НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Каменная труба ручья Чербузы (Академгородок) Алтайской ж.д.

Сообщений 1 страница 41 из 41

1

...

Отредактировано VECTOR (16-03-2022 19:20:30)

+1

2

Где-когда-зачем?
Вот это вот:

https://i.ibb.co/Yk7xyfQ/20220315-082232.jpg

Отредактировано VECTOR (16-03-2022 19:15:09)

+2

3

Не понятен вопрос. Если вопрос "когда", то это может быть когда угодно. Например в начале весны, то есть недавно. Хотя, если вода перед этой аркой выходит из подземной трубы (как например на у нас  на  Сеятеле), то она и зимой не сразу замерзает.

Отредактировано ss16011973 (15-03-2022 10:50:53)

+1

4

ss16011973 написал(а):

Не понятен вопрос. Если вопрос "когда", то это может быть когда угодно.

Так оно на то и было рассчитано, чтобы было непонятно, т.е. на фотке я так специально написал "Когда?" в том месте.

ss16011973 написал(а):

Хотя, если вода перед этой аркой выходит из подземной трубы (как например на у нас  на  Сеятеле)

ss16011973, да сейчас уже весна так-то. Так что текущая вода вряд ли удивит.

Отредактировано VECTOR (15-03-2022 12:11:10)

+1

5

Что означает "когда"? В какое время суток, в какое время года, в какое десятилетие?

+1

6

ss16011973 написал(а):

В какое время суток, в какое время года, в какое десятилетие?

Да светлое время суток, вроде.
Да и не лето.
Пусть будет когда построено.

+1

7

ss16011973 написал(а):

Что означает "когда"?

На форуме обычно этот означает - когда построен объект?, когда он появился? В данном случае спрашивается это.
Про фото так и звучит - когда сделано фото? какая датировка фото?

+1

8

Olga написал(а):

На форуме обычно этот означает - когда построен объект?, когда он появился? В данном случае спрашивается это.

Спасибо! Извините, сначала не понял. Думал, речь идёт о времени съёмки.

Похоже на трубу (проход) под железной дорогой для ручья Чербузы у нас в Щ (около станции Сеятель). Впрочем, это может быть любая другая труба под железной дорогой. Если это на самом деле железная дорога Алтайского направления, то она была построена в 1913-1915 гг. А значит тогда же были построены и трубы под ней. Но данный портал мог быть достроен и позже,  когда строились новые пути в конце 50-х - начале 60-х.

+3

9

Olga написал(а):

Про фото так и звучит - когда сделано фото? какая датировка фото?

Olga, благодарю за разъяснение. Ниже будет объяснение этому "Когда?" на фотке.

ss16011973 написал(а):

Похоже на трубу (проход) под железной дорогой для ручья Чербузы у нас в Щ (около станции Сеятель).

Т.е. вы хотите сказать, что вот эта вот на фотке хиленькая струйка и есть та самая могучая река Чербузы, в честь которой и была названа былая деревня переселенцев в "Щ"???
Ну, а почему бы и нет?...
Это - там, фотка со стороны "Щ".
На предыдущем фото я год постройки "1960" закрыл вопросом, а синюю надпись зафотошопил для аутентичности исконного вида трубы.
В конце трубы видна АЗС со стороны Бердского шоссе, которая, как я помню, где-то в начале 2010-х появилась. А до этого там просто трава была и лоток до трубы под Бердским шоссе, как я помню.

https://i.ibb.co/5K67kQ0/20220315-082138-2.jpg

Где-то пишут, что это - река, но, скорее всего - ручей, как вы и сказали.
В прошлом году на НГС была статья про Чербузы: В Новосибирске построят парк в американском стиле на берегу забытой речки — смотрим, что там сейчас     
Её автор - Л.Пичугина вообще про все малые речки написала в прошлом году в череде своих статей.
Вот она тоже назвала речкой, хотя тоже сказала, что это скорее ручей.
Вот на этом фрагменте карты неизвестного года (наверное - конец 30-х), на который я однажды наткнулся, видно, что именно речка там не обозначена, хотя деревня и подписана, но есть заболоченная местность, наверное течёт и ручей, а также видно то, что тогда Бердское шоссе шло с той стороны, где я сфотал, а не там, где сейчас.
Наверное, там через ручей на Бердском шоссе какой-то деревянный мостик был раньше у трубы.
Как предположение, что русло этого ручья прокопали когда-то позже, чтобы местность осушить.

http://images.vfl.ru/ii/1592147850/9b522533/30805685_s.jpg

Во всех статьях хорошие фотки Александра Ощепкова, но вот чего не хватило в той статье, так это фото истекающей или втекающей в трубу насыпи речки.
Около АЗС в статье сделаны пара фоток, но они не направлены на трубу. Может по той причине, что это - объекты РЖД, т.е. как бы на всякий случай не стали, а может не хотели фотать со стороны АЗС, чтобы работники АЗС не нервничали и не задавали вопросов.
Вот как раз со стороны АЗС "дореволюционная" часть трубы и есть, а я фотал с противоположной стороны насыпи, куда расширили насыпь и достроили трубу.
Как факт - нет ни одной фотки трубы в интернете!!!
Наверное, не очень интересно "канализацию" фотать народу, вот и нет фоток.

