НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кирпичные заводы из прошлого

Сообщений 1 страница 45 из 45

1

Olga написал(а):

...Считается, что Крячков с Кошурниковым построили свой завод в 1909 году, а труба с такой датой очень долго стояла за Сибирским моллом, где сейчас ЖК Закаменский строят.
А на противоположной стороне улицы была труба с датой 1910, в 1910-м был построен городской кирпичный завод.


Может у кого-то есть фото этой  трубы, где видно "1909"?

0

2

http://images.vfl.ru/ii/1506184813/b00c94f8/18713029_s.jpg

+6

3

Olga написал(а):

Спасибо! А это труба вот этого завода?)))
Получается что кирзавод Крячкова-Кошурникова это первая его постройка в Новониколаевске? Или нельзя точно утверждать, что Крячков его проектировал и строил- может только вложил средства?
http://i73.fastpic.ru/thumb/2016/0309/0a/d18c170d0706f146791369cb5ea00d0a.jpeg

0

4

Очуметь! Труба вверху кафелем выложена!  http://sa.uploads.ru/t/r5iO2.gif

0

5

Очень хочется посмотреть кафель. :)

0

6

Прадед мой в Новониколаевске был известным кафельщиком . Трубы хорошо выкладывал . Особенно изнутри . Таких специалистов нынче не сыскать .

0

7

Ощепков написал(а):

На противоположной стороне улицы место, где был кирпичный завод, который Крячков построил.

А можно, плиз, на современной карте показать место где был этот завод?

0

8

Ирландец написал(а):

Очень хочется посмотреть кафель.

На плитках, из которых было сложено кольцо на верхушке трубы, стояло клеймо производителя - Б. Я. Лисовский. Витебск. 1908.

Кафельно-майоликовый завод

+1

9

Крыл написал(а):

Ощепков написал(а):
На противоположной стороне улицы место, где был кирпичный завод, который Крячков построил.
А можно, плиз, на современной карте показать место где был этот завод?


Если Вы спрашиваете про завод, к которому относится труба с датой 1909, то это написано в п. 1

Olga написал(а):

...Считается, что Крячков с Кошурниковым построили свой завод в 1909 году, а труба с такой датой очень долго стояла за Сибирским моллом, где сейчас ЖК Закаменский строят.


http://images.vfl.ru/ii/1506226758/3788d38b/18717147_s.jpg

+1

10

http://images.vfl.ru/ii/1506248741/27a6a8c0/18721428_s.jpg
Это как-то связано?

0

11

Olga написал(а):

...Считается, что Крячков с Кошурниковым построили свой завод в 1909 году, а труба с такой датой очень долго стояла за Сибирским моллом, где сейчас ЖК Закаменский строят.

Ольга, подскажите пожалуйста, где можно почерпнуть информацию по кирзаводу Кошурникова и Крячкова?

Olga написал(а):

А на противоположной стороне улицы была труба с датой 1910, в 1910-м был построен городской кирпичный завод.

Имеются в виду противоположная сторона ул. Кошурникова и кирзавод ННГУ с гофмановской печью?
Тогда обратите внимание на карты начиная с 1915 г. На каком берегу Каменки обозначен городской кирзавод?

0

12

Ирландец написал(а):

Тогда обратите внимание на карты начиная с 1915 г. На каком берегу Каменки обозначен городской кирзавод?


Уже. Давно. :-) Наверное и тогда, в 2015, хотела поговорить об этом. Недаром же применена обтекаемая фраза "...Считается, что" Но... особо заинтересованных тогда не нашлось.

Ирландец написал(а):

Ольга, подскажите пожалуйста, где можно почерпнуть информацию по кирзаводу Кошурникова и Крячкова?


