НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Загадка первого шлюзования.

Сообщений 1 страница 33 из 33

1

?

0

2

Все, наверное, видели знаменитую фотографию первого шлюзования в Новосибирске 27 июня 1957 г. Корабль с начальством выходит из шлюза в аванпорт на Обском море:

https://fleetphoto.ru/photo/00/24/90/24902.jpg

Интересно, как такое могло произойти, если глубина верхнего порога шлюза - 6.2 м, а уровень воды в водохранилище в этот день согласно гидрологическому ежегоднику был примерно на 8.2 м ниже нормы (в Сосновке)? Этому речному трамвайчику типа М (ПТ) для прохода требовалось не менее метра глубины.

Свернутый текст

Отредактировано ss16011973 (12-11-2022 16:40:58)

+2

3

ss16011973
У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )

Отредактировано Ромуальдович (12-11-2022 13:04:19)

+1

4

Ромуальдович написал(а):

У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )

Ну все равно, уровень воды для прохода ПТ тогда должен быть на метр выше над порогом шлюза. А так получается, что он, наоборот, на 2 метра ниже.

0

5

Возможная разгадка может быть получена, если внимательно сравнить эту фотографию с современной:

https://ic.pics.livejournal.com/gelio/17387857/929830/929830_original.jpg

0

6

Из музея Советского района:

Все пытаюсь понять, как корабли могли проходить при уровне воды на 8.2 м ниже нормального подпорного уровня, когда верхний порог шлюза только на 6.2 м ниже НПУ. То ли порог потом нарастили, то и данные по уровню воды в Гидрологическом ежегоднике на эту дату были недостоверны.

При сравнении старой фотографии с современной видно, что при первом шлюзовании на верхних воротах использовали не штатный подъемный затвор, а запасной, ремонтно-аварийный. Но, наверное, не в этом дело.

Отредактировано ss16011973 (14-11-2022 19:20:34)

+1

7

Ромуальдович написал(а):

У ПТ осадка 0,8 м. Всё под контролем ( всё идёт по плану )

С ПТшками, даже перегруженными, более-менее понятно, "Служебный" и вовсе был почти пуст. Но если это кадры первого шлюзования, а крайним стоит ОМ у которого осадка 1,5 метра (!), то тогда точно загадка.

https://i.ibb.co/9Zp9G3H/1957.jpg

Отредактировано evg_e1 (14-11-2022 23:05:56)

0

8

evg_e1 написал(а):

С ПТшками, даже перегруженными, более-менее понятно, "Служебный" и вовсе был почти пуст. Но если это кадры первого шлюзования, а крайним стоит ОМ у которого осадка 1,5 метра (!), то тогда точно загадка.

На последней фотографии явно не первое шлюзование, а, скорее 1958 г. Уровень воды уже гораздо выше.

А про первое шлюзование я говорил, что официальный уровень воды в водохранилище на тот день был на 2 метра ниже официального же порога шлюза (на сегодня). Так что там ни то что ОМ или ПТ, но даже и бумажный кораблик не должен был бы проплыть. В этом и заключается загадка. Либо данные об уровне воды были недостоверны, либо порог шлюза тогда был ниже.

+1

9

ss16011973 написал(а):

На последней фотографии явно не первое шлюзование,

Почему? Народ по берегу встречает переполненные ПТшки. Потом праздношляющимся перекрыли возможность ошиваться возле шлюзовых стенок и на территории шлюза.

0

10

evg_e1 написал(а):

Почему?

Уровень воды выше. Даже пришлось приподнять железнодорожный мост.

+1

11

ss16011973 написал(а):

уровень воды для прохода ПТ тогда должен быть на метр выше над порогом шлюза. А так получается, что он, наоборот, на 2 метра ниже.

Участник строительства шлюза В.К. Черноголовка даёт этому невероятное на мой дилетантский взгляд объяснение: порог верхних ворот был изначально сделан на 4.2 м ниже проектной отметки, а затем, в течении временной эксплуатации он достраивался под водой водолазами.

(сначала зимой построили временную перемычку, осушили порог и наращивали его всухую до уровня воды 1958 г., а до уровня 1959 г , он же окончательный, наращивали уже под водой)

Подъемные ворота тоже менялись (сначала наращивались аварийные ворота, потом поставили основные - см. фотографию в п. 5).

