...
Отредактировано VECTOR (09-09-2023 12:50:13)
НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Вопрос на засыпку » Поезд министра МПС князя Хилкова на льду реки Оби, 1896 г.
...
Отредактировано VECTOR (09-09-2023 12:50:13)
Возможно ледовая переправа через Обь. Какой паровоз- затруднюсь сказать, но скорей всего еще старый дореволюционный- Федю (ФД) даже метровый лед не выдержит
Возможно ледовая переправа через Обь. Какой паровоз- затруднюсь сказать, но скорей всего еще старый дореволюционный- Федю (ФД) даже метровый лед не выдержит
Да, через Обь.
Но где именно, когда, кто в поезде?... )
Ещё один мой "творческий" вариант, хотя даже предыдущий пришлось очень даже редактировать.
Но где именно, когда, кто в поезде?...
Ну могу точно сказать-это зима 1896-1897 гг. С пристани через затон в Кривощёково
Отредактировано Morozi1ka (05-09-2023 18:54:04)
Ну могу точно сказать-это зима 1896-1897 гг. С пристани через затон в Кривощёково
Morozi1ka, верно мыслите, правда не совсем. )
На фото - конец января 1896-го. Виден центральный пролёт моста, который построили первым.
Т.е., правильнее сказать - зима 1895/1896. Я просто знаю когда этот поезд там был.
И, как видим, есть сквозное движение, только пока по льду.
Правда, официально-то сквозного движения всё же ещё нет, но ради такого лица в поезде можно сделать и исключение, чтобы проезд был без смены поездов на Кривощёково/Обь, чтобы гостю на "тройке" не мчаться между станциями по льду.
Так кто же в поезде?
Отредактировано VECTOR (05-09-2023 19:43:14)
Алексей Alex
Нет. Он же с Японии возвращался, когда ещё мост и не собирались строить...
Я вот думаю - ежели тот самурай достиг бы успеха, история пошла бы по другому пути?
А что golod молчит, его же тема? )
Так что консилиум краеведов решил? )
Раздобыл ещё вариант, практически оригинальный, но сама фотопластинка очень чёткая, на ней прям вообще всё очень хорошо и чётко видно.
На этом варианте уже видны строительные леса первой фермы.
Ладно, через пару месяцев на форум зайду, если не забуду, скажу кто там ехал...
Отредактировано VECTOR (05-09-2023 22:26:56)
через пару месяцев на форум зайду, если не забуду, скажу кто там ехал...
Дружище, Вы не просто суровы..... ВЫ ЖЕСТОКИ..... А как нам жить эти пару месяцев?
А как нам жить эти пару месяцев?
Да, будет нелегко, понимаю.
Но, есть в этом и "плюс" - будет время на "подумать"...
Он же с Японии возвращался, когда ещё мост и не собирались строить...
Ромуальдович, т.е. Вы даже в принципе отрицаете, что Николай мог позже отправиться на восток, но теперь уже на поезде?
Т.е. Вы даже исключаете возможность тайного посещения станции Обь Его Величеством, встречу Е.В. со строителями моста?
история пошла бы по другому пути?
По какому "другому"? )
...........
Так всё же, кто этот тайный гость, который ехал на "блатном" поезде, "дрифтуя" по обскому льду?
Или ответ уже прозвучал постами выше? )
Всё же, хотелось бы услышать мнение представителя официальной музейной власти - музеймейстера golod-а... ))
А фото - да, уникальное.
Никто из новосибирцев его ещё не видел...
Отредактировано VECTOR (06-09-2023 09:41:06)
Фраза "В декабре через поселок на Дальний Восток проезжал царь Николай II" встречается на нескольких сайтах и именно в описании событий поселка Новониколаевский за 1896 год. Причем упоминается что Николай второй проезжал в сторону Дальнего Востока, а не возвращался обратно (как это было в 1891). Вот тут например https://m-nsk.ru/istoriya-goroda/istori … oggle-id-4
Но первоисточника так и не нашел. Увы доказательная база слаба
А вот еще еще цитата: "В декабре 1896 года на Базарной площади был первый военный парад казачьих войск в честь приезда Его Величества Николая II". https://litbook.ru/article/3657/
Оу! Оу! Впервые вижу фото поезда на рельсах, проложенных по льду, во время строительства жд моста!
Поезд чей??? Где? Когда?
В январе 1896-го по строящейся жд дороге с инспекцией проезжал министр путей сообщения князь М. И. Хилков.
Возможно его поезд.
"22 января следующего года министр вновь благополучно проехал по открываемой линии Кривощёково — Красноярск"
Отредактировано golod (13-09-2023 01:04:13)
С пристани через затон в Кривощёково
Нетипичный маршрут. Откуда в Затоне железка? Должен был выходить ближе к мосту. Это что-то новое.
