Новосибирск – главный! История вокзала
О строительстве нашего вокзала Новосибирск-главный нужно было в своё время писать производственный роман в духе социалистического реализма. В нескольких томах. Типа «Цемент» или «Как закалялась сталь». Жаль, что никто из сибирских писателей этого не сделал.
От конкурса на лучший архитектурный проект до принятия вокзала в эксплуатацию прошло десять лет: с 1929 по 1939 год. Конкурс был всесоюзный, на него поступило немало солидных работ, двенадцать из них получили премии. И выбранный из сорока пяти вариантов проект киевского архитектора Н. Волошинова впоследствии многократно дорабатывался. На архитектурной выставке в 1930 году в Новосибирске критиковали малую площадь кассового зала, вестибюля, расположение камер хранения и так далее — в общем, всегда найдется что покритиковать, если очень хочется. А хотелось тогда многим, авторитеты свергались легко и непринуждённо.
Вскоре после объявления в Москве результатов конкурса на здание Дворца Советов вышла директива по изменению «стилистической направленности советской архитектуры». В Новосибирске немедленно решили соответствовать линии партии — изменили фасад вокзала в стиле ампир. Часть готовых конструкций разобрали. Уже залитый фундамент взорвали, уложили новый, потом еще разок рванули...
Суета на стройке объяснялась не только вмешательством партийных и советских органов, не только слабой технической подготовкой кадров, но и творческими спорами самих архитекторов. Под натиском верховных указаний происходил переход от идей авангарда и конструктивизма к идеям неоклассицизма (позже этот стиль назвали сталинским ампиром). Возникала тенденция строить вместо служебных функциональных зданий настоящие дворцы — и это на фоне нищенских народных землянок и дощатых халуп… Разумеется, этот переход к имперской архитектуре сопровождался идейной и творческой борьбой. Потому и строили наш вокзал долго и нервно, потому и называют среди авторов более десятка имён: Н. Волошинов, А. Лоскутов, М. Клековкин, Б. Савельев, И. Персиков, К. Митин, Я. Кузнецов, А. Крячков, Б. Гордеев, С. Тургенев, Б. Биткин...
Арочно–сводчатое перекрытие предполагалось продлить над железнодорожными путями в виде конкурса — главного вестибюля вокзала, распределительного зала для пассажиров. В конкурсе должен был разместиться зал ожидания с рестораном и лестницами к перронам. Длина проектного конкурса — 90 метров. Но от него отказались, оставили огрызок. Вместо него провели подземный тоннель к пассажирским платформам.
В результате центральная часть вокзала приобрела композицию наподобие триумфальной арки, обрамлённой пилястрами древнеримского тосканского ордера и увенчанной большим аттиком. Он скрывает от взглядов снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала. Да, имеются элементы эклектики. Крупные ордерные формы и арка витража центральной части фасада плохо гармонируют с боковыми частями здания.
А ещё наш вокзал — самый большой за Уралом, такой большой, что увидеть его целиком нелегко. Перепады рельефа не позволяют с площади Гарина–Михайловского обозреть всю композицию здания целиком: цокольный этаж не виден. Трудно охватить взглядом всё строение и со стороны перронов — слишком близко, ведь большое видится на расстоянии. Но это мелочи, к которым новосибирцы давно привыкли. Мы–то прекрасно представляем себе наш вокзал во всём его великолепии, поскольку не раз наблюдали его с разных точек, например, с пешеходных мостиков через железнодорожные пути.
В итоге получилось чудное сооружение. Слава о красоте новосибирского вокзала гремела по стране ещё в довоенные годы. Если кто не знает, приглядитесь: в проекте вокзала воплощена идея мчащегося на восток паровоза: «Наш паровоз, вперёд лети, в коммуне остановка»!
Были жертвы, но был и героизм; совершались глупости, но и талант часто одерживал верх.
Курьёзы
Когда на площади Гарина–Михайловского решили построить высотную гостиницу «Новосибирск», возникло неожиданное препятствие. Местное управление ФСБ (тогда КГБ) долго не подписывало согласовательные документы под тем предлогом, что любой шпион сможет прямо из окна своего номера фотографировать стратегический объект — железнодорожную станцию. А по фотографии якобы легко установить военную тайну — пропускную способность железнодорожного пункта. Говорят, чекисты, чертыхаясь, подмахнули документы лишь тогда, когда им представили сделанные с американских спутников фото — в таком масштабе, что видно было эскимо в руках мальчишки на привокзальной площади…
В начале прошлого века на вокзальной площади находился торговый киоск некого Шеина. Павильон содержался на средства Обской группы РСДРП. Под прикрытием торговли революционеры принимали с прибывавших поездов нелегальную литературу, а затем распространяли её дальше — по указанию партии. Организатором процесса называют того самого Дмитрия Шамшурина, имя которого носит ближайшая к вокзалу улица. А вот имя партийного бизнесмена Шеина не присвоено ни площадям, ни проспектам. Видимо посчитали, что ему довольно было простой выгоды от торговли в бойком месте…
Поэт железобетона
Отдельно хочется рассказать об участии в сооружении вокзала знаменитого инженера–конструктора Николая Васильевича Никитина — автора Останкинской телебашни. Он родился в Тобольске в 1907 году в семье судебного писаря. Отец не мог гордиться образованностью, но почерк имел красивый. В 17 лет будущего конструктора укусила змея в тайге, и всю жизнь он страдал от последствий ядовитого укуса. Учился в Томском технологическом институте, там и увлекся железобетоном. Этот строительный материал стал страстью всей его жизни, если бы он имел поэтические способности, наверняка сочинял бы о железобетоне поэмы и песни. А поскольку бетон часто используется при сооружении высотных объектов, Николай Васильевич параллельно стал крупнейшим специалистом по ветровым нагрузкам.
