...
Отредактировано VECTOR (25-09-2021 18:51:29)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Где проходил бичевник? Где была каменная башня? Где была дамба?
...
Отредактировано VECTOR (25-09-2021 18:51:29)
И по тексту вопросики:
Где проходил бичевник? Наверное, всё же вариантов не так много - как-то берегом до станции.
Где была каменная башня? Где была дамба? Понятное дело, что рядом с башней и дамба.
Сибирская жизнь - 1 сентября 1906 № 188
P.S.
Как понимаю, "масло с песком" - некий аналог в сквозящей сквозь века истории про "миллионы и мешок с картошкой".
Отредактировано VECTOR (06-04-2022 18:40:54)
Я перезагрузил вырезку на новый вариант, а то в предыдущем варианте куска текста не было в 3-м столбце.
И по тексту вопросики:
Где проходил бичевник? Наверное, всё же вариантов не так много - как-то берегом до станции.
Где была каменная башня? Где была дамба? Понятное дело, что рядом с башней и дамба.Сибирская жизнь - 1 сентября 1906 № 188
P.S.
Как понимаю, "масло с песком" - некий аналог в сквозящей сквозь века истории про "миллионы и мешок с картошкой".Отредактировано VECTOR (Сегодня 18:57:32)
Башня в Нахаловке одна.
Где проходил бичевник?
Это легко. Береговая полоса шириной не менее 10 сажень, на которой по закону ничего нельзя было строить, - это и есть бичевник.
По ней шагали бичевники (бурлаки, лямочники), когда тянули барку.
Где была каменная башня? Где была дамба? Понятное дело, что рядом с башней и дамба.
Сколько времени уже пытаюсь найти какое-нибудь фото, намекающее на их существование.
Понятно, что в районе жд пристани. На земле, отведённой жд ведомству на берегу Оби.
Заметка из Сибирской жизни № 193 от 31 августа 1910 года в пару к вашей
Башня в Нахаловке одна.
Эта? Башня (ул. 2-я Лодочная, 23)
Да вот расположение её смущает, хотя версия интересная (если бы там у этой башни ещё бы труб снизу не было).
Это легко. Береговая полоса шириной не менее 10 сажень, на которой по закону ничего нельзя было строить, - это и есть бичевник.
Ага, благодарю!
Всё же правильно будет в современном письме через "е" - "бечевник".
Наверное, в данном тексте имеется в виду просто дорога для телег недалеко от берега, которая так условно называлась бечевником.
Особого смысла тянуть канатами вдоль берега у нас что-то не видно.
И этот бечевник должен был куда-то привести. Просто потом могла дорога свернуть к станции где-то, да хоть в трубу Михайловского лога! (правда, там труба, вроде, как 0,5 сажень всего была - только пройти пешком)
На месяц ранее: Сибирская жизнь - 22 июля 1906 № 155
Сколько времени уже пытаюсь найти какое-нибудь фото, намекающее на их существование.
Понятно, что в районе жд пристани. На земле, отведённой жд ведомству на берегу Оби.
Кто знает, может это - разные сооружения? )))
Про элеватор вот тут написано ещё: https://disk.yandex.ru/i/IIRbhvD4YlD8pg
Труды комиссии / Особая высш. комис. для всесторон. исслед. ж.-д. дела в России : Материалы по обследованию железных дорог. Сибирская жел. дор.
1912 Санкт-Петербург
Там он "самотаской" называется, правда может это было ещё чем-то другим - третьим.
Всё же правильно будет в современном письме через "е" - "бечевник".
Наверное, в данном тексте имеется в виду просто дорога для телег недалеко от берега, которая так условно называлась бечевником.
Особого смысла тянуть канатами вдоль берега у нас что-то не видно.
Правильнее наверное, особенно в современном написании, "бечевник", но раньше писали через "и".
И эта полоса была утверждена законодательно.
