.
Отредактировано Андрей Пилипенко (14-10-2013 13:27:36)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Промышленная зона » Точный прицел (НПЗ им. Ленина)
.
Отредактировано Андрей Пилипенко (14-10-2013 13:27:36)
У первых двух- общее очевидно. Это здания НПЗ им. Ленина. А если смотреть глубже, то все здания принадлежали учебным заведениям. Первое - кавалерийская школа, второе Институт военных инженеров транспорта, третье - институт связи.
Отличные фото! Давай ещё!
О, как интересно! У тебя такая книжка есть? ))))
О, как интересно! У тебя такая книжка есть? ))))
Я знал,что ты заинтересуешься
Да,одолжил у ветерана отсканить.Но всю не буду,во первых долго,а во вторых там много чисто технических узкоспециализированных тем мне не особо интересных.Отсканил лишь одну главу-военную.Ну и фотки естественно.Хочешь тебе дам поюзать?На недельку.
В книге,кстати,и про твоего карифана есть)
ОООО!! Миша, красавец!
второе Институт военных инженеров транспорта
Это то мне понятно...Не пойму только адрес ну и точку съёмки тогда уж.
Первое - кавалерийская школа
А в подписи ПОГРАНШКОЛА.Или одно другому не мешает?Опять же конюшни были...Кстати они были в квартале ограниченном Кр.пр.,Перевозчикова,Дачной,Донского?Там щас школа ми(пи)лиции?
второе Институт военных инженеров транспорта
Это то мне понятно...Не пойму только адрес ну и точку съёмки тогда уж.
Это мы здесь обсуждали.
Качаем книгу отсюда!
А в подписи ПОГРАНШКОЛА.Или одно другому не мешает?Опять же конюшни были...Кстати они были в квартале ограниченном Кр.пр.,Перевозчикова,Дачной,Донского?Там щас школа ми(пи)лиции?
Шик! А что за памятник перед институтом? Сталин? Каганович? По поводу погранцов скажу таки да. Кавалерийский полк погранвойск тов. Щетинкина располагался в 30-е грубо говоря на месте вокруг нынешнего Кр.пр, 218а, к1. А здание по Красному 165 (а не клуб Ворошилова), видимо, и предназначалось для их школы.
Качаем книгу отсюда!
Спасибо, трудяга.
Текст, правда, знакомый. Читала я его уже где-то, кажется в 5-томнике История промышленности Новосибирска.
Вечером посмотрю внимательнее.
Но, что тут, что там, повествование о новосибирском периоде меня лично не очень порадовало. №№ корпусов ничего обычному читателю не говорят. Подозреваю, что постепенно и работникам завода они станут не знакомы, тем более, что часть заводской территории уже отошла другим структурам.
Совершенно пропал из истории завод № 350, а ведь это он располагался в зданиях техникума связи и Сибстрина, ликвидирован только в 1945 и частично присоединён к 69-му. И т.д.
А здание по Красному 165 (а не клуб Ворошилова), видимо, и предназначалось для их школы.
))) Полёт мысли?
Фото, к сожалению, не датировано. Но, думаю, что сделано после войны. Да и здание 165 не похоже на постройку 30-х.
А история заводского клуба в книге с фото вообще не увязана.
golod написал(а):
А здание по Красному 165 (а не клуб Ворошилова), видимо, и предназначалось для их школы.
))) Полёт мысли?
ВОЗМОЖНО. Клуб Ворошилова-то 1941-го. Или тоже нет? А есть датировка 165-го дома? Или пограншкола та деревяшка, что на фото? Кто-то ж подписал фото. Была пограншкола. Опять все врут.
Качаем книгу отсюда!
Константин, я её в pdf собрал, не против?
Константин, я её в pdf собрал, не против?
Я только за! Сам не умею это делать
Клуб Ворошилова-то 1941-го. Или тоже нет? А есть датировка 165-го дома? Или пограншкола та деревяшка, что на фото? Кто-то ж подписал фото. Была пограншкола.
Ответы надо искать.
Фото могли подписать значительно позже, по имеющимся воспоминаниям.
Деревяшка, как ты говоришь, это скорей всего проходная на объект № 2 НПЗ.
