В конце 70х-начале 80х.
Несколько лет назад читал в интернете подробную заметку об этом случае. Сейчас хотел перенести сюда, попробовал найти- не смог.
Может кто сможет что рассказать?
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Происшествия на транспорте » Взрыв 15-го автобуса на Затулинке
В конце 70х-начале 80х.
Несколько лет назад читал в интернете подробную заметку об этом случае. Сейчас хотел перенести сюда, попробовал найти- не смог.
Может кто сможет что рассказать?
Взрыв из прошлого. Тайны затулинской катастрофы
Среди жителей самого большого жилмассива Новосибирска – Затулинского – уже много лет бытует страшная легенда, передаваемая из поколения в поколение. Якобы на рубеже 1970-80-х годов на улице Зорге произошла чудовищная трагедия: взорвался пассажирский автобус, унеся жизни множества человек. «АиФ на Оби» провел собственное расследование этого давнего инцидента, отделив правду от вымысла, и впервые в СМИ во всех подробностях рассказывает о кровавой затулинской катастрофе.
Держа в руках свою оторванную ногу…Версий произошедшего с годами наслоилось немало, причем излагают их чаще всего те, кто родился много позже самого происшествия. Называются разные даты – от осени 1978-го до лета 1982-го, разные номера автобуса – №№ 11 и 15, разные места взрыва, а главное – различные его причины: от теракта до несчастного случая. Чаще всего говорят о рыбаке, везшем неиспользованную при глушении рыбы взрывчатку, – мол, она-то и детонировала по чистой случайности. Когда же разговор заходит о последствиях, картину псевдоочевидцы рисуют одну другой страшнее: будто бы погибли все до единого, кто находился в переполненном автобусе, то есть более 35 человек, их останки разлетелись в радиусе полукилометра, а на месте взрыва образовалась глубокая воронка. Все это «сдабривается» подробностями, достойными стать основой сценария триллера: как маленькую девочку вынесло взрывом за забор близлежащей стройки, и ее тело лишь через несколько дней, как среди погибших были опознаны жених и невеста, которые везли своим близких приглашения на свадьбу, или как перед остатками автобуса сидел человек, держа в руках свою оторванную ногу, и взывал о помощи.
Ни в МВД, ни в МЧС помочь с информацией не смогли, сославшись на то, что все сроки хранения соответствующих документов давно истекли. Не нашлось ничего и в Новосибирском городском архиве. Однако нам удалось разыскать тех, кто видел последствия трагедии своими глазами, участвовал в ее расследовании и даже находился в том самом автобусе в момент взрыва, и собрать информацию из первых уст. Выяснилось, что человеческих жертв было на порядок меньше, однако истинные обстоятельства, послужившие причиной катастрофы, оказались куда более драматичными, чем версия о безобидном рыболове.
Произошло все в морозный день 6 ноября 1979 года, около семи часов вечера. Полный пассажиров ЛиАЗ за номером маршрута 15 двигался вверх по улице Зорге. Едва он отъехал от остановки «Кинотеатр «Рассвет» (тогда она называлась по-другому), подсадив очередных пассажиров, как напротив дома по ул. Зорге, 83 прогремел мощный взрыв.
Новосибирец Сергей Мещеряков в тот день направлялся в гости к родственникам на Затулинку и едва не стал одним из пассажиров злосчастного «лунохода», как в то время называли ЛиАЗы:
– Я ждал транспорт на остановке «Площадь Ефремова» (ныне – «Площадь Сибиряков-Гвардейцев» – прим. А.М.). Когда подошел автобус, я было сунулся на посадку, но, увидев, что он набит битком, решил пропустить его и дождаться следующего. В итоге прождал еще минут 20, плюнул и поймал такси. Когда мы вывернули к кинотеатру «Рассвет», который еще не был достроен, моим глазам предстало нечто, что повергло меня в шок: тот самый автобус, в который я получасом ранее чуть не сел, напоминал консервную банку. Он стоял посреди дороги с задранной крышей, вокруг с криками носились люди, прибыла милиция, скорая. Мы с водителем такси выбежали из машины, попытались помочь, но милиционеры отгоняли всех в сторону. Скажу честно, хоть я к тому времени уже отслужил в армии, долго я там, среди останков погибших, находиться не мог…
Картина, по воспоминаниям очевидцев, была и правда жуткая: в прямом смысле лужи крови, оторванные части тела, разбросанные по земле, искореженный автобус, окрестные дома с выбитыми ударной волной стеклами. А вот воронки на месте взрыва никакой не было.
