НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Строительство железнодорожного моста.

Сообщений 201 страница 250 из 441

201

Ирландец написал(а):

Всё дело в переходной ферме.

Да, у меня тоже возникала такая мысль, НО! Только как не смотри, а та стенка находится именно ПОЗАДИ.
Ниже правый берег.
На левой фотке с этого ракурса не видно, но на правой видно, что стенки НЕТ (вроде...).
Вероятна она нужно при определённых размерах. Хотя, я сомневаюсь уже...

http://images.vfl.ru/ii/1500748919/2512f393/18003492_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1604583705/caf81d88/32195617_m.jpg

Ирландец написал(а):

Это не габионы, а георешетка. Сверху заполнялось навозом.

Что-то навоз какой-то сильно светлый...
Кстати, м/у делом (из отчёта горн.инж. Краснопольского). :)

http://images.vfl.ru/ii/1607569991/3c74d214/32610300_m.jpg

+1

202

VECTOR написал(а):

На левой фотке с этого ракурса не видно, но на правой видно, что стенки НЕТ (вроде...)

Стенка находится внутри насыпи.

0

203

VECTOR написал(а):

Что-то навоз какой-то сильно светлый...

Про заполнение ячеек георешетки навозом встречал в альбоме типовых чертежей. Видимо способствует образованию дёрна, не давая размыть плодородный слой.

0

204

VECTOR написал(а):

Кстати, м/у делом (из отчёта горн.инж. Краснопольского).https://images.vfl.ru/ii/1607569991/3c74d214/32610300_m.jpg

Вот кстати и подтверждение, того что речка то не Власиха - как-то был спор.

+1

205

evg_e1 написал(а):

Вот кстати и подтверждение, того что речка то не Власиха - как-то был спор.

А об чём спор? :)

Ирландец написал(а):

Про заполнение ячеек георешетки навозом встречал в альбоме типовых чертежей. Видимо способствует образованию дёрна, не давая размыть плодородный слой.

Наверное, так и есть.

Ирландец написал(а):

Стенка находится внутри насыпи.

Да, скорее всего так и есть. Просто переходная стенка это.
Хотя, вот соединил линиями стороны оснований, так вот стенка не попадает во внутреннее пространство м/у линиями, т.е. как будто она расположена позади.
Ладно, побоку.)))

http://images.vfl.ru/ii/1607571584/979df984/32610334_s.jpg

Кстати, вот это - крайний бык с ледорезом со стороны правого берега.
Там фото не подписано так, но скорее всего так и есть.
Он, вроде, как единственный был построен без использования кессона.
Т.е. на левом фото вид в сторону левого берега, а на правом фото - в сторону правого берега.

http://images.vfl.ru/ii/1604583806/934c2e8e/32195642_s.jpg http://images.vfl.ru/ii/1604583704/4eeacefa/32195614_s.jpg

Отредактировано VECTOR (10-12-2020 10:50:42)

0

206

Посмотрел, вроде бы не было такой фотографии на форуме:
http://images.vfl.ru/ii/1608983159/fe0f3d1d/32778319_m.jpg
Подписано: "Мост через Обь. Группа инженеров с Н. А. Белелюбским".
Из книги "Железные дороги России. История и современность в фотодокументах", СПб, 1996 (авторов больше 20 человек).

0

207

IVM написал(а):

Посмотрел, вроде бы не было такой фотографии на форуме:

Так-то в оригинальном качестве оно тут: Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог  https://www.loc.gov/resource/gdclccn.20 … y&c=80
В книжке по истории РЖД (вроде, как самой РЖД выпущенной не так давно) даже некоторых подписали именами.
К примеру, как я запомнил, то второго справа мужчину подписали Тихомировым. Ммм... не вижу я его там...

+1

208

Ну хорошо, что есть оригинальное качество в Интернете. Разбирал книги, нашёл -- решил отсканировать.

0

209

http://images.vfl.ru/ii/1610220089/6316a366/32901768_m.jpg

+3

210

https://pastvu.com/_p/a/h/g/d/hgdr4vthhw58p573ge.jpg

+3

211

https://pastvu.com/_p/d/q/t/o/qtoe4eczpwjr88bfd6.jpg

Это наш мост?

Отредактировано petrogradskiy (10-01-2021 15:51:20)

+3

212

Не консоль. Правый берег пустой почти

0

213

Вроде, как говорят, что город "создан" мостом.
А ведь есть и книжка про этот мост от автора. Понятно, что там технические подробности пролётного строения, что мало кому может быть интересно, но всё же интересно хотя бы глянуть, не зря же 204 страницы писаны.
Кто бы дал.
Только купить и остаётся...
Есть желающие?

Белелюбский, Николай Аполлонович (1845-1922).
Мост через реку Обь, отв. 372,50 саж. консольной системы : (С 3 л. черт. и политипажами, помещ. в тексте) / Сост. Н.А. Белелюбский и Н.Б. Богуславский;
Зап.-Сиб. ж.д. - Санкт-Петербург : тип. М-ва пут. сообщ., 1897. - 204 с., [2] л. черт. : табл., черт.; 26.

Отредактировано VECTOR (10-01-2021 22:50:52)

0

214

petrogradskiy написал(а):

Это наш мост?

