НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Забытая церковь в с.Легостаево, 2013 г.

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

???

0

2

Церковь стоит на высоком краю села. Видимо, центр раньше был там. Судя по стойкому запаху и толстому слою навоза, использовалась, видимо, под хлев. Есть надежда на восстановление - рядом стоит памятный деревянный крест.
http://images.vfl.ru/ii/1642617486/666e68cf/37619341_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/12242532/37619342_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/67a43867/37619343_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/ccd9b06e/37619344_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/abdcb2e2/37619345_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/8b9f5c37/37619346_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617487/5123c750/37619347_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617488/f8c6ac8f/37619348_s.jpg
http://images.vfl.ru/ii/1642617488/a52b6f3e/37619349_s.jpg

+1

3

интересное место, так и не опознали?

0

4

Сдавать?

0

5

наверное, мог бы предположить что где-нибудь в искитимском р-не(например Легостаево). Сам не был, но где-то читал(сейчас найти не могу), смутно по воспоминаниям похожа
еслт никто не отзывается больше - разгадку в студию!

+1

6

василиск написал(а):

в искитимском р-не(например Легостаево)

Браво!  [взломанный сайт]

0

7

http://images.vfl.ru/ii/1642617597/72aaf165/37619364_s.jpg

Здание церкви во имя Архистратига Божия Михаила (Михайло-Архангельская) с приделом во имя Пророка Божия Илии в селе Легостаево.
~2010 год

+3

8

Каменная, двухпрестольная — главный престол во имя Архистратига Божия Михаила придельный — Святого Пророка Божия Илии.
Храм был построен в 1804 году по проекту первого в Западной Сибири архитектора Андрея Ивановича Молчанова, обучавшегося «…гражданской архитектуре в Санкт-Петербурге».

Состав прихода: Легостаевское с.; дер.: Девкина — 8 в., Усть-Чемская — 4 в., Харина — 18 в., Старо-Соседова — 15 в., Ново-Соседова — 15 в., Мосты — 15 в., Елбаши — 20 в.; поселки: Васильевский — 20 в., Архиповский — 12 в., Ивановский — 10 в., Дмитриевский — 12 в., Стаковский — 20 в., Светлый — 22 в.

Приписные церкви: 1) Молитвенный дом в дер. Мосты; 2) Часовня в дер. Девкиной; 3) Часовня в дер. Мосты.

Школы: 1) ЦПШ в с. Легоставском откр. в 1887, помещается в собств. доме; 2) Шк. гражд. ведомства в дер. Мосты откр в 1907; 3) Шк. гражд. вед в дер. Малиновке откр. в 1908. Земли: 99 дес. кам. и сенокосн.

Клир: Священник Андрей Яковлевич Димитриев с 1904 и в 1914 — настоятель. Священник Иоанн Васильевич Калинин с 21 ноября 1913 и в 1914 — священник на диаконской вакансии. Псаломщик Елладий Павлович Моцартов с 22 марта 1908 и в 1914 — пс-к. Прихожан: 7862 д. об. п.

В 1914 штат: 1 св-к, 1 диакон и 1 пс-к; содержание причта при готов. причт. домах для св-ка и диакона: %% с причт. капитала 5 руб. 70 коп. и доходы от треб до 1800 руб. По Созоненку: ц-вь закрыта постановлением облисполкома № 58 от 14 марта 1940; глубинный пункт затозерна; купол., кресты и колок сняты; с крыши снято железо; внутр. церковного оборудования и утвари нет — 18 об. -19. НСО. 29, Б-2.

Закрыт распоряжением Облисполкома о закрытии прихода № 58 от 14 марта 1940 г. В советские годы Глубин. пункт Заготзерно. Кирпичн., купола, колокольня, кресты сняты, с крыши снято железо, внутри церковного оборудования и утвари нет.