Деревяшка, как ты говоришь, это скорей всего проходная на объект № 2 НПЗ.
))) Полёт мысли?
Извини, не удержался
Да и здание 165 не похоже на постройку 30-х.
Здесь "Через призму времени. История Новосибирского приборостроительного завода имени Ленина в воспоминаниях". Новосибирск, 2006. С. 32.
167 дом указан..
При размещении особого завода № 69 руководствовались стратегическими интересами, не считаясь с какими бы то ни было обстоятельствами — прицельная оптика нужна была фронту как воздух. Внимание обратили на капитальные корпуса НИВИТа (Новосибирского института военных инженеров транспорта) на углу Красного проспекта и улицы Дуси Ковальчук. Молниеносно было принято решение: общежитие студентов использовать под оптический цех (№ 5), Г-образный учебный корпус — под главный механический цех № 6, (l-й этаж и подвал), верхние этажи — для размещения сборочных цехов №№ 11, 12. Недалеко от этих корпусов стоял незавершенный жилой дом. Здесь решили разместить отделочный цех № 13 и конструкторско-технологические службы. Однако не хватало площадей для размещения заготовительных цехов, цехов дальномерной группы, инструментального цеха, цехов ОГМ и других подразделений.
Уполномоченный Совета по эвакуации М.Н. Полосухин обратился в облисполком с предложением — выделить для этих цехов помещения в центре города — центральный универмаг, госбанк и два других больших здания, расположенных вблизи от них. Он знал, что эти здания заводу никогда не отдадут, но полагал, что взамен их городские власти серьезно задумаются над тем, что же можно выделить для размещения цехов. Его предположения оправдались: взамен помещений в центре заводу были выделены здания школы погранохраны (Красный проспект, 167) и 8 корпусов двухэтажных казарм полка НКВД («Красные казармы» в районе вокзала).
Спасибо, трудяга.
Текст, правда, знакомый. Читала я его уже где-то, кажется в 5-томнике История промышленности Новосибирска.
Вечером посмотрю внимательнее.
Но, что тут, что там, повествование о новосибирском периоде меня лично не очень порадовало. №№ корпусов ничего обычному читателю не говорят. Подозреваю, что постепенно и работникам завода они станут не знакомы, тем более, что часть заводской территории уже отошла другим структурам.
Совершенно пропал из истории завод № 350, а ведь это он располагался в зданиях техникума связи и Сибстрина, ликвидирован только в 1945 и частично присоединён к 69-му. И т.д.
Ольга, по заводу № 350 у меня сложилась такая цепочка:
1. 1930г На базе оптического отдела завода "Большевик" (Ленинград) образовался ГОМЗ (гос.оптико-мех.завод).
2. ГОМЗ, далее завод 350, эвакуируется в НСК, в Сибстрин и техникум связи. Ему отдается общежитие и большая часть главного и учебных корпусов. В 1943-ем первых слушателей принял рабфак Сибстрина, рабочих ГОМЗ, В 45-ом рабфак закрыт, в связи с завершением работы завода в главном корпусе.
3.После войны часть завода освобождает помещения, а часть остается в учебном корпусе вплоть до 1952-го года. Часть завода переходит в наш Приборостроительный завод (№ 69), а часть возвращается в Ленинград и в 1963-ем вливается в ЛОМО, которое выпускает на данный момент не только фотоаппараты ЛОМО, но и системы управления огнем для баллистических ракет ТОПОЛЬ и БУЛАВА))).
по заводу № 350 у меня сложилась такая цепочка
По Новосибирску, да, с 1945 по 1952 это была производственная площадка 69-го завода (НПЗ).
