Омский государственный университет
Кафедра современной отечественной истории и истографии
Иллюстрация № 3 (у нас - это первый пост от Алича)представляет один из ранних реализованных проектов, заложивших в западносибирском городском пространстве первую советскую символическую координату. Одним из наиболее известных и в настоящее время мемориальных мест Новосибирска является сквер Героев революции. Сейчас мемориальный комплекс носит название «Сквер Героев, павших в годы Гражданской войны». Его смысл трактуется в современных описаниях каталога к своду памятников «следующим образом: «Мемориальный сквер является скорбным свидетельством переломной эпохи в жизни города, памятником жертвам и героям революционных лет».
В советскую эпоху он считался наиболее впечатляющим историко-революционным памятником города и с 1974 г. был взят под государственную охрану. Его художественная ценность в архитектуре города отмечена в историко-градостроительных трудах С.Н. Баландина и Б.И. Оглы, где подчеркивалось глубокое образное содержание лаконичной художественной формы, ее соответствие духу времени. Как отмечается в одном из современных областных хроникально-документальных изданий, часть памятника – рука, сжимающая факел, долгое время была символом Новосибирска.
В текстовой справке источника информации, по которому воспроизведено изображение, сведения об авторах этого главного памятника мемориального сквера повторяют публиковавшиеся ранее в краеведческой и научно-справочной литературе фамилии художника В.Н. Сибирякова и инженера А.И. Кудрявцева. Вместе с тем обнаруженные нами архивные документы свидетельствуют о единоличном авторстве проекта, от идеи до строительства памятника.
В фонде Новониколаевского губернского отдела коммунального хозяйства хранятся материалы, связанные с постройкой памятника. Они до сих пор не привлекались отраслевыми исследователями и историками культуры советской Сибири. Они были обнаружены в 2003 г. В.Г. Рыженко. Из текста рукописного варианта договора, датированного 6 июня 1922 г., узнаем, что художник Василий Иванович Невский и художник-скульптор Василий Николаевич Сибиряков заключили условие с производителем работ инженером Александром Ивановичем Кудрявцевым и взяли на себя сделать из представленного им готового материала «цементные руку и факел для памятника на Красной площади в гор. Ново-Николаевске по проекту инженера Кудрявцева в размерах, указанных в проекте». Кроме этого, они обязались «участвовать по заданиям инженера Кудрявцева в разработке модели скалы обелиска и вазы (вазы могут быть заменены декоративными столбиками)». В докладной записке на имя заведующего губернским коммунальным отделом, относящейся к июню 1922 г., Кудрявцев оговорил свои условия «за организацию и ответственное распорядительство всеми строительными работами по сооружению памятника на Братской могиле по собственному моему проекту».
В документах, связанных с подготовкой к торжественному открытию памятника, содержится важная дополнительная деталь проектного замысла Кудрявцева. В акте о приемке памятника от 6 ноября 1922 г. было отмечено соответствие утвержденным эскизам и назначению, но оговорено, что «пока к открытию памятника временно установлено съемное пламя из железобетона, по этим соображениям через насыпь, скалу, факел пропущен в пламя бронированный кабель для установки в будущее время электрического освещения». Комиссия отмечала «крайнюю желательность установки в ближайшее время стеклянного светящегося пламени как безусловно усиливающего художественный вид всего памятника». Однако это осталось нереализованным.
В обнаруженных архивных материалах отсутствует прямая привязка к выполнению указаний из Центра, связанных с «ленинским планом» монументальной пропаганды, кроме уже указанного выше факта приемки памятника 6 ноября 1922 г. для открытия в очередную годовщину Октября. Что же касается замысла и воплощения, то они, бесспорно, являются «местными» по происхождению и укоренению в соответствующем культурном ландшафте в качестве символического ориентира его новизны. И в этом отношении интересны детали, связанные с первоначальным смыслом этого памятника-символа, отраженные в его названии. В одном из документов за подписью губернского архитектора инженера Раммана по поводу потребности в изготовлении пламени из цветного стекла памятник именуется «В память павших борцов за Свободу». Само дело 29 названо «Материалы о постройке памятника жертвам революции на братской могиле (ныне памятник «Красный факел» в г. Новониколаевске)». Таким образом, примерно до середины 1920-х гг. существовало обозначение памятника по его главному символическому признаку, в котором олицетворялась идея вечной памяти павшим.