НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



С ленты Фейсбука

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Девять тезисов о краеведении

Михаил Немцев: Девять тезисов о краеведении
«Краеведение может быть местом рождения нового политического воображения и местом иного самоопределения. Иного по отношению к привычным без-местным, детерриториализованным противопоставлениям “западники / путинисты / патриоты / либералы / правые / левые/” и т.п.»

Тезисы07.10.2016 // 50
1. Краеведение — знание своего места жительства.

В познавательном интересе к этому месту нет ничего необычного и ничего обязательного. Минимум краеведческих знаний вменяется школьникам и т.н. «местной интеллигенции», но не более того, так что можно прожить где угодно всю жизнь, не зная об этом «где» ничего за пределами минимума, необходимого для обеспечения повседневного жизнеобеспечения. Краеведение — это возможность, открытая перед теми, кто чувствует интерес или потребность в ориентации относительно того места в пространстве и времени, где они проводят свою жизнь.

2. Краеведение — это универсалистская практика насыщения смыслами и значениями некоего сравнительно ограниченного ландшафта. Краеведение создает собственное пространство-время и дарит радость усложнения и обогащения повседневности, размещая ее в новооткрывающихся пространствах в новом времени.

Краевед стремится о своем месте (топосе) знать все. Привычное многим с посещения разнообразных «краеведческих музеев» в детстве и юности — это по большому счету разрыв выстроенного на целостном повседневном опыте знания. Такой разрыв может быть продуктивен, однако придавать ему какое-то значение, кроме методического, не нужно.

3. Краеведение абсолютно непредвзято в отборе значимых социальных фактов, событий прошлого и природных явлений, из которых строится образ места («края»), взятого в его особости (особенности).

«Особенность» — это ключевая категория краеведческого мышления. Деятельность краеведа во многом выстроена вокруг выявления особенностей, решений относительно ценности (значимости) этих особенностей. Это делает ее упражнением в диалектике.

4. Всеядность краеведения позволяет ему как деятельности происходить на любом подручном материале, постепенно трансформируя любые населенные пункты и территории в «места». «Краевед» как специалист по такому преобразованию посвящает себя «достраиванию» или доразвитию места, в котором живет.

Развитие краеведения сопутствует развитию населенных пунктов. Точнее, стихийно возникающий краеведческий интерес может развиться в мышление, обогащенное современным рационализмом, а «краевед» может быть полноправным участником местной культурной политики. Эта возможность чаще всего теряется, и теряют ее сами жители территорий, завороженные пропастью между их повседневностью и событиями «большой истории» (известными им из третьих рук). Этот разрыв краеведение как раз и сращивает, но для этого нужно, чтобы как минимум кто-то брался за эту долговременную работу. В современной России развитие краеведческого мышления на материале своего собственного места жительства почти никогда не входит в число возможных и респектабельных «миссий» современного гуманитария (см. тезис 7).

5. Краеведение требует постоянного ограничения внимания, локализации, даже заземления, однако это заземление оказывается раскрытием всеобщего в какой-то особенной, «своеобразной» форме его явления.

Но встретиться со «всеобщим» человек и может только в форме особенного, так что «местная» история, «местная» экосистема — это и есть доставшиеся нам формы раскрытия всеобщей истории и глобальной экосистемы. Над этой диалектикой можно смеяться, особенно когда ее практикуют люди, не подозревающие о существовании диалектики, и по отношению к «особенностям» мест, не совсем даже пригодных к проживанию, но тем не менее — они ее все же практикуют. Краеведение может быть школой диалектики.

6. Краеведение сходно с путешествием. У путешественника и краеведа сходны практики и привычки универсального внимания, сбора сведений, привычка к выявлению своеобразия и особенностей посещаемых мест.

Принципиально отличаются они отношением к пространству: краевед интенсифицирует избранный фрагмент пространства, тогда как путешественник, не укореняясь, движется все дальше. Встретить в новопосещенном месте «краеведа» — старинное стремление и удача «путешественника»; но первый не ищет встреч со вторым.

7. В советской культуре «краеведение» по политическим причинам принципиально и последовательно было вытеснено на периферию внимания образованных людей.

Оно было сведено до компонента школьного образования, иллюстрирующего некие общеобязательные сведения о прошлом и настоящем. Это легко увидеть, пойдя через экспозицию старых «краеведческих музеев» с узнаваемыми картами.

