.
Где же Толмачевское начало?
Сообщений 1 страница 50 из 55
Поделиться228-01-2019 23:34:28
Это не фотозагадка, т.к. фото периода до 1941 года [мною] пока не найдены. Это просто загадка - когда в Толмачево появилось первое летное поле и самолеты на нем? Ответа пока на это нет.
Из найденного, самое ранее заслуживающее внимание вот:
15 января 1930 года командующий войсками СибВО Н. В. Куйбышев возбудил ходатайство о расширении Военно-Воздушных Сил. Однако, по пятилетнему плану, исходя из экономических возможностей и согласно плану военного строительства, только в 1933 году началось создание новых частей на территории округа. В 1934 году в Омске и Красноярске созданы авиационные бригады. Был переформирован в авиабригаду корпусный авиаотряд в Толмачево (Новосибирск), образован Омский авиаремонтный завод.
Из книги "Авиация Сибири" - про историю ВВС СибВО - (под общей редакцией полковника Б.В. Прожоги) Новосибирск 1997
https://vaul.ru/ucheba?layout=edit&id=129 (кроме этой главы, тут вся книга выложена, в ГПНТБ ее нет или я не нашел).
Год про Толмачево не указан, номер подразделения тоже. Но уже зацепки. И, видимо, первые были до 1935 года. В 1935-м, по версии истории села Толмачево (на сайте школы № 61 в Толмачево), тут уже были авиамастерские.
И дальше, из книги выше:
"Для обслуживания авиаполков сформированы три авиационные базы: в Омске, Толмачево, Красноярске. Общий налет часов за 1938 год составил..." Следовательно, база тут могла быть создана в 1938-м, хотя текст так написан, что года могут быть и совсем другие.
...Поговорил со вторым историком. Пока довольно глухо по результату. Но получил контакты третьего.
Отредактировано avro (29-01-2019 17:56:31)
Поделиться330-01-2019 13:24:41
avro
А сайту аэропорта Вы не доверяете? "Апрель 1941
В военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1 Международного аэропорта Новосибирск."
Поделиться430-01-2019 14:37:20
avro
А сайту аэропорта Вы не доверяете? "Апрель 1941В военном городке при станции Обь началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров. Полосы располагались под углом 60 градусов по отношению друг к другу, при этом одна полоса использовалась для подготовки воздушных судов к полётам. Работы развернулись к востоку от современной ВПП-1 Международного аэропорта Новосибирск."
Здесь начало упущено
Вообще в доступных источниках везде пишут, что военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво летом 1933 года.
Но avro почему-то об этом не упоминает.
Всё жду, когда он объяснит, в чём он сомневается Почему одним книжкам доверяет, другим нет.
А по идее документы бы надо найти. Но наши знатоки новосибирской авиации нас пока этим не радуют.
Поделиться530-01-2019 16:23:59
Сайту аэропорта я не доверяю, в том плане, что если в Толмачево в 1939 году уже была авиашкола (это вроде бы уже явный факт), то самолеты там были явно до апреля 1941-го. Как там называлось место, где самолеты стояли... "военный аэродром", "авиабаза" или "летная площадка" для меня сейчас неважно. Мне важно, когда там стали летать самолеты.
Olga, про 1933 год и "военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво" мне пока не попадалось. Но я еще не все посмотрел. Спасибо за подсказку. В целом, она вполне логичная. А где это можно прочитать? (я не спец в военной истории региона)
На сегодня могу сказать, что один новосибирской военный историк и один автор книги про историю военной авиации Новосибирска (она у меня есть, "Сибирские соколы") про Толмачево до 1939 года ничего сказать не смогли.
Завтра еще один созвон со знающим человеком. Пока иду от одного к другому тоже себе квест
Кто-нибудь подскажет, где конкретно (какой отдел, раздел и т.п.) искать документы по этой теме в ГАНО? Я там был пока только один раз и за меня там все нашли заранее.
Отредактировано avro (30-01-2019 16:27:32)
Поделиться931-01-2019 10:59:22
Слугин. Я с ним лично общался, но давно, лет 15 назад, и не очень много (не дорос тогда еще до спросить детали). Откуда информация у него - толком неизвестно. Это про 1933 год и про 200 самолетов на поле в конце 1930-х.
ГАНО. Поговорил сейчас с историком, который сам служил в Толмачево на срочной и позже писал про Толмачево. Он был в ГАНО, профессионально искал там документы по порту до 1939 года. Не нашел.
Судя по всему, именно поэтому нигде ничего и нет по этой теме. Потому что у гражданского порта по определению по военной части ничего нет. И в ГАНО ничего нет.
Остаются военные архивы. По которым пока ничего не ясно. Где и как, в частности. Как туда вообще попасть.
И это очень хороший повод посетить музей ПВО.
ПС. Из слухов. "До войны в Оби была кавалерийская часть". Надо проверять.
И еще из слухов - до войны в ВВС в Оби/Толмачево служил в руководство некто Мальцев. В Великую Отечественную он был начальником ВВС у Власова, у фашистов уже. Тоже может одна из причин белого пятна.
