Пожалуйста.
на месте девятиэтажки
Кроме школы - хоккейная коробка (заводская команда затем почти вся перешла в "Сибирь" вместе с Геннадием Капкайкиным) и кочегарка с длинной трубой (очень было удобно и тепло смотреть с нее хоккей).
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 40-х - 50-х » Портовая № 10,12,14 (Затон)
Пожалуйста.
на месте девятиэтажки
Кроме школы - хоккейная коробка (заводская команда затем почти вся перешла в "Сибирь" вместе с Геннадием Капкайкиным) и кочегарка с длинной трубой (очень было удобно и тепло смотреть с нее хоккей).
О, как так наш Гена ещё и ваш! Браво. Паша, (Романов который) так вот откуда у тебя корешки растут...
О, как так наш Гена ещё и ваш! Браво. Паша, (Романов который) так вот откуда у тебя корешки растут...
Да, помимо Капкайкина ещё Леденёв и Торопов начинали в затонском "Воднике", а тема эта просто супер!
Защитник Александр Леденёв появился в основном составе "Сибири" в 64-м, вместе с Капкайкиным. Их взяли из молодёжки.
Провёл в "Сибири" пару сезонов и ушёл в СКА.
А кто такой Торопов?
Защитник Александр Леденёв появился в основном составе "Сибири" в 64-м, вместе с Капкайкиным. Их взяли из молодёжки.
Провёл в "Сибири" пару сезонов и ушёл в СКА.
А кто такой Торопов?
Виктор, Вы правы, Григорию Торопову удалось поиграть за СКА и, возможно, барнаульский "Мотор" за "Сибирь" не играл. Тоже он из Затона, 1947 г.р. На год младше "Мотороллера"
О, как так наш Гена ещё и ваш! Браво. Подпись автораКто ищет, тот всегда найдет
Я помню на старом сайте х/к Сибирь про Г.Капкайкина писали как-то так (реконструирую по памяти):
- в те годы зимы были холодные, река замерзала рано и надолго, и он ходил на Сибирь тренироваться с Затона пешком через реку...
(Если память не спит с другим - с)
Отредактировано Крыл (01-06-2020 19:08:22)
Вот кстати да, зимой пешком по льду через Обь в то время реально быстрее было добраться до вокзала, а оттуда уже доехать до Богданки.
На автобусах путь этот занимал часа 2. Сначала дождись 16-й, затем на нём до Башни, пересадка на 15-й, на нём пилить до пл. Калинина, откуда ещё несколько остановок на трамвае...
Может ребятам, которых брали в молодёжки "Сибири" место в общежитии давали? Иначе совмещать учёбу и тренировки было невозможно.
Вот кстати да, зимой пешком по льду через Обь в то время реально быстрее было добраться до вокзала, .
Я как-то в глубоком детстве на лодке из Заельцовского парка переплыл через реку на другой берег, где-то там боролся с течением и какими-то локальными препятствиями и выплыл к причалу (дебаркадеру?) с вывеской "Затон". Если честно, то на этом мое знакомство с этим районом закончилось. Но теоретически представляю что это более близкая дорога к "Сибири"?
Да, я занимался хоккеем у Юрия Анатольевича Самохвалова на катке 27 квартала (Богдана Хмельницкого) и он постоянно подшучивал надо мной, что я езжу вот на 16 автобусе, а его друг Гена Капкайкин брал баул и перешагивал по льду могучую реку. Ну эта история и в самом Затоне, особенно в хоккейной раздевалке, пересказывается уже как фольклор. Как и то, что раньше ходили по льду в принципе при любой возможности.
Я прожил в Затоне ровно 20 лет и учился при этом в гимназии на Котовского, поэтому часто ходил от Лесоперевалки через Яренскую протоку в Затон, когда не было автобусов (при этом у меня была возможность передохнуть на доке, который стоял в протоке, поэтому ходил часто и охотно), шел по 1-Ракитной и выходил как раз в районе домов по Портовой 10-14. Веду к тому, что через Обь не ходил не разу так как, наверное, возможность пропала, как только не думал сходить, то обнаруживал, что Обь покрыта льдом не полностью. Чувство, что не сделал что-то такое, чтобы полностью считать себя полноценным затонцем.