Вот я и решил немного исправить это положение, сделав вчера несколько фоток, правда хотел сначала просто посмотреть можно ли добраться до второго конца трубы. Нашёл место где она.
У меня на телефоне отставался лишь 1% зарядки, который хватило буквально на пару фоток.
Думаю, хватило бы и одной фотки для фотозагадки, но меня дёрнуло спуститься в русло ручья ради ещё одной фотки внутри трубы.
В общем - так себе затейка оказалась...
Хорошо, что ноги не переломал в процессе спускания в русло (там надо было прыгнуть с высоты...), но был близок к этому - сейчас прыгаю на одной ноге, и буду прыгать ещё довольно долго - порванные связки дело такое...
Так что, не лишний раз напоминание уважаемой публике, что лучше даже и не пробовать лезть туда, где видно, что туда лучше лезть не надо, особенно когда на телефоне заряд в 1% и вокруг нет больше никого и никто тебя там не услышит.
Лучше издалека сфотать - этого хватит.

В общем, до конца трубы я не дошёл, так как отрубился телефон, но всё же я успел внутри сделать ещё один такой смазанный кадр, где видно, что она состоит из трёх частей, причём свод той дальней 1913-го - из каменных блоков, без внешнего слоя бетона (на фото этого не видно), а уже дальнейшие две пристройки 1960-го не очень понятно какие, так как виден только бетон. То ли с арматурой, то ли с бутовым камнем.
И другой конец трубы 1913-го внешне тоже другой, не как 1960-го, но вот фоток вблизи я не сделал (не дошёл до конца).
Не знаю, он изначально вида несколько другой такой и был, или может в 1960-х тоже с ним делали, хотя и не должны были, вроде.
Возможно, что как на Нижней Ельцовке она была раньше.

https://i.ibb.co/K9L47MJ/20220315-082342-2.jpg

Лично мне эта тема этой трубы была интересна после того, как я заметил трубу вот в этой хронике, начиная со времени 1:38 надо смотреть: Киножурнал "Сибирь на экране". Новосибирский научный центр
Тогда я тему создавал, вручную склеив несколько кадров: Строительство микрорайона "Щ" (Академгородок)

Как видно по фото в той теме, Чербузская труба была проезжая до постройки путепровода по пр. Строителей, а сам ручей отводился в сторону.

В общем, теперь в интернете есть фотка одного конца трубы...  https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/80281.png

+6

10

VECTOR написал(а):

На предыдущем фото я год постройки "1960" закрыл вопросом

Это и предположила сразу :) Только думала, что дата будет более ранняя.
А тут "воначё", целая история занимательная  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

Быстрейшего излечения ноги. Лето впереди и много всего для фотографирования.

+2

11

Olga написал(а):

Только думала, что дата будет более ранняя.

На Нижней Ельцовке балка над мостом второго пути, там тоже 1960-й стоит на ней, так что верно, значит.

Olga написал(а):

Быстрейшего излечения ноги. Лето впереди и много всего для фотографирования.

https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/17474.png

+1

12

Большое спасибо, VECTOR, за интересный рассказ и ценную информацию добытые такой дорогой ценой. Также желаю Вам скорейшего выздоровления. И, думаю, нужно показаться врачу, если еще этого не сделали.

Я сегодня там побывал и впервые увидел дату, которую я раньше не замечал. Вот что значит быть приземленным человеком и все время смотреть под ноги. Хотел снять другой портал, но залезть в трубу не решился, так как ручей уже разлился.

VECTOR написал(а):

Т.е. вы хотите сказать, что вот эта вот на фотке хиленькая струйка и есть та самая могучая река Чербузы, в честь которой и была названа былая деревня переселенцев в "Щ"???

Поскольку название Чувашское, можно предположить, что сначала была деревня, а уж потом появилось название у ручья.

VECTOR написал(а):

Вот на этом фрагменте карты неизвестного года (наверное - конец 30-х), на который я однажды наткнулся, видно, что именно речка там не обозначена, хотя деревня и подписана, но есть заболоченная местность, наверное течёт и ручей, а также видно то, что тогда Бердское шоссе шло с той стороны, где я сфотал, а не там, где сейчас.
Наверное, там через ручей на Бердском шоссе какой-то деревянный мостик был раньше у трубы.
Как предположение, что русло этого ручья прокопали когда-то позже, чтобы местность осушить.

Думаю, датировка карты неправильная, так как Бердское шоссе с западной стороны от железной дороги было построено в самом начале 1930-х гг.

Так же думаю, что ручей естественного происхождения: известно, что в районе ул. Полевой он протекал по достаточно глубокому оврагу, а на оставшемся небольшом открытом участке он имеет достаточно естественный вид. Наконец, название "Березовый лог" говорит само за себя.

