НОВОСИБИРСК в фотозагадках. Краеведческий форум - история Новосибирска, его настоящее и будущее

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические документы

Сообщений 51 страница 100 из 132

51

http://images.vfl.ru/ii/1621491401/2d948275/34517789_m.png http://images.vfl.ru/ii/1621491404/3b9fae37/34517790_m.png http://images.vfl.ru/ii/1621491408/ebf1b940/34517791_m.png http://images.vfl.ru/ii/1621491412/ebf27e87/34517792_m.png http://images.vfl.ru/ii/1621491415/0571bef0/34517793_m.png

***

ИЗ ИСТОРИИ НОВОНИКОЛАЕВСКА

КАКИМ БЫЛ НАШ ГОРОД В ПРОШЛОМ

В одном, из музеев нашего города есть старинная цветная лиография. В голубом небе летит неуклюжий самолет. Под ним населенный пункт: деревянные приземистые домики и только кое-где островки каменных двухэтажных зданий. Это фотография дореволюционного Новосибирска - г.Новониколаевска. Посмотрим каким же он был тогда»
С началом строительства обского моста и железной дороги
почти одновременно возникли два Поселка - один у устья р.
Каменки, другой - в районе вокзала. В них жили строители». В
одном из сохранившихся описаний поселка того времени мы чита ем: Он представляет кучу безобразных, наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами..."
Поселок у устья р.Каменки рос по обе стороны Каменского лога, занимая и сам лог. Привокзальный - расширялся в направлении теперешней ул. Челюскинцев и пересекающих ее улиц. Рос он и в районе между линией железной дороги и р.Обью.
В первые годы между этими двумя поселками был незастроенный участок, заросший лесом. Примерно, в средине этого участка был большой лог с деревянным мостиком через него. Здесь шла дорога на вокзал и мостик этот был опасным местом, где часто случались грабежи. Сейчас здесь начинается широкая прямая асфальтированная улица имени Ленина, на которой возводятся многоэтажные здания. Лог засыпан и на его месте расположен летний цирк.
Если мы посмотрим на план Новониколаевска 1905 года, то
увидим, что оба поселка к этому времени уже соединились.

Город сильно вырос и граница его застройки значительно расширились. В Закаменской части он занял участки от р. Каменки примерно до ул. Никитина и от р.Оби до теперешней ул. им. Кирова, Кварталы от ул .Кирова до ул. Красноармейской и два-три квартала от ул. Никитина в сторону р. Плющихи, на этом плане показаны, как незастроенные. Центральная часть города от линии железной дороги тянулась на север примерно до теперешней улицы им.Фрунзе и до ул. Граничной на восток.
Большая, густо населенная теперь, часть города, образуемая теперешними улицами Советской, Фрунзе, Граничной и Писарева, также была не застроена.
Что касается привокзальной части города, то на участке от линии железной дороги до района теперешней ул. советской уже в то время были застроены все улицы, пересекающие теперешнею ул. Челюскинцев.
Подавляющее большинство домов были деревянными одноэтажными. По данным,относящимся даже к гораздо более позднему периоду (1917 г.) из 8000 жилых строений в тогдашнем Новониколаевске было всего 6 двухэтажных и около 100 одноэтажных каменных зданий и примерно столько же деревянных домов на каменном фундаменте.
Дома строилась из леса, срубленного на территории города и за несколько лет было безжалостно, хищнически вырублено около 3000 га соснового и березового леса на месте которого возник город.
В первые годы существования поселка базарная площадь (располагавшаяся тогда в начало теперешнего Красного проспекта) вся была усеяна пнями только что срубленных деревьев.
Значительная часть домов перевозилась из соседних сёл и из гор. Колывани, который потерял своё экономическое значение
после постройки железной дороги. Одна из газет того времени
прямо указывала, что "На развалинах былой славы  Колывани вырос новый город Новониколаевск". Город быстро рос, несмотря на тяжелые условия аренды земельных участков на "кабинетских" землях.
Весной 1909 г. в городе возник большой пожар. Сообщения в печати так определяли его последствия: "Сгорела лучшая часть города... Убытки миллионные". По свидетельству первого архитектора города А.Д.Крячкова этим пожаром в южной части города было уничтожено 22 квартала с 800 деревянной домами.
После этого пожара город получил довольно значительную, по тем временам, ссуду, которая была использована для строительства 11 каменных зданий для начальных школ. Многие из этих зданий, построенных в 1910—1911 гг. существуют и сейчас (Здания теперешних школ №№ 3, 8, 9,12, 25 и некоторые другие).
Новониколаевск был городом только по названию. "Отцы города" не очень заботились о его благоустройстве, мощеных улиц в городе не было совсем, и только в 1911 г. небольшая часть центральных улиц была замощена булыжником. Водопровода также не было. Центральная часть города снабжалась водой из колодца на базарной площади. В других частях города колодцев было мало и население брало воду прямо из рек Оби и Каменки.
Вообще санитарное состояние города было настолько вопиющим, что об этом не раз писали тогдашние газеты.
Вот, что мы можем прочесть в томской газете "Сибирская жизнь" за 26 августа 1906 г.: "Город кругом обложен плотным кольцом навоза... На центральной старой площади погреба... заваливаются навозом и ассенизационными отбросами".
В городе часто вспыхивала эпидемия, тем более, что медицинское обслуживание было совершенно недостаточным. Характеризуя здравоохранение в дореволюционном Новониколаевске, местная газета "Обь" летом 1907 г. отвечала: "Население нашего города (40тыс. человек) совершенно лишено медицинской помощи". Больница имела 20—25 коек. Зато процветали кабаки.
В 1903 г. в городе было продано 112 тысяч вёдер водки. Страницы тогдашней газеты "Обь" наполнены скандальной хроникой. Чуть не каждую ночь случались грабежи и убийства. Дело дошло до того, что один из корреспондентов утверждал: "Тайга, на месте которой стоит город, не представляла для человека таких опасностей, какие существуют в Новониколаевске сейчас".
По смете города за 1905 г. на содержание полиции было отпущено 10 тыс. рублей, а на школы 1467 рублей. В это время в городе было всего 5 школ, в которых училось 1050 человек.
На всю Закаменскую часть города с 15 тыс .жителей имелась только одна школа, которая помещалась в частном доме. Разумеется, что для детей купцов и предпринимателей имелось неплохо оборудованное училище в центре города, школы, подобные Закаменской предназначались для детей рабочих.
В 1906 г. в Новониколаевске начала выходить газета.
Вся ее первая страница заполнялась рекламами торговых фирм и заводчиков: Чтобы реклама "била в глаза" ее текст иногда печатали... вверх ногами. Остальная часть газеты занималась хроникой и различными перепечатками.
Новониколаевск, возникший на пересечении двух магистралей - сибирской железной дороги и р. Оби, рос и развивался как торгово-транспортный узел.  Этим определялся его облик. Рабочих было немного, т.к. наиболее значительными промышленными предприятиями были: ж-д депо ст. Обь, несколько мельниц,
лесопилки и ряд  полукустарных  мастерских. Но несмотря на
0свою малочисленность новониколаевские рабочие активно участвовали в революционной борьбе против царизма. Таким был наш город до революции. Его облик довольно четко определялся замечанием корреспондента томской газеты "Сибирская жизнь", который писал: "Новониколаевск со своим положением города не совсем освоился и выглядит поселком".
За годы советской власти на месте старого Новониколаевска который так и оставался поселком, вырос один из крупнейших городов нашей страны - Новосибирск.