Не знал, что бетонные работы можно вести под водой.

Отредактировано ss16011973 (14-10-2024 19:26:19)

+2

12

В этот день уже самого утра у шлюза стали появляться празднично одетые люди. Это были строители шлюза, гидростроители с левого берега, гости из областного города. К 13 часам дня все места, откуда можно было видеть камеры шлюза, были заняты людьми. К этому времени все камеры и головы шлюза были полностью очищены от мусора, члены приёмной комиссии собрались на верхней голове. Начальник вахты дважды объявил по радио: «Всем работникам срочно покинуть камеры шлюза, начинается наполнение камер». После заполнения всех камер шлюза до определённых отметок и открытия аварийных ворот на нижней голове начальник шлюза т.Романов докладывает председателю приёмной комиссии: «Шлюз готов для судопропуска». Председатель приёмной комиссии разрешает начать шлюзование. Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный». В носовой части палубы теплохода стоят секретарь обкома КПСС т.Бовторчук А.С., начальник строительства Новосибирской ГЭС т.Иванов В.В., начальник правобережного стройуправления т.Московченко А.Е., начальник Западно-Сибирского пароходства Платонов А.М., начальник бассейнового управления пути Голышкин Н.Т. и другие знатные руководители Новосибирской области. Теплоход прошёл все камеры шлюза и приблизился к финишной ленточке, натянутой перед стоп-линией верхнее-подходного канала. Ленточку перерезал секретарь обкома, под тысячу голосов «Ура!» теплоходы выходят на простор нового водохранилища. Пять лет, упорно трудились строители шлюза и заслуженно гордились своей победой. С этого момента начата эксплуатация судоходных сооружений, строители сумели обеспечить бесперебойную перевозку грузов водным транспортом.

Вот что за трос натянут поперек канала на фотографии в п. 2!

Отредактировано ss16011973 (14-10-2024 18:34:39)

+2

13

ss16011973 написал(а):

Вот что за трос натянут поперек канала на фотографии в п. 2!

Символическая ленточка открытия.

а как ПТ-шка называется ? неужто Стремительный  ??

0

14

Михаил Цененко написал(а):

а как ПТ-шка называется ? неужто Стремительный  ??

ss16011973 написал(а):

Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный».

Думаю, 19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.

0

15

ss16011973 написал(а):

Думаю, 19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.

Думаю, что так думаете не только вы..
вот я ещё например.. скорее всего и многие другие.

ПТ-шка была медительной и неспешной.. но она умела бегать быстро - раза два я видел стремительно несущуюся вниз ПТ-шку.. чуть ли не скорость Зари. )

-

"""Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный»."""

https://i.ibb.co/FzQSRW3/225842.png

это надпись Служебный ?

0

16

Михаил Цененко написал(а):

это надпись Служебный ?

Видимо да.

Михаил Цененко написал(а):

ПТ-шка была медительной и неспешной.. но она умела бегать быстро - раза два я видел стремительно несущуюся вниз ПТ-шку.. чуть ли не скорость Зари. )

19 км/ч.

Отредактировано ss16011973 (17-10-2024 07:24:31)

0

17

"""Первым в камеры шлюза заходит теплоход «Служебный»."""

мне кажется, там больше чем девять букв.

-

ss16011973 написал(а):

19 км/ч.

Вы, Александр, не в ценовом отделе сети Монетка работаете? в той сети, где все ценники заканчиваются на ....9,99 ?
почему бы просто 20 не написать? )

это называется крейсерская скорость..
я же говоорю о том, что раза два видел очень быстро несущийся вниз, п о течению теплоход.

рулевой выжимал тогда точно на всю катушку.

И кстати, как минимум одна в стране носила название Быстрый.

-

вопрос Виктору:

Виктор, если вы нас читаете, скажите, пожалуйста - каков мог бы быть рекорд скорости у ПТ-шки вниз по течению ?

Как называется теплоход на фото в п.2 ?

Загадка первого шлюзования.