VECTOR написал(а):

В общем, до конца трубы я не дошёл, так как отрубился телефон, но всё же я успел внутри сделать ещё один такой смазанный кадр, где видно, что она состоит из трёх частей, причём свод той дальней 1913-го - из каменных блоков, без внешнего слоя бетона (на фото этого не видно), а уже дальнейшие две пристройки 1960-го не очень понятно какие, так как виден только бетон. То ли с арматурой, то ли с бутовым камнем.

Странно. С той, дальней стороны проходит подъездной путь на Шлюз. Поэтому можно предположить, что туннель наращивался с обеих сторон.

VECTOR написал(а):

Лично мне эта тема этой трубы была интересна после того, как я заметил трубу вот в этой хронике, начиная со времени 1:38 надо смотреть: Киножурнал "Сибирь на экране". Новосибирский научный центр
Тогда я тему создавал, вручную склеив несколько кадров: Строительство микрорайона "Щ" (Академгородок).

Как видно по фото в той теме, Чербузская труба была проезжая до постройки путепровода по пр. Строителей,

Я так и думал, что сначала машины проезжали по этой трубе! Но бывший председатель профкома СО РАН М.С. Кочан в своих мемуарах писал, что с самого начала был некий путепровод по трассе пр. Строителей. Выходит, я был прав, а его память подвела. Спасибо!

От себя хочу добавить, что в 1980-е годы лично видел переезд через железную дорогу на северном краю ст. Сеятель - насыпь, ограниченную столбиками.

VECTOR написал(а):

а сам ручей отводился в сторону.

Это как? С боку проезда для ручья была выкопана канава? Вообще то весной и после ливней он достаточно полноводный.

+1

13

ss16011973 написал(а):

Хотел снять другой портал, но залезть в трубу не решился, так как ручей уже разлился.

Ну его, нафиг, чесслово. Сейчас бы, грубо говоря, две "калеки" было, причём, ещё не известно кто ещё бы больше.
Да и работники АЗС могут запаниковать, увидев, что кто-то там лазит, да и нажать "красную кнопку" на всякий случай. Потом на допросе и признаетесь во "всём", что только можно.

Справа через кусты я пройти не решился, ибо торчащие в неожиданных местах из земли под слоем снега отрезки арматур никто ещё не отменял, стать "шашлыком" особого желания как-то нет. Да и просто заросли кустов не люблю, без глаз можно остаться.
Поэтому тупо сиганул прямо с "обрыва", там где ручей вытекает, надеясь приземлиться на небольшой островок снизу, а дальше по ещё не растаявшей льдине как-нибудь туда пройти.
Поторопился, не рассчитал высоту и возможности, промахнулся и чуть было не полетел лицом в эти самые "Чербузы", подвернув при этом стопу.
В общем - повезло, так как могло быть и хуже. Сегодня уже лучше.
Это как бы предостережение вам на будущее, а то "сценарии" разные бывают.
Не лезьте туда, даже и не думайте! Даже тупоголовая молодежь туда не лезет, о чём видно по НЕ разрисованным внутри стенам.
Или лезет, но ноги ломает на полпути...
Так что эта г-внотечка этого не стоит, чесслово...
В общем - предостерёг, как смог!

В любом случае, условно конец со стороны шоссе для взгляда доступен, во всяком случае верхняя часть видна: на панораме Яндексана панораме Google
Так что, примерно понятно что и как, просто фоток другого конца нигде не было раньше, вот я и сфотал. Большего и не надо!

ss16011973 написал(а):

Поскольку название Чувашское, можно предположить, что сначала была деревня, а уж потом появилось название у ручья.

Да, я тоже так подумал.

ss16011973 написал(а):

Думаю, датировка карты неправильная, так как Бердское шоссе с западной стороны от железной дороги было построено в самом начале 1930-х гг.

ss16011973 написал(а):

От себя хочу добавить, что в 1980-е годы лично видел переезд через железную дорогу на северном краю ст. Сеятель - насыпь, ограниченную столбиками.

Я не знаю какого она года. Это карта из онлайн-дневника одного жителя Академгородка, вот с этой вот страницы
Не знаю, удалось ли автору исследовать Чербузу, найти её истоки...
Но на той карте видно, что далее Бердское шоссе снова перескакивает на другую сторону, так что не знаю почему на казарме 23-й версты был переезд, о котором вы сами и вспомнили.

ss16011973 написал(а):

Так же думаю, что ручей естественного происхождения: известно, что в районе ул. Полевой он протекал по достаточно глубокому оврагу, а на оставшемся небольшом открытом участке он имеет достаточно естественный вид. Наконец, название "Березовый лог" говорит само за себя.

Наверное. Ну, может где-нибудь русло и подправили, когда строить там начали.

ss16011973 написал(а):

Странно. С той, дальней стороны проходит подъездной путь на Шлюз. Поэтому можно предположить, что туннель наращивался с обеих сторон.