8. Политическое самоопределение краеведения — регионализм.

В таком сверхцентрализованном государстве, как современная Россия, регионализм часто, почти неизбежно предстает как культурная деколонизация (а вслед за ней, возможно, политическая деколонизация), пользуется таким языком и может восприниматься как сепаратизм. Однако это исторически неизбежное следствие бедности мыслительных схем и языка, применимых в разговоре о своем месте, то есть исторический результат того же самого длительного угнетения и маргинализации краеведения. Целью этого угнетения, а затем маргинализации краеведения состояла в уничтожении и маргинализации регионализма как формы мысли, и сейчас мы видим, что эта цель действительно эффективно достигалась.

9. Однако теперь краеведение может быть местом рождения нового политического воображения и местом иного самоопределения. Иного по отношению к привычным без-местным, детерриториализованным противопоставлениям «западники / путинисты / патриоты / либералы / правые / левые/» и т.п. Эти противопоставления задают сейчас координаты пространства, в котором многие ищут возможности политической перспективы политического действия — и это пространство полностью истощено.

Краеведение как деятельность и регионализм как политическое и идеологическое осмысление этой деятельности — это прививки равно и от «казенного патриотизма», и от «казенного национализма» и других идеологий, которые роднит «естественность» включения в обращаемое общее без внимания к локальному «своему». Ссылка

0

2

«Реставрация» деревянной часовни 1728 года

Виниловая сказка Русского Севера

03.10.2016
Виниловая сказка Русского Севера
«Реставрация» деревянной часовни 1728 года удалась на славу

«Хранители Наследия»

Сказать, что фотографии из серии «было – стало», на которых запечатлен облик часовни Николая Чудотворца в деревне Осередской близ села Ракулы Холмогорского района Архангельской области весной и осенью 2016 года, вызывают шок – значит немного покривить душою. Честно говоря, уже не вызывают. Потеряно, утрачено уменье удивляться - в прекрасном и разнообразном мире сохранения культурных сокровищ России.

Чего не выдумают из лучших побуждений... Из лучших? Хуже воровства - простота, а как насчет самоуправства?
Нельзя ведь сказать, что люди, обрядившие памятник русского деревянного зодчества 1728 года в сайдинг и ондулин, не понимали, что имеют дело с формально охраняемым государством объектом культурного наследия регионального значения. Если приглядеться к снимкам, видно, что даже табличку с обозначением этого обстоятельства они заботливо перенесли на «прежнее» место. Просто памятник теперь такой. Был деревянного зодчества – стал винилового. С одной стороны, народное творчество, с другой – явная забота, между прочим, об обеспечении физической сохранности объекта.

Да уж пора бы – если верить сообщениям, последняя реставрация часовни была проведена в 1988 году, да и то студентами-добровольцами.

Судя по публикациям в местной социальной сети, Никольская часовня в мае еще имела прежний облик, а к 22 сентября 2016 года преобразилась. Сохранив объемно-пространственную композицию, как написали бы иные эксперты. И деревянную, добавим главку с лемеховым покрытием – попробуй-ка, оберни сайдингом барабан. Впрочем, как знать, может быть, все впереди.
ra3.jpgra2.jpg
По нашим сведениям, часовня официально не значилась действующей, но иногда в ней проводились службы. Священник приезжал из близлежащего села Копачева.

Судя по недавним путевым заметкам (опубликованы в июне 2015 года) московского священника Дмитрия Николаева, у Никольской часовни была даже смотрительница, по имени Надежда Николаевна. Описание часовни не позволяет заподозрить аварийного состояния памятника, требующего хирургического вмешательства: «Сооружение действительно красивое, но что более важно — ухоженное. Иконы, свечи, рушники - всего в избытке. Батюшки только давно не было. Решили до вечера обкосить ее, подлатать прохудившийся угол крыши (местные не рискуют трогать, так как объект находится в реестре памятников), обмерить, а в 18 часов послужить молебен. И побежала детвора по селу эту весть разносить».

ra5.jpg
Интерьер часовни до лета 2016 года.
Весть о «реставрации» Никольской часовни в Ракуле распространилась в социальных сетях после публикации Радика Аднобаева 30 сентября 2016 года. «А у нас новое слово в реставрации! От местной жительницы рядом с часовней! Не пожалела более 100 тыс. рублей кровных на памятник! Вот это почин! Вот что нас ожидает, если государство и местные власти не обратят внимание на проблемы сохранения памятников деревянного зодчества! Они просто превратятся в памятники винилового зодчества!» - написал он.

