НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Часовня святителя Николая Чудотворца

Сообщений 1 страница 50 из 77

1

Часовня святителя Николая Чудотворца >>> Скульптура комсомольца-молотобойца >>> Памятник Сталину >>> Часовня святителя Николая Чудотворца


увеличить

0

2

Часовня святителя Николая Чудотворца (Красный проспект).

Закладка на Николаевском проспекте часовни в честь святителя и чудотворца Николая, состоявшаяся 20 июля 1914 г., была приурочена к празднованию 300-летия царствующего Дома Романовых. Часовня сооружалась на пожертвования верующих. План и смету на постройку составил архитектор А. Д. Крячков, а городской архитектор Ф. Ф. Рамман осуществлял наблюдение за строительством.

Освящение часовни состоялось 6 декабря 1914г. Ко дню освящения епископ Томский Анатолий прислал в дар часовне икону святителя Николая с частицей мощей.

9 ноября 1929 г. Новосибирским окрисполкомом было принято постановление о сносе часовни, и вскоре она была разрушена.

21 сентября 1991 г. состоялся крестный ход от Вознесенского кафедрального собора и освящение закладного камня в основании восстанавливаемой часовни. Новый проект выполнил архитектор П. А. Чернобровцев. Строительство было завершено в 1993 г., к празднованию 100-летия Новосибирска.

0

3

Статья из газеты "Вечерний Новосибирск" от  20.07.92

20 июля 1894 года после торжественного молебна состоялась закладка железнодорожного моста через реку Обь, а через 20 лет 20 июля 1914 года была заложена на пересечении Николаевского проспекта и улицы Тобизеновской, ныне Красного проспекта и улицы Горького, часовня св. Николая.

В 1913 году по всей России пышно отмечалось 300-летие Дома Романовых. По такому случаю городские власти Новониколаевска заказали в столице 25000 альбомов с видами города, а городское реальное училище стало именоваться реальным училищем имени 300-летия Дома Романовых. Фундаментально решило увековечить эту дату благотворительное общество "Ясли". Оно начало ходатайствовать перед властями о разрешении построить часовню им. св. Николая (это имя носил царствующий император и город, названный в его честь). В октябре 1913 года Томское епархиальное управление уведомило городские власти о том, что оно разрешает обществу "Ясли" строительство часовни.

Несколько слов об обществе "Ясли". Это было благотворительное общество, которое ставило своей целью заботу о детях-сиротах. Работа велась на базе Покровской церкви, а в 1909 году рядом с ней было по строено специальное здание. Руководителем приюта стала супруга известного городского врача и общественного деятеля М., В. Востокова М. П. Востокова. Существовал приют, в основном, на пожертвования горожан и церкви. В настоящее время на месте приюта стоит кирпичное здание медучилища № 3.

Для строительства часовни был создан общественный строительный комитет. Его членами были известные новониколаевские купцы: Вишняков, Маштаков, архитектор Ромман. Ромману, как городскому архитектору, поручался строительный контроль за ходом сооружения часовни. Вишняков жертвовал кирпич на ее строительство, а вся постройка должна была обойтись в 9 тыс. рублей. 20 июля 1914 года состоялась закладка часовни (это событие было запечатлено местными фотографами и снимки показывались затем в кинотеатре Махотина), а 27 октября 1915 года был подписан акт о приемке здания. Часовня пользовалась большой популярностью у горожан. Если первоначально она была приписана к Александро-Невской церкви, то из церковной ведомости 1920 года видно, что это была самостоятельная часовня с приходом в 5 тысяч горожан. Здесь мне хотелось бы уточнить один важный момент в истории часовни. Часовня, судя по документам, создавалась в память 300-летия Дома Романовых, а не потому, что в точке пересечения двух городских улиц якобы находился географический центр Российской империи. Легенда о географическом центре Российской империи на месте часовни появилась в советское время и, причем, сравнительно недавно.