Я. ХАНИНСОН

========
Коллекция:Документы
Название:Очерк Я. Ханинсон. Из истории Новониколаевска. "Каким был наш город в прошлом"
Датировка:1950-1960-е гг.
Материал:Бумага
Размеры:30х22
Музейный номер:НВ-15452/6

Отредактировано alippa (20-05-2021 13:20:10)

0

52

http://images.vfl.ru/ii/1621692619/119c53fc/34546191_m.png
Коллекция:Документы
Название:Свидетельство страховое № 13769/1734 Новониколаевского городского общества взаимного страхования от огня имуществ Варламовой А.В., удостоверяющее страхование имущества, находящегося в Новониколаевске, ул. Гуляевская, д. 6, на срок с 01.01.1920 г. по 01.01.1921 г., Новониколаевск.
Датировка:22.06.1920 г.
Материал:Бумага, чернила (фиолетовые/чёрные), штемпельная краска (фиолетовая)
Техника:Типографская печать, рукопись, штамп
Размеры:35,2 х 23,3
Музейный номер:НГКМ ОФ-21936/10

+2

53

https://static.auction.ru/offer_images/cmn8/2019/06/07/05/big/E/EymUchGpCoM/2_aja_zapadno_sibirskaja_kraevaja_partijnaja_konferencija_gostevoj_bilet_na_pravo_poseshchenija_zasedanij.jpg

Отредактировано petrogradskiy (25-05-2021 10:04:16)

+3

54

Ссылка

ВКП(б). Новониколаевская губернская конференция.
    Материалы восьмой Новониколаевской губернской партийной конференции, (23-26 сентября 1924 года). - [Новониколаевск] : издание Новониколаевского губкома РКП, [1924]. -112, [3] с. ; 22 см. - .
1. РКП(б). Новониколаевский губернский комитет. 2. Власть (коллекция). 3. Территория (коллекция). 4. Территория России: Новосибирская область (коллекция).
ББК 63.3(253.3)613
Источник электронной копии: Новосибирская ГОНБ
Место хранения оригинала: Новосибирская ГОНБ
Издательство издание Новониколаевского губкома РКП
Объект в каталогах
История

Отредактировано petrogradskiy (25-05-2021 10:16:58)

0

55

Как привет из 1934 года на зависть будущим студентам Сибстрина: в институтской столовой официантки их не обслуживали.

http://images.vfl.ru/ii/1623944390/372c4590/34860675_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1623944430/a29b4f42/34860700_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1623944470/9ec95b5a/34860712_m.jpg

+2

56

Александр Валентинович!

А нельзя ли посмотреть разворот билета - для выяснения вопроса о его (билета) предназначении и полномочиях/правах владельца?

0

57

petrogradskiy написал(а):

А нельзя ли посмотреть разворот билета - для выяснения вопроса о его (билета) предназначении и полномочиях/правах владельца?

О чём это Вы? Современные медицинские книжки - потомки тех санитарных билетов. В них кроме периодических медицинских осмотров владельца и его допуска к работе больше ничего нет.

0

58

Александр Валентинович написал(а):

О чём это Вы? Современные медицинские книжки - потомки тех санитарных билетов. В них кроме периодических медицинских осмотров владельца и его допуска к работе больше ничего нет.

Не могу с этим согласиться на 100%, пока не увижу разворота.

https://img0.bitbazar.ru/600/15/1542274

https://sun9-10.userapi.com/impg/c85542 … type=album

https://st.violity.com/auction/big/auct … 600188.jpg

https://static.auction.ru/offer_images/ … i_1962.jpg

https://bidspirit-images.global.ssl.fas … it_001.jpg

история личной медицинской книжки

Замечу, что 1 октября 1936 года вышло Постановление № 1769 «Об обязательном медицинском осмотре лиц, занятых в пищевом деле, в предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения и на сооружениях по водоснабжению», согласно которому все рабочие и служащие, занятые в пищевом деле в предприятиях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения и на сооружениях по водоснабжению, подлежат обязательному периодическому медицинскому осмотру.

До этого обязательности как бы и не было.
До 1936г. медицинские осмотры отдельных категорий граждан имели место. Это касается вредных производств, призывников и служащих в армии, а также работников тех организаций, которые могут быть опасны в плане распространения инфекционных заболеваний.

Но данные о медосмотрах вносились в медицинские и амбулаторные карты, т.е. если буквально - не в медицинские/санитарные книжки или санитарные билеты (которые могли находиться и на руках у субъекта), а исключительно в медицинскую документацию ЛПУ (возможно - здравпункта).

В общем, не могу расценивать представленный форумчанам сан.билет в качестве исторического документа.

Отредактировано petrogradskiy (18-06-2021 14:57:50)

0

59

http://images.vfl.ru/ii/1624022068/2f3ccbc9/34870522_m.jpg
Коллекция:Документы
Название:Уведомление в Ново-Николаевскую Городскую Управу от Товарищества "К.А. Ельдештейн и Е.А. Дубовцев" о переименовании Товарищества в Торговый Дом, 13.07.1912 г
Датировка:13.07.1912 г.
Материал:Фотобумага матовая, картон
Техника:Фотопечать (черно-белая)
Размеры:28,3 х 23 см (фото), 34 х 27,3 (картонная основа)
Музейный номер:НВ-11052

+1

60

http://images.vfl.ru/ii/1624287530/de11f4ba/34899346_m.jpg

+2

61

Простые газетные объявления июня 1941-го, разделившие жизнь новосибирцев на "до" и "после"...

http://images.vfl.ru/ii/1624325971/172dfb07/34903343_m.jpg

+6

62

petrogradskiy написал(а):

Вроде и я это раньше выкладывал на форуме.