Если Вас интересует откуда взялась инфа, написанная в п.1, то не помню, а цитаты все посгорели. Смотреть надо Горюшкина, Бочанову, Цепляева, м.б. Баландина, где-то там, просто всё это для меня давно не актуально.
Давно за основу взята карта 1935 года в связке с 1915-м и фото Моторина. Им зафотографированы все эти трубы и подписаны №№ кирзаводов в 1930-е. Дальше всё сложнее, кирзаводы передавались в разные вышестоящие организации, особенно в войну, менялись министерства, а также №№ этих кирзаводов.
В общем бесспорно, где стояла труба 1909, в 1930-е это был кирзавод № 2.
Кирзавод ННГУ с трубой 1910 - в 1930-е кирзавод № 1, получается находился левее, ближе к озеру? Или...

http://images.vfl.ru/ii/1506257191/daeab475/18723061_s.jpg

+1

13

Пэжэ написал(а):

Это как-то связано?


Возможно это связано с кирзаводом, который находился на Кошурникова.
Наверное носил когда-то № 1, у меня записан Завод керамический стеновых материалов (Кошурникова 27)

http://images.vfl.ru/ii/1506257681/60a1c555/18723185_s.jpg

Или всё-таки с Городским кирзаводом ННГУ, который потом стал № 1.

0

14

Olga написал(а):

Давно за основу взята карта 1935 года в связке с 1915-м


Забыла написать, что очень условно конечно :-)
Мне просто хотелось бы услышать, что Вы про это скажете.

0

15

Olga написал(а):

В общем бесспорно, где стояла труба 1909, в 1930-е это был кирзавод № 2.

Если имеется в виду труба 1909 года из п. 8, то позвольте с Вами не согласиться.
Указанное Вами в п. 15 место нахождения данной трубы не соответствует расположению на карте 1935 года кирзавода № 2.
Осмелюсь предположить, что труба принадлежала другому заводу.

В связи со строительством казарм и других объектов военного назначения Войсковая строительная комиссия в 1909 г. арендовала у города земельный участок для сооружения парового кирпичного завода. На 1 января 1914 г. завод был оснащен паровым котлом, двумя паровыми двигателями в 50 л.с., двигателем внутреннего сгорания, электромашиной иностранного производства, двумя кирпичеделательными машинами и другим оборудованием. Предприятие могло выпускать от 3,5 млн. до 6 млн. шт. кирпича в год. По завершении строительства военного городка завод перешел к полковнику в отставке Н.А. Цевловскому, а затем к его наследникам. В 1917 г. из-за недостатка топлива работу завода приостановили.

На рубеже веков

0

16

Ирландец написал(а):

Если имеется в виду труба 1909 года из п. 8, то позвольте с Вами не согласиться.
Указанное Вами в п. 15 место нахождения данной трубы не соответствует расположению на карте 1935 года кирзавода № 2.
Осмелюсь предположить, что труба принадлежала другому заводу.
В связи со строительством казарм и других объектов военного назначения Войсковая строительная комиссия в 1909 г. арендовала у города земельный участок для сооружения парового кирпичного завода. На 1 января 1914 г. завод был оснащен паровым котлом, двумя паровыми двигателями в 50 л.с., двигателем внутреннего сгорания, электромашиной иностранного производства, двумя кирпичеделательными машинами и другим оборудованием. Предприятие могло выпускать от 3,5 млн. до 6 млн. шт. кирпича в год. По завершении строительства военного городка завод перешел к полковнику в отставке Н.А. Цевловскому, а затем к его наследникам. В 1917 г. из-за недостатка топлива работу завода приостановили.


Знаю, что не соответствует, но, как показала жизнь, не всё на этой карте 1935 года показано.
Про завод военного ведомства была у меня когда-то версия, но я от неё отказалась, когда почитала в газетках, как долго тогда решался вопрос по отведению земли под него. Проект гордумой был рассмотрен только 9 ноября 1909, этот проект должен был пройти высшие инстанции, это, как минимум, ещё 2 мес. Возводили трубу видимо в 1910, а цифры выложили 1909? Да и эта белая полоса вызывает вопросы. К тому же, после революции номер у бывшего кирзавода военного ведомства был № 4, хотя тоже ни о чём не говорит, могли поменять, объединить и пр.