Нет, у нашего пролеты какбы были вложены друг в друга, а тут просто состыкованы

0

215

petrogradskiy написал(а):

Это наш мост?

Я для себя в качестве одного идентифицирующих признаков "наш не наш" выбрал положение точки пересечения образующей ледореза и верхнего среза быка.
У нашего моста (точнее, быков нашего моста) эта точка расположена примерно посередине  верхней площадки (пунктирная линия):
http://images.vfl.ru/ii/1610298840/178b7431/32910089_s.jpg

+3

216

Во, что нашёл-таки в "Томском листке" 1896-го!
Так это, на дне Оби рядом с мостом локомотив до сих пор лежит??? Надеюсь, что никто не погиб тогда...
Так всё-таки укладывали шпалы на лёд во время строительства м/у берегами.
Видать была какая-то хитроизогнутая буквой "S" ж.д. дорога на льду Оби с левобережной пристаньской ветки на правобережную пристаньскую.

http://images.vfl.ru/ii/1610865307/608d6d3f/32978436_m.jpg

Отредактировано VECTOR (17-01-2021 14:15:13)

+3

217

VECTOR написал(а):

Так это, на дне Оби рядом с мостом локомотив до сих пор лежит

Да наверное уж подняли в свое время когда реку расчищали

0

218

Валериан Устюжанин написал(а):

Да наверное уж подняли в свое время когда реку расчищали

Допустим, хотя кто знает...
А теперь будет вопрос от которого не падайте, пожалуйста: А до Колывани (условно) по льду Оби железную дорогу не укладывали? )))

Ну, такое дело, что я не пойму написанное Литвиновым в его воспоминании:  Воспоминания Литвинова Н.П. «К развитию Новониколаевска, ныне Новосибирска», Новосибирск.
Там написано "начало 1898 го.", а далее кусочек текста: "В этот день из села Колывани выехал поезд, состоявший из шести экипажей. То двигался поезд инженера Будагова..."
Далее - шут его знает, так как куска нет, да и скана обратной стороны нет. Видны какие-то отдельные фразы, типа "замыкала поезд", "в эту весну лёд" и пр.
Может "поезд" тут в другом смысле? Вот такой вот суперский вопрос на сообразительность.)))

http://images.vfl.ru/ii/1610888690/da883f26/32982170_s.jpg

Отредактировано VECTOR (17-01-2021 20:12:07)

+1

219

VECTOR написал(а):

Может "поезд" тут в другом смысле?

Имелся в виду санный поезд.

+1

220

Ромуальдович написал(а):

Имелся в виду санный поезд.

Да, что-то подобное!
Но согласитесь, что когда начинаешь читать текст, то можно смутиться увидев "поезд", особенно узнав, что всё же поезда зимой во время строительства моста тут ходили по льду, да и части текста нет когда.)))

Отредактировано VECTOR (17-01-2021 20:34:12)

0

221

VECTOR написал(а):

Так всё-таки укладывали шпалы на лёд во время строительства м/у берегами.

Цитата по памяти близко к тексту:
"Во время строительства моста, ниже на 400 м, на лед Оби укладывались рельсы для прохождения паровозов и вагонов".

+1

222

VECTOR написал(а):

Там написано "начало 1898 го."

Поезд конный - это понятно, но как грамотный Литвинов мог написать 31 апреля?
Так когда всё-таки выехал Будагов? Принято считать 1 мая. Других данных нет.

0

223

По Далю:
Экипаж - (м франц.) барская повозка и сани разного рода, для выезда.
У Ожегова:
Экипаж- легкая негрузовая рессорная повозка, коляска.

golod написал(а):

Принято считать 1 мая. Других данных нет.

А что там у Горюшкина ЛМ?
1. "Новосибирск в историческом прошлом", 1978 г:
А. "30 апреля 1893 г  окрестности Кривощекова огласили мощные пароходные гудки. (И - пауза.)
С открытием навигации (когда именно ? -ЮШ)  на правом берегу появился первый отряд мостостроителей ..."
Конец цитаты.
Б."А днем позднее, 1 Мая, из Колывани выехал конный поезд Г.М. Будагова, главного инженера строительства моста.
Начались подготовительные работы по сооружению жедезнодорожного перехода и ст Обь."
2. "Так начинался Новосибирск", 1983 г:
А. "30 апреля 1893 г  окрестности Кривощекова огласили мощные пароходные гудки. (И - пауза.)
С открытием навигации (когда именно ? -ЮШ)  на правом берегу появился первый отряд мостостроителей ..."
Конец цитаты.  Пункт А Без изменений.
Б. "А позднее (когда же? - ЮШ),  конным поездом, состоящим из 6 экипажей, из Колывани выехал Г.М. Будагов, главный инженер строительства моста.
После трех с половиной часов езды путники прибыли в Кривощёково,  волостное село <...>.
Начались подготовительные работы по сооружению железнодорожного моста и ст. Обь."

Через пять лет Леонид Михайлович кое-что подправил (уточнил?) в этой "консерватории".
Нету 1 Мая - дня приезда Г.М. Будагова в Кривощёково!
Думаю, подготовительные работы начались не после  приезда  Будагова Г.М., а гораздо раньше.
Может быть даже с осени: чего тянуть?  Весной уже должны приехать "мостостроители из Самары на судах "Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли".
Их же надо расселять и сразу - в бой. А "главный" должен приехать не на пустое место,  но чтобы убедиться, что подготовка "будет сделана и делается уже".