Краевед В.П.Захаров: «По официальным документам церковь закрыта в 1940 году, фактически в 1932–33 гг. были сняты колокола, а после расстрела в день Успения Пресвятой Богородицы 1937 года последнего священника храма отца Якова Мазаева, богослужения в храме не проводились».

Краткая летопись храма Архистратига Божия Михаила села Легостаево

Адрес: с. Легостаевское Барнаульского уезда Томской епархии; позднее: с. Легостаево Легостаевского р-на НСО; наше время: с. Легостаево Искитимского р-на Новосибирской обл.

1751 г.

В «Ведомости церквам, которые необходимо построить по ведомству Берскому, представленная геодезии прапорщиком Пименом Старцовым» упомянуто: «Вновь же назначено на речке Берде в деревне Легостаевой, где и жители желают во имя архистратига Михаила, к ней приходских дворов, в том числе Томских, 7 дворов 157 ». — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 45. Л. 120.

1752 г.

В «Реестре новопостроенным церквам с показанием расположенной на оныя дани» под № 6 упомянута «в деревне Легостаевской Архангельская церковь деревянная». — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 182. Л. 110.

1765 г.

В церкви случился пожар, предположительно по неосторожности сторожей. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина, составлено священником Легостаевской церкви о. Андреем Дмитриевым по особому поручению его Преосвященства Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского. Томск 1905 г.

1766 г.

В селе была построена деревянная церковь во имя Архистратига Михаила. В приходе числилось 282 двора, 1 священнослужитель, 1 дьякон, 1 пономарь. — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 63. Л. 4; Там же. Ф. 26. Оп. 1. Д. 291. Л. 21—22.

27 января 1767 г.

Во священника рукоположен «священник Петр Мухин 35 лет, Преосвященным Митрополитом к оной Архангельской церкви по доношению Духовного Прошения с выбором от прихожан. В Семинарии не был. В подушный оклад не положен. В семействе у него жена Евдокия Ернакова. Детей нет.» — В ревизской сказке, бывшей в 1775 году.

1794 г.

На берегу р. Бердь, около алтаря деревянного храма, погребли усопшего священника Петра Мухина. —

Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина, составлено священником Легостаевской церкви о. Андреем Дмитриевым по особому поручению его Преосвященства Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Барнаульского. Томск, 1905 г.

Конец 1790-х гг.

Церковь перенесли на новое место, так как берег реки стало сильно смывать водой. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина (…). Томск, 1905 г.

Предположительно конец 1790-х гг.

Пожар уничтожил деревянную церковь, после чего решили построить новую каменную. — Жизнеописание и Деяния отца Петра Мухина (…). Томск, 1905 г.

1804 г.

Была построена каменная двупрестольная церковь. Главный престол во имя Св. Михаила Архангела и придельный во имя Св. Пророка Илии. — Клировая ведомость Легостаевского храма 1812—1814 гг. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. Д-26. Оп. 1. Д. 314. Л. 150.

1820 г.

Легостаевской церкви иерей Игнатий Ковригин пожертвовал на содержание бедных учеников уездного и приходского училища 2 руб. — Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 26. Оп. 1. Д. 76. Л. 45—46.

28 января 1844 г.

Иерей Легостаевской церкви Андрей Киселев записал сведения о жизни почитаемого отца Петра Мухина по ревизским сказкам и со слов жителей села, помнивших отца Петра. — Более подробные сведения об о. Петре можно получить из рапорта бывшего священника Легостаевской церкви о. Андрея Киселева на имя Его Преосвященства Афанасия епископа Томского.

1887 г.

При церкви Михаила Архангела открылась церковно-приходская школа, помещается в собственном доме. — Справочная книга Томской епархии за 1914 год. Томск 1914 г.

1909 г.