Отредактировано avro (31-01-2019 11:08:39)
Поделиться1031-01-2019 20:59:17
Olga, про 1933 год и "военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво" мне пока не попадалось. Но я еще не все посмотрел. Спасибо за подсказку. В целом, она вполне логичная. А где это можно прочитать? (я не спец в военной истории региона)
Ссылку на Слугина Вам уже дали.
Остальные, как поняла, его цитируют. Или указанного Вами Прожогу.
Слугин. Я с ним лично общался, но давно, лет 15 назад, и не очень много (не дорос тогда еще до спросить детали). Откуда информация у него - толком неизвестно. Это про 1933 год и про 200 самолетов на поле в конце 1930-х.
У него во всяком случае названа 134-я авиабригада. Она действительно дислоцировалась в Толмачёво до НВАШ.
И это очень хороший повод посетить музей ПВО.
А в музее Дома офицеров Вы были? Там же Фабрика. Наверняка что-то знает. Во всяком случае, в каких архивах искать.
Поделиться1101-02-2019 09:52:12
Olga, Слугин за крайние пять лет где-нибудь появлялся? Я его пытался как-то найти.
"134-я легкоштурмовая авиабригада (СибВО)" - спасибо, поищем.
От командира бригады до младших должностей репрессии прошлись.
...Из руководящего состава соединений и частей изъяты и репрессированы: ...командир 134-й штурмовой авиабригады Эпштейн, врид начполитотдела 134-й штурмовой авиабригады М.И. Свиридов,...
http://www.penpolit.ru/papers/detail2.php?ELEMENT_ID=944
Глухов Иван Алексеевич ............................
мл.летчик 11 легко-штурмовой АЭ 134 авиабригады СибВО
ВКВС 28 10 1937 ВМН. Расстрелян 28 10 1937 Новосибирск
http://forum.mozohin.ru/index.php?topic=1600.150
В общем, надо со стороны общей истории СибВО тех времен заходить (новая для меня тема).
...Пока в ДО дважды было сказано (и не только мне), что про то Толмачево информации нет.
Отредактировано avro (01-02-2019 09:57:07)
Поделиться1201-02-2019 11:21:59
Olga, Слугин за крайние пять лет где-нибудь появлялся? Я его пытался как-то найти.
Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.
А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.
Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm
Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко
Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.
Поделиться1301-02-2019 12:58:57
Olga, это видимо разные школы. Условно - пилотов и авиамехаников.
ниже про поздний СССР:
ШМАС - это школа младших авиационных специалистов.
Акредитованное военное учебное заведение организованное в виде учебных полков для солдат и сержантов. По окончании ШМАСа выпускник получает свидетельство о его окончании и класс специалиста авиамеханик не ниже Третьего. Самые многочисленные ШМАСы готовили специалистов СД (служба самолёта и двигателя), но были и РЭО,и БАО, и АВ(оружейники). Специалистов готовили хоть и младших, но вполне настоящих с настоящими допусками, включая секретку, которые работали на летающей технике, а не просто «подметали».
Отредактировано avro (01-02-2019 14:34:19)
Поделиться1401-02-2019 18:55:15
Olga, это видимо разные школы. Условно - пилотов и авиамехаников.
Может быть. Но пока встретилось упоминание Школы мл. авиаспециалистов.
А у Баженова м.б. неточность, поскольку и год вызывает вопросы.
Поделиться1502-02-2019 18:10:36
Баженова пока не изучил. Остальное плюс-минус собрал в одном месте.
Тут есть один очень фактологический источник, предполагаю, что новый для части форумчан.
Поделиться1603-02-2019 16:10:30
Остаются военные архивы. По которым пока ничего не ясно. Где и как, в частности. Как туда вообще попасть.
Глеб, у Вячеслава Филиппова туда пробиты дороги. Напиши ему.
Поделиться1703-02-2019 21:51:10
АндрейКА, да, это вариант!
Поделиться1801-03-2019 22:26:16
Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm
Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко
Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.
В авиабригаде была одна школа и носила тот же номер что и бригада
Поделиться1901-03-2019 23:01:27
avro
Не знаю.
На том же сайте, помимо Аэродромов, есть ещё одна его работа Толмачёвские курьёзы http://bsk.nios.ru/content/tolmachevskie-aviakurezy
Где-то же он это всё брал.А на МАРТИРОЛОГЕ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОМСОСТАВА РККА НКО СССР много фамилий из 134-й авиадивизии.
Например, Молотов.Здесь воспоминания его жены http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mberez.htm
Больше всего меня заинтересовало про начальника школы Шавеко
Это в свою очередь заставило вернуться к фотоархиву Баженова А.П. http://www.photo-war.com/ru/archives/al … htm?page=1
Тоже школа упоминается, может их в авиабригаде несколько было. И год 1931 под одним из фото удивляет, но возможно ошибка, м.б. 1934.
Речь идёт о разных вещах= Еовосибирская авиационная школа пилотов-учебное заведение и школа мл.авиаспецмалистов. в составе авиабригады- подготовка механиков для эскадр бригады
Поделиться2010-03-2019 21:13:01
С музеем ПВО выходит заминка. Была обещана помощь, но что-то никак пока связи нет. Но надежда есть.