0

17

Неужели картографы могли попутать берега р. Каменки?
Давайте мыслить логически.
1. Основными потребителями кирпича на момент строительства кирпичных заводов в 1909-10 годах было правобережье Каменки (знаменитый пожар в мае 1909 года взвинтил спрос ещё больше).
2. Военное ведомство имело целью постройку военного городка на левом берегу Каменки. Логично предположить, что завод разместили максимально удобно с учётом места добычи сырья и доставки продукции к месту строительства.

По поводу даты всяческих согласований в военном ведомстве могу сказать, что сплошь и рядом строительство ведётся параллельно бюрократической волоките. Имеем опыт. :)

0

18

Ирландец написал(а):

Неужели картографы могли попутать берега р. Каменки?


Кто их знает :-) на всякий случай и это держу про запас.

А, ещё ведь улица

http://images.vfl.ru/ii/1506328443/4b75fb86/18732876_s.jpg

0

19

Ирландец написал(а):

. Военное ведомство имело целью постройку военного городка на левом берегу Каменки. Логично предположить, что завод разместили максимально удобно с учётом места добычи сырья и доставки продукции к месту строительства.


И про это не забываю. Но сначала вояки арендовали участок в Усть-Ине и ул. Кирпичная там была, которая теперь Далидовича.

0

20

Ольга, спасибо за ценную информацию!
Попробую поискать дальше. Например про Кошурникова.
Вообще из прочитанных мною статей на тему кирпичного производства в Ново-Николаевске складывается странная картина.
В описании технического оснащения военного кирзавода отсутствует упоминание о типе обжиговой печи. Но производительность по формовке сырца - до 6 млн. штук в год.
На заводе ННГУ построена гофмановская печь. Упоминается в статьях как некая вундервафля, видимо до этого таких ещё у нас не строили (а печь действительно весьма хороша).  Печь постоянно недогружена из-за малых формовочных мощностей. Даже не смотря на кооперацию с "частными владельцами кирпичных сараев".

Отредактировано Ирландец (25-09-2017 18:47:40)

0

21

Ирландец написал(а):

Попробую поискать дальше.


Удачи!

0

22

Сюда же фильма 1969 года от Коли Цубаркова, там тоже труба

Проспект Дзержинского в 1969 году.

+1

23

Информация по кирпичным заводам Ново-Николаевска из справочников.
1911 год. http://i12.pixs.ru/thumbs/0/7/8/KirzavodiS_3200597_27730078.jpg
1912 год. http://i12.pixs.ru/thumbs/0/9/5/KirzavodiS_3437829_27730095.jpg
1913 год. http://i12.pixs.ru/thumbs/1/0/1/KirzavodiS_8091533_27730101.jpg http://i12.pixs.ru/thumbs/1/0/4/KirzavodiS_5572467_27730104.jpg http://i12.pixs.ru/thumbs/1/0/8/KirzavodiS_7673409_27730108.jpg
1914-15 годы. http://i12.pixs.ru/thumbs/1/1/8/Gorodskoyk_7579940_27730118.jpg

Огромная благодарность сотрудникам музея Октябрьского района г. Новосибирска за предоставленную информацию.

0

24

Ирландец написал(а):

Информация по кирпичным заводам Ново-Николаевска из справочников


Матчасть собираете?

0

25

В копилку.
К 1907 году их было 35.

http://images.vfl.ru/ii/1507004793/fd91faa8/18835670_s.jpg

0

26

Olga написал(а):

Матчасть собираете?

С матчастью пока туго. Собираю информацию по оборудованию заводов.

0

27

Olga написал(а):

И про это не забываю. Но сначала вояки арендовали участок в Усть-Ине и ул. Кирпичная там была, которая теперь Далидовича.