Не знаю, но вдоль всей дороги от самого города видно, что расширяли в сторону от шоссе, хотя бы по тем же трубам.
Да и точно вам говорю, что в конце свод был каменный из блоков, а не бетонный, просто на фотке это не видно. Вы сами можете видеть бетонную середину на моём фото, так что расширяли в одну сторону.

ss16011973 написал(а):

Я так и думал, что сначала машины проезжали по этой трубе! Но бывший председатель профкома СО РАН М.С. Кочан в своих мемуарах писал, что с самого начала был некий путепровод по трассе пр. Строителей. Выходит, я был прав, а его память подвела. Спасибо!

Ну, в принципе, расстояние между путепроводом и трубой не столь большое, так что вышеупомянутый вами автор мог просто немного подзабыть как точно было.

VECTOR написал(а):

    а сам ручей отводился в сторону.

Это как? С боку проезда для ручья была выкопана канава? Вообще то весной и после ливней он достаточно полноводный.

Так по той хронике видно.
Я не думаю, что дорога из трубы так ногами мощно натоптана.
Вот стрелки где канава:

https://i.ibb.co/9wDf7fg/image.jpg

+2

14

VECTOR написал(а):

Но на той карте видно, что далее Бердское шоссе снова перескакивает на другую сторону, так что не знаю почему на казарме 23-й версты был переезд, о котором вы сами и вспомнили.

Можно предположить, что это из-за того, что к западу от ж.д. местность была заболочена. Так же переезд мог появиться для нужд деревни Чербузы, хотя это вряд ли.

+1

15

ss16011973 написал(а):

Можно предположить, что это из-за того, что к западу от ж.д. местность была заболочена. Так же переезд мог появиться для нужд деревни Чербузы, хотя это вряд ли.

Или для тотального контроля кто куда ездит, чтобы мимо ж.д.-казармы никто не проехал.

+1

16

Казарма, т.е. каменный домик для ж.д. служащих, находится как раз на западной стороне ж.д.

Интересно, где дорога переходила обратно на другую сторону. Никаких следов не осталось.

+1

17

ss16011973 написал(а):

Интересно, где дорога переходила обратно на другую сторону. Никаких следов не осталось.

Ну вы же помните там где-то переезд и столбики. Хотя, не факт, что на том же месте было.

Кстати, тот самый исследователь из Академгородка с картой всё же 2 года назад тоже добрался до этого конца трубы.
Я нашёл запись в его дневнике.
Он туда добрался и... не сделал фотку!!!    https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/80281.png
При этом смотрите что он написал: https://diary.ru/~temar/p218987133_cherbusy.htm
Немного цельного представления не хватило, но он хотя бы попытался...

Сходил на то место, где наша микро-речка протекает под железной дорогой на Алтай. Готов был увидеть там маленькую дырку для воды, но нашел эпичную арку царских времен. Её правда в советское время успели обмазать бетоном и покрасить, да еще и дату 1960 зачем-то налепить, но узнается на раз, да и оригинальная каменная кладка из-под осыпающегося бетона видна. В общем, еще один плюсик в гипотезу, что по крайней мере до постройки микрорайона Щ Чербузинка была нормальным ручьем или даже речкой.

+1

18

VECTOR написал(а):

ss16011973 написал(а):
Интересно, где дорога переходила обратно на другую сторону. Никаких следов не осталось.

Ну вы же помните там где-то переезд и столбики. Хотя, не факт, что на том же месте было.

Нет, я говорю уже про то место, где дорога возвращалась обратно на запад от ж.д. по пути в сторону Бердска.

VECTOR написал(а):

Ну вы же помните там где-то переезд и столбики. Хотя, не факт, что на том же месте было.

Кстати, тот самый исследователь из Академгородка с картой всё же 2 года назад тоже добрался до этого конца трубы.
Я нашёл запись в его дневнике.
Он туда добрался и... не сделал фотку!!!   
При этом смотрите что он написал: https://diary.ru/~temar/p218987133_cherbusy.htm
Немного цельного представления не хватило, но он хотя бы попытался...

Он имел в виду именно наш край трубы. И в заметке даны фотки совсем других объектов.

Отредактировано ss16011973 (17-03-2022 15:53:51)

+1

19

Как говорилось в фильме, нормальные герои всегда идут в обход. Поэтому я подошел к западному порталу трубы не изнутри, а со стороны АЗС.

Как выяснилось, этот портал тоже сделан из бетона, и прилегающая к нему часть свода бетонная. По видимому, виденная Вам каменная кладка ближе к середине трубы, чем к ее краю. А иначе было бы странно: если туннель пришлось нарастить в сторону Щ в связи со строительством второго пути, то и в другую сторону его тоже пришлось бы нарастить в связи со строительством третьего пути, то есть подъездной ветки на Шлюз.