А вот еще еще цитата: "В декабре 1896 года на Базарной площади был первый военный парад казачьих войск в честь приезда Его Величества Николая II". https://litbook.ru/article/3657/
"В 1990-х поднялась другая, противоположная волна — всяческого отбеливания и возношения Помазанника Божия, желание всяко вплести его в историю города. Он-де, и столицу империи уже тогда хотел в Ново-Николаевск перенести и даже тайно посещал его неоднократно: «Император Николай Александрович идёт по мосту (по нашему железнодорожному – К.Г.), и на его лице играет добрая улыбка». «В декабре 1896 года на Базарной площади (тоже у нас, разумеется– К.Г.) был первый военный парад казачьих войск в честь приезда Его Величества Николая II»".
Вот тут например https://m-nsk.ru/istoriya-goroda/istori … oggle-id-4
Там много чего не так. Писали более 10 лет назад и кто попало. Всё это нужно переделывать
Очень опасное сквозное движение.
В декабре 1896-го года локомотив без вагонов проломил лёд и ушёл под воду.
Какая то фейковая заметка.
В декабре ещё слабый лёд на Оби.
Весь декабрь торчу на льду на рыбалке ниже Димитровского моста - лёд еле еле до 30 см. дотягивает. И это в местах со слабым течением.
Какая то фейковая заметка.
В декабре ещё слабый лёд на Оби.
Заметка настоящая. Вот ещё одна, а лёд, был, действительно слабый
"В середине декабря 1896 года из-за преждевременного движения по льду на Оби провалился паровоз. «Передние колеса ушли в лед вершков на 10, задние вершков на 6». Повезло ещё, что катастрофа случилась на мели, и локомотив можно было вытащить, но не сразу, а когда укрепится лёд. А пока «для движения приготовлен обходный путь»".
Весьма любопытно, как до постройки Кругобайкальской железной дороги между действующими участками Великого Сибирского пути на паромах-ледоколах перевозили поезда через Байкал.
Нетипичный маршрут. Откуда в Затоне железка? Должен был выходить ближе к мосту. Это что-то новое.
Не смеши мои тапки
Проведи линию от Димитровского моста до Новосибирск-Западный. На фото поезд может стоять НЕ на льду,а на земле. Называется остров Яренский
Эх, маловато ориентиров на фотографии... Так бы быстренько вычислили азимуты и местонахождение коллективным разумом.
Не смеши мои тапки
Проведи линию от Димитровского моста до Новосибирск-Западный. На фото поезд может стоять НЕ на льду,а на земле. Называется остров Яренский
Если фото сделано перпендикулярно по отношению к жд мосту, то направление поезда прямо на Коченево.
Называется остров Яренский
Для 400 саженей маловато. Как минимум 1000. Эх. значит, история опять не права
В общем, оригинальные фотопластинки, которые сделаны этим фотографом в поездке, в хорошем разрешении и качестве.
Да вот именно эту фотопластинку в архиве то ли потеряли, то ли что - отсутствует в каталоге...
Так что только такой позорный, напечатанный в типографии и отретушированный вариант доступен.
Я точки заретушировал, а контуры самого моста сделал чуть-чуть потемнее, а то он слишком уж слабозаметен.
Только такое, короче. Лучше не будет...
Только такое, короче. Лучше не будет...
А подпись и источник?
А подпись и источник?
Писать долго.
Завтра вечером, может.
Но краеведы могут время не терять, а продолжить обсуждение по поводу вопроса "кто, куда, зачем?"... ))
Но фотограф - мерьканец...
Ну а как лежали рельсы - кто его знает.
Пристанские ветки левого и правого берега имеют склоны в разные стороны, так что рельсы на льду как-то буквой "S" лежали, наверное.
Можно порассматривать эти две фотки, сделанные Трубиным. Скан в хорошем разрешении, чего там сзади немного можно рассмотреть.
Сделаны в ту же зиму.
Где там межбереговая ветка?
Отредактировано VECTOR (06-09-2023 23:53:20)
Добавлю инфу кто сделал снимок, откуда он и чей поезд на фото.
Возможно, кому-то из Вас раньше попадались в интернете подборки американского фотографа Уильям Генри Джексон (William Henry Jackson), сделанные им в России.
Про фотографа с Вики (перевод Яндекс-переводчиком):
https://translated.turbopages.org/proxy … ry_Jackson
И этот фотограф в период с 1894-1896 был официальным фотографом так называемой "Всемирной комиссии по транспорту", созданной американским бизнесом для продвижения своих интересов за рубежом.
И эта комиссия совершила кругосветное путешествие, в том числе и по Транссибу, в числе участников которой были этот фотограф, делавший фотографии на всём пути.
Его фотографии впервые появились на русскоязычных страницах ещё в 2010-м году, так что их за это время успели растащить в разные места.
Посмотреть их можно, к примеру, тут:
https://humus.livejournal.com/6692618.h … u892329283
https://humus.livejournal.com/6689134.html
Это просто сканы именно с бумажных фотографий, там сзади них ещё есть подписи на английском где сделаны фото.
