Главное управление Гражданского воздушного флота («Аэрофлот») в годы Великой Отечественной войны
🖋Для решения вопросов гражданского авиастроения, объединения потенциала его учреждений и эффективного управления отраслью 29 октября 1930 г. при Совете труда и обороны СССР (СТО) было образовано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота (ВО ГВФ).
1931 г. стал точкой отсчета широкого развернутого авиационного и воздухоплавательного строительства в СССР: 16 апреля 1931 г. на заседании СТО был представлен план гражданского воздушного флота на 1931 год.
📄В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) подчеркивалось, что «Союз ССР имеет в настоящее время приступить к выполнению широкой программы аэрофикации, долженствующей содействовать ускорению темпов строительства социализма, экономии энергии при передвижении и усилению живой, почтовой и грузовой связи в СССР, обеспечивая одновременно повышение эффективности строительства в ряде важнейших областей народного хозяйства (картография, землеустройство, лесоустройство, борьба с вредителями сельского, лесного, садового и огородного хозяйства (…), а также в рыболовстве, зверобойном промысле и в экспедициях» (Постановление СТО СНК СССР «О плане Гражданского воздушного флота на 1931 г.». 16 апреля 1931 г. Приложение № 8 к п. 15, приказ Политбюро ЦК ВКП(б) № 35. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 822. Л. 34–45).
🖋Имея в виду все возрастающее значение гражданской авиации, СНК СССР 25 января 1932 г. решил взамен ВО ГВФ при СТО образовать Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при СНК СССР (в марте 1932 г. получившее название «Аэрофлот»), на которое было возложено регулирование всей советской гражданской авиацией.
👤В феврале 1938 г. его начальником был назначен известный полярный летчик, участник спасения экипажа ледокола «Челюскин», Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевич Молоков. Он четко обозначил роль гражданского воздушного флота в условиях накалявшейся международной обстановки конца 1930-х гг.:
💬«В капиталистических странах гражданская авиация поставлена на службу прямым военным целям. Особенно откровенно это делается в таких агрессивных странах, как Италия, Германия и Япония <…>. Несомненно, что это военное использование гражданской авиации обусловливается теми военно-техническими возможностями, которые свойственны самолету вообще и транспортному в частности. Гражданская авиация обладает большим и разнообразным военным потенциалом. В условиях войны Гражданский воздушный флот может быть использован для подготовки кадров, для строительства стратегических путей сообщения, для воинских перевозок, для всестороннего транспортного обслуживания фронта и тыла. В нашей стране развитие гражданской авиации подчинено совершенно другим целям, чем в капиталистических странах. <…>
СССР больше всего озабочен сохранением мира. Но он готов оказать сокрушительный отпор любому агрессору, который попытается нарушить наши границы. Поэтому чем больше обостряется военная опасность, тем с большей энергией и настойчивостью мы должны укреплять обороноспособность нашей Родины. И мы обязаны приложить все силы, чтобы максимально подготовить к участию в обороне Советского Союза и Гражданский воздушный флот. В чем заключается оборонная роль Гражданского воздушного флота? Исключительно велико его значение как мощного резерва кадров для военной авиации. Нам нужно, чтобы весь летный и инженерно-технический состав гражданского воздушного флота ни в чем не отставал от замечательных кадров нашей Красной авиации. Грубейшей ошибкой было бы думать, что роль Гражданского воздушного флота в обороне страны исчерпывается только подготовкой кадров – резерва для военно-воздушных сил РККА. <…>.
🖋Огромную работу в условиях войны призван выполнять воздушный транспорт. Разнообразнейшая военно-транспортная служба на фронте и ближайшем тылу, переброска командного состава и специальных соединений, доставка снаряжения, боеприпасов и продовольствия действующим войскам, удаленным от своих баз, перевозка вместе с санитарной авиацией врачей или больных и раненых, нуждающихся в срочной помощи, наконец, перевозка особо срочных грузов, почты и пассажиров в тылу – вот далеко не полный перечень работ воздушного транспорта в военное время. Можно прямо сказать, что в условиях войны транспортная работа гражданской авиации не только не уменьшится, но, наоборот, станет еще более ответственной, более напряженной.