Что-то новое еще найти по 134 авиабригаде пока не удалось.
Цепочка через Филиппова пока не сработала, как планировалось. Тоже в надеждах.
__________________________
Перенесу из другой ветки, с сайта школы Толмачево:
http://io.nios.ru/articles2/84/15/tolma … treti-hh-v
История школы тесно связана с историей развития села. Предлагаем вашему вниманию несколько важнейших дат, характеризующих развитие с.Толмачево:
1925 год — открыта семилетняя школа № 61;
1935 год — создание авиаремонтных мастерских, преобразованных позднее в авиаремонтный завод;
1941 год - начало строительства крупного военного аэродрома;
Отредактировано avro (10-03-2019 21:22:41)
Поделиться2322-03-2019 08:48:47
Михаил Цененко, судя по подписям Краеведческого музея, это Северный. А то, что "это Толмачево", разошлось широко в 2000-х годах. Даже в книжке о Толмачево 2007 года это указано.
Если это 1957 год, то там уже базируются Ту-104, которые в такую грязь никогда бы не поставили. Там уже бетонный перрон был. Единственный вариант, что это задворки... но я на 99% уверен, что это не Толмачево.
Источник надо искать у краеведов в музее. Я думаю. У них могут быть исходники.
ПС. Для аэропортов, где штатно эксплуатировалась поршневая техника в 1957 году, уровня Северного, такие картинки в распутицу были весьма распространены. Тут может посильнее чуть, чем обычно, нов целом чего ждать от грунта, когда все тает. Не летали тогда недели две, весной и осенью. Известное дело, в общем. Когда появились вертолеты, срочные полеты в распутицу выполнялись на них.
Отредактировано avro (22-03-2019 08:59:15)
Поделиться2525-03-2019 23:29:32
А где источник данных про участие 6-го новосибирского авиаотряда в боях на КВЖД?
Вот тут в альбоме это прописано: http://m-nsk.ru/portfolio-item/gorod-rozhdennyiy-letat
И можно ли покрупнее посмотреть фото с Буденным на странице альбома про данный отряд? И фото там справа внизу с летчиками отряда в кружочках.
Поделиться2626-03-2019 16:47:26
Обь - маленький город с достойной судьбой
История моего города началась со станционного поселка при транссибирской железной дороге, которая была проложена рядом с деревней Толмачево. Поэтому он и носил сначала название Толмачево. Затем на станции построили вокзал и депо с мастерскими. Следующим этапом была постройка водонапорной башни.
В 1930 году начали свою работу механические мастерские, которые располагались в бараках и в военных частях. Там производили ремонт разной техники для строительства, изготавливали гвозди и стройматериалы. Также работал цех литейного производства.
Вскоре началось строительство аэродрома. День, когда на аэродром совершил посадку самолёт с промежуточным рейсом, сыграл главную роль в развитии посёлка. В 1935 году начинали открываться мастерские для ремонта авиации, которая находится на вооружении частей страны. Помещения под ремонт оказались непригодными, а квалификация рабочих и оборудования была на низком уровне. Несмотря на недостатки, в 1938 году был сделан ремонт 31 самолёта.
Благодаря этому военному аэродрому получил свою жизнь международный аэропорт «Толмачево», открывшийся 12 июля 1957 года. С января 1960 года авиационные мастерские преобразовались в 26-й авиаремонтный завод ВВС (воинской части № 13838).
В 1934 станционный поселок отделился и был переименован в рабочий поселок Обь, в 1947 год Обь стал посёлком городского типа в 1969 году получил статус города, а в 1989 году стал городом областного подчинения.
1 сентября 1937 года на территории поселка открылась средняя общеобразовательная школа, но поскольку учились в ней как поселковые ребята, так и ребята из соседней деревни Толмачево, то в ее названии и в наши дни есть слово Толмачевская (я говорю о школе № 60).
В 1942 году часть здания оборудовали под дом для детей из блокадного Ленинграда. Просуществовал он до 1950 года. Насчитывалось в нём более 100 воспитанников. А в 1956 году в школе число учеников составило 1400 человек. Рядом со школой был приусадебный участок, а также небольшое хозяйство с лошадьми. Сейчас в этом здании располагается начальная школа № 1, а для школы № 60 в конце 70-х годов по соседству было построено новое просторное знание.
В 1939 году в Толмачево дислоцируется Новосибирская авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии. За годы войны это военно-учебное заведение подготовило пилотов для 80 полков ВВС, четверо его воспитанников стали дважды Героями Советского Союза, на базе школы пилотов была сформирована 278-я истребительная авиационная дивизия.
Мой маленький город (тогда еще поселок) внес большой вклад в Победу: в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1944 года здесь базировался 19-й запасной истребительный авиационный полк 5-й запасной авиационной бригады, занимавшийся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период боевых действий во время Великой Отечественной войны, осуществляя подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах ЛаГГ-3, Як-7б, Як-9 и Як-3.
