НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Периодические издания » Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков


Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

/

0

2

Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков.), № 49, 1922

Ем. Ярославский. Изъятие церковных ценностей в Сибири и задачи Р.К.П. и Р.К.С.М. (по материалам Сиббюро ЦКРКП, Сибпомгола, Г. П. У. и местным газетам).

Ем. Ярославский. Изъятие церковных ценностей в Сибири и задачи Р.К.П. и Р.К.С.М. (по материалам Сиббюро ЦКРКП, Сибпомгола, Г. П. У. и местным газетам).

Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков.), № 49

„Пролетариат воспользуется своим политическим господством, чтобы постепенно отнять у буржуазии весь капитал, чтобы централизовать все орудия труда в руках государства, т. е. организованного в качестве господствующего класса пролетариата и по возможности скорее увеличить массу производительных сил.
„Конечно, сначала, это может совершаться только путем деспотических вторжений в право собственности и в буржуазные условия производства, следовательно, путем мероприятий, которые с экономической точки зрения кажутся недостаточными и ненадежными, но которые в ходе движения перерастут самих себя и неизбежны как средства для преобразования всего способа производства."

К. Маркс и Ф. Энгельс Коммунистический Манифест.

Через 3/4 века после того, как написаны были эти слова, коммунисты пытаются осуществить программу так гениально намеченную еще в „Комм. манифесте" Маркса и Энгельса, этой первой серьезной программе Коммунистической партии. На пути ее осуществления они встречают ряд препятствий каких не могли предвидеть и не предвидели учители научного социализма. Не могли они предвидеть, что пролетарское государство коммунистам придется строить в одной из стран с отсталым хозяйством, с преобладанием мелко-буржуазного хозяйства, в условиях небывалого разрушения хозяйственных сил этой страны, при наличии глубокого экономического кризиса во всех передовых странах, в капиталистическом окружении.

И, не смотря на все неблагоприятные условия, не смотря на все препятствия коммунистическая партия выполнила значительную часть той программы, какая наметилась в конце 1847 г.
Наши противники больше всего возмущались нашим „деспотическим вторжением в право собственности", больше всего восставали против „мероприятий", которые с экономической точки зрения кажутся недостаточными и ненадежными, но которые, в ходе движения, перерастут самих себя".

Из всех таких мероприятий больше всего возмущения и нарекания на нас, самое бешеное сопротивление нам вызвало изъятие церковных ценностей. Нам не простили банкиры и капиталисты то, что мы вторглись „деспотически" в их "святая святых", в их банки и сейфы, в несгораемые шкафы и извлекли оттуда ценности, награбленные веками с народных масс, накопленные трудом этих масс,— ценности, которые господа капиталисты не успели переправить в заграничные сундуки и хранилища. Чтобы вернуть их, они четыре года воевали с нами, да и сейчас не оставили мечты вернуть себе эти ценности. На защиту священной собственности, на восстановление текста попранного евангелия капиталистов—их приходо-расходных книг,—ополчились господствующие классы всего мира. Но мы оставили совершенно нетронутыми банки и сейфы другого рода, банки и сейфы, в синагогах, мечетях, костелах, церквах, монастырях. Четыре с половиною года революции прошли прежде, чем пролетарская власть их коснулась.

Понадобилось величайшее стихийное бедствие, понадобилось полное истощение нищенских источников государственной казны. обокраденной Керенскими и Колчаками, пущенной на воздух, на ветер во время войны; понадобились величайшие муки голода миллионов людей, прежде, чем Советская власть, прежде чем пролетарское государство коснулось народных ценностей, присвоенных церковью,—коснулось их для того, чтобы передать их голодающим крестьянам, вернуть их тем, кого они могут спасти от голодной смерти.

И надо постоянно помнить: прежде чем Советская власть этого не сделала, раввины, муллы, ксендзы, попы палец о палец не ударили, чтобы хоть часть этих ценностей отдать голодающим, как в свое время капиталисты, хранители торговых и промышленных банков и касс палец о палец не ударили, чтобы смягчить хоть сколько нибудь
бедствия и страдания рабочих масс, которые именно эти капиталисты довели до невероятных лишений.
***

А между тем церковь давно была именно банком, сейфом, куда собирались огромные богатства. История знает бесчисленные примеры. когда церкви и монастыри занимались ростовщичеством. Вернер Зомбард в своем труде "Современный капитализм" приводит ряд чрезвычайно интересных фактов, характеризующих роль церкви в период первоначального накопления капитала. Церкви и монастыри были комиссионными торговыми конторами, ведшими обширные денежные операции. Неоднократно это вызывало возмущение народных масс, но все попытки ограничить или уничтожить это ростовщичество терпели неудачу.—
Накопленные в церквах и монастырях богатства шли на роскошную,—сытую, пьяную жизнь духовенства, с одной стороны и время от времени предоставлялись государству для тех или иных надобностей господствующих классов, чаще всего— на войну. Цари не особенно церемонились и брали, когда им надо было, из этих церковных банков полными пригоршнями. Так, князь Андрей Боголюбский был назван Боголюбским уже после того, как он основательно обобрал богатство киевских храмов.

Можно бы привести многочисленные примеры, когда русские императоры, как Петр Первый или Екатерина Великая также широко использовали для нужд эксплуататорского государства церковные ценности.

Да и как могло быть иначе. Ведь церковь была одним из придатков этого государства.

Никто иной как бывший оберпрокурор Святейшего Синода при Временном Правительстве (князь) Вл. Львов, так характеризует это накопление богатств церковных:.

—„Первые христиане не знали противоречия между христианским учением и церковной внешностью. Вся обстановка церковной жизни первых веков христианства была настолько проста, настолько полна самоотверженным служением человеку, как человеку, независимо от принадлежности или непринадлежности его к христианству, что никому из христиан и в голову не приходило имеет ли он право церковные драгоценности отдавать людской нужде. Церковь не хранила у себя никаких драгоценностей; церковные сосуды были деревянными, церковная живопись — фресками. Все драгоценности шли на дела милосердия.