Не просуществовав и 15 лет, часовня была закрыта и сломана. Первый мощный удар по экономическому могуществу церкви новая власть нанесла, воспользовавшись голодом 1921 года, когда были изъяты церковные богатства. В конце 20-х годов, когда сталинское руководство начало свои страшные эксперименты по индустриализации и коллективизации, церковь ожидал новый сокрушающий удар. Была организована кампания по закрытию церквей и репрессиям против священнослужителей. В качестве примера можно привести протоколы собрания женщин в пригородном селе Бугры, которое постановило закрыть церковь как рассадника дурмана и одурачивания трудящихся масс, противника бурного роста коллективизации. Колокола было решено снять и отдать промышленности. Более решительно призывало действовать собрание граждан в селе Сенчакском: "Попа Рафаила как контрреволюционера немедленно расстрелять. Граждан старого и нового церковного совета передать следственным органам, церковь переоборудовать в клуб". Подобные постановления принимались и на собраниях рабочих и служащих в Новосибирске. Так. протокол общего собрания рабочих-строителей от 12.01.1930 года утверждал, что "вокруг церкви сгруппировался сброд бывших, которые ведут под прикрытием религии бешеную борьбу с Советской властью". Рабочие требовали передать культовые здания под культурные учреждения, а весь религиозный "актив" взять на учет.

Из переписки между руководством Новосибирского окрисполкома и Сибкрайисполкома в начале 1930 года видно стремление властей как можно быстрее удовлетворить подобные требования, не останавливаясь перед нарушением советских же законов. Власти понимали, что в противном случае может наступить спад в настроениях масс. То есть искусстенно вызванный настрой против церкви угаснет. И вот здесь на пути совпарторганов вставал даже такой отобравший у церкви все права закон, как постановление В ЦИК от 1929 года "О религиозных объединениях". Согласно этому постановлению закрытие церкви представляло довольно длительную процедуру. Поэтому местные власти требовали упростить процедуру закрытия церквей. Для этого, по их мнению, хватило бы только ходатайства бедняков. Такого же мнения придерживалось и НКВД.

В результате этой политики борьбы с религией десятки тысяч храмов были закрыты, а сотни тысяч священников, как контрреволюционеры, арестованы. Гонения на церковь в СССР привели к тому, что в 1930 году римский папа Пий XI призвал всех верующих к крестовому наверное, т. е. призвал молиться за облегчение положения русского народа. Долгое время наша пропаганда опускала слово молитв в этом документе, и в итоге получалось, что Пий XI призывал к вооруженному наверное против СССР.

В ходе этой кампании, основываясь на так называемом мнении трудящихся, президиум Новосибирского окрисполкома 9 ноября 1929 года принял решение о сносе часовни. 27 декабря 1929 года это решение Новосибирского окрисполкома было утверждено президиумом Сибкрайисполкомз. 30 января 1930 года газета "Советская Сибирь" в статье "Конец часовни" сообщила: "Вчера в 4 часа дня началась ломка часовни на Красном проспекте". Затем на месте часовни стояла статуя "Комсомолец", но недолго. Она была заменена статуей "вождя народов", которую в 50-х годах убрали раз и навсегда. И только теперь мы приступаем к восстановлению часовни, возвращаясь к своим нравственным истокам.

0

4

Красивый вид часовни. И зима.....
Особенно зимой люблю смотреть на площадь и часовню из окна Кофе-терра. Там есть столик у окна. Обзор немного сверху... движение машин, спешащих людей, а ты за стеклом в тепле... чашка горячего кофе... или шоколада. Вах, как хорошо.

увеличить

0

5

После памятного восстановления на Красном проспекте Новосибирска часовни Николая Чудотворца в печати появилось немало сообщений о том, что Новосибирск стал территориальным центром России. Впервые эта мысль прозвучала 21 декабря 1988 года в радиопередаче «Микрофорум», где часовня называлась центром Российской империи и говорилось о том, что ее надо восстановить.

29 сентября 1991 г. состоялась закладка камня новосооружаемой часовни, 3 февраля 1992 г. в газете «Вечерний Новосибирск» опубликована статья под рубрикой «Страница истории», в которой указывалось, что «часовня святителя и чудотворца Николая Мирликийского построена в 1915 году на пересечении Тобизеновской улицы и Николаевского проспекта в память о 300-летии царствования дома Романовых и отмечалась как географический центр Российской империи».

