?
Загадка первого шлюзования.
Сообщений 1 страница 33 из 33
Поделиться212-11-2022 12:46:12
Все, наверное, видели знаменитую фотографию первого шлюзования в Новосибирске 27 июня 1957 г. Корабль с начальством выходит из шлюза в аванпорт на Обском море:
Интересно, как такое могло произойти, если глубина верхнего порога шлюза - 6.2 м, а уровень воды в водохранилище в этот день согласно гидрологическому ежегоднику был примерно на 8.2 м ниже нормы (в Сосновке)? Этому речному трамвайчику типа М (ПТ) для прохода требовалось не менее метра глубины.
Отредактировано ss16011973 (12-11-2022 16:40:58)
Поделиться312-11-2022 13:00:48
ss16011973
У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )
Отредактировано Ромуальдович (12-11-2022 13:04:19)
Поделиться412-11-2022 13:06:01
У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )
Ну все равно, уровень воды для прохода ПТ тогда должен быть на метр выше над порогом шлюза. А так получается, что он, наоборот, на 2 метра ниже.
Поделиться512-11-2022 16:37:07
Возможная разгадка может быть получена, если внимательно сравнить эту фотографию с современной:
Поделиться614-11-2022 19:13:33
Из музея Советского района:
Все пытаюсь понять, как корабли могли проходить при уровне воды на 8.2 м ниже нормального подпорного уровня, когда верхний порог шлюза только на 6.2 м ниже НПУ. То ли порог потом нарастили, то и данные по уровню воды в Гидрологическом ежегоднике на эту дату были недостоверны.
При сравнении старой фотографии с современной видно, что при первом шлюзовании на верхних воротах использовали не штатный подъемный затвор, а запасной, ремонтно-аварийный. Но, наверное, не в этом дело.
Отредактировано ss16011973 (14-11-2022 19:20:34)
Поделиться714-11-2022 23:05:27
У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )
С ПТшками, даже перегруженными, более-менее понятно, "Служебный" и вовсе был почти пуст. Но если это кадры первого шлюзования, а крайним стоит ОМ у которого осадка 1,5 метра (!), то тогда точно загадка.
Отредактировано evg_e1 (14-11-2022 23:05:56)
Поделиться815-11-2022 05:13:25
С ПТшками, даже перегруженными, более-менее понятно, "Служебный" и вовсе был почти пуст. Но если это кадры первого шлюзования, а крайним стоит ОМ у которого осадка 1,5 метра (!), то тогда точно загадка.
На последней фотографии явно не первое шлюзование, а, скорее 1958 г. Уровень воды уже гораздо выше.
А про первое шлюзование я говорил, что официальный уровень воды в водохранилище на тот день был на 2 метра ниже официального же порога шлюза (на сегодня). Так что там ни то что ОМ или ПТ, но даже и бумажный кораблик не должен был бы проплыть. В этом и заключается загадка. Либо данные об уровне воды были недостоверны, либо порог шлюза тогда был ниже.
Поделиться916-11-2022 19:16:39
На последней фотографии явно не первое шлюзование,
Почему? Народ по берегу встречает переполненные ПТшки. Потом праздношляющимся перекрыли возможность ошиваться возле шлюзовых стенок и на территории шлюза.
Поделиться1016-11-2022 20:09:50
Почему?
Уровень воды выше. Даже пришлось приподнять железнодорожный мост.
Поделиться1114-10-2024 17:44:02
уровень воды для прохода ПТ тогда должен быть на метр выше над порогом шлюза. А так получается, что он, наоборот, на 2 метра ниже.
Участник строительства шлюза В.К. Черноголовка даёт этому невероятное на мой дилетантский взгляд объяснение: порог верхних ворот был изначально сделан на 4.2 м ниже проектной отметки, а затем, в течении временной эксплуатации он достраивался под водой водолазами.
(сначала зимой построили временную перемычку, осушили порог и наращивали его всухую до уровня воды 1958 г., а до уровня 1959 г , он же окончательный, наращивали уже под водой)
Подъемные ворота тоже менялись (сначала наращивались аварийные ворота, потом поставили основные - см. фотографию в п. 5).
Не знал, что бетонные работы можно вести под водой.
Отредактировано ss16011973 (14-10-2024 19:26:19)
Поделиться1214-10-2024 18:33:07
В этот день уже самого утра у шлюза стали появляться празднично одетые люди. Это были строители шлюза, гидростроители с левого берега, гости из областного города. К 13 часам дня все места, откуда можно было видеть камеры шлюза, были заняты людьми. К этому времени все камеры и головы шлюза были полностью очищены от мусора, члены приёмной комиссии собрались на верхней голове. Начальник вахты дважды объявил по радио: «Всем работникам срочно покинуть камеры шлюза, начинается наполнение камер». После заполнения всех камер шлюза до определённых отметок и открытия аварийных ворот на нижней голове начальник шлюза т.Романов докладывает председателю приёмной комиссии: «Шлюз готов для судопропуска». Председатель приёмной комиссии разрешает начать шлюзование. Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный». В носовой части палубы теплохода стоят секретарь обкома КПСС т.Бовторчук А.С., начальник строительства Новосибирской ГЭС т.Иванов В.В., начальник правобережного стройуправления т.Московченко А.Е., начальник Западно-Сибирского пароходства Платонов А.М., начальник бассейнового управления пути Голышкин Н.Т. и другие знатные руководители Новосибирской области. Теплоход прошёл все камеры шлюза и приблизился к финишной ленточке, натянутой перед стоп-линией верхнее-подходного канала. Ленточку перерезал секретарь обкома, под тысячу голосов «Ура!» теплоходы выходят на простор нового водохранилища. Пять лет, упорно трудились строители шлюза и заслуженно гордились своей победой. С этого момента начата эксплуатация судоходных сооружений, строители сумели обеспечить бесперебойную перевозку грузов водным транспортом.
