НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



История авиации

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Как предисловие. Хотел сделать отдельный подфорум по истории авиации в Новониколаевске-Новосибирске. В итоге решил перенести темы, которые затрагивают тему авиации в этот подфорум (он, правда, подразумевался для пассажирско-транспортной авиации, но наверное страшного ничего не случится, если будет и военная  [взломанный сайт] ).

Предлагаю вашему вниманию абзац из книги, надеюсь, что АндрейКА (и другие) тему разовьют.

http://i68.fastpic.ru/thumb/2015/0107/49/8f55bf0360f253c7838182f775e5e349.jpeg

0

2

[взломанный сайт]  где-то встречала уже эту фразу про 16-й авиаотряд. Он же был 6-й.

0

3

Valer54 написал(а):

АндрейКА (и другие) тему разовьют

С удовольствием, Валерий! Сейчас поищу в записях, кое-что есть.:)

0

4

08 июня 1923 года командир 16 ОРАО краснвоенлет Турицын подписал "Акт" о приемке аэродрома и ангаров на территории Военного городка. Занимался обустройством военлет Виталий Владиславович Сущинский. Да, тот самый Сущинский, который был механиком у Серова в его турне по России и о котором есть прекрасная книга у Людмилы Юрьевны Корепановой - "Записано на небесах" (пишу по памяти).

Так что этот день можно считать днем Рождения Сибирской военной (и не только) авиации (?). С этого аэродрома летали агитационные "Сопвич" и Юнкерс-"Сибревком". На этом аэродроме коснулся крыла "Юнкерса" Саша Покрышкин. Этот факт подтвердила Светлана Борисовна Покрышкина - крыло было из металла.

Отредактировано АндрейКА (08-01-2015 22:28:28)

0

5

АндрейКА написал(а):

16 ОРАО

Так всё-таки 16-й. Почему нам везде преподносят 6-й? Ох, опять надо разбираться... Хоть бы работники Музея города помогли :-)

0

6

Olga написал(а):

надо разбираться

Я в архиве документы смотрел, там их много. Везде - 16 ОРАО. Механиком пришел и рекомендован из 16 ОРАО в Сиблет Михайлов Иван Степанович. Принят на работу с 25 10 1924 как механик на J-13 "Сибревком". Он же принимал участие в полетах по Иркутской губернии и Якутии (пилот - Фаддеев П.М., отв. инструктор - Маслеников Б.С.) летом-осенью 1925 года. На фото он запечатлен.

А в Музее города что за информация, Оля? Что-то я там не видел ничего по этой теме, а сотрудничать у нас не получилось.

0

7

http://images.vfl.ru/ii/1503860175/36504b8f/18390908_s.jpg

Якутия, осень 1925 года. Второй ряд: крайний слева - Маслеников, четвертый - Михайлов (надо проверять). Фото П.М.Фаддеева.

0

8

Кроме того, на фото много интереснейших людей, работавших в Якутии в те годы.

0

9

АндрейКА написал(а):

Я в архиве документы смотрел, там их много. Везде - 16 ОРАО.

Да, я верю тебе. :-) Сама уже нарыла, что сначала был 16-й. Просто не изучала историю с основания. Меня в связи с поисками инфы о моём дяде интересовал конец 30-х-начало 40-х.

АндрейКА написал(а):

А в Музее города что за информация, Оля?

Музей города делал выставку "Город, рождённый летать", там только о 6-м авиаотряде, что на вновь построенном Закаменском аэродроме базировался 6-й отдельный авиаотряд им. Сибревкома и т.д. Я, как добропорядочный обыватель, поняла, что это и был первоначальный советский авиаотряд в нашем городе. Даже теперь ещё не знаю, а существовал ли на самом деле 6-й, если да, то когда появился, куда делся он и 16-й тоже %-)

0

10

АндрейКА написал(а):

Так что этот день можно считать днем Рождения Сибирской военной (и не только) авиации (?).