2 июля 1993 года в газете «Советская Сибирь» в статье «Возвращение часовни» отмечалось, что в то время ярмарочная центральная площадь Новониколаевска была принята за географический центр Российской империи, и поэтому городская управа решила возвести часовню только в символическом центре России — на перекрестке улиц Тобизеновской (ул. Горького) и Николаевского проспекта».

На торжественном митинге, посвященном 100-летию со дня основания города, принял участие и выступил перед новосибирцами вице-президент России Александр Руцкой, который принял за истину факт, что часовня поставлена в самом центре России.

Поскольку приведенные высказывания не имеют под собой научно обоснованного подтверждения, а выражают некоторые патриотические пожелания новосибирцев, мне хотелось бы напомнить историю, как в действительности определялся географический центр земли российской? Но прежде несколько штрихов о самой часовне.

В 1913 году томский губернатор статский советник Петр Карлович Гран (XI.1911 — 12.II.1913) разрешил городской управе Новониколаевска в память 300-летия дома Романовых построить богадельню на 20 человек для приюта общества «Ясли». В 1913 г. приют, где воспитывалось сто бездомных детей, на добровольные пожертвования построил в шести верстах от города сельскохозяйственную ферму.

20 июля 1914 года был заложен камень на строительство часовни. 27 октября 1915 года часовня была открыта, и до сноса, по решению президиума Сибкрайисполкома 27 декабря 1929 г., нигде не упоминалось, что место, где она стояла, является центром России.

Людям нравятся зримые символы, отражающие памятные географические точки, такие как середина Европы. Такой памятный знак установлен в Карпатах еще в 1887 году. В 1914 году, по расчетам географов, в столице Республики Тыва городе Кызыле (по-русски «Красный») поставлен обелиск географическому центру Азии — уходящая в небо игла. А у ее подножия — огромный бетонный глобус. На нем по-русски, по-тувински и по-английски написано: «Центр Азии».

Граница двух частей света — Европы и Азии — многие века «блуждала», и только с начала XVIII века определилось прочное положение этой границы. По Уральским горам. Эта заслуга принадлежит первому исследователю природы Урала Василию Никитичу Татищеву (1686 — 1750), русскому историку, государственному деятелю. Ныне на границе Европы и Азии, в 40 километрах от Свердловска, справа от Московского тракта, близ вершины горы Березовой, в 10-ти километрах восточнее Первоуральска, установлен высокий мраморный обелиск с надписью «Европа — Азия». Здесь проходит условная граница между двумя частями света и водораздел между реками Чусовой и Исетью. От обелиска открывается живописный вид на плавные контуры Уральских гор. Здесь каждый февраль собираются на традиционную встречу туристы из разных городов страны.

Географическая граница «Европа — Азия» и леса вдоль нее являются памятниками природы, охраняемые законом.

В истории Российской империи и в СССР трижды проводились исследования по определению центра территории нашей державы. Во-первых, такую цель поставил перед собой великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834 — 1907), организатор и первый директор (1893 г.) Главной палаты мер и весов. Теперь — ВНИИ метрологии имени Менделеева. Он считал, что эта работа имеет большое значение для познания родной страны во имя интереса ее развития. Вместе с сыном Иваном — студентом математического факультета Петербургского университета, они вывели формулы для расчета и определили координаты. «Центр поверхности всей России лежит... намного южнее города Туруханска».

Ныне Туруханск — село, районный центр в 1474-х километрах к северу от Красноярска, расположено при впадении реки Нижней Тунгуски в реку Енисей. Население — 8,9 тыс. человек, в 1897 г. было 200 человек. Основан Туруханск в 1780 году как укрепленный пункт Новая Мангазея. В 1882 г. назначен уездным городом Томской области, с 1925 г. — сельское поселение.

28 марта 1974 года газета «Правда» сообщала о том, что в Москве готовится экспедиция по определению географического центра страны. Экспедиция организована журналом «Турист» и Центральным советом по туризму и этнографии ВЦСПС. В состав экспедиции входят более 20 человек — ученые, топографы, биологи, геологи, монтажники, мастера спорта СССР по туризму.

