186. Кривощёково. (Бунт арестантов)
Сегодня, 20 января 1898 года, около 8 часов утра, в каталажной камере при волостном правлении арестанты (35 человек) произвели бунт.
Причиной, или вернее, поводом (причина - пьянство арестованных) к бунту послужило следующее обстоятельство.
Трое арестантов с сотником, покупая в лавке местного торговца Третьякова ситец, украли штуку ситцу.
Проводив покупателей, Третьяков тотчас же заметил пропажу и пустился с приказчиком и стариком-отцом на розыски.
Тем временем арестованные зашли в каталажку и здесь, разорвав ситец на два куска, намотали его на двух женщин-арестанток, а когда пришли Третьяков и К и хотели произвести с волостным начальством обыск, то арестанты, выломав железную решётку, вырвались из каталажки и начали производить разгром.
В результате получилось 5 человек избитых (из Кривощёковских крестьян) и настолько, что их в бессознательном состоянии развезли по домам:
- проломлены головы,
- перебиты руки и ноги,
- физиономии разукрашены до неузнаваемости;
кроме 5 человек изувеченных, много получивших более или менее значительные ушибы.
Сбежавшимся народом удалось только загнать арестантов в волость из волостного двора, но усмирить до 7 часов вечера не могли, несмотря на то, что из посёлка Ново-Николаевска вызвано было четыре полицейских стражника.
Арестованные разгуливают по волости, посылая проклятия и страшные угрозы по адресу крестьян дер. Бугринской и Ново-Николаевской полиции; все арестованные вооружены, кто ножом, кто дубиной, а потому у крестьян отпала всякая охота идти усмирять расходившихся арестантов.
Чем кончится этот бунт, пока не известно.
Не будем разбирать, кто прав и кто виноват, так как на это потребовалось бы слишком много места, но заметим, что всё это для жителей с. Бугринского является непосильным бременем, и над этим стоит подумать и войти в положение ни в чём неповинных Кривощёковцев.
Поселившийся рядом сосед, носящий титул «посёлка Ново-Николаевского» является положительно бичом для мирных соседей - крестьян!
Сначала мучили Кривощёковскую волость назначением на дежурство десятских из соседних сёл и деревень для охраны имущества каких-то проходимцев, собравшихся в Ново-Николаевск, с целью лёгкой наживы;
теперь дежурство отменили,
но всех арестантов-новониколаевцев препровождают в волость, где также приходится назначать для караула дежурство из мирных крестьян, так как два-три сотских не в состоянии укараулить партию в 30-40 человек, а держать больше сотских не имеется средств.
Кроме того, Ново-Николаевск даёт такую массу преступлений и судебных дел, что из всех имеющихся у местного мирового судьи дел, чуть не половина приходится на долю Ново-Николаевска,
а всё это даёт массу работы ни в чём не повинным крестьян с. Бугринского:
- тут и подводы,
- тут и нарочные, и
- квартиры для разного рода чиновников, и
- дежурство при разных «чинах»...
Да, не по грехам нашим наказал нас Господь таким соседом, как посёлок Ново-Николаевский...
Да и диво-дивное - в Ново-Николаевске есть этап, в котором живут только воробьи, а арестованных николаевцев посылают в нашу волость!
Бугринец.
«Сибирская жизнь». Томск. 28 января 1898 г. № 22. С. 2.
©История города Ново-Николаевска (1893—1908)_Сборник документов_Новосибирск_Новосибирский издательский дом_2020_370с