К слову. не ясно, когда навигация началась. В низовьях Обь могла вскрыться совсем не 30-го апреля.
И не грех разобраться, кто и зачем там гудел именно 30 апреля 1893 г.

PS
Эти сомнения - подарок golodу.
Ему они нужнее.

Отредактировано Юрий Шилов (18-01-2021 00:59:58)

0

224

Юрий Шилов написал(а):

Думаю, подготовительные работы начались не после  приезда  Будагова Г.М., а гораздо раньше.

Конечно. И пароходство уже стояло.

0

225

golod написал(а):

Конечно. И пароходство уже стояло.

К моменту приезда Будагова или к 30 апреля?

0

226

Юрий Шилов написал(а):

Может быть даже с осени: чего тянуть?  Весной уже должны приехать "мостостроители из Самары на судах "Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли".

golod написал(а):

И пароходство уже стояло.

Сарказм?  https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/64706.gif

Устав Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли : [Утв. 23 янв. 1898 г.]

Ссылка

0

227

Ирландец написал(а):

Сарказм?

Отнюдь. Но не Западно-Сибирское, а Богословского пароходства (Ауербах).

"Ставит под сомнение начало города от устья Каменки и сибирский биолог, географ Хельдур Мелеск. На основании «данных дневника работ на 20.03.1893 г.» он  утверждает, что строительные работы на правом берегу кипели уже в марте, и не на берегу, а в глубине Приобского бора – на станции Обь. «Начаты рубка просек и отсыпка насыпи от ст. Обь на восток, начато строительство станции, отправлено пароходом оборудование для лесопильного завода и временных мастерских. К 1.10.1893 г. от ст. Обь уложено 5 верст пути, на 200 верст путей доставлены рельсы, прибыли водой 25 вагонов и платформ, 2 паровоза».
Тоже в своих записках утверждает и Н. П. Литвинов, прибывший в Кривощёково вместе с Будаговым: «Восточный же участок линии в то время уже начал строиться. Он шёл с правого берега р. Оби до станции Тайга и далее» Р-1813-1-248-л.4

Отредактировано golod (18-01-2021 12:09:16)

0

228

golod написал(а):

Ставит под сомнение начало города от устья Каменки и сибирский биолог, географ Хельдур Мелеск. На основании «данных дневника работ на 20.03.1893 г.» он  утверждает, что строительные работы на правом берегу кипели уже в марте, и не на берегу, а в глубине Приобского бора – на станции Обь.

Вполне возможно.

Царский указ от 11 марта 1893 г. разрешил производить отчуждение и
временное занятие земель и имуществ как на подходе к Оби с запада, так
и на правобережье

С.К. Канн

0

229

golod написал(а):

но как грамотный Литвинов мог написать 31 апреля?

golod, Вам должно быть стыдно!!! :)

http://images.vfl.ru/ii/1610952054/38db6d1c/32988368.jpg

Отредактировано VECTOR (18-01-2021 13:47:15)

+1

230

А не странно, что написано "начало 1893 года"?
Уже 2 квартал идет, весна-красна.
Почему бы не написать "первая половина года"?
И насчет косой черты - не факт что это она. Слитно обычно пишется дата при скорописи.
И "Апрель" почему-то с прописной буквы.
Почему бы не написать без затей: 03.04.1893?
Или 3 апреля 1893г.?
Еще еще вариант: человек слегка мог пригубить и запутаться в числах и месяцах.
Скажем, запись была учинена действительно 3 апреля 1893 года, но относилась к событию 31 марта 1893 года.
С кем не бывало подобного?  Когда думаешь об одном, а пишешь о другом.

+3

231

VECTOR написал(а):

golod, Вам должно быть стыдно!!!

https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/80281.png

+2

232

golod написал(а):

На основании «данных дневника работ на 20.03.1893 г.» он  утверждает, что строительные работы на правом берегу кипели уже в марте, и не на берегу, а в глубине Приобского бора – на станции Обь.

А копать линию стали, вроде, как 4 мая.

Вестник финансов, промышленности и торговли 1893г. Том III и IV

http://images.vfl.ru/ii/1610977300/6ed80e76/32995876_m.jpg

+2

233

VECTOR написал(а):

А копать линию стали, вроде, как 4 мая.

Да, спасибо. Интересно.
Сделать расчеты с 30 апреля по 4 мая и заключить договоры с подрядчиками вряд ли было возможно.
Хотя, кто знает их ударные темпы...

0

234

VECTOR написал(а):

А копать линию стали, вроде, как 4 мая.