А сами фотографии из архива одного американского университета.
Можно их и там посмотреть, возможно, что их там чуть больше - я не сравнивал.
Только вход с России сейчас заблочен, но можно через какой-нибудь прокси-сайт зайти.
К примеру, сначала зайти на этот прокси: croxyproxy.com/
И там в адресной стране ввести такую ссылку: http://contentdm.lib.byu.edu/cdm4/browse.php?CISOROOT=/Jackson&CISOSTART=1,21
И там в поле поиска ввести слово Russia, после чего отсортируются только нужные фото.
Будет 122 фото.
Только фотографий с Обским мостом/станцией Обь/посёлком Ново-Николаевским/Кривощёково вы там не увидите, нет их там.
Я искал разными запросами, но ничего не нашлось.
Эта подборка фотографий мне попалась в интернете раньше. Я их просмотрел, но из наших мест там ничего не увидел. Подумал, что может просто фотограф у нас не был, не фотографировл или просто не все фотографии сохранились. Скорее всего, что не все фотографии сохранились или были оцифрованы.
Тут, намедни, попался на глаза один американский журнал из 1897-го, в котором публиковались статьи про кругосветную поездку этой американской "Всемирной комиссии по транспорту". Там было про Транссиб три статьи в последовательных номерах, где и использовались фотографии этого фотографа. В тексте там особо ничего неизвестного не написано, так что только фотографии и представляют интерес.
Вот три номера сюда положил: https://disk.yandex.ru/i/WmXexdyhxjJbRw
Номер с фотографией с Обью в третьем номере.
Мне только с третьей попытки попался более-менее нормальный скан этой фотографии.
Сначала попалась в одной иностранной электронной библиотека какая-то старая и очень тёмная фотокопия журнала (1-й вариант ниже).
Потом попалась уже нормальная подшивка, но фотография с Обью оказалась чрезмерно контрастной, даже моста не было видно, а лишь поезд одним чёрным пятном.
Вот эти два сначала попались. Я эти два фото вместе соединил и получилось фото для фотозагадка в п.2.
Потом всё же удалось найти третий вариант, причём в продаже на ebay, откуда и скопировал изображения: Ссылка
Вот с ebay.
По надписи под фото на льду, понятно чей это поезд и где он стоит.
SPECIAL TRAIN OF PRINCE HILKOFF.
Crossing the River Obi on the Ice.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОЕЗД КНЯЗЯ ХИЛКОВА.
Переправа через реку Обь по льду.
В общем, да - поезд Хилкова.
Ответ от Olga первый и верный.
Там же фото, где министр МПС Хилков стоит у этого поезда с сопровождающими и на котором внутри вагона сидит.
Фото на льду - самое последнее.
Кто знает, может были и другие фоты у нас сделаны, но даже и эта не сохранилась в оригинале, похоже.
ДОБАВИЛ ПОЗЖЕ:
Отредактировано VECTOR (14-09-2023 20:44:05)
Добавлю инфу кто сделал снимок, откуда он и чей поезд на фото.
Я в восторге от Ваших глубинных погружений )
Я в восторге от Ваших глубинных погружений )
Да, та ещё "трясина" - чем дальше идёшь, тем больше затягивает... )
Но тут просто сидя на стуле сбор сведений через интернет, т.е. там где-то что-то лежит, но никто ещё этим не заинтересовался и не добрался до этого.
Из конца 1890-х у нас почти все фотографии связаны с постройкой моста и ж.д., да и известны они все давно.
Интересно, конечно, что иногда хоть что-то новенькое всплывает, но и это когда-то закончится...
Можно в тему добавить ещё немного про проезд Хилкова.
Это поезд на фото в конце января 1896-го (по старому стилю). Я примерно вычислил дату, о чём скажу чуть позже.
Но Хилков также проехал и раньше на несколько месяцев - в начале сентября 1895-го он был в Томске.
Т.е. через Обь у Кривощёково Хилков переправлялся тогда ещё не на поезде, а на пароме - туда и обратно.
Я быстро прошёлся по подшивке томской газеты "Сибирская жизнь" и немного в интернете поискал по питерской "Новое время".
Некоторые заметки и выводы ниже.
Возможно, кое-что пропустил из-за нераспознанного текста, даже наверняка...
Первая поездка - 1895-й
Ещё нет ни моста, ни льда. Через Обь на пароме у Кривощёково.
Возможно, что учитель/фотограф Трубин сделал фотографии во время приезда Хилкова, но они до нас не дошли.1 сентября 1895 Томский листок
1 сентября 1895 Томский листок
2 сентября 1895 Томский листок
14 сентября 1895 Томский листок
19 сентября 1895 Томский листок
21 сентября 1895 Томский листок
Вторая поездка - 1896-й
Обратите пристальное внимание на текст от 13 февраля с новостями из Красноярска.