Ученые использовали идеи Д.И. Менделеева. Участник экспедиции доктор технических наук Петр Алексеевич Бакут рассказывал, что при расчетах они применили электронно-вычислительную технику. Была разработана сложная математическая формула: около 500 цифр географических координат, с учетом того, что Земля имеет форму эллипсоида, ученые ввели в электронно-вычислительную машину (ЭВМ) и получили ответ: координаты географического центра страны — 82 градуса 30 минут восточной долготы и 62 градуса 30 минут северной широты.

Этот вывод ученых был утвержден Главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР. Географический центр страны оказался южнее Томска на 600 километров. Среди непроходимых таежных дебрей Западно-Сибирской низменности, в междуречье Оби и Енисея. Недалеко от границы двух национальных автономных округов — Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского. К центру можно приплыть на байдарке по притокам таежной реки, впадающей в Ледовитый океан.

Город Новосибирск расположен в координатах 82 градуса 50 минут восточной долготы и 55 градусов 11 минут северной широты. 3191 километр от Москвы и около 6 тысяч километров от Тихого океана по Транссибирскй магистрали, в пятом часовом поясе.

В 1974 году был объявлен конкурс на создание обелиска центра СССР. Лучшим эскизом был признан проект участников экспедиции геологов Г.Н. Жаданя и А.Л. Усачева. На одном из судостроительных заводов был изготовлен титановый обелиск, напоминающий парус. На сверкающих гранях начертано «Центр территории СССР. Братству народов Советского Союза посвящается». Над контурами нашего государства поднимается алый флаг.

Здесь, у обелиска, символизирующего дружбу и братство союзных республик, предполагалось собирать слеты туристов, устраивать праздники путешественников. Но высокому начальству не понравилось, что центр великой державы находится в непролазном азиатском болоте, поэтому официального открытия центра так и не состоялось, хоты были намерения провести там туристский слет и установить обелиск.

Через 15 лет, в 1989 году, вновь возникла идея определить «середину» территории Советского Союза. Исследования, проведенные Институтом географии Академии наук СССР и Центральным картографо-геодезическим фондом, установили искомую точку, являющуюся географическим центром Советской страны.

Ее координаты: 105 градусов 19 минут 15 секунд восточной долготы и 58 градусов 29 минут 30 секунд северной широты.

Центр оказался в деревне Токме на реке Непе в красивейшей девственной тайге, не тронутой еще лесорубами, на самом юге самого северного Киренского района Иркутской области. Справа — голубая лента реки Лены и старейший город Киренск, слева — Ангара и юный город Усть-Илимск. От Токмы до них километров по 200.

В деревне Токме 277 жителей, из них половина — охотники, 60 домов, единственная улица — улица Мира. Коренное население — эвенки. Здесь расположены сельсовет, почта, библиотека, Дом культуры, школа. Основной транспорт летом — лодка, зимой — вездеход «Буран».

12 сентября 1989 года газета «Известия» в «Панораме новостей» впервые сообщила, что определен географический центр страны. В этот день был совершен первый в истории авиации полет к центру Советского Союза на самолете АН-2. Он сделал круг почета над центром страны.

Но, к сожалению, официальное открытие центра территории СССР не состоялось. Через два года, в декабре 1991 г., Советский Союз распался.

Так закончилась эпопея определения географического центра великой советской державы, существовавшей на планете Земля 74 года 2 месяца и 4 дня.

Иван ЦЫПЛАКОВ. Кандидат исторических наук.

0

6

И ещё одно фото часовни. Автор Владимир Осинцев.

увеличить

0

7

Роспись часовни Св.Николая

увеличить

0

8

Еще фото

увеличить

0

9

... и современное. Мне нравится.

увеличить

0

10

Версия о центре Российской империи.  Несколько исследователей подтверждали, что в своде императорских указов, есть указ о том, что центром Российской империи , следует считать Ярмарочную  площадь г. Новониколаевска.

увеличить

увеличить

0

11

А я как-то не склонна доверять исследователям-москвичам, которые в этой крохотной статье допускают грубые неточности. Да и где тут, кстати, ссылка на царские указы?

