НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дом с часами Крайснабсбыта (Красный проспект, 11)

Сообщений 1 страница 50 из 193

1

http://images.vfl.ru/ii/1616606241/199a4630/33804568_s.jpg
.

0

2

«Дом с часами»
Красный проспект, 11.
Вид с Красного проспекта.

http://images.vfl.ru/ii/1616606278/6e0db929/33804575_s.jpg

«Дом с часами» — одно из лучших сооружений архитектуры конструктивизма в Новосибирске. Его проект был выполнен группой архитектора Б. А. Гордеева по заказу Крайснабсбыта. В создании конструкций здания принимал участие инженер Н. В. Никитин — автор Останкинской телебашни.

На первом этаже здания размещался большой гастрономический магазин, на втором — помещения для учреждений и организаций, верхние этажи были жилыми.

На этой фотографии дом ещё не увенчан часами, которым он обязан своим названием.

Угловая часть «Дома с часами», в которой находится лифт, уже после окончания строительства дома была завершена двумя квадратными циферблатами часов и сквозной бетонной колоннадой.

0

3

Современный вид

http://images.vfl.ru/ii/1616606327/a75573f3/33804579_s.jpg

0

4

Интервью из «Новосибирск. Метро» № 20 от 30 мая 2007 года

«Дом под часами» на Красном проспекте, 11 был построен в 1933 году, а часы, которые дали этому зданию имя, появились на башне примерно тогда же или несколькими годами позже. Говорят, что часы изготовил наш завод «Труд», вроде бы внутри даже табличка была о том, что подарок завода городу. Однако на самом заводе эту информацию опровергли…

Часы действительно заводит один и тот же человек, и делает он это уже в течение более двадцати лет. Анатолий Ольшановский (инженер, выпускник НЭТИ) стал смотрителем часов случайно, хотя и по своей инициативе. В конце 70-х или в начале 80-х прочитал в газете, что часы стоят и их некому завести. Решил: почему бы самому не сделать этого? Тем более что часы недалеко от дома инженера. С тех пор он раз в восемь дней поднимается на чердак и заводит ключом старый механизм, поднимает стокилограммовую гирю на лебёдке, которая (с раскручиванием пружины) потом опускается до самого пола.

За много лет Анатолию Ольшановскому приходилось чинить часы, зимой откалывать лёд с шестерней и стрелок, смазывать тормозной жидкостью детали. Однажды пришлось снять стрелки — минутную, почти полутораметровую, и часовую — сантиметров в семьдесят длиной. Стрелки тогда сломались — на них попал лёд, сброшенный с крыши. «Указки» времени пришлось восстановить на заводе.

— Часы очень грамотно сделаны, — с уважением говорит Анатолий Ольшановский. — Ещё сто лет будут ходить. Но когда температура скачет, часы то отстают, то спешат — минут на десять-пятнадцать в сутки. А когда ровная погода, идут прекрасно.

Однажды «часовщик» хотел сделать автоматическую корректировку времени для своих любимых часов. Но в институте «Сибгормаш», который тогда располагался в здании, идею не поддержали — дорого. Так и остался у часов исторический принцип приведения их механизма в движение. Только иногда, в сильные морозы, мастеру трудно справится с ледяным металлом. Однажды часы стояли неделю — не удавалось запустить.

— Изнутри часы выглядят как большой будильник, — рассказывает инженер, всякий раз забирающийся внутрь механизма. — Большие шестерни движутся и сильно тикают. Но это не мешало некоторым бездомным ночевать рядом с ними, оставляя после себя консервные банки, угли от костра. В перестройку у каких-то предпринимателей была идея сделать на смотровой площадке часов ресторан. А сейчас башня закрыта, и чтобы в неё попасть, я открываю дверь ключом.

Знаменитые часы для их «хозяина» — хобби и любовь. Анатолий Чеславович признаётся, что нескольких дней без того, чтобы не забраться в башню, достаточно, чтобы заскучать по часам.

Анжелина Дерявина

0

5

http://images.vfl.ru/ii/1616606417/5a2d39c0/33804597_s.jpg
.

0

6

http://images.vfl.ru/ii/1586273881/a5bd5f4d/30132050_m.jpg

67-квартирный жилой дом Крайснабсбыта был построен в 1934 году на месте одноэтажных домиков. На угловой башне, обращённой к центру, разместились часы, поэтому среди горожан он известен как «Дом с часами». По слухам, часы, якобы, были произведены на новосибирском заводе «Труд», но на самом деле часы немецкого производства с недельным заводом. По тем временам проект был ультрасовременным, выполнен в авангардном стиле конструктивизма, с прекрасными пропорциями и членениями.

По официальным источникам авторами «Дома с часами» являются архитекторы Б.А.Гордеев и С.П.Тургенев. Конструктивно здание выполнено в железобетонном каркасе, в проектировании которого косвенно принял участие знаменитый инженер России Николай Васильевич Никитин, автор конструкторских решений фундаментов и каркаса  МГУ в Москве, знаменитой Останкинской телебашни и металлического каркаса монумента «Родина-Мать» на Мамаевом кургане. Архитектор по образованию, работая в начале 30-х годов инженером в новосибирском Крайкомхозе, он проектировал совершенно невероятные по тем времена конструкции. В 4-х этажном  общежития на Красном проспекте  он запроектировал впервые в России сборный железобетонный каркас, элементы которого изготавливались на полигоне и поступали на стройку в порядке очерёдности строительства. Через 25 лет это было признано первым решением в стране из сборного железобетона. Над спортзалом в клубе «Динамо» на Октябрьской магистрали он изобрёл уникальные дерево-гвоздевые арочные конструкции пролётом 22,5 метра, которые, к сожалению, были уничтожены в 80-е годы пожаром. Каждый посетитель вокзала Новосибирск-Главный испытывает восторг от ещё одной авторской работой Никитина – сводчатой конструкции центрального зала (бывшего кассового). В этом году, 15 декабря исполняется 100 лет со дня рождения великого мастера. Именем Н.В.Никитина в Новосибирске названа площадь, расположенная между клубом «Динамо» и театром «Глобус».