В Н-Н постоянно шла борьба с пароходчиками-арендаторами пристаней за то, чтобы они её не загромождали и ничего на ней не строили.
Про "тянуть канатами вдоль берега у нас" не попадалось. Я просто написала про появление названия.
Так что, да, банально использовали для подвозки грузов к пристаням.
Кто знает, может это - разные сооружения? )))
Может быть. Но вызывает сомнение, что ЖД ведомство практически в одно время осуществляло в Н-Н сразу несколько дорогостоящих проектов, попахивающих "откатом".
ЖД ведомство практически в одно время осуществляло в Н-Н сразу несколько дорогостоящих проектов, попахивающих "откатом".
Я начитался тут такого про указанного в конце 1-го столбца своей вырезки начальника участка Остроумова, про начальника телеграфа и начальника самой станции, что меня теперь ничего не удивляет. )))
Во всяком случае, указанные в моей первой вырезке и в вашей элеваторы указаны по стоимости в 50 тыс. рублей, т.е. один и тот же объект.
И в качестве приводов указаны даже не паровые и нефтяные двигатели, а динамо-машина , т.е. генератор тока, который бы питал электромотор.
Очевидно, что это ДОРОЖЕ, так как электроприводы были всё же ещё редкостью.
А почему выбрали дороже в вырезке, как мне кажется, вполне объясняется...
А указанная "самотаска" в моей второй вырезке уже на нефтяном двигателе и ценой в 37 тыс. рублей, т.е. скорее всего другой уже объект.
Ладно, будем считать, что разобрались, хотя и правда нет ни одной фотки с чем-то похожим. Видимо, где-то ближе к станции всё это было, а имеющиеся фотки только рядом с мостом показывают пристань.
Кстати, в той самой Башня (ул. 2-я Лодочная, 23) может также ещё располагалась динамо-машина, кроме насоса.
Ну, может начальство холодильника вечерами лампочки у себя включало.)))
Отредактировано VECTOR (26-09-2021 16:17:05)
А напомните, плиз, про вот эту башня рядом с трубой
Это башня Алтайской фабрично-промышленной компании. Находилась она не на земле, отчуждённой железной дороге.
PS
И мы всё же говорим о береговой полосе - бичевнике.
Чёт как-то хиленько для вышеприведённого описания
Это издали хиленько смотрится )))
Для динамо-машины норм.
Для динамо-машины норм.
Отредактировано VECTOR (26-09-2021 22:46:57)
К тому же в заметке газеты Сибирская жизнь - 22 июля 1906 № 155 (см. п. 5) сооружение называется "каменная будка"
Предположу, что речь идёт об этих сооружениях.
Но это территория не железнодорожной пристани.
Пароход слева стоит у пристани Богословского горнозаводского акционерного общества.
А жд пристань левее её. Там все жд склады, пакгаузы, маслохранилища.
К тому же в заметке газеты Сибирская жизнь - 22 июля 1906 № 155 (см. п. 5) сооружение называется "каменная будка"
Видел. Думал.
А в будке той каменной сидит очень "злюкен собакен", который всё это охранял...
Ну, не знаю, но башня и будка всё же на вид отличаются, наверное.
Вообще, есть ещё вот такая карточка, она слева более полная, чем карточка № 15.
Но только её в хорошем качестве нет. Либо такая, либо раскрашенная.
Может всё же та пристань с башней была ещё более левее.
И ещё упомянутая мной в п.5 "самотаска" стала работать только 29-го мая 1911-го.
Может тогда уже снесли весь тот элеватор (башню или будку, вместе с дамбой) и перестроили. Но скорее всего что-то другое.
На старых фотках ничего не понять. Какая-то куча хаотичных построек, не имеющих ничего общего.
Отредактировано VECTOR (27-09-2021 15:12:55)
Olga написал(а):
Так и поняла, что та тема потянула эту.
Но ещё раз призываю, в той теме вернитесь в район бичевника.Не вижу я его там.