Как говорится, до кучи...
В моей детской памяти отложился переход через Обь с правого берега на левый по ж.д. мосту.
Как мы попадали с пацанами на охраняемый ж.д. мост - тайна сия есть.
Поджилки тряслись, особенно когда шли "туда"...
Как говорится, до кучи...
В моей детской памяти отложился переход через Обь с правого берега на левый по ж.д. мосту.
Как мы попадали с пацанами на охраняемый ж.д. мост - тайна сия есть.
Поджилки тряслись, особенно когда шли "туда"...
В какие это годы примерно было? Я читал воспоминания Б.С. Якимова опубликованные В.А. Зверевым, что на мосту в 1950-х гг. стояли часовые, которые даже стреляли по лодкам. Ссылку могу при желании отправить. В прочем мы и правда отходим от темы.
Я прожил в Затоне ровно 20 лет и учился при этом в гимназии на Котовского, поэтому часто ходил от Лесоперевалки через Яренскую протоку в Затон, когда не было автобусов (при этом у меня была возможность передохнуть на доке, который стоял в протоке, поэтому ходил часто и охотно), шел по 1-Ракитной и выходил как раз в районе домов по Портовой 10-14. Веду к тому, что через Обь не ходил не разу так как, наверное, возможность пропала, как только не думал сходить, то обнаруживал, что Обь покрыта льдом не полностью. Чувство, что не сделал что-то такое, чтобы полностью считать себя полноценным затонцем.
Правильно ли я понял, что когда долго "не было автобусов" № 16, часто ходил от остановки "Лесоперевалка"?
В какие это годы примерно было?
Представляется, что тогда еще не было коммунального моста.
И не было иного способа (кроме водного) пересечения Оби.
Т.е. ближе к середине 50 годов прошлого столетия.
Правильно ли я понял, что когда долго "не было автобусов" № 16, часто ходил от остановки "Лесоперевалка"?
Да, правильно.
В моей детской памяти отложился переход через Обь с правого берега на левый по ж.д. мосту.
Как мы попадали с пацанами на охраняемый ж.д. мост - тайна сия есть.
Поджилки тряслись, особенно когда шли "туда"...
Т.е. ближе к середине 50 годов прошлого столетия.
Для ясности осталось уточнить, где Вы жили на правом берегу и к кому\зачем шли на левый.
Отредактировано Юрий Шилов (05-06-2020 00:53:53)
Да, правильно.
Похоже на [19]80-е.
Для ясности осталось уточнить, где Вы жили на правом берегу и к кому\зачем шли на левый.
Пацаны без постоянного контроля способны на многие дурацкие выходки.
Скорее всего просто из любопытства, или для поддержания "мужского" статуса.
А может, в качестве путешествия во времени (вперед-назад).
Шли по северной стороне моста.
На левый берег не сходили: просто отдышались над бережком (земля вроде!) и в обратный путь таким же макаром.
Если честно, в глазах мельтешило изрядно, особенно над серединой реки.
Жил напротив управления ж.д.
Скорее всего просто из любопытства, или для поддержания "мужского" статуса.
А может, в качестве путешествия во времени (вперед-назад).
Проход по мосту через Обь. конечно, был. Но далеко не для всех и не всегда.
Нет оснований ставить это "путешествие" под сомнение, но реалистичнее кажется вот это (п.62):
Я читал воспоминания Б.С. Якимова опубликованные В.А. Зверевым, что на мосту в 1950-х гг. стояли часовые, которые даже стреляли по лодкам
Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что из этих воспоминаний не ясно, был ли сам Б.С. Якимов свидетелем или участником этого эпизода со стрельбой,
а так же как вели себя люди в лодках: плыли мимо, бросали якоря, рыбачили и пр.