Логично, кому охота мерзляк долбить

0

235

Из «Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем : исторический очерк сост. С. В. Саблером и И. В. Сосновским. - Санкт-Петербург, 1903»
« … въ маѣ 1892 г. Комитетомъ Министровъ было утверждено выясненное изысканіями направленіе этой линіи, получившей наименованіе Западно-Сибирской желѣзной дороги, и разрѣшено приступить къ работамъ на первомъ участкѣ этой дороги—между Челябинскомъ и Омскомъ.»
«Начальникомъ работъ по постройкѣ этой дороги былъ назначенъ строитель Александровскаго моста черезъ р. Волгу и Самаро-Златоустовской желѣзной дороги, инженеръ К. Я. Михайловскій, которымъ и были произведены въ 1891—1892 г.г. изысканія для Западно-Сибирской линіи.»
«Строительныя работы на первомъ участкѣ Западно-Сибирской линіи (отъ Челябинска до Омска) были начаты вслѣдъ за утвержденіемъ его строительной стоимости Государственнымъ Совѣтомъ—7 іюля 1892 г. Что касается второго участка разсматриваемой желѣзной дороги, то начало работъ на его протяженіи было разрѣшено въ слѣдующемъ году, по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному, 27 февраля 1893 г., журналу Комитета Сибирской желѣзной дороги»

Полагаю, Константин Яковлевич [Михайловский] не стал дожидаться 27 февраля 1893 г, а работы планировал (и в меру ресурсов выполнял) сразу на всей линии от Челябинска до Оби.
Тем более что отвечать предстояло за всё. Землякопы, конечно, подождали пока земля отойдет, а плотниКА-то могли пилить, рубить да стучать и в морозы. Что скорее всего и делали.

А Загудело-задудело (30 апреля 1893г ),  приплыли-прискакали (1 мая 1893г ) …. - далеко не начало.

Отредактировано Юрий Шилов (19-01-2021 12:24:52)

+1

236

Ниже так сказать книжный оффтоп на тему материалов строительства моста, а оффтоп по тому, так как относится всё же к мосту ч/з Томь, но всё же не столь далекие места указаны, да и конкретно указано чем итальянцы занимались, как там указано "выписанные из Венеции".
Хоть и написано из "Венеции", но как знаю, ехали они на заработки из другой области "Фриули", которая рядом с Венецией:

http://images.vfl.ru/ii/1611041930/287cddd5/33004647_m.jpg

+2

237

VECTOR написал(а):

Ниже так сказать книжный оффтоп на тему материалов строительства моста, а оффтоп по тому, так как относится всё же к мосту ч/з Томь,

Позвольте с Вами не согласиться, коллега! В представленном Вами фрагменте автор довольно смело классифицирует граниты под с. Кривощёково.

+1

238

Ирландец написал(а):

Позвольте с Вами не согласиться, коллега! В представленном Вами фрагменте автор довольно смело классифицирует граниты под с. Кривощёково.

Вообще, автор - геолог-минеоролог Герман Германович фон Петц , который самолично исследовал участок от Дубровинского до Томи, так что если что про "Кривощёково" не то и сказано, то не стоит так сильно судить.
Вот тут исходник трудов: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_60000119687/

Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей.
Памятник геологу:  Обелиск на реке Банная   
Вот тут ещё немного : Другая ссылка

5 июля 1908 года, во время полевых работ на территории Алтайского округа, при переправе на лошадях через реку Каир-кум (ныне р. Банная), Г.Г. фон Петц трагически погиб. Рядом с местом его гибели был воздвигнут памятник - обелиск в виде пирамиды. Текст на памятной доске гласил: (в современной транскрипции): "Здесь покоится прах геолога Германа Германовича фон Петца, погибшего 5-го июля 1908 года при переправе через реку Банная во время научных изысканий". Летом 2008 года группа студентов и преподавателй Алтайского и Горно-Алтайского университетов провела реставрацию памятника.

Вообще, странно, что с Кривощёкова камень не повезли. Железка бы уже как раз бы подошла.
Такие трудности пришлось преодолевать. Видать, что тут у нас сами не успевали "для себя".

Отредактировано VECTOR (19-01-2021 21:31:51)

+1

239

Прочитал адаптированный через FineReader-15 "Вестник финансов, промышленности и торговли 1893г. Том III и IV" (п.233). Бухгалтерская трескотня: купил, привезли, заплатил ...

Выступление "начальника транспортного цеха"