Однако  «Дом под часами» знаменит не столь конструкциями, а скорее всего, необычным по тем временам планировочным решением. Квартиры здесь были выполненными односторонними, обращёнными соответственно окнами на юг и на восток. С севера и запада были запроектированы на консолях остеклённые протяжённые коридоры – галереи, из которых можно было попасть в квартиры. Во-первых, это позволило сэкономить – на весь дом всего один лифт, а во-вторых, удачно решить, так называемую, солнечную инсоляцию жилья. Именно поэтому северный фасад, обращённый в сторону ул.Коммунистической, имел сплошное ленточное остекление. В прихожих были окна, выходившие в галереи, поэтому проходящий мимо мог заглянуть вовнутрь квартиры. Предполагалась честная советская жизнь, открытая и обобществлённая, поэтому в архитектуре такие эксперименты приветствовались.

http://images.vfl.ru/ii/1586273881/070b97a5/30132051_m.jpg

Но в 60-х годах, в эпоху технического прогресса «Дом с часами» был символом прорыва, поэтому башенные часы символично отмеряли то недолгое время, которое осталось до светлого будущего. Примечательно, что архитекторы, которые столь прониклись этим будущим, были фактически ссыльными ленинградцами.  На первом этаже «Дома с часами» разместился знаменитый гастроном № 1. Многие горожане так и говорили – сходить за продуктами «под часы», встретимся «под часами». Здание стало известным, являлось ориентиром для многих горожан и даже местом встреч и свиданий. Дом вообще выглядел очень приветливым, так как был окрашен в разные времена то в жёлтый, то в персиковый цвета с белыми ограждениями балконов и поясками вокруг окон. Но во времена застоя вдруг возникла странная идея о том, что здания конструктивизма вроде должны быть серого цвета, по виду фактуры – бетона, как у лидера французского модернизма Ле Корбюзье. Таким образом, технологический прорыв в строительстве заменялся художественными приемами.
Но серый цвет появился не только по причине «рисования» технического прогресса. Эксперты объясняли, что на Новосибирск дуют пыльные ветра с кулундинских степей, поэтому лучше сразу сдаться под натиском природного фактора и весь Новосибирск окрасить в соответствующий серый цвет. Причём эту экзекуцию над домами решили выполнить, оштукатуривая стены шероховатой поверхностью «под шубу». Видимо, чтобы пыль больше собиралась и участвовала в банальном колере. На самом же деле  кризис 70-х уже не позволял красить фасады раз в пять лет. Поэтому для строителей был создан миф эдакой эстетической и функциональной прелести серого цвета, и скоро Новосибирск из цветного города превратился в унылый и скучный.

http://images.vfl.ru/ii/1586273881/98a28566/30132052_m.jpg

В 30-х годах дом был светлым, как обещанное счастливое будущее, поэтому авангардный советский стиль требовал экспансии. Для этого были запроектированы два глухих торца, провокационно сообщающих о скором продолжении нового строительства. На ул.Коммунистической это стало воплощаться только сейчас, а вот судьба глухого торца, обращённого к площади Свердлова, другая. К нему примыкал двухэтажный кирпичный особняк Фёдора Даниловича Маштакова, члена знаменитой барнаульской и новониколаевской купеческой семьи. В 50-е года со стороны ул.Свердлова (бывшей Воронцовской) к особняку пристроили жилой дом с выставочными пространствами в стиле сталинского классицизма и тоже с угрожающим глухим торцом. Так и сохранились в трёх, плотно прижатых друг к другу домах, три эпохи: купеческой, романтической революционной и сталинской.  Что касается глухого торца «Дома под часами», то он раздражал некой незавершённостью, поэтому на долгое время здесь был помещён гигантский плакат «Правда» – газета миллионов», изображающего вождя пролетариата.

http://images.vfl.ru/ii/1586273881/971484f7/30132053_m.jpg

Был период, когда и часы начали барахлить. На рубеже 70-х и 80-х годов прошлого столетия во времена временного «застоя» часы остановились. По сообщению газеты «Вечерний Новосибирск» об этом узнал проживающий неподалеку от «Дома с часами» Анатолий Ольшановский (инженер, выпускник НЭТИ)  и по собственной инициативе стал смотрителем часов. Раз в восемь дней он бесплатно заводит ключом старый механизм и поднимает вверх стокилограммовую гирю. По его словам, часы в нормальном состоянии и прослужат еще лет сто, но они чрезвычайно капризны к резким температурным перепадам в погоде. Тогда они отстают или спешат на десять-пятнадцать минут. Так более двадцати лет Анатолий Ольшановский ремонтирует и обслуживает новосибирские немые куранты.

В кризисное постперестроечное время часам грозила гибель. Была идея создания в верхней части башни ресторана.
Несколько лет назад мировое общество DOCOMOMO, охраняющее памятники  архитектуры, признало это здание одним из 800 лучших авангардных творений архитектуры в мире. Посещающие Новосибирск западные архитекторы с большим вниманием осматривают сибирский дом-коммуну, где в коридорах как эхо еще живут отголоски советских мифов. Часы отмеряют сутки, года, эпохи.  Время вновь течёт без остановки.

Из статьи Игоря Поповского "Немые куранты" Новосибирска"
Опубликовано: 3 Апреля 2012 г.
ARCH-I-TECT

Отредактировано Ksenia (19-04-2012 20:40:38)

+1

7

В 1995 году, будучи фотокором газеты "Момент истины", я загорелся идеей проникнуть внутрь дома с часами  и посмотреть на часовой механизм. Вдвоём с журналистом Яной Колесинской мы это сделали. В подшивке данной газеты за 1995 год можно найти статью об этом мероприятии. Мы побеседовали с управдомом этого дома, она нам рассказала всё про часы и показала чертежи.

Ksenia написал(а):

но на самом деле часы немецкого производства с недельным заводом.

Это действительно так, но в годы войны эти часы были уничтожены пожаром. В 1948 году были изготовлены новые часы одним из новосибирских предприятий, не помню каким. Механизм часов сконструирован в проектном институте, который размещался в этом здании. На чертежах стоит дата 1948 год. "Часы башенные". Этот механизм и сейчас тикает.

Ksenia написал(а):

об этом узнал проживающий неподалеку от «Дома с часами» Анатолий Ольшановский (инженер, выпускник НЭТИ)  и по собственной инициативе стал смотрителем часов.

Фамилия смотрителя часов, который работал с ними в 1995 году, была Поплавский. Больше ничего не помню. Мы поднялись в машинное отделение часов и осмотрели их. Я сфотографировал механизм часов и всё машинное отделение. К сожалению, этих фотографий я не могу найти. А ведь специально напечатал для себя на память.

0

8

Ощепков написал(а):

В 1948 году были изготовлены новые часы одним из новосибирских предприятий, не помню каким.

Как интересно!

0

9

Ощепков написал(а):

В 1995 году, будучи фотокором газеты "Момент истины", я загорелся идеей проникнуть внутрь дома с часами  и посмотреть на часовой механизм. Вдвоём с журналистом Яной Колесинской мы это сделали.

Класс! И Яна участвовала! Вах! Молодцы!
Мне предлагали квартиру в этом доме... не очень она мне понравилась. :)

0

10

До кучи...
http://images.vfl.ru/ii/1586273987/344ed808/30132067_m.jpg
рекламы -то сколько навешано было....