В послевоенные годы Обь продолжает бурно развиваться. 24 декабря 1947 года состоялась первая сессия Обского поселкового Совета депутатов. Поселок набирает силу, крепнет, растет, переносит со страной все трудности и лишения послевоенного периода, но строится и мужает.
Еще до отделения западная часть поселка Толмачево (т.е. будущий районный поселок Обь) развивается. В этом же году в Военном городке, который появился благодаря наличию авиационных мастерских и началу строительства в апреле в 1941 года объекта № 73 (взлетно-посадочной полосы военного аэродрома , дислоцируется военное училище летчиков им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. Именно в эти годы это училище окончили летчики космонавты - Герман Степанович Титов летчик-космонавт СССР, космонавт № 2 в мире, он стал самым молодым человеком, побывавшем в космосе.
В училище получил диплом с отличием и квалификацию "военный летчик", Борис Валентинович Волынов с 1983 по 1990 г. — командир отряда космонавтов и Павел Романович Попович советский космонавт, Дважды Герой Советского Союза. Пилот космического корабля «Восток-4»; командир космического корабля «Союз-14», лётчик-космонавт СССР № 4. Позывной — «Беркут».
Позднее здание училища было перестроено и приспособлено под городской дом офицеров, в котором проводились различные вечера художественной самодеятельности, киносеансы и танцевальные вечера. Сейчас уже больше 10 лет училище – это бывший ГДО, здание которой признано памятником муниципального значения. Семинария спасла здание от разрушений.
С января 1960 года авиационные мастерские преобразовались в 26 авиаремонтный завод ВВС (воинской части № 13838). В 1963 году заработала котельная и дома стали отапливаться с помощью центрального отопления. Посёлок быстро рос, появлялись новые дома, кварталы и улицы. В 1969 году посёлку присвоили статус города, название осталось прежним. Численность населения достигала 21 тысячи человек. Строились школы, магазины, появилась первая музыкальная школа.
В 1959 году в рабочем поселке Обь по другую сторону железнодорожной линии была открыта еще одна школа, которая свое новое здание получила в 1970 году на улице Шевченко. В 1970 году началась постройка первых пятиэтажных домов.
К началу 90-х годов в городе Обь было уже 382 предприятия: Дворец культуры «Крылья Сибири», школы, библиотеки, больницы, магазины, гостиница и другие организации. Вскоре в городе функционировали налоговая инспекция, прокуратура и суд и авиакомпания «Сибирь». В 1992 году авиаотряд был поделён на три предприятия, аэропорт, завод аэронавигации и авиакомпания.
Сейчас в Оби находится одна начальная и три средних общеобразовательных школы, в одной из них как раз учусь я. В этом году начали строительство нового здания для моей школы, она будет большая, светлая и очень современная. Для детей дошкольного возраста открыты семь детских садов.
Для желающих получить дополнительное образование работают детская школа искусств и городской центр дополнительного образования. Павел Квашнин - выпускник Детской школы искусств г. Оби, 2006 года. Мальчик – самородок, с необычайно красивым голосом. После окончания школы искусств, Павел больше года готовился к поступлению в Венскую консерваторию: брал уроки вокала, фортепиано, сольфеджио, учил немецкий язык. В 2008 году подал документы на поступление, прошёл жесточайший конкурс и был выбран в числе 8 зачисленных на курс. В 2013 году закончил консерваторию с отличием. Сейчас Павел профессиональный оперный певец, живёт в Австрии, в Вене, работает в Венской опере.
Вот такой он город Обь, который развивается также стремительно, как и областной цент Новосибирск.
Каракулина Арина, 14 лет,
ученица 8 "Б" класса
МБОУ СОШ № 2 г. Оби
Поделиться2726-03-2019 18:55:53
Позднее здание училища было перестроено и приспособлено под городской дом офицеров, в котором проводились различные вечера художественной самодеятельности, киносеансы и танцевальные вечера. Сейчас уже больше 10 лет училище – это бывший ГДО, здание которой признано памятником муниципального значения. Семинария спасла здание от разрушений.
Каракулина Арина, 14 лет,
ученица 8 "Б" класса
МБОУ СОШ № 2 г. Оби
Алина молодец!
Цитата выше - не понял. Сначала в здании было училище, потом ГДО? Странно, что для училища такое здание отдали/построили. Оно же явно ДКашное, а не учебное. С колоннами и большим залом.
Поделиться2927-02-2020 13:45:32
Здесь начало упущено
Вообще в доступных источниках везде пишут, что военные лётчики покинули Закаменский аэродром и обосновались в Толмачёво летом 1933 года.
Но avro почему-то об этом не упоминает.
Всё жду, когда он объяснит, в чём он сомневается Почему одним книжкам доверяет, другим нет.
А по идее документы бы надо найти. Но наши знатоки новосибирской авиации нас пока этим не радуют.
Переход военной авиации в 1933 г вполне обоснован. В 1933 г. в Новосибирске сформировали 134 штурмовую авиабригаду. это около 100 самолётов и 42 авиаотряд ещё около 10. Места мало стало.