К сожалению, на фотографии свод плохо видно, так как я снимал дешевым планшетом (для увеличения фотографии по ней можно щелкнуть). Но поманипулировав с контрастом, его можно разглядеть.

https://i.ibb.co/7vswQSR/IMG-20220317-162214.jpg

Вопреки Вашим подозрениям, работники АЗС не сдали меня полиции, а, напротив, дружелюбно объяснили, как лучше подняться на железнодорожную насыпь.

А вот такое течение в этом ручье после хорошего дождя:

https://i.ibb.co/1ztx4Xy/IMG-20210621-192320.jpg

Отредактировано ss16011973 (17-03-2022 17:34:54)

+3

20

ss16011973 написал(а):

Он имел в виду именно наш край трубы. И в заметке даны фотки совсем других объектов.

Да, он там просто пример привёл. Вроде, как он много фотает, но что-то он сам не сфотал.

ss16011973 написал(а):

Как выяснилось, этот портал тоже сделан из бетона, и прилегающая к нему часть свода бетонная. По видимому, виденная Вам каменная кладка ближе к середине трубы, чем к ее краю. А иначе было бы странно: если туннель пришлось нарастить в сторону Щ в связи со строительством второго пути, то и в другую сторону его тоже пришлось бы нарастить в связи со строительством третьего пути, то есть подъездной ветки на Шлюз.

Вау, теперь ваше фото этого конца тоже первое в интернете!
Да, то что из бетона портал, то это видно с шоссе, но только портал какой-то нестандартный для того времени, поэтому я тоже предполагал, что этот портал могли модифицировать в 1960-м.
Честно говоря, каменные блоки в том конце я точно видел, но я внутри только до середины дошёл, так как телефон сел, так что я детали особо не рассматривал, прям вот сам конец не рассматривал.
Так что, сам портал скорее всего уже более современный, а изначально труба могла быть как все подобные такого размера, типа тех, что на Ельцовке или на Зырянке.
А на склеенной выше мною панораме из кинохроники не разглядеть как именно было.
Как понимаю, дно там было раньше всё же ниже, а то бы ничего там бы не проехало, т.е. трубу потом засыпали и лоток ещё пристроили.

Если бы сохранился где-нибудь комплект исполнительных чертежей Алтайской ж.д., то можно было бы не гадать, а просто посмотреть в чертежах какого она была размера и типа.
Я такой комплект в интернете не встречал, но может он и сохранился. Многие чертежи Транссиба сохранились, но тут, правда, дорога частная была. Несколько комплектов было, наверное.

ss16011973 написал(а):

Вопреки Вашим подозрениям, работники АЗС не сдали меня полиции, а, напротив, дружелюбно объяснили, как лучше подняться на железнодорожную насыпь.

Яб сдал!
А то ходят блохеры всякие, не знаешь что от них и ждать...

ss16011973 написал(а):

А вот такое течение в этом ручье после хорошего дождя:

Да, рыбы там нет! 

По трубе всё выяснили или есть ещё вопросы?

Я вот сейчас искал в подшивке газет когда всё же путепровод по пр.Строителей достроили.
Нигде заметки в честь этого не встретил, может и пропустил, но в 1962-м он уже точно был.
Ну, не нашёл, так не нашёл, зато вот что попалось про самых первых "академиков" (ради прикола):

15 февраля 1961 - Вечерка

https://i.ibb.co/M7gvcFy/15-1961.jpg

Отредактировано VECTOR (17-03-2022 18:57:44)

+1

21

Не знаю, где

Газета "Наука в Сибири" от 21.05.1987 года

https://i.ibb.co/JkhKjpd/1957-59-1987-05-21-20.jpg

+4

22

VECTOR написал(а):

По трубе всё выяснили или есть ещё вопросы?

У матросов нет вопросов.

VECTOR написал(а):

Я вот сейчас искал в подшивке газет когда всё же путепровод по пр.Строителей достроили.
Нигде заметки в честь этого не встретил, может и пропустил, но в 1962-м он уже точно был.

Да. Мой папа в 1960 г. приехал поступать в НГУ по однопутной дороге на поезде с паровозом. Видимо, вскоре после этого построили второй путь. В 1962 г. Дорогу электрофицировали. Очевидно, когда то тогда и построили путепровод. Недавно с большим удивлением узнал, что южнее Бердска дорога до сих пор однопутная.

Спасибо за статью про бизона. Жаль, что не написано, где его нашли.

Отредактировано ss16011973 (17-03-2022 19:26:09)

+1

23

ss16011973 написал(а):

У матросов нет вопросов.

Да, похоже, что после вырезки выше из "Наука Сибири" стало ещё очевиднее.

ss16011973 написал(а):

Мой папа в 1960 г. приехал поступать в НГУ по однопутной дороге на поезде с паровозом.

Первопроходец НГУ! Смог?

ss16011973 написал(а):

Недавно с большим удивлением узнал, что южнее Бердска дорога до сих пор однопутная.

Ага, тоже сейчас посмотрел и увидел.

ss16011973 написал(а):

Спасибо за статью про бизона. Жаль, что не написано, где его нашли.

Везде можно что-нибудь найти, только поглубже копнуть надо, так что не принципиально даже где и нашли.