Цепочка такая:
1905 - основан оптический отдел казенного Обуховского сталелитейного завода (ОСЗ)
после революции - ОСЗ переименован в завод "Большевик", оптический отдел сохраняется (разные послереволюционные перемещения не описываю)
1930 - на базе оптического отдела завода "Большевик" образован Ленинградский оптико-механический завод (ЛОМЗ) Всесоюзного треста (объединения) оптико-механической промышленности ВСНХ (с 1932 г. Наркомата тяжелой промышленности) СССР. В 1936 - 1939 гг. он подчинялся Наркомату оборонной промышленности СССР
1939 - получил статус особорежимного завода
1940 - присвоен номер - Ленинградский оптико-механический завод № 350 Наркомата вооружения СССР
1941 - эвакуирован в Н-ск, промплощадка в Ленинграде возвращена заводу "Большевик"
1945 - ликвидирован. Часть мощностей и личного состава переданы заводу № 69 в Новосибирске, часть заводу № 349 в Ленинграде (ГОЗ-ГОМЗ им. ОГПУ-№ 349-Ордена Ленина ГОМЗ им. ОГПУ-ЛОМО)
По Новосибирску, да, с 1945 по 1952 это была производственная площадка 69-го завода (НПЗ).
Для меня остается небольшой пробел: на сайте "Большевика" значится "... Оптическая мастерская собирала водомеры, бинокли и оптико-механические приборы. В 1930 г. оптический отдел выделился в самостоятельное предприятие — ГОМЗ (Государственный оптико-механический завод), вошедшее в 1963 г. в состав производственного объединения ЛОМО....." (только скорее всего, не ГОМЗ, а ЛОМЗ)
Я сейчас тесно общаюсь с помощником ген.директора ЛОМО, Лазарем Семеновичем Залмановым, и кажется, что они сами точно не знают как и когда к ним присоединилась часть завода № 350. У них на сайте указано только "... 2 октября 1962 года на базе ГОМЗа и еще нескольких родственных предприятий, в том числе заводов "КИНАП" и "Прогресс", имевших свою славную историю, было создано Ленинградское объединение оптико-механических производств (ЛООМП), получившее в 1965 году свое всемирно известное имя ЛОМО ...." Сказал, что обязательно всё уточнит и вышлет в подарок книгу))))
Для меня остается небольшой пробел: на сайте "Большевика" значится
ЛОМЗ для Большевика давно отломанный ломоть. Думаю, при написании своей истории, там вряд ли вдавались в подробности чужой. Тем более, к сожалению, сайты заводов,предприятий, школ и т.п. изобилуют и большими, мягко говоря, неточностями.
Однозначно, что ЛОМЗ - это бывшие оптические мастерские Обуховского завода, а ГОМЗ - это Шнейдер и К.
ЛОМЗ для Большевика давно отломанный ломоть
С этим я полностью согласен, тут вопросов нет.... Мне не очень ясна судьба той часть 350-го, которая уехала от нас в 1945-ом. В ЛОМО пока не подтверждают , что она сразу после войны влилась в них.
«Антисоветский ребрендинг»: С фасада завода имени Ленина исчезли ордена и мемориальная доска в честь Бориса Галущака
Жители Заельцовского района обратились в редакцию КПРФНск с вопросом: почему со здания завода имени Ленина были демонтированы металлические ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, а также исчезла мемориальная доска в честь директора завода Бориса Галущака. Люди считают, что таким образом стирается память об одном из самых ярких периодов в истории завода, сыгравшего важную роль в промышленном развитии района и города Новосибирска.
С 2014 года Новосибирский приборостроительный завод, входящий в состав холдинга «ОАО «Швабе» государственной корпорации «Ростех», называется «Швабе – Оборона и защита». Однако для нескольких поколений жителей Заельцовского района данное предприятие известно как Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина. У этого завода долгая история – основанный в 1911 году как филиал немецких оптических фирм «Карл Цейс» и «К.П. Герц» в Риге, он пережил несколько эвакуаций, пока, наконец, в 1941 году не был перевезен в Новосибирск. Двумя годами раньше, в 1939 году заводу было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.
Здесь, в Новосибирске, предприятие получило второе рождение. В июле победного 1945 года завод, специализирующийся на производстве прицельной и наблюдательной техники, получил орден Ленина, в 1971-м году – орден Трудового Красного Знамени. Здание завода на площади Калинина, «дом-книжка» стало одним из символов Новосибирска. В истории Заельцовского района навсегда останется имя директора завода с 1972 по 1999-й год, Бориса Галущака, много сделавшего и для развития самого предприятия, и для социальной инфраструктуры района. Так что Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина – знаковое предприятие как для Заельцовского района, так и для города в целом.