Поделиться3013-01-2021 13:43:34
Видео про толмачевский гарнизонный Дом офицеров и его историю:
Поделиться3113-01-2021 17:26:17
Следовательно, база тут могла быть создана в 1938-м, хотя текст так написан, что года могут быть и совсем другие.
Если судить по озвучиваемому в сети году ввода в эксплуатацию Толмачевского гарнизонного дома офицеров (1938), база появилась минимум на год/полтора раньше.
Поделиться3213-01-2021 17:41:32
И еще из слухов - до войны в ВВС в Оби/Толмачево служил в руководство некто Мальцев.
Не знаю, о каком Мальцеве идет речь...
Но среди начальников ВВС СибВО и Мальцев был (в 1930-34), и Маслов (1934-37).
Но, судя по инициалам Мальцева из списка (К.В.), получается, что это не полковник Мальцев Виктор Иванович, на зигзаги судьбы которого намекает уважаемый avro.
Поделиться3313-01-2021 17:50:52
Тут есть один очень фактологический источник, предполагаю, что новый для части форумчан.
На этом источнике указано, что "...книга про Мальцева, выпущенная в США в 1982 году, продается в бумажном виде в интернете, за дорого"...
Дополню: эта книга есть в сети и в электронном виде (совершенно за бесплатно).
Равно как и записки самого Мальцева В.И. под названием "Конвейер Г.П.У.".
Поделиться3414-01-2021 23:24:50
petrogradskiy, про какой список речь? О Мальцеве.
Поделиться3514-01-2021 23:32:29
Переход военной авиации в 1933 г вполне обоснован. В 1933 г. в Новосибирске сформировали 134 штурмовую авиабригаду. это около 100 самолётов и 42 авиаотряд ещё около 10.
Получается, аэродром Толмачево возник как место базирования 134 ШАБ. Не позднее 1934 года (в 1933-м могли только планы строить, как вариант; хотя могли уже там и летать).
К слову, из статьи по ссылке выше от Константина (автор - Слугин):
"...в середине 1933 года 6-й авиаотряд передислоцировали в Толмачево, а еще через полгода переформировали в авиабригаду из пяти эскадрилий. Около 150 самолетов И-5, Р-5, ТБ-1, ТБ-3".
Что-то я не слышал про базовые ТБ в Новосибирске.
Отредактировано avro (15-01-2021 00:27:00)
Поделиться3614-01-2021 23:52:51
petrogradskiy, про какой список речь? О Мальцеве.
Он видимо Вам известен...
Командование ВВС СИБВО
Данных о командовании авиации округа до 1926 года нет.
Начальник ВВС Владимир Кушаков 27.03.1926г.
Помощник начальника ВВС Леонид Никифоров 1926г.
Начальник штаба Владимир Юрре
Военный комиссар Константин Ермолаевич Ермалаев 2.04.1926г.
Начальник ВВС Г. К. Киш 1926г.
Начальник штаба Максименко 1930 -1934 гг.
Начальник ВВС К. В. Мальцев 1930 -1934 гг.
Командующий ВВС Маслов 1934 - 1937 гг.
Начальник штаба Богданов 1934 - 1937 гг.
Начальник штаба полковник Иван Иванович Чмурак 1937 - 1940 гг.
Военный комиссар Данилов ноябрь 1938 г.
Командующий ВВС полковник Георгий Нефедович Захаров ноябрь 1938 г. - декабрь 1940 г.
Командующий ВВС генерал-майор авиации Борис Андреевич Погребов декабрь 1940 г. - июнь 1941 г.
Начальник штаба полковник В. Ф. Свешников июнь 1940 г. - июнь 1941 г.
Начальник штаба генерал-майор авиации Теплинский июнь 1941 г. -1943г.
Врид командующего ВВС полковник Б. В. Свешников июнь 1941 г. - декабрь 1942 г.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации И. С. Шелухин декабрь 1942 г. - 1946 г
Начальник политотдела генерал-майор авиации Вихров 1945- 1946 гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Никифор Эммануилович Глушенков 1946 - 1952 гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Моисей Дмитриевич Серов август 1948 г. - июль 1956 г.
Командующий ВВС генерал-майор авиации Василий Николаевич Бибиков 18.06.1953г. - 18.04.1955г.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Леонид Викторович Коломийцев 6.01.1956г. - 19.01.1961 г.
Начальник политотдела полковник Федор Михайлович Дятлов 1956- 1960 гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Яков Иванович Зиновьев 1956-1 964 гг.
Начальник политотдела полковник В. В. Плешаков 1960- 1964 гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Дмитрий Тихонович Никишин 17.10.1960-1968гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Иван Андреевич Куличев 23.09.1968-18.10.1972г.
Начальник штаба полковник Анатолий Евгеньевич Арбузов 1967-1971 гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Сергей Иванович Мосиенко 197 1-1 975 гг.
Начальник политотдела полковник Иван Григорьевич Кузнецов 1967г.
Начальник политотдела полковник Михаил Николаевич Коротеев 1970г.
Командующий авиацией генерал-майор авиации Олег Александрович Балаганский 18.10.1972-11.09.1973гг.