Спасибо вам  )

0

18

Михаил Цененко написал(а):

Как называется теплоход на фото в п.2 ?

https://sun9-58.userapi.com/impg/RG2yy4uzFVgno4bRdr5WlRTZj85V2OUvfhBAXA/GOf1_nReWCI.jpg?size=1280x787&quality=95&sign=af22fbd3f6f8f134d19ac9e0d9caa4fd&type=album

+1

19

Михаил Цененко написал(а):

Вы, Александр, не в ценовом отделе сети Монетка работаете? в той сети, где все ценники заканчиваются на ....9,99 ?
почему бы просто 20 не написать? )

это называется крейсерская скорость..
я же говоорю о том, что раза два видел очень быстро несущийся вниз, п о течению теплоход.

Скорость 19 км/ч и мощность двигателя в 150 л/с были указаны на стенде в ныне не существующем здании речного вокзала. То есть, скорее всего, указывалась именно та модификация данного теплохода, которая эксплуатировалась у нас.

А вот здесь вообще указывается скорость в 17 км/ч, что вполне ожидаемо при такой малой мощности двигателя.

Думаю, что водоизмещающее судно в 40 т. с двигателем в 150 л/с не может двигаться так же быстро как глиссирующее в 30 т. с двигателем в 800 л/с.

Наверное этот корабль просто проехал близко от Вас.

Отредактировано ss16011973 (18-10-2024 09:09:02)

+1

20

ss16011973 написал(а):

Скорость 19 км/ч и мощность двигателя в 150 л/с

Так-то у "Служебного" было два дизеля 3Д6 по 150 кобыл каждый. Интересно, что тут "Служебный" явно навалился на "Сойку" и её и маломерку (катер)  пришвартованную к С-19 (на заднем плане справа, а слева стоит С-5, который в свою очередь норовит навалиться на маломерку), потом переместят вперёд "Служебного".
https://e.radikal.host/2024/10/18/OTKRYTIE-SLYZA.jpg

Отредактировано evg_e1 (18-10-2024 23:43:31)

+2

21

ss16011973 написал(а):

19 км/ч даже для 1957 г. было не слишком стремительно.

Из-за обводов не расчитанных на большую скорость, тот-же "Служебный" разводил такую сильную волну, что даже суда с куда большим водоизмещением не радостно ходили ему в след
https://i.ibb.co/gvrHV0j/1955.jpg

+2

22

Служебный :)

ss16011973 написал(а):

...
Наверное этот корабль просто проехал близко от Вас.

Вот так комплиманд, Александр, от вас )) Великолепно !! уел  ))

https://youtu.be/WNVzFDOWfB0

0

23

Вопрос конечно интересный... https://forumstatic.ru/files/000a/1b/4d/64706.gif
А вот кто объяснит разницу между фото п. 18 и п. 20 ???

0

24

Morozi1ka написал(а):

А вот кто объяснит разницу между фото п. 18 и п. 20 ???

Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.

+1

25

ss16011973 написал(а):

Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.

Присмотрелся и полагаю вы правы - п 20, это вторая камера

0

26

ss16011973 написал(а):

Думаю, это разные шлюзовые камеры. П. 18 - нижняя, п. 20 - средняя.

Шустрый фотограф попался,но за один час управился... https://forumupload.ru/uploads/000a/1b/4d/725-2.gif

0

27

evg_e1 написал(а):

Так-то у "Служебного" было два дизеля 3Д6 по 150 кобыл каждый.

https://i.ibb.co/XWdSpZk/image.jpg

Действительно, его можно было бы назвать и Стремительным. Для обычного ПТ указывают один мотор в 150 л.с., а здесь - целых 2. Получается, что корабль был очень нестандартный. Но Зарю, думаю. все равно не нагнал бы.