Легостаевская церковь стала принадлежать к 44-му благочинию Томской епархии. Состав прихода: Легостаевское село; деревни: Девкина – 8 верс т, Усть-Чемская – 4 версты, Харина – 18 верст, Старо-Соседова – 15 верст, Ново-Соседова – 15 верст, Мосты – 15 верст, Елбаши – 20 верст; поселки: Васильевский – 20 верст, Архиповский – 12 верст, Ивановский – 10 верст, Дмитриевский – 12 верст, Стаковский – 20 верст, Светлый – 22 версты. — Справочная книга Томской епархии за 1914 год. Томск 1914 г.

22 июня 1910 г.

Страховая оценка «Михаило-Архангельской церкви села Легостаевского 44 благочиннического округа Барнаульского уезда Томской епархии: 1. […] Церковь каменная, на таковом же фундаменте. В настоящее время в ней происходит капитальный ремонт: убраны пол, потолок, крыша, окна и проч. Cтоят только стены, […] Ремонт должен кончиться к зиме 1910 г». Оценку производили: и.д. благочинного 44 округа священник Евгений Смирнов, священник Андрей Дмитриев, священник Сергий Краснов, священник Василий Екимбаров, псаломщик Евсей Мо[нрзб.], церковный староста Мирон Загоскин, села Легостаевского сельский староста крестьянин Кондратий Лямкин, крестьяне с. Легостаевского Митрофан Коновалов, Василий Еремин. — Российский Государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2139. Л. 55—56об.

30 октября 1911 г.

Страховая оценка: «Михаило-Архангельская церковь каменная, снаружи оштукатурена и выбелена известкой; внутри оштукатурена и выкрашена масляной краской; покрыта железом, окрашенным масляной краской зеленого цвета. Длина церкви, считая колокольню 36 арш., наибольшая ширина 16 арш., имеется одна (1) большая глава и две (2) малых. Дверей входных три (3), внутренних дверей фонарного устройства, но стеклянных, три (3) тройных шт. Иконостас длиною 8 ¾ арш., высотою 9 арш. Церковь отапливает четырьмя печами, колокольня в два (2) яруса общей высотой до верха карниза пятнадцать (15) арш. Больших окон (16) шестнадцать; малых верхних восемь (8) окон; вверху купола малых окон восемь (8), окна все двойные». Оценку производили: и. д. благочинного 44-го округа священник Евгений Смирнов, священник Димитрий Смирнов, священник Андрей Дмитриев, священник Иоанн Доброседов, диакон Иоанн Ломов, Михаил Нивиных, церковный староста Мирон Загоскин. — Российский Государственный исторический архив. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2139. Л. 53—53об.

1914 г.

Опубликованы сведения о легостаевской церкви. Благочиние: 44-го округа. Приписные церкви: молитвенный дом в д. Мосты, часовня в д. Девкиной, часовня в д. Мосты. Школы: церковно-приходская школа в с. Легостаевском (открыта в 1887 г.), школа гражданского ведомства в д. Мосты (открыта в 1907 г.), школа гражданского ведомства в д. Малиновке (открыта в 1908 г.). Земли при церкви: 99 десятин пахатной и сенокосной. Клир: священник Андрей Яковлевич Димитриев (с 1904 г. и на 1914 г. – настоятель), священник на диаконской вакансии Иоанн Васильевич Калинин (с 21 ноября 1913 г. и на 1914 г.), псаломщик Елладий Павлович Моцартов (с 22 марта 1908 г. и на 1914 г.). Прихожан: 7 862 душ обоего пола. Дополнительные сведения: В 1914 г. штат: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик; содержание причта при готов. причт. домах для св-ка и диакона: %% с причт. капитала 5 руб. 70 коп. и доходы от треб до 1 800 руб. — Справочная Книга Томской Епархии за 1914 год. Томск 1914 г.

28 июля 1937 г.

Сотруднику РО НКВД Букатенко поручается произвести обыск и арест гр. Мазаева Якова Семеновича, проживающего в с. Легостаево. — Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича. Лист 1. Ордер № 19 от 28.VII.1937 г.

