golod написал(а):Буксир "Орлик". Слышал кто?
Новониколаевск
(Орлик)
«Новониколаевск»
1.Владелец - Новониколаевская городская управа (1892)
«Орлик»
2.Владелец – Новосибирский ЖКХ (1925)
«Новониколаевск»
Нечаев – командир (1917);
Пляхов Антон – машинист (1919);
«Орлик»
Антипов Александр М. - механик (1953, 1954);
Березников Алексей – кочегар (1954);
Волков Владимир – кочегар (1954);
Ворожкин Анатолий - пом.механик, механик (1952, 1953);
Грибанов Виктор – рулевой (1953);
Жуков Павел – кочегар (1954);
Иванов – механик (1947);
Кирилов - рулевой (1953);
Логвинов - кочегар (1953);
Молодых - капитан (1947);
Ненашев - штурман (1953);
Обжерин Федор Дмитриевич – лоцман (1920);
Симакова Таисия – рулевой (1952-1954);
Тутундаев - штурман (1953);
Щербаков Н. А. - капитан (1953, 1954);
В октябре 1909 года была основана Новониколаевская ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) флота. Она располагалась в протоке за Яренским островом, куда в 1910 году был поставлен на зимовку пароход «Новониколаевск».
В 1910 г., для организации переправы с одного берега на другой пристань получила 100-сильный пароход «Новониколаевск» и баржу. Тогда же были оборудованы специальные причалы и введено расписание переправ. Переправой через Обь, пассажирскими и грузовыми перевозками занимались объединения пароходных фирм, самым мощным из которых являлось сообщество на паях «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли», учрежденное в 1897 г.
Летом Новониколаевская городская управа приобретает в собственность города пароход «Новониколаевск» и баржу общей стоимостью 51 тысяча рублей для переправы через Обь. С 1910 года город приобрел свой пароход в 20.400 руб. и баржи, по которым единовременная трата дала сумму расхода в 51996,9 руб. В 1917 году стоимость имущества городского перевоза определилась в 56496,89 руб.
24 апреля 1910 года внутреннее и наружное освидетельствование котла.
1911 год:
10 октября пароход «Моряк» (Филонова) взял из Бердска с 10 000 пудовым грузом крупчатки баркас и повел его в Новониколаевск. Пароход, не доходя до д. Гусевка, вследствие сильного ветра посадил баркас на мель. 10 октября для снятия баркаса с мели был отправлен городской пароход «Новониколаевск».
Октябрь. По случаю сильной оттепели городской пароход "Новониколаевск" третьего дня вышел с зимовки и снова начал свои операции, но по удвоенной таксе.
1916 г. полное освидетельствование судна судовой комиссией.
Зимовка в 1916/1917 г.г. в Яренском затоне.
На 1917 год пароход входит в список паровых и непаровых судов, плавающих по рекам, состоящим в ведении Томского Округа путей сообщения под названием «Новониколаевск».
№ судна МПС: 46/1; Назначение судна: буксирный;
Число сил (номин./индик): 32 н.л.с. / 125 и.л.с.;
Размеры судна (наружные):
Наибольшая длина: 90 фут.;
Наибольшая ширина: с кожухами 31 фут. 4 дюйм; без кожухов 16 фут.;
Высота судна: без надстроек 6 фут. 9 дюйм; с надстройками 14 фут. 9 дюйм;
Осадка: порожнего 4 четв.арш.;
Главный материал из которого построен корпус судна:сталь.
Год постройки: 1910 г. Место постройки: корпус в г. Новониколаевск, машина и котел в г. Нижний Новгород, завод Добровых и Набгольц.
Род потребляемый судном топлива: дрова и уголь.
1917 год:
Апрель. Рабочий т. Пеньков сообщил собранию, что заведующий и капитан на городском управском пароходе "Новониколаевск" Нечаев не хотел подчиняться введению Советом Рабочих и Военных Депутатов восьмичасового дня, заявив, что он не признает новые законы и новое правительство. При рабочих и служащих, революционеров называл врагами народа, шарлатанами и т.д. Тех своих служащих и рабочих, которые были не угодны Нечаеву рассчитал, а некоторых из них сдал в солдаты. Угрозы его по отношению к своим подчиненным по прежнему продолжаются.