Если было,то я удаляю конечно!

0

63

http://images.vfl.ru/ii/1625338220/66cc92dc/35039302_s.jpg

0

64

Справка Сибревкома периода НЭПа.

http://images.vfl.ru/ii/1629652975/ffac0158/35587622_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1629653023/1e53ca94/35587623_m.jpg

+3

65

Железнодорожный билет 1941 года от станции Новосибирск Первый до ст. Семипалатинск.
С момента открытия данного маршрута в 1915 году он имел прямые и обратные номера 327/328.
Попытки узнать номера маршрута в предвоенные и послевоенные годы не увенчались успехом.

http://images.vfl.ru/ii/1629968856/d00e59e1/35631621_m.jpg

+1

66

Александр Валентинович написал(а):

Железнодорожный билет 1941 года от станции Новосибирск Первый до ст. Семипалатинск.

Не вижу 1941 год на компостере, впрочем может зрение ослабло совсем.

Александр Валентинович написал(а):

С момента открытия данного маршрута в 1915 году он имел прямые и обратные номера 327/328.

Доказательства, плиз, в студию!

Александр Валентинович написал(а):

Попытки узнать номера маршрута в предвоенные и послевоенные годы не увенчались успехом.

Может, потому что не было такого поезда?

Из ВИКИ:

"Станцию Обь в 1909 году переименовали в Новониколаевск I-Пассажирский, в 1924 году — в Новониколаевск-Пассажирский, а в 1926 году — в Новосибирск-Пассажирский, в связи с переименованием города".

А клише на билете - " Новосибирск-1 пассажирский".
Кстати, а что написано после "Семипалатинск"?

Отредактировано petrogradskiy (26-08-2021 20:50:48)

0

67

Артефакт 1943 года со вкладышем о снятии брони.

http://images.vfl.ru/ii/1630157274/a0dd907b/35659235_m.jpg

+1

68

Александр Валентинович написал(а):

Артефакт 1943 года со вкладышем о снятии брони

а откуда видно что бронь снята?

0

69

alippa написал(а):

а откуда видно что бронь снята?

По-моему, штамп со словом "строевой" означает либо отдел военкомата, либо годен к строевой службе, либо продление брони до 1944 года. Может, ошибаюсь, тут слово за спецом.

Отредактировано Александр Валентинович (28-08-2021 21:47:12)

0

70

petrogradskiy написал(а):

Доказательства, плиз, в студию!

Номера почтовых вагонов соответствовали номерам поездов маршрута Новониколаевск-Семипалатинск (327/328).
Иначе была бы полная неразбериха. Приведена схема Томской ж.д. и на ней тот маршрут.

http://images.vfl.ru/ii/1630161211/ad39ea81/35659782_m.jpg

0

71

Александр Валентинович написал(а):

Артефакт 1943 года со вкладышем о снятии брони.

На печати слева - Кировский ГВК, а в тексте - Кировский РВК.

Цитата: "2 декабря 1934 года постановлением Президиума Новосибирского городского Совета, Заобский административный район стал Кировским".
Значит в 1943 году военный билет не мог быть выдан Кировский РВК.
Похоже на подделку.

0

72

Александр Валентинович написал(а):

Приведена схема Томской ж.д. и на ней тот маршрут.

Какого года схема-то?  Дело в том, что, что Семипалатинск был и в составе Турксиба.
И кроме того, на схеме маршрут НСБ-Семипалатинск  идет строго по прямой, а на деле в Семипалатинск раньше по прямой доехать нельзя было.

Схема Томской ж.д. 1940 года:
http://images.vfl.ru/ii/1630401024/71441ee5/35687938_s.jpg

Отредактировано petrogradskiy (31-08-2021 16:10:55)

0

73

Александр Валентинович написал(а):

Номера почтовых вагонов соответствовали номерам поездов маршрута Новониколаевск-Семипалатинск (327/328).

Мне представляется, что в данном случае речь может идти о почтового-багажном поезде, в составе которого был пассажирский вагон.
Почтовый или почтово-багажный вагон не мог иметь номер поезда, потому что такой вагон мог быть отцеплен на любой "перевалочной станции" и прицеплен к любому иному поезду, имеющему другой номер и предназначение.

0

74

Александр Валентинович написал(а):

По-моему, штамп со словом "строевой" означает либо отдел военкомата, либо годен к строевой службе, либо продление брони до 1944 года.

Означает годность к строевой.
И этот годный имел бронь, как имели бронь и "нестроевики".
http://images.vfl.ru/ii/1630399439/2b564efa/35687578_s.jpg

Кстати, на печати - "Прокопьевский ГВК Новосибирской области", вкладыш выдан 24.08.1943г.
А Прокопьевск стал городом Кемеровской области с 26.01.43г. которая выделилась с этой даты из состава Новосибирской.

На обороте подобных вкладышей проставлялись отметки РВК, подтверждавшие факт работы владельца на режимной учреждении (на момент явки в назначенное время в назначенное место).
При разбронировании, полагаю, вкладыш элементарно изымался из билета.
В данном случае вкладыш есть, значит бронь не снята и действует.

Отредактировано petrogradskiy (31-08-2021 15:47:41)

+2

75

Документ 1898 г. в Кривощековское волостное  правление от Бердского сельского старосты.

http://images.vfl.ru/ii/1632299298/0487b4f2/35957852_m.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1632299631/88291151/35957894_m.jpg

+3

76

научили людей чистописанию, завитушек завитушек...

0

77

Даже на печати Берск!

Александр Валентинович написал(а):

Документ 1898 г. в Кривощековское волостное  правление от Бердского сельского старосты.

Откуда документ, можно тайну раскрыть?

0

78

golod написал(а):

Откуда документ, можно тайну раскрыть?

Никакой тайны нет. Просто слежу за выставленными на аукцион документами, которые мне интересны.

0

79

Александр Валентинович написал(а):

Никакой тайны нет. Просто слежу за выставленными на аукцион документами, которые мне интересны.

Понятно, частная коллекция. Спасибо.

