НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 20-х - 30-х » новос. фил. «Ассоц.худож-ков револ-ной России», мастер.игруш. деткомис


новос. фил. «Ассоц.худож-ков револ-ной России», мастер.игруш. деткомис

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

/

0

2

22 марта – 130 лет со дня рождения Иванова Александра Михайловича (1893, г. Екатеринбург –03.02.1980, г. Новосибирск), живописца, графика, художника декоративно-прикладного искусства, педагога. Организатор новосибирского филиала «Ассоциации художников революционной России», один из организаторов мастерской игрушек Сибирской детской комиссии.

ИВАНОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, педагог 130 лет со дня рождения Творческое наследие новосибирского художника Александра Михайловича Иванова (22.03.1893, Екатеринбург – 03.02.1980, Новосибирск) почти не сохранилось до наших дней и представлено в музейных собраниях города лишь немногими произведениями и архивными документами.
Между тем, он принадлежит к числу наиболее деятельных участников художественной жизни Сибири 1920– 1930-х гг . – и это обстоятельство побуждает высоко оценивать его роль в истории региональной культуры первой трети ХХ века . А. М. Иванов начал свой профессиональный путь как мастер декоративно-прикладного искусства.
Он получил образование в Екатеринбургской художественно-промышленной школе, которую окончил в 1915 г. со специальностью эмальера по металлу, серебру и золоту.
В 1917–1918 гг. молодой художник работал в Москве и Петрограде на фабриках знаменитой ювелирной компании Фаберже, национализированной в этот период.
В 1919 г. переехал в Новониколаевск. Новониколаевск (Новосибирск) 1920-х гг. предоставлял работавшим в нём художникам приоритетные возможности для развития графического творчества, благодаря многочисленным иллюстрированным журналам и газетам, выпускавшимся здесь.
Эти условия изменили первоначальное направление деятельности А. М. Иванова и позволили ему состояться как одарённому графику.
Особенности его индивидуальной манеры раскрываются в нескольких рисунках, хранящихся в фондах Новосибирского государственного художественного музея («Максим Степанович Лучихин, старожил Новосибирска», 1920-е; «Портрет шахтёра Ушакова», 1927; «Газовщик», 1927).
Они исполнены в своеобразной авторской технике, сочетающей чёрный карандаш, сангину, соус и лак, и отличаются живой характерностью созданных портретных образов.
В качестве художника-иллюстратора А. М. Иванов сотрудничал в 1920–1930-е гг. в газетах «Большевик» и «Советская Сибирь».
В середине 1920-х гг. Новосибирск оказался ведущим центром художественной жизни края, где отчётливо выразилась тенденция к преодолению разобщённости местной творческой среды.
А. М. Иванов играл заметную роль в складывавшемся активном профессиональном сообществе.
В 1926 г. он возглавил новосибирский филиал Ассоциации художников революционной России, вошедший позже в объединение «Новая Сибирь»; работал в комиссии по подготовке Первой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры и Всесибирского съезда художников, которые состоялись в Новосибирске в начале 1927 г.
Прочитанный им на съезде доклад «Искусство, художник, революция» вызвал оживлённую принципиальную дискуссию о реалистическом методе и значимости художественной формы в изобразительном искусстве.
С именем А. М. Иванова связана краткая, но яркая история мастерской игрушек Сибирской детской комиссии, организованной в Новосибирске в 1927 г.
Вместе со скульптором С. Р. Надольским и живописцем Н.А. Яновой-Надольской он увлечённо руководил работой этого необычного кустарного производства, состоявшего из цеха папье-маше, цехов мягкой и деревянной игрушек, цеха раскраски.
Взрослые придумывали формы игрушек 22 марта 1893  и выполняли их образцы, а тиражировали и раскрашивали эти изделия дети, бывшие беспризорники.
«Художники с большим удовольствием создавали отдельные типы и компоновали из кукол тематические сцены: «Отряд красных конников», «Хочу быть будённовцем», «Осторожно, снимаю!» и другие, – писал искусствовед П.Д.Муратов. – Больше всего удавались игрушки с жанровым агитационным характером».
Деятельность мастерской заслужила восхищённый отзыв наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского, посетившего её в 1928 г.
В 1938–1939 гг. А. М. Иванов входил в группу новосибирских художников, исполнявших монументально-декоративные работы в строящемся здании театра оперы и балета.
Задачей этой творческой бригады было детальное уточнение проекта оформления плафона зрительного зала, разработанного в московской мастерской академика архитектуры А.В.Щусева, подготовка эскизов в натуральную величину и непосредственное выполнение росписей плафона, фриза и портала сцены.
По воспоминаниям живописца А.А.Бертика, руководившего группой, А.М.Иванов был среди тех её членов, кому принадлежал самый значительный вклад в создание этого выдающегося произведения монументального искусства Новосибирска.
Произведения А.М.Иванова экспонировались на Третьей западносибирской краевой художественной выставке (1937), Пятой новосибирской областной художественной выставке (1940), выставке графики и акварели новосибирских художников (1939).
В военные годы он принимал участие в тематической экспозиции «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» (1942), представив на ней свои работы для «Окон ТАСС».
В профессиональной биографии А.М.Иванова большое место занимала преподавательская деятельность.
Имеются сведения об его педагогической работе в городском училище и женской гимназии Екатеринбурга (1915–1917), в реальном училище Каслинского завода (1918–1919), в собственной художественной студии при Губвоенкомате и отделе народного образования Новониколаевска (начало 1920-х), в учебных заведениях и студиях Новосибирска и Кемерова (1920–1950-е).
Старейший новосибирский художник Вениамин Карпович Чебанов, исполнивший в 1958 г.
выразительный графический портрет Иванова, тепло и уважительно вспоминал об Александре Михайловиче как о серьёзном, умном наставнике в искусстве рисунка.
В многогранной, активной творческой и общественной деятельности А. М. Иванова, которую он вёл в 1920–1930-е гг.., нашли выражение многие существенные черты художественной культуры Сибири того времени.