Вполне возможно, что первое кустарное производство (судя по качеству кирпича, встречающегося в кладке зданий Военного городка) Военное ведомство могло там основать.
Обратите внимание на год появления Кирпичной улицы.
Позвольте Вас процитировать:

Благодаря поискам жителя нашего города Рафальского Станислава Николаевича мы теперь знаем названия каких улиц появились на карте нашего города в 1908 году.
В Томском архиве найден Журнал заседания Уполномоченных гор. Ново-Николаевска от 10 июля 1908 года, где рассматривался вопрос "О наименовании улиц не имеющих наименование".
Согласно журнала г.г. уполномоченных, от 3-го сего июля за № 175, Городским Общественным Управлением намечены следующие названия безымянным улицам города Ново-Николаевска:
улицы: Толстого, Чехова, Тургенева, Белинского, Лескова, следующая, начинающаяся от квартала № 151 и кончающаяся у Инской грани – улица Короленко и крайняя, граничащая усадебные кварталы от выгона – Кирпичная улица.
Уполномоченные ПОСТАНОВИЛИ: означенные наименования улиц утвердить.

Ссылка

Возможно, что окончательное решение о размещении Военного городка было принято позже. И в 1909 году на левом берегу Каменки рядом с площадкой строительства был заложен крупный механизированный кирпичный завод,

0

28

Ирландец написал(а):

Вполне возможно, что первое кустарное производство (судя по качеству кирпича, встречающегося в кладке зданий Военного городка) Военное ведомство могло там основать.
Обратите внимание на год появления Кирпичной улицы.

Возможно и там. Про Кирпичную я упомянула, т.к. возможно не зря такое название появилось, может в её районе несколько кирпичных сараев было.

Ирландец написал(а):

Возможно, что окончательное решение о размещении Военного городка было принято позже. И в 1909 году на левом берегу Каменки рядом с площадкой строительства был заложен крупный механизированный кирпичный завод,

Не спорю :) и даже думаю в унисон :)

0

29

Ирландец написал(а):

Очень хочется посмотреть кафель.

Обнаружил любопытную вещь. В начале ХХ века привычное нам слово "кафель" было женского рода. http://i12.pixs.ru/thumbs/9/1/1/L7fragment_8366340_28450911.jpg

0

30

Спасибо Константину Ощепкову за чудесную панораму 1984 года! http://i12.pixs.ru/thumbs/0/7/7/Panorama19_6151028_28595077.jpg
Отчётливо видно расположение строений на территории кирпичного завода, расположенного рядом с Военным городком. http://i12.pixs.ru/thumbs/1/0/4/Kirzavod19_6540991_28595104.jpg
Конфигурация основного производственного корпуса полностью совпадает с изображённым на фото кирпичным заводом. http://i12.pixs.ru/thumbs/1/2/7/Kirzavod19_6431799_28595127.jpg
По составу технологического оборудования завод на фото полностью соответствует описанию кирзавода Военного ведомства (при деятельном участии п-ка Н.А. Цевловского) см. п.15.
Основной производственный корпус ориентирован по линии север-юг. Это корреспондирует с направлением теней на фото. Кирпичная труба расположена на юго-востоке, относительно корпуса.
На этом фото труба и производственный корпус расположены идентично относительно друг друга и сторон света http://i12.pixs.ru/storage/3/2/0/d18c170d07_9979760_28595320.jpg
Вижу два варианта:
1. На фото изображён тот-же завод (с трубой 1909 г), но в период до полного оснащения оборудованием.
2. Это завод товарищества инженеров Кошурникова и Крячкова, расположенный на том-же берегу Каменки, но выше по течению.

Отредактировано Ирландец (09-12-2017 16:18:02)

0

31

Ирландец написал(а):

Спасибо Константину Ощепкову за чудесную панораму 1984 года!


Это уж точно!
На панораме между заводом с трубой и Военным городком ведь овраг. Правильно я вижу?
И если рассматриваемый завод с трубой - это бывший завод военного ведомства-Цевловского-СКС, то свяжите его, плиз, с этой заметкой 1926 года.
Где они соприкасались корпусами? Где шла дорога? Кирпичи с завода в город возили через этот овраг и вдоль Военного городка? По другому никак?

http://images.vfl.ru/ii/1512819561/5418c569/19744909_s.jpg

0

32

Olga написал(а):

И если рассматриваемый завод с трубой - это бывший завод военного ведомства-Цевловского-СКС, то свяжите его, плиз, с этой заметкой 1926 года.