0

80

ЗАПСИБКРАЙИСПОЛКОМ (Западно-Сибирский краевой исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, ЗСКИК), орган сов. власти и упр-ния на тер. Сибири. Сформирован в авг. 1930 после упразднения Сибкрайисполкома. Подведомств. территория соответствовала границам Западно-Сибирского кр.. Располагался в Новосибирске. Являлся директив. органом для всех сов., гос. и хоз. органов власти и упр-ния на тер. Зап. Сибири, за искл. учреждений общегос. значения (ж. д., почтовотелегр. связи, вооруж. сил, погран. охраны и др.). Был подотчетен ВЦИК и съезду советов Зап. Сибири. Осн. решения принимались коллегиально на сессиях ЗСКИК. Имелся также постоянный управляющий орган – Президиум. Числ. состав ЗСКИК составлял 40–45 чел. Пред. Ф.П. Грядинский.
Пропуск для входа в здание:

http://images.vfl.ru/ii/1632448628/248772f2/35987425_m.jpg

Отредактировано Александр Валентинович (24-09-2021 22:02:16)

+1

81

Из расписания поездов от ст. Челябинск до ст. Новониколаевск с мая 1916 г.
Выбрал участок движения, который для нас наиболее интересен.

http://images.vfl.ru/ii/1632498003/dcd4156a/35998150_m.jpg

+2

82

Александр Валентинович написал(а):

Выбрал участок движения, который для нас наиболее интересен.

Хм, очень кстати. Спасибо

0

83

НОКМ ОФ-18098/9 Талон посадочный Багаеву Н.А. на скорый поезд № 3 "Сибиряк".1981
http://images.vfl.ru/ii/1632589989/e8441e0b/36008735_m.png

+2

84

alippa написал(а):

Талон посадочный Багаеву Н.А.

Это он?
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11688
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?id=13537

Отредактировано petrogradskiy (26-09-2021 14:25:03)

0

85

petrogradskiy написал(а):

Это он?

да, совершенно верно, в музее есть еще его артефакты

0

86

alippa написал(а):

НОКМ ОФ-18098/9 Талон посадочный Багаеву Н.А. на скорый поезд № 3 "Сибиряк".1981

Интересная вещица, именной талон! Впервые такой вижу.
Прикинул дату отправления "Сибиряка", и не ошибусь, если скажу, что наш Герой СоцТруда Н.А.Багаев
поехал тогда в Москву на 26-й съезд КПСС, проводившийся с 23 февраля по 3 марта 1981 года.
.

0

87

Александр Валентинович написал(а):

Интересная вещица, именной талон! Впервые такой вижу.
Прикинул дату отправления "Сибиряка", и не ошибусь, если скажу, что наш Герой СоцТруда Н.А.Багаев
поехал тогда в Москву на 26-й съезд КПСС, проводившийся с 23 февраля по 3 марта 1981 года

конечно,талон же маркирован "вотемаркой": XXVI))

0

88

Артефакт 1909 года: единая форма бюллетеня на Сибирской железной дороге до её разделения.

http://images.vfl.ru/ii/1633178337/474f5d5f/36096125_m.jpg

+2

89

Осталось загадкой, чем же заболел Андрей Матвеев. И что же за % для (жены)?

0

90

Александр Валентинович написал(а):

Артефакт 1909 года: единая форма бюллетеня на Сибирской железной дороге до её разделения.

https://static.anumis.ru/global/images/photos/0204/huge/1504439.jpg

Александр Валентинович! А какое разделение Сибирской ж.д. имеется ввиду? И когда это произошло?

Отредактировано petrogradskiy (02-10-2021 22:44:26)

+1

91

petrogradskiy написал(а):

А какое разделение Сибирской ж.д. имеется ввиду? И когда это произошло?

О разделении Сибирской железной дороги можно прочитать здесь:
https://kras.rzd.ru/ru/3056/page/103290?id=3657

0

92

Александр Валентинович написал(а):

О разделении Сибирской железной дороги можно прочитать здесь:
https://kras.rzd.ru/ru/3056/page/103290?id=3657

Есть более весомые источники но и они, по моему, не дают ответа на поставленный вопрос.

http://bsk.nios.ru/content/glavnaya-mag … ibiri.html

век транссиба

Век Транссиба
100 лет назад, осенью 1916 года, завершилось строительство Великого Сибирского пути – Транссибирской железнодорожной магистрали, соединившей европейскую часть России с побережьем Тихого океана.

З†™Ђ†§™†_Ґ•Ђ®™Ѓ©_б®°®аб™Ѓ©_§ЃаЃ£®_189119 мая 1891 года состоялась закладка Великого Сибирского пути во Владивостоке. Цесаревич Николай Александрович отвез тачку земли для полотна будущей дороги

XIX век стал для России эпохой стремительного развития путей сообщения, в том числе строительства обширной сети железных дорог. Неудивительно, что в стране с такими необъятными просторами, как у нас, этот удобный, дешевый и, главное, быстрый способ передвижения довольно скоро обрел популярность и заставил правительство задумываться о прокладке все новых и новых линий. Несомненно, знаменательной вехой, одним из ключевых процессов в истории железнодорожного строительства в России явилось сооружение Великого Сибирского пути, соединившего центральную часть страны со стратегически важными территориями и способствовавшего освоению и заселению тогда совсем еще малоизученного, но очень богатого края.

НАЧАЛО СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Впервые мысль о «проложении железной дороги» по территории Сибири была высказана в 1836 году инженером путей сообщения Н.И. Богдановым. Однако всерьез рассматривать проект сооружения железнодорожного пути между западной и восточной частями страны стали только во второй половине XIX века, когда внешнеполитическая активность ближних и дальних соседей России вынудила правительство обратить внимание на азиатские владения империи и поставила вопрос о создании железнодорожного сообщения с ними.

В первых подобных планах, возникших в царствование Александра II, речь шла лишь о подъездах к Сибири. Так, при обсуждении в 1873 году в Комитете министров вопроса о Сибирской железной дороге главная цель предстоящего строительства формулировалась следующим образом:

«Осуществление транзитного пути, соединяющего Сибирь с Центральною Россиею».

Двумя годами позже, в 1875-м, обсуждение этих планов приобрело более конкретный характер: стали рассматриваться различные варианты направления пути. На тот момент сеть русских железных дорог примыкала к Волге в двух населенных пунктах – в Рыбинске и Нижнем Новгороде. Поэтому были выдвинуты два возможных направления будущей магистрали: северное – от Рыбинска на Вятку и Пермь и южное – от Нижнего Новгорода на Казань и Екатеринбург. Предпочтение отдавалось второму варианту, но проекту в целом не суждено было осуществиться: из-за финансовых трудностей в стране вопрос был сведен к более узкой задаче – соединению железной дорогой внутренних водных путей Центральной России и Сибири.

