[22.12.10] В Новосибирске появился первый робот-чиновник с купюроприемником
В правительстве Новосибирской области появился первый робот-чиновник. Машину, которая может принимать заявления от граждан и выдавать им ответы на простейшие вопросы, назвали инфоматом. Чиновник-робот — мечта Президента России, который давно хочет побороть коррупцию: взяток инфомат не берет (хотя купюроприемник у него есть) и способен работать хоть 24 часа в сутки. Рабочее место виртуального чиновника — фойе здания облправительства, рядом с банкоматом «Левобережного» Банка. Корреспондент НГС.НОВОСТИ проверил первого в регионе электронного чиновника на человечность, провел тест-драйв умного гаджета и стал свидетелем сбоя в его работе.
Синий автомат с непропорциональным, вытянутым по вертикали экраном и сразу семью прорезями и нишами для приема денег и документов появился в областном правительстве в пятницу, 17 декабря. Автомат стоимостью 87 тыс. рублей оснащен специальным сканером, благодаря которому заявитель может отсканировать и отправить в любое ведомство необходимые документы, купюроприемником, считывателем пластиковых карт, чековым принтером, видеокамерой, микрофоном и звуковой системой для видео- и аудиосвязи с оператором контакт-центра, обслуживающего единый портал госуслуг. Инфомат в тестовом режиме дает информацию о 9 областных услугах, все они связаны с социальными выплатами, до конца года их будет уже 10.
Подойти к инфомату — все равно что побывать на приеме у чиновника. Электронный бюрократ, к примеру, может принять заявление на выплату детского пособия или компенсации расходов на питание в детском саду.
Если вам не нужно подавать никаких документов и вы просто хотите узнать, какой пакет документов нужен для того или иного пособия, можно не ходить к инфомату, а просто посетить сайт «Госуслуги» в интернете.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ провел у инфомата более получаса. В его задачи входила проверка работоспособности электронного чиновника. Первое, на что стоит обратить внимание, — удобство интерфейса. Разделы на стартовой странице размещены не совсем логично. В левой части экрана поместили три большие кнопки: «Назначение портала», «Электронная услуга» и «С чего начать?». При нажатии на них в середине экрана появляются небольшие информационные блоки, дающие определения понятиям и ответы на вопросы. Ниже находятся еще две большие кнопки с путеводителем и отзывами первых клиентов инфомата. Действительно нужные и полезные кнопки находятся на правой стороне экрана: «Электронные услуги», «Каталог услуг» и «Личный кабинет». Найти государственные услуги Новосибирской области в общем перечне услуг оказалось непросто.
К примеру, услуга «по назначению ежемесячной денежной компенсации по питанию детей» в детсадах, школах и лицеях, была спрятана под заголовком «Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги». Под точно таким же заголовком была спрятана и услуга «Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка». Последний тест, который мы предложили пройти роботу-чиновнику, — поисковый запрос. После ввода в строку поиска словосочетания «детский сад» аппарат моргнул и выдал белый экран с ошибкой. На этом тест-драйв устройства пришлось прекратить.
Повсеместная установка инфоматов — не блажь местных властей. Первый в России автомат, который позволил обращаться к порталу «Госуслуги», был установлен за неделю до этого в Москве в фойе Центрального телеграфа по адресу Тверская, 7. Новосибирск — второй в России город, в котором запустили инфомат. В следующем году по области появится еще 104 таких устройства, 50 из них поставят в Новосибирске, остальные — в других городах и поселках.
По мнению главы департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области Анатолия Дюбанова, роботы-бюрократы никогда не заменят живых чиновников.
Повсеместное появление инфоматов только повысит спрос на государственные услуги, что, в свою очередь, увеличит нагрузку на государственную систему. По словам Анатолия Дюбанова, в будущем функционал инфомата будет постоянно расширяться: туда добавятся новые государственные услуги не только федерального или областного, но и муниципального уровня. Через московский инфомат уже сегодня можно оплатить услуги ЖКХ, штрафы и пошлины.
Автомат по продаже государственных услуг — совершенно новый тип устройств, у которых нет аналогов в истории. В отличие от живых чиновников, во время небольшого тест-драйва аппарат успел зависнуть и дважды запросил информацию для идентификации личности. Последнее — малоприятно, так как авторизация занимает несколько минут. В специальную форму необходимо переписать номер зеленого пенсионного свидетельства, а также ввести специальный пароль, который государство присылает Почтой России всем, кто зарегистрировался на портале «Госуслуги».
«Если из процесса общения государства с гражданами можно исключить чиновника-посредника или можно заменить человека автоматом, то это нужно сделать, — уверен председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике Государственной Думы РФ Илья Пономарев. — Граждане не в восторге от общения с чиновниками. Зато они с удовольствием пользуются автоматами для оплаты сотовой связи. Инфомат позволит без участия госинспекторов оплачивать штрафы, например, так же, как сегодня платят за интернет или телефон».
Кирилл Маковеев
Фото Сергея Ляшко (1), автора (2, 3)
Читайте далее: http://news.ngs.ru/more/79286/ - Инфомат — железный бюрократ - НГС.НОВОСТИ