Затем явились императоры в виде попечителей церкви, которые считали унизительным для императорского достоинства быть попечителями нишей церкви. Церковь по своему внешнему обличу должна была равняться с императорской пышностью и великолепием; церкви должны были стать дворцами; епископы должны были стать князьями; церковные кладовые должны были наполниться драгоценностями; церковная утварь должна была уподобиться императорским кубкам и чашам За императорами потянулись вельможи и богачи, превращавшие церкви в подобие своих палат. И в наше время многие "благочестивые" православные, наживши миллионы нечестным путем лихоимства, ростовщичества и выжимания копейки из народа, украшали церкви золотом и драгоценными камнями, думая этим исполнять свои обязанности благочестия. Какой нибудь кулак сдерёт последнюю шкуру с крестьянина; и думая за это выгодное свое дело отблагодарить Бога, несет в церковь приношение в виде какой либо драгоценности. И такое приношение, политое кровью и слезами народа, которое с негодованием отверг бы Христос, считается у некоторых "незыблемым", "священным" достоянием церкви. А между тем три четверти церковных драгоценностей такого происхождения.

Я знал очень и очень многих церковных "благотворителей" всякого рода из дворянского и купеческого сословия; все они были на один фасон: люди, думавшие за свои грехи жестокосердия в отношении народа купить милость у Бога. Вся основа церковных драгоценностей этого роде. Людей которые бы в порыве своего искреннего чувства, как грешница, омыли драгоценным миром ноги Христа, почти вовсе не было. Церковные драгоценности покоятся на слезах, выжатых насилием из глаз народа. Лучшие и благороднейшие представители церкви это чувствовали, чувствовали противоречие, в которое впадало христианство своему учению вступая в сделку с торгашеством. Никодим Сорский требовал отказа церкви от всяких драгоценностей и проповедовал простоту. Сергий Радонежский отказался носить посланный ему великим князем золотой крест. К сожалению иерархи, сделавшиеся официальными чиновниками императорской власти, не чувствовали в себе желания отказаться от блеска царских даров, и их при меру следовало духовенство. В церкви водворилась настоящая горячка по сбору всяческих приношений, погоня за церковными драгоценностями. Богатые люди выуживались иерархами и духовенством и клались под пресс благочестия. Сплошь и рядом это была настоящая торговая сделка. В руках у духовенства была награда чинами и орденами, в руках благотворителя — драгоценности. Совершалась купчая: церковь  получала драгоценность, благотворитель—награду по своему вкусу. Что было в этой сделке общего с Евангелием? — Ничего. А между тем церкви полны такого рода драгоценностями.("Изв. ВЦИК № 94. 29.IV-22 года).

Пожалуй, и коммунист лучше не напишет об эксплуататорском характере значения и происхождения церковных ценностей.
• •
Небезынтересно будет привести здесь некоторые конкретные данные о Троицкой лавре накопившей огромные богатства. (см. Мих. Горев.—
"Троицкая лавра и Сергий Радонежский". Изд. Нар. Ком. Юст.).
"Богатство монастырей в старое время составляли, главным образом, населенные крестьянами вотчины и те вклады, которые приносились богатыми людьми, в знак усердия к монастырю. Но воззрениям тогдашнего общества вклады являлись "выкупом за душу". Вкладами на монастырь могло быть зачеркнуто перед правосудием Бога любое преступление: жестокости над крепостными крестьянами, обман, убийство, бесчестная торговля и т. д

"Уже в XIV в. один игумен, которого крестьяне обвиняли в том, что он требует с них недолжного, в свое оправдание подробно говорит, что крестьяне по обычаю должны были у него делать. Оказывается, они должны были чинить церковь, поддерживать в порядке тын вокруг монастыря, пахать или "жеребить" пашни, хлеб с которых шёл монастырю, потом засеять его, хлеб сжать и свезти в монастырь, косить на монастырь сено и опять таки отвозить, куда надо, ловить для монастыря рыбу и бобров, молотить монастырскую рожь, потом молоть ее, печь из нес хлебы варить пиво—а когда игумен раздает лен по деревням, крестьянки обязаны были его прясть" (М. Н. Покровский. Очерк истории русской культуры. ч. I. стр. 69—70).

"По каким мотивам происходила иногда передача в Троицкий монастырь вотчин, об этом может свидетельствовать один из первых дошедший до нас акт владений лавры: "Се азб Иван Сватко, што если был виноват своему Господину Игумену Никому десятью рубли, и аз за то десять рублев дал свою пустош. Столцовскую, да Митменскую пустош, да Ивакинскую и с лесом, и что к ним потягло. А случится ли смерть, и поминать мою— душу. А в данной полуси: Василий Борисович, сын его Иван да Мандар. А грамоту дал сами без печати".
„Таким способом монастырем приобретено было громадное количество вотчин По кормовой книге, составленной еще в 1592 году, у монастыря было около 100 сел с неизвестным количеством деревень которые достались ему путем вкладов. По ведомости, составленной в 1749 году, крестьян и 6обылей, принадлежащих лавре с приписными монастырями было 103. 191 душа, по ведомости 1752 года их уже 104 939 душ, а по ведомости 1763 г,—106.561 душа".
В половике XVII столетия, по словам иностранцев, до 23 всего населения жило на территории, принадлежащей церкви.
Насколько значительны были обороты русских монастырей, можно судить по следующим данным; неизвестный англичанин, служивший в Москве в 1557—1558 году говорит, что русские монахи не уступают в торговле никому из своих соотечественников „Другой англичанин, именно Антоний Дженконсон в описании своего путешествия в Москву, относящегося к тому же году, заявляет, что монастыри ведут самую обширную торговлю в России. Наконец третий англичанин, известный Мильтон, в своей краткой истории Московии, говорит о троицких монахах, что они суть „Первые торговцы в России". В каких обширных размерах вел торговлю Троицкий монастырь можно судить по тому, что свои суда он посылал даже за море, т.-е. из Архангельска в
Норвегию. Барон Мойсберг, приезжавший в Россию послом от немецкого императора в 1661 г. передаёт, что у монастыря была зарыта в землю колоссальная сумма серебряных рублей, доходившая до 40 миллионов серебряных рублей".
Когда в 1641 г. "Царская комиссия" произвела опись Троицкого монастыря, она нашла наличными на деньги довоенные более 220 тысяч рублей, да не менее было роздано в долг. Кроме того было найдено хлеба 19.044 четверти, кроме розданного в долг и находившегося по сельским монастырским амбарам Рыбы в погребах было: Астраханских белуг 4040, осетров 1675, 1765 белужьих и осетровых балыков и т. д Да около 5200 беломорских семг, да более 3000 щук и лещей. Разного рода пива и меда 51 бочка, да меду сырцу 3358 пудов. На конюшенном дворе было 431 лошадь и т. д. и т. д.
Естественно, что такой монастырь являлся просто банком. Так. Борис Годунов взял из казны „Чудотворца Сергия" 15 400 рублей, самозванец—30 000 рублей, Василий Шуйский—20.255 руб, а в царствование Петра Первого взято было из Монастыря до 400.000 руб.