В тексте написано, что на обратном пути вместе с Хилковым едут члены американской комиссии, в числе которых указан Джаксонъ - это именно тот фотограф W.H. Jackson, который и сделал фотографию на льду, а также множество других снимков, как и написано в вырезке.Также обратите внимание на текст из "Новое время", в котором указано, что в Петербург Хилков должен прибыть 29-го января.
А в вырезке от 11 января написано, что весь путь министра от Питера до Красноярска должен занять 12 суток, т.е. 6 суток туда и обратно.
Отсюда понимаем, что из Красноярска министр должен был отбыть 23-го января, и на обратном пути Обь они должны были пересечь где-то 24-25 января, т.е. именно тогда и сделано фото на льду.9 января 1896 Томский листок
11 января 1896 Томский листок
21 января 1896 Томский листок
13 февраля 1896 Томский листок
Новое время 2 февраля 1896
Дополнение:
А, вот ещё попался номер от 24 января 1896-го.
Там говорится, что поезд должен был проследовать через Кривощёково "вчера вечером", т.е. 23-го января вечером, так что на фото, наверное, утро 24-го января или около того.
И ещё чуть более ранняя вырезка от 3-го января 1896-го с упоминанием министерского поезда, плюс ещё одна от 19-го января во время поездки до Красноярска.
Отредактировано VECTOR (10-09-2023 20:54:13)
Ответ от Olga первый и верный.
Когда-то изучала вопрос посещения Хилковым ст. Обь (Ново-Николаевск) в январе 1896 года в связи с жд школой.
Поэтому ответ возник практически сразу.
И о Хилкове тогда много чего изучила.
Когда-то изучала вопрос посещения Хилковым ст. Обь (Ново-Николаевск) в январе 1896 года в связи с жд школой.
Поэтому ответ возник практически сразу.
И о Хилкове тогда много чего изучила.
Да, чтобы ответить на такой вопрос, надо что-нибудь изучить заранее. )
Мне запомнилась такая вырезка про Хилкова, которая мне раньше попалась (пару лет назад), когда он ещё в сентября 1895-го, т.е. в первый приезд, на обратном пути от Поломошной до Кривощёково сам лично управлял паровозом. Ну, с его биографией это не исключено, так как он сам начинал ж.д. рабочим, правда не с начала трудового пути, и не с России, а... с Америки...
Во всяком случае, так написано в Вики ): Ссылка
«В 1860-х годах, когда явилось большое либеральное течение по освобождению крестьян, он роздал большую часть своих земель крестьянам и, будучи крайне либеральных воззрений, уехал в Америку почти без всяких средств».
В 1860 году вместе с Циммерманом предпринял двухлетнее путешествие по Европе и Америке, затем был выбран мировым посредником Бежецкого уезда. В 1864 году снова уехал в Америку и поступил на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги, сначала простым рабочим; спустя четыре года стал заведующим службой подвижного состава и тяги. Оставив Америку, он около года прослужил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле.
Вот эта вырезка про управление поездом до Кривощёково от Поломошной.
Сибирский вестник № 118 1 октября 1895
"22 января следующего года министр вновь благополучно проехал по открываемой линии Кривощёково — Красноярск"
Ну вот дошли руки - разобрался. Ссылался на Томский листок от 24 января, а там не так понятно, не вник, поторопился. На восток в ночь с 20 на 21, значит.
Ну, и для полноты из моей же книги. Хилков ещё и кочегарил.
"В тот же месяц дорогу проинспектировал Министр путей сообщения князь М. И. Хилков. Его посещение «произвело приятное впечатление на железнодорожных служащих, благодаря доступности и простоте обращения его сиятельства с подчиненными. <...> Продолжая путь из Поломошной до Кривощёкова, его сиятельство перешёл на паровоз и самуправлялходом его, не предупредивобэтом никого из сопровождавших». На одной из станций после отправления поезда выяснилось, что министр пропал. «Пошли суетливые расспросы, и только на ходу поезда узнали, что князь сам управляет паровозом» . 20-21 января следующего года Министр вновь благополучно проехал по открываемой линии Кривощёково – Красноярск, а в 1898-м попробовал себя ещё и в роли кочегара: «От станции Кривощёково министр по пути производил испытания судгрейского (судженского – К.Г.) каменного угля на паровозе». Всего Хилковым было совершено 4 поездки в Сибирь".
Но вопрос 400 сажен остаётся открытым
Новое время (Санкт-Петербург). 1898. № 7863. 17 января. С. 1
Отредактировано golod (13-09-2023 01:07:10)
Но вопрос 400 сажен остаётся открытым
В интернете написано, что длина Енисейского моста была 907 метров. В саженях это - 425.
Если вы имели в виду, что указана какая-то неточная длина, то особо, думаю, на это обращать внимание не стоит.
