НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Крушение аэростата под Новосибирском (16 марта 1941 год)

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

.

0

2

Что? Когда? Где?

https://images.vfl.ru/ii/1705675922/1f268fa7/39106719_m.jpg

0

3

Палыч написал(а):

Что? Когда? Где?

https://i.ibb.co/m07S6yH/image.jpg

Март 1941 года.

+2

4

Крушение аэростата под Новосибирском

Крушение аэростата под Новосибирском
12 апреля 2023

16 марта 1941 года под Колыванью в глухом лесу стоял треск обломанных верхушек деревьев и веток, который перекрывал ветер почти штормовой метели. Над лесом срезая верхушки деревьев на огромной скорости снижался аэростат в корзине которого находилось два человека.

Так завершился невероятный полет двух аэронавтов - метеорологов, которые на этом аэростате преодолели 2800 километров за почти 70 часов полета. И вот сейчас они терпели крушение на аэростате в Колыванской районе.

Начало полета
Это сейчас кажется невероятным, но о погоде в 30-е годы ХХ века в Советском Союзе не много знали. Сеть метеорологических станций начала организоваться только в конце 20-х годов, в Новосибирске такая станция появилась только в 1933 году, именно тогда начались регулярные фиксации осадков, температуры и влажности воздуха. В Новосибирске до сих живет такая примета связанная с погодой. Когда средства массовой информации передают что в Москве жара под плюс 33 градуса, то новосибирцы говорят, что такая погода придет в Сибирь через пять дней. И в большинстве случаев это действительно так.

Это заметили метеорологи Москвы еще в середине 30-х и они связывали это с движением воздушных масс, но как они происходят, в каком направлении движутся - они не знали. В то время метеозондов и метео аэростатов не было. Поэтому, в 1940 году было принято решение на проведение эксперимента. В свободный полет будет отправлен аэростат с двумя метеорологами в корзине. На борту аэростата было все необходимое оборудование для наблюдения за погодой. Запас провианта.

Когда в Московском гидрометеорологическом институте подбирали кандидатов на этот полет то остановились на С. С. Гайгерове, он в то время работал заведующим лабораторией Центральной аэрологической обсерватории и воздухоплавателя с большим опытом Б. А. Невернове.

Длительность полета планировалась 60 часов, но руководство намекнуло, что если условия будут позволять, то можно идти на рекорд. Для фиксации рекорда спортивные комиссары Аэроклуба им. Валерия Чкалова изготовили и установили в корзине аэростата специальные приборы - контрольные барографы.

Идем на северо-восток краем облачного фронта!
Руководство Московского гидрометеорологического института долго сомневалось стоит ли начинать этот рискованный полет. Аэростат был полностью неуправляемый, если начнутся дожди, то есть может прижать к земле и последствия могут самыми печальными. Все было готово к старту, но ждали решения директора Аэрологической лаборатории при Центральном институте погоды в г. Москве.

13 марта 1941 года метеорологи сообщили на Москву идет сильный циклон который передвигается на северо-восток. Директор принимает решение о старте. В 16: 46 аэростат оторвался от земли и стал набирать скорость. Через тридцать минут он поднимается на 600 метров и набирает скорость 60 км/ч.

Сразу же начинается наблюдение за погодой, за это был ответственный С. С. Гайгеров, за аэрофотосъемку и навигацию отвечал Б. А. Невернов. Корзина аэростата с площадью 1,32 квадратных метра была буквально заполнена оборудованием.

Первую ночь конечно не сомкнули глаз, под утро они пролетали над Тамбовом. Всходит солнце и нагревает аэростат. Он поднимается на высоту 2000 метров. Прошли на хорошей скорости Мичуринск, Пензу, Сызрань. По ходу прохождения больших городов скидывали из корзины специальные контейнеры с вымпелами с результатами полета и метео наблюдений.

