НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История авиации

Сообщений 51 страница 62 из 62

51

29 марта 1925 – 100 лет назад состоялся агитполёт аэроплана «Сопвич» Новониколаевского губернского Общества друзей воздушного флота из Новониколаевска в Каргат.
В Каргате прибытие самолёта ожидали 28 марта, в связи с чем было прервано заседание проходившего в этот день уездного съезда Советов.
Однако из-за нелётной погоды он прибыл лишь на следующий день.
Экипаж «Сопвича» в составе
- летчика Фадеева и
- механика Михайлова
доставил срочную почту, а
29 марта вечером и
30 марта утром совершил девять показательных полётов с делегатами съезда.
Посмотреть на авиашоу собралось около 3 тыс. жителей Каргата и окрестных сёл.
Забрав почту из Каргата,
30 марта вечером «Сопвич» вылетел в г. Каинск (с 1935 г. – Куйбышев ныне Новосибирской обл.), а
31 марта – в г. Барабинск.
(«Советская Сибирь». № 73, 1925. 31 марта. Вторник. Стр. 10)
------------
Разное.
.
Первая почта на самолете. 29-го марта из Новониколаевска в Каргат вылетел самолет «Сопвич» с летчиком Фадеевым и механиком Михайловым. Самолет захватил с собой срочную почту, которая 29-го марта днем была доставлена адресатам.
29-го вечером и 30-го утром самолет совершил, при трёхтысячной толпе, девять полетов с делегатами уездного съезда советов.
30-го вечером, самолет вылетел в гор. Каинск, захватив почту из Каргата.
(«Советская Сибирь». № 73, 1925. 31 марта. Вторник. Стр. 10)
.
Сопвич Кэмел (англ. Sopwith Camel Scout) — британский одноместный истребитель времён Первой мировой войны, известен отличной манёвренностью среди самолётов тех лет. Разработан компанией Sopwith Aviation Company.

https://i.ibb.co/WqGBH9H/73-1925-31-10.png
https://i.ibb.co/NcKqqt5/Sopwith-F-1-Camel-2-USAF.jpg
https://i.ibb.co/9XjS79M/Screenshot-4.png

Отредактировано alippa (31-03-2025 01:45:33)

+3

52

Наш Архив в своем календаре допустил ошибку, а её повторил. Хорошо в соцсетях люди умные и образованные. Обратили внимание, что ероплан вовсе не "Союзич"

0

53

https://i.ibb.co/7LJz1Vv/image.jpg

0

54

Крыл написал(а):

Ландшафт монгольский какой-то.

0

55

Женя написал(а):

Ландшафт монгольский какой-то.

Ну, допустим, не Монголия, а Тува (так она тогда называлась).

0

56

Gennady Nechaeff спрашивает

Ребят, скажите: откуда в Сибири мог взяться "горбатый" в 1925 году????? их всего-то в России штук 5 было - трофейные. Определенно это был двухместный Sopwith 1/2 Strutter - один из 18 самолетов московского производства, последние из них были выпущены в 1922 году. Сомнительно., но возможно - один из самолетов, переданных нашим англичанами в 1917 или самолет французской постройки из застрявших в порту Архангельска и обнаруженных на складах Папаниным. Но в этом случае аэроплан был бы сильно изношен.

0

57

Крыл написал(а):

Ну, допустим, не Монголия, а Тува (так она тогда называлась).

Пояснения по фото будут какие?

0

58

Женя написал(а):

Пояснения по фото будут какие?

Будут. Может быть я не в ту дверь тему зашел с этим постом, другой сходу не увидел.
Но поскольку в стране почти/уже первое апреля и грань между шуткой и правдой стирается, то пояснения и комментарии отложу до среды...

0

59

alippa написал(а):

откуда в Сибири мог взяться "горбатый"

Думаю, тут не настолько все владеют сленгом 100-летней давности. Горбатый - это Сопвич Кэмел?

0

60

avro написал(а):

Горбатый - это Сопвич Кэмел?

это не мой текст, но судя по всему да, верблюд))

0

61

Первый полет аэроплана «Сопвич»

Зайцева Татьяна Владимировна

27 ФЕВРАЛЯ,

Датой рождения авиации в Якутии считается 8 октября 1925 года. В этот день впервые в небе над Якутском появился самолет. Это был демонстрационный полет маленького британского биплана «Сопвич», который взлетел с пристани «Даркылах» и совершил посадку на Зеленом лугу. Событие вызвало огромный
интерес местных жителей, толпа людей собралась, чтобы посмотреть на необычайное зрелище – первый полет человека на аэроплане.