В 1919 год:
«Новониколаевск» был заменен пароходом «Братья», а переправа – со специально устроенными причалами и расписанием рейсов – просуществовала до наведения понтонного и появления коммунального мостов.
Гражданин Свенцянского уезда Милисской волости, дер. Стежны, Антон Пляхов, служащий машинистом на пароходе "Новониколаевск", заявил в Закаменский участок, что из незапертой каюты у него неизвестно кем похищены деньги 655 руб.
1921 год:
Пароход участвовал в спасении людей с парохода «Совнарком».
1925 год: Переименован в «Орлик».
Пароход «Орлик» как и в прошлом году возит на барже экскурсантов (массовая прогулка).
С постройкой второй большой баржи, вмещающей до 70 подвод, паром через реку Обь у г. Новониколаевска стал работать на три баржи. Пока пароход «Орлик» возвращается обратно, успевают на этом берегу выгрузиться и нагрузиться две баржи. Такая работа идет целыми днями без перебоя.
Вечером 29 июня во время прибытия парохода «Орлик», волнами была опрокинута лодка с ехавшими на ней гр. Цветковым н Никольской. Силой течения их унесло под баржу. Утопавшие были спасены членами Общества спасения на водах.
Коллективы госмельниц № 3, 199 и 202 отправились на прогулку в воскресенье, 26 июля на пароходе «Орлик».
Октябрь. Горит кожзавод № 1 — на берегу реки Оби. Прибыл пожарный (пароход «Орлик») Наладили подачу воды с парохода.
1927 год:
Ремонт парохода «Орлик» закончен. Он, как и в прошлом году, будет тянуть паром на Оби буксиром.
Май. Маленький пароход «Орлик», работающий всегда на городской переправе, стал на работу. Он ходит по-прежнему с одним паромом.
1928 год:
В этом году через Обь будут ходить два парома — ниже и выше моста. Переправу выше моста арендовал кооперативно - промысловая артель "Водник". В ее распоряжении находится паром на 25 подвод и буксир» . На нижней переправе будет курсировать паром на 150 подвод и буксир «Орлик».
1929 год:
На пароходе "Орлик" утеряны военные документы.
1930 год:
Для борьбы с наводнением в затоне организуется команда из 250 рабочих. При горизонте воды выше 180 см, суда будут отведены в безопасные места. Для помощи вовремя ледохода будет стоять по парами пароход "Орлик". Пароходы дадут гудки, если затону будет угрожать опасность. Ночью опасность сигнализируется ракетами. Других способов связи у затона с городом пока нет.
Пароход "Орлик" работает на горперевозе.
17 июня, в 6 час. вечера, на городском перевозе (пароход "Орлик") созывается заседание транспортной группы коммунальной секции.
Новосибирский Коммунтрест производит переброску грузов соцсектора по реке Оби до 18 км., вверх и вниз от Новосибирска, пристань Чернышевский и Гурьевский спуск, пароходами: «Орлик» и «Омич». На переправе № I пароход «Орлик» на переправе № 2 пароход «Омич».
1936 год:
20 мая к 10 часам вечера паром «Самоход» был вывезен пароходом «Орлик» на праный берег реки. Пароход «Орлик», оставив паром там, ушел с баржой на левый берег выгружать баржу. Капитан парохода отдал контролеру распоряжение: на паром никого не пускать, пока не придет «Самоход». После этого приказа пароход «Орлик» ушел работать в гавань. На обоях берегах под дождем люди ожидали переправы. Шли часы. Только через четыре часа, наконец, началась погрузка парома.
1941 год:
Ремонт корпуса судна.
1947 год:
Успешно сделал три рейса от Новосибирска до пристани Почта экипаж буксира "Орлик" (капитан Молодых, механик Иванов). Судно доставило для МТС, колхозов и совхозов 450 тонн горючего. Последний рейс проведен досрочно на 10 часов.
1948 год:
На Новосибирском судоремонтном заводе на клети поднят пароход «Орлик».
1950 год:
5 мая в Камень отправился обстановочный пароход «Орлик».