Мне не понятно, из чего следует, что упомянутый завод СКС - это бывший завод Военного ведомства-Цевловского?
В заметке идёт речь о потенциальной опасности от запуска паровых машин. Напомню, что действие происходит в 1926 году, а достоверно известно, что на заводе Военного ведомства-Цевловского паровые машины работали с как минимум с 1910 года (судя по постройкам Военного городка).
Т.е. можно понять, что речь идёт о новом заводе. Кстати, как расшифроввается СКС?

0

33

Ирландец написал(а):

Кстати, как расшифроввается СКС?


СКС - это Сибкрайсоюз, по подчинённости Центросоюзу, ещё называли завод Центросоюза. В общем потребкооперация.

0

34

http://i12.pixs.ru/thumbs/7/5/2/19744909jp_6938969_28596752.jpg
Эпичное должно быть зрелище - ломовая телега, гружёная кирпичами (клеть 250 шт, масса около 900 кг), идущая рысью на подъём!  http://nsk-kraeved.ru/files/000a/1b/4d/74703.png
А если всё-таки порожняя на спуск, то стоило ли так переживать?

0

35

Ирландец написал(а):

Эпичное должно быть зрелище - ломовая телега, гружёная кирпичами (клеть 250 шт, масса около 900 кг), идущая рысью на подъём!  
А если всё-таки порожняя на спуск, то стоило ли так переживать?


:) Вы сейчас озвучиваете то, что я уже представляла и что дополнительно посеяло во мне сомнения относительно принадлежности завода с трубой 1909, находящемуся значительно ниже уровня Военного городка, к военному ведомству.

0

36

Olga написал(а):

Вы сейчас озвучиваете то, что я уже представляла и что дополнительно посеяло во мне сомнения относительно принадлежности завода с трубой 1909, находящемуся значительно ниже уровня Военного городка, к военному ведомству.

Ольга, Вы меня пугаете! Неужели можно всерьёз воспринимать эту сумбурную заметку? Помните, в книге "12 стульев" был гениальный слесарь-интеллигент Полесов? Так автор, пишущий под именем (псевдонимом?) В. Заводской очень его напоминает.
Оцените перл технической грамотности: http://i12.pixs.ru/thumbs/3/9/8/19744909jp_4076627_28606398.jpg
Дело в том, что паровые машины расположены ВНУТРИ производственного корпуса, да и работают, в отличие от ДВС, почти бесшумно. Что касается работы тоншейдеров и кирпичеделательных машин, установленных на заводе Военного ведомства, то там основная кинематика основана на вращательном движении внутри кожухов. Так о каких "больших колебаниях воздуха" пытается поведать нам автор?
Статья явно имеет посыл - уберите склад. Остальное на уровне слухов и домыслов.
Теперь по поводу Ваших сомнений на счёт принадлежности завода с трубой 1909 г к Военному ведомству. Повторю, что описание технологического оборудования завода Военного ведомства

В связи со строительством казарм и других объектов военного назначения Войсковая строительная комиссия в 1909 г. арендовала у города земельный участок для сооружения парового кирпичного завода. На 1 января 1914 г. завод был оснащен паровым котлом, двумя паровыми двигателями в 50 л.с., двигателем внутреннего сгорания, электромашиной иностранного производства, двумя кирпичеделательными машинами и другим оборудованием.

полностью совпадает с изображенным на фото http://i12.pixs.ru/thumbs/7/2/5/Kirzavod19_6533726_28606725.jpg, которое корреспондирует с панорамой 1984 г http://i12.pixs.ru/thumbs/2/0/2/Kirzavod19_5183159_28607202.jpg

0

37

Ирландец написал(а):

Ольга, Вы меня пугаете! Неужели можно всерьёз воспринимать эту сумбурную заметку?


Конечно серьёзно! У нас мало какой инфы, хватаешься за любое слово. Надоели исторические опусы без конкретики. Пишутся многостраничные труды, переводятся тонны макулатуры, а на простой вопрос -
где это находилось? - никто ответить не может.
Другое дело, верю ли я беззаботно во всё, что пишут. Здесь скажу - НЕТ. Всё надо проверять.
Вполне допускаю, что в рассматриваемой заметке что-то написано верно, что-то нет.
Я не инженер, поэтому технической части не касаюсь. Журналист или кто там был этот пишущий тоже похоже не разбирался.
Но соприкасающиеся корпуса, дорогу он наверное смог разглядеть.
Вот я и хочу получить пока ответы на вопросы, заданные в п.31.
В общем хочу закрыть  все гештальты, чтобы никаких сомнений больше не возникало.