«Когда рвануло, я был в автобусе»Ветеран МВД, майор в отставке Владимир Литосов находился внутри автобуса, когда произошел взрыв, но Бог уберег и его:
– Я возвращался домой со службы. Когда автобус подошел на ту же «Площадь Ефремова», я сначала попытался влезть в заднюю дверь, но места там уже не было. Я перебежал к передней и смог, наконец, втиснуться. Эта счастливая случайность меня и спасла. Взрыв произошел на задней площадке, поэтому я почти не пострадал, лишь слегка контузило и снесло шапку с головы. Придя в себя, я огляделся и понял, что произошло ужасное: у автобуса оторвало крышу, заднюю дверь отнесло метров на 20 в сторону, а главное – повсюду окровавленные люди, с некоторых взрывной волной даже сорвало одежду. Я выбежал на дорогу и стал останавливать весь проходивший мимо транспорт, чтобы доставить пострадавших в больницу.
Погибло в результате трагедии пять человек, травмы получили еще 25. Столь щадящие по меркам современных терактов последствия были связаны с тем, что взрывное устройство не было начинено поражающими элементами. Но откуда оно вообще взялось в 15-м автобусе, кто его изготовил и привел в действие?
История сохранила его имя – Анатолий Рудковский. Впрочем, обо всем по порядку.
Дело было громкое, а потому и расследование завершили всего в несколько дней. С Москвы уже на следующий день после катастрофы прибыло милицейское начальство и представители кгБ. Первой версией, рассматривавшейся следствием, был террористический акт. День накануне годовщины Октябрьской революции, одного из главных советских праздников, – подходящее время для диверсии.
К расследованию привлекли ученых и самые современные технологии. Вспоминает Владимир Грузнов, заместитель директора Института нефтегазовой геологии и геофизики им. Трофимука Сибирского отделения Академии наук:
– Правоохранительные органы обратились в Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР, в котором я в то время работал заместителем заведующего лабораторией, с просьбой идентифицировать взрывчатое вещество, которым был подорван автобус. Уже через час после их звонка мы выехали на Затулинку. Отбор проб воздуха на объекте проводился нами с помощью детектора паров взрывчатых веществ «Эдельвейс», затем к анализу подключались эксперты-криминалисты. Кстати, приборы типа «Эдельвейс» годом позже применялись для обеспечения безопасности Олимпиады в Москве.
В итоге был определен и вид взрывчатого вещества – аммонал, и мощность взрыва – около 200 граммов в тротиловом эквиваленте. Следователи проверили все близлежащие промышленные предприятия, на которых применялось это вещество для каких-либо работ. В итоге вышли на работника одного из заводов левобережья, который на допросе признался, что «по-приятельски» поделился взрывчаткой и детонаторами, сворованными с завода, со своим товарищем-собутыльником – тем самым Рудковским. Тот якобы собирался глушить аммоналом рыбу.
«Шахид» поневолеОпознан был Анатолий Рудковский и среди жертв трагедии. Аммонал, остатки детонаторов и плоских батареек, которые Рудковскому незадолго до того прислали родственники из Белоруссии (тогда батарейки были дефицитным товаром) – все указывало на то, что виновником катастрофы был именно он. К следствию подключили заместителя начальника отделения Кировского отдела уголовного розыска по профилактике Андрея Колесникова. Рассказывает сам Андрей Яковлевич:
– Это был местный пьяница, который давно стоял у меня на учете. Незадолго до трагедии он, будучи «под мухой», сказал жене что-то вроде: «Мой брат повесился, и я с собой покончу, но сделаю это так, что все вокруг узнают». Сказано это было с явной угрозой в адрес супруги, с которой они постоянно скандалили, но тогда на это никто не обратил внимания – мало ли что пьяный наговорит. Мы сопоставили все факты и пришли к выводу, что взрывать автобус он не собирался, и детонация произошла случайно: то ли автобус на кочке тряхануло, то ли в давке к нему неудачно прижались, ведь взрывчатка была у него наготове. Он ехал домой и, вероятно, именно у себя в квартире собирался привести свою самодельную бомбу в действие, забрав на тот свет жену и двоих сыновей-подростков.