15 марта новый высотный рекорд! Аэростат поднялся на высоту 3500 метров! Подлетают к Уралу и здесь произошло первое ЧП. На Урале стоял туман и вдруг они увидели что аэростат порывом ветра несет прямо на гору. Приближались к ней стремительно и уже аэронавты видели деревья и тропинки между ними. Как вдруг ветер резко меняет направление и при этом аэростат пошел вверх на высоту 4000 метров. Это спасло им жизни. Как потом говорил Б. А. Невернов - мы вершину горы чуть корзиной не задели.

Битва аэростата и сибирской весны
После Урала под корзиной аэронавтом начались сибирские просторы. Аэростат берет новую высоту - 5400 метров. Прошли Омск... После того как аэростат полетел над Новосибирской областью начались неприятности. Стала резко падать температура окружающего воздуха. Аэростат стал остывать и постепенно терял высоту.

Б. А. Невернов принимает решение о посадке. Стали искать площадку. Недалеко от Колывани, они увидели хорошую лесную просеку и рядом две деревни. Приняли решение начать снижение аэростата. Все метео оборудование еле работало из-за высокой влажности и мороза под минус 20.

Вдруг резко начинается сильнейший ветер, и зону посадки скрывает снежная пурга. Аэростат начинает стремительно сносить в совершенно другую сторону. Порывы ветра достигали до 80 км/ч. Аэростат сильно накренился и буквально летел через белую стену пурги. Корзину кидало из стороны в сторону. Аэронавты поняли что он может не вынести напора непогоды и Неверов приводит в действие разрывное устройство аварийной посадки.

Оболочка аэростата стала терять газ и он моментально пошел вниз. То что они над тайгой, они поняли когда корзина стала на огромной скорости сносить верхушки деревьев. Оболочка аэростата потерявшая газ смягчила падение и через пять минут все закончилось.

Корзина была раскидана по всей опушке, С. Гайгеров посмотрел на ручные часы. Время было 14:16 минут. Позади было 2800 километров за 69,8 часов в воздухе.

Колывань и Новосибирск встречают метеорологов
Когда аэростат совершал падение, корзина цеплялась и билась об стволы деревьев. А лыжи были закреплены снаружи. От них остались одни щепки и крепления... Аэронавты принимают решение выйти в деревню. Как оказалось по рыхлому снегу идти было почти невозможно. После пяти часов пути, они решили заночевать. Для этого в сугробе сделали подобие норы и провели ночь.

Утром вернулись к опушке, где лежала корзина аэростата и приборы. Из подручных материалов сделали подобие снегоступов, закрепить на обуви помогли уцелевшие крепления лыж.

Подкрепились сухим пайком и опять в путь. После шести часов пути решили развернуться, так как усилился мороз. Вернулись к аэростату и сделали из его оболочки подобие палатки.

На третий день их ждала удача, они обнаружили стог сена. Затем еще один, и в конце концов вышли на проселочную дорогу. Через час на ней появилась лошадь запряженная в сани. Ей управлял рабочий совхоза Бабин . Как оказалось рядом была деревня Шейкино, куда Бабин и доставил аэронавтов.

Председатель совхоза связался с Новосибирском и доложил что обнаружили московских метеорологов. Из деревни снарядили небольшую экспедицию, которая вынесла остатки аэростата и оборудование с места крушения.

Через два дня на поле близь деревни Шейкино садятся два самолета из Новосибирска. На борту были журналисты и фотографы новосибирских и центральных газет. Б. А. Невернов и С. Гайгеров поблагодарили жителей деревни Шейкино за спасение и помощь в вывозе оборудования и остатков аэростата из колыванской тайги. На память сделали групповое фото и вечером вылетели в Новосибирск.

https://images.vfl.ru/ii/1705680668/4b87e4fd/39106766_m.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1705680668/7204e4c5/39106767_m.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1705680669/0571ed09/39106768_m.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1705680669/9f3d153a/39106769_m.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1705680670/b59a9708/39106770_m.jpg

После прибытия в Новосибирск была организована прямая телефонная линия с Москвой, где в разговоре аэронавты сделали рапорт об выполненной работе.