Не дремали и князья монахи. Неоднократно они обвинялись в несытом „мздоимстве" (Георгий Дашков в 1718 г.), „в присвоении некоторых ценных монастырских вещей" (Варлаам Высоцкий).

Как не интересно описание сытой и пьяной жизни в монастыре, мы проходим мимо этих всенощных, когда в южный и северный алтарь приносились ведра с пивом, квасом и медом, для подкрепления, так что „правый клирос поет, а левый в алтаре пиво пьет". За всенощной в алтаре, после благословения хлебов, подавали служащим в чарах красное вино, так что они выходили на величание, что называлось „на хвалитех". „Архимандриту в бане пол устилали благовонными травами и цветами", на каменку поддавали венгерским вином, которым преподобный окачивался".

Сохранились „обиходники" меню Троицкого монастыря; „из них видно что почти всё время обжирались и пьянствовали. Невероятно, но это так, фактически было: на доходы со ста тысяч крестьян содержалось в период расцвета лавры не больше ста человек монастырской братии, и, следовательно, каждый монах содержался на доходы почти с тысячи крестьян".
Естественно, что монастырь накопил громадные сокровища, огромные ценности За стенами лавры находим одного только золота и серебра несколько сотен, а может быть, и тысяч пудов.
Чтобы закончить с происхождением ценностей, нелишне будет воспроизвести напечатанный в басне Д. Бедного отрывок из Церковного устава Ярослава (прошу не смешивать с т. Ярославским!), приведенного на стр. 632 т. I. книги проф. Моск. дух. академии Голубинского "История Русской церкви".

О блядни:

11. Аще кум с кумою блуд творить,митрополиту—12 гривен.
12. Аще кто с сестрю блуд творить,митрополиту—10 гривен.
14. Аще ближнии род поимется,митрополиту—30 или 40 гривен.
15. Аще кто имеет две жены, водить митрополиту — 20 гривен.
16. Аще ли жидовин или бесерминин. будет русскую, митрополиту—50 гривен.
17. Аще кто с животою блуд сотворить, митрополиту—12 гривен.
18 Аще кто сблудить с черницею. митрополиту—40 гривен.
20. Аще свекор со снохою сблудить. митрополиту—40 гривен.
21. Аще кто сдвоими сестрами в блуд впадет, митрополиту—30 гривен.
22. Аще деверь с падчерицею сблудить. митрополиту—12 гривен
23. Аще деверь со свекровью впадет в блуд, митрополиту—12 гривен.
24. Аще кто с мачехою впадет в блуд, митрополиту—12 гривен
25. Аще два брата будут с единою женою, митрополиту—30 гривен.
26. Аще отце с дщерью падеться. митрополиту— 10 гривен.
28. Аще кто назовёт чужую жену блядию, а будет боярская жена, митрополиту—5 гривен злата.
29. Аще будет жена меньших бояр, митрополиту—3 гривен злате и т. д.

Мы здесь не будем останавливаться на всем известном ходе событий по изъятию ценностей по всей стране. Перед нами уже прошло несколько крупных процессов, как в Шуе и Москве, явившихся результатом активного сопротивления духовенства изъятию церковных ценностей. Но в общем и целом уже заканчивающееся повсюду к 1-му июня изъятие ценностей следует признать удачным.

Сколько дало это изъятие, еще не подсчитано. Да и невозможно сейчас реализовать все ценности, как драгоценные камни, жемчуг и т. д. Много ценностей оказалось расхищенными самим духовенством еще до изъятия, многое успели вывести еще белогвардейцы за границу. Но уже сейчас сотни тысяч пудов хлеба голодающим, а скоро будут и миллионы пудов получатся в обмен на эти ценности.
Как прошло изъятие ценностей по Сибири?

В Сибири, сравнительно, немного церквей, синагог и мечетей, гораздо меньше чем в Европейской России. И население здесь не такое, пожалуй, религиозное. Храмы меньше поражают богатством и роскошью: ведь храмы и по внешности являются отражением окружающей культуры. Вот почему по сведениям Сибфинуправления на 20 мая было изъято: золота в монетах по Алтайской губ. 152 р. 50 к., по Новониколаевской—50 р. Всего 202 р. 50 к. по всей Сибири.

Золота в изделиях 1 п. 37 ф. 91 зол., серебряной монеты на 1014 р., серебра в изделиях—209 пуд. 21 ф 52 з. 57 д. Кроме того, изъято большое число драгоценных камней.
Эти сведения Сибфинотдела, конечно, неверны. К настоящему времени количество изъятых ценностей, вероятно, утроилось, если не увеличилось еще больше.
В смысле организованного влияния на общественное мнение, организованное его выявление надо признать, что лучше всего это дело подготовлено было в Томской губ., затем в Енисейской, Иркутской, слабее в Омской, всего слабее в Алтайской и Новониколаевской. Внушительные демонстрации в Томске и Красноярске, огромные народные собрания в Томске, посвященные выяснению этого вопроса, хорошо поставленная газетная информация, внимание проявленное редакцией "Красного Знамени" вопросу—все это выделяет кампанию в Томской губ. на видное место, наряду с кампанией в Енис. губ.