Андрей, а как же время гражданской войны?! Я на память не скажу точные названия летных подразделений, но здесь находился целый парк... Я думаю, что ты, как специалист, лучше знаешь)

0

11

Natalya написал(а):

лучше знаешь)

Да нет, Наташа, если честно, я только людьми интересовался, о которых писал. Про гражданскую войну вообще почти ничего не читал. Но, с другой стороны, это была война (к тому же - мобильная), там каждая поляна была аэродромом. А тут все-таки полугражданский, полувоенный, но стационарный аэродром. С него и началось уже мирное освоение нашего неба. Но я и не настаиваю, обычно такие даты привязывают к официальным документам. Можно привязать к первому регулярному рейсу. Так что тема открыта. :)

0

12

В Гражданскую более-менее долго дислоцировались 1 авиаотряд, а второй воздухоплавательный, у него самолетов не было.
Кустарным способом строились самолеты.
Ну а перед падением Новониколаевска в начале дек 1919 г в нашем городе оказалась практически вся авиация Русской Армии

0

13

Не знаю,  правильно ли сюда определила фото. Может кому-то интересно будет!  Фото отсюда       http://i77.fastpic.ru/thumb/2016/0515/39/730c3fc6f26fd3b3b2ce92d7b2873639.jpeg

Отредактировано Ольга ПР (15-05-2016 23:43:18)

0

14

Ольга ПР написал(а):

кому-то интересно будет!

Ха, Оленька, еще как интересно!!! Спасибище!:)

0

15

АндрейКА написал(а):

Ха, Оленька, еще как интересно!!! Спасибище!

Я сразу о Вас, Андрей, подумала. Там еще в биографии владельца фотоальбома есть данные о его проживании в Новосибирске с 1925 по 1928 год.   http://i79.fastpic.ru/thumb/2016/0516/8d/1afad77ac86465d9c619d904c4fab38d.jpeg

Отредактировано Ольга ПР (16-05-2016 22:13:56)

0

16

Ольга ПР написал(а):

о Вас, Андрей, подумала

Ах, Оля, я даже покраснел... :) Спасибо! Это я так шутю. Кстати, на сайте Борисо-Глебского(? не знаю, правильно ли написал) училища есть интереснейшая книга об асе первой Мировой Лойко (инициалов на вскидку не помню), написанную его племянниками (сами - интереснейшие люди). Почитайте, думаю, будет интересно.

0

17

АндрейКА написал(а):

Почитайте, думаю, будет интересно

Спасибо, обязательно найду.

0

18

День добрый (видимо Валерий)!
Имеется большая подборка книг по авиации, история авиации, художественные.
Книги собирал мой тесть, бывший летчик истребитель, командир ТУ-154 и т.д.
Не хочется терять этот интересный материал.
Повесил объявление, звонят перекупы, нет смысла общаться.
Книги должны нести пользу, а не деньги.
Если Вам необходимы в работе по истории авиации книги, отдам с удовольствием в хорошие руки.
Денег на надо.
Забирайте и  используйте по назначению.
Спасибо.

Геннадий.
Мой ящик для связи gas@lkds.ru

P.S. Всю техническую литературу
уже отдал на  ФЛА в НЭТИ.

+1

19

Здравствуйте Геннадий, спасибо за предложение, очень интересно. Но считаю, что книги больший интерес представляют для истинных авиаторов нашего форума, имею ввиду АндрейКА :-)

0

20

День добрый Валерий!
Без проблем. Предложение в силе для любого человека, которому данная подборка
будет полезна. Пож. готов связаться с АндреемКА.
Книг много и перечислять наименования бессмысленно. Думаю оптимально что-бы человек просмотрел
библиотеку и отобрал то, что интересно. Дом находится на пл. Карла Маркса, рядом с метро.
Помогу с доставкой книг, без проблем, если у человека нет машины.
Отмечаю еще раз...все безвозмездно.
Спасибо!

+1

21

Геннадий написал(а):

готов связаться с АндреемКА

Геннадий, я уже на проводе: 8-953-793-5931

Кроме того, воспоминания и материалы о Вашем тесте будут, думаю, очень интересны Avro ( в миру - Глеб) :)

Отредактировано АндрейКА (24-01-2017 20:14:14)

0

22

Советская Сибирь, № 189, от 24.8.1922

Успехи техники,

[b]Перелет Берлин—Москва без спуска.