Разсмотрѣнныя Комитетомъ краткія свѣдѣнія о ходѣ распоряженій и работъ по постройкѣ сибирскаго желѣзнодорожнаго пути на 20 мая 1893 г., заключаются въ нижеслѣдующемъ.
На первомъ участкѣ средне-сибирской жел. Дорогъ от р. Оби до гор. Красноярска, данною 724 вер. сдѣланы окончательныя изысканія на проотяженіи 200 вер., отъ р. Оби до р. Яи-Ключевой, а на остальномъ протяженіи до гор. Канска находятся въ производствѣ.
Заключены условія съ подрядчиками на производство земляныхъ работъ на протяженіи 240 вер. (отъ р. Оби до станціи Таежной) въ размѣрѣ 420,000 куб. саж., что составляетъ около 26% всего количества земляныхъ работъ на участкѣ; нанятые подрядчиками землекопы, въ числѣ до 2,000 чел., съ 4 мая приступили кь работамъ, и по настоящее время выработано уже около 21,000 куб. саж.; остальное количество землекоповъ, потребныхъ для работъ въ 1893 году, отправлено изъ Европейской Россіи къ мѣсту работъ, и прибитіе ихъ послѣдуетъ въ теченіе мая.
Пріобрѣтено и отправлено на линію 29,000 бочекъ цемента; заключенъ договоръ съ нижнетагильскимъ заводомъ на поставку 230,000 пуд. кессоннаго и мостоваго желѣза; ведутся переговоры о сдачѣ съ подряда работъ по сооруженію моста черезъ р. Томь. Изъ числа заказанныхъ рельсовъ прибыло въ Нижній-Иовгородъ и отправлено далѣе кь мѣсту работъ 350,000 пуд.
Телеграфная проволока и принадлежности телеграфа пріобрѣтены для 200 вер. и отправлены на линію.
Пріобрѣтены и частью отправлены на линію машины и станки для временныхъ мастерскихъ и лѣсопилки на р. Оби, близь с. Кривощекова.  На перевозку цемента, рельсовъ, желѣзнодорожныхъ принадлежностей и проч, по бассейнамъ рр. Волги и Оби заключены договоры съ пароходо-владѣльцами. Для обезпеченія работъ лѣснымъ матеріаломъ, приступлеио къ рубкѣ просѣкъ, и закончены переговоры съ лѣсопромышленниками относительно сплава съ верховьевъ рр. Оби и Томи лѣсныхъ матеріаловъ, заготовленныхъ отчасти хозяйственно, отчасти черезъ поставщиковъ.
Ниже приводятся болѣе подробныя свѣдѣнія о положеніи къ 1 октября 1893 года работъ по постройкѣ сибирскаго желѣзнодорожнаго пути, разсмотрѣнныя Комитетомъ сибирской ж. д. въ засѣданіи 10 ноября.
Заказано Воткинскому заводу 350,000 п. желѣза для кессоновъ и пролетныхъ частей моста, отверстіемъ 400 с аж., черезъ р. Обь, по 2 р. 38 к. за пудъ съ доставкою па станцію Левшино, уральской ж. д. Сборка и склепка кессоновъ и фермъ сданы подрядчику по 2 р. 20 к. за пудъ желѣза; въ ту-же цѣну 2 р. 20 к. входить уплата за установку и окраску фермъ. Также сданы подрядчику работы по погруженію кессоновъ и возведенію каменныхъ опоръ, первыя по цѣнѣ 250 р. и вторыя по 220 р. за кубическую сажень.
Для укладки устоевъ и быковъ этого-же моста черезъ р. Обь заготовлено 133 кубич. сажень камня. Заказано заводомъ все потребное количество рельсовъ въ размѣрѣ 1.972,840 п. и скрѣпленій къ нимъ 235,600 п. Производится заготовка шпалъ въ Тарскомъ округѣ. Рельсы заказаны тагильскому заводу но 1 р. 63 к. за пудъ съ доставкою до станціи Тагилъ уральской ж. д.
Окончены работы по постройкѣ вчернѣ одной полуказармы и одной казармы. Производится заготовка лѣснаго матеріала. Изъ станціонныхъ построекъ оконченъ вчернѣ одинъ жилой домъ. На станціи Омскъ и в с. Кривощекозѣ построены сараи для склада цемента и другихъ матеріаломъ.
Заказано с.-петербургскому металлическому заводу 4 поворотныхъ круга діаметромъ 56 ф., системы Селлерса , по 4,000 р. за кругъ съ упаковкой и пагрузкой въ вагоны николаевской ж. д. Доставлено на станцію Омскъ: 2 паровоза, 30 крытыхъ товарныхъ вагоновъ и 50 платформъ, т. е. все потребное количество, которое требовалось доставить въ 1893 г. согласно общему плану работъ.
На первомъ участкѣ средне-сибирской ж. д. отъ р. Оби до станціи Красноярскъ, протяженіемъ 719 перстъ, сдѣланы окончательныя ИЗЫСКАНІЯ на протяженіи 300 вер. отъ р. Оби и производятся изысканія отъ 800 вер. до гор. Красноярска: работаетъ 5 партій. Сдѣланы окончательныя изысканія вѣтви къ гор. Томску, на протяженія 90 верстъ. Установлено свободное занятіе работами казенныхъ владѣній Томской губерніи; выработанъ общій предварительный порядокъ безпрепятственнаго занятія работами всѣхъ отчуждаемыхъ земель, принадлежащихъ кабинету Его Величества.
Произведена съемка плановъ отчуждаемыхъ земель на протяженіи 200 верстъ. Въ предѣлахъ участковъ, на которыхъ производятся земельныя работы, составлены описи уничтоженнымъ посѣвамъ и произведена уплата за нихъ нѣкоторымъ владѣльцамъ. Уплачено нѣкоторымъ владѣльцамъ за сносъ строеній. Получено постановленіе томской городской думы о безвозмездной уступкѣ казнѣ земель и строительныхъ матеріаловъ, изъ принадлежащихъ гор. Томску и необходимыхъ для постройки вѣтви.