Вот что за трос натянут поперек канала на фотографии в п. 2!
Отредактировано ss16011973 (14-10-2024 18:34:39)
Поделиться1315-10-2024 03:41:49
Вот что за трос натянут поперек канала на фотографии в п. 2!
Символическая ленточка открытия.
а как ПТ-шка называется ? неужто Стремительный ??
Поделиться1415-10-2024 11:49:34
а как ПТ-шка называется ? неужто Стремительный ??
Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный».
Думаю, 19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.
Поделиться1516-10-2024 23:07:56
Думаю, 19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.
Думаю, что так думаете не только вы..
вот я ещё например.. скорее всего и многие другие.
ПТ-шка была медительной и неспешной.. но она умела бегать быстро - раза два я видел стремительно несущуюся вниз ПТ-шку.. чуть ли не скорость Зари. )
-
"""Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный»."""
это надпись Служебный ?
Поделиться1617-10-2024 06:37:54
это надпись Служебный ?
Видимо да.
ПТ-шка была медительной и неспешной.. но она умела бегать быстро - раза два я видел стремительно несущуюся вниз ПТ-шку.. чуть ли не скорость Зари. )
19 км/ч.
Отредактировано ss16011973 (17-10-2024 07:24:31)
Поделиться1718-10-2024 03:05:07
"""Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный»."""
мне кажется, там больше чем девять букв.
-
19 км/ч.
Вы, Александр, не в ценовом отделе сети Монетка работаете? в той сети, где все ценники заканчиваются на ....9,99 ?
почему бы просто 20 не написать? )
это называется крейсерская скорость..
я же говоорю о том, что раза два видел очень быстро несущийся вниз, п о течению теплоход.
рулевой выжимал тогда точно на всю катушку.
И кстати, как минимум одна в стране носила название Быстрый.
-
вопрос Виктору:
Виктор, если вы нас читаете, скажите, пожалуйста - каков мог бы быть рекорд скорости у ПТ-шки вниз по течению ?
Как называется теплоход на фото в п.2 ?
Спасибо вам )
Поделиться1818-10-2024 08:52:18
Как называется теплоход на фото в п.2 ?
Поделиться1918-10-2024 09:04:54
Вы, Александр, не в ценовом отделе сети Монетка работаете? в той сети, где все ценники заканчиваются на ....9,99 ?
почему бы просто 20 не написать? )это называется крейсерская скорость..
я же говоорю о том, что раза два видел очень быстро несущийся вниз, п о течению теплоход.
Скорость 19 км/ч и мощность двигателя в 150 л/с были указаны на стенде в ныне не существующем здании речного вокзала. То есть, скорее всего, указывалась именно та модификация данного теплохода, которая эксплуатировалась у нас.
А вот здесь вообще указывается скорость в 17 км/ч, что вполне ожидаемо при такой малой мощности двигателя.
Думаю, что водоизмещающее судно в 40 т. с двигателем в 150 л/с не может двигаться так же быстро как глиссирующее в 30 т. с двигателем в 800 л/с.
Наверное этот корабль просто проехал близко от Вас.
Отредактировано ss16011973 (18-10-2024 09:09:02)
Поделиться2018-10-2024 23:41:19
Скорость 19 км/ч и мощность двигателя в 150 л/с
Так-то у "Служебного" было два дизеля 3Д6 по 150 кобыл каждый. Интересно, что тут "Служебный" явно навалился на "Сойку" и её и маломерку (катер) пришвартованную к С-19 (на заднем плане справа, а слева стоит С-5, который в свою очередь норовит навалиться на маломерку), потом переместят вперёд "Служебного".
Отредактировано evg_e1 (18-10-2024 23:43:31)
Поделиться2118-10-2024 23:56:05
19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.
Из-за обводов не расчитанных на большую скорость, тот-же "Служебный" разводил такую сильную волну, что даже суда с куда большим водоизмещением не радостно ходили ему в след
Поделиться2219-10-2024 06:59:16
Служебный
...
Наверное этот корабль просто проехал близко от Вас.
Вот так комплиманд, Александр, от вас )) Великолепно !! уел ))
Поделиться2319-10-2024 11:51:10
Вопрос конечно интересный...
А вот кто объяснит разницу между фото п. 18 и п. 20 ???
