НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Деревня/село Дубровино

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

...

Отредактировано VECTOR (28-04-2022 16:46:02)

0

2

Где это примечательное место?
Поискать в интернете по изображениям не получится. :)

https://i.ibb.co/QYzkwRw/image.jpg

Отредактировано VECTOR (28-04-2022 09:52:01)

+2

3

Мудрено... но, впрочем, рискну. Место впадения протоки Луговой в Обь. Кажется, и  Уень видать...

+1

4

Ромуальдович написал(а):

Мудрено... но, впрочем, рискну. Место впадения протоки Луговой в Обь. Кажется, и  Уень видать...

Ромуальдович, как я понял, вы подразумевали вот этот квадрат.
Т.е., вроде, как садовый участок Аграрник на плане указан. Верно понял?
Ну, а что, и правда похоже.

https://i.ibb.co/7bX6nXN/image.jpg

За попытку вам "+", но имелось в виду несколько другое место. :)

А план действительно мудрёный, где-то из первой четверти 1800-х годов (точно не знаю).
Если сейчас сравнить это место на снимке со спутника и этот план, то мало что можно найти похожего, скорее говоря - ничего.
Сделаю подсказку - это место было одним из претендентов на "будущий Новосибирск".

0

5

VECTOR написал(а):

Сделаю подсказку - это место было одним из претендентов на "будущий Новосибирск".

Одним из претендентов была Колывань

+1

6

Я на Чаус подумала, но на другом берегу вроде ничего жилого нет и не было.

+1

7

deos54 написал(а):

Одним из претендентов была Колывань

Вероятно, что были ещё какие-то.

secretlass написал(а):

Я на Чаус подумала, но на другом берегу вроде ничего жилого нет и не было.

Может стоит немного расширить географию поисков? :)

0

8

Тогда Дубровина? Совершенно непохоже, как Вы и говорили :-)

+1

9

ss16011973 написал(а):

Тогда Дубровина

Да.
Вроде, как у Дубровино тоже вариант для моста рассматривали, не обязательно вот прямо по самому Дубровино, конечно.
Так что какая-то вероятность быть где-то там Новосибирску тоже была.

Так или иначе, но тут был официальный перевоз по Сибирскому тракту через Обь.
Слева дорога к деревне Орская, а справа к Ташаринской.
Тогда Дубровино было ещё на левом берегу, а позже стало на правом, как и сейчас.
Что это за остров там посреди не знаю, может остров Дубровино/Каменный (см.план1898-го). Протока не понятно откуда шла. На правом берегу что-то нет речки Шумиха.
Непонятная карта, короче...

Вот тут этот план с подписью сверху, которую я обрезал в загадке, и в хорошем разрешении; можно сравнить с планом 1898-го

https://i.ibb.co/7CHPp1z/image.jpg       https://i.ibb.co/4RCz88J/1898.jpg

Пара вырезок из Сибирский вестник из 1896-го про перемены в Дубровино

https://i.ibb.co/JyyXZgh/1896-1.jpg https://i.ibb.co/p16Nr6T/1896-2.jpg

Отредактировано VECTOR (28-04-2022 16:42:55)

+5

10

VECTOR написал(а):

Вот тут этот план с подписью сверху, которую я обрезал в загадке, и в хорошем разрешении; можно сравнить с планом 1898-го

Вот ведь как нынешнюю улицу Советскую не в ту сторону выгнуло.
На участке, отведённом под "Казенное Полуетапное Помещение" нынче расположена Администрация Дубровинского сельсовета.

+1

11

Ирландец написал(а):

На участке, отведённом под "Казенное Полуетапное Помещение" нынче расположена Администрация Дубровинского сельсовета.

А я вот "казённой почтовый домъ" искал-искал-искал и не нашёл нашёл. ))

Кстати, в качестве нагрузочной загадки, подскажите, что это за такой "Красный Яр", где Антон Павлович Чехов ожидал лодку до Дубровино в мае-месяце 1890-го по дороге на Сахалин? :)

http://chehov-lit.ru/chehov/text/putevy … sibiri.htm

V

Наказание с этим разливом! В Колывани мне не дают почтовых лошадей; говорят, что по берегу Оби затопило луга, нельзя ехать. Задержали даже почту и ждут насчет ее особого распоряжения.

Станционный писарь советует мне ехать на вольных в какой-то Вьюн, а оттуда в Красный Яр; из Красного Яра меня повезут верст 12 на лодке в Дубровино, и там уж мне дадут почтовых лошадей. Так и делаю: еду во Вьюн, потом в Красный Яр... Привозят меня к мужику Андрею, у которого есть лодка.

— Есть лодка, есть! — говорит Андрей, мужик лет 50, худощавый, с русой бородкой. — Есть лодка! Рано утром она повезла в Дубровино заседателева писаря и скоро будет назад. Вы подождите и пока чайку покушайте.

