристскую Японию.

Беспримерным в истории морских сражений был бой парохода «Сибиряков» с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Это случилось мглистым августовским утром 1942 года. Фашистский рейдер, срочно отозванный из Атлантики, где он безнаказанно расстреливал караваны судов союзников, прибыл в Арктику. Встреча парохода «Сибирякова» с крейсером произошла невдалеке от мыса Челюскин. Казалось, что может сделать тихоходный советский корабль, наскоро вооруженный несколькими пушками, против первоклассно подготовленного к морскому разбою рейдера? Немцы хотели получить от экипажа «Сибирякова» сведения о ледовой обстановке. Команда ответила, что никогда не ходила в предателях и никаких сведений не даст. С «Адмирала Шеера» ударили орудия главного калибра. Охваченный огнем «Сибиряков» вел огонь до тех пор, пока волны океана не похоронили комендоров.

Мужество, которому нет равного! Мужество, которое мы узнаем; сегодня в подвиге четырех советских матросов, сорок девять дней; пробывших в открытом море и не сдавшихся, не потерявших присутствие духа.
На стыке смелых проектов

«Надо непременно разработать такие проекты, которые могут служить материальной базой идей международного сотрудничества и воодушевить всё человечество. Мы противопоставим великие созидательные планы черным планам войны» Пусть знают народы, чего можно добиться совместными усилиями в обстановке мира и дружбы».

В. И. ЛЕНИН. (По воспоминаниям Г. М. Кржижановского «Литературная газета» от 21 апреля 1959 г.).

Существует предание: в Киевской Руси жил мастер, искусный каменщик. Однажды, когда он со своими сыновьями возводил стену нового дома, на город напали враги. Они все уничтожали на своем пути. Увлеченные работой, каменщики лишь в последний момент заметили приближение врагов. Когда над старым мастером поднялся меч иноземца, он с гордостью сказал: «Не мешайте мне строить. Уходите отсюда! Не мешайте — я строитель!»
Враги не пощадили строителя. Но кровь, которая попала в известковый раствор, сделала его таким прочным, что люди, которые потом достроили стену, всегда удивлялись — этот дом не могли разрушить самые мощные осадные орудия врагов.

Строителям, творцам всегда были чужды идеи войны. Ученые и инженеры многих стран, выдвигают сейчас грандиозные проекты преобразования Земли. Это и скважина сквозь земную кору, которая позволит выяснить многие, до сих пор неразгаданные загадки, строения нашей планеты. Французский инженер Пьер Гандрийон подсчитал, что если удастся найти предпринимателя, который согласится выделить 800 миллионов рублей, то за эти деньги можно построить серию каналов, соединяющих Мертвое море со Средиземным. а затем преградить реку Иордан, использовать пресные воды для орошения. Настоящим садом может стать безводная пустыня. если воплотить эту идею в жизнь. А если обуздать реку Конго. то можно будет создать колоссальное море общей площадью в 2 миллиона 120 тысяч квадратных километров. Оно позволит резко изменить климат центральной части Африки, даст людям миллионы гектаров плодороднейшей земли. Но нет средств. Нет средств для осуществления благороднейших идей ученых, и есть средства для гонки вооружений, для производства атомного и водородного оружия. Ведь только при жизни нашего поколения 12 триллионов рублей отняли у человечества войны и гонка вооружений.

А вот тоннель под Ла-Маншем, все еще в проекте. Хотя работы были начаты в 1875 году и через семь лет строители прорыли первый участок тоннеля. Но потом все было заброшено. К проекту возвратились в июле 1958 года, когда была учреждена смешанная англо-французская компания, поддерживаемая правительствами обеих стран.

Если бы парни всей земли...