Поделиться2419-10-2024 15:12:25
А вот кто объяснит разницу между фото п. 18 и п. 20 ???
Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.
Поделиться2519-10-2024 16:34:35
Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.
Присмотрелся и полагаю вы правы - п 20, это вторая камера
Поделиться2619-10-2024 16:54:00
Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.
Шустрый фотограф попался,но за один час управился...
Поделиться2719-10-2024 19:28:27
Так-то у "Служебного" было два дизеля 3Д6 по 150 кобыл каждый.
Действительно, его можно было бы назвать и Стремительным. Для обычного ПТ указывают один мотор в 150 л.с., а здесь - целых 2. Получается, что корабль был очень нестандартный. Но Зарю, думаю. все равно не нагнал бы.
Отредактировано ss16011973 (19-10-2024 19:31:54)
Поделиться2820-10-2024 10:03:29
Но Зарю, думаю. все равно не нагнал бы
Это точно. Он же имел водоизмещающий корпус, предназначенный для комфортного плаванья, тое мало подверженный качке. Правда есть у меня сомнение - у Служебного поверх верхней палубы наварен салон от "С" и завышена рубка, что сильно сместило его центр опрокидованья, следовательно необходимо возить в трюме бóльший по объёму балласт, а значит и нужен более мощный привод, тое второй дизель. Из-за увеличившеся мощности на валах, должна возникать сильнейшая кавитация на гребных винтах, тк водоизмещающий корпус не даст судну разогнаться выше проектной скорости и вода будет просто кипеть на лопастях винтов приводя к их преждевременному износу и снижению КПД всего движетеля, следовательно необходимо было заменить и винты (ну или винт если он один, что мало вероятно) со значительно бóльшим упором и скорее всего с иным шагом, нежели у заводских винтов. По этому думается мне, на фото, на "С"ках народу много, а на "Служебном" нет - осадка у него больше, чем у обычных "Москвичей" и иллюминаторы вместо окон не просто так поставили.
Отредактировано evg_e1 (21-10-2024 23:00:25)
Поделиться2921-10-2024 06:11:28
... что сильно сместило его цент опрокидованья, следовательно необходимо возить в трюме бóльший по объёму балласт, а значит и нужен более мощный привод, тое второй дизель. ...
Заметь - второй движок сам по себе уже есть балласт. )
Поделиться3021-10-2024 14:10:45
по себе уже есть балласт.
Ты ваще в курсе где он стоял? В трюме ПТэшки был хоть раз? В машинном отделении?
Отредактировано evg_e1 (21-10-2024 23:29:47)
Поделиться3123-10-2024 01:58:55
Ты ваще в курсе где он стоял? В трюме ПТэшки был хоть раз? В машинном отделении?
Нет, не в курсе..
и в трюме никогда не был..
я, ты же знаешь, только - туристом на палубе в панаме, с тёлками и коктейлями.
и здесь я не один такой.
Ты бы лучше взял и рассказал бы об этом.. а то, как-то не по краеведчески это совсем.
Тем более, что рассказываешь ты ясно и понятно в отличие от меня.
Поделиться3223-10-2024 23:08:24
Нет, не в курсе..
и в трюме никогда не был
Ну так по сути нету у него трюма, а лонжероны машинного отделения лежат на шпангоутах корпуса судна. Дизель 3д6 - это по военному "сотка" - половинка от В-2 известного авиционного v-образного двигателя с развалом в 75 град. родом из 30-х годов (оказался оч. удачным и после массы модернизаций производится и сегодня для электро-генераторов, тепловозов, танков, судов). Догадываюсь почему не воткнули полноценный v-образный, а поставили второй рядник - там места вовсе нет - "сотка"-то с трудом входит, а ещё маслобак, поди литров на 200 МТ-16, топливные танки с запасом на 3 суток хода, муфта, генератор. Я думаю два рядных дизеля стояли соосно, друг за другом, при чём первая "сотка" не вошла нормально и ей сделали тот самый "лоб" торчащий далеко вперёд и видимо кастривавший передний салон. А второй задний мотор и муфту, сдвинули ближе к корме. И где там балласт размещать, я вовсе не понимаю.
В-2
3д6
Отредактировано evg_e1 (23-10-2024 23:14:03)
Поделиться3325-10-2024 09:41:26
Ну так по сути нету у него трюма ...
Пол внизу, что в обоих салонах, что в машинном отделении - был ниже уровня забортной воды.. разве это не трюм ??
впрочем, это неважно..
... И где там балласт размещать, я вовсе не понимаю.
Да, там было очень тесно.. разложить равномерно мешки с песком или какие-нибудь ж/б конструкции для балласта было негде.. разве, только что, на самом полу.. и то вошло бы немного.
но ПТэшка мне запомнилась остойчивостью.
Лето, жара, все торчат наверху - на скамейках передней и задней палубы и посредине по бортам - а ей ничего.
а вот на Оме, когда он подходил, к примеру, к Октябрьской - сверху, из рубки часто раздавался крик в мегафон:
-не собирайтесь по левому борту! Разойдитесь сейчас же!!
двадцать человек соберутся на левом борту, причём посередине - и они уже пугаются этого.