Стокварти́рный дом — восьмиэтажное жилое здание, расположенное в Новосибирске, по адресу: Красный проспект, 16 (Площадь Свердлова), памятник архитектуры федерального значения.
Авторы проекта — Андрей Крячков и его ассистент В. Масленников.
Стоквартирный дом изначально задумывался как ведомственное здание для проживания работников исполкома Западно-Сибирского края (в квартирах были предусмотрены даже шестиметровые комнаты для прислуги).
Возведение дома началось в 1934 году.
На Международной выставке искусств и техники в Париже 11 декабря 1937 года проект Стоквартирного дома (вместе с проектами Крячкова Домов Советов в Иркутске и Красноярске) был удостоен диплома 1-й степени, золотой медали и гран-при.
История
История «стоквартирного дома» берет свое начало в 1930-х годах. В то время уже был выстроен крайисполком (впоследствии - облисполком, а ныне - администрация Новосибирской области), и предполагалось, что одно крыло здания будет жилым. То есть чиновники того времени могли бы ходить из дома на работу, даже не выходя при этом на улицу... Идея любопытная, но спорная, при этом совершенно в духе того времени. Но, видимо, тогдашние представители власти в Сибири мыслили не столь прогрессивно, и идею эту восприняли практически в штыки. С другой стороны, ездить на работу через весь город тоже никто не хотел, поэтому была поставлена задача построить рядом с крайисполкомом современный, элитный, как сейчас принято говорить, жилой дом. Место тоже было определено - между улицами Спартака и Сибревкома. Проектом занялся Андрей Дмитриевич Крячков.
- Дом был спроектирован в 1933 году и построен в 1937-м, - рассказывает Сергей Филонов, главный хранитель Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - Помогал ему в этом архитектор Масленников. Есть немало мифов о здании, однако «стоквартирный дом» - абсолютно уникальное строение, не имеющее аналогов в мире. Существует легенда, что на рассмотрение Сталину были представлены три проекта, и он одобрил их все. Поэтому дом и получился таким необычным - сочетает в себе различные решения трех проектов, но выглядит при этом абсолютно гармонично. Однако документальных подтверждений этому, увы, нет.
Сам Крячков говорил, что здание решено в стиле французского неоклассицизма. Это, возможно, и послужило причиной возникновения мифа, распространенного и в наше время, - что на улице Ренуар в Париже стоит «брат-близнец» нашего «стоквартирного». Однако это не так.
- У здания в Париже другая архитектура, оно совершенно не похоже на дом Крячкова, - опровергает домыслы Сергей Филонов. - Есть предположение, что Андрей Дмитриевич вдохновлялся работами французского архитектора Огюста Перре, но не более. Как и всегда, Крячков трансформировал стиль под себя, создав тем самым совершенно оригинальный проект. Даже проводились специальные исследования, целью которых, возможно, было уличить сибирского архитектора в плагиате, но никто кроме условного совпадения стилей архитектуры, передовой для того времени, не увидел.
Кстати говоря, в «стоквартирном доме» на самом деле не 100 квартир, а 110. Это уже потом дом, в общем-то, не имевший названия, получил в народе такое прозвище.
Нынешнюю площадь Свердлова Андрей Крячков создал практически с нуля. Получив указание по поводу места строительства, он как опытный портной «перекроил фасон» Красного проспекта и разместил здание вдали от проезжей части. Для этого пришлось снести несколько дореволюционных домов и даже старую пожарную часть с каланчой, стоявшую справа от крайисполкома. Перед домом планировалось разбить сквер, однако появился он там не сразу. А площадь Свердлова получила свое название только в 60-х годах прошлого века. Уникальность же «стоквартирного дома» была признана гораздо раньше - в год постройки.
- В 1937 году на международной выставке техники и искусства в Париже этот дом был награжден золотой медалью. Но не один, как принято считать, а вместе с другими проектами Крячкова и Масленникова - Домами Советов в Иркутске и Красноярске, - продолжает Сергей Филонов. - При этом здание в Новосибирске оказалось единственным, построенным по первоначальному проекту. Строительству в упомянутых сибирских городах, только начавшемуся в конце 1930-х годов, помешала война. Недостроенные здания пришлось законсервировать, а после они были достроены со значительными изменениями и по проектам других архитекторов.
Это была триумфальная победа, определившая Андрею Дмитриевичу статус лучшего архитектора СССР. При этом свою медаль Крячков так и не увидел. Поскольку в то время советским гражданам не разрешалось иметь валюту в личном пользовании, медаль отправилась в бездонные государственные фонды СССР. По слухам, драгоценный приз «укрепил» оборонную мощь страны… Возможно, тут не обошлось и без зависти - вряд ли московскому начальству понравилось, что столь высокую награду получили, по сути, провинциальные архитекторы из далекой Сибири, а не столичные специалисты. Однако остались грамота и международное признание, которое у мастера было не отобрать.
Но если Андрей Дмитриевич лишился только своей по праву завоеванной медали, то судьба многих обитателей «стоквартирного дома» сложилась гораздо трагичнее. Дом был заселен элитой молодого Новосибирска, и когда начались репрессии, хозяева квартир стали меняться очень часто, и переезд чаще всего был, увы, в один конец… Один из немногих в городе имеющий двор-«колодец», дом каждый вечер замирал при выключенном свете, вглядываясь - за кем же в этот раз приехал «воронок». Жизнь в «стоквартирном доме» при Сталине была не только престижной, но и опасной.
В Стоквартирном доме жили академик Евгений Мешалкин, художник Николай Грицюк, директор Новосибирского приборостроительного завода Борис Галущак, биатлонист Александр Тихонов, во время блокады Ленинграда — дирижёр Евгений Мравинский и актёр Николай Черкасов.