Особенно много дерзких, на первый взгляд, фантастических по своему замыслу, инженерных идей связано с освоением Крайнего Севера и всей Сибири. Тут и проект поворота реки Оби в сторону Аральского моря, что позволило бы обводнить засушливые районы Средней Азии, резко изменить суровый климат континентальной части нашей страны. Пытливая мысль ученых давно облюбовала крайнюю точку на востоке нашей Родины, там. где узкий перешеек соединяет Азию с Америкой. Берингов пролив. О нем думал Владимир Ильич Ленин, выдвигая идею постройки железнодорожной трассы, которая соединила бы Лондон с Парижем (по тоннелю под Ла-Маншем), а затем железнодорожная линия протянулась бы к Москве и ушла дальше на восток. Где-то возле Актюбинска она резко свернула к югу и под тоннелем через Гималайские горы вышла к столице Индии. Кстати, в этом случае строителям помог бы опыт, полученный при сооружении тоннеля под Монбланом длиной в 11.6 километра, соединяющим Италию с Францией. Другой своей ветвью великая кругосветная дорога протянулась бы к Пекину. Остается ветка к северу, туда, где лишь 85 километров Берингова пролива разделяют два великих государства. Мы говорим разделяют в чисто техническом смысле, потому что поездка Никиты Сергеевича Хрущева в Соединенные Штаты Америки, его встречи с президентом Эйзенхауэром и простыми американцами растопили лед недоверия, проложили к сердцам людей мосты дружбы. И они верят, что силы мира победят, и тогда сможет осуществиться великолепнейшая мечта — построить исполинский мост через Берингов пролив, по которому пойдут экспрессы великой межконтинентальной железной дороги.

Великая кругосветная дорога позволит установить связь с речной сетью северо-востока СССР общим протяжением около 84 тысяч километров. В русло бурной экономической жизни войдет территория в пять с половиной миллионов квадратных километров, что составляет 180 Бельгий или более 23 Англий. Научный сотрудник института энергетики Академии наук СССР А. Маркин считает, что такая магистраль (ширина колеи порядка четырех с половиной метров) очень скоро понадобится нашей стране. Буквально через 30—40 лет придется строить по крайней мерс еще десять транссибирских магистралей, чтобы справиться с перевозками промышленной продукции, сибирского леса, металла, угля, нефти, продуктов сельского хозяйства. Огромное значение имела бы великая кругосветная дорога и для Китая. Индии, США. Развитие торговых связей содействовало бы процветанию экономики и культуры многих государств. Средства на постройку такой дороги должны дать в первую очередь СССР и США.

В ответах на вопросы политического директора журнала «Оризон» Пьера Кота Председатель Совета Министров СССР Н. С. Хрущев указывал, что всеобщее и полное разоружение создало бы большие возможности по оказанию помощи слаборазвитым в экономическом отношении странам. Никита Сергеевич Хрущев напомнил, что отчисление из бюджетов только двух держав США и СССР — десяти процентов сэкономленных от всеобщего и полного разоружения средств позволило бы ежегодно сооружать несколько таких грандиозных плотин, как Асуанская.

Наша страна показывает пример международного сотрудничества в области строительства. Недавно в печати сообщалось о том, что на севере Кольского полуострова там, где протекает река Пасвикэльв, СССР и Норвегия будут сооружать гидростанции. Причем, по просьбе норвежского правительства, попросившего предоставить работу своим строителям, одна из гидростанций на советской территории будет сооружаться полностью норвежскими специалистами.

Ежегодно на вооружение человечество тратит сумму, равную стоимости всех товаров, обращающихся в международной торговле. А если прекратить все расходы на вооружение и переключить высвободившиеся суммы на мирные нужды, это оказало бы исключительно благотворное влияние на мировую экономику. За какие-нибудь десять лет человечество могло бы создать только на эти средства новую страну с городами, заводами. садами. Страну, где был бы обеспечен высокий жизненный уровень для ста миллионов людей!

Грандиозные проекты, о которых мечтают инженеры и ученые, требуют для своего осуществления десятки миллиардов рублей. Так, например, проект обуздания реки Конго обошелся бы в 30—40

миллиардов рублей — одну десятую часть годовых военных расходов! За 70 миллиардов рублей можно неузнаваемо преобразить климатические условия северного полушария земли. И если бы тогда путешественники, отправившиеся на кораблях по трассе Северного морского пути, сошли где-нибудь на берег, они бы удивились открывшейся перед ними картине.
Земля, не знавшая иного наряда, чем снег и лед, на огромном протяжении превратилась в цветущий сад.