Воскресенье, 30 июля 1922 на московском аэродроме опустился самолет
"Юнкерс", совершивший перелет Берлин—Москва без спуска в течение 10 ч. 40 м. Означенный перелёт в 1800 вер. без спуска со средней скоростью 170 вер. в час является европейским рекордом по дальности расстояния, пройденного без единого спуска. Самолет "Юнкерс" предназначен для обслуживания линии Москва—Нижний Новгород и в среду 2 августа, вылетел в Нижний с пассажирами и почтой. Воздушные рейсы Москва—Нижний

29-го июля 1922, несмотря на неблагоприятную погоду, вылетел в Нижний-Новгород самолет «Юнкерс». На самолёте находилось 6 чел. Весь путь в 408 верст пройден на высоте 200— 500 метров в 2 часа 35 мин. Низкая облачность заставила лететь на незначительной высоте. От Владимира до Нижнего зарегистрировано несколько хороших полян для вынужденных спусков. Обратный путь был совершен против ветра, что удлинило перелет на 40 мин.

скан

Отредактировано alippa (09-09-2022 20:44:39)

0

23

«Трудовой народ, воздушный флот

Небезызвестный Остап Бендер заявлял, что знает 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Страна, из которой он так жаждал вырваться в Рио-де-Жанейро, никаких громогласных заявлений по этому поводу не делала, но в сфере легального ограбления своих граждан была гораздо изощрённее.

И многочисленные общества - добровольные по форме и принудительные по сути - занимали в этом списке весьма заметное место.

Сегодня среднее и старшее поколения ещё помнят эта регулярные и бесконечные поборы, когда за марку либо роспись функционера надо было отдать реальные деньги из весьма скромной зарплаты или стипендии,

И первым таким образованием стало Общество друзей воздушного флота СССР, созданное 8 марта 1923 г. Чаще его сокращённо именовали ОДВФ или ДОБРОЛЁТ.
Оно стало первым не только по времени, но и, быть может, по размерам изъятия личных средств на государственные нужды.
По крайней мере, если соотносить эта средства с уровнем жизни и объёмом доходов нищего населения, только что выбравшегося из кошмара двух войн и двух революций.

Мысль о создании общества принадлежит Л.Д. Троцкому, который постоянно искал популярности у молодёжи и находил весьма эффективные способы для достижения этой цели.
Лев Давидович не только сформулировал идею, но и организовал гигантскую пропагандистскую кампанию. Лозунг «Даёшь крылья!» стал главным лозунгом страны.

В правление общества вошли практически все крупные политические фигуры того времени:

М.И. Калинин,
Л.Б. Каменев,
A.И. Микоян,
С. Орджоникидзе,
B.Н. Подбельский,
А.И. Рыков,
И.В. Сталин,
Л.Д. Троцкий,
М.В. Фрунзе,
В.Я. Чубарь,
Р.И. Эйхе,
И.Э. Якир...

Это стало яркой демонстрацией того огромного государственного значения, какое придавали ОДВФ партия и правительство.

Во всех организациях и воинских частях создавались аэробиблиотечки,
проводились тематические беседы и лекции.
Огромными тиражами публиковались агитационные брошюры,
начал выходить журнал «Самолёт».
По ярмаркам кочевали аэроагитстенды.
Для села приобретались кинопередвижки и ленты агитационного содержания.
Перепуганных крестьян катали на агитсамолётах.
Для просвещения молодёжи повсеместно устраивались авиауголки и авиакружки,
в школах были введены авиачасы.

Небывалый размах приняли авиамодельный и планерный виды спорта
Отчаянные девушки запели:

«Мама, я лётчика люблю! Мама, за лётчика пойду...»,

сентиментальные -

«Друзья узнали, похоронили, Пропеллер сделали крестом...».

И результаты столь массированного идеологического и организационного прессинга не замедлили сказаться:
за короткий срок ОДВФ СССР стало одной из самых массовых организаций страны.