0

12

.

увеличить

0

13

Очевидно,что первоначально Часовня стояла чуть выше по проспекту.Метров на 50,наверное,или больше?

увеличить

0

14

Открытка.

увеличить

+1

15

Может кто мне, неправославному, объяснит расхождение направления крестов на храме и часовне. На Невском кресты расположены по православной традиции - с юга на север. На часовне Николая поперек проспекта - с запада на восток. Когда ее вновь построили, думал так кресты поставили для красоты. Спрашивал  многих - никто не пояснил. Но на старых фотографиях тоже поперек проспекта! Но тогда-то она памятником не была.  :blush:

0

16

По православной традиции,  вход с запада, алтарь на востоке.

0

17

AWA написал(а):

вход с запада, алтарь на востоке.

Таки на часовне по-другому

0

18

В часовне алтаря нет и полная служба в ней не ведётся. Ориентация часовен может быть разная.

0

19

и по крестам на куполах тоже?

0

20

Православный крест на храмах ориентирован так, если смотреть от главного, западного, входа, левый край горизонтальной, нижней, перемычки направлен  вверх. Часовня может быть не ориентирована по сторонам света, но крест всегда установлен, как на храме.

увеличить

увеличить

увеличить

0

21

AWA написал(а):

но крест всегда установлен, как на храме.

Ну как же, Владимир. Смотри - Невского, Вознесенский - вход с запада, крест смотрит на входящего. Левый край горизонтальной, нижней, перемычки направлен  вверх, т.е. на север. Часовня - вход с севера, крест смотрит на входящего. Левый край горизонтальной, нижней, перемычки направлен  вверх, т.е. на восток. Теоретически с запада входить неудобно, дорога мешает. Но как же устои правой веры!

0

22

Костя, повторюсь. Часовня не обязательно должна быть ориентирована по сторонам света. Канон это позволяет. Это не храм. Во многих местах часовни установлены по разному. Главное условие, что крест всегда установлен одинаково, как на приведённых фотографиях.

0

23

AWA написал(а):

крест всегда установлен одинаково

Т.е., для непонятливых - одинаково не по отношению к частям света, а по отношению ко входУ. Во!

0

24

Вознесенский кафедральный собор

1. Южный вход http://s008.radikal.ru/i306/1108/e4/3f2a2f8d5fc2.jpg
2. Северный вход http://s19.radikal.ru/i192/1108/f7/85da8b1c8bcc.jpg
3. Западный(главный) вход http://s51.radikal.ru/i132/1108/39/b35864193e06.jpg

0

25

Во, теперь совсем понятно. Основные кресты - юг-север,  привратный - анфас.
Спасибо :rolleyes:

0

26

http://uploads.ru/t/c/N/F/cNF8M.jpg

Восстановление часовни, 1993 год.

+1

27

минус 63,5 года
http://uploads.ru/t/W/b/C/WbChe.jpg

+2

28

ещё одно фото как выглядело это место до постройки церкви

высотка ещё строится. определим год?

http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0210881139.jpg

0

29

74-75. Только фото не по теме.

0

30

AWA написал(а):

Только фото не по теме.

Почему. Пустующее место. Эта фотография должна быть между 26 и 27 постами... :)

0

31

Галыч написал(а):

Восстановление часовни, 1993 год.

Еще в продолжение темы
http://uploads.ru/t/C/m/a/Cmact.jpg

0

32

фото моё
http://s1.uploads.ru/t/3EwmW.jpg

+1

33

http://s4.uploads.ru/t/742da.jpg

0

34

http://s4.uploads.ru/t/do7NK.jpg
1993 год

0

35

golod написал(а):

минус 63,5 года


Получше качеством эта фотография 1929 года...

http://s7.uploads.ru/t/Q6YMp.jpg

+1

36

А вот часовня на акварели Владимира Курилова
http://s9.uploads.ru/t/CTbyl.jpg

+1

37

Всем доброе время суток!
Прочитала в Интернете, что в часовне Николая Чудотворца ежедневно читают акафисты. Подскажите, пожалуйста, кто знает, в какое время? Спасибо

0

38

Это вам к попам

0

39

Мило. Спасибо за исчерпывающий ответ. Всего вам доброго, любезный! И привет из Петербурга, по всей видимости, очень доброжелательным жителям Новосибирска.