Пью чай, потом взбираюсь на гору из пуховиков и подушек... Просыпаюсь, спрашиваю про лодку — не вернулась еще. В горнице, чтоб не было холодно, бабы затопили печь и кстати, заодно, пекут хлеб. Горница нагрелась, и хлеб уж испекся, а лодки всё еще нет.

— Парня ненадежного послали! — вздыхает хозяин, покачивая головой. — Неповоротливый, как баба, должно, ветра испугался и не едет. Ишь ведь какой ветер! Ты бы, барин, еще чайку покушал, что ли? Небось тоскливо тебе?

Дурачок, в изодранной сермяге и босой, вымокший на дожде, таскает в сени дрова и ведра с водой. Он то и дело заглядывает ко мне в горницу; покажет свою лохматую, нечесаную голову, быстро проговорит что-то, промычит, как теленок, — и назад. Кажется, что, глядя на его мокрое лицо и немигающие глаза и слушая его голос, скоро сам начнешь бредить.

После полудня к хозяину приезжает очень высокий и очень толстый мужик, с широким, бычьим затылком и с громадными кулаками, похожий на русского ожиревшего целовальника. Зовут его Петром Петровичем. Живет он в соседнем селе и держит там с братом пятьдесят лошадей, возит вольных, поставляет на почтовую станцию тройки, землю пашет, скотом торгует, а теперь едет в Колывань по какому-то торговому делу.

— Вы из России? — спрашивает он меня.

— Из России.

— Ни разу не был. У нас тут, кто в Томск съездил, тот уж и нос дерет, словно весь свет объездил. А вот скоро, пишут в газетах, к нам железную дорогу проведут. Скажите, господин, как же это так? Машина паром действует — это я хорошо понимаю. Ну, а если, положим, ей надо через деревню проходить, ведь она избы сломает и людей подавит!

Я ему объясняю, а он внимательно слушает и говорит: «Ишь ты!» Из разговора узнаю, что этот жирный человек бывал и в Томске, и в Иркутске, и в Ирбите, что он, будучи уже женатым, выучился самоучкой читать и писать. На хозяина, который бывал только в Томске, он смотрит снисходительно, слушает его неохотно. Когда ему что-нибудь предлагают или подают, он вежливо говорит: «Не беспокойтесь».

Хозяин и гость садятся пить чай. Молодая бабенка, жена хозяйского сына, подает им чай на подносе и низко кланяется, они берут чашки и молча пьют. В стороне, около печки, кипит самовар. Я опять лезу на гору из пуховиков и подушек, лежу и читаю, потом спускаюсь вниз и пишу; проходит много времени, очень много, а бабенка всё еще кланяется, и хозяин с гостем всё еще пьют чай.

— Бе-ба! — кричит в сенях дурачок. — Ме-ма!

А лодки нет! На дворе темнеет, и в горнице зажигают сальную свечу. Петр Петрович долго расспрашивает меня о том, куда и зачем я еду, будет ли война, сколько стоит мой револьвер, но уж и ему надоело говорить; сидит он молча за столом, подпер щеки кулаками и задумался. На свечке нагорел фитиль. Отворяется бесшумно дверь, входит дурачок и садится на сундук; он оголил себе руки до плеч, а руки у него худые, тонкие, как палочки. Сел и уставился на свечку.

— Ступай отсюда, ступай! — говорит хозяин.

— Ме-ма! — мычит он и, согнувшись, выходит в сени. — Бе-ба!

Дождь стучит в окна. Хозяин и гость садятся есть утячью похлебку; есть им обоим не хочется, и едят они только так, от скуки... Потом бабенка постилает на полу пуховики и подушки; хозяин и гость раздеваются и ложатся рядом.

Какая скука! Чтобы развлечь себя, переношусь мыслями в родные края, где уже весна и холодный дождь не стучит в окна, но, как нарочно, мне вспоминается жизнь вялая, серая, бесполезная; кажется, что и там нагорел фитиль, что и там кричат: «Ме-ма! бе-ба!..» Нет охоты возвращаться назад.

Постилаю себе полушубок на полу, ложусь и ставлю у изголовья свечу. Петр Петрович приподнимает голову и смотрит на меня.

— Я вот что хочу вам объяснить... — говорит он вполголоса, чтобы хозяин не услышал. — Народ здесь в Сибири темный, бесталанный. Из России везут ему сюда и полушубки, и ситец, и посуду, и гвозди, а сам он ничего не умеет. Только землю пашет да вольных возит, а больше ничего... Даже рыбы ловить не умеет. Скучный народ, не дай бог, какой скучный! Живешь с ними и только жиреешь без меры, а чтоб для души и для ума — ничего, как есть! Жалко смотреть, господин! Человек-то ведь здесь стоящий, сердце у него мягкое, он и не украдет, и не обидит, и не очень чтоб пьяница. Золото, а не человек, но, гляди, пропадает ни за грош, без всякой пользы, как муха или, скажем, комар. Спросите его: для чего он живет?