На следующий день началась культурная программа, которая длилась четыре дня. Аэронавты посмотрели достопримечательности Новосибирска, была отдельная экскурсия на строящийся Оперный театр. Также они посмотрели несколько поставок в новосибирских театрах. Была встреча с пионерами и комсомольцами в школах. Посетили Новосибирское управление гидрометеослужбы. Была встреча в Обкоме ВКП(б) и на этой встрече присутствовал машинист Томской Железной дороги Николай Александрович Лунин.

Вечером 27 марта 1941 года аэронавты метеорологи выехали поездом в Москву. После этого полета Московской гидрометеорологический институт выслал рекомендательное письмо в правительство СССР с требованием чтобы на всех аэростатах и дирижаблях с пилотами на борту имелась радиосвязь. Через довольно короткое время это было реализовано на всей территории Советского Союза.

Для справки:

Б. А. Невернов (1915-1941) в 1937 году окончил Воздухоплавательную школу. Совершил 129 полетов, из которых 6 рекордных на дальность, продолжительность и высоту. В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт и погиб под Киевом.

С. С. Гайгеров (1911-1992) в 1938 году окончил Московский гидрометеорологический институт. Один из инициаторов создания Центральной аэрологической обсерватории. В ЦАО работал аэрологом, а затем заведующим лабораторией. С началом войны вместе с группой сотрудников Обсерватории добровольцем ушел на фронт. После войны вернулся в Обсерваторию и принимал активное участие в исследованиях атмосферы, в том числе и с помощью аэростатов. Участник полярной экспедиции «СП-4» (1954-1955), второй комплексной Антарктической экспедиции, 13-й Антарктической экспедиции (1971-1972). Профессор, доктор географических наук. Ученый с мировой известностью в области аэросиноптических исследований. Им опубликовано более 100 научных работ.

+2

5

Не нашёл я деревню Шейкино в Колыванском р-не.

0

6

evg_e1 написал(а):

Не нашёл я деревню Шейкино в Колыванском р-не.

Такую увидел - ШейкинА.
Подходит?
https://i.ibb.co/t3sbhJx/image.jpg

Отредактировано VECTOR (19-01-2024 23:35:32)

+2

7

VECTOR написал(а):

Такую увидел - ШейкинА.
Подходит?

Подходит. Это она.

в июне 1954 г., переданы д. Шейкино и д. Сташково из Серединского в Тропинский с/с.

Укрупняли и исчезли.

+1

8

Палыч написал(а):

Укрупняли и исчезли.

Да, сейчас в этом месте и ближайшей округе вообще ничего нет.
Вроде, эти деревни появились в советское время, как я понял.
Я искал на этом листе начального советского периода: https://geoportal.rgo.ru/record/2864
На несколько более ранней карте царского периода на реке Тоя этих деревень нет: https://geoportal.rgo.ru/record/2758
Возможно, что и до революции появились, конечно.

СС 25 марта 1941

https://i.ibb.co/YpQqVgX/003673-000052-AA6-F990-B-C7-FD-41-F8-ACC4-3655-D3-D7794-F-70-1941.jpg

Отредактировано VECTOR (20-01-2024 00:30:03)

+1

9

VECTOR написал(а):

Подходит?

Нет. Это ж вроде как Пихтовский район тогда был.

+1

10

evg_e1 написал(а):

Нет. Это ж вроде как Пихтовский район тогда был.

Ну я не спец, конечно, но как я себе представляю, что обычно ориентировка задаётся относительно крупных пунктов, наиболее известных для большей части населения.
В данном случае такой пункт - Колывань.
В общем, пусть и написано неправильно, но мы же всё равно нашли. )

Отредактировано VECTOR (20-01-2024 01:02:20)

+1

11

На инфоуроке есть тема Проект: "Деревни Колыванского района".

Скачать можно, но давит жаба скачка платная (жена не работает, подписку не продляем).

Работа очень интересная,  в главе Исчезнувшие деревни вдоль реки Тоя - есть и наша Шейкино.

0

12

evg_e1 написал(а):

Не нашёл я деревню Шейкино в Колыванском р-не.

Из Реестра нормализованных названий ранее существовавших географических объектов....

https://images.vfl.ru/ii/1707413623/e761e2a4/39133877_m.jpg

0