При изъятии ценностей обнаружились факты, отдельные факты, чрезвычайно характерные для церкви, как сейфа, как банка буржуазии.

Так, в красноярской еврейской синагоге некий гражд. Паценкер заявил, что корона на свитке торы принадлежит ему лично Таким образом "Ковчег завета", эта еврейская "святая святых" оказался просто на просто шкафом для хранения ценностей отдельных буржуа. В Покровской церкви в Красноярске церковный староста Дриженко заявил, что одна из дарохранительниц (больше 2 ф. весом) принадлежит ему лично.

Что в церкви хранятся иногда и менее ценные вещи, об этом свидетельствует любопытный документ, опубликованный Томским "Красным Знаменем" (№ 97, 8/V-22 г.).

„Просвещённейший Владыко!

Во время ревизии Преображенской церкви Вы обратили внимание на запертый ящик (комод) в одном из св. алтарей. На Ваш вопрос, что хранится в ящике, вы получили от священника Климова ответ, что нет ключей от него.
Священник Климов, как всегда и всюду, солгал. В св. алтаре в ящике, на который обратило внимание Ваше преосвященство, хранится личное имущество отца Климова, которое он прячет от Советской власти, несмотря на то, что прятать теперь незачем, не отберут; но если найдут, то, конечно, этим случаем воспользуются, чтобы наделать неприятностей церкви. Уже однажды отец  Климов подвергал страшней опасности храм во время обыска и отобрания хранившихся брошюр. Ворохи никчемной литературы  были отобраны агентами Чека, хранились они и были приняты для хранения Климовым. Когда агенты ЧеКа обратили вникание на этот ящик, ключей у Климова также не оказалось, он солгал, что ключи находятся у больного о. Сиротинского. Ящики все же были открыты и сапоги, ковры, золото, серебро и другое барахло, коему место не в св. алтаре, перепрятывалось о. Николаем Климовым, что порождало соблазн и волновало прихожан, ибо священник превращал церковь и св. алтарь в склад собственного имущества.

Священник Климов храм ценит ниже своих сапог, ковров и другой дряни и лжет и Вам и агентам Чека.
По болезни ноги я не могу лично обо всем доложить Вашему Высокопреосвящен-
ству, но подательницы сего обо всем подробно расскажут. к
Служитель Иван Никанорович Никаноров.
23 сентября 1921 г. гор. Томск."
Когда большевики берут ценности церкви для голодных, это—„святотатство", а когда священник Климов хранит в алтаре свои сапоги и прочее барахло, то за это его первосвященный владыко... что бы вы думали... производит в настоятели!
Верхи духовенства не сразу пошли на помощь комиссиям по изъятию ценностей. По большей части не без дипломатии, всегда—без всякого вдохновения, без жертвенного порыва, без активного призыве составляли епископы свои воззвания. Для образца приводим выдержки из „Мнения' Новониколаевск. епископа Софрония и Димитрия, архиепископа Омского. Софроний пишет в ред. „Красноармейской Мысли".
„С точки зрения религии, в обращении церковных ценностей на дело спасения голодающих от смерти нет святотатства. Наоборот, когда голод принимает ужасающие размеры. когда люди в безумии ужаса начинают пожирать трупы умирающих людей, превращение ценностей в хлеб получает характер высокого церковного подвига, за который никто никогда не будет осуждать церковь. Я полагаю, что если бы высшая иерархия православной церкви имела право самостоятельно вести кампанию помощи голодающим, если бы это право имели все священники и приходы, то никакого шуму около изъятия не было бы, наоборот—это дело прошло бы в благоговейной священной тишине.

В городе Н.-Николаевске представители гражданской власти проявили в деле изъятия столько такта, сколько в этом случае необходимо. Они заявили представителям приходов, что желали бы провести кампанию мягко, без всяких трений. Я думаю, что и в сельских приходах, если члены комиссии по изъятию проявят максимум такта, то и там изъятие пройдет, за редким исключением, без трений.

На членов приходских общин хорошее действие оказала предоставленная властью возможность замены изъятых ценностей звонкой ценной монетой. В городе Н.-Николаевске отдельные приходы воспользовались этим правом Начинают охотно прибегать к такой замене и некоторые сельские приходы. Разрешение такой замены по селам в более широком масштабе значительно облегчит дело изъятия.

Если бы меня спросили священники и верующие тех приходов, где изъятия не было нужно ли медлить с выдачею священных предметов, не задевающих существенно интересов культа, или следует эту выдачу закончить скорее, я дал бы ответ в пользу скорейшей выдачи. Изъятие идет везде, дойдет оно и до вас... И чем скорее отдадите, что можете, без ущерба для богослужения, тем лучше.
Епископ Софроний".

Конечно, епископ Софроний имел возможность с самого начало голодных дней проявить инициативу и начать кампанию за сдачу ценностей, но он этого не сделал и уступает только организованному воздействию пролетарского государства, только „деспотическому вторжению" в "право собственности" сопротивление бесполезно: изъятие идет везде, дойдет и до вас... И чем скорее отдадите, что можете (?!) без ущерба для богослужении, тем лучше". Какая резиновая формулировка!

Омский архиепископ Димитрий тоже исходит не из добровольного желания.

"Правительственное решение по сему делу уже состоялось, оно объявлено в значении и силе законодательного акта.
Как и всякий закон, оно подлежит незамедлительному, беспрекословному исполнению.
Обращаюсь к православному населению Омской епархии со своей архипастырской просьбой отнестись к делу исполнения настоящего мероприятия с должным и необходимым спокойствием...

Чрезвычайная, можно и должно сказать, историческая церковная жертва, указанная во спасение гибнущего родного населения, должна быть принесена в гражданском послушании и с ее христианским великодушием."
Томский епископ Виктор выпустил воззвание об изъятии только после внушительных демонстраций и когда обнаружилось, что часть низшего духовенства несогласна на сопротивление изъятию.