В следующий раз внимание на проект Сибирской дороги обратил император Александр III. К тому времени железнодорожное сообщение в европейской части империи охватило практически все важнейшие направления; продолжалось и активное строительство новых линий. В мае 1882 года на журнале Комитета министров по результатам заседания, на котором поднимался вопрос о создании сибирского рельсового пути, Александр начертал:

«Изыскания провести безотлагательно и рассмотреть в Комитете министров для обсуждения направления Сибирской магистральной линии».

В 1882–1883 годах был организован и выполнен ряд исследований для выбора направления, по которому можно было бы «войти» в Сибирь. Основываясь на данных этих изысканий, Комитет министров счел наиболее подходящей линию Уфа – Челябинск, отметив при этом необходимость дальнейших изыскательских работ. Тем не менее было принято решение о строительстве дороги от Самары на Уфу, Златоуст и Челябинск, которое и началось в 1886 году и было завершено к осени 1892 года. Именно эта линия и стала началом Сибирской железной дороги.

ДАЛЬНЕЙШИЙ ВЫБОР ПУТИ

Проект строительства Транссибирской магистрали на протяжении нескольких лет оставался предметом постоянных горячих споров и обсуждений в самых разных кругах. Возникло несколько основных идей о наиболее выгодном дальнейшем направлении дороги. Сооружение магистрали предполагалось совместить с решением других задач, например с развитием внутренних водных путей или с содействием промышленному росту Урала. Таким образом, вопрос о направлении дороги был не только и не столько техническим, сколько экономическим и даже политическим.

7551901Транссибирская железнодорожная магистраль на карте России

Этой теме посвящалось множество брошюр, книжек, записок, газетных статей и заметок, статистических таблиц. Существовали карты с объяснениями и объяснения с картами, телеграммы от городских общественных управлений, городских дум и купцов, письма, ходатайства в пользу того или иного варианта, написанные каллиграфическим, или размашистым, или мелким, едва читаемым, или вовсе абсолютно нечитаемым почерком либо напечатанные на отдельных листах типографским способом и сшитые самым примитивным образом. Даже специальному чиновнику трудно было разобраться в этой массе бумаг полемического содержания, но лица, заинтересованные в определенном решении вопроса, зорко следили за всем, что появлялось в печати о Сибирской железной дороге. Перспективы проекта неоднократно обсуждались в различных обществах и биржевых комитетах. О необходимости проведения железнодорожного пути говорилось и в отчетах генерал-губернатора Восточной Сибири А.П. Игнатьева и генерал-губернатора Приамурья А.Н. Корфа за 1885–1886 годы.

И вот наконец в июне 1887 года в Санкт-Петербурге прошел ряд совещаний, на которых рассматривались вопросы, связанные с сооружением железной дороги в Сибири. Было выбрано три основных направления и назначено пять партий для выполнения программы правительственных изысканий: по одной для Средне-Сибирской и Уссурийской линий, три – для Забайкальской. Начальники партий состояли в подчинении у местных генерал-губернаторов, которые, в свою очередь, обязаны были заботиться об успешной работе экспедиций и отчитываться в том перед вышестоящими инстанциями.

C4449А.Н. Корф (1831–1893) – генерал-губернатор Приамурья с 1884 по 1893 год

Согласно составленному плану, изыскательские работы следовало выполнить за два года. Однако трудности, с которыми практически повсеместно сталкивались исследовательские группы, включая сложные природные и климатические условия, а также довольно частую смену приоритетов при выборе конкретного направления для прокладки путей, привели к тому, что изыскания, начавшиеся в 1887 году, продолжались гораздо дольше, чем предполагалось, вплоть до 1911 года (с перерывом в 1902 году и в период Русско-японской войны).

C1316_2А.П. Игнатьев (1842–1906) – восточносибирский (позднее иркутский) генерал-губернатор с 1885 по 1889 год

Тем не менее главные решения относительно сооружения магистрального рельсового пути через Сибирь были приняты. По предложению министра финансов С.Ю. Витте, строительство дороги разбили на три очереди: первая – проведение Уссурийской (Владивосток – Графская), Западно-Сибирской (Челябинск – Обь) и Средне-Сибирской (Обь – Иркутск) линий, а также линии Екатеринбург – Челябинск; вторая – работы на участках от Графской до Хабаровки (позднее Хабаровск) и от Иркутска до озера Байкал и прокладка Забайкальской линии (Мысовая – Сретенск); наконец, третья – сооружение Кругобайкальской (Байкал – Мысовая) и Амурской (Сретенск – Хабаровка) дорог.

Основными принципами и приоритетами при выборе конкретных направлений магистрали и строительстве отдельных ее участков были признаны следующие: насколько возможно меньший объем работ, самая низкая первоначальная стоимость сооружения, допустимость применения упрощенных технических условий. Все задумывалось строить скромно, без роскоши, однако капитально и с расчетом на то, что в процессе эксплуатации временные сооружения можно будет заменить постоянными и при необходимости расширить.

ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ ТРАНССИБА

К строительным работам на отдельных участках Транссибирской магистрали приступили в 1891 году. А 19 мая того же года стало официальной датой начала строительства Великого Сибирского пути. Именно в этот день цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из кругосветного путешествия, собственноручно высыпал тачку земли в железнодорожную насыпь и заложил камень и серебряную памятную пластину в здание вокзала станции Владивосток.

Одной из наиболее острых проблем при возведении магистрали стало обеспечение строительства рабочей силой. Трасса прокладывалась по малонаселенной, практически безлюдной местности. Рабочих приходилось вербовать и перебрасывать из европейской части России, и оттуда же везли почти все материалы. Значительную часть работ выполняли ссыльные и солдаты. Сооружение дороги велось преимущественно вручную. Средства механизации – землеройные машины New Era американской фирмы Ostin – применялись для отсыпки железнодорожной насыпи лишь в Западной Сибири, но и там в минимальных объемах.

093Зарубка шпал. Рабочих на строительство Сибирской железной дороги приходилось вербовать и перебрасывать из европейской части России

Суровые природно-климатические условия диктовали собственные требования при строительстве. Дорога пересекала могучие реки, районы вечной мерзлоты, заболоченные участки. Приходилось взрывать монолитные горные породы при прокладке тоннелей, устраивать специальные галереи для защиты пути от камнепадов, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, чтобы препятствовать возможному затоплению дороги.