Не думаю, что была "стрельба на поражение" по лодкам. Скорее всего это - психологическое воздействие
Жил напротив управления ж.д.
В этом доме жили семьи (включая моего друга) железнодорожников, в т.ч. из командного состава . Предположу, что это имеет отношение к тайне прогулки по мосту.
Предположу, что это имеет отношение к тайне прогулки по мосту.
Щас бы у пацанов про папу спрашивали...
В этом доме жили семьи (включая моего друга) железнодорожников, в т.ч. из командного состава . Предположу, что это имеет отношение к тайне прогулки по мосту.
Увы, никаких познавательных экскурсий никто нам не устраивал. Это было спонтанное решение пацанов.
Часовые должны были быть (во всяком случае на правом берегу точно).
Естественно, никто из них не мог санкционировать проход малолетних олухов на стратегический объект.
Сам не понимаю ситуацию. Ведь дважды должны были пройти мимо будки охраны (туда и обратно).
Да и колючка на подходе вроде должна была быть.
Может, "туда" прозевали, а "оттуда" вынужденно сделали вид, что ничего и не было?
petrogradskiy
И собак там нигде не было?
И собак там нигде не было?
Не знаю. Но за нами собаки не гнались. Если бы гнались, то, как полагаю, вряд-ли бы мы рискнули вернуться обратно.
Да и смогли бы!?
Отредактировано petrogradskiy (06-06-2020 18:05:02)
В этом доме жили семьи (включая моего друга) железнодорожников, в т.ч. из командного состава .
Может, я его знаю?
Может, я его знаю?
Два родных брата, один из которых - Иван. Но без комментариев и публичных вопросов.
Естественно, никто из них не мог санкционировать проход малолетних олухов на стратегический объект.
Сам не понимаю ситуацию. Ведь дважды должны были пройти мимо будки охраны (туда и обратно).
В п. 69 я не отрицал такую ситуацию, в принципе не отрицаю её и сейчас. Но вариант с "экскурсией" [с учетом места жительства] лежит на поверхности.
В защиту случайности это события - пример из собственно практики. Блуждал, было дело, по ССМ в поисках армейского друга ("земели"), который - с его слов - работал не то в цехе N, не то Q.
В очередном цехе, проходя мимо изделий, понял, что забрел не туда. На выходе(!) остановили: кто? откуда? как пропал на объект?
Благо, что на территории ССМ был наш цех, а в кармане пропуск СТМ: мол, заблудился по неопытности.
Отредактировано Юрий Шилов (07-06-2020 08:10:54)
Надо бы какую-то тему про Затон и Лесоперевалку нам.
Отредактировано Павел Р. (11-06-2020 23:56:29)
Мало того, что посреди поля - водомерный столб, так еще и купаться запрещено. Форменный беспредел!
Тут теплотрасса в Затон. А купаться запрещено, бо как это защитный ров - выщелоченные воды с золоотвала просачиваются сюда, естественным образом несколько меняют реакцию и уже после рва попадают в грунт. Кстати тут, "на пеньках" даже рыба водится, окунь то е. Ров идёт вокруг всего золоотвала. Ну почти всего. Недавно мальчишка с Большой, умудрился искупаться в северо-западном накопителе - получил лёгкие химические ожоги по всему телу. В данный момент этот накопитель пуст
Отредактировано ЕвгенийБ (12-06-2020 10:59:32)
Тут теплотрасса в Затон. А купаться запрещено, бо как это защитный ров - выщелоченные воды с золоотвала просачиваются сюда, естественным образом несколько меняют реакцию и уже после рва попадают в грунт. Кстати тут, "на пеньках" даже рыба водится, окунь то е. Ров идёт вокруг всего золоотвала. Ну почти всего. Недавно мальчишка с Большой, умудрился искупаться в северо-западном накопителе - получил лёгкие химические ожоги по всему телу. В данный момент этот накопитель пуст
Похоже, воды сюда не только просачивались, но и стекали.