0

11

Tala Dok написал(а):

Мне предлагали квартиру в этом доме... не очень она мне понравилась.

У друга была там квартира. Окошко в коридор из кухни впечатлило.

0

12

Галыч написал(а):

Вид с Красного проспекта.

Почти тот же ракурс

http://images.vfl.ru/ii/1586274050/71c5a082/30132080_m.jpg

0

13

Дом под часами. Прогулка по мечте от Элеоноры Соломенниковой.

Свернутый текст

Дом под часами. Прогулка по мечте

Поделиться… Дата: 30 Май 2014. Категория: Публикации
lid m«По несчастью или к счастью,
Истина проста.
Никогда не возвращайся в прежние места.
Даже если пепелище выглядит вполне,
Не найти того, что ищем...»

Г. Шпаликов

Я выросла на проспекте Дзержинского – тогдашней окраине Новосибирска. На остановке, носящей красноречивое название «Поселковая». В Советском Союзе.

Выросла при системе, когда жизненные блага нельзя было просто купить. Можно было только заслужить. Наша семья инженера и конструктора имела «Жигули», а на зеленой «ГАЗ – 24» с блестящим оленем на капоте ездил директор Чкаловского завода Ванаг. И это было справедливо и правильно.

И жили мы не в центре. А вот в центре жили совсем другие люди и в других домах.

Впрочем и в центр Новосибирска мы выбирались не часто. В основном на ноябрьскую и первомайскую демонстрацию. Там я его и увидела. «Дом под часами».

Построенный в начале 30-х годов, образец архитектуры конструктивизма. Новый дом для новых советских людей. Первый и единственный дом такого типа во всей азиатской части страны. Памятник архитектуры и эпохи. Строгий, манящий и недоступный.

Я увидела его, и полюбила навсегда. Под этими часами я назначала свидания в студенческие годы.

И, нет. Я никогда не была внутри этого дома. Не было у меня знакомых такого недосягаемого уровня.

Прошли десятилетия, прежде, чем мне довелось увидеть изнанку своей мечты. И я сразу поняла - в доме беда. Его обобрали, обокрали и унизили. У дома мечты украли все: окна, крышу, двор, землю... Но пока не сумели украсть последнего - надежды на второе рождение.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_002.jpg

Со времени капитального многомиллионного ремонта не прошло и пяти лет. И вот: вход в подъезд дома-мечты. Некогда роскошная лестница.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_003.jpg

Вот так, проламывая ребра, в тело дома воткнули «современный» лифт. Раньше лифт здесь был совсем иной. Один из первых в Новосибирске. Добротный, погрохатывающий лифтовой шахтой, с двойными дверями. Решетчатыми, для безопасности и деревянными. Для комфорта. Был даже лифтер. И поездка на лифте с посадкой и высадкой напоминала маленькое путешествие. Оттого и отношение к лифту было почтительно-уважительное. Но затем в подъезд пришла разруха. Та самая, которая не старуха с клюкой, а которая в головах.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_004.jpg

А вот собственно и сам отремонтированный подъезд памятника архитектуры.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_005.jpg

Сгоревший потолок в подъезде. Вообще-то пожар был еще до капитального ремонта. Но побелить потолок никто не удосужился. А зачем? Вдруг снова загорится? Тем более, что все предпосылки к этому есть.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_006.jpg

Пучки кое-как скрученных проводов тянутся по всем этажам. Складывается впечатление, что легендарный Дом под часами, это некая сакральная территория, свободная от контроля Госпожнадзора. Либо тут имеют место быть некие особые отношения пожарного инспектора и Управляющей компании «Уют». Тема интересная. Требующая особого рассмотрения.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_017.jpg

Уникальный коридор-галерея, из которой по задумке архитектора открываются двери в квартиры. Со временем пол в галерее потрескался. Во время ремонта сверху просто плеснули новый слой и мазнули краской. И он тут же растрескался снова. А разве могло быть иначе? Что наклали, то и получили.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_055.jpg

Из этих галерейных окон должен был открываться роскошный вид на растущий быстрее всех в мире СибЧикаго, новый город для новых людей. И вот пришли эти новые люди. И старые, но надежные рамы из сибирской лиственницы заменили дешевым пластиком. Вероятно менять было необходимо, но на что? Ведь умная лиственница вела себя сообразно изменениям погоды. А глупый пластик такой способностью не обладает. К тому же экономные (в плохом смысле этого слова) ремонтники в пластиковые рамы вставили не стеклопакеты, а обычное стекло. В результате на этих стеклах образуется конденсат и стекает на холодный бетон. И зимой на полу в галерее образуется каток (опять же в плохом смысле этого слова). А на этот катковый лед из щелей в пластике зимой наметает снежок, который и лежит аккуратными кучками вдоль всего коридора. Говорить о дожде и ветре в данном контексте и вовсе без надобности. Все это есть в избытке. На всех этажах. И каждый, таким образом, по прихоти ремонтников топит нижних соседей.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_020.jpg

Да, чуть не забыла. С новыми окнами выход на пожарную лестницу оказался замурован. В прямом смысле слова. Новые окна закупорены наглухо. В старых рамах в этих местах были предусмотрены распашные окна, чтобы с каждого этажа в случае чего можно было выбраться на пожарную лестницу. Причем окно распахивалось «по ходу эвакуации».

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_028.jpg

Впрочем, чтобы не сгореть в огне, заботливыми ремонтниками был предусмотрен альтернативный вариант. Можно выбросится в окно. Рвануть раму « на себя», и вниз. Без лишних так сказать мучений. Поскольку лестница и окно находятся в разных местах, и физически никак не стыкуются.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_061.jpg

Вот она – «Лестница в небо». Причем не важно, в какую сторону двигаться. Сверху тупик, снизу обрыв. Я же говорю, тут у управляющей компании какие-то особые отношения с пожарниками...

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_047.jpg

В советское время в приличных домах деревянные рамы шкурили, полировали и красили по-новой. Сносу им не было. В новую эпоху пластика и всепобеждающей халтуры по окнам памятника архитектуры просто махнули кистью. Да и сойдет.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_051.jpg

Так-сяк покрытая крыша постоянно течет. Спасает только положенный еще в советское время, при предыдущем капремонте в 1969 году полуметровый слой утеплителя, где вода собственно и задерживается. Но не вся. Часть-таки протекает, и потолок валится вниз. Без предупреждения.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_058.jpg

Вот такая она – изнанка мечты ... Просто картинка для учебника ремонтника с названием «Как из памятника сделать барак».

