Александр Валентинович
Нашему трамваю 25 лет
Новосибирск 1934 года, Октябрьская демонстрация, Во главе колонны работников городского транспорта — небольшая группа людей с макетом трамвайного вагона в руках. Нет, трамвая еще не была, Но стальные пути уже поблескивали на улицах.
Прошла около трех недель, и снова на улицах города праздник — по новому пути пошли первые поезда. Их вели москвичи тт. Максимов, Захаров, Басалаев и другие, рядом с которыми стомли ученики наши земляки, Среди них первой была Анна Петровна Забелина.
В первый день официального открытия трамвайного движения - 26 ноября 1934 года по маршруту вокзал—центр (4,5 километра) было перевезено 5.945 человем, всего до конца года - 500 тысяч человек.
Год спустя открылись новые маршруты — от центра до завода «Труд» и от Ипподромского рынка (ныне Центральный рынок) до сада имени Дзержинского.
В конце 1939 года новый маршрут № 7 связал центральную часть города с Заельцовским районом, Еще полтора года спустя и кировчане получили «свой» трамвай, Протяженность путей составляла и тому времени 36,8 километра.
В годы Великой Отечественной войны сотни трамвайщиков ушли на фронт, В депо наладили выпуск оборонной продукции, Но трамвай продолжал работать, перевозя не тольно пассажиров, но и грузы, Самоотверженно трудились тогда тт. Е. Половникова, А. Грехова,
P. Третьяков, A. Комарова, П. Бросова, А. Кипин, А. Рябушева и многие другие.
В 1947 году вошло в строй правобережное депо, в 1950—новые маршруты появились в Кировском районе — от сада имени Кирова до завода «Тяжстанкогидропресс» и оловозавода. Еще пять лет спустя, после окончания строительства коммунального моста, правобережная и левобережная части города соединились стальной магистралью трамвая.
Сегодня общая протяженность трамвайных путей в городе — 115 километров. По стальным магистралям ходят более 290 вагонов, Троллейбусный парк состоит из 69 машин. Все это хозяйство обслуживают более 2600 человек, в том числе 398 водителей трамвая, 130 водителей троллейбуса, 640 кондукторов Еще большее развитие получит городской электрический транспорт в семилетке, Планом предусмотрено довести протяженность трамвайных путей до 215 и троллейбусных линий до 100 километров, По стальным магистралям будут ходить до 500 вагонов, и по троллейбусным маршрутам — до 200 машин.
Таковы история перспективы развития новосибирского городского электрического транспорта.
"ВН" от 25 ноября 1959 года