Первый самолет в Якутск был доставлен с Ленских приисков на пароходе «Пролетарий».

Аэроплан сопровождали:
- ответственный инструктор Сибирского Общества друзей воздушного флота (СибОДВФ) Борис Семенович Масленников,
- летчик Петр Фадеев,
- бортмеханик Иван Михайлов и
- секретарь Иркутского губернского ОДВФ Виктор Брузгулис.
.....
Через четыре дня после приземления на Зеленом лугу, 12 октября 1925 года, «Сопвич» совершил первый полноценный полет по маршруту «Якутск–Покровск–Якутск» с одним пассажиром на борту.
В январе 1926 года центральная газета «Известия» писала:

«Первые полеты «Сопвича», совершенные над некоторыми улусами и волостями в радиусе 100 верст от Якутска, произвели громадное впечатление. Воздушная почта, впервые доставленная в течение часа из Якутска на места, произвела исключительное впечатление».

Помимо выполнения демонстрационных полетов, на первых летчиков возлагались образовательные функции.
Так, в период с октября по ноябрь 1925 года летным составом «Сопвича» прочитано 27 лекций, проведены месячные курсы по авиаремонту для якутской учащейся молодежи и педагогов.
Со времени проведения этих экспериментальных полетов потребовалось еще три года напряженной изыскательской и организационной работы, прежде чем в 1928 году была открыта первая в республике регулярная авиалиния, связавшая Якутск с Иркутском.

https://i.ibb.co/NgPS9XVm/11-1.png

Отредактировано alippa (Вчера 19:26:00)

0

62

alippa написал(а):

Gennady Nechaeff спрашивает

Ребят, скажите: откуда в Сибири мог взяться "горбатый" в 1925 году????? их всего-то в России штук 5 было - трофейные. Определенно это был двухместный Sopwith 1/2 Strutter - один из 18 самолетов московского производства, последние из них были выпущены в 1922 году. Сомнительно., но возможно - один из самолетов, переданных нашим англичанами в 1917 или самолет французской постройки из застрявших в порту Архангельска и обнаруженных на складах Папаниным. Но в этом случае аэроплан был бы сильно изношен.

Английские и французские "Сопвичи" в ходе войны поставлялись бельгийцам (27 самолетов), румынам (17), грекам (10) и японцам (15), но самое большое количество этих машин поступило в Россию.

ппп

.....Английские и французские "Сопвичи" в ходе войны поставлялись бельгийцам (27 самолетов), румынам (17), грекам (10) и японцам (15), но самое большое количество этих машин поступило в Россию.

Летом 1916 года российское Управление Военно-Воздушного Флота (УВВФ), тщательно изучив производственные возможности отечественных заводов, пришло к неутешительному выводу, что в ближайшей перспективе они смогут покрыть лишь 44% потребностей фронта в боевых самолетах. Остальное требовалось покупать за границей. Традиционно большинство машин приобреталось во Франции, но в этот раз решили слегка отступить от традиции, обратив внимание и на английскую технику. Тем более, что англичане предложили несколько новых образцов, высоко оцененных российской закупочной комиссией. Это был истребитель "Виккерс" FB. 19, многоцелевой аэроплан RAF ВЕ.2е, оснащенный радиостанцией и предложенный в качестве корректировщика артогня, а также - герой нашего повествования - "Сопвич".

Вскоре с Великобританией был подписан договор о поставке в Россию самолетов указанных типов, в том числе 148 "Полуторастоечников" и об организации в Москве специальной авиашколы по обучению наших пилотов и механиков работе с английской техникой. В соответствии с договором в ноябре 1916-го в Москву прибыла группа английских авиаторов во главе с майором RFC Вэлентайном. В группу первоначально входили 7 человек, затем к ним добавилось еще четверо. Среди них были летчики, наблюдатели, специалисты по авиадвигателям, вооружению и радиооборудованию.

В марте 1917-го, наконец прибыли и первые самолеты - 5 "Виккерсов", 5 "Сопвичей" и 5 BE.2. Из них сформировали три учебных отряда: истребительный, разведывательный и корректировочный. Школа приступила к работе. Русские пилоты, уже прошедшие первоначальный курс летной подготовки, быстро освоили английские машины. Но дальнейшие поставки застопорились.