Отредактировано ss16011973 (19-10-2024 19:31:54)

0

28

ss16011973 написал(а):

Но Зарю, думаю. все равно не нагнал бы

Это точно. Он же имел водоизмещающий корпус, предназначенный для комфортного плаванья, тое мало подверженный качке. Правда есть у меня сомнение - у Служебного поверх верхней палубы наварен салон от "С" и завышена рубка, что сильно сместило его центр опрокидованья, следовательно необходимо возить в трюме бóльший по объёму балласт, а значит и нужен более мощный привод, тое второй дизель. Из-за увеличившеся мощности на валах, должна возникать сильнейшая кавитация на гребных винтах, тк водоизмещающий корпус не даст судну разогнаться выше проектной скорости и вода будет просто кипеть на лопастях винтов приводя к их преждевременному износу и снижению КПД всего движетеля, следовательно необходимо было заменить и винты (ну или винт если он один, что мало вероятно) со значительно бóльшим упором и скорее всего с иным шагом, нежели у заводских винтов. По этому думается мне, на фото, на "С"ках народу много, а на "Служебном" нет - осадка у него больше, чем у обычных "Москвичей" и иллюминаторы вместо окон не просто так поставили.

Отредактировано evg_e1 (21-10-2024 23:00:25)

+2

29

evg_e1 написал(а):

... что сильно сместило его цент опрокидованья, следовательно необходимо возить в трюме бóльший по объёму балласт, а значит и нужен более мощный привод, тое второй дизель. ...

Заметь - второй движок сам по себе уже есть балласт.  )

+1

30

Михаил Цененко написал(а):

по себе уже есть балласт.

Ты ваще в курсе где он стоял? В трюме ПТэшки был хоть раз? В машинном отделении?

Отредактировано evg_e1 (21-10-2024 23:29:47)

+1

31

evg_e1 написал(а):

Ты ваще в курсе где он стоял? В трюме ПТэшки был хоть раз? В машинном отделении?

Нет, не в курсе..
и в трюме никогда не был..
я, ты же знаешь, только - туристом на палубе в панаме, с тёлками и коктейлями.

и здесь я не один такой.

Ты бы лучше взял и рассказал бы об этом.. а то, как-то не по краеведчески это совсем.

Тем более, что рассказываешь ты ясно и понятно в отличие от меня.

0

32

Михаил Цененко написал(а):

Нет, не в курсе..
и в трюме никогда не был

Ну так по сути нету у него трюма, а лонжероны машинного отделения лежат на шпангоутах корпуса судна. Дизель 3д6 - это по военному "сотка" - половинка от В-2 известного авиционного v-образного двигателя с развалом в 75 град. родом из 30-х годов (оказался оч. удачным и после массы модернизаций производится и сегодня для электро-генераторов, тепловозов, танков, судов). Догадываюсь почему не воткнули полноценный v-образный, а поставили второй рядник - там места вовсе нет - "сотка"-то с трудом входит, а ещё маслобак, поди литров на 200 МТ-16, топливные танки с запасом на 3 суток хода, муфта, генератор. Я думаю два рядных дизеля стояли соосно, друг за другом, при чём первая "сотка" не вошла нормально и ей сделали тот самый "лоб" торчащий далеко вперёд и видимо кастривавший передний салон. А второй задний мотор и муфту, сдвинули ближе к корме. И где там балласт размещать, я вовсе не понимаю.
В-2
https://a.d-cd.net/141c6a6s-1920.jpg

3д6
https://otvet.imgsmail.ru/download/226249939_94f7873d55559d21c72131ad0276d72b_800.jpg

Отредактировано evg_e1 (23-10-2024 23:14:03)

+2

33

evg_e1 написал(а):

Ну так по сути нету у него трюма ...

Пол внизу, что в обоих салонах, что в машинном отделении - был ниже уровня забортной воды.. разве это не трюм ??

впрочем, это неважно..

evg_e1 написал(а):

... И где там балласт размещать, я вовсе не понимаю.

Да, там было очень тесно.. разложить равномерно мешки с песком или какие-нибудь ж/б конструкции для балласта было негде.. разве, только что, на самом полу.. и то вошло бы немного.

но ПТэшка мне запомнилась остойчивостью.
Лето, жара, все торчат наверху - на скамейках передней и задней палубы и посредине по бортам - а ей ничего.

а вот на Оме, когда он подходил, к примеру, к Октябрьской - сверху, из рубки часто раздавался крик в мегафон:
-не собирайтесь по левому борту! Разойдитесь сейчас же!!

двадцать человек соберутся на левом борту, причём посередине - и они уже пугаются этого.

0