НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чаплыгин Сергей Алексеевич

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

.

увеличить

0

2

Чаплыгин Сергей Алексеевич [24.3(5.4).1869, г. Раненбург Рязанской губернии, ныне г. Чаплыгин Липецкой области, - 8.10.1942, Новосибирск], советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидроаэродинамики, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1924), Герой Социалистического Труда (1941). Ученик и соратник Н. Е. Жуковского. В 1890 окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика и по представлению Жуковского был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. С 1893 преподавал физику в женском среднем учебном заведении, механику в Московском высшем техническом училище, Московском инженерном училище, на Московских высших женских курсах, в Московском университете. Ч. - организатор и директор Московских высших женских курсов (1905-18); под его руководством они выросли в крупное высшее учебное заведение, в состав которого входили факультеты по всем основным отраслям знаний. Ч. написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (ч. 1-2, 1905-07) и сокращённый «Пропедевтический курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1915).

  Первые труды Ч., созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В работе «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости» (статья 1, 1894) и в магистерской диссертации «О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости» (статья 2, 1897) он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости, найденных в аналитической форме в ряде исследований русских и иностранных учёных. По своей простоте и законченности она носит такой же классический характер, как и известная геометрическая интерпретация Пуансо для случая движения тела по инерции.

  Последующие научные труды Ч. в основном были посвящены исследованию двух классических задач теоретической механики: задаче о движении тела при наличии неинтегрируемых связей и задаче о движении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки. В работе «О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости» (1897) Ч. впервые вывел общие уравнения движения неголономных систем. Уравнения Ч. представляют собой обобщения уравнений Лагранжа, от которых они отличаются добавочными членами. К той же области относятся работы Ч. «О некотором возможном обобщении теоремы площадей...» (1897), «О катании шара по горизонтальной плоскости» (1903) и др. За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Ч. получил в 1899 от Петербургской АН почётную золотую медаль.

  В конце 19 - начале 20 вв. Ч. начинает заниматься струйными течениями, он выступает с рядом исследований по теории струй в несжимаемой жидкости. В 1902 Ч. представляет в Московском университете докторскую диссертацию «О газовых струях» (см. Газовая динамика), в которой был дан метод исследования струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. В то время исследование газовых течений со скоростями, приближающимися к скорости звука, не было актуально для авиации. Лишь через 30 лет работа Ч. стала в центре многих исследований аэродинамиков, явилась основой для решения задач о дозвуковых течениях, и развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и других задач современной аэродинамики.

  В 1910 Ч. выступил с докладом на заседании Московского математического общества, в котором выдвинул положение, позволяющее определить циркуляционное обтекание крылового профиля. Это явилось тем существенным дополнением к теореме Жуковского, которое утвердило её как основной принцип, объясняющий подъёмную силу крыла.

  Вопросы аэродинамики стали центром научной деятельности Ч. В 1910 почти одновременно появились работы Ч. «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» и Жуковского «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов», в которых впервые даются способы количественного определения подъёмной силы крыловых профилей. Они окончательно утвердили принципы аэродинамики и легли в основу всего её дальнейшего развития. В своей работе Ч. применил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течений около ряда конкретных профилей. В ней же содержатся ставшие общеизвестными формулы определения подъёмной силы и момента по характеристической функции течения и впервые даны способы построения течения около Крыловых профилей с острой задней и скруглённой передней кромками; в частности, Ч. ввёл знаменитые профили типа инверсии параболы, которые другим путём были найдены Жуковским и часто носят название «профилей Жуковского».

  В 1914 появилась фундаментальная работа Ч. «Теория решетчатого крыла», в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других гидравлических машин. Ч. в последующих трудах решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации: определение точки приложения подъёмной силы, определение сил при неустановившемся полёте, теория т. н. механизированного крыла, ряд вопросов об устойчивости крыла в полёте и т.д.

  Большой вклад внёс Ч. в математику. Его исследования по приближённому интегрированию дифференциальных уравнений (см. Чаплыгина метод, Чаплыгина неравенство) принадлежат к крупным достижениям математической мысли. Идеи Ч. оказались применимы не только для решения широких классов дифференциальных уравнений, но и при приближённом решении весьма общих классов функциональных уравнений.

  После Октябрьской революции 1917 Ч. активно включился в строительство социалистического государства. С 1918 Ч. участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главного артиллерийского управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 привлекается Жуковским к организации крупнейшего в мире Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1921-30 Ч. - председатель коллегии, в 1928-1931 - директор-начальник ЦАГИ. В последующие годы, возглавляя научную жизнь института, руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ (1931-41). Одновременно как действительный член АН СССР Ч. принял участие в решении поставленной перед АН задачи приближения науки к запросам строительства социалистического государства.

  Ч. - лауреат премии им. Жуковского (1925). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами.

  АН СССР учреждена (1942) премия им. С. А. Чаплыгина «за лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». В Москве установлен бюст Ч. (1961), а на территории ЦАГИ - памятник (1959). Его имя носят улицы в Москве и Новосибирске, аэродинамическая лаборатория ЦАГИ, мемориальный музей-квартира в Москве, кратер на обратной стороне Луны.

0

3

Академик Чаплыгин был не только выдающимся учёным. Под его руководством ещё до революции в Москве было построено здание Высших женских курсов, после революции здание ЦАГИ, а в начале войны - здание филиала ЦАГИ в Новосибирске, послужившее позднее основой Академгородка.