Никакого грифа секретности на это дело не накладывали, никаких обязательств о неразглашении никто не подписывал, однако делу все же не давали огласки – в первую очередь, чтобы не допустить гонений на семью Рудковского и чтобы обезумившие от горя родственники погибших не устроили над ними самосуд. Впрочем, о трагедии в считанные дни узнали все жители жилмассива и не только. Новосибирцы даже сложили довольно циничный анекдот: «Летит парашютист через облака, а навстречу ему снизу взвивается в небо мужик. – Эй, друг, до земли далеко? – Не знаю, я с «пятнашки»!»
Вообще, если одни местные жители искренне пытались помочь пострадавшим в день трагедии, бессовестность и кощунство других были просто безграничны. Уже через пару часов после взрыва на месте трагедии не могли найти ни одного пакета с продуктами или сумки с вещами, принадлежавших пассажирам «пятнадцатого», – всё растащили мародеры. Говорят, наиболее небрезгливые даже снимали часы с оторванных рук. А директор ПАТП-2 – предприятия, обслуживавшего маршрут, – прибыв на место происшествия, сожалел только об одном: «Эх, а ведь только новый ЛиАЗ закупили!..»
В итоге наказание понес заводчанин, столь легкомысленно поделившийся аммоналом с будущим взрывателем, – он получил несколько лет заключения. В прессе же не было ни слова ни о трагедии, ни о погибших, ни о причинах всего этого ужаса, который многие затулинцы лицезрели своими глазами. Ограничились лишь напоминаниями в местных газетах о том, что в городском транспорте запрещено перевозить взрывоопасные предметы.
А был ещё взрыв троллейбуса. Даже примерно не помню когда. Однажды поздно вечером, гуляя с собакой, я увидел как в троллейбусный парк на ул. Селезнёва машина техпомощи буксирует обгорелый остов троллейбуса. В памяти осталась только эта картина.
На 15 маршруте, насколько я помню, в то время не ходили ЛиАЗы.
"Икарусы" были. В 80-е годы - желто-оранжевые (с гармошкой и без), а в 70-е - красно-белые (с гармошкой).
машина техпомощи буксирует обгорелый остов троллейбуса
Могло быть просто возгорание из-за короткого замыкания
На 15 маршруте, насколько я помню, в то время не ходили ЛиАЗы.
"Икарусы" были. В 80-е годы - желто-оранжевые (с гармошкой и без), а в 70-е - красно-белые (с гармошкой).
По пятнашке ведь точно, "Икарусы 280" ходили. Там даже 260-х не было, а вот по 11 маршруту, только "луноходы". 15-й м-т обслуживало ПАТП-2, а 11-й м-т ПАТП-7
По пятнашке ведь точно, "Икарусы 280" ходили
По 60-му маршруту тоже только 280-е Икарусы ходили. Помнится только 1 раз видел 260-ый. И перед закрытием маршрута ЛиАЗ-5256 видел. Аналогично было и на 44-ом маршруте
60-то когда пустили, милай? А когда бабахнуло?
просто возгорание из-за короткого замыкания
Несколько лет назад мой брат попал в такой троллейбус. Коротнуло, дым и паника, соответственно.
А по поводу того 15-го автобуса, так, по моему, Икарусы чуть позже появились на этом маршруте. Да и вообще в городе.
На 15 маршруте, насколько я помню, в то время не ходили ЛиАЗы.
Максим прав в 1979 на 15 маршруте не было ЛиАЗов, только Икарусы. Если только какой-то единичный случай был.
60-то когда пустили, милай? А когда бабахнуло?
Это так, к слову. Я же не говорю, что это мог быть автобус 60-го маршрута
Да ладно, позже
На 15-м ещё "Икарусы-180" работали с начала 70-х
Я тоже за версию, что это был Икарус-180. Лет двадцать назад слышал историю, что именно "автобус-гармошка" взорвался в конце 70-х на "поликлинике"...