Для землянаго полотна произведено рубки лѣса—60 десятинъ, корчевки пней— 15 десятинъ; произведено земляныхъ работъ по устройству полотна дороги и станціонныхъ площадокъ 140,000 к. саж., на сумму 400,000 р.. т. е. по средней цѣнѣ 2 р. 85 к. за кубическую саженъ.
Заключены условія съ подрядчиками на производство земляныхъ работъ, па протяженіи 360 вер., въ количествѣ 950,000 кв. саж., т. е. около 60% всего количества земляныхъ работъ.
Устроено вдоль полотна 95 вер. временныхъ дорогъ.
Изъ искусственныхъ сооруженій окончена постройка 4 каменныхъ трубъ и производится постройка 2; для этихъ 6 каменныхъ трубъ произведено каменной кладки 200 к. саж.; работы производятся хозяйственнымъ способомъ. Приступлено къ постройкѣ 6 деревянныхъ мостовъ, изъ которыхъ два заканчиваются; работы производятся хозяйственнымъ способомъ. На участкѣ отъ Оби до 72 версты по искусственнымъ сооруженіямъ производятся хозяйственнымъ способомъ, а далѣе до 236 версты онѣ переданы подрядчикамъ, на основаніи состоявшихся съ ними соглашеній.
Заказано нижне-тагильскому заводу 237,000 п. желѣза для кессоновъ и металлическихъ пролетныхъ частей мостовъ, изъ этого количества отправлено въ Томскъ 26,000 о., изь которыхъ прибило 10,000 п. для кессоновъ моста, отверстіемъ 200 саж., черезъ р. Томь, по цѣнѣ 2 р. 60 к. за п. на заводѣ.
Заканчивается постройка малыхъ мастерскихъ, площадью 124 кв. саж., на ст. Обь; работы производятся хозяйственпымъ способомъ. 
Окончена вчернѣ постройка одной полукахармы; производятся работы по постройкѣ 5 полуказармъ и 2 казармъ; работы производится хозяйственнымъ способомъ.
Для искусственникъ и гражданскихъ сооруженій пріобрѣтено и отправлено 29,000 бочекъ цемента, изъ которыхъ доставлено 26,000 бочокъ къ мѣсту работъ и въ склады въ гор. Томскѣ, с. Каменкѣ и Кривощековѣ; стоимость бочки цемента, съ доставкою въ Томскъ 11 р.; заготовлено камня въ карьерахъ 670 к. саж., изъ которыхъ доставлено къ мѣсту работъ 410 куб. саж.
Заготовлено кирпича 250,000 штукъ; изъ нихъ 50,000 шт. доставлено к мѣсту работъ; заготовлено и доставлено къ мѣсту работъ 12,500 п. извести; заготовлено бревенъ, толщиною отъ 6 до 8 в. и длиною отъ 3 до 6 саж., 13,800 шт.' и досокъ разныхъ размѣровъ 7,000 шт. Изъ 13,800 шт. бревенъ заготовлено 20,000 шт. шпалъ, 830 шт. брусьевъ и 800 досокъ разныхъ размѣровъ.
Заготовлено и доставлено въ склады на р. Томи 80 п. динамита.
Уложено 5 вер. пути отъ р. Оби хозяйственнымъ способомъ. 
Сдѣлано соглашеніе съ подрядчикомъ: на укладку пути отъ 23-й до 156-й версты и на балластировку отъ р. Оби до 156-й версты. Изъ 37,000 шт. заготовленныхъ хозяйственнымъ способомъ шпалъ на станціи Объ развезено по линіи 8,000 шт. Доставлено въ Кривощекопо 210,000 п. рельсовъ и на станцію Обь 15,000 п. скрѣпленій къ нимъ; находится на пути въ Кривощёково 140,000 п. рельсовъ и 43,000 п. скрѣпленій къ нимъ; все потребное для участка Обь—Красноярскъ количество рельсовыхъ скрѣпленій заказано по 2 р. 28 к. за пудъ. Рельсы заказаны: новороссійскому заводу съ доставкою на станцію Юзоводонецкой желѣзной дороги; брянскому заводу съ доставкою па станцію Кайдаки екатерининской желѣзной дороги, частью по 1 р. 68 к. за пудъ и частью по 1 р. 63 к. за пудъ; заводу князя Бѣлосельскаго- Бѣлозерскаго, съ доставкою на станціи Вазовую самаро-златоустовской жел.зной дороги, тагальскому заводу, съ доставкою ня станцію Тагилъ уральской желѣзной дороги, и южно-днѣпровскому взводу, съ доставкою па станцію Тритузная екатерининской желѣзной дороги,—по 1 р. 63 к. за пудъ.
Подвѣшенъ телеграфный проводъ по столбамъ правительственнаго телеграфа отъ гор. Томска до с. Болотнаго находящагося на 1,442-й верстѣ желѣзной дороги, протяженіемъ 105 в., и отъ с. Болотнаго устроенъ до Кривощёково, протяженіемъ 120 в.; установлены аппараты въ гор. Томскѣ, с. Болотномъ и Кривощековѣ.  Проволоки телеграфной заказано 8,550 в. изъ которыхъ доставлено въ г. Томскъ и с. Кривощёково 3,550 в.; крючьевъ изоляторныхъ заказано 33,000 шт., изъ нихъ доставлено въ Томскъ и Кривощёково 6,200 шт.; изоляторовъ заказано 22 т. шт., изъ которыхъ доставлево въ Томскъ и Крмвощеково 9,000 шт.; заказано и доставлено въ Томскъ и Кривощёково: 20 аппаратовъ, элементы, инструменты для работъ станціи и мастерской при управленіи.
Заказаны механическій части водоснабженія для участка Обь-Красноярскъ. Доставлены на станцію Объ: части водоснабженія для оборудованія одной станціи, 3 пульзометра и 1,365 погонн, саж. водопроводныхъ чугунныхъ трубъ.
Заказано 7 поворотныхъ круговъ, заказаны и доставлены па станцію Объ предметы оборудованія малыхъ мастерскихъ этой станціи. Принято на уральской дорогѣ и отправлено въ Кривощёково 2 паровоза, 30 товарныхъ вагоновъ и платформъ; изъ этого количества доставлено на станцію Объ два паровоза, 25 товарныхъ вагоновъ и  платформъ.