По логике вещей эти воды надо отводить от шоссе куда-то для утилизации, на то и ров. Куда?
Водомерный пост с красной критической отметкой, привязанный к дороге, похоже, служит(ил) для контроля за уровнем воды во рву. А что делать, если уровень критический?
Может спуститься по лестнице и приоткрыть аварийную "тайную дверку"?
Похоже, воды сюда не только просачивались, но и стекали.
По логике вещей эти воды надо отводить от шоссе куда-то для утилизации, на то и ров. Куда?
Водомерный пост с красной критической отметкой, привязанный к дороге, похоже, служит(ил) для контроля за уровнем воды во рву. А что делать, если уровень критический?
Не-не! Там на верху золоотвала, в определённых местах стоят преливные горловины. Есть даже трубы, при критическом уровне вод в золотвале и фильтрационном канале (в "Вонючке" или "Угрюм-реке" - кому как больше нравится) отводящие избыток влаги в Обь.
Скажем так, уровень контролировался и регулировался.
А что ж пацана-то понесло в эту клоаку? Ведь не далеко водозаборный канал с куда как замечательными условиями.
По логике вещей эти воды надо отводить от шоссе куда-то для утилизации, на то и ров. Куда?
Частично эти воды в Вонючку уходят, частично в здоровенное озеро-болото на левом берегу Вонючки, возле Новомарусина, где естественнным образом расщелачиваются. Ранее из этого озера был организован водозабор для поливных нужд существовавшего до середины 90-х годов, тепличного хозяйства на месте совр. микро р-на "Дивногорский". Были выстроены насыпь и ЛЭП 10кВ, со стороны совр. въезда в "Дивногорский", КТП 10\0.4, водонапорная башня, двух или трёхэтажная ( точно не упомню ) насосная станция "под заливом", где над землёй находился лишь один этаж с операторской, щитовой и кран-балкой, а насосная часть находилась ниже уровня вод водоёма, то е под заливом, что не требует установки систем вакуумной раскачки основных насосов. По принятому в СССР кодексу головотяпов, в первую-же зиму станцию разморозили, а по весне ч-з размёрзшиеся вводные задвижки, воды озера хлынули в нижние этажи и затопили их. В 1990-году была предпринята попытка восстановить утерянное водоснабжающее хоз-во, которая закончилась осмотром плавающих в помещении станции здоровенных карасей и выводом специалистов, что насоске кирдык на веки вечные.
Озеро является крупнейшим гнездовьем разных видов чаек, включая краснокнижную Гигантскую чайку, которая только сюда на лето прилетает и какими-то Волжскими лиманами, вовсе брезгует, а так-же рассадником кровососов всех мастей, расцветок и размеров.
Вот свежие фото с этого водоёма (07,06,2020): на первой виден приговорённый многострадалец Новомарусинский, на второй высотки "Дивногорского" и ежели приглядеться левее крайней слева высотки - насоска, третья сделана в сторону золоотвала. Снял как смог - меня там сожрали.
Отредактировано evg_e1 (14-06-2020 00:36:30)
Скажем так, уровень контролировался и регулировался.
А что ж пацана-то понесло в эту клоаку? Ведь не далеко водозаборный канал с куда как замечательными условиями.
А пёс их молодые безмозглости знает [взломанный сайт] Мой-то малой, не полез ведь, хоть и был с ними.
А насчёт "контролировался и регулировался" - там в определённое время, несколько раз в сутки, по округе стального цвета ГАЗелька ездит и всё мониторит - верхние точки проверяют и нижние
Отредактировано evg_e1 (14-06-2020 00:37:46)
Частично эти воды в Вонючку уходят, частично в здоровенное озеро-болото на левом берегу Вонючки, возле Новомарусина, где естественнным образом расщелачиваются.
Правильно ли я понимаю, что вода для транспортировки шлака на отвал изначально и целенаправленно закачивается из водозаборного канала ТЭЦ-2\ТЭЦ-3? Или для этого используется какая-то "вторичная" вода?