Вначале были случаи, с целью сокрытия ценностей в Томской губ., раздать ценности в частные руки—церковный банк раздавал вклады на хранение, как это делали и торговые банки в начале революции.

Кроме попытки в Мариинском уезде помешать изъятию ценностей, окончившейся без репрессий, во всей губернии изъятие прошло спокойно.

В Новониколаевской губ. 8 апреля собрание духовных лиц в 15 ч. постановило организовать гражданские ячейки по всем церквам губернии с целью охраны против посягательств на церковное имущество, причем в ячейки вводить только глубоковерующих и зажиточных граждан". Как ярко в этом постановлении выявлен классовой характер церкви. В одной из церквей (кладбищенской) священник в проповеди плакался, что праздник приходится встречать с грустными мыслями, что приходится отдавать единственное украшение святых икон, которые пойдут не на помощь голодающим, а на .посторонние цели". Но в общем в Новониколаевской губернии не было серьезных столкновений с населением. В Кочневской волости, в Барабинске, в с. Столбовском, в г. Камне было враждебное настроение, но и здесь удалось избежать столкновений.
В Алтайской губ., хотя епископ также проявил сначала колебание, изъятие прошло при поддержке духовенства. Столкновение вышло в Рубцовке, когда коммунисты выступили с речами перед верующими в церкви. Но конфликт также был улажен.

В Енисейской губ. изъятие происходит при поддержке значительной части духовенства, при боль-
шом сочувствии рабочих и красноармейцев, но местами, как в Минусинском уезде, верующие проявляют враждебное отношение. В богатых храмах попам жалко отдавать золото и серебро, составляющие основу их существования, как церковной организации. Так, комиссия ВЦИК пишет в своем протоколе от 8 V.

„В храме (Покровская церковь) царские врата главного алтаря из нового серебра, все три престола одеты также в кованые серебряные ризы. Комиссия постановила изъять то и другое, Духовенство заявило, что престолы—это неприкосновенная святыня (очевидно, как и царские врата), однако, предпочло допустить снятие облачения с престолов „нечистыми руками", отказавшись снимать само. Комиссия решила оставить на три дня неприкосновенным средний престол для того, чтобы не приостанавливать службу, равно как и царские врата этого алтаря, но изЪятие ценностей в пользу голодающих все же произвести с такой же решительностью, как это было в 1917 г. сделано угнетенными рабочими и крестьянами с царскими престолами, этой твердыней помазанника Божия, крестами, которой до сих пор рукополагаются священники, чьи инициалы священники до сих пор носят на груди своей".

В Минусинском уезде, из-за этого враждебного настроения "верующих" объявлено было даже военное положение.
В Иркутской губ. епископ Анатолий в начале крайне враждебно отнесся к изъятию ценностей Духовенство ссылалось на канонические правила, задержан был священник с призывом не сдавать ценностей, жидовскому правительству. „Разбрасывались и расклеивались по городу записки погромного характера. В руки Г. П. У. попал документ, адресованный архиепископом Анатолием церковному сторожу с просьбою продать часть церковных ценностей якобы для закупки дров. Установлен факт кражи духовенством паникадила весом 8 пудов серебра. По описи вещей собора обнаружилось припрятывание духовенством ценностей. В настоящее время этот бывший (в 1913 г.) член комитета монархических организаций и товарищ Председателя союза русск. народ, арестован и будет предан суду за принадлежность к черносотенной орг. сокрытие церк. ценностей и настаивание духовенства против сдачи.
Враждебная агитация населения кое где, особенно в крестьянстве, получила поддержку: в Кабанске, Селенгинске, Лиственное, Балаганское, и др. местах. Тем не менее, нет ни одного случая столкновения с населением из-за изъятия.
В Омской губ. Следует отметить, что развал в омск. комм. орг. несомненно, отразился и на этой кампании. Так, на заводе „Рандруп", служащие почтеля, в с. Купине, в глав, ж д. омских мастерских, на собрании Сибопса и Омлинотдела выносились враждебные изъятию резолюции. Но потом, благодаря более умело поставленной новым президиумом губкома агитации, более тактичному подходу его и отчасти под влиянием призыва духовенства, изъятие проходит спокойно.
Если самый факт отделения церкви от государства толкнул многих из рядового духовенства к пересмотру своей идеологии, то тем более глубок должен быть сдвиг, вызванным изъятием церковных ценностей

За эти годы многие священники ушли безвозвратно из церкви, порвали с религией. Для характеристики привожу два интереснейших заявления таких священников:—одного—Архангельской губ., другого Якутской.
Священник Петров пишет:— "Не желаю больше стричь словесное стадо, рабочих и крестьян. Добровольно по убеждению, слагаю с себя звание и сан священника и прошу церковное управление вычеркнуть меня из своего списка церковнослужителей. После долгих страданий и размышлений веру в старого Бога я потерял окончательно. Я уверовал и хочу открыто исповедовать нового бога имя этому богу—труд. Уверуйте в труд, все тунеядцы, лентяи, саботажники. Этот бог подает всем людям отраду, сладость, успокоение. Он накормит, оденет, согреет всех трудящихся. Честные отцы, скажите: положа руку на сердце, скажите: все ли вы верите в силу своих непрестанных молитв кадильного дыма, и многих других: плеваний, дуновений, кроплений, омовений, если не верите, то бросьте обманывать, околпачивать и дурачить темный и простой народ" (Архангельские Известия).
24 ноября с.-г. Уббюро Р. К. П. Олекминской организации—было подано заявление бывшего священника Ионы Алексеевича Попова, служившего в течение нескольких лет в олекминском уезде. Приводим текст заявления полностью.
В Олекминское уездное Бюро Р. К. П. служащего в олекминском совете завсекцией пособии и пенсии. Ионы Алексеевича Попова. Заявление. Прежде чем изложить свою просьбу—я желаю познакомить вас со своей биографией. До кая мес. с. г. я служил в религиозном культе со званием попа, но с первого возникновения революции, произошел в моих мыслях раскол—который заставил меня бросить все старое. Как-то: волосы, длинную одежду, и поступить в советское учреждение служащим. И, произведя в себе анализ мыслей и чувств, считаю, что к прежнему не может быть возврата, искренно сочувствую Советвласти, и ее руководительнице Р. К. П. Я обращаюсь к вам, товарищи, принять меня в партию предварительно испытав меня, если сочтете достаточно подготовленным к такому высокому званию. Ноября 21 дня 21 года Завсекцией И. Попов. Рассмотрев всесторонне его заявление Уобюро РКП постановило: принять т. Попова в кандидаты РКП с годичным стажем.