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_030.jpg

Ну бросаться из окна от увиденного я не стала, но внимательный взгляд в окно кинула. Хотелось осмотреть двор дома мечты. Но вот двора-то внизу и не было. Не осталось. При взгляде на частную клинику и дом по Свердлова 13, немедленно вспомнилось школьно-хрестоматийное. «Для нас, людей был черный ход, а ход парадный - для господ».

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_032.jpg

Изначально, на месте клиники стояло небольшое здание. На его месте так же обещали построить небольшую двухэтажку. Однако по сложившейся в Новосибирске традиции, два этажа волшебным образом превратились в пять. И двор клиники должен был не лезть вплотную к Дому под часами, а располагаться «с тыла» этого здания. Но грех же было упускать такой в прямом и переносном смысле «кусок». И на этом дворовом месте, конечно же выросла высоточка. Вот она, скромно прячется за клиникой.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_066.jpg

В ней живут не абы кто! По местной дворовой легенде в этой нуворишской девятиэтажке всего 16 квартир. А автомобилей намного больше. И вот, чуткие хозяева домик огородили. Для сохранности авто и комфорта детей. Собственных. То, что у других вовсе не осталось двора, не их проблема.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_034.jpg

Справа, на остатках бывшего двора еще кипит работа. Офисный центр заканчивает отделку. Скоро заедут. В прямом смысле – на множестве авто, которые парковать можно уже только вешая их на стены. А посередочке как-то притулился скромный (но новый и краснокирпичный) домик. Такое впечатление, что его в растащенном на куски двора Дома под часами кто-то построил на сдачу, если не на откатик.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_044.jpg

Но оставим на время останки былого двора. Посмотрим на другую сторону. На Красный, то есть «красивый», так сказать, проспект. И что мы видим из окон памятника архитектуры? Прямо перед нами, как символ новой эпохи синеет знаменитая Новосибирская «распальцовка», и невозможной красоты зеленые купола. Когда Дом под часами через несколько лет развалится... Или еще раньше удачно сгорит от замыкания в пучковатой проводке... На освободившемся участке наверняка воздвигнут что-нибудь столь же впечатляющее.

http://ndn.info/images/foto/pulikacii/2014/05_May/30/myphone_045.jpg

Ну, а в памятнике архитектуры тем временем осыпаются балконы. Их подмазывают, но хватает ненадолго. И ведь правительство области совсем рядом. Казалось бы, только протяни с разваливающегося балкона руку ... И казалось бы, есть к кому протянуть, ведь Красный проспект 18 – тоже памятник архитектуры.

Вот только в Доме под часами квартируют простые люди. Годящиеся лишь на то, чтобы отобрать у них двор под лоснящийся от денег точечный захват. Ну и собрать с них деньги на вот такой разрушающий дом капитальный ремонт. Когда пожилую старшую по дому спросили: зачем она подписала ремонтникам акты приемки... Она растерянно взглянула через очки и ответила: «А как же? Ведь мне сказали, что иначе рабочие люди не получат зарплаты, и им не на что будет кормить их семьи». Такие вот живые осколки ушедшей советской эпохи, переживающие за счастье рабочих людей живут в памятнике эпохи, Доме под часами.

А в памятнике на Красном проспекте 18 не живут, а заседают. Чиновники. И им деньги нужней. На свой ремонт. Сейчас в здании Правительства ведут ремонт зала заседаний. Стоимость – более 90 миллионов рублей. Каждое кресло в этом зале на тендере стоило более 50 тысяч. На более дешевых креслах заседать там неприлично. Так что один памятник эпохи протянутую руку другого увидит вряд ли.

Элеонора Соломенникова

+1

14

Да, хорошая статья. Эмоциональная. Думающая

0

15

Здравствуйте, дорогие форумчане! Случайно попала на ваш форум и возникло желание поделиться своими впечатлениями. Дело в том, что я живу в этом доме с 1987 года. Хочу внести некоторые поправки, в доме не 67 квартир, как вы пишете и не 88, как пишут в Интернете, а всего 58! Дело в том, что нумерация в доме начинается с квартиры № 10, что на втором этаже в галерее по ул. Коммунистической и так до 6 этажа. На первом этаже по этой стороне квартир нет (раньше были). Далее нумерация продолжается в галерее по Красному проспекту с третьего этажа (на первом этаже бывший гастроном, на втором - бывший проектный институт "ГипроГорМаш" На последнем 7 этаже (под часами) всего одна квартира № 67! Вот такие поправки! И огромное спасибо Элеоноре за экскурсию по дому. Все так, как Вы описали. Когда делали ремонт, про запасные выходы в концах каждой галереи напрочь забыли, они, как были расписаны местными подростками и студентами худколеджа, так до сих пор стоят расписаными!

+4

16

Ольга написал(а):

Случайно попала на ваш форум и возникло желание поделиться своими впечатлениями.

Как интересно! Спасибо, тёзка.  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-3.gif

А квартира № 68 была раньше в вашем доме?

0

17

Olga написал(а):

Как интересно! Спасибо, тёзка.  

А квартира № 68 была раньше в вашем доме?

Возможно, но думаю, что нет! А может и я что-то перепутала с номером последней квартиры. Нужно будет уточнить.

0

18

Ольга
может у Вас сохранились оригинальные фото в семейном альбоме- как раньше было вокруг этого дома и внутри?!

0

19

kris2003 написал(а):

Ольга
может у Вас сохранились оригинальные фото в семейном альбоме- как раньше было вокруг этого дома и внутри?!

То, что было вокруг дома могу только рассказать. Старых фото нет, а вот то что сейчас внутри - могу устроить фото-сессию. Попыталась загрузить пару-тройку фото в форум - не получилось. Я не волшебник - я еще только учусь. Постараюсь перезагрузить, может получится.

Отредактировано Ольга (13-11-2014 21:46:07)

0

20

Olga написал(а):

Дом под часами. Прогулка по мечте от Элеоноры Соломенниковой.

Очень впечатлила публикация Элеоноры! Класс! Как будто взглянула на дом с другой стороны. Действительно все и сейчас выглядит так как описано. Ремонт вроде и не делали.
Хочется добавить к описанию путешествия по дому, что на месте частной клиники было двухэтажное здание, на первом этаже которого был гараж, принадлежащий институту. А на втором этаже была маленькая гостиница, вернее общежитие для командировочных, приезжавших в институт. Между гаражом-гостиницей и одноэтажным частным домом (квартирой № 1) было старенькое овощехранилище, не ахти какое, но все же картошку в нем хранили все жители дома. И жили в доме сами работники все того же проектного института! Двор был почти втрое больше того, что сейчас. Был фонтан, но к нашему переезду в этот дом он уже не работал,стояли скамейки и было очень много зелени. Была еще детская площадка с качелями, которые не "качались" и песочница. Сейчас двор с утра до утра заставлен частным и служебным транспортом и клены, что стояли во дворе, вырубили посадили несколько жалких рябин и поставили пару-тройку скамеек, на которых по ночам собираются наркоманы.