Есть. однако, любопытные моменты (речь идет "о положеніи къ 1 октября 1893 года работъ по постройкѣ сибирскаго желѣзнодорожнаго пути "):

1. "Заключены условія съ подрядчиками на производство земляныхъ работъ на протяженіи 240 вер. (отъ р. Оби до станціи Таежной) въ размѣрѣ 420,000 куб. саж., что составляетъ около 26% всего количества земляныхъ работъ на участкѣ; нанятые подрядчиками землекопы, въ числѣ до 2,000 чел., съ 4 мая приступили кь работамъ, и по настоящее время выработано уже около 21,000 куб. саж.; остальное количество землекоповъ, потребныхъ для работъ въ 1893 году, отправлено изъ Европейской Россіи къ мѣсту работъ, и прибитіе ихъ послѣдуетъ въ теченіе мая. "
Другими словами, земляные работы на левом берегу, получается, еще не велись.

2. "Заказано с.-петербургскому металлическому заводу 4 поворотныхъ круга діаметромъ 56 ф., системы Селлерса "

3. Уложено 5 вер. пути отъ р. Оби хозяйственнымъ способомъ.
На обоих берегах?

4. "Подвѣшенъ телеграфный проводъ по столбамъ правительственнаго телеграфа отъ гор. Томска до с. Болотнаго находящагося на 1,442-й верстѣ желѣзной дороги, протяженіемъ 105 в., и отъ с. Болотнаго устроенъ до Кривощёково, протяженіемъ "120 в.; установлены аппараты въ гор. Томскѣ, с. Болотномъ и Кривощековѣ.

5. Заканчивается постройка малыхъ мастерскихъ, площадью 124 кв. саж., на ст. Обь; работы производятся хозяйственпымъ способомъ.

6. «… закончены переговоры съ лѣсопромышленниками относительно сплава съ верховьевъ рр. Оби и Томи лѣсныхъ матеріаловъ, заготовленныхъ отчасти хозяйственно, отчасти черезъ поставщиковъ»
С верховий Оби в низ в Кривощёково – в плотах сплавом, а из Томи вверх?  Уже буксировали?
И куда собирались эти «самодельные материалы» привозить?

7. «Пріобрѣтены и частью отправлены на линію машины и станки для временныхъ мастерскихъ и лѣсопилки на р. Оби, близь с. Кривощекова»
О какой лесопилки речь идет?  Которая МПС или кабинетная?

Отредактировано Юрий Шилов (19-01-2021 23:52:11)

+1

240

VECTOR написал(а):

Так всё-таки укладывали шпалы на лёд во время строительства м/у берегами.

http://images.vfl.ru/ii/1611075454/68d18a66/33014955_s.jpg

+3

241

Olga
Ага, т.е. два года шпалы на лёд кидали - 1895-й и 1896-й.

Юрий Шилов написал(а):

3. Уложено 5 вер. пути отъ р. Оби хозяйственнымъ способомъ.
На обоих берегах?

Там же (в Вестнике) говорится с цифрами о земляных работах на 2-м участке Зап-Сиб дороги от Омска до Оби, но там только можно сказать начало по указанным там цифрам, без укладки рельсов.
А рельсов в 1893-м согласно графику должны были на правом берегу положить 23 версты, т.е. до ст.Мочище, как получается по карте.
Вот, собственно, плюс к тем 5 верстам остальные 18 верст скорее всего за пару недель или около того и уложили до середины октября.
Ведь не зря в середине 4-й колонки п.233 писано: "...Сделано соглашение с подрядчиком: на укладку пути от 23-й до 156-й версты и на балластировку от р.Оби до 156-й версты..."

Ещё такое: "...Приступлено к постройке 6 деревянных мостов, из которых два заканчиваются; работы производятся хозяйственным методом..."
Вот те "два заканчиваются" - то вероятнее всего пролёты Ленского моста/"тоннеля" и Островско-Линейного моста ((С)-Ирландец)  .
Как я понял, то было обычное дело, что пока металлоконструкции мостов подходят, то пока временно делали деревянные пролёты.
Причём, скорее всего они пару лет так простояли. А потом на металлоконструкции заменили, как те, которые Ирландец тут запостил.  . А с какого-то года они на железобетонные были заменены, которые и поныне.

+1

242

VECTOR написал(а):

А рельсов в 1893-м согласно графику должны были на правом берегу положить 23 версты, т.е. до ст.Мочище, как получается по карте.

Это - график планируемый (к слову, там же и скорректированный), а не фактически реализованный.
А что было на самом деле - покрыто [пока] мраком, очень густым.
И главное: прежде чем укладывать рельсы "до Мочище",  нужно было от берега р. Обь проложить ж\д путь наверх, к будущей ст. Обь (или рядом  с ней), чтобы оттуда начать "трудовой подвиг".
Горюшкин Л.М.:
"Чтобы ускорить доставку грузов, пристань, расположенную неподолёку от сооружаемого моста, соединили со станцией железнодорожной веткой длиной 3 километра. 27 сентября 1893г она вступила в эксплуатацию."
Я думаю,  у "бухгалтеров" из п. 233 это учтено в пяти отчетных километрах; два оставшихся (5-3=2) -  левый берег.