Однако, 23 февраля, возвращаясь с торжественной демонстрации, посвященной Дню Советской армии и Военно-морского флота, первый секретарь Заельцовского районного комитета КПРФ, депутат Законодательного собрания Валерий Синенко увидел, что с фасада «дома-книжки» были сняты мемориальные доски советского периода – мраморные плиты, указывающие на награждение орденами, мемориальная доска памяти Бориса Галущака, директора завода. Кроме того, исчезла надпись «Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина».
– Удивляет, что мне пока не удалось найти какой-либо документ, который определяет особенности архитектурного облика, то есть можно просто взять и сломать, убрать эти доски. По памятным доскам нет какого-то городского документа, определяющего их порядок установки, а самое главное – содержания.
По словам депутата, рабочие объяснили ему, что происходит обновление фасада в связи с ребрендингом завода – должно появиться новое название. Однако Валерий Синенко считает, что подобный «ребрендинг» стал атакой на советское прошлое завода:
– Это история не только предприятия – это история Заельцовского района. Одни мальчики разрисовывают памятники – другие уничтожают памятные места советского периода, которые говорят и об имени Ленина, и об истории предприятия, упорном труде тех, кто на нем работал, прикрываясь какими-то благими намерениями. Как раз про это говорил в своем открытом письме Геннадий Зюганов, призывая бороться с антисоветизмом.
Валерий Синенко напомнил, что на торжественном собрании, проводимом в ДК «Прогресс» мэр города Анатолий Локоть сказал, что ему ближе историческое называние завода – Новосибирский приборостроительный завод имени Ленина. Эти слова были встречены аплодисментами – хлопали и молодые рабочие, и ветераны. Депутата беспокоит также, что на территории завода расположен памятник Ленину, к которому каждый год 22 апреля заельцовские коммунисты возлагают цветы – насколько заинтересовано руководство предприятия в его дальнейшей сохранности.
На момент публикации официального комментария от руководства завода получить не удалось.
Было так
А станет: "ОАО Швабе-Оборона и Защита"?Дурдом!Руки оторвать нынешним руководителям завода.У меня возникла аналогия с украинскими националистами демонтирующими памятники Ленину.
А станет: "ОАО Швабе-Оборона и Защита"?
Уже стало....
Андрей Пилипенко написал(а):
А станет: "ОАО Швабе-Оборона и Защита"?
Уже стало....
Сейчас вывеску поменяют и Швабе вперёд, история начинается вновь.
У меня возникла аналогия с украинскими националистами демонтирующими памятники Ленину.
Ну не оставлять же их, в конце концов.
У меня возникла аналогия с украинскими националистами демонтирующими памятники Ленину.
Ну не оставлять же их, в конце концов.
Варварство это.И с НПЗ в том числе.
"ОАО Швабе-Оборона и Защита"?Дурдом!
это не дурдом, это ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в действии! Да и вроде как у нас в традиции двойная мораль, или коммунисты призабыли чего?
Патриотизм просто зашкаливает.Огромный холдинг назвали но фамилии немца-купца основавшего в Москве в 19 веке магазин и мастерскую импортных очков
Толи дело СУХОЙ! [взломанный сайт]
Патриотизм просто зашкаливает.Огромный холдинг назвали но фамилии немца-купца основавшего в Москве в 19 веке магазин и мастерскую импортных очков
Толи дело СУХОЙ!
Екатерина II тоже немкой была, да вроде ничего не натворила Впрочем, и сам Сухой был белорусом с еврейскими корнями.
Сухой выходец из Российской империи,а Швабе нет.Вот в чём между ними разница.Вы ссылку 34-го поста читали вообще?Там есть объяснение почему люди недовольны демонтажем подписи и мемориальной доски.И я с ними согласаен.Вы нет?
