?
Отредактировано Gelo p (22-05-2020 23:41:43)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 40-х - 50-х » Похороны на ул Дуси Ковальчук 55-57 год
?
Отредактировано Gelo p (22-05-2020 23:41:43)
Предположу, что ректора НИИЖТА, умершего в указанный отрезок времени.
Может быть Георгий Петрович Кравцов (возглавлял НИИЖТ до 1954 года)
Книжкой лучше
golod
это презентация (ее фрагменты)
Из семейного архива Ирины Ковалевой,
из фотоальбома годы обучения в НИИЖТе 52- 57 год
Уже где-то говорила, что раз трамвай уже есть, то это 1955-57 годы.
Судя по одежде, ранняя весна или лето.
Судя по солнышку, вторая половина дня, ближе к вечеру.
Думаю, хоронят Мацкевича Степана Фаддеевича.
МАЦКЕВИЧ Степан Фаддеевич
8 мая 1947 г. в Москве на заседании Ученого совета Московского института инженеров железнодорожного транспорта диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук защитил Степан Фаддеевич Мацкевич, доцент и заведующий кафедрой «Железные дороги» НИВИТа. Для научно-педагогической общественности МИИТа это было рядовое событие, но для НИВИТа оно стало знаковым. Это была первая за-щита докторской диссертации педагогом НИВИТа за всю 15-летнюю историю института. Этому событию сопутствовал один небезынтересный факт: Высшая аттестационная комиссия при Совете министров СССР разрешила С. Ф. Мацкевичу, в качестве исключения, защиту докторской диссертации без ученой степени кандидата технических наук. Этим был отмечен его громадный производственный и научно-педагогический опыт.
Степан Фаддеевич Мацкевич родился 1 января 1890 г. в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии в крестьянской семье. Грамоте учился в сельской школе, которую окончил в 12 лет. Благодаря материальной помощи своего дяди, служившего классным наставником, поступилучиться в гимназию, однако после смерти дяди вынужден был ее оставить из-за недостатка средств. Полученные гимназические знания и недостаток школьных преподавателей способствовали тому, что ему разрешили вести преподавательскую работу в сельских школах Белоруссии. Этот опыт и работа над самообразованием позволили ему в 1916 г. (в 26 лет!) выдержать экстерном испытания на аттестат зрелости. В 1921 г. Степан Фаддеевич поступил на факультет путей сообщения Саратовского университета. Видимо, в связи с какими-то преобразованиями в системе высшего образования (в личном деле С. Ф. Мацкевича сведения об этом отсутствуют) он распоряжением Главного управления профессионального образования был переведен в Казанский поли-технический институт. Но и здесь он попал под реформаторскую перестройку – в 1923 г. путейско-строительный факультет в этом институте был расформирован и часть студентов, в том числе и С. Ф. Мацкевич, была переведена в Томский технологический институт. Однако все эти перемещения не помешали Степану Фаддеевичу получить инженерное образование в течение пятилетнего срока – в 1926 г. он окончил инженерно-строительный факультет и получил диплом инженера-строителя сухопутных сообщений.
Учебу в Томском технологическом институте Степан Фаддеевич совмещал с работой в Томском губернском комитете содействия кооперации в строительстве жилья для рабочих (1924 г.) и в качестве производителя работ на ст. Юдино Московско-Казанской железной дороги (с июня 1925 г. по февраль 1926 г.).
Полученный производственный опыт позволил С. Ф. Мацкевичу после окончания института быстро продвинуться по должностной лестнице. За четыре года он вырос до начальника дистанции пути Омской железной дороги. С 1931 г. он переключается на строительство объектов железной дороги и в 1935 г. становится главным инженером строительной конторы (треста) Омской железной дороги.
Параллельно с активной производственной деятельностью Степан Фаддеевич по совместительству вел преподавательскую работу сначала в Сибирском автодорожном институте в качестве ассистента кафедры «Строительная механика» (в 1931–1932 гг.), а затем в Омском филиале Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта вел занятия по строительной механике и организации строительных работ (1932–1935 гг.).
С таким производственным и педагогическим багажом Степан Фаддеевич пришел в 1935 г. в НИВИТ на преподавательскую работу. С 1 сентября он приступил к чтению лекций и ведению практических занятий по дисциплине «Железнодорожный путь» под руководством профессора С. А. Введенского на строительном и эксплуатационном факультетах. Его полная готовность к преподавательской деятельности дала основание квалификационной комиссии НИВИТа уже 21 января 1936 г. рекомендовать его к утверждению в ученом звании доцента.
В заключении комиссии говорилось: «…в лице тов. Мацкевича Институт приобрел ценного научного работника, который, несомненно, в ближайшее время проведет большую научную работу по своей специальности». 2 ноября 1936 г. квалификационная комиссия НКПС утвердила его в звании доцента.
В этом же году С. Ф. Мацкевич после отъезда профессора С. А. Введенского назначается начальником (заведующим) кафедрой «Железные дороги». Выводы квалификационной комиссии НИВИТа были совершенно обоснованными. Степан Фаддеевич с первых месяцев своей работы в НИВИТе включился в научную и учебно-методическую деятельность. Уже в 1937 г. в издательстве НИВИТа выходит учебное пособие для студентов «Расчет элементов верхнего строения пути по методу упругого основания». Для Томской железной дороги подготовлены работы «К вопросу определения высоты сортировочных горок» и «Исправление толчков и просадок пути методом суфляжа».