29 июля 1937 г.

«Мазаев Яков Семенович, священник Легостаевской церкви, обвиняется в том, что вел контрреволюционную агитацию против Советской власти, клеветнически распространял слухи среди населения о новой конституции СССР […] Привлечь Я. С. Мазаева по ст. 58 п. 10. Настоящее постановление мне объявлено. Подпись обвиняемого: Мазаев». — Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича. Постановление об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения, с. Легостаево 1937 года июля 28 дня, опреуполномоченный УГБ РО НКВД. Объявлено 29 июля 1937 г.

13 сентября 1937 г.

Расстрел последнего священника Якова Мазаева. «Слушали: Дело № 12 Легостаевского РО НКВД. Мазаев Яков Семенович 1885 г. р. урож. с. Красный Яр, Ордынского р-на, ЗСК, […] обвиняется в проведении к-р агитации. Постановили: Мазаева Якова Семеновича расстрелять, лично принадлежавшее ему имущество конфисковать. Дело сдать в архив». — Выписка из протокола № 26/8-к заседания тройки Управления НКВД Запсибкрая. Архив УНКВД по НСО. Дело № 15410 по обвинению Мазаева Якова Семеновича.

11 ноября 1939 г.

На заседани церковного совета Легостаевской Михаила Архангела общины, на котором присутствовали Сюткин, Лямкин, Лямкина, Легостаева, Гармотько, было решено: «Ввиду того, что в данной церкви не имеется церковного служителя и нет средств для проведения ремонта церкви (…) передать церковь в распоряжение и содержание Легостаевского сельсовета». — Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 5. Л. 86.

Конец 1930-х — 1940-е гг.

Происходит вывоз из церкви икон, книг, ковровых дорожек, люстр и пр. Остались голые стены, иконы некоторое время находились в деревянной часовне вблизи алтаря храма. В здании церкви устроили кинотеатр, но из-за плохой акустики его вскоре закрыли. После этого в здании храма размещались колхозный глубинный пункт заготовки зерна и дизельная электростанция.— Со слов старожилов села Легостаево.

1948 или 1949 г.

В здании произошел пожар. «Горит церковь. Горит, полыхает, пылает. Прямо оттуда пламя. Почти никто не тушил. Внутри пылала как свечка, все обгорело». — Со слов старожилов села Легостаево.

2006 г.

Силами православной молодежи г. Новосибирска перед разрушенным зданием храма установлен памятный деревянный крест.

Июль 2010 г.

Силами студентов первого курса и выпускников архитектурного факультета НГАХА в период обмерно-геодезической практики 2009 — 2010 учебного года проведена историко-археологическая экспедиция с целью изучения истории храма и его сегодняшнего состояния, как памятника архитектуры и истории.

+1

9

Акт освидетельствования храма в селе Легостаево инженером Крячковым

http://images.vfl.ru/ii/1509039278/1a8b27cc/19158703_s.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1509039278/ec1e20df/19158705_s.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1509039278/9d3f50cf/19158707_s.jpg

1905 года , сентября, 22 дня, в следствии предложения г. Томского Губернатора от 13 сего сентября, нижеподписавшийся, младший инженер Крячков, прибыв в с. Легостаевское , Барнаульского уезда, в присутствии священника и дьякона Легостаевской церкви и нижеподписавшихся, понятых, производил освидетельствование церкви на предмет ремонта и некоторых переделок в ней; при чём оказалось следующее: Церковь каменная , построена в начале XIX го столетия, состоит из двух помещений для молящихся, алтарной обедни и колокольни. Одно из  помещений для молящихся перекрыто замкнутым сводом, -остальные, деревянными перекрытиями. Постройка велась, очевидно, без всякого технического надзора. Все проёмы(достигающие до верху) перекрыты без арок и перемычек – по брусьям, которые частью прогнулись. По стенам заметно несколько значительных трещин образовавшихся, по словам местных жителей, после землетрясения, бывшего здесь несколько лет тому назад.