За первый год в него вступило 1 022 000 чел.
Ячейки ДОБРОЛЁТА создавались даже в советских посольствах за границей!
В марте 1924 г. М.В. Фрунзе - заместитель Л.Д. Троцкого на постах председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам - удовлетворённо изрёк:

«Мы можем сказать смело, что вопросы авиации стали в центре внимания широких масс».

К 1925 г. ряды общества планировалось довести до 3 000 000 чел.

Конечно, государственные и партийные мужи не стали бы проявлять активность, не будь у них самой прямой заинтересованности в этом обществе.
А она была.
В уставе это прямо отражено в формулировке цели ОДВФ -

«содействие партии и правительству в создании в СССР могущественной авиации».

При переводе с канцелярского на обычный это означало:

привлечь силы и личные средства самых широких масс граждан к строительству гражданского и военного воздушного флота.

Короче говоря, верховная власть решила профинансировать глобальную государственную программу внебюджетными средствами - из касс предприятий и карманов граждан.

И добилась своей цели!

Под лозунгом «Трудовой народ, строй воздушный флот!» начался добровольно-принудительный отъём денег у народа, большинство которого забыло вкус пшеничного хлеба.

Центральный и республиканский комитеты, губернские и областные общества, уездные, районные и городские отделы ДОБРОЛЁТА приступили к массовому выпуску

открыток,
непочтовых марок,
виньеток,
благотворительных билетов,
жетонов,
значков
и прочей подобной продукции,

которую нужно было правдами и неправдами обменять у населения на реальные деньги.

Дело оказалось прибыльным -

к марту 1926 г. на счетах ОДВФ лежало уже 5 млн руб.!

Только за полтора года на народные деньги было

построено или заказано 111 самолётов,
сооружён ряд аэродромов,
оказана помощь авиационной промышленности.

На XIII съезде партии общество торжественно подарило стране не больше не меньше, как эскадрилью самолётов.

Нарекли её, соответственно моменту, «Ленин».

А вот названия «Ультиматум» и «Наш ответ Керзону» получили две другие эскадрильи, построенные обществом в сер. 1920-х гг. после нашумевшего меморандума правительства Великобритании. Разумеется, была сформирована и эскадрилья «ОДВФ».

Кампания, конечно же, не могла миновать Томск и Томскую губернию.

Ведь просвещённый Томск стоял у истоков сибирского авиастроения и воздухоплавания.

Аэротехнический кружок из студентов Сибирского технологического института был создан ещё в 1909 г.

Через год «забавы молодых» закончились строительством собственного аэроплана,
через два - регулярными демонстрационными полётами самолёта над Томским ипподромом.

Эти добрые традиции за годы революций и войн не угасли.

И в новую эпоху в освоении пятого океана Томск снова взял лидерство.

Уже 13 апреля 1923 г. местная газета «Красное знамя» под броским названием-лозунгом «На помощь воздушному флоту!» бодро отрапортовала, что президиум исполкома Томского уезда сделал первый денежный взнос на строительство собственного аэроплана от губернии.

Комчиновники подошли к решению проблемы просто: постановили собрать с крестьян 10 000 золотых рублей.

Однако основательно обнищавшие мужики, имея голодные семьи, не горели энтузиазмом.

И то же «Красное знамя» уже на следующий день вынуждено было сначала признать:

«Сбор на аэроплан... пока идёт вяло» - и тут же сделать вывод: «Необходимо, по примеру других городов, создать общество друзей в Томске».

Сообщения о сборе средств шли, как сводки с фронта, - ежедневно.

15 апреля - в кассе лежит 1917 руб. 24 коп. и 3 облигации. Тысячу' отвалили рабочие и служащие продобоза.
17 апреля - томичи ознакомлены с плодом чьей-то бурной пролетарской фантазии: аэроплан, который планируется построить на их пожертвования, в духе времени назван «Рабочий глаз»!
Не все в восторге, особенно женщины. Однако денежки потихоньку капают - например, работники печатно-издательского товарищества принесли 100 руб. золотом.
18 апреля - пленум Томского уездного исполкома объявил, что будет собирать деньги на собственный самолёт и назовёт его «Вольный пахарь». А больные и медперсонал физиотерапевтического института передали 452 руб. на «Рабочий глаз».