С одной стороны, морской путь из Англии был далеко не безопасен. Германские подводные лодки топили суда. В Северном море пошел на дно пароход "Буревестник", перевозивший в Мурманск партию "Сопвичей". Чтобы обойти наиболее угрожаемые районы, кораблям приходилось делать крюк чуть ли не до Исландии. Но главная причина задержек все же была не в этом. Наступившие после

Февральской революции неразбериха, митинговщина и череда забастовок, а также слабая пропускная способность железных дорог препятствовали своевременному вывозу из северных портов уже поступившей в Россию авиатехники. В Мурманске и Архангельске скопились громадные запасы вооружений, а на фронт не поступало почти ничего.

В июне, так и не дождавшись английских машин, русские летчики разъехались по авиаотрядам. Английские инструкторы, видя бессмысленность своей работы, "вскоре также подали рапорта об отправке на фронт. Из них был сформирован сводный отряд, который в июле-августе принимал участие в боях под Тарнополем. За героические штурмовки германских позиций и нанесение противнику больших потерь майор Вэлентайн удостоился личной благодарности генерала Корнилова и ордена святого Георгия 4-й степени. Различные награды получили и другие английские летчики.

Осенью 1917-го всеобщий развал перекинулся и на действующую армию. Массовое дезертирство, открытое невыполнение приказов и даже расправы солдат над своими офицерами стали обычным явлением. Видя все это, англичане спешно покинули Россию. Только их командир остался здесь навсегда: в сентябре майор Вэлентайн внезапно умер от инфаркта в возрасте 34 лет.

До окончания летней навигации в Россию пришло от 120 до 140 английских "Сопвичей". Кроме того, поступило более тридцати машин французской сборки. Точное число их неизвестно. Есть данные лишь о том, что пароход с пятью "Сопвичами" отплыл из Франции 12 августа 1917-го, но это была далеко не единственная поставка. В том же году московский завод "Дукс" приступил к самостоятельной постройке "Полуторастоечников". Всего, поданным В.Б.Шаврова, было собрано до 100 машин, правда, большинство из них - уже после Октябрьской революции.

Лишь единичные экземпляры успели попасть на русско-германский фронт. Большинство же дожидалось своей участи в архангельских портовых складах и в Центральном московском авиапарке на Ходынском поле, где к ноябрю 1917-го числилось 72 "Сопвича".

В марте следующего года новая, советская, впасть энергично взялась за эвакуацию военного имущества из Архангельска. К этому ее подталкивала начавшаяся интервенция бывших союзников России и реальная угроза английского десанта. Была создана "Комиссия по разгрузке архангельского порта" под руководством комиссара А.В.Можаева, в прошлом - рабочего одного из петроградских авиазаводов. Можаеву удалось наладить ежедневную отправку эшелонов с самолетами, авиадвигателями и прочим имуществом в центральные районы России. В результате, когда 1 августа англичане действительно захватили Архангельск, к ним в руки попало лишь 18 неисправных "Сопвичей" и два "Ньюпора".

Эвакуированные машины распределялись по отрядам. Необходимость в них возникла очень скоро: в России разгоралась гражданская война.

Впервые Красный воздушный флот принял участие в боях под Казанью в августе-сентябре 1918-го. "Сопвичи" 23-го корпусного и 4-го Социалистического авиаотрядов совместно с другими машинами осуществляли разведку белогвардейских позиций и бомбили городские кварталы. Отсутствие у белых истребительной авиации и зенитной артиллерии позволяло делать это без особого риска.

К осени 1918-го "Полуторастоечники", наряду с "Фарманами-30" и "Ньюпорами" различных модификаций были самыми распространенными машинами в советской авиации. Они состояли на вооружении многих авиаотрядов и применялись на всех фронтах гражданской войны, от полярного Урала до предгорий Кавказа.

В России тогда не существовало унифицированных правил для обозначения самолетов, тем более иностранных, а это давало огромную путаницу в названиях. В документах тех лет, помимо "Сопвичей", можно найти "Сопвиты", "Сопфиты", "Сопуиты" и даже "Сопуисы". Изредка попадается "Сопвич-разведчик". Но, как вы уже догадались, речь всякий раз идет об одной и той же машине. "Уан халф страттер" почему-то не встретился ни разу. Вероятно, это словосочетание казалось слишком длинным и неудобным.