Если Палыч до этого места прочитает, то может перекинет тему в: Мосты, путепроводы, эстакады, понтонные переправы

+1

24

VECTOR написал(а):

Первопроходец НГУ! Смог?

Да, конечно. Иначе бы меня на этом форуме не было (скорее всего).

+2

25

Обратили внимание на форму свода порталов?
На фото п.9 - парабола.
На фото п.19 - радиус.

+1

26

Ирландец написал(а):

Обратили внимание на форму свода порталов?

Ирландец, в ваших словах присутствует какая-то недосказанность...
Мол, что-то должно из этого следовать, но не ясно что.
Ну, давайте тогда поговорим на этот счёт - пографоманим.

Как известно, свод в виде параболы лучше держит нагрузку, что каждый может проверить хотя бы на курином яйце.
Вот поэтому многие трубы и были параболические в верхней части.
Тут же всё же мы видим конец трубы (портал), который уже особой несущей роли не играет, так как он с края.
И известно, что этот портал достроили. Не исключено, что это было сделано и раньше 1960-го, к примеру - ещё в 30-х.
Ну, мало ли, бывало насыпи проседали или уклоны исправляли, поэтому насыпи и досыпали.
Для достройки сколотили опалубку. Очевидно, что окружность для опалубки сделать проще, чем параболу.
Для этого не надо сильно мудрить, пытаясь повторить исходную форму параболы, а просто надо взять верёвку нужной длины, один конец которой закрепить, а к другому привязать карандаш.
Вот, видимо, типа того и сделали, когда опалубку сколачивали, горизонтальные следы от досок которой прекрасно заметны на фото ss16011973.

Как я говорил раньше, я внутри до того конца не дошёл, так как отрубился телефон, да я и ещё и запаниковал, так как после неудачного приземления на ногу подумал, что от туда не смогу выбраться, так как там обратно надо корячиться по льду и снегу вверх, поэтому и поспешил оттуда смыться. В общем, всё фиговое произошло одновременно...  https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/80281.png
Поэтому сделал только две фотки.
Впрочем, сейчас увеличил фотку и прибавил яркости.
Вот тут внутри видно 4 внутренние части: 1,2 - бетонные достроенные параболы, 3 - каменный свод-парабола, 4 - круглый портал.
У достроенного с той стороны круглого портала 4 верхняя часть ниже изначальной каменной параболы 3, что и заметно на фото.
Ирландец, вас такое объяснение устроит?

https://i.ibb.co/DG7GQYY/image.jpg

Вообще, там вдоль дороги до Академа есть ещё пара "прикольных" труб.
Прикольные потому, что они узкие и каменные, что как-то не совсем объяснимо, так как трубы несколько большего размера, которых вдоль дороги довольно много, уже тогда были сделаны из бетона.
Только самые здоровые были сделаны каменными, типа такой, как в этой теме.
Но те малые в густых зарослях - нафиг надо, мне хватило. Этого "добра" и так в интернете завались.
А интерес конкретно к данной трубе был именно в том, что она ещё изначально и функцию путепровода выполняла, о чём явно сейчас трудно представить.
"Маленькая дыра в большую науку...", как в вырезке Olga написано...

+1

27

VECTOR написал(а):

Не исключено, что это было сделано и раньше 1960-го, к примеру - ещё в 30-х.

В третий раз говорю, что над этим порталом проходит ж.д. ветка на Шлюз. Так что он был построен наверняка не раньше 50-х гг. Причем на Вашем коллаже из кадров кинохроники 1958 г. ветки на Шлюз не видно.

VECTOR написал(а):

трубы несколько большего размера, которых вдоль дороги довольно много, уже тогда были сделаны из бетона.

Это где? Две ближайшие трубы, к югу от пр. Строителей и к югу от Нижней Ельцовки состоят из двух частей: с одной стороны монолитный бетонный короб, а с другой - железобетонное перекрытие, опирающееся на каменные устои. Я раньше думал, что в царские времена была построена именно монолитная часть и даже пытался найти на штукатурке автографы людей начала 20 века, но теперь понимаю, что в царские времена была построена именно часть с каменными устоями. А вместо железобетонного перекрытия тогда была, скорее всего, металлическая ферма.

Отредактировано ss16011973 (18-03-2022 12:59:30)

+2

28

ss16011973 написал(а):

В третий раз говорю, что над этим порталом проходит ж.д. ветка на Шлюз.

ОК, запомним. )
Но это ещё не исключает чего-либо иного...

ss16011973 написал(а):

Это где?

Да там они всей дороге через каждый километр по трубе, если не ближе...

ss16011973 написал(а):

но теперь понимаю, что в царские времена была построена именно часть с каменными устоями. А вместо железобетонного перекрытия тогда была, скорее всего, металлическая ферма.