И так далее, и так далее, и так далее...
Ежедневно газета кричала:

«Равняйтесь на Москву!»,
«Пролетарий, побеждай воздух!».

Однако инициативу и сознательность масс мало только инициировать, их еще необходимо и организационно оформлять.

Посему 25 апреля появилась новая структура - Томский губериский отдел Сибирского общества друзей красного воздушного флота.

По тогдашней привычке сокращать всё и вся он стал именоваться Томгублёт.

Кстати сказать, томичи были одними из первых в стране, кто сформировал свою структуру ДОБРОЛЁТА.

К примеру, челябинцы оформились к 5 мая, а тюменцы и вовсе лишь в июне 1923 г.

Во главе правления ОДВФ в Томске встал сам председатель губернского исполкома Корнев -куда уж выше! А простые члены общества - коллективные и индивидуальные - в зависимости от величины взноса, получили статус
почётных, действительных и «соревнователей».

Почему «соревнователей»?

Да потому, что, вслед за добровольными взносами и созданием специальной организационной структуры, в механизме отъёма финансовых средств у населения была включена третья скорость.

Теперь для перехода в действительные члены общества была внедрена соревновательность.

С 3 августа в газете под лозунгом «Жертвуй сам и вызывай!» стали публиковать не только фамилии спонсоров советского авиастроения и размеры переданных ими сумм, но и их вызовы примерно такого содержания:

«Я, Иванов, жертвую на аэроплан 100 руб. и вызываю на пожертвование своего соседа Петрова».

Десятки фамилий мелким шрифтом ежедневно!

В итоге через год с небольшим только в Томске было зарегистрировано 100 ячеек ОДВФ, в которые входило около 6000 чел.
Ещё 120 ячеек с 8500 членами значились в 148 волостях губернии.

Для сравнения можно указать, что в Тюмени численность была примерно такой же, как в Томске, а вот в промышленном Челябинске - в полтора раза больше (9500 чел.).

Понятное дело, что для достижения таких результатов активно организовывались агитационно-пропагандистские акции.

Так, к июлю 1923 г. в Томске уже работал межвузовский студенческий аэрокружок в составе

аэродинамической,
аэромоторной,
аэрологической и
планерной секций и
лекторской группы.

Работа шла по нескольким направлениям.

Конечно, много времени уделялось просветительству и пропаганде - к указанному времени кружковцы успели прочесть полсотни лекций и докладов.

Но студенты Сибирского технологического института не меньше активности проявляли и в освоении технических основ воз-
духоплавания. Именно в это время начала работать группа студентов-технологов под руководством А.В. Квасникова и Г.В. Трапезникова.
Через несколько лет они войдут в историю - соберут первый в Сибири самолёт и построят первый в стране самолёт с отечественным мотором.

А в сентябре 1923 г. в городе прошла «Неделя воздухофлота», в ходе которой прибывшие из Новониколаевска партработники провели массовый митинг на площади Революции.

Прилетел на самолёте «Юнкере» и лётчик Лозовский, совершивший несколько агитационных полётов с томичами на борту.

За первый год существования Общества друзей воздушного флота в Томской губернии было распространено

около 15000 брошюр и книг об авиации и
свыше 12 000 жетонов и значков.

За 14,5 месяца работы обществ;) (к 10 июля 1924 г.) с жителей Томской губернии было собрано свыше 50 000 руб.

Сегодня многообразная атрибутика ОДВФ является мечтой многих коллекционеров.

И - труднодоступной.

Атрибутика общественных организаций даже более раннего времени встречается в наши дни чаще, чем продукция ДОБРОЛЁТА.
Причина - в материале изготовления.

Многочисленные знаки обществ, появившиеся до революции или в 1930-х гг., выполнены в металле, иногда даже драгоценном.
А нищие 20-е для массовых тиражей могли себе позволить, в большинстве случаев, лишь бумагу.

И взносы были копеечные, не окупающие изготовления дорогого знака.

И дефицитный металл был более нужен для строительства самолётов, чем для изготовления сувениров.

И понимания огромной роли подконтрольных общественных организаций в решении государственных задач у большевистских властей ещё не было.