Примерно 40 миллиардов рублей понадобится и для того, чтобы осуществить проект инженера Чхеидзе. Этот проект интересен еще и тем, что он самым тесным образом связан с идеей инженера Борисова, предлагающего возвести в Беринговом проливе 74-километровую плотину и откачивать через нее из Чукотского моря в Тихий океан холодные воды. Если этому смелому проекту будет суждено воплотиться в жизнь, то перед строителями прежде всего возникнет проблема энергоснабжения. Колоссальное количество электроэнергии  понадобится и для строительства межконтинентальной железной дороги. А свободных мощностей в этом районе нет. Значит, прежде всего нужно строить мощные электростанции. Выдвигая идею транссибирского водного пути, инженер Чхеидзе обосновывает технический проект необходимостью сооружения гидростанций на Алдане и Майе.

Уравнение с четырьмя неизвестными

Чтобы создать великий транссибирский водный путь, надо переоборудовать всю речную систему от устья Лены. Огромный объем работы. Причем, строительные участки будут отдалены друг от друга, а в условиях Сибири и Заполярья, где нет железных дороги свободных энергомощностей, условия работы необычайно тяжелы. Чхеидзе предлагает прокладывать транссибирский водный путь не сразу, а по частям, а первую очередь заботясь о постройке электростанций. Водный путь тогда идеален, если суда будут идти по нему без перегрузки. Но сразу обеспечить глубину фарватера 7—8 метров, то есть для кораблей морского и океанского типа, не удастся. Нужно ориентироваться на суда с осадкой три с половиной метра, а такие глубины получатся «сами собой» в естественных условиях на Лене и Алдане.

Лишь 700 километров попадут в пределы подпора от двух узлов сооружений (Алданского и Майского). и последующие 160 километров — выход к Охотскому морю — будут состоять из сооружений перевалочного типа, собственно соединительного канала.

Инженер Чхеидзе создал свой проект в двух вариантах — «морском» и «речном». Детально ознакомившись с экономикой Якутии и с возможностями грузопотока по транссибирскому водному пути, он приходит к выводу, что сейчас на ближайшие 20—40 лет наиболее целесообразно остановиться на речном варианте. В Якутии и во всем Ленском бассейне имеются грузы, которые могли бы оправдать расходы на сооружение транссибирского водного пути. Прежде всего, это олекминская соль. Она идет на Дальний Восток для предприятий рыбной промышленности, вывозится в Японию и другие страны Тихого океана. По расчетам Чхеидзе, только перевозка олекминской соли по великому транссибирскому пути в каждую навигацию даст более 500 миллионов рублей прибыли.

В недрах Восточной Сибири таятся несметные залежи угля, горючего газа, черных, цветных и редких металлов, минерального сырья. Их запасы пока еще слабо изучены, но и то, что уже известно, поражает многообразием, масштабами и дешевизной добычи. Еще в 1932 году академик Н. Шатский высказал мысль, что целесообразней искать нефть в Заполярье и Сибири. Сейчас уже открыты многочисленные выходы нефти и газа в низовьях Енисея, Лены, в бассейне Колымы. На
Прибайкальском плато в так называемой Вилюйской впадине был получен мощный фонтан горючего газа. Запасы его исчисляются десятками миллиардов кубометров. Есть тут и нефть. По мнению ученых, Вилюйское месторождение — одно из самых перспективных в Сибири.

Обширные территории Восточной Сибири покрыты лесом. Только Якутия располагает восьмимиллиардным эксплуатационным фондом древесины. Ежегодный прирост леса — 120 миллионов кубических метров, а используется едва пять процентов. Миллионы кубометров леса гибнут на корню, ждут заботливого хозяина. Транссибирский водный путь мог бы способствовать развитию лесной промышленности. Он гораздо экономичней используемого сейчас пути в Японию, Австралию, Индию, куда идет наш лес. Если вывозить лес транссибирским водным путем, то на каждом кубометре можно экономить более ста рублей.

Следующим грузом, который, по мнению Чхеидзе, удобно транспортировать по водному пути, являются сангарские коксующиеся угли.

Запасы каменной соли, коксующихся углей, нефти, леса могут обеспечить любое количество поставок нм экспорт. Грузы местного вывоза диктуют необходимость создания в первую очередь «речного» варианта транссибирского водного пути. Тогда общая стоимость его сократится вполовину.