1953 год:
Второй рейс по методу толкания совершил коллектив парохода "Орлик" (капитан Щербаков). 25 мая в 2 часа дня, пароход вышел из Каргасока в Новосибирск, учалив впереди себя нефтеналивную баржу "Сельдь". Учалка теплохода с баржей была сделана жестко, крестообразным способом. Вожжевые с кормы парохода закреплены на средних кнехтах баржи. Толкание позволило вести караван со скоростью на 2,5 километра выше плановой. 31 мая в 10 часов утра "Орлик" закончил рейс, пройдя расстояние в 767 километров.
2 июня пароход "Орлик" вышел в очередной рейс с паузком и баржей "Сельдь". Из Новосибирска до устья Томи вел воз на буксире со скоростью 10 километров в час. Затем караван переформировал и повел его на место методом толкания. Скорость продвижения воза увеличилась на два километра в час. Такое увеличение скорости позволило сэкономить топлива за сутки 600 килограммов.
Пароход "Орлик" провел толканием от устья Чулыма до пристани Зырянка груженую нефтеналивную баржу "Сельдь". Это четвертый рейс судна по новому методу.
Коллектив парохода «Орлик» настойчиво овладевает прогрессивным методом судовождения - толканием. На днях команда парохода осуществили рейс толканием с двумя баржами, счаленными в кильватер. Следуя от пристани Волково с баржей «Вобла» от устья реки Нярги вели ее толканием, поднимаясь в верх по Оби со скоростью 10 километров в час. У деревни Салтанаково нагнали пароход «Столетов», у которого взяли наливную баржу «Форель». Перечалку произвели на ходу. Носом баржи «Вобла» подошли вплотную к буксируемой «Столетовым» барже «Форель». На нее подали швартовы, которые затем были натуго набиты по центру обеих барж. С носовых кнехтов «Воблы» подали вожжевые на баржу "Форель", укрепив их за ее средние кормовые кнехты. На всю эту операцию ушло не более 20 минут. При учалке пароход «Орлик» работал тихим ходом. На ходу проверили управляемость караван, счаленного в кильватер. Оно оказалось хорошим: малейшее отклонение руля изменяло направление движение каравана. «Орлик» легко обошел пароход «Столетов» с возом. Караван шел почти так же быстро, как и с одной баржей. Расстояние от деревни Салтанаково до устья Томи в 14 километров было пройдено за 1 час 20 минут. Затем несколько уменьшили скорость - так как прохождение было труднопроходимых участков. Все же караван шел со средней скоростью 6-7 километров в час. Во время движения видимость ухудшилась, поэтому члены вахтенной команды находились на мостиках обеих барж. За время рейса добросовестно работали: механик Антипов Александр, пом.механика Ворожкин Анатолий, штурманы Тутундаев и Ненашев, рулевые Симакова Таисия и Грибанов Виктор, кочегары Логвинов и Жуков.
Звание «Коллектив стахановского труда» присуждено в августе команде парохода.
1954 год:
Присвоено звание "Передовой коллектив" по итогам июня экипажу парохода.
Досрочно завершил месячное задание коллектив парохода в июле.
Август. При расхождении парохода «Орлик» с пароходом «Архангельск» буксирующим лихтер «Сылва», первый поздно подал сигнал на расхождение. Вахтенный начальник «Архангельска» не согласился на расхождение левыми бортами и дал отмашку вправо. Пароход «Орлик» не успел изменить курс, судно столкнулось с лихтером и получило повреждение.
Капитан парохода Н. А. Щербаков, механик А.М. Антипов: Команда парохода "Орлик" работает на толкании нефтеналивной баржи, доставляя горючее для МТС. На судне не плохо работает профсоюзная организация (председатель Тутундаев). Здесь проведено семь собраний, 10 человек приняты в члены профсоюза, состоялось несколько политических бесед. Регулярно выходит стенгазета. В числе передовиков социалистического соревнования кочегары Павел Жуков, Владимир Волков, штурвальный Алексей Березников.
Корпус судна после списания уложен в верхнее устье протоки Сергеевская примерно 766 км, напротив Почты.