Я полагаю, что переименование все равно не восстановит научно-производственный потенциал предприятия, утраченный в 90-е. "Вы, друзья, как ни садитесь" (С). К слову, мой знакомый недавно был вынужден уволиться с завода им. Чкалова - говорит, сломанная деталь станка, на котором от работал, якобы изготавливается исключительно в Германии и в связи с санкциями не может быть поставлена в ближайшее время. Даже если в чью-то "умную" голову придет мысль переименовать завод в какой-нибудь "Мессер Шмидт и последователи", факт научно-производственной несамостоятельности оборонного предприятия не менее возмутителен, чем попытка "эффективных" манагеров лечь под сомнительные (да пусть даже безупречные) западные бренды. Не хранить то немногое, чем еще можно гордиться - для этого нужен талант... Кто на очереди - концерн Калашникова?...
Отредактировано Olegych1974 (09-03-2015 23:02:54)
добавлю НОЧНОЙ ТРАНЗИТ от matveev12345
Представьте себе картину: тишину зимней сибирской ночи вдруг нарушает шипение паровоза и стук колес, а небо, освещенное луной, коптит дым из трубы локомотива. Состав, груженый под завязку, движется прямо по центральным улицам Новосибирска, по трамвайным путям. «Романтическая фантастика», – скажет читатель. «Суровая военная реальность», – отвечу я.
Как я уже говорил, проверка слухов – мое самое любимое занятие. Так вот, одним таким интересным слухом со мной поделился пенсионер Леонид Александрович Куфарев:
– Говорят, в годы Великой Отечественной войныоборудование заводов, эвакуированных из западных регионов СССР в Новосибирск, доставляли на производственные площадки паровозной тягой прямо по путям городских трамваев.
Я давно заинтересовался этой темой, но пока никаких официальных подтверждений этой гипотезы не нашел. Быть может, у вас получится.
Тема показалась весьма любопытной и мне, и я принялся «копать». Опрос местных историков и краеведов, с одной стороны, зарядил оптимизмом – многие из них подтвердили, что столь необычная технология действительно применялась в военные годы, – а с другой, мало что дал – подробностей и ссылок на документальные источники никто из них не привел.Следующим этапом было обращение во всевозможные сопричастные музеи. Первую зацепку мне дала директор музейного комплекса истории развития горэлектротранспорта Новосибирска Людмила Чиркова. По словам Людмилы Ильиничны, в районе улицы Сухарной действительно еще до войны
была сооружена стыковка трамвайных и железнодорожных путей.
Это звучит вполне правдоподобно: недалеко от этой точки тянутся пути Транссибирской магистрали, и отсюда же были проложены трамвайные рельсы вдоль всей улицы Дуси Ковальчук (сегодня они частично ликвидированы). Ширина колеи совпадала – 1524 мм, вид рельсов – Р50 – тоже, так почему бы не быть стыковке? Кстати, есть сведения, что железнодорожные пути были проложены для трамваев только в Новосибирске: не хватало рельсов трамвайного типа, а движение «рогатого» транспорта нужно было запускать, вот и использовали то, что было под рукой. Говорят, тот, кто решился на такую замену, затем понес ответственность за расточительство – трамвайные рельсы обходились куда дешевле железнодорожных. Знал ли тот безвестный расточитель, что годы спустя его ошибка станет спасительной?..
Наконец, я получил первое достоверное подтверждение истории о «трамваях-оборотнях», превращавшихся по ночам в паровозы. Им стал документальный фильм «Железный поток» (2005), который мне порекомендовали просмотреть в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Один из героев ленты, ветеран-путеец Сергей Пашинин, поделился воспоминаниями о переброске в дни войны промышленных предприятий в тыл:
– Я сам переезжал вместе с эвакуированным заводом в Новосибирск.Оборудование даже не стали выгружать на станции, а по трамвайным путям подали его на территорию института военных инженеров транспорта
и там вместо учебы организовали производство.
Значит, это никакая не легенда, а самый достоверный факт! Но завершать мое расследование было рано. В корпусах Новосибирского института военных инженеров транспорта (ныне – СГУПС), о котором в фильме упомянул ветеран, разместился приборостроительный завод имени Ленина, эвакуированный из Красногорска. Занимает он бывшие здания НИВИТа и по сей день. На этот завод, а точнее, в его музей, я и направился.