Командующий авиацией генерал-лейтенант авиации Владимир Семенович Абрамов 15.10.1973-9.08.1977гг.
Начальник политотдела генерал-майор авиации Алексей Николаевич Луничев 1974-1977 гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Федор Акимович Фомичев 1975-1977 гг.
Командующий авиацией генерал-майор авиации Лев Владимирович Мухин 3.08.1977-24.04.1979гг.
Начальник штаба полковник Иван Петрович Кофаков 1977-1980 гг.
Начальник политотдела генерал-майор авиации Владимир Георгиевич Порошин 1977-1981 гг.
Командующий авиацией генерал-лейтенант авиации Петр Павлович Сафронов 28.04.1979-25.10.1980гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Владимир Трофимович Антонов 1980-1984 гг.
Командующий ВВС генерал авиации Леонид Михайлович Клочихин 19.12.1980-29.08.1981 гг.
Командующий ВВС генерал-майор авиации Сергей Николаевич Маслов 29.08.1981-19.03.1983г.
Член Военного совета-начальник политотдела генерал-майор авиации Юрий Константинович Сулимов 1981 -1985 гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Владимир Геннадьевич Шканакин 19.03.1983-5.11.1984гг.
Начальник штаба полковник Сергей Александрович Суслов 1984- 1985 гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Геннадий Федорович Шинкаренко 5.11.1984-31.07.1990гг.
Член Военного Совета - начальник политотдела полковник Иван Архипович Безрукавый 1985- 1988 гг.
Начальник штаба генерал-майор авиации Иван Григорьевич Протченко 1985- 1994 гг.
Начальник военно-политического отдела генерал-майор авиации Анатолий Александрович Ефременков 1988-1992 гг.
Командующий ВВС генерал-лейтенант авиации Владимир Дмитриевич Мохов 1990- 1994 гг.
Командующий ВВС генерал-майор авиации Валерий Николаевич Гнездилов 1994 -1997
Начальник штаба полковник Юрий Сергеевич Шуров 1994 -1997
1-й заместитель командующего ВВС СибВО генерал-майор авиации Владимир Федорович Кауров 1994 -1997
Поделиться3715-01-2021 10:48:28
Интересно. Надо будет действительно проверить инициалы.
Поделиться3808-03-2021 22:53:16
Тема тронула, скажу прямо. Понравились дополнения всех участников обсуждения. Просто молодцы. Мои дополнения гораздо скромнее.
Начну с воспоминаний ветерана ВОВ Казарчука В.А.
В конце августа 1940 г. был объявлен набор в летную школу. И такие, как Паша (П.И. Валько), Алёша (А.А. Пташник) и я, съехались в НВАШ, аэродром Толмачево, где уже было заготовлено для нас жилье – палатки с матрацами и подушками, набитыми соломой. Там мы и разместились.
Всех абитуриентов разбили по группам, установили график сдачи экзаменов, прохождения медицинской и мандатной комиссий. На следующий день, после завтрака, на построении представители штаба и приемной комиссии зачитывали список тех, кто не прошел по каким-либо причинам, их отправляли в штаб школы, а потом направляли домой и так до последнего. А те, кто прошел по всем показателям, были приказом по НВАШ зачислены курсантами и распределены по эскадрильям. Я был зачислен в 4-ю АЭ, 404 классное отделение. Но так, как ни я, ни Паша, ни Алеша в тот момент еще не знали друг друга, то я, естественно, не знал, в какую АЭ они были зачислены.
С этого момента началось обучение по курсу молодого бойца. Отрабатывали все приемы строевой подготовки, изучали уставы – строевой и внутренней службы, в т.ч. и гарнизонный. Изучали винтовку, правила ухода за ней и практические действия ней в рукопашном и встречном бою. Прошли практику стрельбы из винтовки в тире. В итоге каждый из нас должен был уметь командовать классным отделением (взводом). После завершения программы курса молодого бойца нам выдали винтовки, мы приняли присягу и приступили к основному курсу обучения по специальности. Изучали темы теоретического порядка – конструкцию самолетов Р-5 и СБ, их вооружение, способы и тактику его применения, а также наставления по производству полетов. Весь процесс шел строго по распорядку дня, свободного времени было мало.
Мы, первокурсники, продолжали учебу по программе, начали ходить в наряды по охране стоянок самолетов и других объектов. 1 мая 1941г. НВАШ участвовала в военном параде в г. Новосибирске. Через некоторое время эскадрильи разъехались по летным лагерям. 3-я и 4-я АЭ перебазировались на полевой аэродром г. Бердск. Но куда, на какой аэродром перебазировались 1-я и 2-я АЭ точно не знаю, но где-то недалеко. Курсанты разместились в хорошо оборудованных палатках. Закончив изучение первоначального курса и самолета, приступили к полетам на Р-5. Мы практически освоили Р-5, выполнив упражнения и программу по налету.
Когда в июне 1941 г. началась Великая Отечественная война нашу главную усадьбу аэродром «Толмачево» заняли школами из западных областей. А главной усадьбой НВАШ стал аэродром в Бердске.