В настоящее время трещины не представляют опасности, но при переделках необходимо с ними считаться.

Деревянные потолки оказалось сильно пропревшими. Концы железа в большинстве целы и требуют  замены новыми в ближайшем будущем. Увеличение проёма, соединяющего зимнюю и летнюю церкви, оказалось невозможным в виду слабости стены под ним, на которую опираются распалубки сомкнутого свода. Потому, а также в целях увеличить помещение церкви, необходимо разобрать тяжёлый сомкнутый свод и раздвинуть боковые стенки летней церкви до размеров, необходимых для помещения во всей церкви 800 – 850 (человек) перекрыть затем  полученное помещение деревянным куполом.

При переделке стоящих, и грозящих падением потолков над зимней церковью, необходимо поднять среднюю часть его в виде фонаря, устроить бревенчатый сруб, перекрытый тёплой крышей и лежащий на деревянных подставках. Существующий в настоящее время в зимней церкви алтарь перенести в одну из пристраеваемых обедень по сторонам главного алтаря, а изменённую стену открыть во всю ширину – большим проёмом.

Обо всём предложенном постановил записать в настоящем акте, для представления г. Томскому Губернатору на зависящее распоряжение.

Инженер Крячков

При освидетельствовании присутствовал сей церкви священник Андрей Димитров.

При освидетельствовании присутствовал сей церкви Дьякон Пётр Хванынский.

Алексей Жулаков за не грамотностью сельского старосты, Прокопия Васильева Татомчина приложил должностную печать

Копия настоящего акта передана священнику с. Легостаевского о. Андрею Дмитриеву.

Младший Инженер   Крячков

ГАТО Ф-3, 41, 946, л. 129 129об 130

Сопроводительное письмо к Акту освидетельствования церкви в с. Легостаевском

http://images.vfl.ru/ii/1509039278/5616d1d1/19158708_s.jpg

Вх. 665.   V  28 сентября 1905 г.

В Строительное отделение .

Исполнив настоящее поручение, представляю акт от 22 сего сентября, об № 166 освидетельствовании церкви в с. Легостаевском, Барнаульского уезда.

Младший Инженер   Кряков

Сентября, 28 дня, 1905 г.

Том. Ц. Упр.
Преосвященнейшему Макарию,
Епископу Томскому и Барнаульскому
4 октября 1908 г.
№ 854

Ваше Преосвященство,

Милостивый Архипастырь!

В  следствии письма, от 7 сего апреля за № 7874, представленного для  сего  на рассмотрение Вашего Преосв. Копии акта, составленного Младшим Инженером Строит. Отд. Том. Губ. Упр. Крячковым, 22 сего сентября, по освидетельствованию в технич. отношении каменной церкви в с. Легостаевском, Барнаульского Уезда.

Поручая себя святым молитвам Вашим и испросивши Ваше церковное благославление, считаем мы можем  и совершённого делах которого жили и чтоб были.

Вашего Преосвящения

Поруч. № 814 отметить

ГАТО Ф-3, 41, 946, Л. 131

+4

10

Даже с расшифровкой!  https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/726-4.gif  Спасибо.

0

11

https://i.ibb.co/9gnM8dG/1.jpg

В строительный отдел Томского губернского управления

Причт Михаило-Архангельской церкви Легостаевского села

Прошение

Прилагая при сем старый чертеж с натуры, проект в двух экземплярах и смету на ремонт и пристройку к церкви в селе Легостаевском
Покорнейше просим утвердить проект

Священник Андрей Димитриев
Диакон Иоанн Ломов

«Проект и смету утверждаю»
7/VII подпись (вероятно, Станислав Хомич)

Проект доверяем получить Гражданскому Инженеру
Андрею Дмитриевичу Крячкову для пересылки нам.
Священник Андрей Димитриев
Диакон Иоанн Ломов