В этой мешанине сараев не вижу ни бичевника, ни дамбы, ни башни.
Да и ладно. Всё равно было интересно поискать
На бичевнике табличку с надписью конечно не ставили.
Бичевник - это береговая полоса, шириной от берега примерно 20 метров.
Т.е. на фото ниже - от берега и скоре всего до запечатлённой дороги (включая эту дорогу). А постройки, которые виднеются на этой полосе, построены в нарушение закона, их надо снести.
Подытоживая, перетаскивали грузы примерно до вот этих вагончиков в центре, т.е. не так далеко от берега.
С помощью неких малых вагончиков (узкоколейных?), которых не видно(?).
Вернее их перетаскивали под навес, который стоит ближе к берегу, перед вагончиками. Оттуда грузили в вагоны. И "будка-башня-элеватор" рядом.
Название "элеватор", кстати, в данном случае обозначает механизм — транспортёр для подъёма грузов.
Думаю, после претензий Стрижева в 1906, это сооружение не убрали. Скорей всего достигли договорённостей.
И в статье 1910 года под названием "элеватор" говорится всё о той же "будке-башне".
А в 1911 году провели какую-то реконструкцию, появилась "самотаска". По сути всё тот же транспортёр.
Вернее их перетаскивали под навес, который стоит ближе к берегу, перед вагончиками. Оттуда грузили в вагоны. И "будка-башня-элеватор" рядом.
Название "элеватор", кстати, в данном случае обозначает механизм — транспортёр для подъёма грузов.
Если глянуть на карточку № 15, то видно, что другой конец состава находится довольно далеко от навеса.
Возможно, что сейчас состав стоит в крайнем правом положении, а правее уже тупик.
Не знаю как происходила погрузка, но всё же таскать грузы от навеса довольно далеко до левого конца состава.
Возможно, что когда несколько вагонов загружались со склада, то состав сдвигался вперёд на столько же вагонов для погрузки. И так до конца всего состава.
А по сему, есть идея, что элеватор и склад всё же на фотографию не попал, а находится ещё левее - в районе где-то левого конца состава, от которого бы было логичнее начинать загрузку.
Ну, тут у каждого свои разные догадки могут возникать - понятное дело.
Так, м/у делом, понятие по старой книжке:
Отредактировано VECTOR (02-10-2021 12:01:24)
Про другую, ниже. Их же на картах 2 всегда показывают.
Эта схема ни о чём не говорит. )))
Там же все сложнее было в путевом устройстве.
К примеру, можно предположить, что на этой упрощённой схеме условно показана нижняя ветка к пристани и верхняя ветка к ж.д складам.
Или же нижняя показывает ветку к пристани, а верхняя показывает ветку к мельнице.
А там ещё пути к лесопилке были, которые не показаны.
Если смотреть на схему ниже, то на на ней видны именно те 4 склада в один ряд, что на карточке № 15. Крайний склад чуть короче и на фото карточки № 15, и на схеме.
По этой схеме вагончики на карточке № 15 стоят именно на ветке к пристани, а сзади складов есть ещё одна.
Понятно, что за время от составления схемы и фото на карточке № 15 много что изменилось, кое-какие пути сдвинули или убрали.
Короче говоря, думаю, что нет там ещё ветки ближе к речке, чем та, на которой стоят вагончики на фотке.
Вы ведь именно это имели в виду?
Ладно, пожалуй хватит с меня этих "бичёвых" поисков.
Отредактировано VECTOR (02-10-2021 16:45:02)
Эта схема ни о чём не говорит. )))
Там же все сложнее было в путевом устройстве.
К примеру, можно предположить, что на этой упрощённой схеме условно показана нижняя ветка к пристани и верхняя ветка к ж.д складам.
Или же нижняя показывает ветку к пристани, а верхняя показывает ветку к мельнице.
А там ещё пути к лесопилке были, которые не показаны.