Для того чтобы снизить стоимость строительства, как уже говорилось, было принято решение о применении так называемых облегченных технических условий: речь шла, например, о сокращении ширины земляного полотна, уменьшении балластного слоя и использовании легких рельсов. Целесообразным тогда представлялось и возведение через малые реки деревянных, а не железных мостов и сооружение путевых построек без фундаментов. Все это также способствовало сокращению сроков строительства.

Прокладка первой части Транссибирской магистрали – Южно-Уссурийской дороги, начавшаяся весной 1891 года, завершилась в 1894-м. Тремя годами позже был готов и северный участок Уссурийской дороги. 13 ноября 1897 года открылось постоянное движение между Владивостоком и Хабаровском.

В 1896 году была сдана в эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога, связавшая Челябинск и Новониколаевск (ныне Новосибирск), а в 1898 году завершилось сооружение Средне-Сибирской железной дороги от Оби до Иркутска. Линия Екатеринбург – Челябинск вступила в строй в 1896 году. Таким образом, первая очередь Транссибирской магистрали была открыта для постоянного движения составов через семь лет после начала строительства.

По мере готовности отдельных участков на них устанавливалось временное движение составов, доставлявших рабочих и материалы для строительных нужд. Одновременно организовывались также перевозки пассажиров и частных грузов, причем тарифы утверждал лично министр путей сообщения.

ВТОРАЯ ОЧЕРЕДЬ ТРАНССИБА

В апреле 1894 года министр финансов представил записку о сроках окончания работ на участках, отнесенных ко второй и третьей очередям строительства Транссибирской магистрали. Движение по Забайкальской железной дороге, а также по ветви от Иркутска до озера Байкал предлагалось открыть не позже 1898 года.

Восточный портал тоннеля на 592-й версте Забайкальской железной дороги. Особые сложности при прокладке Великого Сибирского пути вызвало именно сооружение тоннелей

Проект работ предусматривал использование для поставки строительных материалов рек Чулым и Ангара, для чего планировалось улучшить судоходные условия на этих реках. Кроме того, для соблюдения намеченных сроков строительства прокладку путей нужно было осуществлять одновременно по двум направлениям навстречу друг другу – от Красноярска и от Иркутска. Наконец, чтобы не возить рельсы с Урала, решено было подготовить к прокату рельсов мощности Николаевского завода братьев Бутиных в Иркутской губернии, арендованного купцом Николаем Глотовым. Заводу предоставили аванс на приобретение дополнительного оборудования, и с Глотовым был заключен договор на поставку 1 млн пудов рельсов и скреплений.

Однако реализовать все эти проекты на практике не удалось. Комплекс работ по улучшению судоходных условий Ангары не был выполнен до конца. Управляющий Николаевского завода не сумел перестроить производство, и в результате прокладка пути велась лишь со стороны Красноярска. Тем не менее запланированные сроки были выдержаны, и осенью 1898 года на западный берег Байкала пришел первый рабочий поезд.

Сложнее оказалась ситуация с сооружением Забайкальской железной дороги, строительные работы на которой начались в апреле 1895 года. Июльское наводнение 1897 года сильно повредило три уже готовых участка общей протяженностью свыше 750 верст. Дорожные работы пришлось остановить. Стало ясно, что проект строительства нуждается в значительной корректировке: в частности, при прокладке путей по долинам рек Хилок, Ингода и Шилка необходимо учитывать максимальный уровень воды в период наводнения. Стоимость дополнительных работ, включающих поднятие железнодорожного полотна и изменение высоты искусственных сооружений, оценивалась в 6,2 млн рублей. В конечном итоге строительство Забайкальского участка Транссиба до станции Сретенск было завершено только весной 1901 года.

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

В 1896 году маршрут Великого Сибирского пути подвергся пересмотру, и вместо изначально запланированного Амурского участка было решено провести дорогу более южным путем, по территории Маньчжурии. Так, в конце того же года началась активная работа над проектом Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая должна была пройти через Харбин до станции Пограничная.

H0114Участники открытия работ по сооружению Китайско-Восточной железной дороги 16 августа 1897 года. Ее проведение стало одним из этапов строительства Транссиба

Организованные для строительства КВЖД партии инженеров стали прибывать в Маньчжурию летом 1897 года. Но едва только был составлен план работ, как его пришлось значительно расширить. По Пекинской конвенции от 15 марта 1898 года Россия получила в арендное пользование южную часть Ляодунского полуострова с городом Порт-Артуром, который необходимо было как можно скорее соединить с Россией железнодорожным путем. Это привело к снижению темпов работ на главной линии дороги.

Сильно осложнили строительство КВЖД так называемые «боксерские беспорядки» 1900 года. Значительная часть пути подверглась разрушению: из 1300 верст, уложенных до начала волнений, осталось лишь 400 верст сплошного рельсового пути. Было сожжено множество сооружений, на большом протяжении уничтожена линия телеграфа, испорчен подвижной состав, полностью разрушены угольные копи дороги.

По мере продвижения русских войск, направленных сюда для подавления беспорядков, работы на железной дороге возобновлялись. В ноябре 1900 года главная линия была восстановлена на участке на запад от Харбина до Цицикара и на восток до хребта Ляолинь. На южной линии КВЖД в это время уже курсировали поезда от Порт-Артура до Мукдена.

M0151М.И. Хилков (1834–1909) – министр путей сообщения с 1895 по 1905 год

Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, строительство продолжалось, и 21 октября 1901 года, в годовщину вступления на престол императора Николая II, по КВЖД было открыто временное движение поездов. Это означало, что сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком на всем протяжении Великого Сибирского пути установлено (с учетом Байкальской паромной железнодорожной переправы).

ТРЕТЬЯ ОЧЕРЕДЬ ТРАНССИБА

Параллельно строительству КВЖД велось и сооружение третьей очереди Транссибирской магистрали. В 1899 году начались работы на Кругобайкальской железной дороге от станции Мысовая до станции Байкал. Этот, казалось бы, небольшой участок – длиной в 244 версты – был одним из самых трудных и опасных на всем протяжении магистрали: 78 верст дороги проходили у подножия потенциально обвалоопасных крутых и отвесных скал. На участке было запроектировано строительство 31 тоннеля и сотни мостов.

Однако в ходе работ выяснилось, что необходимо сооружение еще восьми тоннелей, пристройка к ним более двух десятков галерей и возведение шестнадцати отдельно стоящих каменных галерей для защиты железнодорожного полотна от обвалов. В некоторых местах в целях защиты от возможных камнепадов линию пришлось «отодвинуть» дальше от скал.