Отредактировано Юрий Шилов (20-06-2020 01:31:45)
Правильно ли я понимаю, что вода для транспортировки шлака на отвал изначально и целенаправленно закачивается из водозаборного канала ТЭЦ-2\ТЭЦ-3? Или для этого используется какая-то "вторичная" вода?
ТЭЦ используют четыре типа вод: городская нормализованная, очищенная; городская нормализованная; речная либо артезианская и конденсатная. Какую конкретно используют для зольного шлама я не знаю, но думаю, что знает Алексей (aleks54). Он высококлассный специалист в этой отрасли. Конечно всё знать не возможно, но думаю это в его компетенции.
Отредактировано evg_e1 (21-06-2020 18:36:07)
ТЭЦ используют четыре типа вод: городская нормализованная, очищенная; городская нормализованная; речная либо артезианская и конденсатная. Какую конкретно используют для зольного шлама я не знаю, но думаю, что знает Алексей (aleks54). Он высококлассный специалист в этой отрасли. Конечно всё знать не возможно, но думаю это в его компетенции.
Было бы очень желательно услышать его мнение, особенно - в историческом аспекте: что, когда.
Покаюсь, вопросом в п.84 я попытался хитро поменять "повестку дня" от золоотвала на водозаборный канал с выходом на историю водоснабжения, в частности, ТЭЦ-2.
Отредактировано Юрий Шилов (22-06-2020 00:58:36)
...на водозаборный канал с выходом на историю водоснабжения, в частности, ТЭЦ-2.
На аэрофотосъёмке 193лохматого водозаборный канал Новосибирской ГРЭС, отсутствует, хотя сама ГРЭС имеется.
Viktor сообщал, что водозаборный канал прокопали в середине 1950-х гг.
Я бы хотел спросить у знатоков. В 1913 г. начали строительство дамбы Яренской протоки. Понятно, что она и была в итоге построена и к тому же ещё и наращивалась в дальнейшем. Так где в итоге эта дамба была построена относительно современной карты местности?
На аэрофотосъёмке 193лохматого водозаборный канал Новосибирской ГРЭС, отсутствует, хотя сама ГРЭС имеется.
Где-то встречал дату этого снимка 1947г, но не в официальных документах. По устным данным канал прорыли в конце [19]50-х. Уточнить бы ...
Где-то встречал дату этого снимка 1947г,
На аэрофотосъёмке нет домов старше 1936 года
Я бы хотел спросить у знатоков. В 1913 г. начали строительство дамбы Яренской протоки. Понятно, что она и была в итоге построена и к тому же ещё и наращивалась в дальнейшем. Так где в итоге эта дамба была построена относительно современной карты местности?
Если вы возьмёте вот эти фрагменты съёмок местности (они смасштабированы относительно друг-друга)
и в Фотошопе наложите изображения друг на друга,
1936
1965
2019
то увидите современное нахождение дамбы.
Отредактировано evg_e1 (23-06-2020 13:11:34)
Если вы возьмёте вот эти фрагменты съёмок местности (они смасштабированы относительно друг-друга)
и в Фотошопе наложите изображения друг на друга,
19361965
2019
то увидите современное нахождение дамбы.
Отредактировано evg_e1 (Сегодня 07:11:34)
Спасибо!
1936
Евгений, а можно про 1936 дать полную картинку для всех?
Где-то встречал дату этого снимка 1947г
Нашел: тот аэрофотоснимок, о котором говорю я, был опубликован в атласе «Новосибирск: весь» (2003 г) и датируется 1940г. Значит и в 1940-м, как и в 1947-м, была высокая вода.
Не исключаю, что была и более ранняя съемка. Хорошо бы посмотреть.
О "красной" дамбе внизу п. 91.
В этом месте действительно проходило шоссе по насыпи. Но возводилась ли эта насыпь как дамба для защиты отстаивающих в затоне судов?
Таких данных я не встречал, хотя они в природе могут и быть.