Здесь все окончательно встало на свои места. Директор музея Светлана Волкова показала мне книгу «Через призму времени», выпущенную к вековому юбилею завода им. Ленина. С ее страниц уполномоченный по эвакуации предприятия Матвей Полосухин рассказывал: «по улице Дуси Ковальчук от мясокомбината (место той самой стыковки – прим. А.М.) и до областной больницы были проложены трамвайные пути.Специалистами был произведен расчет, который показал, что по этим путям может двигаться маневровый паровоз и товарные вагоны.
Все эти трамвайные пути были потом использованы по прибытии эшелонов с заводским оборудованием на станцию Новосибирск, откуда доставлялись непосредственно к территории завода. Все годы войны в ночное время, когда трамвайное движение прекращалось, по этим путям при помощи паровоза на завод со станции Новосибирск доставлялись металл и другие материалы, а с завода вывозилась готовая продукция».
Как говорится, пасьянс сошелся, и сомнений в достоверности информации, изложенной ветераном Куфаревым, не осталось вовсе. Фотографий паровозов на трамвайных путях обнаружить мне не удалось, зато в том же заводском музее мое внимание привлекла картина ветерана Новосибирского приборостроительного завода Г. Фролова «Эшелон эвакуированного завода прибыл в Новосибирск. 1941-й год». На ней видны корпуса НИВИТа, а на заднем плане – эшелон, стоящий под парами посреди улицы Дуси Ковальчук на трамвайных путях!
– Вполне вероятно, что аналогичная технология грузовых перевозок, существенно экономившая время и силы, применялась в годы Великой Отечественной и на левом берегу Новосибирска, – считает ветеран железнодорожного и трамвайного движения Валентин Ишимов. – Аналогичная стыковка разных видов путей могла быть и на станции Кривощёково (ныне Новосибирск-Западный), рядом с которой с 1941 года проходит маршрут трамваев.Также не исключается, что от вокзала Новосибирск-Главный товарняки ходили по трамвайным путям до нынешнего авиазавода им. Чкалова.
Отредактировано Александр77 (24-07-2015 19:12:33)
добавлю НОЧНОЙ ТРАНЗИТ от matveev12345
По вашей ссылке прочёл лишь последнее предложение-"Также не исключается, что от вокзала Новосибирск-Главный товарняки ходили по трамвайным путям до нынешнего авиазавода им. Чкалова." Спрашивается-нахрена? После этого уже читать весь блог сразу перехотелось.
до нынешнего авиазавода им. Чкалова
там речь идет о протяженности маршрута, а не о назначении, от Сухарной по Дуси Ковальчук куда-то на восток. Примерно такая логика - если трамвай/троллейбус едет ДО завода, то не значит, что заезжает на территорию завода. Хотя автор есть на форуме, может быть, сам ответит [взломанный сайт]
Отредактировано Александр77 (24-07-2015 21:00:10)
http://fastpic.ru/session/2015/0724/qKCsVyh13y.html
Александр,Вы всё таки заставили меня прочесть сей блог.
Я не изменил своё мнение.Товарняки от вокзала на Чкаловский по трамвайным путям?Это бред.Вот ещё цитата оттуда-"Вполне вероятно, что аналогичная технология грузовых перевозок, существенно экономившая время и силы, применялась в годы Великой Отечественной и на левом берегу Новосибирска".Тоже бред.
добавлю НОЧНОЙ ТРАНЗИТ от matveev12345
Очень обрадовалась, когда прочитала, что автор взялся документально доказать, что паровозы ходили по трамвайным рельсам в Новосибирске.
К сожалению, это осталось только намерением.
Мы говорили об этом неоднократно здесь на форуме, но тоже на основе чьих-то воспоминаний.
Единственно есть фото из Сов Сибири, где видно паровоз при прокладке трамвайных путей по Дусе Ковальчук, что доказывает возможность передвижения паровозов по трамвайным рельсам.
Его автор тоже разместил со странной подписью
Источник мне неизвестен. На фото виден паровоз на рельсах, однако в тексте идет речь о строительстве трамвайных путей
во сне кто-то принёс?
К сведению: оно именно в этих размерах размещено на нашем форуме (сама из газеты вырезала )
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Промышленная зона » Точный прицел (НПЗ им. Ленина)