Толчок, данный изъятием церковных ценностей, ведет гораздо дальше. Он создаст обновленческое движение в церкви. Часть духовенства организационно стремится оформить это движение. Оно выпустило известное всем воззвание к «Верующим сынам православной церкви России»
"Братья и сестры! В течении последних лет волею Божиею в России существует рабоче-крестьянское правительство, которое взяло на себя устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочими бедствиями государственной жизни.

Церковь фактически осталось в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человеческое, держа сторону врагов народа. Это выразилось в каждом подходящем случае в церкви, и вспыхивали контр-революционные выступления, что было не раз
Теперь, на наших глазах произошло такое тяжелое дело—обращение церковных ценностей на хлеб голодным. Это должно быть радостным подвигом любви. Организованное выступление против государственной власти вызвало кровь. Пролилась кровь для того, чтобы не помочь Христу голодающему.

Мы осуждаем действия тех патриархов и пастырей, которые виновны в организации противодействия государственной власти при оказании ею помощи голодающим, а также для других начинаний ее, на благо трудящихся.
Церковь, по самому существу своему, должна являться союзом любви, правды, но не политической организацией и не контр революционной партией. Мы считаем необходимым немедленный созыв местного собора для суда над виновниками церковной разрухи, решения по вопросу об управлении церковью и установления нормальных отношений церкви с Советвластью.

Руководимая высшими патриархами, гражданская война церкви против государства должна быть прекращена. Каждый мирный и любящий сын церкви несомненно поддержит нас и заявления с коими мы обратились к государственной власти предоставить возможность скорейшего созыва поместного собора для устроения церкви и устроения народной жизни.
Подписи: Епископ Антоний, представители прогрессивного духовенства Москвы—от. Сергей Балиновский, Петрограда—св. Красницкий, протоиерей Веденский, свяш. Волков, Саратова—протоитрей Русанов, Москвы—священ. Борисов и Волков.
Этот шаг закреплен уже отречением патриарха Тихона.
12 го мая группа духовенства в составе прот. Веденского свящ. Красницкого, Калиновича, Белкова и псалом. Стадника направилась в Троицкое подворье к патриарху Тихону и имела с ним продолжительную беседу. Указав на только что закончившийся процесс московского Губревтрибунала, коим по делу о сопротивлении изъятию ценностей вынесено одиннадцать смертных приговоров, группа духовенства моральную ответственность за эту кровь возлагает на патриарха, распространившего по церквам свое послание прокламацию от 28 го февраля. По мнению группы духовенства это послание на местах явилось сигналом для новой вспышки руководимой церковной иерархией гражданской войны церкви против Советской власти.
Священником Красницким в беседе было указано, что с именем патриарха вообще связано вовлечение церкви в контр-революционную политику, конкретно выразившуюся, между прочим: а) в демонстративном анафематствовании патриархом большевиков 19-го января 1918 г.; б) в выпуске патриархом послания от 15-го (28-го) февраля 1918 г. призывавшего к сокрытию в потайных местах церковного имущества и набатным звоном и к организации мирян в целях сопротивления Советской власти (это послание, по словам свящ. Красницкого, на местах вызвало 1414 кровавых эксцессов); в) в посылке патриарха Николаю Романову в Екатеринбург через епископа Гермогена благословения и просфоры; г) в рукоположении в священный сан и в приближении к высшим иерархическим должностям целого ряда лиц, определенно выявивших себя, в качестве приверженцев старого, монархического строя; д) в превращении церкви, вообще, в политическую организацию, прикрывшую своей ризой и впитавшую в свои приходские советы те безответственные элементы, кои хотят именем церкви и под флагом церкви свергнуть Советскую власть.
Указав на то, что под водительством патриарха Тихона церковь переживает состояние полнейшей анархии, что всей своей контр-революционной политикой и, в частности, борьбой против изъятия ценностей, она подорвала свой авторитет и всякое влияние на широкие массы, группа духовенства требовала от патриарха немедленного созыва, для устроения церкви, поместного собора и полного отстранения патриарха до соборного решения от управления церковью.
В результате беседы после некоторого раздумья, патриарх написал отречение, с переда чей своей власти до поместного собора одному из высших иерархов.
Как мы должны отнестись к такому обновленческому движению? Должны мы изменить принципиальное свое отношение к религии? В каком направлении может пойти это движение? В чем его исторический смысл? Каковы наши задачи по отношению к нему?