Данная почтовая карточка, из личного собрания, адресована И.А.Бакус, моему хорошему знакомому, в годы войны - политработнику. Весточку написал его родной брат Александр, погибший 15 января 1945-го при освобождении Польши. Как мне рассказывал Иван Антонович, новосибирская военная авиационная школа (НВАШ) располагалась тогда в Бердске, другие подробности мне, к сожалению, уже не вспомнить, поскольку наше общение происходило 40 лет назад.
От коллекционера из Рязани Владимира Акульшина, примерно тогда же, в 80-х, мне досталось вот это письмецо-треугольник 1947 года, интересное, пожалуй, только адресом отправителя: г. Новосибирск ст Обь п/о 26. Радиоцентр ВВС Зап.Сиб.ВО. Обычная переписка друзей с некой солдатской бравадой. Цензор, как видно, ненужное зачеркнул.
Отредактировано Александр Валентинович (09-03-2021 12:33:56)
Поделиться3909-03-2021 11:13:41
Смерть немецким захватчикам!
ВОИНСКОЕ
ДОСМОТРЕНО
Военной Цензурой
08719
Куда. г.Новосибирск
Новосибирская
Военная
Авиашкола АДД
Бакус
Ивану Антоновичу
-----------------
Адрес отправителя. Полевая почта
51123
Бакус
Александр Антонович
----------------
27 июля
Здравствуй, Иван!
Шлю тебе привет и желаю счастья.
Давно не получал от тебя писем.
Я пока жив и здоров. Из всех переплётов вышел целым, лишь "лицо" осколком машинку поцарапал.
Гоним фрицев в своё логово.
Пиши чаще. Жду.
До свидания
Крепко целую.
27.07./44 г.
Твой брат Саша.
=============
штемпель Полевая почта: 30.7.44
штемпель Новосибирск: 15.8.44
Отредактировано alippa (09-03-2021 13:19:25)
Поделиться4009-03-2021 11:22:04
Цензор, как видно, ненужное зачеркну.
цензоры обычно работали тушью, скорее всего это отправитель передумал....
Поделиться4109-03-2021 12:41:18
Смерть немецким оккупантам!
ВОИНСКОЕ
ДОСМОТРЕНО
Военной Цензурой
Не оккупантам, а захватчикам.
Адрес отправителя. Полевая почта
51123
Бакус
Ивану Антоновичу
Отправитель Бакус Александр Антонович.
Поделиться4209-03-2021 13:07:07
Акульшин Владимир Петрович интересно это он?
Поделиться4309-03-2021 13:19:53
Не оккупантам, а захватчикам.
alippa написал(а):Отправитель Бакус Александр Антонович.
спасибо, исправил
Поделиться4409-03-2021 13:41:21
Акульшин Владимир Петрович интересно это он?
Спасибо! Да, это он! В биографии не сказано, конечно, про его страстное увлечение филателией. Мы одно время (в 80-х) переписывались.
Поделиться4509-03-2021 19:00:34
От коллекционера из Рязани Владимира Акульшина, примерно тогда же, в 80-х, мне досталось вот это письмецо-треугольник 1947 года, интересное, пожалуй, только адресом отправителя: г. Новосибирск ст Обь п/о 26. Радиоцентр ВВС Зап.Сиб.ВО. Обычная переписка друзей с некой солдатской бравадой. Цензор, как видно, ненужное зачеркнул
Штемпель: НОВОСИБИРСК 26 ГОР. 15.3.47
Штемпель: РОВНО 23.3.47
УССР
Город Ровно
п/почта 17354
Акульшину Владимиру Петров.