Да, с каменными устоями первая.
Во времена постройки Транссиба малые фермы были снизу параболической формы, склёпанный из многих частей, чтобы было оптимальное соотношение несущей способности и массы.
А к моменту постройки этой дороги, как я понимаю, о металле особо не заботились, поэтому скорее всего там уже были прямые металлические клёпанные балки, которые проще, да и надёжнее, хотя и тяжелее.

ss16011973 написал(а):

и даже пытался найти на штукатурке автографы людей начала 20 века

Не там искали, короче...

Отредактировано VECTOR (18-03-2022 13:16:38)

+1

29

VECTOR написал(а):

Для достройки сколотили опалубку. Очевидно, что окружность для опалубки сделать проще, чем параболу.

Именно так и было. При этом гарантированно занижается отметка свода относительно параболы.
Вряд ли так стали бы делать, имея предельно низкую высоту для проезда автотранспорта.

ss16011973 написал(а):

Так что он был построен наверняка не раньше 50-х гг. Причем на Вашем коллаже из кадров кинохроники 1958 г. ветки на Шлюз не видно.

Соглашусь. Думаю, что этот портал был выполнен после того, как труба утратила функцию путепровода.

Отредактировано Ирландец (19-03-2022 08:04:43)

+2

30

Интересная труба непосредственно под станцией Сеятель, в ее северной части:

https://i.ibb.co/xzpQGyG/IMG-20220325-190221.jpg

- вход в трубу со стороны Щ спрятался между гаражами, которые к ней вплотную примыкают.

https://i.ibb.co/ZTzcZhV/IMG-20220325-190957.jpg

- вход очень низкий, так как под дорогой к трубе подходит коллектор какого то ручья. Этот ручей потом проходит под бердским шоссе.

https://i.ibb.co/w6NPwfN/IMG-20220325-190248.jpg

- но не смотря на это, труба очень высокая, человек любого роста в ней может свободно пройти. Единственная неприятность - неровное дно и мусор под ногами. Труба состоит из прямоугольных секций и параболических секций разной высоты. Все они сделаны из бетона. К сожалению, снять ничего не удалось из-за низкой светосилы дешевой камеры на планшете. Никогда не думал, что мне придется куда то посылать фотографии.

https://i.ibb.co/jGyh7Sr/IMG-20220325-190501.jpg

- портал на выходе из тоннеля в сторону Бердского Шоссе. Единственная тропинка оттуда ведет к т.н. "Казарме 23-й версты". Это симпатичный типовой кирпичный домик царской постройки. Он в месте с некоторыми более поздними строениями зажат между шоссе и железной дорогой. По-видимому, это самый старый дом в Щ.

Отредактировано ss16011973 (27-03-2022 14:19:15)

+2

31

ss16011973 написал(а):

Интересная труба непосредственно под станцией Сеятель, в ее северной части:

Да, там они местами буквально через километр, что и получается с ваших слов.
Эта, как я понимаю, меньшего размера, чем та, которой тема посвящена. Тут только человек пройдёт.
А если через эту трубу тёк ручей, то и казарму логично было недалеко построить, чтобы водой были обеспечены без рытья колодца. Хотя, может и просто для вешних и дождевых вод...

ss16011973 написал(а):

Труба состоит из прямоугольных секций и параболических секций разной высоты. Все они сделаны из бетона.

А форумчанин Александр Круглов зафиксировал полностью каменные своды вот тут: Каменные трубы путей Транссиба в НСО (река Большой Барлак и др.)
Но это ещё за 20 лет  до постройки Алтайской ж.д.

ss16011973 написал(а):

К сожалению, снять ничего не удалось из-за низкой светосилы дешевой камеры на планшете. Никогда не думал, что мне придется куда то посылать фотографии.

Да нормально, видно о чём речь. )

ss16011973 написал(а):

Единственная тропинка оттуда ведет к т.н. "Казарме 23-й версты". Это симпатичный типовой кирпичный домик царской постройки. Он в месте с некоторыми более поздними строениями зажат между шоссе и железной дорогой. По-видимому, это самый старый дом в Щ.

Да, конечно, у вас там самое старое рядом с "Щ", что как-то сохранилось со временем и связано с деятельностью человека, то имеет отношение к ж.д.
Впрочем, как и в самом Новосибирске.
Так что ваш интерес к этому как-то понять можно. )

В НИИЖТе/СГУПСе есть же специальность "мосты и тоннели", вот там у них это всё дело и изучают, как я понимаю...

Отредактировано VECTOR (27-03-2022 15:25:32)

+3

32

1) На старой кинохронике есть очень интересный кадр с, предположительно, этим тоннелем. "Лесная сказка. История Новосибирского Академгородка" на 04:07.
Кинохроника с тоннелем

2) Этот маленький ручеёк во время сильных дождей ежегодно выходит из берегов поднимаясь выше уровня железного мостика в районе Вивановы. Глубина метра 3 наверное. Прилагаю фото когда вода уже спала.
Ручей Чербузы во время разлива

3) Знакомый моих родителей рассказывал, что раньше вдоль этой речки были огороды. Во время одного сильного ливня у одной бабки свинью унесло в этот ручей и она засуетилась и полезла спасать животинку и утонула. Не знаю правда или нет, но рассказывалось на полном серьёзе и повода врать не было.