Это вовсе не случайность, что чисто экономический факт—изъятие церковных ценностей—ведет к образованию новой организации с новыми несколько идеологическими формами. Именно наше „деспотическое вторжение" в право собственности, наши экономические мероприятия перерастают в ходе развития самих себя. Энгельс в одной из своих предсмертных статей указывал, что одним из законов современного общества надо считать то, что революция, для того, чтобы достигнуть своих целей, должна неизбежно зайти гораздо дальше своих первоначальных целей. Наши первоначальные цели—получение ценностей для помощи голодающим—уже достигнуты. Но вместе с тем до-
стигнута и другая цель, которую ставили себе комиссии по изъятию ценностей—дан толчок к реформации церкви. В чём она может выразиться?
Сущность государства изменилось Церковь была и еще остается религиозной организацией, созданной в интересах имущих классов. Но у власти впервые стоит пролетариат и беднейшее крестьянство. Эти слои населения либо целиком, либо частично излечились от влияния церкви, во всяком случае, духовное их раскрепощение идет быстрыми шагами. Изъятие ценностей—факт огромной исторической важности — показало, что в народных низах исчезло преклонение перед обрядностью церкви, перед её таинствами. Надо приспособлять Церковь к новому государственному укладу, к новым запросам народных масс. Обновленческое движение пойдет по пути приспособления церковной религиозной идеологии к этим новым запросам; духовенство сделает попытку взять из евангельского учения из всей церковной идеологии то, что может оправдать ее существование, как "союз любви и правды", как церкви бедняков трудящихся. Но это вовсе не такой легкий путь. Здесь будет борьба различных групп духовенства.
Мы остаемся враждебны всякой религиозной идеологии, как и прежде. Мы нисколько не ослабляем нашу антирелигиозную агитацию, мы ее лишь углубляем, делаем серьезнее и конкретнее. Новая идеология, для того, чтобы привлечь воспитанные революцией массы, должна будет сплести сеть потоньше, неуловимей, хитрее. Мы с величайшим вниманием должны изучать, отмечать в печати и на собраниях все сдвиги, изменения, оттенки этих изменений в области религиозной. В зависимости от этого наша пропаганда и агитация должна неустанно подталкивать мысль тех, кто уже вступил на путь критики, разоблачать шаткость половинчатость, расшифровывать всякую "гуманность", ибо путь окончательного освобождения от противоречий религии чрезвычайно труден для народных масс.
Вместе с тем нам вовсе не безразлично, кто одержит победу в этом споре: прогрессивное или реакционное духовенство. Вовсе не все равно, в чьих руках будет организация верующих—в руках прогрессивных священников или белогвардейцев. Эго не значит, что мы должны вмешиваться активно в происходящую борьбу, но помочь выявить все оттенки мнений мы должны
Перед РКП и РКСМ—большое движение церковно религиозной организации, от которой не может остаться и не останется в стороне народная масса. Не только прогрессивное духовенство церкви усилится в этом движении, но, несомненно, усилится за счет православия становящееся всё более активным движение баптистов и других родственных им религиозных сект. Недавно (20 III 22 г.) происходила в Тайге (Томск, губ.) районная конференция евангельских христиан. Конференция была довольно пестрая, одни говорили (ст. Тутальской), что речь идет о том, кто кого победит—православные евангелистов или обратно. Другие (Сухоречье) предлагали устроить собрание всех религий, для того, „чтобы соединиться в одно стадо, дабы друг другу не мешать вести работу". Одни отмечали религиозный подъем (дер. Ивановка): „раньше Господа не знали, а теперь многие обратились". Другие (д. Морковкино) жаловались, что "слово божие никто не хочет слушать и нужды в слове божьем в людях не видно, и бога считают ни во что".
Но вот на что следует обратить внимание. Делегат из Кольчугино сообшает, что там есть союз "христианской молодежи"—"Тейгинская оборона": уподобляющаяся цветущему дереву. Открыта "детская воскресная школе".
Чем же они втягивают подростков юношей, девушек и детей? Невидимому, люди сумели поставить дело так, что развлечения Христом дает больше, чем РКСМ. Если лозунгом становится сейчас "борьба за молодежь", то она тем более необходима здесь, когда сделаны будут героические усилия втянуть эту молодежь в подновленную, чуточку подкрашенную и внешне "очищенную церковь".
Между прочим, характерно, что евангелисты сочинили свой гимн, в котором слова религии переплетаются со словами „Интернационала" и поются на мотив „Интернационала": лучший пример, что религия попытается облечься в демократические одежды, с социалистическим или даже коммунистическим налетом.
Развить широкую, хорошо организованную, умело и научно поставленную антирелигиозную пропаганду, обратив особенное внимание на молодежь и женщин, в то же время не заострять борьбы, особенно с прогрессивной частью духовенства, чтобы, как говорят немцы, "вместе с водой не выплеснуть и ребенка", строить нашу работу в этой области на самом внимательном наблюдении и изучении совершающейся на наших глазах реформации, таковы основные задачи РКП и РКСМ. в связи с начавшимся одновременно с изъятием церковных ценностей религиозным движением.
Ем. Ярославский.