0

38

Olga написал(а):

Конечно серьёзно! У нас мало какой инфы, хватаешься за любое слово. Надоели исторические опусы без конкретики. Пишутся многостраничные труды, переводятся тонны макулатуры, а на простой вопрос -
где это находилось? - никто ответить не может.
Другое дело, верю ли я безаботно во всё, что пишут. Здесь скажу - НЕТ. Всё надо проверять.
Вполне допускаю, что в рассматриваемой заметке что-то написано верно, что-то нет.
Я не инженер, поэтому технической части не касаюсь. Журналист или кто там был этот пишущий тоже похоже не разбирался.
Но соприкасающиеся корпуса, дорогу он наверное смог разглядеть.
Вот я и хочу получить пока ответы на вопросы, заданные в п.31.
В общем хочу закрыть  все гештальты, чтобы никаких сомнений больше не возникало.

Полагаю, что "соприкасающиеся корпуса" в данной статье - это не более, чем фигура речи. Скорее всего корпуса располагались на незначительном удалении друг от друга. Для связи завода с заметкой требуется внятная схема расположения строений Военного городка. Данной схемой, к сожалению не располагаю.  http://nsk-kraeved.ru/files/000a/1b/4d/71697.png
На панораме возле завода виден спуск в пойму Каменки. Предположу, что по нему возили глину из карьера.
Маршрут вывоза кирпича мог пролегать по Кирпичным горкам, Тополёвой и далее - это если в Закаменку везти. Либо по этому спуску и через мостик в Центральную и Вокзальную части города.

0

39

Ирландец написал(а):

Для связи завода с заметкой требуется внятная схема расположения строений Военного городка.

Такая не подойдёт?

http://images.vfl.ru/ii/1512969772/0564c8bb/19764538_s.png

+2

40

Палыч написал(а):

Такая не подойдёт?


Спасибо! Хорошая карта, но не удержалась, парочку изменений внесла.
Командиру пехотного полка тоже был положен дом и находился он на участке этого полка (Тополёвая 7)
Ну и здание приёмного покоя почему-то автор (кто? кстати) пометил цифрой 7.

http://images.vfl.ru/ii/1512974192/fcf40be2/19764886_s.png

0

41

Что касается кирзавода военного ведомства, то если взять склад боеприпасов на участке артиллерийского полка (25) и частично поверить заметке в п.31, что находился он очень близко к заводу и они даже соприкасались корпусами, то завод этот д.б. находиться где-то в районе долгостроя по Тополёвой 32.

http://images.vfl.ru/ii/1512975043/9ed3dd88/19765012_s.png

0

42

Это из К.В. Чернобаева, г. Томск. Комплексы зданий военных городков в Томске и Новониколаевске (1913 Г.)

Ссылка

+1

43

Палыч написал(а):

Это из К.В. Чернобаева, г. Томск. Комплексы зданий военных городков в Томске и Новониколаевске (1913 Г.)


Спасибо. Не видела. Давно уже не шерстила интернет по ВГ :) Это видимо выложили Баландинские чтения 2016 года.

0

44

Olga написал(а):

СКС - это Сибкрайсоюз, по подчинённости Центросоюзу, ещё называли завод Центросоюза. В общем потребкооперация.

По карте 1924 года видно, что завод Центросоюза находится через дорогу от склада боеприпасов артиллерийского парка. http://i12.pixs.ru/thumbs/5/1/1/Voenniygor_8934187_28622511.jpg

0

45

Ирландец написал(а):

По карте 1924 года видно, что завод Центросоюза находится через дорогу от склада боеприпасов артиллерийского парка.


Да я видела, эти карты такие схематичные, то ли через дорогу, то ли так нарисовали.

0