Отредактировано Юрий Шилов (20-01-2021 11:48:20)

0

243

VECTOR написал(а):

Вообще, автор - геолог-минеоролог Герман Германович фон Петц , который самолично исследовал участок от Дубровинского до Томи, так что если что про "Кривощёково" не то и сказано, то не стоит так сильно судить.

Ни коим образом не сомневаюсь в компетенции Германа Германовича. В принципе практически все граниты Томск-Колыанской складчатой зоны можно классифицировать как гранито-гнейсы (есть линейная ориентировка зёрен в граните - значит гранито-гнейс). На период публикации книги и в более поздние времена среди геологов велись дебаты о корректности данной терминологии. Уж очень получалось размыты границы между собственно гнейсами, гнейсо-гранитами, гранито-гнейсами и собственно гранитами.
Предположу, что  акцент на гнейсовую структуру потребовался автору для подчеркивания привлекательности исследуемых гранитов для возведения каменных сооружений.

+2

244

Юрий Шилов написал(а):

Это - график-планируемый (к слову, там же и скорректированный), а не фактически реализованный.
А что было на самом деле - покрыто [пока] мраком, очень густым.
И главное: прежде чем укладывать рельсы "до Мочище",  нужно было берега р. Обь проложить ж\д путь наверх, к будущей ст. Обь (или рядом  с ней), чтобы оттуда начать "трудовой подвиг".

Всё там нормально реализовывалось. Уж касательно 23 вёрст-то точно, не 230 как-никак.)))
А пристанская ветка 2,5 версты была также сделана. Где-то писано, может и найду. Пока лишь цифру запомнил.

0

245

VECTOR написал(а):

Olga
Ага, т.е. два года шпалы на лёд кидали - 1895-й и 1896-й.

Скорей всего их кидали с самой первой зимы начала строительных работ.
Но локомотив из заметки, да, на соединённой таким образом дороге.

0

246

VECTOR написал(а):

А пристанская ветка 2,5 версты была также сделана. Где-то писано, может и найду. Пока лишь цифру запомнил.

Нашла у себя ))

27 сентября 1893 года прошёл 1-й поезд от пристани до ст. Обь

http://images.vfl.ru/ii/1611122147/188dcdfb/33019243_m.jpg http://images.vfl.ru/ii/1611122147/6eaaddf7/33019244_m.jpg

+3

247

"А вещий Олег свою линию гнул!". В.С. Высоцкий

Юрий Шилов написал(а):

Загудело-задудело (30 апреля 1893г ),  приплыли-прискакали (1 мая 1893г ) …. - далеко не начало.

Тем более что подобные работы должны быть выполнены и на левом берегу.
А на "правой" пристани со временем образуется  своя железнодорожная станция.

Отредактировано Юрий Шилов (20-01-2021 13:47:18)

0

248

Ирландец написал(а):

В представленном Вами фрагменте автор довольно смело классифицирует граниты под с. Кривощёково.

Наглядно просматривается разница классификации двух синхронных по времени публикации исследователей.
Из того же издания (см. п 237) http://images.vfl.ru/ii/1611127747/8a1214cd/33019938_m.jpghttp://images.vfl.ru/ii/1611127878/b148096d/33019968_m.jpg

0

249

Юрий Шилов написал(а):

Тем более что подобные работы должны быть выполнены и на левом берегу.

Обязательно будут выполнены, как только со створом моста через Обь прояснится.
В правобережье же ветка с пристани шла прямо на ст.Обь, расположение которой от выбора створа моста не зависело.

+3

250

Olga написал(а):

Нашла у себя ))

И та самая "кудрявая роща" на Яренском задним фоном во всей красе. )))

Ирландец написал(а):

Наглядно просматривается разница классификации двух синхронных по времени публикации исследователей.

Да ладно, главное - суть. )))
А суть в том, что камни для водонапорки на ст.Ояш тоже, поди, там же недалеко от СтароБибеевой на р.Ояш таскали, как и писано в "манускрипте". Ваша тема: Водоёмное здание на станции Ояш

Отсюда про Бибеево: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА НОВОБИБЕЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА. БОЛОТНИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

...В 1712 году /дата приблизительная/ из верховий реки Оби спустился на плотах со всем имевшимся скарбом Бабей Титыч Титов с женой и тремя малолетними сыновьями. Он остановился на берегу реки Оби не далеко от устья реки Ояш там ,где сейчас деревня Старобибеево.Бабей Титыч и явился основателем деревни Бабеево...
...Там,где стоит теперь деревня Новобибеево,была глухомань-тайга с деревьями в 2-3 обхвата, по берегу речки Ояш топкое болото с кочками по грудь человеку.
К реке шла торная медвежья тропа на водопой. На месте,где сейчас каменный карьер промышленные артели «Лесохим», была каменоломня по добыче камня для строившейся железной дороги.
Камень добывался ручным способом, и на лошадях вывозился к железной дороге.Рабочие и каменотесы жили в бараках...

Отсюда:
http://images.vfl.ru/ii/1611145832/a188235e/33025392_s.jpg

Отредактировано VECTOR (20-01-2021 20:39:05)

0