Всё же, 425 не так далеко от 400.
Фраза в вашей вырезке "енисейского моста в четыреста сажень" просто даёт представление о его длине.
а в 1898-м попробовал себя ещё и в роли кочегара:
Наверное, скорее вспомнил, а не попробовал. Судя по биографии, он и так был с паровозом на ТЫ.
В Википедии про него в конце написано:
Известен такой случай. Незавершённость Кругобайкальской железной дороги серьёзно осложняла снабжение войск. Чтобы решить эту проблему, Хилков приказал проложить рельсы прямо по льду Байкала — и сам повёл поезд, так как машинисты испугались смелого решения… В итоге эшелон благополучно пересёк озеро. Отмечая это, корреспондент английской газеты «Таймс» подчёркивал, что князь Хилков оказался для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин.
А не вёл ли Хилков также и поезд по льду через Обь в январе 1896-го, когда все машинисты от страха поразбежались???
Наверное, так оно и было...
Продолжая предыдущий пост...
Сначала скажу, что я в посте 30 добавил в конце ещё три листа иллюстраций, которые были в оригинальном журнале с поездом.
Это не обязательно было, тем более, что это есть в PDF-файле с тремя журналами, который я там же в посте выложил. Просто как дополнение с фотографиями, короче.
Возвращаясь к предыдущему посту с книжкой...
Напомню, что автор фотографии поезда с мостом считается одним из пионеров американской фотографии, также он был художником.
Он, в основном, американскую природу и виды их страны фотографировал, но и не только. В 1894-1896 был в кругосветном путешествии в качестве фотографа американской транспортной комиссии, так и оказавшись в Сибири.
Сверху сканы его автобиографической книжки "TIME EXPOSURE" ("Временная выдержка"). Эта книжка вышла в 1940-м году, а конкретно этот экземпляр - её переиздание 1970-го года.
В начале книжке есть предисловие, которое подписано автором серединой 1940-го года - тогда автор был в возрасте уже 97 лет (дожил до 99 лет).
Там в книжке 23 главы, которые охватили его жизнь, и в числе них есть главы про то самое кругосветное путешествие.
Две главы посвящены конкретно Сибири, но первую я не буду переводить, так как в этом смысла нет, а приведу перевод только второй главы, где и написано то, что конкретно интересует.
Глава начинается с Красноярска и приезда туда Хилкова.
Не очень много написано.
В книжке есть иллюстрации с фотографиями. Конкретно связанные с Сибирью есть две иллюстрации, которые я привёл ниже.
.....................
Касательно того, что именно интересует!!!...
Есть описание министерского поезда - из каких вагонов он состоял.
Есть дата и время приезда на станцию Обь - среда, около 11 часов.
Чтобы было понятнее в какой день прибыли, ниже привожу календарь 1896-го. По нему понятно какая дата у среды - 24 января.
Судя по тексту, можно предположить, что вот это фото Хилкова в его личном вагоне сделано на станции Обь или прям на правом берегу.
Там автор пишет, что он сделал фотографии и перечисляет какие, отсюда и мой вывод про фото Хилкова.
В общем, перевод ниже.
Может где-то коряво, не я же сам лично переводил. )
В некоторых местах перевод правил вручную, т.к. всё же сравнивал оригинал и перевод (кое-где не понял как лучше перевести).
Фамилии местами я выделил жирным чёрным.
В оригинальном тексте фамилия губернатора Енисейской губернии написано с ошибкой, как я понял.
Должно быть фамилия Теляковский, а написано, как Governor Tchelkovskaya (как будто женщина Челковская).
Короче, написал правильно, ВРОДЕ.
Под конец текста уже как они из России отчаливали.
ГЛАВА XX
СНОВА ДОМАНаш курьер, Караулов, оставил нас в Иркутске. Таким образом, Всемирной транспортной комиссии срочно потребовался новый переводчик. Постоялец гостиницы в Красноярске, гражданский инженер по фамилии Бутц, предложил свои услуги, и он сразу же был принят на работу. Помимо родного языка и английского, которым он владел достаточно хорошо, Бутц знал немецкий и французский. Лучшего человека мы вряд ли могли подобрать.
Губернатор Теляковский, единственное гражданское высокое должностное лицо, с которым мы столкнулись в Сибири, сказал нам, что мы приехали в Красноярск в удачный момент. По его словам, через несколько дней должен был приехать министр путей сообщения, и никто во всей империи не мог бы быть более полезен группе специалистов по транспорту. Пангбом слегка откашлялся и поблагодарил губернатора за столь лестное определение себя и своих единомышленников.