Эта схема (п.25) чётко показывает, что обе ветки находятся на земле, отчуждённой железной дороге.
С тем, что там всё было сложнее, никто не спорит.
К мельнице шла другая ветка, появилась позднее того периода, который здесь рассматривается. Шла она естественно по земле, арендованной под мельницу, а не по земле, отчуждённой железной дороге.
Если смотреть на схему ниже, то на на ней видны именно те 4 склада в один ряд, что на карточке № 15. Крайний склад чуть короче и на фото карточки № 15, и на схеме.
По этой схеме вагончики на карточке № 15 стоят именно на ветке к пристани, а сзади складов есть ещё одна.
Понятно, что за время от составления схемы и фото на карточке № 15 много что изменилось, кое-какие пути сдвинули или убрали.
Короче говоря, думаю, что нет там ещё ветки ближе к речке, чем та, на которой стоят вагончики на фотке.
Вы ведь именно это имели в виду?
Может быть. Без более детальной схемы трудно разобраться более конкретно. Так что всё наши домыслы.
Ладно, пожалуй хватит с меня этих "бичёвых" поисков.
Вольному воля
Olga
Стесняюсь спросить, но не кажутся ли вам непродуктивными попытки отыскать этот самый "элеватор" на почтовой карточке № 15, на которой запечатлён момент ещё до 1904-го года, о чём можно судить по тому, что на правой карточке ещё не построена труба у мельницы Туркина (на ней прямо выложен "1905" год), а карточка № 15 является ничем иным как продолжением панорамы, о чём можно судить по запечатлённым одним и тем же плавсредствам у пристани.
И это не смотря на то, что карточка № 15 отпечатана в 1914-м. Просто со старых фоток печатали.
Иначе говоря, нет фоток изображённой на карточке № 15 левой части пристани после 1906-го года, на которой могла быть возведена та самая дамба, башня и самотаска, которым посвящена тема...
Olga
Стесняюсь спросить, но не кажутся ли вам непродуктивными попытки отыскать этот самый "элеватор" на почтовой карточке № 15, на которой запечатлён момент ещё до 1904-го года, о чём можно судить по тому, что на правой карточке ещё не построена труба у мельницы Туркина (на ней прямо выложен "1905" год), а карточка № 15 является ничем иным как продолжением панорамы, о чём можно судить по запечатлённым одним и тем же плавсредствам у пристани.
И это не смотря на то, что карточка № 15 отпечатана в 1914-м. Просто со старых фоток печатали.
Иначе говоря, нет фоток изображённой на карточке № 15 левой части пристани после 1906-го года, на которой могла быть возведена та самая дамба, башня и самотаска, которым посвящена тема...
Проводила я когда-то исследование по этой трубе. В рамках имеющейся на тот момент инфы. Там много сопоставлений, много букв писать надо.
Если кратко, 1905 год - это год образования Алтайской фабрично-промышленной компании, он и запечатлён на трубе.
Саму эту трубу построили значительно позже, где-то лет через 5.
Открытка № 15 не может быть раньше 1905 года, там тогда таких пристаней не было.
К тому же она выпущена в серии с открыткой № 1 (см. ниже). А наличие на ней новой каланчи ДПО, которую построили в 1909, говорит, что её надо относить к периоду не ранее 1909 года.
Коль такая "бичёвниковая" тема есть, то неплохо, наверное, какой-либо официальный документ на эту тему.
Год назад С.Канн показал фрагмент документа в посте в ФБ, как я как-то заметил, листая ленту постов.
В качестве загадки можно высказать мнение была ли или нет в итоге 10-саженная присыпка берега, о которой говорится в конце документа.
Приведён только фрагмент документа, так что ответа не знаю.
Предположу, что оставили как есть, может где ж.д. пути сдвинули подальше от берега.
Хотя, может где и досыпали. Что-то как-то много 10 сажень.