Под Архангельском в 1918-1919 годах действовали "Сопвичи" Костромской авиагруппы. Стоит заметить, что против них воевали точно такие же машины, захваченные англичанами и после ремонта переданные так называемому "Славяно-Британскому авиакорпусу". Это соединение было сформировано из русских пилотов, принятых на английскую службу для борьбы с большевизмом. "Славянобританцы" вели воздушную разведку и корректировку артогня, бомбили суда Двинской флотилии красных. 1 ноября, во время одного из таких налетов был сбит зенитным огнем "Сопвич" капитана Коссовского и корнета Абрамовича, ставших первыми жертвами белой авиации в гражданской войне на севере России.

Советский "Сопвич" с экипажем в составе пилота Ф.Граба и наблюдателя А.Шульца одержал первую в гражданской войне документально подтвержденную воздушную победу. 16 октября 1918 года Шульц из турельного пулемета сбил белогвардейский "Ньюпор" над уральским разъездом Шамара.

Красная авиация также несла потери, причем не столько в воздушных боях, сколько в результате многочисленных аварий и катастроф, обусловленных быстрым физическим износом машин и применением некачественного горючего. После отделения Азербайджана и потери бакинских нефтепромыслов в бензобаки самолетов приходилось заливать спирт или различные суррогаты типа "казанской смеси", состоявшей из газолина, керосина и эфира. От такого горючего моторы часто глохли в полете, особенно в зимнее время.

Тем не менее красные "Сопвичи" активно применялись и в 1919 году. На колчаковском фронте они в начале июня осуществляли воздушное прикрытие переправы через реку Белая под Уфой и атаковали белогвардейскую артиллерию, сосредоточенную на восточном берегу.

Один аэроплан этого типа с пилотом Коваленко придали штабу знаменитой чапаевской дивизии. 5 сентября при налете белоказаков на Лбищенск Коваленко погиб, а самолет был захвачен и в дальнейшем летал уже с белогвардейскими трехцветными кругами на крыльях.

Но это был не единственный "Сопвич" в рядах колчаковской армии. С июля по сентябрь 1919-го на восточном фронте действовал французский разведывательный авиаотряд в составе трех самолетов с экипажами и наземными службами, включая хорошо оснащенную ремонтную базу. В сентябре французы уехали из России, передав всю технику белогвардейцам. Колчаковские летчики успешно использовали "Сопвичи" в боях на реке Тобол, где им удалось сбить привязной аэростат. Там же состоялось несколько воздушных боев с советскими истребителями, закончившихся, правда, безрезультатно. В ноябре при поспешном отступлении колчаковской армии "Сопвичи" в числе других самолетов захватили красные в Новониколаевске (ныне - Новосибирск).

Весной 1921-го советское командование передало эти и некоторые другие машины правительству так называемой Дальневосточной республики, временного государственного образования, позднее вошедшего в состав РСФСР.

На южном направлении красноармейские "Сопвичи" входили в состав Авиагруппы особого назначения, сформированной в августе 1919-го из инструкторов Московской летной школы для борьбы с прорвавшей фронт кавалерией генерала Мамонтова. Советские летчики рассеяли осколочными бомбами и пулеметным огнем белогвардейскую конницу, но при этом был сбит и попал в плен командир группы Братолюбов.

Несколько авиаотрядов, вооруженных "Сопвичами", воевало летом и осенью 1919-го на Северо-западном фронте против белой армии генерала Юденича, а также - латвийских и эстонских национальных формирований. Два самолета, совершивших вынужденные посадки на вражеской территории, позднее были включены в состав латвийских ВВС. Закрасив звезды и нарисовав свои эмблемы (свастики красного цвета), латыши еще много лет эксплуатировали эти трофеи.

Боевые и небоевые потери неуклонно сокращали число "Полуторастоечников" во фронтовых частях. К лету 1919-го дореволюционные складские запасы полностью иссякли, а поступление новых машин с заводов далеко отставало от потребностей фронта Остававшиеся в строю машины ветшали и все чаще требовали ремонта. Все это привело к тому, что уже в летних боях 1920 г. на польском фронте участвовало лишь незначительное количество "Сопвичей", а к весне следующего последние были переданы в летные школы или сданы на слом.

Отредактировано alippa (Вчера 19:43:19)

0