Отредактировано Ольга (18-11-2014 21:20:47)

0

21

Ольга написал(а):

Был фонтан, но к нашему переезду в этот дом он уже не работал,стояли скамейки и было очень много зелени.

Вот так квадратненько выглядел когда-то фонтан и вазоны были

http://i64.fastpic.ru/thumb/2014/1113/25/278b021bf3f2de82d645d284cfba8425.jpeg

+2

22

Olga написал(а):

Вот так квадратненько выглядел когда-то фонтан и вазоны были

Этот фонтан не в нашем дворе. Фото подписано, что фонтан во дворе Крайснабсбыта. А этот дом находится на улице Серебряниковской. У нас был кругленький.

0

23

Ольга написал(а):

Этот фонтан не в нашем дворе. Фото подписано, что фонтан во дворе Крайснабсбыта. А этот дом находится на улице Серебряниковской. У нас был кругленький.

Я привыкла, что Ваш дом называют Крайснабсбыта. А на Серебрянниковской это какой?

0

24

Olga написал(а):

А на Серебрянниковской это какой?

А это тот, что находится напротив ДК. Дзержинского. Или я не права?

0

25

Ольга написал(а):

А это тот, что находится напротив ДК. Дзержинского. Или я не права?

Не знаю, про какой Вы номер?

0

26

Olga написал(а):

про какой Вы номер?

Если мне не изменяет память, то 23.

0

27

Ольга написал(а):

Если мне не изменяет память, то 23.

Ясно. Нет, 23-й это дом НКВД, 16-й тоже.

0

28

Денис Патрониус написал(а):

До кучи...
рекламы -то сколько навешано было....

Из за этой 10 тонной рекламы по дому пошли трещины и ее сняли.

Olga написал(а):

23-й это дом НКВД

Значит память "изменила", будь она неладна!

http://images.vfl.ru/ii/1586274115/d1ed727d/30132093_m.jpg

Сегодня в Интернете нашла такое фото. Дом строится!!!

+1

29

«На чердаке гасили бомбы»

НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ. 29.01.2015 Фоторепортаж из знаменитого новосибирского дома — хранитель времени рассказал о тайне происхождения часов на башне, а жители вспомнили, как стреляли в подвале

На чердаке гасили бомбы

«На чердаке гасили бомбы»

29.01.2015 Фоторепортаж из знаменитого новосибирского дома — хранитель времени рассказал о тайне происхождения часов на башне, а жители вспомнили, как стреляли в подвале

«Дом с часами» на Красном проспекте — одно из самых известных и красивых зданий в Новосибирске. Его воздушные галереи печатали на открытках, а во дворе работал фонтан. Теперь одно из лучших зданий архитектуры конструктивизма оказалось запущенным. На его придомовой территории выросли сразу несколько точечных зданий, а само оно даже после капремонта напоминает призрак. Корреспонденты НГС.НЕДВИЖИМОСТЬ прогулялись по галереям, поговорили с часовщиком и побывали в гостях у жильцов, которые рассказали, как учились гасить бомбы на чердаке, и вспомнили манящий запах колбасы в магазине, где сейчас торгуют итальянскими костюмами по 100 тысяч.

Справка: «Дом с часами» — одно из лучших сооружений архитектуры конструктивизма в Новосибирске, которое отличает строгость, геометричность и лаконичность форм. Спроектирован архитекторами Борисом Гордеевым и Сергеем Тургеневым по заказу Крайснабсбыта. В создании конструкций здания принимал участие инженер Николай Никитин, автор Останкинской телебашни. Дом по адресу Красный пр., 11 построен в 1931–1934 годах. Несколько лет назад мировое общество DOCOMOMO, охраняющее памятники архитектуры, признало «Дом с часами» одним из 800 лучших авангардных творений архитектуры в мире.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/11/e1bbdbd684756452dec29f1e82305811.jpeg

За часами на знаменитом доме более 30 лет следит живущий неподалеку инженер Анатолий Ольшановский. Хранитель времени поднимается на чердак и поднимает гирю весом 120–150 кг на лебедке, которая потом 8 дней опускается вниз. По сути, это гигантский круглый будильник. Подводить стрелки приходится 2 раза в неделю — ход часов сбивается от перемены погоды.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/80/5c37d8e0bf480e9c3ac2738ba1729480.jpeg

По легенде, часы вывезли из Германии, но Анатолий Ольшановский уверен, что их изготовили на заводе «Труд» — записи об этом он видел в документации с чертежами. С такой персиковой расцветкой и белой подводкой балконов дом помнят только старожилы, в свое время в нем воплотились мечты конструктивистов о доме-коммуне. Возле него назначали встречи и свидания и ходили в гастроном на 1-м этаже.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/80/5b3bb39e6b33c6a1baa510f8f9afda80.jpeg

Как описывает архитектор Игорь Поповский, во времена застоя возникла идея о том, что здания конструктивизма должны быть серого цвета, по виду фактуры — бетона, как у лидера французского модернизма Ле Корбюзье: «Эксперты объясняли, что на Новосибирск дуют пыльные ветра с кулундинских степей, поэтому лучше сразу сдаться и весь Новосибирск окрасить в серый. На самом же деле кризис 70-х не позволял красить фасады раз в 5 лет».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/82/965813967197bebfef42d6b4eca7b482.jpeg

«У нас был изумительный магазин внизу — гастроном. Вы знаете, это было чудо, а не гастроном! Заходишь, а там такой аромат колбасы вареной! Я до сих пор его помню», — вспоминает живущая в доме с 1938 года Валентина Ломоносова. Теперь на его месте открылся бутик итальянских костюмов Canali со средним чеком 100 тыс. руб. На 2-м этаже работали сотрудники института «Сибгипрогормаш», которым давали комнаты в доме.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/eb/336d3f7808306c268ea78fc7b4712aeb.jpeg

Жители памятника архитектуры входят в свой подъезд под вывеской секс-шопа. По словам Валентины Соловьевой, во время войны на месте секс-шопа держали топливо, которым топили печи. Сейчас в сером здании «Дома с часами» притаились Следственное управление, Горзеленхоз и Росздравнадзор. Всего в доме 58 квартир. Комнаты продают за 950 тыс. руб., «двушки» 53 кв. м стоят от 3,4 млн руб., за 90 кв. м просят 6,3 млн.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/1b/0eaac9bfa4f43f1309fd3c7d1dcbc11b.jpeg