«Хранители Наследия» поговорили с «единственным свидетелем». Он оказался сотрудником туристического бюро «Лаче» из города Каргополя. Вот что рассказал нам Радик Аднобаев:

«Я узнал о случившемся с часовней во время поездки по области, от сотрудницы одного из гостевых домов. Услышав, что я собираюсь в Ракулу, она сказала: «Вы только сильно не расстраивайтесь, там одна женщина решила на свой страх и риск улучшить ее состояние». Приехав на место, я разузнал, что, действительно, жительница деревни, из дома, что рядом с часовней, наняла бригаду рабочих, которые сделали новую обшивку и перекрытие. Я с этой женщиной не разговаривал и имя ее не стал узнавать, поскольку мне ее даже немного жаль.

Как рассказывают местные жители, ей уже объяснили, что она нарушила закон о памятниках архитектуры, она перепугалась, не знает теперь, что и делать. Если этим делом займется областное министерство культуры, ей грозит как минимум крупный штраф.

Приход, насколько я понял, не имел к произошедшему отношения, напротив, священник тоже был весьма удивлен случившимся и сказал, что сделали это с часовней напрасно.

Но теперь памятнику требуется полноценная реставрация. Просто так убрать наделанное невозможно – ведь разобрана деревянная кровля часовни. Стены сруба целы, но в них вбиты крепления, на которых держится сайдинг. Как рассказывают, прекрасно сохранявшиеся слои бересты из-под кровли, игравшие роль гидроизоляции, рабочие выбросили на свалку и сожгли.

Не могу сказать, что часовня находилась в аварийном состоянии: да, кровля требовала ремонта, но внутрь ничего не протекало – береста хорошо предохраняла. Во всяком случае, по сравнению со многими другими памятниками нашей области часовня в Ракуле не так уж плохо сохранялась».

Министерство культуры Архангельской области, ау!

Досье. Никольская часовня в деревне Осередской, по местному преданию, первоначально находилась в дер. Часовенской, где явился образ Николая Чудотворца, что и послужило поводом для ее строительства. Построена в 1728 г., перестраивалась в 1775 и 1878 гг. Представляет собою четверик, перекрытый (до лета 2016 г.) клинчатой кровлей с полицами, на коньке которой была поставлена главка. С запада к зданию примыкает поздняя трапезная с крыльцом.Ссылка

0

3

alippa написал(а):

Краеведение как деятельность и регионализм как политическое и идеологическое осмысление этой деятельности — это прививки равно и от «казенного патриотизма», и от «казенного национализма» и других идеологий, которые роднит «естественность» включения в обращаемое общее без внимания к локальному «своему». Ссылка

Гефтер - это, конечно, хорошо. Но автор явно чего-то перекурил... Можно ведь на русском яснее писать, особенно если это для краеведов написано, а не для экспертов в области всего на свете)

+1

4

Natalya написал(а):

Но автор явно чего-то перекурил...

:-) неужели всё прочитала?! а я не осилила...или не захотела... :-)
такое описание моего любимого хобби, брр, скучно стало

0

5

Olga написал(а):

неужели всё прочитала?!

нет, конечно. От пары абзацев моему мозгу пришел полный абзац https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-4.gif

0

6

Новосибирский магазин Крайиздата очень осторожно (чуть ли не полунелегально) пробовал начать собирать такие краеведческие издания в 1-2 экз. Приехал один из омских профессоров и... увёз все.

Надо со всей решительностью поставить вопрос, чтобы в книжных магазинах наших крупных городов были в достаточном количестве все издания смежных с нами областей.

Интерес к краеведческой работе растет с каждым днем, растет интерес и к этой литературе. Она должна, быть у нас. А. АНСОН.
(Сов.Сибирь, № 258-(2399) ПЯТНИЦА, 11 ноября1927 год.)

http://images.vfl.ru/ii/1504415563/1a383782/18462520_s.png http://images.vfl.ru/ii/1504415563/175e9f3e/18462521_s.png

0