После официального визита к губернатору мы с Пангбомом и Бутцем заглянули в Клуб инженеров. Теперь, когда мы снова оказались в стране железных дорог, необходимо было вернуться, пусть и поверхностно, к нашей "учёбе". Случилось так, что несколько местных железнодорожных чиновников очень хотели пообщаться с нами, а Пангбом, как он мне откровенно признался, был не в своей тарелке. Так получилось, что за время своих многочисленных фотографических поездок по США я почерпнул немало технических тонкостей. Когда я вызвался ответить на некоторые вопросы, Пангбом был совершенно ошарашен моими болтливыми замечаниями о весе рельсов, процентах уклона и радиусах кривизны. Позже он искренне благодарил меня за то, что я поддержал Американский престиж.
Несколько дней я провел, фотографируя достопримечательности Красноярска, который в целом оказался гораздо менее привлекательным городом, чем Иркутск. Однако наши вечера были вполне удовлетворительными. Губернатору Теляковскому мы, видимо, очень понравились, и он устроил нам два ужина и обед, выходящие за рамки простой вежливости. Один из ужинов был строго семейным, и мадам Теляковская, как и ее муж, сделали все возможное, чтобы мы чувствовали себя как дома. С нами был Бутц, но большая часть беседы проходила без его участия. Мы с несколькими десятками русских фраз, семья губернатора с примерно таким же количеством английских, прекрасно ладили друг с другом. Если верно, как заметил кто-то из циников, что речь была изобретена человеком для того, чтобы он мог скрывать свои мысли, то разница в языке должна быть положительным подспорьем для понимания. Мне не раз казалось, что я лучше знаю мужчину или женщину, потому что было трудно обмениваться мнениями. Любая интеллектуальная потеря всегда с лихвой компенсировалась выигрышем в эмоциональных ценностях.
Но однажды вечером они были откровенно шокированы нарушением этикета. Когда после ужина было предложено сыграть в бильярд, Уинчелл снял пиджак и приготовился играть, как любой настоящий Американец, в рукавах рубашки. Такое было не только недопустимо, но и неизвестно. Русские ходили вокруг стола в брюках, заправленных в грязные ботинки, но играли в бильярд в пиджаках.
Князь Хилков, Императорский министр путей сообщения, должен был прибыть в Красноярск в воскресенье, 21 января. Когда его поезд пришел с большим опозданием, мы стояли, дрожа, на перроне вокзала вместе с огромной толпой. Все в городе хотели видеть князя, и Пангбом, один из нашей партии, был представлен.
На следующий день Майор с гордостью сообщил нам, что князь только что прислал ему приглашение всем нам ехать с ним обратно в Москву. Он был очень рад, да и все мы были почти так же довольны - хотя бы потому, что такой знатный хозяин, как министр путей сообщения, мог рассчитывать на все самое лучшее.
Мы выехали из Красноярска в 8 часов вечера в понедельник двадцать второго числа, и опять все, начиная с губернатора, толпились и толкались, желая взглянуть на князя Хилкова. Жаль, что у меня не было бы быстрой "мини-камеры" и карманных лампочек-вспышек, но тогда мне, наверное, нечего было бы показать, потому что туман человеческого дыхания в клокочущем ночном воздухе заслонил бы большинство деталей.
Поезд состоял всего из четырех вагонов: багажного фургона (как у англичан), вагона третьего класса для слуг и обслуживающего персонала, вагона первого класса из шести купе и личного вагона князя с приемной, кабинетом, спальными секциями и закрытой кабиной для наблюдения. Нам четверым было предоставлено купе первого класса, ближайшее к княжескому вагону.Через час после отъезда мы были приглашены к вечернему чаю, и впервые с момента знакомства с Его Превосходительством у меня появилась возможность произнести в его присутствии нечто большее, чем вежливое бормотание. Он был расслаблен после двух утомительных дней приема и конференции, и ему явно понравилась эта неформальная беседа с нами.
Князь Хилков был идеальным героем Горацио Олджера (! американский писатель) : благовоспитанный юноша, лишенный наследства - в данном случае это было освобождение крепостных, которое ограбило нашего героя! - но, в конце концов, он победил благодаря честности, трудолюбию и мужеству. Узнав его получше, я обнаружил, что мужества в нем было немерено. Хилков покинул родину в 1858 году, когда ему было около двадцати лет, отплыл на пароходе в США и устроился чернорабочим. Через несколько лет он перебрался в Южную Америку и устроился работать в железнодорожную мастерскую. Когда зарплату подняли с 1 до 2 долларов в день, он послал за своей невестой, принцессой в своем роде, и они начали свою супружескую жизнь на 12 долларов в неделю. Вернувшись в Россию с хорошим багажом практических знаний о железной дороге, Хилков поступил на работу в кабину паровоза. От инженера он быстро поднялся по служебной лестнице до генерального директора. Затем он был назначен правительственным инспектором и, наконец, министром путей сообщения в ранге члена кабинета министров. В 1896 году он получал огромное (по крайней мере, для России) жалованье - 50 тыс. руб. в год, и, кроме того, был владельцем огромного имения - еще один знак императорской благосклонности.