Зато были [в начале 1930-х] планы "построить дамбу обваловывающую мастерские на участке ВС протяжением 300 п.м. с целью защиты зданий мастерских от весеннего ледохода".
Речь идет о судоремонтных мастерских.
К сожалению, иллюстраций этим планам нет.
Нашел: тот аэрофотоснимок, о котором говорю я, был опубликован в атласе «Новосибирск: весь» (2003 г) и датируется 1940г. Значит и в 1940-м, как и в 1947-м, была высокая вода.
Не исключаю, что была и более ранняя съемка. Хорошо бы посмотреть.
О "красной" дамбе внизу п. 91.
В этом месте действительно проходило шоссе по насыпи. Но возводилась ли эта насыпь как дамба для защиты отстаивающих в затоне судов?
Таких данных я не встречал, хотя они в природе могут и быть.
Зато были [в начале 1930-х] планы "построить дамбу обваловывающую мастерские на участке ВС протяжением 300 п.м. с целью защиты зданий мастерских от весеннего ледохода".
Речь идет о судоремонтных мастерских.
К сожалению, иллюстраций этим планам нет.
Да, точно для защиты судов в затоне. Интересно, что за дамба обваловывающая мастерские? Поделитесь документом, пожалуйста.
UPD: Я понял, это те же "Исторические записки по возникновению Яренского и Бобровского затонов". ГАНО Р-1721 Оп 1, Д. 124. Да было такое, правда не совсем понял была ли эта дамба построена.
Отредактировано Павел Р. (24-06-2020 22:50:49)
UPD: Я понял, это те же "Исторические записки по возникновению Яренского и Бобровского затонов". ГАНО Р-1721 Оп 1, Д. 124. Да было такое, правда не совсем понял была ли эта дамба построена.
Тютелька-в-тютельку! Как по источнику, так и "по понятию" относительно дамб(ы).
К стыду своему не знаю, в каком месте поселка были эти судоремонтные мастерские. Бог даст, затоноведы - а их видно по постам! - внесут ясность относительно дамб(ы).
PS
Затон помню в основном из своего пубертатного возраста, когда проиграли затонским пацанам в хоккей на их коробке во времена "Золотой шайбы".
Они - в форме, а у нас на ногах защита из старых учебников.
Отредактировано Юрий Шилов (24-06-2020 23:40:24)
Тютелька-в-тютельку! Как по источнику, так и "по понятию" относительно дамб(ы).
К стыду своему не знаю, в каком месте поселка были эти судоремонтные мастерские. Бог даст, затоноведы - а их видно по постам! - внесут ясность относительно дамб(ы).
PS
Затон помню в основном из своего пубертатного возраста, когда проиграли затонским пацанам в хоккей на их коробке во времена "Золотой шайбы".
Они - в форме, а у нас на ногах защита из старых учебников.Отредактировано Юрий Шилов (Сегодня 17:40:24)
Мастерские были на территории судоремонтного завода (РЭБ). в 1930-е гг. их как раз там и построили. Среди прочих, построенных в тот период, до самого недавнего времени стояло здание механческого цеха, снесенное в связи со строительством на территории завода современного микрорайона.
Мастерские были на территории судоремонтного завода (РЭБ). в 1930-е гг. их как раз там и построили
Коль построили мастерские, стало быть там и дамбу возвели. Время такое было: пацан сказал, пацан сделал. Скорее всего эта дамба и сейчас должна просматриваться.
Чтобы "два раза не вставать", добавлю здесь же по шлаку:
ТЭЦ используют четыре типа вод: городская нормализованная, очищенная; городская нормализованная; речная либо артезианская и конденсатная. Какую конкретно используют для зольного шлама я не знаю
По случаю 50-него юбилея (1992г ) ТЭЦ-3 свела дебит с кредитом, и получилось, что за пол века на станции сожжено свыше 50 млн т твердого топлива и вывезено больше 10 млн т золы и шлака.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 40-х - 50-х » Портовая № 10,12,14 (Затон)