Немалое значение будет иметь и работа авиации специального применения. Помимо чисто оборонных заданий, которые она сможет выполнять, авиация специального применения должна будет, также как и в мирное время, с большим напряжением бороться против вредителей сельскохозяйственных растений, за высокий урожай хлебов и технических культур. Ведь в военное время потребность в продовольствии и технических культурах не уменьшится. Огромные задачи, выдвигаемые перед Гражданским воздушным флотом в условиях войны, обязывают нас теперь же добиваться абсолютной безопасности, регулярности воздушных сообщений, максимально четкой организации перевозок, общей слаженности работы всех подразделений Гражданского воздушного флота: аэропортов, служб перевозок, диспетчерского аппарата, ремонтных баз, служб погоды и особенно служб связи. <…>
Международная обстановка такова, что всякое промедление в вопросах налаживания оборонной работы и повышения мобилизационной готовности Гражданского воздушного флота является преступлением. Эта работа должна стать в центре внимания всего аппарата Гражданского воздушного флота сверху донизу, его политических и общественных организаций. Надо в кратчайший срок добиться того, чтобы в случае нападения на нашу страну Гражданский воздушный флот, весь коллектив его работников самоотверженно и умело выполнял все те задания, которые поставят перед ним правительство, партия и вождь народов товарищ Сталин» (Молоков В.С. Гражданский воздушный флот и оборона. // Гражданская авиация. Орган Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР. 1939. №. 8. С. 7–12).
📄В начале Великой Отечественной войны СНК СССР постановлением от 23 июня 1941 г. № 1733 утвердил Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время. В оперативном отношении ГУ ГВФ подчинялся Наркомату обороны СССР. В системе ГУ ГВФ были организованы особые авиагруппы и отдельные особые отряды. В ноябре 1942 г. они были переформированы в авиадивизии и отдельные авиационные полки.
📄9 июля 1941 г. последовал приказ Наркомата обороны СССР о том, что личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию и распространить на него все права и преимущества, установленные для красноармейцев. Личный состав принял военную присягу, получил военное обмундирование. Остальной состав, работающий в подразделениях в тылу, сохранялся за ГУ ГВФ и призыву не подлежал.
Непосредственно ГУ ГВФ подчинялись Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) и Особая авиагруппа связи (ОАГС). Они выполняли задания Ставки и наркоматов. Другие авиагруппы поступали в оперативное подчинение штабов соответствующих фронтов и флотов, а их материально-техническое обеспечение и пополнение кадрами возлагалось на ГУ ГВФ, оно же отвечало и за организацию воздушных перевозок в тылу.
🖋Одна из ярких страниц истории ГУ ГВФ периода Великой Отечественной войны – оказание помощи осажденному Ленинграду. В конце августа – начале сентября 1941 г. в Ленинграде наступило тревожное время. Со стороны г. Урицка части немецкой группы армий «Север» подошли совсем близко к городу. Шесть километров оставалось до Кировского завода, четырнадцать – до Дворцовой площади. Днем 4 сентября 1941 г. в Московском и Володарском районах разорвались первые артиллерийские снаряды, а 6 сентября вражеские самолеты прорвались в небо Ленинграда. Затем налеты немецкой авиации участились. В то же время артиллерия противника ежедневно обстреливала жилые кварталы. С 8 сентября немецко-фашистские войска блокировали город с суши, что значительно осложнило его оборону. В этот же день вражеская авиация сбросила на Ленинград более шести тысяч зажигательных бомб. В разных частях города возникло множество пожаров. В планах Гитлера было обречь ленинградцев на голодную смерть и вызвать эпидемию. Остро встал вопрос снабжения войск и населения продовольствием. При этом было только два способа связи с Большой землей – по Ладожскому озеру и по воздуху.
📄20 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны СССР принял постановление «Об установлении транспортной воздушной связи с городом Ленинградом». (РГАСПИ. Оп. 2. Д. 18. Л. 116–118). 14 октября командир авиагруппы особого назначения В.М. Коротков доложил начальнику ГУ ГВФ В.С. Молокову о том, что из-за переброски из Ленинграда в Тихвин и Москву рабочих номерных заводов и грузов Авиагруппа выделила шесть транспортных эскадрилий (РГАЭ. Ф. 9527. Оп. 5. Д. 134. Л. 49). Это решение не только облегчило положение Ленинграда, но и приблизило снятие блокады и день Великой Победы.
Ю.В. Ильин, к.и.н.,
Российский государственный архив экономики (РГАЭ)
Отредактировано alippa (13-08-2025 02:18:58)