Жильцы 2,5 года боролись с УК «Уют», чтобы дом отдали под управление ТСЖ. Первым делом ТСЖ осушило подвал, установило автоматические ворота на въезд и начало чистить снег. Как рассказал президент Фонда по защите памятника архитектуры «Дом под часами» Олег Викторович, в 2008 году по федеральной программе дому сделали ремонт на 9 млн руб. — отремонтировали крышу так, что она течет, и сделали остекление галерей, поставив дешевое стекло и изменив оконный ритм.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/c5/28e2d03b16e1a47b5c056d1e93d204c5.jpeg

Квартиры в доме выходят в знаменитые галереи, которые позволили сэкономить — иметь на весь дом всего один лифт, — и удачно решили инсоляцию жилья. Несмотря на недавний ремонт остекления, из окон дует, намерзает изморозь. «И когда солнце, все сползает и превращается в каток, — описывает Олег Викторович. — Когда дождь идет, у нас лужи».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/e3/edef47d2be4ad1000d4d7199b0f2c7e3.jpeg

Архитекторы задумали в прихожих окна, выходившие в галереи, поэтому проходящий мимо мог заглянуть в квартиру. У советского человека не должно было быть никаких секретов от соседей.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/b8/799e486cfe6a934d0361b8d471b34db8.jpeg

В санузлах тоже встречаются окна. Как рассказал Олег Викторович, там, где сейчас находится следственный отдел, была столовая, куда служащие ходили на завтрак, а детей они отдавали в детский комбинат на 1-м этаже.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/a9/cd210232f87c6c559557d3baa48107a9.jpeg

«Мне нравится, что здесь все в шаговой доступности», — говорит живущий в квартире на 7-м этаже, непосредственно под часами, Александр Москалев. Бывший владелец этой квартиры планировал открыть японский ресторан с выходом на террасу на крыше дома, но ему не дали жители.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/1e/70f236e1421af860ead3a763ff356a1e.jpeg

Папу Валентины Ломоносовой — Василия Безрядина — пригласили в Новосибирск работать редактором газеты «Большевистская смена», и они переехали: «Нас поразил наш дом, эти галереи. В городе это был самый красивый дом. Выпускались серии открыток о Новосибирске, и наш дом всегда был на этих открытках как самый красивый. Просто поразительно, как он потерял лицо в настоящее время, как испортили наш дом».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/60/90a8d24c333ab8178a736f56d0dea260.jpeg

Как вспоминает Валентина Ломоносова, людям давали жилье комнатами, и до сих пор многие квартиры в доме коммунальные. Среди известных людей здесь жили заслуженный архитектор РФ Сергей Баландин; профессор Иосиф Эйнгорн, внесший большой вклад в развитие высшего образования в Сибири; командир 3-й батареи 14-го противотанкового дивизиона старший лейтенант Сергей Загайнов, удостоенный ордена Суворова III степени. Сейчас здесь живет известный художник Александр Беляев.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/64/31c9811a827ee84924931e37196a3164.jpeg

Во время войны по этой лестнице жители поднимались на чердак, где учились гасить бомбы. «Там лежали муляжи, и мы пытались их гасить, — рассказывает Валентина Ломоносова. — Внизу, в подвале, был тир. Мы там учились стрелять и потом сдавали на значок «Ворошиловский стрелок».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/e6/150c0c3331f6d0fec45d7f4d5f2dbce6.jpeg

Отец Лидии Алексеевны — Алексей Могилевский — был директором института «Сибгипрогормаш», изобретателем, лауреатом Сталинской премии. «Умер он в Донецке, тогда город назывался Сталино. Папа выходил из шахты, где испытывался его комбайн, и у него случился инфаркт. Шахтеры из Сталино собрали деньги на цинковый гроб и оплатили самолет. Заводчане его до [нынешней] «Гагаринской» несли на руках, — вспоминает Лидия Алексеевна. — Мой брат Михаил тоже интересный человек, работал директором физматшколы и в Институте гидродинамики, написал книгу «Научный метод Леонардо да Винчи». Потом он уехал к сыну в Америку, который большой начальник в «Микрософте».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/db/85224f6a6dafd2338f1310e122d881db.jpeg

«Наш двор — это было что-то необыкновенное. В середине стоял красивый фонтан. И мы там малышами бегали. Мой папа устраивал каток, а летом мы играли в волейбол. Слева была эстрада, и мы там читали стихи и пели песни», — говорит Валентина Ломоносова. Сейчас двор изуродован точечной застройкой — Корней Гиберт построил 9-этажный жилой дом, 5-этажную клинику и начинал строить БЦ «Мост».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/94/9d3ea7fbbd9eae1557c9d33602297294.jpeg

По словам Олега Викторовича, соседние стройки повлияли на дом. Это хорошо заметно по заваливающейся галерее и трещинам: «Я комиссии приводил, и все говорят — да нет тут подвижки здания. Не надо быть специалистом, чтобы понимать: когда идет трещина — это просадка здания. За полгода маячки показали 5 см. Запрещено строить здания ближе 25 м к памятнику архитектуры. У нас по факту 2,7 м до бизнес-центра».

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/58/be4b0b47e45ce52bf51cf3ae9d59fa58.jpeg

Олег Викторович хочет создать единое дворовое пространство своего дома и нескольких соседних зданий и даже сделал за свой счет план благоустройства. Он надеется, что власти и богатые компании, которые владеют соседними зданиями, пойдут навстречу, и тогда во дворе снова появятся лавочки и деревья.

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0129/30/3f6c96b210c36cc48a95af994e5d8a30.jpeg

Но пока власти Новосибирска не выделяют средства на ремонт дома. Зато ремонтируют в здании областного правительства помещения для министерства строительства. На время «реконструкции» оно решило переехать в бизнес-центр «Мост», который воткнули вплотную к «Дому с часами».

Елена Гурьянова
Фото Анны Золотовой, фото 2 — архивное

0

30

На чердаке гасили бомбы
Не знала таких подробностей. Очень даже интересная статья! А еще друзья сообщили: "Ну, очень известный дом города Новосибирска - "Дом под часами"! Оля, книжку то, "На лезвии бритвы", автор Михаил Черненок, небось читала? Там твой дом на главных ролях. Основные и самые главные мафиози Новосибирка, по этой книге, жили и живут именно в этом доме. Вот такие "чудеса"
......Загрузила фото, но почему-то в сообщении их нет. Где-то заблудились!

Отредактировано Ольга (15-03-2015 03:52:55)

0

31

http://i60.fastpic.ru/thumb/2015/0315/dc/2128aa734c74ef6a6e0870036a512ddc.jpeg http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0315/0e/f046416528dc7e6bae6538b105bea50e.jpeg
Это после капитального ремонта!
Первое фото - галерея напротив моей квартиры, второе фото потолок в ванной комнате, а то что торчит из потолка - канализационный сифон из квартиры этажом выше. Но течет не от соседей, а с галереи, по балке!