Краевое государственное казенное учреждение "Государственный архив Алтайского края" Ф. 31 Оп. 1 Д. 510 Ф. 31. Оп. 1. Д. 510. Дело о рассмотрении проекта и сметы на ремонт и пристройку и каменной церкви в с.Легостаевском,Барнаульского уезда 07.06.1908 – 17.07.1908

+4

12

Небольшой оффтоп

Подпись под резолюцией «Проект и смету утверждаю» на Прошении о Михаило-Архангельской церкви Легостаевского села принадлежит Станиславу Хомичу, бывшему в те годы губернским инженером и епархиальным архитектором в строительном отделе Томского губернского управления.
В Томске он был известен и как частный архитектор, построивший дом, до сих пор стоящий по ул. Белинского 19.  В книге "Деревянная архитектура Томска» за 1987 год дом описан так: «Это единственное в городе здание, где строитель, опираясь на традиции народного зодчества, достиг подлинного совершенства, которое проявилось как в решении объемно-пространственной композиции зданий, так и в применении декора. Постепенное нарастание сложности архитектурных элементов на фасад от первого этажа, наличники окон которого украшены скромными треугольными фронтончиками, и до пышного карниза, представляющих живописное сочетание многочисленных треугольных и полукруглых фронтонов, шипцов, кровли, увенчанной башенками с шатровым покрытием и шпилями, лукообразных и бочкообразных кокошников, фриза, рассеченного ритмом резных кронштейнов..."
Дом напоминает сказочный замок - возможно, именно его вид лёг в основу иллюстрации на обложке первого издания книги "Волшебник Изумрудного города".
Автор "Волшебника..." Александр Волков проживал в Томске с перерывами в период 1907-1929 годы - и конечно же, видел дом Хомича.
Вряд ли иллюстрация на обложке появилась только волею художника, без ведома автора.

https://i.ibb.co/PwmjLSq/image.jpg

+1

13

Гошак написал(а):

Автор "Волшебника..." Александр Волков проживал в Томске с перерывами в период 1907-1929 годы - и конечно же, видел дом Хомича.
Вряд ли иллюстрация на обложке появилась только волею художника, без ведома автора.

Явственно слышен треск совы, натягиваемой на глобус. Не похож рисунок на фото.

0

14

Рядом стоит новая часовня
https://i.ibb.co/VC90WvL/IMG-0002.jpg
https://i.ibb.co/pjF1pJZ/IMG-0004.jpg
https://i.ibb.co/N3SW0C0/IMG-0005.jpg
https://i.ibb.co/kH49C9c/IMG-0006.jpg
https://i.ibb.co/jZGLHgr/IMG-0007.jpg
https://i.ibb.co/zrDKyjR/IMG-0010.jpg
https://i.ibb.co/F697YKV/IMG-0011.jpg
С основной стороны храм выглядит как обычный амбар:
https://i.ibb.co/cgQQLJw/IMG-0013.jpg

+2

15

https://i.ibb.co/vkC8xmB/102-1-7-123.png https://i.ibb.co/6WDvtc5/102-1-7-123.png

В томский нижний земской суд
легостаевской земской избы
рапорт

Во исполнение указа оного суда
от 29 минувшего сентября сего года за (Но - зачеркнуто) 1405 повы
правке оказалось в легос
таевском ведомстве
в самой слободе (Есть – зачеркнуто) церь
ковь божия деревянная
(именованием – зачеркнуто) во имя
Михаила архангела
более в здешнем
ведомстве церквей
нигде нету, в чем
томскому нижнему зем
скому суду сия земская
изба честь имеет донесть
октября 17 дня 1797 года
на подлинном ...
... ... приказа
ни печать подписал помо
щник алексей ...