0

40

фото для коллекции. 1926.

http://images.vfl.ru/ii/1502292824/08f92386/18193494_s.jpg

+4

41

Палыч написал(а):

фото для коллекции. 1926.

Тоже Рерих снимал?

0

42

Ощепков написал(а):

Тоже Рерих снимал?


Новосибирск. Фотографии 1926 года с сайта Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

Отредактировано Палыч (04-03-2016 23:09:14)

0

43

Валентина написал(а):

Мило. Спасибо за исчерпывающий ответ. Всего вам доброго, любезный! И привет из Петербурга, по всей видимости, очень доброжелательным жителям Новосибирска.

Не сердитесь, Валентина, мы на самом деле доброжелательные. Особенно к питерцам. Просто иногда шутим. http://novosib.bbpack.ru/uploads/000a/1b/4d/725-3.gif

+1

44

некоторые подробности от авторов: https://yadi.sk/d/TPfD2kShsVpnp

+1

45

Андрей Пилипенко написал(а):

первоначально

  Интересно- почему на старых снимках  не видно наружной росписи? Позже сделали или так свет лёг?

Отредактировано Пешков Андрей (23-11-2016 19:46:17)

0

46

Пешков Андрей написал(а):

Интересно- почему на старых снимках  не видно наружной росписи?


Она есть на некоторых, но почему-то разная.

0

47

golod написал(а):

Ну как же, Владимир. Смотри - Невского, Вознесенский - вход с запада, крест смотрит на входящего. Левый край горизонтальной, нижней, перемычки направлен  вверх, т.е. на север. Часовня - вход с севера, крест смотрит на входящего. Левый край горизонтальной, нижней, перемычки направлен  вверх, т.е. на восток. Теоретически с запада входить неудобно, дорога мешает. Но как же устои правой веры!

любишь шутить и прикалыватся на предмет веры ? не советую, моя матушка в подобном тоне общалась с женщиной которая мыла полы в их институте  и проснулась как то раз утром а глаз то и не видит. не болел а ослепла,поломойка была с высшим образованием, отец ее был главный инженер проекта. но ее озарила вера в единого Бога. И когда ее поставили перед выбором Вера или карьера, она выбрала веру. Многие с юморм и иронией любили поспрашивать ее за веру. Мать вспоминала что чувствовала что не нужно это делать. но остановится не могла. ее заводила полная невозмутимость этой молодой и красивой женщины она мыла полы и молчала. вот такая история. хочешь подробностей позвони 3-43-58 -07 людмила евгеньевна. да зрение к ней так и не вернулось. остался один глаз и она болше не прикалывается

-3

48

Валентина написал(а):

Мило. Спасибо за исчерпывающий ответ. Всего вам доброго, любезный! И привет из Петербурга, по всей видимости, очень доброжелательным жителям Новосибирска.

Часовня открыта с 12 до 17. а когда там читают акафисты спрошу в приходе. не обижайтесь) . Мир Вам!

0

49

Пешков Андрей написал(а):

Интересно- почему на старых снимках  не видно наружной росписи? Позже сделали или так свет лёг?


Скорей всего первоначально её не было. Денег не хватило, война началась.
Роспись перед уничтожением часовни была

http://images.vfl.ru/ii/1502292875/88fc65a0/18193509_s.jpg

До этого была другая. На выставке "Красный", которую мы недавно посетили, выставлено фото часовни с другой росписью.

Просьба, кто фотографировал и есть нормальное фото, залейте, плиз, сюда. У меня размазано получилось.

0

50

механик написал(а):

любишь шутить и прикалыватся на предмет веры ? не советую. остался один глаз и она болше не прикалывается


Поддержу Константина!!! Остальным к офтальмологам, чтобы бревно из глаза удалили!!!

Отредактировано carcano (24-11-2016 16:45:04)

+1