http://images.vfl.ru/ii/1618146544/2a42f493/34038716_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146556/f1ff80aa/34038717_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146568/fed7d722/34038719_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146577/9d9621ca/34038720_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146589/6b6b8b6d/34038722_m.png
http://images.vfl.ru/ii/1618146685/85b3618a/34038735_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146696/c82df1ea/34038740_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146706/a5848fec/34038741_m.png http://images.vfl.ru/ii/1618146718/57c478b9/34038743_m.png

Отредактировано alippa (11-04-2021 20:28:24)

+1

3

Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков.), № 49, 1922

Новая буржуазия и культурная борьба с ней

Новая буржуазия и культурная борьба с ней
11-й съезд коммунистической партии внес много нового в нашу партийную жизнь. Не говоря уже о том, что он фактически закрыл вход в наши ряды непролетарским элементам, съезд в то же время изменил основное направление нашей ежедневной партийной деятельности. До 11 съезда большинство губкомов, как показывает отчетность и партстатистика, были заняты, главным образом, советскими вопросами. Теперь центр тяжести работ переносится в чисто партийную плоскость. Резолюция 11-го съезда говорит о необходимости колоссально усилить распространение и пропаганду среди партийных товарищей. а также беспартийных рабочих масс более или менее полных марксистских знаний. а также повысить уровень культуры этих последних.
Вполне понятно, что именно теперь, в начале 22 года, мы должны перенести центр тяжести нашей работы именно в этом направлении. Мы все более и более вступаем в эпоху передышки, когда классы накопляют свои силы, формируют свое сознание и готовятся к новым открытым классовым битвам. Классовая борьба сейчас не прекратилась, а осложнилась, сделалась более незаметной и менее яркой, чем в 18, 19 и 20 голах Для того, чтобы правильно ориентироваться в новых условиях борьбы, нужно каждому паршивому товарищу понимать, как, где, каким образом и с каким врагом ему придется ежеминутно встречаться. Революция 17 года в последовавшие за нею классовые битвы
сильно изменили состав борющихся на российской арене классовых групп. Прежде всего, они раз навсегда похоронили без всякой надежды на воскресение класса дворян землевладельцев. Лучшим доказательством этого является хотя бы то, что наиболее толковые лидеры буржуазной контр-революции уже, начиная с конца 20 года, усиленно открещиваются от всякого союза с монархическими группами.
Если дворянство скинуто со счетов классовой борьбы, то класс буржуазии находится значительно в ином положении. Буржуазия перетерпела. трансформацию, она исчезла в прежней форме, старый слой фабрикантов, финансистов, коммерсантов превратился в порошок, в процессе борьбы с революцией потерял свою материальную базу и сохранил только связи с иностранной буржуазией, но и они погибли под ударами красноармейского штыка. Правда, иногда эта старая русская буржуазия в лице своих политических групп всплывает на поверхность политической жизни Европы, но только в роли заводной игрушки, в руках империалистических клик западной буржуазией. Самостоятельного значения она но имеет. Несмотря на это, мы не можем сказать, что у нас нет буржуазии, это было бы неверно. У нас есть громадная группа лиц, живущих прибавочной стоимостью. Сюда входят спекулянты, частные предприниматели, арендаторы советских фабрик и заводов, новые домовладельцы, деревенские кулаки, перекупщики и т. д.и т. д.
Среди них можно найти и интеллигента, советского спеца, награбившего полные карманы, каптенармуса царской армии, поживившегося при демобилизации, спекулянта керенками, спекулянта золотом, одним словом, сброд без определенной физиономии.
В этом слое новой буржуазии собралось все жулье, все социальные отбросы, не приставшие ни к тому, ни к другому берегу, воровавшие и у белых и у краевых, но стеснявшиеся в приемах и средствах. Таким образом, новая буржуазия отличается от старой своей политической дикостью, неорганизованностью, беспринципностью, отсутствием каких бы то ни было традиций.
Затем, она не имеет никакого тождества со стремлениями старой буржуазии она вовсе не мечтает о возврате земли и фабрик старым владельцам. Она арендует советские фабрики и дома и не будет довольна, когда старый хозяин попросит ее убраться вон. Поэтому она не мечтает о реставрации, она разбогатела и думает продолжать богатеть в той фактической обстановке, которая была создана после октябрьской революции, она также не заинтересована в ограблении России иностранным капиталом. в этом смысле, она патриотка советской власти, но не диктатуры пролетариата Сейчас она дика и глупа и поэтову довольствуется хищничеством и жульничеством, политикой не особенно интересуется. Чеку и красный террор она еще не позабыла, а воровать ей удается и удается довольно здорово, в этом отношении советская власть еще не научила с ней бороться. Но это но значит, что новая буржуазия навсегда останется такой дикой и неорганизованной. Она все же враг советской власти и когда почувствует себя сильной, то сознает, что ее интересы чужды интересам диктатуры пролетариата, и будет стремишься к полному возврату отары с капиталистических принципов в новой фактический обстановке, для возможности бесконтрольно эксплуатировать трудящихся крестьян и рабочих. Этот процесс пойдет медленно и когда он проявится в полной форме,—сказать трудно.
У нас ость своя программа экономической борьбы и с ростом новой буржуазии, и с владычеством иностранного капитала, но я здесь хочу остановиться на вопросах культурной борьбы, которой нашей партии придется заняться вплотную Не нужно забывать, что у новой буржуазии есть два союзника, первый союзник—это оживающий от
дара по черепу буржуазный и полубуржуазный интеллигент, который сейчас начинает высовывать свой нос на сцену общественной жизни и нюхать, чем пахнет. Буржуазная интеллигенция, находящаяся в Западной Европе и внутри РСФСР, после разгрома контрреволюционных попыток оказалась на положении идеолога без класса. Положение тяжелое, поэтому она начинает разведку, нельзя ли найти нового хозяина, который был бы также приличен, также благороден, склонен к восприятию идеалистической философии, вечных основ права и нравственности или. в худшем случае, был бы хотя способен к пониманию научного объективизма и другой какой нибудь требухи, с которой можно было бы вступить, блестя знакомыми доспехами, в костюме оруженосца новой буржуазии.
Разведка идет по двум основным направлениям, Во первых, буржуазный стратег Милюков, который сейчас рвет с дворянством и частью старой буржуазии; правда, одним глазом он еще мигает в сторону иностранного капитала, но левой рукой и левым глазом нащупывает новые позиции. Он объявляет свою партию—партией крепкого крестьянства, он готов идти к буржуазному порядку через советы и через блок с эсэрами, через комбинацию союза новой городской буржуазии, с верхними слоями деревенской мелкой буржуазии и интервенцией в новых формах. Тройка по особенно цельная, пристяжные через чур рвут в сторону, поэтому, по моему мнению, можно надеяться на дальнейшую эволюцию Милюкова, по типу второй разведки, а именно по примеру сменовеховцев. Это совсем ласковые телята, хотят сосать двух маток и диктатуру пролетариата и новую буржуазию. Перед первой они расшаркиваются, славословят октябрь и, забыв всё свое прошлое, радостно восклицают, что сила есть право, а право есть сила. Очень удобная переходная формула.
У сменовеховцев два костюма: один для мамы—советской власти, другой для мамы— новой буржуазии. В первом костюме они очень революционны, интернациональны, материалистичны и все проч., что требуется в подобных случаях. Во втором костюме они, милы и застенчивы, они любят советскую власть, но думают, что она переменится, они как послушные дети, любят слушать интернационал на курантах кремлевской башни, но еще с большим удовольствием услышат с той же башни звуки: „Тщетны россам все препоны, будут все враги у ног". Они отли-

http://images.vfl.ru/ii/1618146718/57c478b9/34038743_m.png
http://images.vfl.ru/ii/1618146860/eb451aa1/34038765_m.png

Отредактировано alippa (11-04-2021 20:28:48)

+2


Вы здесь » НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее » Периодические издания » Известия Сибирского Бюро Центр. Ком. Росс. Коммун. Партии (большевиков