Отредактировано Ольга (15-03-2015 04:21:22)

0

32

Ольга написал(а):

http://i66.fastpic.ru/thumb/2015/0315/0e/f046416528dc7e6bae6538b105bea50e.jpeg

Это сливной трап.Вопросы в личку

0

33

Morozi1ka написал(а):

Это сливной трап

Да, это это сливной трап! И такое безобразие в каждой квартире!
http://i59.fastpic.ru/thumb/2015/0322/4a/79f62233e3f289ee14eb0f1baf9ebf4a.jpeg
А эта труба в туалете (слева), тоже сливная и идет к канализационному стояку от раковины в кухне с верхнего этажа

Отредактировано Ольга (22-03-2015 17:33:18)

0

34

В 2013 году часы по Красному проспекту отставали от часов по Коммунистической.

http://i69.fastpic.ru/thumb/2015/0531/08/_ea73d0dfc09705ca14217cf30c7e3308.jpeg

Отредактировано Андрей Степанов (31-05-2015 21:48:04)

0

35

Щаз ваще стоят

0

36

В этом доме гигантских размеров подвал с высотой потолков 4 метра. Лет 15 назад там пытались делать сауну.

0

37

http://i70.fastpic.ru/thumb/2015/0709/8d/e02e19a618e5d7bd9e743012cb64d48d.jpeg

+1

38

Пост 37

Как будто часы показывают разное время 10:50 и 12:50 или оптический обман

0

39

Палыч написал(а):

или оптический обман

Там окошко смотровое,часы показывают одинаковое время.

0

40

Сегодня мимом шёл - мелькнула мысль: завести бы их снова. Это ж история. Раритет

0

41

Сегодня разговаривала с дедом, который хотел бы отремонтировать часы, три года ходит по кабинетам, бывал на этом чердаке с нынешним губернатором, а тогда мэром. Тот дал поручение починить. Закончилось всё тем, что повесили замок, чтобы вандалы не жгли там костры и не устраивали прочих "бесчинств". Так вот Дмитрий Иосифович Ковешников говорит, что часы стоят в знак протеста, чтобы обратить на себя внимание. Боюсь, что главными для тех, кто должен "обратить внимание" являются далеко не эти часы в городе. http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=44970

Хранитель Времени

85-летний коллекционер мечтает настроить самые знаменитые часы нашего города.

Часов в доме Дмитрия Ковешникова не пересчитать: немецкие массивные с боем, отечественные ходики, положившие начало часам в России, смешные домики с выскакивающими кукушками, точнейшие часовые приборы для самолётов и кораблей, будильники всех существовавших когда-то в СССР марок, огромное количество наручных часов. От них отказываются люди, их вытесняют современные гаджеты, а он приносит их к себе домой, моет, разбирает, чистит внутренности, а затем возвращает к жизни, даже если остались одни лишь часовые внутренности. Устройство разных механизмов Дмитрий Иосифович знает до такой степени, что по одному лишь тиканью способен поставить точный диагноз.

А началось всё с тоненькой брошюры «Юный часовщик» в далёком 1975 году. Или, может быть, ещё раньше, в армии, когда в один из увольнительных дней в приграничной с Монголией Кяхте купил он свои первые часы «Звезда».

Хотя страсть к часам была у него ещё с детства, выпавшего на войну. Тринадцатилетним подростком с 1942 года стоял он у револьверного станка, точил втулки тысячами и после двенадцати часов работы спешил домой. Добраться от чкаловского завода до Закаменки можно было только на трамвае № 2, который ходил редко, так что частенько приходилось идти пешком, на сон оставалось часа четыре, и снова на завод. Диме Ковешникову отчаянно не хватало часов в сутках, чтобы выспаться, а он заглядывался на главные в городе часы — на построенном в 30-х годах доме, и мечтал побывать на заветном чердаке.

Часы не стали его профессией. Больше сорока лет Дмитрий Иосифович строил самолёты. В 1944-м поступил в авиационный техникум, в 1948-м вернулся на завод, работал, продвигаясь по карьерной лестнице, технологом, начальником техбюро, заместителем начальника цеха, начальником цеха. И вот когда наступила пенсия, в 1989-м, он решительно, не задумываясь, забрал трудовую, и с чистой совестью человека, исполнившего долг перед государством, занялся любимым делом. Коллекцию свою собирал разными путями: чинил часы знакомым, взамен ему приносили завалявшиеся «по углам» экземпляры, реанимировал всё, что попадалось в руки. Зная его интерес, ему несли и продолжают нести часы. Когда в Новосибирске несколько лет назад открылся музей города, Дмитрий Иосифович Ковешников передал в него часть своей коллекции — безвозмездно. Денег он принципиально не берёт.

Уже и детская мечта реализована: с помощью хранителя музея Новосибирска Евгения Антропова хранитель времени Дмитрий Иосифович Ковешников побывал на чердаке знаменитого Дома с часами. И с тех пор дружит со смотрителем часов, бывает на чердаке регулярно. И с новой силой мечтает  — теперь уже навести порядок с часами, которые с Красного проспекта показывают одно время, а с Коммунистической — другое. Целый год он «воюет» с мэрией, чтобы начать работу по восстановлению часов.

— Пора посмотреть часовой механизм, — говорит Дмитрий Иосифович,  — если оставить всё на самотёк, часы совсем остановятся. Кроме того, можно будет, наконец, установить и изготовителя часов. Кто-то говорит, что они немецкие, а я так считаю, что их могли сделать или в Нижнем Тагиле, или в Енисейске. Главное  — найти клеймо, и всё станет ясно.

Марина ШАБАНОВА

Фото Валерия ПАНОВА

+1

42

Фото Валерия Панова.

Механизм часов в наше время.

http://i72.fastpic.ru/thumb/2015/0716/5b/86e581160ad40ffeaa71b534f051355b.jpeg

0

43

Последние вести.

Вчера часы снова запустили (местное ТСЖ), хотя их остановка была акцией, чтобы власти обратили внимание

+1

44

Текст понравился

Дом с мёртвыми часами от Владимира Паздникова (с Фейсбука).