Шестидневное путешествие по Западной Сибири и, собственно, России, стало самым ярким железнодорожным событием в моей жизни. Конечно, отчасти этому способствовало присутствие князя Хилкова, но путешествие было незабываемым и само по себе.
Бутц поднял нас в 8 утра во вторник и сообщил, что мы подъезжаем к Ачинску, где нам предстоит пересечь нашу первую настоящую реку - Чулым. И эта переправа оказалась в новинку - наш поезд сбавил ход и поехал прямо по льду!
В то время мостов через реки России практически не было. Летом пассажиры оставляли свои вагоны на одном берегу и переправлялись на другой поезд. Зимой, как только лед становился достаточно толстым, укладывались шпалеры и соединялись рельсы. Таким образом, только зимой и ранней весной становилось возможным скоростное сквозное движение. Это касается не только железнодорожного, но и любого колёсного транспорта. Если бы мы попытались проехать из Хабаровска в Красноярск летом или ранней осенью, то три месяца барахтались бы в грязи или задыхались в пыли. Холод и снег, отнюдь не являясь дополнительным испытанием, всегда были положительным благословением для путешественников в России.
После завтрака у князя Хилкова, мы расположились в нашем купе, где нас ждал монотонный путь по равнинной, малолесистой местности, очень похожей на ту, что лежит между Иркутском и Красноярском. Окна были затянуты таким плотным инеем, что почти ничего не было видно, но, переехав через два притока Оби, мы смогли выйти на улицу и рассмотреть все вокруг. Когда мы достигли второй из этих рек, в Мариинске, уже стемнело, и на берегу был разведен большой костер, чтобы освещать нам путь по льду.
В среду до рассвета мы переправились через реку Томь и около одиннадцати прибыли на правый берег Оби. Здесь находилось одно из отделений железной дороги с железнодорожными сараями и длинным рядом маленьких домиков для служащих. Я сделал несколько фотографий руководителей железной дороги, в том числе и министра, нашего хозяина. Чуть позже наш поезд выгнали на середину реки и остановили, чтобы я мог выставить объектив и сделать временные экспозиции.
Когда мы проснулись в четверг, поезд мчался сквозь жестокую метель. В полдень, когда мы приехали на станцию Омск, ветер все еще завывал, а снега навалило столько, что мы не могли разглядеть сам город, находящийся на расстоянии всего двух верст. Утром следующего дня погода немного улучшилась, и мы поехали на запад под самым серым небом. Снежные заграждения, как я отметил, были незначительными по сравнению с нашими снежными завалами в Скалистых горах. В тот день мы обедали в Челябинске, где проходит граница между российской и сибирской железнодорожными системами. За нами, сквозь тонкий снежный покров, виднелись Уральские горы.
Недалеко от воображаемой линии, отделяющей Азию от Европы, я наблюдал зрелище, которое произвело на меня глубокое впечатление. Я ехал в хвосте княжеского вагона, и, как только мы проехали переезд, из своего домика вышла смотрительница (женщина!), вышла на середину пути и стояла на месте, пока поезд был виден. Эта процедура, как мне сказали, была неизменной. Даже дорожные бригады прекращали работу, когда мы проходили, и стояли, задрав подбородки и свесив пятки. Казалось, все знали, что по их дороге едет министр сообщений.
В субботу вечером князь Хилков развлекал нас за ужином, пока мы неслись на максимальной скорости, а в воскресенье утром, незадолго до прибытия в Москву, состоялся неформальный прощальный завтрак, состоявший из бутербродов и вина. Когда мы подъезжали к Священному городу, серые тучи уже опустились, и мало что было видно из его величия.
Мы остановились на Казанском вокзале, где внушительная группа чиновников выстроилась для встречи Его Превосходительства. Словно взвод пехоты, они шестыми рядами маршировали по перрону. Прощание уже состоялось, и мы больше не видели князя Хилкова.
До нашего отеля "Континенталь", расположенного на Театральной площади в самом центре города, было еще далеко, и, направляясь к нему, мы понимали, что действительно возвращаемся в цивилизацию. Москва с ее миллионным населением разительно отличалась от всех мест, где мы побывали за последние месяцы.
Всемирная транспортная комиссия подходила к концу своего турне. Уже несколько недель все мы понимали, что распустимся либо в России, либо в Германии и вернемся домой, прежде чем "изучать" железные дороги Европы. Южная Америка совершенно не рассматривалась. У нас не было выбора. Деньги были на исходе, а первоначальные спонсоры потеряли интерес.
После двух дней, заполненных осмотром достопримечательностей, фотографированием и покупкой сувениров, мы отправились в Санкт-Петербург.
Теперь наша группа состояла из шести человек, так как жена и дочь Майора приехали из Дрездена, где они провели зиму.