Я тоже за версию, что это был Икарус-180. Лет двадцать назад слышал историю, что именно "автобус-гармошка" взорвался в конце 70-х на "поликлинике"...
180-е тогда уже не эксплуатировались. Я бы поверил, что это "Луноход" на 11-м м-те был.
Опять же, кого-то на части раскидало, а с кого-то только шапка слетела. Это говорит о том, что салон длинный был...
Это лишь говорит, что народу полный салон был. Был бы полупустой - жертв было бы больше.
Если принимать во внимание информацию "мы только новый автобус купили" это не может быть 180й, т.к их перестали выпускать в 73м.
Если принимать во внимание информацию "мы только новый автобус купили" это не может быть 180й
Во-во, 180-е ни один даже до олимпиады не дожили
"Икарусы-180" работали с начала 70-х
Скорее всего, те, первые, были белые (уже серые), примелькались, а потом появились новые, ярко-желто-оранжевые, они то и отпечатались в памяти.
180-е ни один даже до олимпиады не дожили
.
Ну если знающие люди говорят, что старые Икарусы до 79 года не дожили, а новых 280 ещё не было, тогда остаётся ЛиАЗ.
180е менялись на 280е плавно-старые машины отправляли на 1-й м-т, а новые 280-е пускали на 15-й
Может, про автобусы - отдельной темой? Шибко специфично.
У меня в этот вечер стёкла тряслись и посуда звякала. Позже сказали, что автобус взорвался. Знакомая вышла на поликлинике,автобус отошёл на несколько метров и взорвался.
Я в это время учился в НЭТИ. По слуховой информации, гулявшей по ВУЗу, это был икарус (гармошка) № 15, белого цвета. Взрыв произошел в задней части. В результате оторвало заднюю стенку, она "открылась" и повисла на левой стороне (если смотреть сзади), как крышка консервной банки.
Отредактировано aleks54 (31-07-2015 20:43:03)
Интересные новости открываются
Из статьи в Аргументах сейчас узнал .что к расследованию был подключен А Я Колесников. мой сосед.отец моего одноклассника.общаемся до сих пор и сам Андрей Яковлевич еще довольно бодро выглядит.
Как в те годы ни он .ни сын нам ни каких подробностей не рассказали. Как будто не в курсе были.
Правда общаться к этому времени мы стали реже.т к. он сменил место учебы.уехал в Свердловск.но как раз на каникулы приезжал.
Отредактировано Игорь Т (19-12-2016 19:26:44)
нам ни каких подробностей не рассказали
Батя молчал, как рыба, потому сын и не догадывался даже.
Вчера по телефону пообщался.в курсе был по полной.но отец попросил не трепаться.
Вчера по телефону пообщался.в курсе был по полной.но отец попросил не трепаться.
Так что там было на самом-то деле?
Процитирую еще АиФ. эта версия стала основной .
В итоге был определен и вид взрывчатого вещества – аммонал, и мощность взрыва – около 200 граммов в тротиловом эквиваленте. Следователи проверили все близлежащие промышленные предприятия, на которых применялось это вещество для каких-либо работ. В итоге вышли на работника одного из заводов левобережья, который на допросе признался, что «по-приятельски» поделился взрывчаткой и детонаторами, сворованными с завода, со своим товарищем-собутыльником – тем самым Рудковским. Тот якобы собирался глушить аммоналом рыбу.
«Шахид» поневоле
Опознан был Анатолий Рудковский и среди жертв трагедии. Аммонал, остатки детонаторов и плоских батареек, которые Рудковскому незадолго до того прислали родственники из Белоруссии (тогда батарейки были дефицитным товаром) – все указывало на то, что виновником катастрофы был именно он. К следствию подключили заместителя начальника отделения Кировского отдела уголовного розыска по профилактике Андрея Колесникова. Рассказывает сам Андрей Яковлевич:
В Новосибирске ночью прогремел взрыв – Это был местный пьяница, который давно стоял у меня на учете. Незадолго до трагедии он, будучи «под мухой», сказал жене что-то вроде: «Мой брат повесился, и я с собой покончу, но сделаю это так, что все вокруг узнают». Сказано это было с явной угрозой в адрес супруги, с которой они постоянно скандалили, но тогда на это никто не обратил внимания – мало ли что пьяный наговорит. Мы сопоставили все факты и пришли к выводу, что взрывать автобус он не собирался, и детонация произошла случайно: то ли автобус на кочке тряхануло, то ли в давке к нему неудачно прижались, ведь взрывчатка была у него наготове. Он ехал домой и, вероятно, именно у себя в квартире собирался привести свою самодельную бомбу в действие, забрав на тот свет жену и двоих сыновей-подростков.
