эта тема в виде статьи (2012 год)
Что думали купцы о дате основания Новониколаевска?
Когда заходит речь о начальной истории нашего города или дате его основания, часто приводится дата 20 марта 1894 года, якобы новониколаевские купцы считали её точкой отсчета города, так как в этот день открылся универсальный магазин Евграфа Жернакова. Вероятно, в этом утверждении присутствует доля легендарности, потому что никто не поясняет, кто, собственно, из купцов так считал?
Документы, хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области и фондах Новосибирского краеведческого музея, позволяют установить, что мы действительно имеем дело с очередной легендой о рождении города.
Человеком, который связал основание города с открытием «первого» магазина, был Михаил Варсанофьевич Можаров – приказчик колыванского купца Евграфа Жернакова. Именно Можарову было поручено построить и открыть магазин в бурно развивающемся поселке. Много лет спустя, в 1919 г., свои воспоминания он отправил в газету «Русская Речь» [8, с.1], в 1927 г. – в «Советскую Сибирь» (но газета не опубликовала материалы) [2, л. 6-9], а в марте 1928 года Можаров обратился в Общество изучения Сибири и её производительных сил, которое в то время активно собирало информацию об истории города. [2, л.1-5]
В воспоминаниях приказчик подробно описывает, как планировался и был построен тот самый «первый» магазин, который, по заключению Можарова, «положил начало чисто коммерческой жизни города». Его разновременные воспоминания содержат любопытные сведения о некоторых нюансах начальной жизни поселка, но выводы о значении открытия магазина Можаров делает совершенно неожиданные и весьма субъективные. Анализ стиля М.В. Можарова наводит на мысль, что он был честолюбивым человеком и очень хотел остаться в истории города. Изложив свое личное мнение на историю зарождения Новониколаевска, он хотел признания именно своей деятельности, а не купца Жернакова, о котором упоминает лишь вскользь. Приведу цитаты: «Считая Новосибирск своим родным городом, а себя его первым гражданином, положившим начало его частной и коммерческой жизни, меня интересует все его касающееся…», «…хорошо бы было, если б… на этом первом доме была бы прибита доска, что это первый дом, построенный в Новосибирске…» [2, л. 4] Но его аргументы не выглядят убедительными: так, сообщая, что «открытие магазина было приурочено к первому базару», и что к этому дню «уже многие торговцы перебрались из с. Кривощёково на правую сторону, построив свои временные бараки», Можаров убеждает нас в том, что магазин Жернакова – совсем не первый дом и не первый магазин, а, в лучшем случае, самый богатый и добротно построенный. Спорить о том, был ли магазин первым на момент весны 1894 г., нет никакой нужды, так как в картографических материалах Алтайского округа уже в 1893 г. на территории Кривощековского выселка обозначены не только торговые точки, но и кустарные предприятия. [1]
Что мы знаем о личности и деятельности приказчика Можарова? Из его сообщений следует, что приехал он из Колывани, став приказчиком Жернакова. По его же словам, был первым церковным старостой в новом поселке, входил в комитет по постройке собора Александра Невского. С 1905 г. жил на углу улиц Асинкритовской и Гондатти в собственном одноэтажном деревянном доме (3, Л.25), занимался торговлей бакалейными товарами, винами, одеждой, на Николаевском проспекте имел винно-бакалейный магазин. В годы нэпа был председателем правления «Сибирского Товарищества Ответственного труда». [4, VIII отд., с. 7] То есть, судя по имеющимся документам, это был достаточно обеспеченный и активный житель города, причем настолько активный, что, даже покинув Новосибирск в 1926 г., принимал живейшее участие в написании его истории.
Впервые в историческом исследовании воспоминания Можарова были использованы в книге «Новосибирск в историческом прошлом», в главе, посвященной проблеме определения даты основания города. Здесь авторы легко приписали мнение приказчика купцам города, хотя здесь же подвергли критике эту точку зрения, назвав её «надуманной претензией». [6, с. 44] Далее, в книге «Новосибирск. 100 лет. События. Люди» это суждение уже выдается как факт: «20 марта. На территории первой базарной площади в устье Каменки открыт магазин «универсальной» торговли купца Е.А. Жернакова. Купцы Новониколаевска считали эту дату днем рождения города, подчеркивая этим, что своим возникновением он обязан им, купцам». [7, с. 24] Легенда сформировалась и, нужно отметить, новосибирцам весьма пришлась по вкусу.
Но были и другие точки зрения. На том же заседании Общества изучения Сибири, где был представлен доклад Можарова, присутствовал Николай Павлович Литвинов – человек, на чьих глазах рос и развивался город. В Краеведческом музее хранится рукописный текст его воспоминаний, написанных, по-видимому, по итогам заседания. Упоминая фамилию Можарова, Литвинов пишет: «присутствуя на заседании секции истории Новосибирска, был удивлен, что многих документов докладчик в руках не имел, но скажу безошибочно, что докладчиком приложено максимум усилий, чтобы найти ключ к росту города. Не входя в оценку его, докладчика, труда, далее решил помочь секции, дать материал, чтобы легче выйти на точный путь, по которому развивался город, увенчанный наименованием Сибирской столицы». Этот «точный путь» заключался отнюдь не в той легенде, которую предложил Можаров, а являл собой прозу жизни, и Литвинов пишет: «в развитии города сыграли два стимула: естественное экономическое тяготение округов к Ново-Николаевску и настойчивое завоевание тех, изложенных мною условий, при которых город шагал семимильными шагами» [5, л. 4]. В воспоминаниях, не лишенных лирических отступлений, Литвинов останавливается на главной проблеме города – арендных условиях пользования землей и описывает, как представители Новониколаевска добивались в столичных кабинетах решения о выкупе. Собственно, именно это ставит Литвинов в заслугу «отцам города», называя их имена и должности, кроме него самого, это – И.М. Луканин, А.И. Горлов, Г.Д. Маштаков.
В заключении подчеркну, что новониколаевские купцы не заявляли о своей роли в основании города, тем более, не вели его отсчет с даты открытия отдельно взятого магазина, по крайней мере, мы не располагаем таковыми источниками дореволюционного времени. Например, в официальном, можно сказать, «купеческом» альбоме «Виды г. Новониколаевска 1895-1913 гг.», в предисловии, которое приписывается купцу и городскому голове В.И. Жернакову, ничего не говорится о магазине Е.А. Жернакова, а, наоборот, выдвигается совершенно другая идея: «…в 1893 г. Великий Сибирский железнодорожный путь перерезал… реку Обь и с этого момента в узле пересечения зародилась новая жизнь. Первыми обитателями города явились строители и рабочие по постройке моста». Нет упоминаний о магазине Жернакова и в «Краткой истории города» в «Справочнике по городу Ново-Николаевску», изданном также Н.П. Литвиновым в 1912 г., нет ничего и в сведениях о городе в многочисленных «Торгово-промышленных календарях».
Библиографический список:
1. ГААК, ф. 50, оп.1, Д. 62.
2. ГАНО, ф. 217, оп.1, Д.116.
3. ГАНО, ф. Д-97, оп.1 Д.9.
4. Весь Новониколаевск: адресно-справочная книга. 1924-1925. – Новониколаевск, 1925.
5. ГАУК НСО НГКМ. Литвинов Н.П. «К развитию Новониколаевска, ныне Новосибирска» № ОФ-17417/1.
6. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом. – Новосибирск: Наука, 1978.
7. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. – Новосибирск: «Наука», 1993.
8. Русская речь. 1919. 2 апреля.
а также здесь, с комментариями
http://io.nios.ru/articles2/74/15/chto- … ska?page=1