Город Новосибирск ст. Обь п/о 26
Радиоцентр ВВС Щап.Сиб.ВО
Авиталеву(?) Владимиру ПетровичуЗдравствуй, дорогой друг
Прими мой привет и наилучшие пожелания в твоей жизни, учебу, работе и в вседневном быту. Вова, сегодня получил от тебя письмо. Большое спасибо за него. Вот не ожидал. Ведь я совсем потерял твой след. Но ты кажется превзошел все мои желания. Получаешь золотые медали, служишь в гвардейской части. Что ещё спрашивается нужно солдату. Всё же Вовка, калач тебе в зубы, я рад за своего друга. Знаешь когда я получил от тебя письмо, то почувствовал, как первобытный питекантроп, или, кажется даже как китайский синантроп. Вообще откалывал коленца какие выделывал когда-то наш незабвенный Воронок. Всё же ты не думай, что я на тебя затаил злобу или месть как арменин(?). То что у нас с тобой не было переписки, то это "сие от нас не зависело" Кочую с места на место, сейчас, кажется, совсем осу....... Был борт-радистом на ЛИ-2 , сейчас же работаю старшим радиомехаником на радиоцентре при штабе В.В.С. Зап.Сиб.ВО. Вообще работа блатная и часто приходится "кое-чем груши околачивать" <зачеркнуто> Сейчас занимаюсь больше радиолюбительством. Собираю приемники. Вообще вещь интересная. И как говорится не манкая(?). Был я, Вова, дома. Еще нарочно пошёл по той улице, где когда-то жил ты. Остановился напротив и нахлынули на меня воспоминания, Где, думаю, находится он сейчас. Тут подвернулся как-то рыжий пацан, и я спросил его кто сейчас здесь живёт. Конечно, в ответе утешительного было мало. Отпуск провёл так, как полагается солдату, находящемуся вне уставов и одетому в гражданское платье. Но всё же, несмотря на эту маскировку схватил 5 суток за нарушение формы. Ребят осталось в Рязани очень мало. Все они мало изменились. Разве только Дошкин спекулировать перестал, да, по его словам, пользуется успехом у какой-то Параньки, у которой таких как он, ещё, пожалуй, с полдюжины найдется. Шашков почитает себя за артиста, таланты, которого общепризнаны, между прочим репутацией этой он очень дорожит, и при каждом случае, окруженный двумя-тремя зеваками, устраивает свою неизменную чечётку. С девчатами я кажется, не то что поругался, а вообще всё порвал. Кстати они все в ....., за исключением Григорьевой и Дуракиной. Эти как были так и остались, , это тогда им было можно нос задирать, когда мы еще мало в курсе дел были. А сейчас пока ещё можем вполне в силах "прошамкать": Не хотите, как хотите, воля ваша, а у нас "как взлетел, так и полетел" низко кланяемся. Так и я, сначала правда чуть не завяз с Прошляковой. Она видишь ли ....., что ждала 2 года меня и т.д. на эту тему. Эта продолжалась, кажется, около трех дней. Но потом я познакомился с Зоей, с которой и сейчас веду переписку. ты и сам не можешь представить себе, что получилось у меня с нашими девчатами после этого. а что касается Лиды Прошляковой, то эта ударилась в слёзы. Вообще еле-еле выпутался из этой истоории. письмо от неё я получал после этого, кажется, раза 2. В которых я сплошной нахал, потерявший весь стыд. На них я счел нужным ответа не давать. "Девка рыжая НК" работает где-то на почте. Вообще тоже спустилась до мертвой точки. Дружит с каким-то молокососом, которого я чуть с пьяных глаз не прибил. Так как это явление мне показалось почему-то преступным по отношению к Воронку, которого эта Н.К., как она намекнула, ещё ждёт. Тася Б. совсем искурвилась со своим долгоносиком, как бишь его, ну военрук 16 школы. ну вот и всё. писать кончаю. Шли фотокарточку. Я тоже постараюсь.
"Алые паруса" ждут ответа от "Ак-Тайна"
Поделиться4609-03-2021 23:28:20
судя по инициалам Мальцева из списка (К.В.), получается, что это не полковник Мальцев Виктор Иванович, на зигзаги судьбы которого
В общем, "спискам" не верю.
Верю, в частности, вики, в данном случае как более детальному источнику:
Ви́ктор Ива́нович Ма́льцев (25 апреля 1895, Гусь-Хрустальный Владимирской губернии — 1 августа 1946, Москва) — полковник Красной армии (1936). Участник «власовского» движения...
Был инструктором Егорьевской школы военных лётчиков; по некоторым данным, был одним из инструкторов В. П. Чкалова. В 1925—1927 годах — начальник Центрального аэродрома под Москвой, в 1927—1931 годах — помощник начальника, с 1931 года — начальник Управления ВВС Сибирского военного округа, затем находился в резерве. С 1936 года — полковник. С 1937 года — начальник Туркменского управления Гражданского воздушного флота.
Поделиться4709-03-2021 23:29:24
Радиоцентр ВВС Зап.Сиб.ВО
Это какой радиоцентр из многих в Новосибирске? В Оби такой тоже был?
Поделиться4810-03-2021 10:36:40
Это какой радиоцентр из многих в Новосибирске? В Оби такой тоже был?
Именно в Оби и был радиоцентр ВВС ЗапСибВО. А Вам известны другие радиоцентры ВВС в Новосибирске того времени?
Отредактировано Александр Валентинович (10-03-2021 11:17:41)
Поделиться4910-03-2021 16:56:53
Может, повторюсь, но это будет предисловием к представленному ниже артефакту - почтовому отправлению 1942 года. Итак, в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1944 года базировался 19-й запасной истребительный авиационный полк 5-й запасной авиационной бригады, занимавшийся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период боевых действий во время Великой Отечественной войны, осуществляя подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах ЛаГГ-3, Як-7б, Як-9 и Як-3.
В 80-е данный конверт попал мне в руки, как оказалось, от внука отправителя письма, который и поведал, что родные его деда в войну жили в военном городке в корпусах лётно-технического и преподавательского состава.
Наименование конкретного населённого пункта, в котором, располагался военный городок, в войну было засекречено, на письмах указывался только город Новосибирск и номер почтового отделения - 26, либо, как на почтовой карточке поста 38. С апреля 1944-го эти ограничения были сняты.
Поделиться5010-03-2021 19:27:58
радиоцентр ВВС ЗапСибВО
Просто я ни разу про такой центр в Оби не слышал. Интересно, что он собой представлял. И в какие годы действовал.