Временное движение на Кругобайкальской железной дороге было открыто 13 сентября 1904 года: на восток направлялись воинские поезда, в обратном направлении – санитарные (шла Русско-японская война). В этот день Транссиб сомкнулся на берегу озера Байкал. Последний костыль забил министр путей сообщения князь М.И. Хилков. А полностью строительные работы на линии завершились лишь в октябре 1905 года.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОЛЕЯ

Однако пропускная способность дороги оказалась явно недостаточной. Особенно напряженным движение по ней было во время Русско-японской войны – тогда-то и выяснилось, что магистраль не в состоянии справиться с усиленным перемещением войск и грузов.

По окончании войны специальная комиссия, рассмотрев комплекс вопросов, связанных с функционированием Транссиба, приняла решение о необходимости повысить скорость движения поездов. Для этого следовало отказаться от принятых на начальных этапах строительства упрощенных технических условий и не только увеличить количество шпал на 1 км пути и ширину земляного полотна, но и заменить облегченные рельсы на рельсы более тяжелых типов. Кроме того, вместо временных деревянных мостов предстояло построить капитальные сооружения. Речь шла и об увеличении количества паровозов и вагонов на линии.

15_07_2011_card_09Кругобайкальская железная дорога оказалась одним из самых опасных и сложных участков Транссибирской магистрали

А в июне 1907 года Совет министров рассмотрел и одобрил предложения о строительстве второй колеи Сибирской железной дороги и переустройстве горных участков пути. В 1909 году магистраль на протяжении 3274 км стала двухпутной на участке между Челябинском и Иркутском. В 1913 году вторую колею продолжили вдоль Байкала и за Байкал до станции Карымская. Осуществление всех перечисленных мероприятий сопровождалось строительством новых участков Транссибирской магистрали и ответвлений от нее.

АМУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Итоги Русско-японской войны (потеря Порт-Артура) способствовали ускорению процесса сооружения последнего участка Транссибирской магистрали – Амурской железной дороги. Изыскания на ее возможных направлениях проводились в 1906–1907 годах, но при этом окончательного решения о месте соединения Амурской и Забайкальской линий (через город Нерчинск или разъезд Куэнга) принято не было. Немного позже исследования признали некачественными, и за дело взялись новые изыскательские партии.

В марте 1908 года на рассмотрение первой сессии III Государственной думы Министерство путей сообщения внесло законопроект «О приступе к сооружению Амурской железной дороги распоряжением казны и за ее счет». В Думе имелось много противников этого строительства. Между тем ярым сторонником сооружения дороги был председатель Совета министров П.А. Столыпин. Выступая в Государственной думе 31 марта 1908 года, он убедил депутатов, что их положительное решение по данному вопросу «придаст большую силу государству». В результате весной 1908 года начались активные строительные работы на головном участке Амурской линии.

Особые сложности при прокладке пути на этом направлении вызвало сооружение восьми тоннелей. Впервые в практике мирового железнодорожного строительства пробивка тоннелей осуществлялась в условиях вечной мерзлоты.

В целом работы на восточной части Амурской железной дороги закончились в 1915 году. Чтобы соединить Великий Сибирский рельсовый путь, оставалось лишь достроить мост через реку Амур. Работы по сооружению моста начались в 1913 году, и 5 октября 1916 года движение по нему было торжественно открыто. Рельсовый путь сомкнулся. В связи с этим «Вестник путей сообщения» писал: «Сооружением моста на Дальнем Востоке тихо, почти незаметно для остальной России закончено большое народное дело, положено последнее звено сплошного, через всю Сибирь рельсового пути по русской земле».

В целом стоимость строительства Сибирской железной дороги от Челябинска до Владивостока вместе с Байкальской паромной железнодорожной переправой, Китайско-Восточной железной дорогой, ветвью Челябинск – Екатеринбург, двумя ветвями к китайской границе (от Забайкальской и Уссурийской железных дорог) и линией Тюмень – Омск составила более 1,2 млрд рублей. Великий Сибирский путь связал европейскую и азиатскую части России. Его создание сделало пассажирское и грузовое снабжение более дешевым и доступным, а также способствовало развитию промышленности и освоению малоизученной территории Сибири.

Александр Хобта,
кандидат исторических наук
(при участии Анастасии Акчуриной)

Отредактировано petrogradskiy (03-10-2021 13:54:48)

0

93

petrogradskiy написал(а):

02-10-2021 22:32:37

СИБИРСКАЯ  ЖЕЛѣЗНАЯ ДОРОГА
КОПIЯ

Служба  тяги        Участокъ 13
БЮЛЛЕТЕНЬ № 13
Имя и фамилія: Надежда
Дюканова
Должность: Сторож деж. комн.
Мѣстожительство ст.   
Иннокентьевская
Окладъ 180 р. въ годъ
Время заболѣванія 22/XI 03 г.
Болѣзнь ------------
Кѣмъ осмотрѣнъ: врачомъ или фельдшеромъ?
22/XI
Отмѣтка врача: слѣдуетъ-ли больному лечиться стаціонарно, амбулаторно, при исполненіи своихъ обязанностей, или онъ долженъ быть отъ нихъ освобожденъ и въ продолженіи какого времени? на 3 дня
25/XI къ службѣ сторожихой
не способна, а потому лучше
освидетельствовать
въ поломойки. Подписалъ
Врачъ Михайловскiй
Подлинный подписалъ
Начальникъ Иннокент.
уч. тяги инженеръ
Ковзанъ. Съ подлинникомъ
вѣрно. Пд. счетовода
Александровъ.
Вѣрно:
Дѣлопроизводитель

Этотъ талонъ остаётся у больного и только по
по выздоровленiи съ отмѣткою врача о времени консультации или посещенiй врачом возвращается Начальнику Службы.

Дѣлопроизводитель

Сер.У № 18

СИБИРСКАЯ  ЖЕЛѣЗНАЯ ДОРОГА

0

94

Из архива театра Красный факел.

http://images.vfl.ru/ii/1634007250/bb839e47/36220377_m.jpg

Георгий Николаевич Полежаев (1900-1986) был актёром и режиссёром театра Красный факел в 1931-1936 гг.

http://images.vfl.ru/ii/1634007638/9cb75b41/36220399_m.jpg

+2

95

Александр Валентинович

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ КРАЕВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР
"Красный факел"

Заведующий производством
Заслуж. артист. республики
Георгий Николаевич Полежаев

Справка.