Пост в основном ради документа (что был такой).
сергей канн
11 марта 2021 г. ·
К Дню рождения Новосибирскасергей канн
11 марта 2021 г. ·
К Дню рождения Новосибирска
11 марта – подлинный день рождения Новосибирска. 27 февраля 1893 г., или 11 марта, если на новый лад, император Александр III утвердил решение о направлении Средне-Сибирской железной дороги от реки Оби на восток. Императорское согласие определило дальнейшие события – развитие посёлка, получение им городского статуса и бурный рост мегаполиса-миллионера. Не отметить этот день нельзя, а к дню рождения принято дарить подарки. Конечно, лучший подарок - это книга 🙂 Ну, или новые документы, проливающие свет на недалёкое, но тёмное прошлое. Совсем замечательно, когда случаются «два в одном» – и книга, и документы. Не так давно Наталья Минина опубликовала прекрасный сборник с новыми находками по истории родного города (https://www.facebook.com/alex.alippa/po … 6455778725). Скромно присоединяюсь к её работе с ещё одним небольшим документом – «Справкой о положении вопроса по устройству береговой полосы (бичевника) у р. Оби на ст. Н-Николаевск», которая содержит некоторые малоизвестные факты о первоначальном землеустройстве посёлка.
Понятие «бичевник» (бечевник, бичёвник) – это не то место, где живут «бичи» 🙂 (Хотя иногда они и живут поблизости). Сейчас уже забылось, что так называлась полоса вдоль берега, которую использовали для буксировки судов или барж с помощью бичевы. Яркая иллюстрация бичевника представлена на картине Репина «Бурлаки на Волге», написанной в 1872-1873 гг. Чаще всего использовалась ровная отмель вдоль подошвы берега, затопляемая при паводке и открывающаяся в межень. Законы охраняли эту полосу от частных посягательств и регламентировали её управление и использование. По поводу новониколаевского бичевника, как и в связи с железнодорожным отчуждением, исследованным раньше в моей статье: http://www.prometeus.nsc.ru/works/cabmicol.ssi, состоялось непростое разбирательство между казённым ведомством МПС и Кабинетом Его Величества.
Публикуемый ниже отрывок из документа 1909 года хранится в фонде так называемой «Особой высшей комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России при МПС» (Российский государственный исторический архив, фонд 271). Привожу наиболее любопытную часть из него, посвящённую истории вопроса о бичевнике, – первые две страницы.
▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪▪
« СПРАВКА
о положении вопроса по устройству береговой полосы (бичевника) у р. Оби на ст. Н-Николаевск.
Береговая полоса у р. Оби, где ныне Томским округом Путей Сообщения признано необходимым устроить бичевник и притом нормального размера в 10 саж. шириною, – была до самого уреза воды отчуждена в казну безвозмездно в постоянное бесплатное пользование при постройке Средне-Сибирской жел. дороги по крепостному акту, совершенному [в] 1898 году. Часть берега около 300 саж. была Управлением работ по сооружению Средне-Сибирской жел. дороги занята под пристань, пути к ней и строения без оставления места для 10 саженного бичевника, часть же в 200 п. с. [погонных саженей], выговоренная в крепостном акте, осталась в пользовании собственника её Алтайского Округа Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, хотя и намечалась к отчуждению под дорогу. Впоследствии эта часть по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу 18 Февраля 1907 г. передана в собственность г. Ново-Николаевску, вместе с прочей землёй, отмежеванной городу.
