В начале века в Сибирь, в Новониколаевск, вместе с семьей прибыл переселенец Виктор Михайлович Глов. На свои накопления и подъемную ссуду в сто рублей он основал механические мастерские. Позднее к Глову присоединились инженер Владислав Коваленко и Иван Гордеев, ставший управляющим образованного совместно товарищества, которое они назвали «Труд».
Точная дата создания завода — 14 ноября (по старому стилю). Именно в этот день в мастерских был установлен паровой двигатель — в те годы предприятие могло претендовать на статус завода только в том случае, если имело такой в своих цехах. В этот же день было подано прошение в Томское губернское управление о преобразовании мастерских в механический чугунолитейный завод «Труд». Первые акционеры тонко чувствовали потребности переселенцев, осваивавших просторы Сибири, — первой продукцией завода стали запасные части к сельскохозяйственным машинам, механизмам мельниц и маслодельных заводов. Детали обычно отливались не по чертежам, а по старым образцам, которые привозил заказчик, и основным измерительным прибором была обычная веревочка….
Располагался завод в Закаменской части поселка Новониколаевский на улице Трактовой (ныне Большевистская). Заводская контора долгое время базировалась на Базарной площади в доме Дмитрия Унжина, здесь же, на площади, в магазине купца Луканкина продавались изделия завода и принимались заказы.
Интересно, что при весьма пожароопасном производстве завод имел деревянные перегородки между цехами. При отливке деталей об этом в обязательном порядке оповещалась пожарная охрана, поскольку деревянная крыша литейной мастерской во время литья имела обыкновение загораться. Однако больших пожаров удалось избежать. В цехах отсутствовали элементарные грузоподъемные механизмы, и когда возникала необходимость переместить какую-либо тяжелую деталь, то поступали очень просто — объявлялся «шабаш», рабочие становились «бурлаками», после чего им ставилась четверть водки. Вообще же техническое оснащение предприятия было большой проблемой — свои машиностроительные заводы в Сибири отсутствовали, а доставка оборудования с Урала или из центра страны была задачей крайне сложной. Спасала, по обыкновению, смекалка рабочих. Рабочие завода, например, в самые первые годы его работы изготовили уникальный токарный станок, который служил производству аж до середины 50-х прошлого века..
Четверть водки, «красный директор», НКВД и «спецконтингент»