Кольцо, надетое на материк

Детальное ознакомление с экономикой Якутии и Магаданской области показало, что соединительный канал для прямого выхода в Охотское море создаст предпосылку для использования сокровищ, таящихся в недрах этих гигантских по своим территориям экономических округов. Помимо этого, он обеспечит дешевый вывоз товаров государствам Тихого океана и к нашим приморским портам.

Началом, искрой, которая вспыхнет на берегу великой сибирской реки, должно стать сооружение Алданской ГЭС. С нее надо начинать строительство транссибирского водного пути. Алданская ГЭС обеспечит дальнейшее комплексное развитие промышленности и сельского хозяйства Якутской АССР и Магаданской области. И строительство гидроэлектростанции на Алдане нужно начинать в текущей семилетке. Каждому понятно, что значит электростанция мощностью в два с половиной миллиона киловатт, которая даст ток заводам и фабрикам, алмазным рудникам, золотым приискам.

Если говорить о перспективах развития, к примеру. Магаданской области на 15—20 лет, то в этом крае надо увеличивать мощность всех действующих электростанций более чем в два раза.

Преимущество Алданской ГЭС (стоимость киловатт-часа — 1,5 копейки) в том. что она будет расположена в центре основных нагрузок Якутии и Магаданской области. К ней можно будет добираться по воде всю навигацию любыми судами Ленского пароходства, а зимой —автодорогой от Якутска. Скальные берега и огромная чаша водохранилища обеспечат нужное регулирование стока Алдана. Во вторую очередь Чхеидзе предлагает строить ГЭС на Майе мощностью полтора миллиона киловатт. Обе эти электростанции станут форпостом дальнейшего использования природных богатств.

Великий транссибирский водный путь, помимо транзитного значения. как кратчайшая трасса к берегам Тихого океана, станет мощным фактором в развитии экономики обширного края. Его эксплуатация может дать ежегодно прибыль более одного миллиарда рублей.

Весной 1959 года инженер Чхеидзе на пароходе «Неон» совершил плавание по предлагаемой трассе транссибирского водного пути. Были определены возможные створы для строительства гидростанций на Алдане и Майе, получены предварительные данные о режимах рек. характере грунтов, проведены первые геофизические наблюдения.

В проекте Чхеидзе немало спорного, требующего дальнейшего уточнения и детализации. Но одно ясно: гигантское голубое кольцо, надетое на материк, может принести нашему государству большую пользу.
«Вечерний Новосибирск» №№ 67,71,77,80  от 19, 24, 31 марта, 4 апреля 1960 года.

https://i.ibb.co/6F3GJVt/503.png
https://i.ibb.co/mcYVCcz/507.png
https://i.ibb.co/9W0YVKx/507.png
https://i.ibb.co/GpVKXRf/513.png
https://i.ibb.co/vPyR55X/514.png
https://i.ibb.co/RptKHtn/519.png

0

6

***

ЧХЕИДЗЕ ГРИГОРИЙ ДАВЫДОВИЧ (1903 – 1975 )

Наш прадедушка Чхеидзе Григорий Давыдович, родился  28 февраля 1903 года в г.Ашхабаде,  там работали его родители. Его отец, родом из села Кварели ( Грузия) был известным виноделом.

Когда прадедушке  было 6 лет его отец умер, простудившись на работе.
И маленький Гриша с братом и матерью переехал в Пятигорск к родственникам.
Семья осталась практически без средств к существованию.
Жили они тяжело и наш прадедушка уже с 14 лет был вынужден подрабатывать, давая уроки детям из богатых семей, одновременно  он работал в лазарете и учился в гимназии, которую закончил  в 1920 году.

Когда в Грузии , в 1921 году, после ряда вооруженных конфликтов был установлен советский строй, прадедушка с братом и матерью смог вернуться в родное село Кварели.

Там он опять много работал, преподавал математику в сельской школе, трудился в поле, а в 1923 году, сдав сложные конкурсные экзамены  смог поступить в Политехнический институт им. Ленина в городе Тбилиси.

В 1924 году он женился на своей односельчанке.

Он учился и работал, и в 1926 году по службе, был переведен в Москву, где поступил  в Высшее Инженерно-строительное Училище. 
Окончив его, он был направлен в качестве начальника экспедиции на строительство БАМа  (Байкало-Амурской магистрали)

Когда началась война, в 1941 году, Чхеидзе Григорий Давыдович был назначен главным инженером строительства нефтепровода , с острова Сахалин (г.Оха)  и  до материка  (г.Комсомольск на Амуре).