ГАНО Ф Д-102 Оп 1 Д 7

+2

16

Полагаю, что на фото из альбома В. П. Семëнова Тян-Шанского - Храм Архистратига Божия Михаила села Легостаевского

https://e.radikal.host/2024/11/24/IMG-20241109-WA0039.jpg

+3

17

Гошак написал(а):

Полагаю, что на фото из альбома В. П. Семëнова Тян-Шанского - Храм Архистратига Божия Михаила села Легостаевского

Вроде, она всё же другая была.
В альбоме нет подписей, как я полагаю?

https://i.ibb.co/6gXv37C/51158-20200121-155412.jpg

+1

18

В принципе, основная конструкция совпадает.
Проект реализовывался без надзора Молчанова, купол колокольни могли видоизменить.
Небольшое здание беседочного типа внутри ограды на снимке присутствует (караулка для сторожей?).
В клировых ведомостях 1855-1885 гг. упоминается о лиственничной решетчатой ограде. Интересно, ограда на снимке подходит под это описание?

------
ГАТО, ф.170-1-1918, Л.39.
Ведомость о церкви Михаило-Архангельской Колыванской округи села Легостаевского за 1855-й год.
1. Святая церковь построена 1804 года тщанием прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольней; крепка, с деревянной оградой еще не отделанной по случаю неявки подрядчика.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, не имеется, кроме деревянной сторожки, отдельно от церкви в углу ограды построенной.

ГАТО, ф.170-1-2316, Л.33.
Ведомость о Михаило-Архангельской церкви Томской епархии Xvii благочинническаго округа в селе Легостаевском за 1870 год.
1. Храм построен 1804 году иждивением прихожан.
2. Каменный с таковою же в одной связи с ним колокольнею. Покрыты железом и окружены решетчатаю, из лиственничного леса, оградою.
9. Зданий, принадлежащих к той церкви  два: караулка для сторожей в церковной ограде  и прикладный от Евдокии Поповой дом, отдаваемый иногда в кортом от 1 до 2 рублей в месяц.
11. Часовен имеется две: одна на церковном кладбище, другая в деревне Девкиной.

ГАТО, ф.170-1-2646, Л.51.
Ведомость о самостоятельной церкви Барнаульского округа села Легостаевского во имя св. Архистратига Михаила за 1885 год.
1. Храм построен в 1804 году изждивением прихожан, каменный, из такового же в одной связи колокольней, а окружен решетчатой оградой из лиственного дерева.

Отредактировано Znoel (25-11-2024 16:54:04)

0

19

Znoel написал(а):

В принципе, основная конструкция совпадает.

Семенов-Тянь-Шанский, В.П.
Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Т. 16. Западная Сибирь

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/168-t-16-z … 480/zoom/1

https://i.postimg.cc/mkKBHKbF/a2242df9ef81b3e7135613004e12d8ee561b7d08.jpg

Отредактировано VECTOR (25-11-2024 17:36:13)

+1

20

СВЯТО – ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ С. КАРПЫСАК
Церковь деревянная однопрестольная.

https://rodinoved.ru/karpysak/

В клировых ведомостях 1870 написано
зданием деревянная, с таковою же колокольнею, прочна

В принципе, и деревянные церкви могли выглядеть как каменные, особенно за деревьями.
Вот тут весьма напоминающие камень варианты.
https://orthedu.ru/kraeved/14690-hramy- … ayona.html

Отредактировано Znoel (25-11-2024 18:32:15)

0

21

Znoel написал(а):

В принципе, и деревянные церкви могли выглядеть как каменные, особенно за деревьями.

К примеру, известный чертёж церкви села Кривощёково, и ежели по мне, то на чертеже она выглядит как каменная, с колоннами: https://ibb.co/3MRJcY0
А в реальности - деревянная.
Так что всякое может быть, наверное.

Но на фото выше точно не церковь в Легостаево.
Есть ещё чертежи 1908-го церкви Легостаево, сделанные инженером Крячковым, когда он в ней ремонт делал.
И те чертежи повторяют старый чертеж выше.

0