До проведения линии дороги через р. Обь и ответвления от ст. Обь к правому берегу р. Оби для нужд постройки дороги, получавшей строительные грузы по Обской системе, – никакой пристани на этом месте не было (1893 г.) и единственным населённым пунктом в этом районе р. Оби было село Кривощёково, расположенное на противоположном берегу реки Оби (левом). С началом производства работ Управлением по постройке Западно-Сибирской дороги на этом левом берегу, часть села Кривощёково была отчуждена под переход р. Оби мостом, избранный по техническим соображениям в этом именно месте. Кроме того, выселявшиеся из с. Кривощёково крестьяне образовали на месте расположения нынешней ст. Обь посёлок Кривощёковские выселки. Часть села Кривощёково и все выселки были снесены, на что израсходовано до 150.000 р. Управлениями работ Зап. и Средне-Сибирской дороги, однако земля из под выселков осталась в пользовании Кабинета, а затем перешла в собственность гор. Ново-Николаевска под именем «Сосновой дачи» в соседстве с берегом. В 1895 году Управление Алтайского округа Кабинета ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА стало образовывать Ново-Николаевский посёлок в непосредственном соседстве со ст. Обь Средне-Сибирской дороги, где в это время уже производилось временное движение поездов от р. Оби до ст. Болотная. Участки отводились желающим арендовать у Кабинета землю на срок до 99 лет. Планировка самого посёлка и его размежевание произошло без сношения Округа с Управлением работ, Управления эксплуатации дороги в то время ещё не было. Город же Ново-Николаевск, как юридическое лицо, возник на арендованной у Кабинета земле в 1903 году, право же собственности на землю получил только по ВЫСОЧАЙШЕМУ указу 18 Февраля 1907 года. К этому же времени относится возникновение и предъявление к железной дороге округом путей сообщения требований предоставить для нужд пароходства десятисаженную полосу бичевника на всем протяжении железнодорожной пристани. При весеннем осмотре в 1908 году линии сметной Комиссией из представителей Министерства Путей Сообщения, Финансов и Государственного Контроля на месте, совместно с представителями Томского Округа Путей Сообщения был рассмотрен вопрос о бичевнике и была констатирована необходимость уже к навигации 1908 года развития пристаней вниз по течению р. Оби от железнодорожной дамбы до лесопилки Алтайского Округа. Начальником дороги было поручено инж. Остроумову – местному Начальнику участка, составить проект 10 саженной присыпки для образования искусственного бичевника вместо уступки в ведение Округа Путей Сообщения 10 с. полосы берега, что связано было бы с уборкой путей и сооружений, на которые затрачены значительные средства казны... »
[Источник: РГИА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 56. Л. 3–3об]
Отредактировано VECTOR (06-04-2022 10:36:42)
Коль такая "бичёвниковая" тема есть, то неплохо, наверное, какой-либо официальный документ на эту тему.
Год назад С.Канн показал фрагмент документа в посте в ФБ, как я как-то заметил, листая ленту постов.
В качестве загадки можно высказать мнение была ли или нет в итоге 10-саженная присыпка берега, о которой говорится в конце документа.
Приведён только фрагмент документа, так что ответа не знаю.
Предположу, что оставили как есть, может где ж.д. пути сдвинули подальше от берега.
Хотя, может где и досыпали. Что-то как-то много 10 сажень.
Пост в основном ради документа (что был такой).
Отредактировано VECTOR (Сегодня 10:36:42)
Памяти Сергея Константиновича
Вот тут желающие могут "найти" и бичевник, и башню, и дамбу, о которых речь идёт в п.2.
...Как, вы не видите?
И я - тоже...
Эти фотки на дальнюю часть пристани из августа 1919-го. Кто их фотал - понятно по подписи.
Видимо, что они являются вообще самыми последними фотками пристани, так как потом фотать уже нельзя было (и до этого нельзя было).
В общем - просто для темы дополнение.
123848.014. Pravý breh řeky Ob 7.8. 1919
123848.032. Novonikolajevsk, Ob
Отредактировано VECTOR (06-04-2022 18:49:29)
"...Вся эта неурядица - от того, что у города ещё руки коротки, он - не хозяин земли."
Сегодня неурядица от чего? От того, что город хозяин земли.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Просто поболтать » Где проходил бичевник? Где была каменная башня? Где была дамба?