Отредактировано Игорь Т (20-12-2016 14:58:41)
180-е тогда уже не эксплуатировались. Я бы поверил, что это "Луноход" на 11-м м-те был.
Зря вы все цитируете и обсуждаете 'Аргументы' - известная и позорная желтушка.
Сколько раз слышал, что это был гармошечный Икарус. Также слышал, что он якобы ехал от Рассвета подъезжая к остановке/на самой остановке ПТУ Шпулек.. впрочем, это всё слухи
Но один раз пятнашку луноходом я точно видел. Исключение.
и кстати:
"Полный пассажиров ЛиАЗ за номером маршрута 15 двигался вверх по улице Зорге."
подъезжает к конечке - и всё ещё полный??...
может быть, конечно же - но...
Отредактировано Михаил Цененко (09-04-2018 03:20:06)
Слыхал ли кто-нибудь о столкновении 29-ого троллейбуса и 4-ки?
конец августа 1991
29-й с бухим водилой двигается уже мимо Кристалла в сторону Титова/Блюхера - и въезжает в отъезжающую от ост. навстречу 4-ку..
начался небольшой пожар
я был в первом и на переднем сиденьи.
Девчонка из четвёрки, даже чуточку немножко обгорела, но неопасно
29-й - скорее 2209.. или 2229
номер 4-ки забыл... вроде 21**
Отредактировано Михаил Цененко (09-04-2018 03:22:09)
Слыхал ли кто-нибудь о катастрофе на Оби, лето 1989?
Вот здесь, между ментовскими дачами и нашим островом, всю жизнь был и есть перевоз моторками
https://www.google.ru/maps/@55.0732785, … a=!3m1!1e3
якобы, с нашего острова, вечером, в воскресенье, когда масса народа желает уехать, стартует одна из моторок - в направлении правого.. это был Крым..
ближе к правому часто стояла на приколе баржа, а то и сцепка из двух, и порой даже трёх, причём хоть параллельно, а хоть в длину.
думаю уже поняли...
моторка проезжает нос баржи, а из-за него выскакивает Ракета...
в общем, всех в фарш...
якобы: пять пассажиров, грудной ребёнок и сам лодочник.
Думаю, что кое-что потом приврали, это как положено, но сам случай несомненно был.
кошмар чё делается
Посты 32 и 33 какое отношение имеют к данной теме? Хотите поговорить о сказанном в них? Откройте, плиз, тему в разделе Просто поболтать. Не надо засорять темы, сами же потом найти ничего не можете.
Посты 32 и 33 какое отношение имеют к данной теме? Хотите поговорить о сказанном в них? Откройте, плиз, тему в разделе Просто поболтать. Не надо засорять темы, сами же потом найти ничего не можете.
Извините меня, Ольга.
Но скажите тогда, а как быть в тех случаях, когда нет совершенно ни одного документа, ни официального, ни авторского?..
Мне показалось, что как раз открытие новой темы и даже целых двух, без единого хоть какого-либо завалящего материала или подтверждения, было бы некорректностью - как минимум...
а тут ветка которой не касались целых полтора года.
Ещё раз извините меня...
Отредактировано Михаил Цененко (09-04-2018 12:03:02)
Но скажите тогда, а как быть в тех случаях, когда нет совершенно ни одного документа, ни официального, ни авторского?..
Для этого у нас есть раздел Просто поболтать Просто поболтать Единственный, пожалуй, тематический раздел, где можно это сделать.
Для этого у нас есть раздел Просто поболтать Просто поболтать Единственный, пожалуй, тематический раздел, где можно это сделать.
Дошло про поболтать.. сначала не понял Вас...
Буду аккуратнее
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Происшествия на транспорте » Взрыв 15-го автобуса на Затулинке