Сбылась мечта идиота. Вчера мне случилось (вместе со съемочной группой) побывать в башне Дома с часами, на мой вкус – лучшего конструктивистского здания Новосибирска из жилых. Да, стоквартирный прекрасен, но для меня он слишком холодный, застывший в своей фундаментальности, в пафосе величия эпохи. Дом с часами – настоящий шедевр, еще глубже это понимаешь, когда осознаешь, что это жилой дом. Дом с людьми, они там спят, едят, занимаются любовью, смеются и плачут. Жилой дом Крайснаббыта последний и скорее всего самый яркий эксперимент в строительстве жилья.
У Дома есть своя архитектурная философия. От древнего, ещё идущего от китайского учения о сторонах света фен-шуй, до романтично-утопичной идеи коммуны, социального рая для людей.
Не все строения с философией живые. Чтобы дом жил архитектор, создатель точно должен быть Художником. Гордеев, Тургенев и Никитин- точно были Художниками.
Если пойдёте по Коммунистической, посмотрите - как пять этажей великолепных ленточных окон северной стороны здания будут практически медитативно вас провожать. А если перейти на чётную сторону Красного проспекта и встать на угол противоположного дома, тебя сразу «сшибает» с ног угловая башня. Она подалась вперед и как- будто хочет уйти в вверх, а распростёртые крылья корпусов по бокам эту иллюзию только усиливают.
Эту угловую башню-птицу так динамично прорезают балконы, а стеклянная стрела башенной лестничной клетки так формообразует здание, что поневоле вспоминаешь аскетичные линии Кандинского и Малевича. Где форма равна содержанию.
Дом хорош во всём, даже видом, открывающимся с его сложной, многоярусной крыши. Это не вид на центр города с высотки, где домики почти игрушечные, как в иллюминаторе, тут всё рядом, всё живое. Кстати, с отличным видом на алую дугу Бугринского моста.
Сами часы, их циферблат находятся не просто в абсолютной гармонии со зданием, они становятся его основой, маркером. Строгий белый квадрат с горельефно выдвинутой белой рамой, черными стрелками и классическим рисунком цифр можно смело сравнивать с суперматическими полотнами Малевича. Белая рама-горельеф на уникальном циферблате: и своеобразное устройство для наведения и фокусировки изображения между зрителем и часами, и очертания самих часов. Редкий случай.
Рама окружает часы с видом перспективы, а потому визуально отодвигает плоскость циферблата назад. Т.е. способствует созданию впечатления глубины, как от оконной рамы , через которую видно мир. Художник, создавший эти часы, предлагает нам заглянуть во время, посмотреть в его пространство. По замыслу вокруг трёхмерный мир, но он иллюзорен. Часы в такой раме принадлежат только пространству зрителя, где руководят только величественные плоскости. Рама не просто выделяет, подчеркивает центр хронометра – его циферблат, она отделяет часы от трёхмерного мира. Часы как бы живут независимо, существуют в своём мире.
Внутри – никаких оптических обманов. Четкая классика строгих форм образует стройный мир, где стрелки с цифрами живут в единстве авторского замысла.
Будете гулять по Красному, остановитесь: на сером фоне белый квадрат, внутри которого, по периметру еще одного квадрата -выстроились идеальные цифры. Черные арабские «один» «два» «три» и т.д. строго выделены на белом полотне квадрата. В шрифте цифр –никаких искусственных, нарочных стилизаций. Каждая из двенадцати сестриц - четкий указатель того, ради чего и создан механизм, ради Времени, его красоты, величия и недоступности.
Черные стрелки (я вчера не сдержался и потрогал их), тоже классика циферблата. Минутная , как и положено, чуть-чуть касается рисунка цифр, как бы легонька с ними общаясь. Часовая же, короткая и мощная, подобна строго указывающему на час персту. Совершая свой медленный и неотвратимый круг, стрелки волшебным образом скованны квадратом. Живая метафизика: «круг-движение» даже не пытается вырваться из рамок застывшего квадрата, он органично в нём существует. Это стройное движение, ход закованных стрелок – завораживает.
В белом молоке квадрата время утонуло, но не умерло. Мир времени не подчиняется людям, оттого и пытаются художники его максимально гармонизировать. А когда появляется гармония – всё другое ей просто вынужденно подчиниться. Так, аккуратно вырезанный в циферблате, в чисто утилитарных целях, квадратик (для того, чтобы хранитель времени вручную подводил стрелки) становится его декором, полноценным элементом циферблата, как удачно расположенная родинка на красивом лице.
Два циферблата по разным сторонам башни - подобны братьям-близнецам. Братья никогда не видят друг друга, но отражают самих себя. Почти как у Малевича, когда квадрат стремится к кубу.
Но часы не идут, хотя не сломаны! Хранитель времени, человек, который много лет следил за ними уже сильно старый и серьезно болеет. Чтобы добраться за механизма в башне , нужно вскарабкаться по трём, неудобным лестницам.
Вчера новосибирский мэр отреагировал, типа «будем заниматься» и Дом с часами вообще наш «бренд». Но когда я слышу разговоры, что, мол, все не так просто, дом – памятник архитектуры, нужна разрешительная документация и прочее чиновничье словоблудие – я точно знаю: нихера не сделают. Я также точно знаю, что в почти двухмиллионном Новосибирске можно найти адекватного пенсионера. Который за небольшую плату станет новым хранителем времени. Будет заботиться о часах и вернёт их к жизни. За ними нужно просто следить. Механика, не электроника, она реагирует на человеческую энергетику.
А сейчас не шестерёнках огромного хронометра грустная бабочка в паутине. Грустная – потому что мёртвая.

http://images.vfl.ru/ii/1512668713/c62d1941/19724323_s.jpg

http://savepic.ru/7609115m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1512668713/3bb59db5/19724324_s.jpg

Фото Владимира Паздникова.

0

45

К дополнению к посту 43 и статье

Фоторепортаж Валерия Панова Полдень на старой башне

0

46

Отремонтированы уличные часы в доме-памятнике на Красном проспекте:

http://news.ngs.ru/more/2470593/

http://images.vfl.ru/ii/1512668850/f208700e/19724342_s.jpg

0

47

Для коллекции

http://images.vfl.ru/ii/1512668900/201c2d3f/19724355_s.jpg

+3

48

Супер, значит, дом сдавался сразу с часами. Везде пишется, что часы были смонтированы на несколько лет позже.
Или всё же нет? Весь "часовой" этаж - поздняя надстройка. Или на втором фото он "смыт" ретушью?
http://images.vfl.ru/ii/1601292048/534f1c4e/31769079_s.jpg

Отредактировано golod (25-09-2016 17:54:20)

0

49

а галереи не застекленные.

0

50

golod написал(а):

Супер, значит, дом сдавался сразу с часами. Везде пишется, что часы были смонтированы на несколько лет позже.
Или всё же нет? Весь "часовой" этаж - поздняя надстройка. Или на втором фото он "смыт" ретушью?

Вроде где-то уже писала. Дом сдавался с часами, их установили летом 1934.

0