Чаплыгин оказался  гениальным организатором. Преподавая с 1901 по 1917 год на Московских высших женских курсах и, будучи их директором, построил для них новое великолепное здание на пустынном тогда Девичьем поле. При скудности выделенных на строительство средств неоднократно закладывал и перезакладывал сначала выделенный для постройки земельный участок, потом возведённый фундамент, само недостроенное, а затем и уже готовое здание для его оборудования. Этот же организаторский талант и приобретённый уже опыт помог ему построить после революции огромный комплекс зданий ЦАГИ - такого в то время не было нигде в мире. 
Уже в 72-летнем возрасте, в конце 1941 года организует в Новосибирске практически на пустом месте эвакуированный туда филиал ЦАГИ. Престарелый учёный каждый день был на строительной площадке и отдавал четкие и ясные распоряжения. Этот филиал ЦАГИ позже стал основой Сибирского отделения АН СССР, а один из учеников Чаплыгина академик М.А.Лаврентьев - первым его председателем. Другой его ученик, М.В.Келдыш в 1957-1975 годах был президентом Академии наук СССР.

0

4

В годы войны Чаплыгин С.А. работал в г.Новосибирске, был председателем комитета ученых города Новосибирска. В 1941 году он был удостоен звания «Герой Советского Союза». В конце сентября 1942 года у Чаплыгина произошло кровоизлияние в мозг, кроме того, он заболел воспалением легких. С.А.Чаплыгин умер в Новосибирске 8 октября 1942 года, последние написанные им слова были: «Пока есть еще силы, надо бороться... надо работать». Могила Чаплыгина С.А. на территории института СибНИИА его имени является памятником культуры федерального значения.

увеличить

увеличить

0

5

Улицу с его именем мы все любим.... :love:

увеличить

0

6

- Сергей Алексеевич Чаплыгин. Еще один хороший человек, которого судьба забросила в наш славный город. Я не разбираюсь в аэродинамике и самолетах, поэтому помещу инфо с сайта.может, кому-то пригодится
Сергей Алексеевич Чаплыгин родился 5 апреля 1869 года в Рязанской губернии в городе Раненбурге. Отец будущего ученого, Алексей Тимофеевич, служил продавцом в лавке.
Окончив в 1886 году гимназию с золотой медалью, Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике "О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости". Это исследование было представлено в 1890 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы. Сергей Чаплыгин был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 году он становится приват-доцентом Московского университета.
Вторая научная работа ученого "О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости", опубликованная в 1897 году, была защищена им в следующем году в качестве магистерской диссертации.
Чаплыгиным написаны учебники "Механика системы" (1905-1907) и "Пропедевтический курс механики" (1915) для втузов и естественных факультетов университетов.
За исследования: "О движении тяжелого тела вращения на горизонтальной плоскости" и "О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров", Чаплыгин в 1900 году награждается Петербургской академией наук почетной золотой медалью.
В 1895 году он делает доклад "О движении газа с образованием разрыва" на заседании Московского математического общества, а в 1903 году защищает докторскую диссертацию "О газовых струях", в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях.
Тело, движущееся в потоке воздуха, испытывает аэродинамическое сопротивление. Чаплыгин показал, что для скоростей движения, не выше100 м/с, аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости. Если скорость приближается к скорости звука, то для нахождения сопротивления необходимо решить дифференциальное уравнение, которое называется уравнением Чаплыгина.
После защиты докторской диссертации Чаплыгин был избран профессором Московского университета.
В 1910 году ученый выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха.
В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В 1921 году Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ.
В это время им написаны исследования: "К общей теории крыла моноплана" (1920), "Схематическая теория разрезного крыла" (1921), "О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло" (1926).
Еще в 1914 году Чаплыгин выполнил исследование "Теория решетчатого крыла". В нем Чаплыгин определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера.
В работе "Схематическая теория разрезного крыла" (1921) он продолжает проблему составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъемную силу.
В 1931 году Чаплыгин написал работу "К теории открылка и закрылка". Чем меньше скорость самолета, тем легче ему совершить посадку, тем она безопаснее. Но небольшая скорость - это малая подъемная сила. При недостаточной же подъемной силе самолет может упасть на землю и разбиться. Следовательно, надо увеличивать скорость, чтобы самолет держался в воздухе. Получается замкнутый круг. Работы Чаплыгина помогли разорвать этот круг.
Крылья современных самолетов имеют предкрылки и закрылки. Выпуская их, летчик увеличивает подъемную силу на 20, 50 и более процентов, что позволяет ему садиться на полосу с меньшей скоростью.
В 1926 году Чаплыгин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 года - академиком.
В 1933 году Чаплыгин был награжден орденом Ленина, а в феврале 1941 года ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
В октябре 1941 года вместе с институтом Чаплыгин уехал в Новосибирск.
Сергей Алексеевич умер в Новосибирске 8 октября 1942 года.
В Краеведческий музей в 2009 г. передали точную модель (1:20) аэродинамической трубы Чаплыгина, созданной в 1941 г. и которая находится в авиационном колледже.

0

7

похоронен на территории Сибирского научно-исследовательского института авиации (ныне им. С.А. Чаплыгина), которого был научным руководителем в годы Великой отечественной войны.

0

8

Новосибирск, улица Фрунзе, д 8. в котором в 1941-1942 годах жил С.А.Чаплыгин.
Имя С.А.Чаплыгина носят улицы в городах Москва, Новосибирск, Жуковский и Железнодорожный (оба - в Московской области), аэродинамическая лаборатория ЦАГИ, Сибирский научно-исследовательский институт авиации (в Новосибирске), кратер на обратной стороне Луны. В Москве был мемориальный музей-квартира С.А.Чаплыгина (в настоящее время закрыт).

увеличить

увеличить

0

9

Tala Dok написал(а):

Имя С.А.Чаплыгина носят

ещё сквер в конце Красного.

увеличить

0

10

В 1944 году в честь Чаплыгина была выпущена марка «Почты СССР».

увеличить

0

11

Статья Марины Шабановой "Он подарил нам крылья"

0