Это уже после мощного старта ОДВФ партийно-государственная номенклатура в полной мере оценит новый источник финансирования и не будет экономить на атрибутике добровольных обществ, вплоть до знаков из серебра и даже золота.

В Томске выходила именно бумажная атрибутика ДОБРОЛЁТА.

По крайней мере, ни в коллекциях (как музейных, так и частных), ни в литературе мне не попадалась металлическая продукция этого общества на томской земле.

А вот бумажные участники того грандиозного мероприятия сохранились.

Это появившиеся в июле-августе 1923 г. семь непочтовых марок без зубцов и клеевого слоя, отпечатанные на тонкой светло-жёлтой бумаге.
В рамке 40х71 мм в чёрную краску изображён самолёт-моноплан с надписью «ТОМГУБЛЁТ» на борту, летящий над заводскими корпусами. Текст: вверху - «О.Д.В.Ф. СТРОЙ ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ!», по бокам - «ПОЖЕРТВОВАНИЕ» и «ВЗАМЕН МЕЛКОЙ СДАЧИ».

Номиналы: 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100 руб.

Кстати говоря, в Сибири только губернский Томск напечатал в то время столь обширную серию марочной атрибутики ДОБРОЛЁТА.
Из ближайших соседей - западносибирских Новониколаевска, Омска и Тюмени - известно только по одной марке.

Далее на восток по три марки напечатали Красноярск и Иркутск.

Надпись на томской марке

«Взамен мелкой сдачи»

открывает и механизм их распространения среди населения.

Наверняка немало ссор произошло в то время у прилавков, когда продавцы в исполнение инструкции пытались всучить покупателям жёлтые листочки «взамен мелкой сдачи», а те требовали реальные рубли.

И тем не менее - сработало.

Конечно, немало было тогда негатива - и насилия, и показухи, и обмана...

Например, томских милиционеров зачислили в ОДВФ в обязательном порядке.
Отказаться от членского билета общества не имел права ни один коммунист.

Но общественная польза была бесспорна.

Массовое увлечение авиацией дало тогда формацию великолепных советских лётчиков поколения Водопьянова - Чкалова - Покрышкина - Кожедуба.

Сначала они доказали всему миру, что мы можем быстро и решительно преодолеть унизительную для страны и её граждан техническую отсталость, а потом сумели стать хозяевами фронтового неба в Великой Отечественной.

Уже от них был перекинут мостик к поколению Гагарина - Титова и приоритету страны в освоении космоса.

Было и ещё одно следствие из деятельности ОДВФ.

Государство быстро смекнуло очевидную выгоду от таких организаций и начало консолидировать их.

Ведь очевидно же, что крупная структура будет функционировать более эффективно, а денег стране, принявшей программу индустриализации и милитаризации, требовалось всё больше и больше.

Поэтому в 1925 г.
Общество друзей воздушного флота (ДОБРОЛЁТ) и
Общество друзей химической обороны и химической промышленности (ДОБРОХИМ)

были слиты
в единое оборонное Общество друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (АВИАХИМ).

А 23 января 1927 г. к ним добавили Общества содействия обороне СССР (ОСО),

в результате чего на свет появился знаменитый Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР (ОСОАВИАХИМ) - влиятельнейшая и богатейшая организация страны.

В 1953 г. она была переименована в Добровольное общество соединения армии, авиации и флота (ДОСААФ), в 1991 г. - в Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО).

А изданием и распространением марок, значков и другой атрибутики ОСОАВИАХИМ занимался до сер. 1930-х гг.

При этом добровольность всё более и более вытеснялась принуждением.

В конце концов, такая эволюция характера мобилизации народных средств не могла не изменить форму этого процесса - и в советскую действительность вторглись займы и облигации по подписке.

Под каким давлением распространялись эти «ценные бумаги», теперь хорошо известно.

Но это уже совершенно иная история.

Я.А. Яковлев

Сибирская старина_краев.альманах_учр-ли_Нац-ный исслед-кий Томский гос.ун-тет_Томск__№ 24_Изд-во ТГУ_2005

сканы

г. Томск

0