Тов. НЕЕЛОВ А. А. работавшие в ТЕАТРЕ КРАСНЫЙ ФАКЕЛ с 1-го окт. 35г. по 1 марта 36
в качестве пом. инспектора сцены выполнял следующие обязанности по актерско-режиссерскому
цеху.
I. Расписание занятий и учет рабоч. врем. 2. Секретарство в Режиссёрск. штабе и руководство режиссёрской конторой.
3. Заведывание теа-библиотекой и хранение музейн. материалов.
4. Организационное руководство лекциями на курсах по повышению квалификации актеров и студии вспомогательно состава (ТЕУЧ).

Обязанности выполнял добросовестно и аккуратно

Зав. Производством  Герг. Полежаев

26/II/1936

http://images.vfl.ru/ii/1634018094/252128ce/36221071_m.png

+2

96

Свершилось: поселок  Ново-Николаевский стал безуездным городом ...

http://images.vfl.ru/ii/1634658142/87c0f61e/36327028_m.jpg

+3

97

Александр Валентинович написал(а):

Свершилось: поселок  Ново-Николаевский стал безуездным городом ...

МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХЪ ДѢЛЪ.
ДЕПАРТАМЕНТЪ.
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ.
Отдѣленіе 6 Столъ I
7 Января 1904 г.
№ 84

ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНІЮ.
2 ЯНВ.1904
На № 7203- 1898 г.

Томское Губернское
УПРАВЛЕНIЕ
22 ЯНВ. 1904
ОБЩ ВХОД 926/1333
ОТД. 81.

Господину Томскому Губернатору.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ въ 28 день Декабря минувшаго года, согласно положенію Комитета Министровъ. ВЫСОЧАЙШЕ повелѣть соизволилъ:
I. Поселеніе Ново-Николаевскъ при станціи
Лѣвая Обь, Томскихъ уѣзда и губерніи, возввести на степень безуѣзднаго города того же наименованія, въ предѣлахъ нынѣ занимаемся онымъ селитебной площади и выгонныхъ земель, съ тѣмъ,чтобы, по точной силѣ ВЫСОЧАЙШАГО поколѣнія 13-го февраля 1903 года, изъ этого пространства — земли общаго пользованія, въ количествѣ 4,881 десят. 2,260 кв. саж. или какое окажется при окончательномъ отводѣ, поступили въ безвозмездную собственность города, а усадебные участки предоставлены были обывателямъ на выкупъ въ собственность; и II. Предоставить Министерству Внутреннихъ Дѣлъ

0

98

сергей канн:

— В документе МВД пересказано содержание вот этого Закона:
— Т.е. статус города оформлялся Законом Империи? Круто.
— Обязательно. При этом власть старалась десятилетиями поддерживать декларируемую ею "устойчивость законов" Империи. Из-за этого и тянули так долго с приданием Ново-Николаевскому посёлку городского статуса. Переписка длилась почти десять лет. А всё дело было в том, что посёлок не дотягивал до определённых (законодательно утверждённых) кондиций, в соответствии с которыми он мог, по положению, считаться городом.

Полное собрание законов Россійской Империи. Собрание Третье Том XXIII. Отделение 1. 1903 г.
Всего томов 48
Издательство: Государственная типография
Место издания: СПб.
Год издания: 1905
----------------
Третье издание выходило ежегодно до 1916 г., включает более 40 тысяч законодательных актов с 1 марта 1881 г. до конца 1913 г. — время правления Александра III — Николая II (33 тома).
-----------------
25805.—Декабря 28. Высочайше утвержденное положеніе Комитета Министровъ (Собр. Узак. 1904 г. Марта 9, отд. I, ст. 328) —Объ образованіи изъ поселенія Ново-Николаевска, Томской губерніи, безуѣзднаго города.

Государь Императоръ, въ 28-й день Декабря 1908 года, согласно положенію Комитета Министровъ, Высочайше повелѣть соизволилъ:

I. Поселеніе Ново-Николаевскъ при станціи Лѣвая Обь, Томскихъ уѣзда и губерніи, возвести на степень безуѣзднаго города того же наименованія, въ предѣлахъ нынѣ занимаемой онымъ селитебной площади и выгонныхъ земель, съ тѣмъ, чтобы, по точной силѣ Высочайшаго повелѣнія 13 Февраля 1903 года, изъ этого пространства — земли общаго пользованія, въ количествѣ 4,881 десятины 2260 квадратныхъ саженъ или какое окажется при окончательномъ отводѣ, поступили въ безвозмездную собственность города, а усадебные участки предоставлены была обывателямъ на выкупъ въ собственность;—и

II. Предоставить Министерству Внутреннихъ Дѣлъ сдѣлать распоряженія:

а) о введеніи въ поселкѣ Ново - Николаевскѣ общественнаго управленія по Городовому Положенію 1892 года (3-е Полн. Собр. Зак., Т. XII, 8708) въ упрощенномъ видѣ на основаніяхъ, указанныхъ въ приложеніи къ статьѣ 22 сего Положенія, и

б) о производствѣ оцѣнки недвижимыхъ имуществъ въ городѣ, для опредѣленія правъ ихъ владѣльцевъ на участіе въ первоначальномъ сходѣ домохозяевъ, чрезъ особую избранную владѣльцами недвижимыхъ имуществъ изъ своей среды Оцѣночную Комиссію подъ предсѣдательствомъ лица, назначеннаго Томскимъ Губернаторомъ.

http://images.vfl.ru/ii/1634708242/a6f66494/36332104_m.jpg

Отредактировано alippa (20-10-2021 12:41:13)

0

99

Документ периода временного захвата власти в Ново-Николаевске частями чехословацкого корпуса и белогвардейцами.

Копия
Удостоверение № 7838
Дано сие от Ново-Николаевского Военного госпиталя
юнкеру Мальчикову Александру Алексеевичу в том,
что он в комиссии врачей 10 октября 1919 года признан
не годным к службе по ст. 6 лит. А хронический катар
правого легкого с упадком питания, что подписью и
приложения казенной печати удостоверяется.
Г. Ново-Николаевск 11-го октября 1919 г.
Главный врач Ново-Николаевского Военного
госпиталя Доктор медицины Попов.
Вр.И.Д. заведующего хозяйством Коллежский
Регистратор Головкин.
В приказ об исключении из списков.
18.Х.919 (МП)

http://images.vfl.ru/ii/1635298748/9bb09f19/36431487_m.jpg

+2

100

Этот документ , кажется, копия от 192 какого-то года

0