После окончания института в 1930 году Никитин прибыл в Новосибирск. А тут кипит работа над проектом вокзала, так что Николай с ходу включился и разработал уникальную арочную конструкцию центрального зала. При этом задуманный прежде архитектурный вид этого зала сохраниться никак не мог. Так что новосибирцы могут гордиться тем, что первая оригинальная архитектурная идея Никитина воплотились именно здесь, у нас, на нашей земле.
Поэт железобетона Николай Никитин может и остался бы на всю жизнь в Новосибирске и построил что-нибудь грандиозное вроде Останкинской телебашни у нас, но в 1932 году его «соблазнил» проектом Крымской ветроэлектростанции Юрий Кондратюк – тот самый, талантливый учёный, один из основателей космонавтики, именем которого названа одна из площадей нашего города. Грандиозную башню предполагалось поставить на вершине горы Ай–Петри. Никитин делал расчёты по её надёжности и ветровым нагрузкам. Но от строительства необыкновенного объекта по какой-то причине отказались, и Николай Васильевич вернулся к своим наработкам в этой области уже при сооружении Останкинской телебашни — железобетонной, перевёрнутой лепестками вниз 540–метровой лилии...
Никитин активно участвовал в строительстве здания Московского государственного университета, сталинских высоток в Москве, монумента «Родина–мать» в Волгограде. Советоваться с ним специально приезжали профессора из Японии и других продвинутых стран… Умер он 3 марта 1973 года.
У нас есть в Октябрьском районе улица Никитина, но названа она в честь другого поэта, и вовсе даже не железобетонного, абсолютно забытого ныне воронежского поэта середины XIX века Ивана Саввича Никитина. Ни творчество его, ни личность по сегодняшним меркам не представляют особого интереса, но видимо кому-то из отцов-основателей города стихи его нравились… Многие, кстати, думают, что улица названа в честь известного путешественника, купца и писателя Афанасия Никитина, ведь его «Хождение за три моря» знают со школьной скамьи, но это не так.
Цифры.
Расстояние от Новосибирска до Москвы — 3336 км.
Общая площадь здания вокзала — 30 тысяч кв. метров.
Площадь перрона — 3668 кв. м.
Количество платформ — 14.
Поток пассажиров — более 45 тысяч человек в сутки.
Одновременная вместимость вокзала — 4000 человек.
Ежегодное обслуживание — 16 миллионов пассажиров.
В кассовом зале семнадцать окон.
Камера хранения рассчитана на две с половиной тысячи мест.
На вокзале есть гостиница на 67 мест, включающая двух– и трёхместные номера, а также номера повышенной комфортности.
Факты
В России более пяти тысяч вокзалов. Самый большой из них — Казанский вокзал в Москве. Он строился по проекту архитектора Щусева с 1911 года. Назван Казанским потому, что в ту пору этот город был конечным пунктом восточной железной дороги. В 1985 году по эскизам Щусева начали достраивать вторую часть Казанского вокзала.
Новосибирск–Главный — самый крупный вокзал на Сибирской магистрали. Вторым считается Красноярский, недавно реконструированный. На третьем месте по величине — вокзал на станции Москва–Ярославская (откуда и начинается Транссиб); четвёртый — вокзал Омска.
Самым оригинальным на Транссибе считается вокзал на станции Слюдянка. Это единственный в мире вокзал, целиком сделанный из мрамора. Его возвели в 1904 году как памятник героическому труду строителей, проложивших Кругобайкальскую железную дорогу.
В Новониколаевске в 1920 году предполагали построить новый вокзал на пересечении Транссибирской магистрали и Красного проспекта. Однако конкурс проектов–идей был объявлен лишь в 1929 году. И возвести здание решили на месте станции Обь.
Во второй половине девяностых годов проведены капитальный ремонт и реконструкция вокзала Новосибирск–Главный. Для обновления фасадов, облицовки пола и стен применяли мрамор и гранит.
Каждый второй в сибирском мегаполисе — дачник. Пригородные электрички для них (для нас) — как хлеб насущный. Не пустуют вагоны электропоездов и в зимнее время. Где студенты кучкуются, где сезонные рабочие, а кто и просто в гости едет либо по делам в областной центр или из него. В общем, новосибирцы горячо приветствовали открытие в 2006 году нового пригородного вокзала, построенного на месте прежнего павильона.
Высота зала ожидания — 12 метров, то есть это почти четырёхэтажный дом. Площадь зала ожидания с кассами — 850 квадратных метров. А касс этих самых — более двадцати. Входы к кассам располагаются на разных уровнях: с площади по широким ступенькам, из метро - по эскалатору, с улицы Шамшурина - от автомобильной стоянки.
На башне пригородного комплекса установлены часы радиусом два с половиной метра, и не электронные с цифрами, а хорошие — со стрелками.
03.02.2017
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