С.П.Голикова

©Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,2023 год_Гос.архив НСО, НГОНБ_состав. О.В.Выдрина и др._Новосибирск_НГОНБ_2022_208с

Усыновлен семьей М.Е. Иванова, крестьянина Полевского завода. Окончил Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (1915) по специальности эмальер по металлу, серебру и золоту. В 1912—14 параллельно с учебой работал художником коммерческого клуба. По окончании учебы в 1915—17 преподавал рисование в городском училище и женской гимназии. Позднее Иванов переведен в Петроград. В 1918—19 преподавал рисунок в реальном училище Каслинского завода. В 1919 вместе с училищем эвакуировался в Новониколаевск. Здесь преподавал в реальном училище, руководил созданной им художественной студией на 100 человек при губвоенкомате и отдельного народного образования. Работал литографом и художником в газете «Большевик», в 1923—27 — художником-карикатуристом в газете «Советская Сибирь». В 1925—26 Иванов — один из организаторов филиала АХРР, в 1927 — мастерской по росписи игрушки при Сибдеткомиссии. В 1928—32 занимался преподаванием рисунка в школах города (последний год — в Кемерове). В 1932 вернулся в Новосибирск и вновь устроился в газету «Советская Сибирь» художником-карикатуристом. С 1934 — художник товарищества «Художник» и консультант Дома народного творчества. Одной из самых значительных работ этого периода стала роспись фриза над порталом сцены и, вместе с другими художниками, потолка Дома Науки и Культуры (см. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, 1938—39). В годы Великой Отечественной войны принимал активное участие в выпуске «Окон ТАСС». В 1942 командирован в Юргинские лагеря для их художественного оформления. В этом же году Иванов создал при горпромторге цех деревянной игрушки, в котором работали жены красноармейцев, до 1947 — руководитель и инструктор. После войны работал в товариществе «Художник», преподавал в студиях города, швейном техникуме. В 1950 работал художником Дома моделей, одновременно преподавал там рисунок. Его работы находятся в Новосибирском государственном краеведческом музее и Новосибирской картинной галерее.

Лит.: Каталог выставки «50 лет Новосибирской организации Союза художников РСФСР». Новосибирск, 1985; Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.

Т.В. Гришанова

0


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Новосибирск 20-х - 30-х » новос. фил. «Ассоц.худож-ков револ-ной России», мастер.игруш. деткомис