— Человек работает, сыт, одет, — говорю я. — Что же ему еще нужно?

— Все-таки он должен понимать, для какой надобности он живет. В России небось понимают!

— Нет, не понимают.

— Это никак невозможно, — говорит Петр Петрович, подумав. — Человек не лошадь. Примерно, у нас по всей Сибири нет правды. Ежели и была какая, то уж давно замерзла. Вот и должен человек эту правду искать. Я мужик богатый, сильный, у заседателя руку имею и могу вот этого самого хозяина завтра же обидеть: он у меня в тюрьме сгниет, и дети его по миру пойдут. И нет на меня никакой управы, а ему защиты, потому без правды живем... Значит, в метрике только записано, что мы люди, Петры да Андреи, а на деле выходим — волки. Или вот в рассуждении бога... Дело нешуточное, страшное, а хозяин ложился и только три раза лоб перекрестил, как будто это и всё; наживает и прячет деньги, небось, гляди, уж сот восемь скопил, всё новых лошадей прикупает, а спросил бы себя, для чего это? Ведь на тот свет не возьмешь! Он и спросил бы, да не понимает: ума мало.

Долго говорит Петр Петрович... Но вот и он кончил; вот уж и светает, и поют петухи.

— Ме-ма! — мычит дурачок. — Бе-ба!

А лодки всё еще нет!

13-го мая.

VI

В Дубровине мне дают лошадей, и я еду дальше. Но в 45 верстах от Томска мне опять говорят, что ехать нельзя, что река Томь затопила луга и дороги. Опять надо плыть на лодке. И тут та же история, что в Красном Яру: лодка уплыла на ту сторону, но не может вернуться, так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы... Будем ждать!

+3

12

Спасибо, VECTOR! Интересно, что Сибиряки не считали тогда свой край Россией.

Отредактировано ss16011973 (29-04-2022 12:54:06)

0

13

ss16011973 написал(а):

Спасибо, VECTOR! Интересно, что Сибиряки не считали тогда свой край Россией.

Равно как и жители европейской части РИ выделяли Россию, Урал и Сибирь.

0

14

Значит никто не хочет разгадать загадку Антона Павловича Чехова про Красный Ярhttps://nsk-kraeved.ru/files/000a/1b/4d/10825.png

Может это как-то поможет: Красный яр — так в старину назывались урочища на берегах рек. Яр — крутой, возвышенный берег, а название красный указывает на красивое местоположение[1].

Отредактировано VECTOR (29-04-2022 19:32:16)

0

15

А в чем загадка? Это село и сейчас есть на карте.

Отредактировано ss16011973 (29-04-2022 19:54:52)

+1

16

ss16011973 написал(а):

А в чем загадка? Это село и сейчас есть на карте.

Значит я плохо смотрел... :D
Я измерил, по прямой от Красного Яра до Дубровино получается 10 км.
Ну, наверное, через извилистую Уень как-то выплыли в 12 верст, как там написано в тексте, с учётом того, что ещё и разлив был большой.

https://i.ibb.co/YB0nnRb/image.jpg

Отредактировано VECTOR (29-04-2022 20:25:14)

0

17

Наверняка эта Уень была под водой и можно было плыть по прямой. Может дело в том, что карт у крестьян не было, а 12 (дюжина) было вроде как круглым числом.

+1

18

ss16011973 написал(а):

Может дело в том, что карт у крестьян не было, а 12 (дюжина) было вроде как круглым числом.

Да, конечно.

0

19

...Только на пятнадцатый день плавания добрались до деревни Дубровиной, где переселенцы вволю накупили хлеба, хотя и не по дешевой цене. Впрочем, народ был так рад хлебу, что за деньгами уж не стоял. Дают то, что просят. Несколько возов, привезенных из деревни, отстоящей от пристани в версте приблизительно, было раскуплено по три копейки моментально, но не успевшие бросились в деревню и там накупили все по 2—1*/2 коп. за фунт. Кроме хлеба, здесь можно было достать молока, яиц и других продуктов. Нагруженные мешками, с довольными лицами, весело переговариваясь, возвращались переселенцы на баржи. Дело было под вечер. На берегу запылали костры, народ принялся за изготовление ужина. На привольной зеленой лужайке запестрели толпы народа, раздались песни, откуда-то полились звуки скрипки, а парубки с девчатами не утерпели, чтоб не составить хоровода.

"На переселенческой барже от Тобольска до Барнаула"
Сибирский листок. 1893 год. № 61 (15 авг.)

0