Когда утром 31 января мы сошли с поезда в столице, нас встретил секретарь американского министра Брекенридж, который прислал свой экипаж, чтобы отвезти семью Пангбома в гостиницу. Стивенсон, Уинчелл и я последовали за ним в наемном транспорте, и все мы разместились в гостинице "Hotel d'Angleterre", расположенной почти под куполом великого Исаакиевского собора. Как только мы позавтракали, мы позвали мистера Брекенриджа, и после этой формальности я поспешил на прогулку по Невскому проспекту. Особой необходимости в физических нагрузках у меня не было, но я твердо решил, что ничто не должно помешать мне прогуляться хотя бы по одному из знаменитых европейских проспектов.
Я надеялся провести следующий день, фотографируя в Петербурге, но правила были очень строгими, и мое разрешение, даже при личном вмешательстве г-на Брекенриджа, было задержано на двадцать четыре часа. Поэтому вместо фотосъемки я отправился за покупками. Поскольку у меня оставалось всего 450 долларов на дорогу домой, я мог позволить себе потратить совсем немного. Но с помощью миссис Пангбом, которая была знакома с моей женой много лет назад в Балтиморе, мне удалось выбрать несколько изысканных булавок и брошей ручной работы, чтобы отвезти их домой Эмилии и моим дочерям. Убирая коробочки в карман, я понял, что мои девочки уже совсем взрослые, когда я увижу их снова: Луизе было уже семнадцать, а Хелли - почти четырнадцать.
В Петербурге я почти не фотографировал. На следующий день после моего похода по магазинам Пангбом сообщил нам, что он с женой и дочерью решил задержаться в Петербурге еще на несколько недель, а затем продолжить свое европейское турне частным образом. Он рекомендовал Стивенсону, Уинчеллу и мне немедленно отправиться в Германию, чтобы успеть на судно, которое должно было отплыть 18 февраля из Бремерхафена. При этом он вдруг осознал, что при возвращении к григорианскому календарю мы потеряем двенадцать дней. Если мы уедем этой же ночью, то сможем сделать это с комфортом и еще останется день-два на Берлин.
Последний день пребывания в Петербурге был отмечен проявлениями добрых чувств. Майор снял отдельную столовую и дал нам лучший ужин, какой только может дать Англетерр. Затем, после многочисленных тостов, мы отправились ночным экспрессом в Берлин.
На следующий день на границе, после формального досмотра багажа на таможне, мы пересели на германскую железную дорогу и рано утром в воскресенье сошли в Берлине.
По западному летоисчислению сейчас было 16 февраля, и времени оставалось так мало, что вместо запланированного отплытия на пароходе Lahn мы еще неделю ждали лайнер Spree Северогерманского Ллойда. Поскольку судно было небольшим и отправлялось не в сезон, стоимость проживания в первом классе составила всего $37,50 на человека, и эта экономия полностью покрыла расходы на проживание в течение дополнительной недели. И это было очень хорошо - когда 3 марта мы сошли на берег в Нью-Йорке, наш общий капитал не позволил бы одному из нас преодолеть более ста миль.
Заглянув в редакцию еженедельника Harper's Weekly (! фотка с мостом из него), я сел на поезд до Денвера. Дом теперь был привлекательнее всех королевств мира...
Отредактировано VECTOR (14-09-2023 22:06:11)
Что ж, большое спасибо. Предметно. Для глубокого погружения. А это часто очень заватывюще.
Что ж, большое спасибо. Предметно. Для глубокого погружения. А это часто очень заватывюще.
Да вот жалко, что фотки в оригинальном качестве нет, хотя бы с мостом.
Может в каких-то архивах и лежит, но просто не сосканена. Как я понял, у автора они по многим архивам лежат.
Автор также пишет, что именно у нас во время стоянки на правом берегу Оби пофотал начальство и Хилкова, но вот тоже не ясно, может это были другие фотки.
В общем, скорее всего, больше в иностранных источниках про наше место больше не найти.
Последнее было, короче...
PS golod, а что у вас вчера днём за видеозапись была у дома на Красном проспекте, 46?
Еду в автобусе, вижу из окна - golod стоит у стеночки дома, что-то говорит, хотя никого рядом нет.
Потом всё же увидел поодаль оператора с камерой, к земле прижимающегося... )))
видеозапись была у дома на Красном проспекте, 46?
да, но Красном, 22. Делаем очередной фильм "Дом на Красном". Предполагаю, что выложим во второй половине октября (хочу свалить в отпуск - искать древние кирпичи). Ещё два в производстве. Старые здесь - https://www.youtube.com/playlist?list=P … nKe9Xs6imv Некоторые (про Богданку) уже забанены и восстановлены.
Отредактировано golod (14-09-2023 22:57:13)
да, но Красном, 22. Делаем очередной фильм "Дом на Красном".
ОК, ясно-понятно!
Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Вопрос на засыпку » Поезд министра МПС князя Хилкова на льду реки Оби, 1896 г.