+1

33

Евгений Козионов написал(а):

она засуетилась и полезла спасать животинку и утонула

да быть могло запросто, но документов нет

0

34

Евгений Козионов написал(а):

1) На старой кинохронике есть очень интересный кадр с, предположительно, этим тоннелем. "Лесная сказка. История Новосибирского Академгородка" на 04:07.

О, всё же попала ближе на старую хронику.
Т.е. западный торец виден, который удлинён, как я понимаю.
А когда построили путепровод на Строителей и открылось движение через него, так это и не нашёл. Где-то в середине 1960-го, наверное.

Отредактировано VECTOR (06-04-2024 21:22:55)

+1

35

VECTOR написал(а):

О, всё же попала ближе на старую хронику.
Т.е. западный торец виден, который удлинён, как я понимаю.
А когда построили путепровод на Строителей и открылось движение через него, так это и не нашёл. Где-то в середине 1960-го, наверное.

На днях про это в книге 60-лет СибАкадемСтрою читал: в 1962 году.
Выдержка из юбилейного издания "60 лет САС"

+2

36

Евгений Козионов написал(а):

На днях про это в книге 60-лет СибАкадемСтрою читал: в 1962 году.
Выдержка из юбилейного издания "60 лет САС"

О, благодарю! :)
И вдруг я вспоминаю, что что-то похожее, вроде, мне попадалось в газете "Советская Сибирь", наверное тоже за 1962-й, но по какой-то причине совершенно не обратил на это внимание. )
Всё же тогда в 1962-м журналисты написали с ошибкой, ибо это уже нельзя назвать "туннель", а это "путепровод" они построили.
Наверное, старый проезд всё же некоторое время ещё использовали, кому чуть ближе он был для выезда в город.
Я-то всё пытался узнать, почему его построили в большой размер отверстия 2 сажени, как следует из карты профиля пути: Алтайская железная дорога
Но теперь понятно, что при дождях напор был большой, поэтому с таким отверстием и построили в 1914-м, что даже грузовики там потом могли проехать на стройку.

Отредактировано VECTOR (06-04-2024 21:54:49)

0

37

VECTOR написал(а):

15 февраля 1961 - Вечерка

Заметка про бизона
Эта заметка от 15 февраля 1961года не давала мне покоя.
Я обращался за информацией сначала к родителям, но они ничего не слышали о находках при строительстве, затем я пошёл в музей истории СО РАН и в интегральный музей, но нигде про эти находки никто ничего не слышал.
Тогда и сделал запрос уже в Институт Археологии и Этнографии конкретно по упоминаемой в заметке находке и, если таковые были, аналогичным находкам на территории Академгородка. Только что получил ответ из института:

"Добрый день, Евгений! В ответ на ваше письмо о находках палеофауны при строительстве Академгородка можем сказать, что за течением времени их следы утрачены. Если какие-то ещё находки, кроме черепа бизона, переданного, согласно присланной вами заметке, в Краеведческий музей, и были, то на них могли и не обратить внимания, или они могли быть утрачены после. В палеонтологической коллекции нашего Института археологии и этнографии СО РАН нет костей, про которые было бы известно, что они происходят с территории Академгородка. В собраниях других музеев лучше уточнять у них напрямую.

В экспозиции главного корпуса нашего института на пр-кте Академика Лаврентьева, 17, есть несколько скелетов животных мамонтовой фауны, происходящих с территории Новосибирской области, но это именно область, не город Новосибирск. Так, в частности, выставленный у нас скелет первобытного бизона собран из фрагментов нескольких скелетов, обнаруженных в районе месторождения Красный Яр в 17 километрах по Оби ниже Новосибирска."

Возможно, эту информацию стоит продублировать в какую-то более подходящую часть форума.

Отредактировано Евгений Козионов (08-04-2024 15:21:09)

+2

38

Евгений Козионов написал(а):

Тогда и сделал запрос уже в Институт Археологии и Этнографии конкретно по упоминаемой в заметке находке и, если таковые были, аналогичным находкам на территории Академгородка. Только что получил ответ из института:

Эк, как Вы копнули... )
Потеряли/сломали/выкинули в музее, короче.

Отредактировано VECTOR (08-04-2024 17:04:19)

0

39

В отделе природы Краеведческого, возможно, что как раз эту находку в Академе и использовали: Новосибирцев попросили придумать имя скелету древнего бизона

0

40

Накопал наконец-то первое прямое указание на использование этого тоннеля автомобилями!
https://i.ibb.co/Pr6Jd4N/IMG-20240414-165006-cr.jpg

+1

41

Евгений Козионов написал(а):

Накопал наконец-то первое прямое указание на использование этого тоннеля автомобилями!

Интересно все таки, они прямо по ручью ехали? Автобусы, наверное, там все таки не ездили. Слишком маленький габарит.

0