В этот же период Степан Фаддеевич проявляет интерес к проблеме шпального хозяйства. Известны его неоднократные выступления по этой проблеме на научно-технических конференциях НИВИТа и перед путейцами Томской железной дороги. В результате, уже в 1943 г. им была в основном подготовлена докторская диссертация «Проблема шпального хозяйства и пути ее разрешения в условиях железных дорог Западной Сибири». Это дало основание Ученому совету НИВИТа рекомендовать С. Ф. Мацкевича на стипендию им. И. В. Сталина для завершения работы над диссертацией. Однако отборочная комиссия Президиума Академии наук СССР и Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР отклонили ходатайство НИВИТа. В результате диссертация была завершена только в 1945 г., а защита в МИИТе назначена на 12 марта 1946 г. Но различные обстоятельства помешали Степану Фаддеевичу выйти на защиту в этот срок, и защита состоялась лишь через год, в мае 1947 г.
Этим обстоятельством могла быть его чрезвычайная загруженность административными и общественными обязанностями. С 25 сентября 1939 г.76 по 1943 г. Степан Фаддеевич, будучи начальником кафедры «Железные дороги», выполнял по совместительству обязанности начальника (декана) факультета «Постройка железных дорог и путевое хозяйство». С 1939 по 1950 г. он трижды избирался депутатом Новосибирского городского совета депутатов трудящихся, где являлся заместителем председателя комиссии по транспорту и связи. И, наконец, в начале 1946 г. он был назначен заместителем начальника института по учебной и научной работе.
Работа С. Ф. Мацкевича в качестве начальника факультета пришлась на один из самых сложных периодов жизни факультета и в целом НИВИТа. В 1941–1942 гг. занятия в институте прерывались на несколько месяцев, когда слушатели НИВИТа привлекались к работе на оборонных предприятиях. В этих условиях чрезвычайно сложно было организовать учебный процесс и обеспечить выполнение требуемого объема учебной работы. В воспоминаниях студентов факультета тех лет это время отмечено как самое трудное и сложное, когда тяжело было как студентам, так и преподавателям. С. Ф. Мацкевич с честью справился с трудными задачами военного времени.
Признанием его заслуг в организации учебной и научной работы кафедр и факультета стало присвоение ему в 1945 г. звания директора-полковника пути и строительства.
Работая заместителем начальника института по учебной и научной работе, Степан Фаддеевич уделял серьезное внимание постановке научной работы и сотрудничеству НИВИТа с Томской железной дорогой. Он лично принимал участие в экспертизе и расследовании чрезвычайных ситуаций на дороге, консультировал специалистов путевого хозяйства, выступал с лекциями и руководил научными разработками для дороги.
В течение трех лет, с 1948 по 1951 гг., восемь сотрудников кафедр института защитили кандидатские диссертации, в том числе преподаватели кафедры «Железные дороги», выпуск-ники строительного факультета Л. М. Дановский и П. Н. Анзигитов. Результативная работа С. Ф. Мацкевича по организации учебной и научной работы в НИВИТе получила признание в виде присвоения ему в 1949 г. звания генерал-директора пути и строительства III ранга.
В 1948 г. С. Ф. Мацкевичу была присуждена ученая степень доктора технических наук, а в 1949 г. – ученое звание профессора.
В 1953 г. Степан Фаддеевич по личной просьбе был освобожден от должности заместителя начальника института и сосредоточился на работе заведующего кафедрой «Железные дороги».
Государство отметило заслуги С. Ф. Мацкевича рядом правительственных наград – двумя орденами «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Министерство путей сообщения наградило его знаками «Отличный путеец» и
«Почетному железнодорожнику».
Скончался Степан Фаддеевич Мацкевич в 1956 г. в возрасте 66 лет.
Olga
Вы, вероятнее всего, правы. Судя по листикам, одежде и теням....
Минимум четверо несущих подушечки с наградами. А у обоих было по три ордена, судя по представленной коллегами информации.
Медали видимо не в счет!?
Отредактировано petrogradskiy (22-05-2020 00:38:45)
petrogradskiy
ОК... Ваше видение....
petrogradskiy
ОК... Ваше видение....
Предположу, что знак "почетному железнодорожнику" по ведомству мог котироваться выше некоторых орденов.
"За время существования знака на железной дороге СССР работало в разное время по подсчетам специалистов как минимум 27-30 миллионов человек. Из них только 150 тыс. удостоены высшей награды отрасли. Железнодорожников, награжденных орденами и медалями СССР более 600 тыс. человек. Пропорция награждения 1:4 в пользу знака. О почетом знаке мечтали работающие, им заслуженно гордятся награжденные. Известны случаи, когда награжденный орденом Ленина изъявлял желание обменять орден на знак "Почетному железнодорожнику"."
http://www.mirnagrad.ru/cgi-bin/exinfor … =npochzhel
Поэтому с учетом этого обстоятельства на четвертой подушечке вполне мог находиться этот почетный знак, и следовательно наиболее вероятно, что на фото запечатлены похороны Мацкевича Степана Фаддеевича.
Отредактировано petrogradskiy (22-05-2020 12:40:30)
Уже где-то говорила, что раз трамвай уже есть, то это 1955-57 годы.
Простите Olga ,на автомате подписал,как на альбоме,
впредь постараюсь быть внимательнее
Отредактировано Gelo p (22-05-2020 13:26:33)
Olga написал(а):
Уже где-то говорила, что раз трамвай уже есть, то это 1955-57 годы.Простите Olga ,на автомате подписал,как на альбоме,
впредь постараюсь быть внимательнее
Это не Вам. Это рассуждение, подготовка к ответу
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 40-х - 50-х » Похороны на ул Дуси Ковальчук 55-57 год