Восемь километров нефтепровода пришлось прокладывать через Татарский пролив и  тогда  впервые в Советском Союзе наш прадедушка применил взрывной метод для рытья подводных траншей, этот метод экономил миллионы рублей для нашей страны и сокращал втрое сроки строительства. 

Десять  тысяч человек были заняты на этом строительстве.

В условиях тяжелейшей зимы, холода и голода под его руководством, нефтепровод  Сахалин(Оха) – Комсомольск на Амуре, был построен за 1 год,  вместо 3-ех лет!!! 

Общая протяженность нефтепровода   -  387 км
Пропускная способность  -   1,5 млн. тонн нефти в год

Об этой стройке и о трудовом героизме, писатель Василий Ажаев написал книгу «Далеко от Москвы».
Это книга о нашем прадедушке.

Чхеидзе Григорий Давыдович (в книге он инженер Беридзе) и писатель Василий Ажаев

Также в невероятно короткие сроки, в 1943 году, под обстрелом фашистов, под его руководством  был построен 2-ой нефтепровод (Астрахань-Саратов).
Он был проложен по берегу Волги  в тяжелейшие дни Сталинградской битвы.

 
Наш  прадедушка не воевал на фронте, но он не жалея сил работал в тылу, так как  эти стройки имели огромное значение для всей нашей страны и для победы над фашистской Германией.

По нефтепроводу нефть стала бесперебойно поступать на нефтеперерабатывающие заводы, которые обеспечивали наши танки, самолеты и другую технику для Советской Армии горючим.

Всего за годы Великой Отечественной войны, в условиях вечной мерзлоты  наш прадедушка построил четыре аэродрома на Дальнем Востоке, железную дорогу  в Заполярье, возвел много мостов через сибирские  реки.

За успешное выполнение заданий  на стройках в годы войны он был награжден
«Орденом Ленина»,   
«Орденом Трудового Красного Знамени» и
«Орденом Знак Почета» ,   
тремя медалями:
«За победу над Германией в ВОВ 1941-1945»,
30 лет Советской Армии» и
«800 лет г.Москвы» и
знаком «Почетный строитель г.Комсомольска на Амуре 1947 г».

Наш прадедушка был очень жизнерадостным, энергичным и изобретательным человеком.
Всю свою жизнь он посвятил профессии инженера строителя.
Для того чтобы увидеть все что он построил,  придется  проехать по всей России.

        После войны он продолжал работать на разных стройках в качестве главного инженера.
Нужно было восстанавливать нашу страну. 
Он построил более 600 км железно-дорожных путей на Дальнем Востоке и Заполярье, принимал участие в строительстве двух нефтеперерабатывающих заводов в Орске и Омске, построил много жилых кварталов в Комсомольске на Амуре, Орске, Омске и позже в Москве.

    В 1957 году был назначен начальником Управления капитального строительства Сибирского отделения Академии наук СССР, строил Академгородок в Новосибирске.

В 1960 году прадедушка с семьей переехал в Москву, где работал на руководящих должностях в Госстрое РСФСР, а затем в Главном Управлении нефтяной и газовой промышленности РСФСР.

Чхеидзе Григорий Давыдович умер в возрасте  72 лет, в 1975 году , похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
У него была  непростая жизнь, но он много сделал для своей  Родины и мы очень им гордимся!

Правнуки – Михаил и Павел Крыжановские, учащиеся 10 и 8    классов Павловской Гимназии Московской области

Материалы в интернете:
http://sakhalin-znak.ru/IMG_3293
http://video.yandex.ru/users/sakh-u2010/view/53/#
http://www.hydro.nsc.ru/institute/histo … ntyev1.php
http://museum.nsu.ru/?int=VIEW&el=1 … templ=VIEW

https://i.ibb.co/tpYCHwX/2.png
https://i.ibb.co/26P5rYB/3.png
https://i.ibb.co/HGbJHTN/4.png
https://i.ibb.co/zGSzTDY/5.png
https://i.ibb.co/2hmkshN/6.png

0